Вилла фарнезина

Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

Цикл фресок, украшающих стены раннехристианского храма, производит сильнейшее впечатление не только своей красотой, но и тем, что на них изображено. Созданные во второй половине XVI века знаменитым Помаранчо росписи изображают сцены мученичества христианских святых.


Фрески в базилике Санто Стефано Ротондо

На фресках можно увидеть практически все виды казней, применявшихся во времена гонений на христиан с I по IV века нашей эры. Данный цикл, являющийся своего рода наглядной энциклопедией мученичества, уникален в своем роде и дает широкое представление о самом сложном и трагическом периоде в истории Церкви.

Советуем прочитать:

Собор Святого Стефана на Целии в Риме

Герцоги Фарнезе

Фамильный герб пармских герцогов

Первые упоминания о Фарнезе относятся примерно к 1210 году. Предки известного рода оставили свой след в Орвието, где были известны как синьоры де Фарнето (de Farneto). По факту их присутствия имеются документы, но существуют исторические сведения о том, что некий Пьетро был консулом в Орвието еще в 984 году. Родоначальники знатных Фарнезе были кавалеристами, принимали участие в войнах и восстаниях, участвовали в заседаниях как представители от Орвието, были епископами и дипломатами. Но перенесемся чуть позже – в 16-17 век.

В разные периоды династия Фарнезе воевала за свою Пармскую землю с самопровозглашенным императором Священной Римской империи Карлом V, с папскими и с испанцами войсками. Их союзниками были то французы и венецианцы, то герцоги Модены и Тосканы. В результате войн и распрей значение герцогства Кастро снизилось политически и экономически. В итоге – столицей владений герцогов на пару сотен лет оказалась Парма.

  Образовавшиеся в 17 веке непосильные для Фарнезе задолженности перед папскими банкирами привели Кастро к разорению, а тогдашнего папу Урбана VIII, происходившего из рода Барберини, к претензиям на земли герцогства. Он требовал передачи территорий своим племянникам, но в тот раз (1641 год) на помощь династии Фарнезе пришли влиятельные семьи Медичи и Эсте. Их объединенные войска смогли победить папскую армию, после чего было подписано мировое соглашение (1644 год) и всё вернулось на места свои. Но новый папа – Иннокентий Х – буквально через четыре года вновь направил свои воинские подразделения в Кастро. Именно тогда город до основания был разрушен, ценности вывезены в Ватикан, а земли присоединены к Папской области.

Дальнейшая судьба рода Фарнезе сложилась не лучшим образом. Последние два правителя умерли бездетными, поэтому род по мужской линии пресекся в 1731 году. Пармское герцогство унаследовал сын их племянница, но он был уже отпрыском короля Испании, а его мать – последней из династии Фарнезе. Вскоре Парма оказалась под властью Бурбонов.

История

В самом начале 16 века (1506-1510 гг.) над проектом здания, которое позднее стало известно под названием виллы Фарнезина, трудился известный мастер эпохи Ренессанса, архитектор и художник, Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi).

Здание называлось «Дворец Киджи». Этот богач выдавал кредиты Папам Римским – Юлию II и Льву Х, также его клиентами были представители семей Медичи и Борджиа. Киджи покровительствовал Рафаэлю (Rafael), который принял участие в оформлении здания. В 1577 году виллу приобрел Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese), имя которого она носит до сих пор. Он был кардиналом, а также прославился как меценат и коллекционер. Семья Фарнезе имела планы соединить виллу мостом со своим дворцом, находящимся на противоположном берегу реки. Но эта идея не воплотилась. В 18 веке хозяевами виллы стали Бурбоны. В наши дни вилла Фарнезина принадлежит Национальной академии деи Линчеи (Accademia dei Lincei). Большая часть здания отведена под Музей архитектуры и живописи. На верхнем этаже, куда не пускают обычную публику, находится Институт графики, а также Национальный кабинет эстампов.

Галерея Фарнезе

Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.

Галерея Фарнезе. Фреска Аннабеле Карраччи

Галерея Фарнезе. Фрагменты росписи

Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида.


Советуем прочитать:

Династия Фарнезе : Выдающиеся личности и любовные интриги

Архитектура Рафаэля

Рафаэль Санти работал в Риме не только над созданием произведений изобразительного искусства, но и проявил себя как талантливый архитектор. Он принимал участие в строительстве главного собора Святого Престола — базилики Святого Петра, работал над проектом Палаццо Альберини, находящимся на улице Банко ди Санто Спирино, Виллы Мадама, расположенной на Монте Марио, а также некоторых других, не сохранившихся до наших дней зданий и сооружений.

Будучи гениальным художником своего времени, Рафаэль Санти внес большой вклад в развитие искусства эпохи Возрождения и вошел в историю как один из лучших ее представителей, а его работы вдохновляли многих знаменитых мастеров прошлого и продолжают вдохновлять современников.

Автор статьи: 39rim.ru

Предыдущая статья

Сыры Италии — учимся разбираться и наслаждаться

Следующая статья

Рестораны Рима: несколько интересных мест, которые стоит посетить

Археологические сокровища виллы Фарнезина

Вилла Фарнезина, привлекающая внимание, в первую очередь, своей архитектурно-художественной ценностью, может порадовать и ценителей древностей. Мало кто знает что находится под актуальным сооружением

В конце XIX века в ходе работ по благоустройству набережной и прокладке дорожного полотна, под садом Фарнезины были обнаружены остатки древнеримской виллы, украшенной роскошными античными фресками. По заключениям исследователей, в этом доме проживал известный политический деятель Марк Агриппа со своей супругой Юлией, дочерью первого римского императора. На сегодняшний день ценнейшие фрески представлены в музее Палаццо Массимо.

Вилла Фарнезина: информация для туристов

Via della Lungara, 230

С понедельника по субботу с 9-00 до 14-00, а также во второе воскресенье месяца с 9-00 до 17-00. Выходной: воскресенье и праздничные дни

Полная стоимость – 6 евро, льготный – 5 (для лиц от 14 до 18 лет и старше 65), детский — 3 евро (для детей 10-14 лет)

Вилла Фарнезина (Villa Farnesina) – это музей, посетить который будет интересно как знатокам эпохи Ренессанса, так и простым туристам. Здесь можно увидеть, как выглядел жилой дом богатой римской семьи в 16 веке. Вилла украшена фресками Рафаэля (Raffaello Santi) и других знаменитых художников.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Донато Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти, представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год — с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.

Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля Джованни да Удинэ. Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.

Виллы Рима — портал в недавнее прошлое

В основном, виллы в Риме — это одно- или двухэтажные здания, большинство из которых характеризуются необычайной пышностью архитектуры (колоны, атриумы, перголы, зимние сады). В древнем Риме практически не существовало вилл с тремя этажами и более — строительство на уклонной местности было сложным.

Римские виллы, расположившиеся на территории города, такие как вилла Медичи, Вилла Абамелек, Вилла Д’эсте, Вилла Альдобрандини, Villa Rosa, на сегодняшний день являются чуть ли не главными достопримечательностями, которые не прочь посетить каждый путешествующий. Их богатство, история, уникальность и насыщенность самыми разными многовековыми ценностями делает каждую виллу достойной посещения. Их гости смогут полюбоваться не только роскошной архитектурой строений, также каждая вилла предоставляет посетителям вид на прекрасные пейзажи (холмы, озера, близ расположенные достопримечательности и др.)

Фарнезе в Риме


Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:

  • палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;
  • пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
  • галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;
  • вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
  • сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
  • вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.

Вилла Фарнезе ( PALAZZO FARNESE DI CAPRAROLA )

Дворец Фарнезе в Риме

Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.

Автор статьи: 39rim.ru

Предыдущая статья

Древнейший в Риме мост стал никому не нужной заброшенной достопримечательностью

Следующая статья

Король Италии Виктор Эммануил II: Сплетни и правда из жизни монарха

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

Вскоре после покупки земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработать проект усадьбы. На территории виллы, помимо жилого здания, располагалась конюшня, спроектированная Рафаэлем и разрушенная в 1808 году после продолжительного периода запустения, а также лоджия, выходившая на набережную Тибра (была демонтирована во время работ по прокладке проезжей части) и роскошный сад в итальянском стиле. Сад являлся неотъемлемой частью виллы и ее органическим завершением. С течением времени парк претерпел значительные изменения и сегодня выглядит совершенно иначе, нежели в далекую эпоху Возрождения.

Вилла Киджи в значительной степени отличалась от типичной архитектуры того времени. Очевидным является отсутствие на фасаде рустичной облицовки, арок, обрамляющих оконные проемы, колонн и мраморных выступающих элементов, присущих дворцам Эпохи Возрождения. Основной декоративной отделкой экстерьера виллы стали росписи, от которых на сегодняшний день, к сожалению, ничего не осталось, а также барельефы в верхней части здания, располагающиеся между окнами аттика.

Двухэтажное здание в плане представляет собой форму подковы, ориентированную в сторону сада. Два крыла виллы соединены лоджией, состоящей из пяти арок, которые в целях сохранности фресок были застеклены. Сама по себе лоджия, украшенная росписями с ярко выраженными растительными мотивами, по задумке архитектора должна была стать порталом, связывающим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, названная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, изначально использовалась в качестве сцены для театральных постановок и других выступлений, устраиваемых владельцем виллы.

Архитектура, интерьер виллы и сады

К главному входу ведут двусторонние лестницы и пандусы. Весь участок, в том числе и сады, разбит на террасы. В центре лаконичного и строгого здания расположен круглый дворик, который окружен двумя ярусами галерей. Это придает усадьбе интересный контраст и является своего рода новшеством, так как раньше архитекторы эпохи Возрождения предпочитали прямоугольную форму. Весь участок вокруг дворца имеет правильную симметричную планировку. 

Сады виллы отображают первоначальную задумку крепостного сооружения: они имеют рвы, заполненные водой и три подъемных мостика. Два угла фасада строения выходят в сад, и у каждого из них имеется свой палисадник надо рвом. В нижнем саду есть фонтаны и топиарий из самшита. Некогда в садах был театр. Немного дальше расположился известный Casino, летний домик, который в миниатюре копирует архитектуру собственно самой виллы. На данный момент он является одной из резиденций президента Италии. 

Во дворце есть цокольный этаж, этаж прелата и двухуровневый бельэтаж, на котором расположены 12 парадных комнат. В каждой из них взор поглощают прекраснейшие фрески работы братьев Taddeo и Federico Zuccari, исполненных в таком же стиле маньеризма, что и вся вилла. Они замечательно иллюстрируют подвиги мифического героя древности Геракла, деяния известного правителя Александра Великого, и историю собственно рода Фарнезе. Над созданием фресок также трудились известные художники того времени Rafaellino da Regio, Antonio Tempesta, Giacomo del Duca, Giovanni de’Vecchi.

История виллы Фарнезе

Работа по строительству поместья началась в 1520 году, тогда и был заложен его фундамент согласно проекту архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Бальдассаре Перуцци. Мощная пятиугольная его конструкция, так называемая «rocca», была призвана создать идеальное оборонительное сооружение, и давала возможность отражать атаки противника, который находится и снаружи, и внутри.


Работы по созданию имения были приостановлены в 1549 году, когда умер заказчик Папа Павел III. Лишь через 10 лет строительство родового гнезда возобновил внук Павла III, названный в честь деда, кардинал Алессандро Фарнезе. Воплощением архитектурного шедевра, завершенного к 1573 году, руководил прекрасный архитектор Джакомо Бароцци да Виньола, гений стиля римский маньеризм. Он сумел очень гармонично превратить мощный бастион, как было задумано изначально, в дворец, который своими лаконичными формами гармонировал с окружающей местностью.

Кардинал умер в 1589 году, успев собрать очень приличную коллекцию скульптурных произведений. Но после его кончины получившие наследство родственники Фарнезе решили, что содержание виллы для них будет слишком дорогое, и вывезли все ценное имущество в Неаполь. После этого вилла постепенно начала приходить в упадок. Сейчас вилла находится в собственности государства.

Капелла Киджи

В Базилике Санта Мария дель Пополо, расположенной на Пьяцца дель Пополо, можно увидеть небольшую капеллу, спроектированную Рафаэлем по заказу Агостино Киджи. Строительство часовни началось в 1513 году под руководством одного из знаменитых учеников мастера – Лоренцо Лотти, однако смерть Рафаэля в 1520 году прервала работы. Окончательный вид Капелла приобрела лишь в 1656 году, когда кардинал Фабио Киджи поручил Джованни Лоренцо Бернини завершить проект мастера. Кроме того, в первых десятилетиях XVI века венецианцем Луиджи де Паче, также по рисункам Рафаэля, были выполнены мозаики, украшающие купол часовни.

Советуем прочитать

Работы над художественным убранством виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были реализованы работы по художественной росписи, стала так называемая Зала дель Фрэджо (Sala del Fregio) – небольшая комната, использовавшаяся в качестве зала ожидания для гостей, а также для проведения некоторых церемоний. Например, именно в этой комнате было зачитано завещание Агостино Киджи.

В 1509 году Перуцци приступил к росписи экстерьера, о чем свидетельствуют документальные источники. После завершения строительных работ, в начале 1511 года, сиенский художник взялся за реализацию фресок свода Лоджии Галатеи, ставших одним из крупнейших произведений мастера.

В этом же году Агостино Киджи нанял молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того времени, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Возможно, банкир был не совсем удовлетворен работой Перуцци, а возможно просто хотел ускорить рабочий процесс. Так или иначе, художники должны были работать в паре, а вскоре к ним присоединился и Рафаэль.

Росписями люнетов был занят Себастьяно дель Пьомбо. Его кисти принадлежат девять фресок, на которых изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, основанного на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тем временем работал над созданием «Триумфа Галатеи».

Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи»

После завершения росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди приостановил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной этому, предположительно, послужила занятость Рафаэля в других проектах. Известно, что Санти в период с 1514 по 1517 года работал над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане. В 1517 году Рафаэль со своими учениками, приступил к созданию росписей главной лоджии виллы – Лоджии Амура и Психеи, которая должна была стать «визитной карточкой» резиденции известного банкира.

В то время как великий маэстро создавал свой очередной шедевр, в одном из помещений наиболее приватного предназначения – спальне – начались работы над росписью интерьера, доверенные некому Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома. В этот же период появились и фрески Зала Перспектив, в котором 28 августа 1519 года состоялся праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и его возлюбленной Франчкской.

Как доехать

Вилла расположена в городке Капрарола, что в регионе Лацио, на 50 км северо-западнее Рима. Немного южнее находится прекрасное место для активного отдыха, озеро Браччано. Наиболее удобным и быстрым способом добраться сюда является автобус. Из Рима, с автобусной станции Roma Saxa Rubra, в Капраролу совершают регулярные рейсы автобусы компании Cotral. Время в пути – немногим более часа. На автомобиле из Рима следует двигаться по автострадам SR2bis и SR2, затем в коммуне Капраника свернуть на SP35 и двигаться по указателям.

Время работы: с 8:30 до до 19:30. Выходной – понедельник, а также 25 декабря и 1 января. Касса закрывается в 18:45. Парк виллы открыт для посещения в период с 15 марта до 31 октября, со вторника по субботу. Экскурсии в парке проводятся каждый час с 10:00 до 16:00, в период 15 апреля–15 октября до 17:00.

Вход: стоимость полного билета – 5 евро, льготного – 2,5 евро. В первое воскресенье месяца вход свободный.


С этим читают