Золотой храм сикхов в амритсаре

Содержание

Каждый сикх считает своим священным долгом посетить Золотой храм в Амритсаре хотя бы единожды в своей жизни.

Поэтому в окрестностях святыни с одинаковой вероятностью можно повстречать, как важных докторов наук и успешных бизнесменов, так и нищих пилигримов из индийской глубинки.


Наподобие другим сикхским духовным сооружениям, в Золотом храме в Амритсаре не проводят каких-то специально организованных служений. Священное действо совершается здесь практически круглосуточно, за исключением перерыва в несколько часов ночью. Одних паломников можно узреть в умиротворённой прогулке вокруг святого озера Амрит-Саровар, других долго и задумчиво созерцающих на Золотой храм, а третьих застать прямо в священных водах озера во время ритуального омовения. Последняя церемония считается крайне символичной, и согласно древним сказаниям приносит много счастья и удачи её совершившим. Подобное можно увидеть только во время празднования дня Макара-санкранти на острове Сагар.

Описание Золотого Храма Хармандир-Сахиб

Золотой храм Индии представляет собой огромное строение, изготовленный из мрамора, золота и бронзы. Он располагается в самом центре Амритсара и привлекает огромное число своих верующих, паломников и просто зевак.

Сикхи боготворят свой храм. Сюда могут прийти представители самых разных религий, но предварительно следует обязательно покрыть голову и помыть ноги, демонстрируя уважение сикхам и их вере.

История

Город основан на месте деревни Тунг, выкупленной за 700 рупий четвёртым лидером сикхов Рам Дасом в 1574 году у прежних владельцев, и назван в честь расположенного на участке озера. В том же году гуру Рам Дас перенёс свою резиденцию в Амритсар.

Центр Амритсара с узкими улицами в основном застроен в 17-18-м веках. Город представляет собой пример уникальной системы городского планирования Катрас. Система Катрас предполагает строительство замкнутых на себе кварталов, каждый из которых может стать самостоятельной оборонительной единицей в случае нападения.

Бойня на Джаллианвала-багх

Основная статья: Бойня на Джаллианвала-багх

Джаллианвала-багх в 1919 году, спустя месяц после бойни

13 апреля 1919 года в Амритсаре произошёл массовый расстрел мирных жителей во время Джаллианвала-багхской бойни.

Во время Первой мировой войны в Амритсаре происходили существенные беспорядки, особенно в среде сикхов. 10 апреля 1919 года, Сатья Пал и Сайфуддин Китчлев, два известных сторонника движения ненасильственного сопротивления колониальной администрации (сатьяграха) были вызваны в резиденцию заместителя комиссара, задержаны, арестованы и высланы в Дхарамсетлу, в современном штате Химачал-Прадеш. Это стало причиной всеобщей забастовки и марша протеста 50 000 человек. Марш протеста был остановлен. Согласно официальной версии погибло 12 человек и ранено от 20 до 30 человек. Согласно данным Индийского национального конгресса погибло от 20 до 30 человек.

Три дня спустя, 13 апреля, на традиционный фестиваль Байсакхи, в Джаллианвала-багх, собрались тысячи мусульман, сикхов и индуистов. Через час после начала митинга, в 16:30, по приказу заместителя командующего британским военным контингентом, Дайером без предупреждения были заблокированы основные выходы и начался расстрел толпы. Расстрел длился около 10 минут. Общее число погибших по британским данным составило 379. По оценкам Индийского национального конгресса погибло около 1000 человек.

Волнения 1947 года

Основная статья: Раздел Британской Индии

Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан оказал глубокое воздействие на демографическую, экономическую, культурную, политическую и социальную структуру Амритсара. Раздел штата Пенджаб между Индией и Пакистаном привёл к тому, что Амритсар оказался приграничным городом. До раздела, исламская лига хотела включить Амритсар в состав Пакистана, основываясь на близости города к Лахору (около 30 миль) и доли мусульман в населении города, близкой к 50 %, однако город оказался в составе Индии. Индийский национальный конгресс преследовал сходные цели, настаивая на включении Лахора как культурного, экономического и политического центра Пенджаба, а также долю индуистов и сикхов населении города порядка 50 % населения в состав Индии, однако Лахор стал частью Пакистана. В результате, в Амритсаре и Лахоре произошли одни из наиболее трагичных в истории человечества социальные потрясения и беспорядки. Исламское население Амритсара было вынуждено спешно покинуть свои дома и собственность перед угрозой массовых антиисламских волнений в Амритсаре. Аналогичная картина наблюдалась и в Лахоре.

Операция «Голубая Звезда»

Основная статья: Операция «Голубая звезда»

Операция «Голубая Звезда» проходила в Амритсаре с 3 по 6 июня 1984 года индийскими войсками по приказу Индиры Ганди, тогдашнего премьер-министра Индии, и была направлена против сикхских боевиков, укрывавшихся в Золотом храме в Амритсаре.

Согласно официальной информации в ходе спецоперации погибло 83 военнослужащих. Методы проведения и результаты военной операции вызвали широкий общественный резонанс. 4 месяца спустя операции, 31 октября 1984 года, Индира Ганди была убита своим телохранителем — сикхом по вероисповеданию. Вслед за её смертью, более 3000 сикхов погибло в ходе антисикхских погромов.

Золотой храм (Golden Temple Kashi Vishwanath)

Храм Каши Вишванатх в Варанаси (Каши – старое название города) – одна из главных городских достопримечательностей, сокрытая среди тесных и запутанных кварталов. Золотой храм получил свое второе название за высоченный купол, полностью покрытый золотом.

Храм, посвященный богу Шиве, стоял на этом месте около 1000 лет. Но, как и многие другие индуистские святыни, был разрушен мусульманскими захватчиками. Каши Вишванатх в своем изначальном виде исчез с лица земли в 1669 году благодаря стараниям могольского императора Аурангзеба.

Спустя более ста лет храм решили построить заново, восстановил его в 1780 году правитель города Индаура. Позже, в 1839 году, махараджа из Пенджаба Ранджит Сингх преподнес скромный подарок для храма – почти тонну чистого золота для покрытия 15,5 метрового купола. Но не только этим знаменит Каши Вишванатх на всю Индию. Каждый индуист стремится посетить храм Шивы хотя бы раз в жизни.

Все дело в том, что там хранится один из двенадцати священных джьотирлингамов – Ади Вишвешвара. Индуисты верят, что бог Шива впервые явился в виде джьотирлингама – колонны из света и огня, пронзающей небо и землю. Для простого человека он ничем не отличается от обычного лингама – закругленного каменного цилиндра, символизирующего божественную производящую силу Шивы. И только верующий человек, который достиг духовного совершенства, сможет увидеть в нем столп света. Считается, что этот лингам стоял еще в первоначальном храме на протяжении тысячи лет, а в период нападения на город и разрушения храма был спрятан в колодце.

Сегодня святыня находится в серебряном обрамлении на полу, к нему тянется длинная очередь паломников, которые приносят божеству цветы и другие дары. Также на территории храма под его золотым куполом находится колодец знаний Гьяна Вапи, вода в нем может подарить верующему абсолютное знание.

Как добраться

Адрес: SHRI KASHI VISHWANATH MANDIR Vishwanath Gali, Varanasi-221 001.

У Вишванатха есть даже свой собственный сайт, где можно найти информацию о джьотирлингамах. Найти храм можно самостоятельно, хоть он и надежно спрятан в лабиринте улочек Варанаси. Проще всего добраться от одного из главных гхатов Маникарника. Расстояние до храма не более 500 метров, поэтому можно прогуляться.

Туристы, которые остановились в другой части города или на дальних гхатах, доберутся на рикше – в среднем по городу выходит не более 4 $ (300 рупий). Общественный транспорт Варанаси ничем не отличается от других городов Индии. Для городских автобусов нет специальных остановок, пассажиров подбирают и высаживают по пути. Если вы хотите получить опыт езды на автобусах, поинтересуйтесь у кондуктора, идет ли транспорт до нужного места.

Условия посещения

Попасть внутрь туристам другой веры бывает непросто – иногда охрана не пускает. Вообще, Вишванатх охраняется со всех сторон, при входе посетителей досматривают, все вещи, включая телефон и фотоаппарат, придется сдать в камеру хранения (1,5$ или 100 рупий). Также от вас попросят паспорт, чтобы записать все данные в специальную книгу посетителей.

Местные работники промышляют, как могут. Иногда вход в храм для туристов доступен только в сопровождении брамина, разумеется, за отдельную плату. Сделать красивые фотографии храма даже снаружи очень непросто, ведь он окружен зданиями со всех сторон. Местные жители могут предложить вам подняться на крышу или посетить их магазин на верхних этажах, чтобы насладиться видом и сделать снимки, цена вопроса оговаривается в индивидуальном порядке. Иногда достаточно просто посмотреть товары в магазине или что-нибудь купить.

Совместная трапеза

Еще одной отличительной его особенностью является бесплатная совместная трапеза для всех посетителей в его главном зале. Совместное принятие пищи считается символичным для верований сикхов. Ведь ничто так не объединяет людей самых разных вероисповеданий и разного социального статуса как совместное застолье. Религиозное течение сикхизм не воспринимает разделения на касты, проповедуемого индуистскими верованиями. Именно здесь этот принцип равенства воплощается во время совместной трапезы людей различных вероисповеданий и разных по своему социальному статусу. Принципы равенства были заложены первым сикхским гуру Нанаком еще в XV веке, который считал, что общественная кухня и совместное принятие пищи способны уравнять всех людей.

Золотой Храм – это без преувеличения самая огромная столовая мира, в которой бесплатно могут получить еду около 30 000 человек ежедневно, а в праздники и выходные дни в бесплатной трапезе могут поучаствовать удвоенное количество людей.

Важным принципом учения сикхов является бескорыстие и волонтерство. Около 1000 добровольцев каждый день готовят еду и сервируют столы для посетителей, невзирая на разницу вероисповедания, престижную работу, социальный статус и уровень доходов. Среди тех, кто добровольно вызвался готовить пищу и убирать после всеобщей трапезы можно встретить менеджера крупного банка, уличного торговца, продавца супермаркета, врача и учителя. Все эти люди приходят поработать в лангар, так называют общественную столовую в Индии, безо всякого принуждения, а исключительно следуя зову сердца.

Денежные пожертвования на кухню не принимают, полагаясь только на благословение Вседержителя. Известно, что император Акбар как-то, пребывая в комплексе, пытался вручить Гуру Амар Дасу блюдо, наполненное золотыми монетами. Однако тот не принял пожертвования, ссылаясь на то, что кухня содержится исключительно по воле Всемогущего.

В огромной столовой здесь принято принимать еду, сидя на полу, так как здесь какая-либо столовая мебель отсутствует. Волонтеры разносят блюда, приготовленные по традиционным индийским рецептам. Среди распространенных можно отметить традиционный хлеб – чапати, суп-пюре из бобов и рис с овощами. После каждой трапезы волонтеры тщательно убирают и моют помещение главного зала. Каждый посетитель может быть уверенным в том, что его не оставят голодным.

Паломничество в Золотой Храм

Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученный чтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии.

Перед входом в храм паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Мужчины, женщины и дети покрывают голову платком. Можно подняться в молитвенный зал и посидеть на ковре, читая молитвы и вознося личные просьбы к Всевышнему. Для паломников предусмотрены различные блага — бесплатная столовая, бесплатные комнаты для ночлега и медпункт, где врачи-сикхи безвозмездно оказывают медицинскую помощь всем нуждающимся.

Храм Лотоса

Этот необычный храм в виде лепестков лотоса расположен в столице страны — Нью-Дели. Он был построен в 1986 году и выполнен из мрамора белого цвета. Это главное культовое сооружение последователей веры Бахаи в Индии.

Новый экшн о выживании: Джерард Батлер возвращается на большой экран в июле

Девушка под стеклом: история любви к Бесси — модели генуэзского скульптора


«Нашествие» в этом году отменяется: российский рок-фестиваль переносится на год

Бахаизм — это относительно молодая религия, которая возникла в XIX веке в Иране. Главная идея этого учения — единство Бога, религий и всего человечества. Этот храм открыт для людей всех вероисповеданий и в нем запрещено читать проповеди. Ведь он призван объединять верующих людей всех конфессий.

Храм состоит из 27 частей, имитирующих лепестки лотоса. Они символизируют разнообразие религий мира. Такое оформление было создано иранским архитектором Фариборзом Сахба — известным последователем бахаистской веры.

Что такое сикхизм?

Это вероучение возникло в Пенджабе в XV столетии. Его проповедники отвергают кастовость общества, принятую в Индии. Собрания в храме за едой – своего рода молебен в сикхизме.

В Золотом храме в Амритсаре все люди равны, как на кухне или в столовой за едой. Бескорыстное служение – второй принцип сикхизма. Сикхи стараются придерживаться этих принципов в своей повседневной жизни.

Ни один священник этой религии никогда не призывал к аскетизму, отрешению от мира. Сикхи наоборот идут в народ и проповедуют свои идеи, работают, поют гимны во славу своего бога, призывают к всеобщему равенству перед богом.

На ранних этапах развития доктрина сикхизма была очень похожа на суфизм. В XVI веке были сформулированы идеи этого вероучения, установлены религиозные праздники, центры паломничества, сложен ряд гимнов, построен Храм сикхов.

Тогда же в этой религии появились принципы единого Бога, общности индусов и мусульман, Сикхские общины расселились по всему Пенджабу. Они вместе занимались созерцанием бытия, без всяких священников и канонов.

Путь спасения в этом вероучении – это пять этапов духовного очищения и совершенствования. Сикх должен постоянно размышлять о Боге, произносить его имя, медитировать и обязательно служить людям, как Богу.

По мере развития общины строились молельные дома, бесплатные столовые начали возникать в XVI веке во времена правления гуру Ангада. В них люди любой касты могли бесплатно получить обед.

Гуру Арджун известен тем, что составил канон сикхизма, т.е. Священное писание своей религии. В XVII веке Пенджаб стал частью Империи Великих Моголов, а сикхи приобрели свой знаменитый могущественный военный дух.

Акшардхам

Храм Акшардхам был построен относительно недавно — в 2005 году. Он находится в пригороде Нью-Дели. При его строительстве использовались древние технологии.

На ночь всегда ставлю тарелку с водой в морозилку — так экономлю электроэнергию

Неожиданное соседство. Мужчина разобрал дом и обнаружил пчелиное семейство

5-минутный клубничный пирог: пеку третий раз на этой неделе, а семья просит еще

Акшардхам занесен в книгу рекордов Гиннеса как самое крупное индуистское сооружение. Он сделан из песчаника и украшен огромным количеством колонн, скульптур и замысловатых рельефов. В центре здания можно увидеть трехметровую позолоченную статую индуистского проповедника Бхагавана Сваминараяны, которому посвящен этот храм.

Это сооружение поражает своим величием. Ежедневно храмовый комплекс посещает множество туристов. Во время экскурсии в Акшардхам путешественникам предлагается лодочная прогулка по реке Ямуна и музыкальное шоу фонтанов.

Физико-географическая характеристика

Средняя высота над уровнем моря — 234 метра.

Климат

Климат города характеризуется как полупустынный, что типично для северо-западной Индии. Можно выделить 4 основных сезона: зима (с ноября по март), когда температуры меняются от 4 до 19°С; лето (с апреля по июнь), когда температуры могут достигать 45°С; муссон (с июля по сентябрь) и постмуссон (с сентября по ноябрь). Средний годовой уровень осадков составляет 681 мм. За последние десятилетия самая низкая температура была отмечена 9 декабря 1996 года и составила −7,6 °C. Самая высокая температура была зафиксирована 22 мая 2013 года и составила 48,1 °С.

Климат Амритсара
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 29,0 31,3 35,7 41,9 48,1 46,2 42,0 37,2 36,5 34,6 29,3 23,2 48,1
Средний максимум, °C 19,2 21,9 26,9 33,9 38,8 39,8 35,3 34,3 34,4 32,3 27,0 21,3 30,43
Средний минимум, °C 3,9 6,3 11,0 16,2 21,2 24,9 25,6 25,2 22,7 15,7 8,6 4,3 15,47
Абсолютный минимум, °C −7,1 −6,8 −3,8 2,6 7,7 13,8 14,0 15,0 9,6 4,3 −3,5 −7,6 −7,6
Норма осадков, мм 28,3 29,2 34,8 19,3 19,6 51,7 224,7 174,5 94,6 21,3 5,7 14,6 718,3

Минакши Амман

Большинство индийских культовых сооружений окрашены в однообразные тона. Однако храм Минакши Амман — исключение из правил. Когда его впервые видят туристы, то они бывают поражены буйством цвета. На башнях этого сооружения вы можете увидеть множество небольших красочных фигурок, посвященных богу Шиве и его супруге — богине Минакши. Количество скульптур составляет около 33 тысяч, и ни одна из них не похожа на другую.

Слой баклажана, колбасы и копчёного сыра – всё жарю в панировке: простая закуска

Змеи, постельные клопы и еще пара странных вещей, которые может учуять собака

Московские кинотеатры откроются в июле: планируется 30 минут между сеансами

Минакши Амман расположен в древнем городе Мадурай (штат Тамилнад). Храм был создан еще в VI веке до нашей эры, но был полностью разгромлен в 1310 году мусульманскими завоевателями. Только столетия спустя индусский царь Наяк заново отстроил это сооружение.


В храме хранятся большие статуи Шивы и Минакши. В дни индуистских праздников вы можете стать свидетелями интересного обряда. Скульптуры бога и богини сажают в золоченую колесницу, запряженную слонами, и возят по улицам города.

Санкат Мочан храм (Sankat Mochan Hanuman Temple)

Именно он посвящен богу Хануману, а значит, в народе носит имя Monkey Temple. У местных жителей в большом почете, как и все храмы одного из любимейших индуистских богов.

Храм находится в южной части города, он был построен в 1900 году основателем Banaras Hindu University педагогом и борцом за свободу Пт. Мадан Мохан Малвийа. Каждый год в день рождения Лорда Ханумана устраивается праздничное шествие местных жителей от храма богини Дурги до Санкат Мочан.

Внешний вид святыни вряд ли поразит воображение путешественников, видевших ранее другие индуистские темплы. Но население Варанаси очень почитает его, считая одним из самых святых и мощных мест в городе.

Как добраться

Адрес: Sankat Mochan Road, Saket Nagar, Nagwa Lanka, Varanasi, Uttar Pradesh 221005, Индия.

Добраться до храма можно из любой точки города, взяв такси или авторикшу. Сонкат Мочан расположен примерно в 11 км от железнодорожного вокзала Варанаси и в 3 км от университета BHU (Banaras Hindu University). Ближайшая остановка – Lanka Bus Stop в 500 метрах от храма. От Маникарники гхата до Санкат Мочан примерно 3,5 км, поездка на рикше обойдется в 1,5–2 $.

Условия посещения

На входе охрана обыскивает, всю электронику заставляют убирать в камеру хранения. По вторникам и субботам проходят специальные службы в честь Ханумана. Народу в такие дни может набиться очень много!

Не всегда туристы могут попасть внутрь и пройти к статуе бога. На территории храма также проживает много «божественных жителей» – обезьян. Их можно покормить. Если они заметят у вас в руках пакет с едой, то без церемоний заберут его сами. Перед входом в храм есть палатки с местными сладостями. Санкат Мочан открыт для молящихся с 4 утра и до 10 вечера. Время проведения аарти: в 4 часа утра (Субах Аарти), в 9 часов вечера (Сандхья Аарти).

История Хармандира-Сахиба

Расположился Хармандир-Сахиб в городе Амритсар на огромной территории. Самым главным местом для посещений считается Золотой храм, являющий собой высокое сооружение с беседкой на самом верхнем этаже. Ежедневно в ней читаются тексты из священных писаний.

По одно легенде, когда-то давно в этом месте любил медитировать Будда. Спокойное озеро и приятная обстановка помогали ему сконцентрироваться и достичь наибольших высот. Позже на этом месте был выкопан квадратный водоем, а в самом центре построен храм. Со временем вокруг него вырос большой город. И только к 17 веку храмовый комплекс был окончательно закончен. С того момента в Золотом храме хранятся священные манускрипты, принадлежащие гуру Арджан Девом.

Как было сказано выше, весь комплекс располагается на огромной территории и являет собой несколько десятков сооружений. Вокруг озера построены здания, которые стоят таким образом, что похожи на стены крепости, а не на отдельные сооружения. На каждой из четырех сторон находится дверь, которая олицетворяет любого человека, входящего внутрь, независимо от вероисповедания.

Гобин Сингх упразднил передачу поста гуру по наследству, и отдал полномочия сельской религиозной общине. На тот момент, временным правителем был назначен Банда, которого в 1716 году казнили. После этого вся территория сикхов была поделена на 12 областей.

Со временем влияние сикхов стало увеличиваться, да и их территория к 1762 году стала заметно шире. С приходом к власти Ранджита Сингха конфедерация превратилась сильную империю с разнообразным населением: мусульмане, сикхи и индуисты. После смерти правителя началась смута. Военные начальники стали делить между собой все земли государства. Именно благодаря этому инциденту, британцы сумели разбить огромную империю.

В сикхизм может перейти любой человек, независимо от веры, пола и возраста. Каждый новообращенный должен пройти ритуал Амрит, сильно напоминающий крещение. Согласно сикхизму, человек должен носить на себе пять вещей: кеш, металлическое украшение, гребешок, нижнее белье и меч. К тому же оружие никогда не должно быть применено для получения выгоды.

Захоронений в религии не предусмотрено. Трупы кремируют, а пепел развевают над озером. Сикхи верят, что этот обряд помогает душе соединиться с Богом.

Значение Золотого храма

Храм Хармандир-Сахиб имеет большое значение для верующих. Это одно из священных и почитаемых мест в Индии. Свое второе название Хармандир-Сахиб получил из-за золотых плиток, украшающих стены. Они установлены таким образом, что создается ощущение храма, построенного полностью из золота.

Что интересно, свой окончательный вид сооружение получило только в 19 веке при правлении Ранджит Сингха. Тогда же храм был украшен драгоценностями и мрамором.

Текущее состояние храма

Золотой храм имеет уникальное расположение. Он находится в самом центре квадратного озера. Попасть внутрь можно по специальной тропинке, ведущей прямо в святилище. Она как бы разделяет людей на две половины: грешников и праведников.

Храм прославился своей роскошью и уникальностью внутреннего убранства. Внешне он имеет утонченный вид с четкими линиями, а внутри чувствуется изящество и богатство.

Стены Золотого храма полностью украшены росписью, драгоценностями и металлом.

https://youtube.com/watch?v=GhPS1KJyDbA

Особенности храма

Некоторые называют Хармандир-Сахиб большой столовой. Дело в том, что ежегодно сюда приезжают десятки тысяч человек, чтобы получить бесплатное питание. Кстати говоря, приготовлением еды занимаются добровольцы. Все блюда ставятся на стол, так как никакой другой мебели в храме нет.

Также в Золотом храме есть спальня, где может остановиться любой путник. Провести здесь можно только несколько ночей, но спать придется на полу, а купаться в холодной воде.

Несмотря на жесткие условия, все отдыхающие отмечают ощущение необыкновенной духовности и близости с Богом.

Немного из истории города


Основан город Индии Амритсар в 1574 году, когда Рам-Дас (состоятельный гуру-сикх) выкупил под строительство земельный участок у владельцев расположенной на этом месте деревни, заплатив за нее 700 рупий. В последующие годы, город, получивший в честь священного пруда свое название, стремительно рос и развивался. Спустя столетия он преобразился и превратился в главный культурный и религиозный центр сикхов.

После ожесточенных боев в 1849 году город был захвачен англичанами. Лишь спустя сто лет он обрел независимость. Но XX столетие ознаменовалось для города вооруженными конфликтами с большими человеческими потерями: расстрел паломников в 1919 году Реджинальдом Дваером (британский генерал), захват в 1981 году Золотого храма террористами, индо-пакистанские события и пр.

Сегодня этот населенный пункт имеет важное экономическое, религиозное и политическое значение для Индии. Амритсар – развивающийся город

Кхаджурахо

Крупный храмовый комплекс расположен посреди руин древнего города Каджурахо (штат Мадхья-Прадеш). Это бывшая столица средневекового государства Чандела.

В период с 900 по 1130 год в Каджурахо было возведено около 85 джайнских и индуистских храмов. Далеко не все из них дошли до наших дней. В настоящее время в состав комплекса Каджурахо входит 25 культовых сооружений.

На стенах храмов можно увидеть довольно откровенные изображения богов и людей. Туристы часто задают вопрос, почему религиозные сооружения в Каджурахо украшены эротической резьбой. На этот счет у историков существует две версии. Одна часть ученых предполагает, что эти храмы были посвящены богу любви Каме. Другие исследователи считают, что откровенные барельефы и скульптуры символизируют чувственное удовольствие, которое в индуистской философии считается допустимой жизненной целью.

Внутреннее убранство храма сикхов поразит ещё больше, чем фасад.

Чего только стоит тот факт, что в мраморные плиты пола и стен инкрустированы драгоценными камнями! Поспорить с таким интерьером под силу разве что Тадж-Махалу. Один за другим, сменяя друг друга, в главном зале появляются священнослужители. Их основная миссия – чтение текста священной книги сикхов «Грант Сахиб». Чтобы прочесть её всю потребуется 2 дня, поэтому служители Всевышнего делают это попеременно. Параллельно тексты читаются в маленькой часовенке на крыше и на втором этаже главного зала.

Действо происходит дважды в день: книгу утром выносят, а вечером заносят на место.

Если вы немного устали от лицезрения восхитительной сикхской святыни, можно просто присесть на берегу целебного озера или прогуляться по мраморной набережной. Кстати, не дай Бог, вам вздумается направить ноги в сторону Золотого храма или, куда хуже, опустить их в озеро – такой поступок расценят не иначе как оскорбление, но вы ведь этого не хотите, правда? Местные священнослужители, да и просто паломники могут одарить вас таким взглядом, что свою напуганную душу вы будете долго искать, как говориться, «в пятках». Правда, сикхи настолько дружелюбны, что тут же сменят суровость милой ласковой улыбкой.

Храм сикхов расположен он на севере Индии в городе названном в честь священного озера — Амритсар.

История создания поистине загадочная и духовная.

Сикхи возвели его уже в конце шестнадцатого века. Для этого акватория озера была значительно расширена за счёт земель великого оператора моголов Акбара. Но не смогли сикхи сохранить своё святилище, и после вторжения афганцев в ХVIІІ веке его пришлось заново отстраивать. Реконструкция храма была завершена в 1830 году покрытием крыши и купола сусальным золотом. На эти цели было использовано более ста килограммов дорогостоящего металла, а святилище получил название Золотого храма сикхов. В наше время его ещё называют Харимандир-Сахиб.

Храм Дурги (Durga Temple)

Иногда его называют обезьяним храмом из-за большого скопления обезьян, но храм богини Дурги не стоит путать с настоящим Monkey Temple (Санкат Мочан Мандир, о нем ниже), посвященным богу Хануману.

Этот храм также интересен для посещения: он полностью выкрашенный в ярко-красный цвет, так что Дурга Мандир, посвященный богине-воительнице и супруге Шивы, привлекателен для туристов и любителей делать запоминающиеся снимки.

Он был построен в XVIII веке царицей Бенгалии. Рядом с храмом раскинулся живописный пруд Дурга Кунд. Богиня Дурга – воплощение Шакти (Парвати, жены бога Шивы). Она олицетворяет женскую энергию, при этом она воинственна и защищает город от зла. Местные жители верят в легенду, согласно которой статуя богини появилась в храме сама, она не была изготовлена или принесена человеком. Здесь приятно просто посидеть на прохладном полу и посмотреть, как неспешно протекает день жителей Варанаси.

Как добраться

Адрес: Говиндпура, Варанаси, Уттар Прадеш 221001, Индия.

Храм богини Дурги (Durga Mandir) расположен в глубине города, если идти от реки, но до него можно прогуляться пешком (чуть более 1 км). Из других точек города легко добраться на такси или авторикше (3–4 $). Дурга Мандир расположен в 2 км от университета (Banaras Hindu University).

Условия посещения

Дурга Мандир открыт для посетителей с 7 утра до 8 вечера. В храме также запрещено делать фото внутри, но охрана не так усердствует, как в Каши Вишванатх, однако, перед тем, как сделать снимок, лучше спросить разрешения.

Вход в храм открыт для представителей любой веры, но подойти к самому алтарю могут только индуисты. Всех посетителей предупреждают опасаться обезьян, не оставлять свои вещи без присмотра.

Источник нектара бессмертия

Храм был сооружен в центральной части озера, выкопанного в 1577 году четвертым гуру сикхов Рам Дасом, который благословил и назвал его Амритсар, что в переводе значит источник нектара бессмертия. Легенда гласит, что место для священного озера было выбрано не случайно. Считается, что когда-то на берегу небольшого лесного пруда медитировал Будда, а после него о сущности бытия здесь сосредоточено размышлял основатель верований сикхов о единстве и равенстве всех религий гуру Нанак. После благословения озера Рам Дас принялся за возведение храмового комплекса сикхов, покрыв впоследствии золотом верхние ярусы гурудвары. В 1604 году строительство завершил Арджан Дэв, назвав сооружение Хармандир-Сахиб, что в переводе звучит как Божий Храм. Вскоре после завершения строительства весть о нем разнеслась среди сикхов. К прекрасному храмовому комплексу потянулись паломники. Многие из них оставались жить недалеко от Божьего Храма. Вокруг собралось столько жителей, что впоследствии образовался город, который был назван так же, как и священное озеро, на берегах которого он возник.

Что привезти из далекого путешествия по Индии? – наша статья будет отличным путеводителем в мир шопинга.

За всю историю существования он время от времени разрушался и восстанавливался. В 1802 году в ходе очередных восстановительных работ стены покрыли пластинами, изготовленными из золота, после чего Божий Храм стал называться Золотым, и такое его название приобрело известность среди паломников. Его непревзойденная красота отображает слияние мусульманской и индуистской религий, которые переплетаются в этом архитектурном сооружении подобно всемирно известному Тадж-Махалу.

На специально отведенной платформе, украшенной драгоценными камнями с 1604 года трепетно хранится и оберегается священная книга сикхов. В этой книге собраны многочисленные стихи и гимны религиозного содержания, созданные сикхскими, исламскими, а также индуистскими священнослужителями.

Особенности

Амритсар не особо популярен среди туристов, и иностранные гости бывают здесь лишь проездом. В основном в городе среди жителей преобладают индийцы, которые относят себя к сикхам. Они верят в Единого Бога, у которого, по их мнению, настоящее имя неизвестно никому. Единственная форма их поклонения – медитация. Таким способом они выражают верность и преданность своим идеологическим взглядам.

Следует отметить, что как и большая часть индийских мегаполисов, город Амритсар тоже подвержен достаточно сильному социальному расслоению. Выражено это в довольно резком делении на богатых и бедных. Здесь множество грязных кварталов с полуразвалившимися домами, по улицам которых бегают бедные босоногие дети, и тут же находятся прекрасно благоустроенные здания, окруженные высокими пальмами и живописными лужайками.

Движение городского транспорта очень хаотичное и небезопасное для пешеходов. Часто на улицах можно встретить коров, оставляющих за собой яркие следы с неприятным запахом. И отели в городе Индии Амритсар соответствуют качеству инфраструктуры и, в целом, образу индийской провинции.


С этим читают