Замок святого ангела

Архитектура Сан-Джованни ин Латерано

Главный (восточный) фасад


Прекрасный и колоссальный по размерам фасад, который в архитектурном стиле больше напоминает дворцовый, нежели церковный, является работой флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Парадным входом служат пять порталов, над которыми устроены лоджии. Крайний портал справа известен как «святые врата» и открывается только в «юбилейные» годы.

Фасад собора выступает вперёд на несколько метров, однако украшенный балюстрадой, он является единым целым со всем сооружением. Колонны, расположенные на уровне первого и второго этажа, венчаются карнизом с треугольным портиком. Надпись на фронтоне гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». На карнизе установлены 11 статуй, изображающие Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и других апостолов.

Северный фасад

Фасаду северного трансепта, обрамлённого двумя средневековыми башнями эпохи Пия IV, предшествует большая терраса с лоджией, разработанная Доменико Фонтана. На потолке лоджии по воле Сикста V выполнены фрески изображающие ангелов и святых. В нижней правой части под окнами, находятся ниши закрытые воротами, где расположена бронзовая статуя Генриха IV из Франции.

Внутреннее пространство

В главный неф пятинефного собора можно попасть через нартекс, где установлена статуя императора Константина I, перенесённая из его терм на Квиринале. Для двери центрального прохода было использовано античное бронзовое полотно дверей Курии Юлия, реконструированное Борромини. Пол в соборе является одной из ярчайших работ мозаистов семьи Космати. Авторство великолепно оформленного потолка принадлежит Флавинио Буланже и Вико ди Рафаэлю.

Главный алтарь расположен в центре собора и является папским, поскольку служить за ним может только действующий понтифик. Над алтарём находится прекрасный табернакль, украшенный резными узорчатыми решётками. Здесь в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В северном трансепте собора установлен орган, изготовленный в XVI веке. Напротив, в южной трансепте, находится алтарь с киворием в стиле барокко, украшенный драгоценными камнями. Над киворием расположен реликварий, где хранится часть столешницы от стола, на котором Иисус Христос принял последний ужин на Тайной Вечере. Другими важнейшими христианскими реликвиями, хранящимися в соборе, являются часть Ризы Богоматери (святое одеяние принадлежавшее Деве Марии) и фрагмент губки, которая использовалась, чтобы смочить губы распятому Иисусу Христу.

Обновлённая в XIX веке апсида собора украшена лепниной, фресками и великолепной мозаикой работы Якопо Торрити и Якопо да Камерино. В центре мозаики изображён Крест Христов и голубь Святого Духа. Вокруг расположены фигуры апостолов и Дева Мария. В нижней части апсиды находятся папские часы работы XIX века, которые оформлены мраморными барельефами.

Латеранские апостолы

Одной из главных достопримечательностей Сан-Джованни ин Латерано являются скульптуры 12 апостолов, установленные в нишах центрального нефа. Ниши были спроектированы ещё в середине XVII века Франческо Борромини, однако вплотную реализацией его творческих планов занялись уже в начале XVIII века Папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили. Для этого они привлекли 10 состоятельных меценатов из числа богатейших граждан Рима, настойчиво попросив каждого из них профинансировать создание одной из скульптур. Сам же Папа оплатил статую апостола Петра, а кардинал Памфили — апостола Иоанна Богослова.

Эскизы будущих скульптур выполнил Карло Маратта, любимый художник Климента XI. Воплощать эскизы папского мастера было поручено 7 скульпторам, однако один из них — Пьер Ле Гро Младший — отказался работать по заранее подготовленному эскизу. Статуи Фомы и Варфоломея он выполнил полностью самостоятельно.

Как купить билеты в замок Святого Ангела?

Для того, чтобы попасть внутрь вам не нужно будет тратить свое время в очереди. Снаружи замка, кстати, лишь ее часть. У нас в январе это заняло около получаса. А что же будет в высокий сезон?


Указатель внутри подсказывает, что для тех, у кого на руках ваучер или карта Roma Pass вход без очереди.

Кроме того городская карта дает скидку на билет, а если это 1-й или 2-й музей, то вход бесплатный.

Стоимость карты:

  • 72 часа — € 52.00,
  • 48 часов — € 32.00.

Справа от билетной кассы находится туалет. Попасть туда можно после покупки билета, пройдя через турникет.

Прикладываем билет штрихкодом к сканеру и идем бродить по замку.

После приобретения билетов можно подключиться к местному wi fi и скачать приложение-путеводитель по замку с аудиогидом (на русском языке, к сожалению, нет).

Мавзолей «с двойным дном»

В 130 году, находясь в Египте, император выразил желание посетить так называемый памятник поющего Мемнона (погребальные статуи Аменхотепа III, одного из легендарных фараонов). Памятник находился тогда в Фиванском некрополе, что на западном берегу Нила (берегу умерших).

Императорская усыпальница была задумана Адрианом в 135 году

По прошествии пяти лет Адриан распорядился начать строительство мавзолея на правом берегу Тибра. В этом не было ничего необычного: большинство правителей древнего мира заботились о возведении сооружения, где бы хранились их бренные останки, задолго до смерти.

Необычным, на взгляд современников, был выбор места для строительства. Было бы логичным, если бы Адриан, ранее во всем подражавший Октавиану Августу и мечтавший его превзойти если не в земной, то в посмертной славе, отдал приказ о возведении мавзолея там же, где уже более века покоился его великий предшественник. То есть на левом берегу Тибра, на Марсовом поле.

Все дело было отчасти в желании императора как-то «уравновесить» хаотически расположенные захоронения на окраинах Рима, отчасти – в стремлении отдать своеобразную дань памяти своему любимцу Антиною.

Мост Адриана обеспечивал императору быструю переправу через Тибр


Антиной погиб во время путешествия в Египет буквально на глазах Адриана и был похоронен по египетскому обычаю на западном берегу Нила. Территория на правом берегу Тибра в Риме, где спустя год после смерти императора был достроен-таки Мавзолей Адриана, расположена на западе. А называлась эта территория… Агер Ватиканус.

Несмотря на довольно необычное для захоронений такого уровня месторасположение, Мавзолей Адриана имел достаточно традиционную форму – форму этрусского тумулуса (погребальной камеры с купольным насыпным верхом).

Каждая сторона квадратного основания усыпальницы имела 84 м в длину. Диаметр установленного на этом основании цилиндра высотой 20 м, равнялся 64 м.

Сверху, на насыпном холме, была установлена статуя Гелиоса, бога Солнца, управляющего квадригой. В погребальной камере, к которой ведет спиралеобразная галерея, находились урны с прахом императоров и членов их семей – от Адриана до Септимия Севера (годы правления: 193-211).

Десять статуй ангелов на мосту

Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.

Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.

Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.

  • Первый ангел, высеченный скульптором Антонио Раджи, приподнимает колонну, к которой был привязан Христос для бичевания во время допроса у Понтия Пилата. Надпись под статуей гласит: «Престол мой на колонне» (Tronus menus in columna).
  • Второй ангел — произведение Ладзаро Морелли — печально смотрит на кнуты, напоминающих о ранах Спасителя. Надпись гласит: «Я готов к кнуту» (In flagella paratus sum).

Как добраться до замка Святого Ангела в Риме

Добраться до замка Святого Ангела можно на общественном транспорте.

На метро вам нужна линия A. Выходить следует на станции Lepanto или Ottaviano-San Pietro.

На автобусах № 62, 40, 23, 271, 982, 280 вам нужно доехать до остановки Piazza Piz, от нее до замка совсем близко. Автобус № 34 останавливается на остановке via di Porta Castello, откуда уже можно пройти пешком. Автобусы № 49, 87, 926, 990 доезжают до пересечения Piazza Cavour и via Crescenzio, где вам и требуется выйти. Наконец, вы можете остановиться у Santo Spiritio, доехав до нее на автобусах № 46, 64.

Сергей Калашников

Можно доехать и на такси, вызвав машину через приложение Uber или Gett. Также автомобиль можно заказать по телефону у одной из местных фирм (например, Radio Taxi по телефону 06–3570 или Pronto Taxi по телефону 06–6645). Но следует знать, что такси в Италии одно из самых дорогостоящих в Европе.

Видео:

Папская резиденция

Ещё со времён папы Григория Великого (VI—VII век н. э.) замок Святого Ангела пребывал в статусе твердыни, неприступной крепости прямо в Ватикане. В такой крепости можно было в любой момент укрыться в случае нападения вражеских армий, что в Средневековье было явлением довольно частым. В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок.

Именно по этой причине ряд римских пап выбрал Сант-Анджело в качестве своей официальной резиденции. Латеранский дворец оказался в запустении[когда?], а строительство Апостольского должно было начаться только через 100 лет.

Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий к сегодняшнему вид.

Однако, не все преемники папы Борджиа пожелали жить в апартаментах, где происходило кровосмешение, отравления [кого?]и т. п. Уже Юлий II, пришедший к власти в 1503 году, отказался использовать замок в качестве резиденции[источник не указан 827 дней]. Вновь вернулись к Латеранскому дворцу[источник не указан 827 дней], а вскоре началось строительство Апостольского, или Ватиканского дворца, который вот уже более четырёх столетий служит официальной резиденцией для Его Святейшества.

Замок Святого Ангела остаётся молчаливым свидетелем многовековой истории, а также напоминанием о том, как могуч был Святой Престол несколько столетий назад.

О месте Замок Святого Ангела

Кастель Сант-Анджело является музеем, который считается архитектурным памятником. Изначально здание служило гробницей, после чего его переделали в замок. Позже Замок Святого Ангела становится резиденцией Римского Папы, где по совместительству организовывают хранилище для ценностей католической церкви.История возникновения и архитектура История Замка Святого Ангела считается самой загадочной и бурной из всех памяток Вечного Города. Изначально замок служил мавзолеем с 135 по 139 годы для императора Адриана. После обнесения Рима Аврелиевой стеной функцией замка становиться служить бастионом. Это убежище спасало ни единожды жизни пап, которые скрывались здесь от всех преследующих недоброжелателей. В 590 году Рим настигла эпидемия чумы. Население во главе с Папой Римским совершали крестный ход, таким образом хотели получить покровительство Богоматери. Когда люди остановились перед зданием, они увидела на крыше здания светящеюся фигуру. Это был Архангел Михаил, который сложив свой меч в ножны, дал тем самым знак, что пришло окончание страшной болезни. С тех пор замок стал называться в честь Архангела Михаила – Замок Святого Ангела. К замку ведёт мост с одноимённым названием Ponte Sant’Angelo. Он имеет красивое убранство в виде десяти скульптур Ангелов, в руках которых расположены великолепные шедевры Бернини. В своё время мост служил доступом простых людей к святыням Ватикана. В 1450 году мост получил своё второе печальное название. Именно в этом году он упал, что повлекло за собой тысячи смертей. С тех пор соседняя улица носит название via del Panico. Сегодня на мосту можно встретить торговцев сувениров, уличных музыкантов и шаржистов. Особый период для замка был, когда он служил тюрьмой. В его стенах в роли узников побывало немало учёных того времени. Самыми выдающимися были Галилей и Джордано Бруно. Камерами служили здесь вентиляционные трубы, в которых человек не мог даже пошевелиться. За всю историю существования тюрьмы был совершён один побег. Этим человеком оказался известный авантюрный ювелир Бенвенуто Челлини. В камере Чиллини и сегодня можно увидеть, изображённое им на стене, воскрешение Иисуса Хритса. В 1729 году в стены тюрьмы попадает граф Калиостро, которого, как и всем заключенных, обвинили в ереси. Но сегодня Замок Святого Ангела – это выдающаяся римская достопримечательность, которая служит по совместительству музеем.Окрестности В западной стороне от описываемой достопримечательности расположен собор Святого Петра. В восточной стороне расположено Марсовое поле и весь Рим. Приятной будет пешая прогулка по площадям Рима и их фонтанами. Например: Площадь Испании располагает фонтаном «Баркачча», исторической лестницей, ведущей к храму Троицы на горах. Площадь Венеции, украшенная монументом в честь первого короля Италии Виктора Эммануила второго и белым Алтарём Родины. И самый выдающийся фонтан с изображением Нептуна. Он крепко управляет своей колесницей из морских коней. Он носит название Треви.Туристу на заметку Музей «Замок Святого Ангела» работает ежедневно. Вход составляет пять евро. Национальный музей, именно так сейчас называется Замок, располагает галереями, увенчанными историческими фресками итальянских мастеров. В залах галерей разместили экспонаты древнего коллекционного оружия, картины, статуи, скульптуры. Интересен тот факт, что и сегодня под землей есть тайный переход, который соединяет Ватикан и Замок Святого Ангела.

Архитектура и что посмотреть

Вход в знаменитый комплекс открывает подъемный мост.


Архитектурная постройка представлена главной цилиндрической крепостью, облицованной известковым травертином с декоративными выступами. Плоское основание сооружения имеет форму квадрата, покрытое мрамором.

Круглые башни по периметру приобрели названия в честь четырёх апостолов:

  1. Святого Луки.
  2. Святого Иоанна.
  3. Святого Марка.
  4. Святого Матфея.

Верхний этаж представлен огромной террасой, стены выполнены из камня вулканического происхождения.

Здание состоит из 5 основных уровней, шестой – площадка на крыше с панорамным видом на город.

Современный вид с течением времени потерял свой прежний облик, однако замок является одним из самых хорошо сохранившихся памятников в Риме.

(Источник — Upside Down).

Шесть уровней замка Святого Ангела в Риме

Историческое сооружение состоит из шести этажей или уровней.

Первый уровень Замка святого Ангела:

  • Дворик Спасителя (здесь расположены апартаменты папы Бонифация XI, а также мраморный бюст Христа XV века);
  • Внутренний дворик (место казни обречённых);
  • Музейный книжный магазин во дворе, где ранее располагалась Капелла Креста;
  • Часовня Святого распятия (место чтения молитв перед смертью осуждённых);
  • Римский атриум – старинная арка к усыпальнице;
  • Спиральный спуск к древней гробнице императоров.

Второй уровень включает:

  • просторный коридор;
  • Зал урн с прахом императора Адриана и представителей его семьи;
  • Зал правосудия, где зачитывались страшные приговоры;
  • тюремные помещения;
  • кладовые для хранения зерна, фуража и масляных запасов.

Третий уровень:

  • квадратный дворик ангела, где расположена мраморная скульптура архангела Михаила, повреждённая молнией на вершине здания в 1747 году;
  • комната понтифика Климента III;
  • дворик Александра VI;  
  • роскошный Зал Аполлона, служивший местом для проведения мероприятий понтификов;
  • Зал суда;
  • часовня Льва X;
  • Капелла святых Косма и Дамиана, фасад которой расписан Микеланджело Буонарроти, а внутренние фрески выполнил Рафаэль да Монтелупо;
  • Залы скрывавшегося папы Климента VII – две маленькие комнатки и ванна, оформленные знаменитыми мастерами Джулио Романо и Джованни да Удине.

Четвёртый уровень:

  • крытая галерея с собраниями скульптур, элементов интерьера и декора замка, по которой открывается невероятный вид на реку Тибр;
  • комнаты Папы Пия IV;
  • лоджии Павла III и Юлия II;
  • Зал арсенала, где собрана коллекция оружия и военного обмундирования XIV-XX веков;
  • Зал Персея, украшенный шпалерами, фресками и золотой лепниной (знаменитые картины – «Дама с единорогом» Лука Лонги и «Плач по Христу» Феррарской школы живописи);
  • Зал Амура и Психеи, где находятся такие известные картины, как «Несение креста» (Себастьяно дель Пьомбо) и «Отдых на пути в Египет» (Федерико Бароччи).
  • Зал Паолины – богато украшенная комната для приёма гостей, созданная в XVI веке для папы Павла III Фарнезе.

Пятый уровень:

  • Зал казначейства (сокровищница понтификов) – круглое помещение, где находились богатства пап XV-XVI веков;
  • библиотека с хранилищем древних книг и записей;
  • Залы Адрианео и Гирлянд, расписанные картинами XVI века;
  • комнаты Калиостара – три зала, принадлежавшие графу Калиостро;
  • холл Помпеано;
  • комната сторожа.

Шестой уровень:

  • Круглый зал (комната колонн) – украшенная мраморными колоннами при папе Бенедикте XIV;
  • Комната флагов пехотных полков армии Италии;
  • Терраса с потрясающим видом на Вечный город; здесь расположен колокол обречённых, который извещал о казни в замке.

Самые интересные залы

  1. Зал казначейства – круглая сокровищница с большими старинными сундуками, комодами и ящиками, где хранились сбережения понтификов.
  2. Залы Аполлона, Персея, Амура и Психеи – роскошно украшенные богатыми предметами интерьера, скульптурами и пышным декором, расписанные древними фресками по мотивам легенд и мифов.
  3. Зал Паолина, служивший приёмным покоем Павла III. Одна из самых красивых комнат с прекрасно сохранившейся росписью и отделкой.
  4. Зал Правосудия. Здесь решалась вся дальнейшая жизнь заключенных. Сегодня является хранилищем древних пушек и ядер.
  5. Папские апартаменты – просторные аристократические залы, оформленные и живописно расписанные знаменитыми итальянскими мастерами.
  6. Зал Колонн – комната с высокими потолками, открывающая вход на обзорную площадку.

О месте Церковь Св. Агнии на Навонской площади в Агоне

Церковь Св. Агнии в Агоне является наиболее известным зданием на пьяцце Навона в Риме. Существующая с VIII века, она была воздвигнута для поклонения святой Агнессе Римской, которая именно на этом месте была жестоко убита язычниками.История создания Самые ранние свидетельства о христианском храме на месте нынешней церкви Св. Агнии датируются VIII веком. При Папе КаликстеII часовня была преобразована в небольшую базилику и была освящена 27 января 1123 года. Это  здание церкви просуществовало вплоть до XVI века. После же, при Папе Иннокентии Х старая церковь была разрушена, и на ее месте появилось новое сооружение, которое сохранилось и до наших дней. При Папе Иннокентии Х существенно изменилась не только сама церковь, но и площадь Навона в целом. Выходец из знатного и богатого рода  Папа Иннокентий Х  имел на площади  Навона огромную территорию частных владений.  Именно по его желанию старый храм решено было убрать, а на его месте построить другую церковь. Работу доверили архитекторам  Джироламо и Карло Раиналди. Но из-за медлительности и неопределенности архитекторов в процесс пришлось вмешаться Донну Олимпия,  который в 1653 году строительство церкви доверил Франческо Борромини. Но и тогда не всё шло гладко. Во время процесса строительства  между архитекторами неоднократно возникали споры. И заканчивать строительство пришлось всё тому же Карло Раиналди. 17 января 1672 года еще не полностью достроенная церковь была освящена.Архитектура Церковь Св. Агнии построена в стиле барокко. Борромини существенно изменил часть оригинального проекта. Среди прочего он увеличил расстояние между двумя башнями и придал центральной части фасада эффект вогнутости, благодаря чему ему удалось сделать больший акцент  на куполе церкви. Сама церковь состоит из центрального здания  с большим куполом. По бокам  этого здания  установлены башни-колокольни, которые являются точной копией друг друга. Фасад здания полностью покрыт травертином. Примечательно и то, что многие материалы  украшающие интерьер церкви и использующиеся в её строительстве были взяты и привезены от других  священных сооружений. Например,  мраморные колонны были привезены из собора святого Иоанна Латеранского. А колокола, до того как были установлены здесь,  украшали  собор Кастро, находящийся  в провинции Витербо.Туристу на заметку Интерьер церкви Св. Агнии производит потрясающие впечатление. Из-за рассеянного света, поступающего из окон купола и за счет слегка видимых теней, образующихся при этом, лепные элементы и резной декор выглядят объёмнее и реальнее. В целом во внутреннем убранстве церкви Св. Агнии  преобладают украшения из позолоченной  лепнины и цветного  мрамора. Главный купол церкви украшает фреска Успение Пресвятой Богородицы, начатая в 1670 году Чиро Ферри. Закончил эту фреску в 1689 году уже другой художник — Себастьяно Корбеллинни. Центральный  алтарь базилики, изображающий Святое Семейство, сделали в 1676 году Эрколе Феррата и Гуиди Доменико. Здесь также преобладает позолоченная лепнина и мрамор. Всего в церкви святой Агнии семь алтарей, которые посвящены святым мученикам.  На резных каменных полотнищах  изображены сами мученики и обстоятельства их гибели. Есть в здании и отдельная комната — крипта, где можно увидеть череп святой Агнессы.Окрестности Рядом с церковью святой Агнии можно увидеть знаменитый фонтан  «Четырех рек». Построили фонтан в период с 1648-1651 по проекту  знаменитого Бернини.


С этим читают