Дворцово-парковый ансамбль версаль

Здесь вершилась история

Королевский двор переехал в Версаль из Лувра в 1682 году, но после этого строительство комплекса продолжалось чуть ли не до самой смерти Людовика XIV с перерывами на периоды войн и безденежья. В целом на протяжении четырёх десятилетий тяжёлого труда в строительстве Версаля были использованы силы 38000 рабочих. Они жили непосредственно на территории строительства в специально построенных деревянных бараках. Надо отдать должное «королю-солнцу», он всё-таки заботился о тех, кто возвеличивал его. Здесь был построен госпиталь, в котором больных рабочих лечили бесплатно, а за полученное на стройке увечье король выдавал рабочим пособие, равно как и жёнам погибших при несчастных случаях. Всего же при жизни Людовика XIV на сооружение роскошного дворцово-паркового комплекса была израсходована сумма в серебряных ливрах, по покупательной способности приблизительно эквивалентная современным 37 миллиардам евро. В 1717 году в Версале останавливался отправившийся в своё второе путешествие по Европе Пётр I. Французы поселили его в «малом дворце» Большой Трианон, изначально предназначавшемся для отдыха короля. Страной в то время уже правил семилетний Людовик XV, чьи регенты и мамки не разделяли прошведских симпатий Людовика XIV. Пётр Великий провёл во Франции 64 дня и поразил тамошнюю знать своей благовоспитанностью, искренним добродушием, любознательностью и спартанскими нравами. Приставленный к русскому государю камер-юнкер по фамилии де Либуа отмечал, что тому было важнее узнавать новое, нежели вести деловые переговоры. Если же Пётр I и вёл таковые, то делал это «за стаканом вина». Русский император был восхищён Версалем и в дальнейшем вдохновлялся им при строительстве Петергофа, но отнюдь не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь позаимствовал общую идею. Позже с Версалем было связано множество других значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII столетии королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе и того, что в 1783 году завершил Войну за независимость США. Спустя шесть лет именно в Версале революционное Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во франко-прусской войне, именно в контролируемом немецкими войсками Версале было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, который завершил Первую мировую войну. Он же положил начало так называемой Версальской системе послевоенных международных отношений. В наши дни Версаль — один из крупнейших в мире туристических центров. Его отличает лёгкая транспортная доступность, благодаря чему дворцово-парковый комплекс ежегодно посещает от 8 до 12 миллионов туристов со всего света.


Метки: туризм, Франция, музей, Тайны 20 века, король, Париж, архитектура, резиденция, дворец, Людовик XIV, Версаль

Интерьеры Версаля — «шик-блеск-красота»

В атмосфере роскоши Версаля, среди монументальных фонтанов, аллей и променадов, утопающих в буйстве зелени и цветов, монарху было так легко отрешиться от реальных проблем простого народа! Особым шиком отличается Зеркальная галерея Версальского дворца. Она представляет собой гигантский зал высотой с 5-ти-этажный дом. Арочные окна и дверные проёмы, заполненные зеркалами, зрительно расширяют пространство зала.

В эпоху «Короля-солнце» галерея меблировалась серебряными столами и табуретами; статуи и даже кадки для растений отливались из серебра.

Вид на Гранд-канал в парке Версаля

Над потолком, расписанным «небесной глазурью», мерцали хрустальные люстры, а окна обрамляли шторы, пошитые из золотой парчи. Полы застилались великолепными коврами мануфактуры «Savonnerie». При Людовике XIV Зеркальная галерея вместе с лестницей Послов (разобрана в 1752 году) и Королевской капеллой входила в тройку самых колоссальных интерьеров дворца. Верхний ярус часовни, предназначавшийся для королевской семьи, опирается на беломраморную колоннаду с позолоченными капителями.

Малый Трианон

В центре размещён алтарь, украшенный фигурами древнегреческих богов. На нижнем уровне находилась капелла для придворных и фрейлин. За галереей протянулись апартаменты королевы

Сразу привлекает внимание огромная кровать, размером почти со спальную комнату. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, подчёркивая высокий статус первой дамы Франции

Апартаменты короля и королевы разделяет Галерея сражений. На её стенах висят 30 картин, прославляющих знаменательные победы Франции, а вдоль стен установлены статуи 82 полководцев.

Дворец Большой Трианон

Апартаменты короля занимают несколько залов, среди них примечателен салон «Бычий глаз» с окном овальной формы, которое выходит во двор. Внутреннее убранство салона декорировано скульптурными изображениями играющих путти (крылатых мальчиков-ангелов), лепниной и портретами членов королевской семьи.

Создание Версаля

Версаль создавался с 1661 года под руководством Людовика XIV, пожелавшего построить поместье, которое затмило бы владение министра финансов Николя Фуко, находившееся в пригороде Парижа Ва-ле-Виконте. Король-Солнце пригласил тех же мастеров, что создавали дворец в Ва-ле-Виконте — архитектора Луи Лево, живописца Шарля Лебрена и мастера паркового ансамбля Андре Ленотра и приказал им создать резиденцию в том же духе, только в сто раз больше.

Король-Солнце построил не просто королевскую резиденцию, это была вторая столица Франции, в которой проживали тысячи человек и сюда ежедневно приходили тысячи людей. Для входа необходимо было лишь надеть шляпу и иметь при себе шпагу, которые, впрочем, можно было взять напрокат.

Расстояния в парке были столь внушительными, что богатые посетители нанимали портшезы — крытые кресла, переносимые носильщиками, выполняющие роль такси. А слуги избранных господ, живших во дворце, имели дополнительный заработок — они позволяли чужим господам воспользоваться дворцовым туалетом.

Король-Солнце, провозгласивший «Государство — это я», создал Версаль и правил в нем, его резиденция стала символом монаршего торжества и памятником эпохи Короля-Солнце.

Но Версаль является и символом заката этой эпохи, связанной с именами Людовика XVI и Марии Антуанетты, которые в 1789 году были вынуждены переехать в Париж.

Церковь Богородицы

Eglise Notre-Dame de Versailles была построена в конце XVII в. по распоряжению Людовика XIV. Автор проекта – один из архитекторов Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар. В первой приходской церкви Версаля участвовали в религиозных обрядах три Людовика – XIV, XV и XVI. В ней же регистрировались крещения, бракосочетания и смерти членов королевской фамилии.

Церковь Богородицы

Здание построено в стиле французского классицизма. Его фасад украшен аллегорическими фигурами Религии и Милосердия. Высота церкви была ограничена двумя этажами по приказу Людовика XIV, чтобы не нарушать открывающиеся с Версальского дворца городские перспективы.

Исторические вехи

История Версальского дворца насчитывает немало взлетов и падений, революционных потрясений, вражеской интервенции и периодов относительного затишья. Расскажем кратко об основных исторических вехах бывшей резиденции французских королей.

При малолетнем монархе Людовике XV его регент Филипп Орлеанский принял решение о перемещении французского королевского двора обратно в Париж. Вплоть до 1722 г. Версаль пребывал в упадке, пока повзрослевший Людовик XV вновь не вернулся обратно во дворец со всей своей свитой.

В конце XVIII в. Версаль оказался в центре драматических событий французской истории. Судьба распорядилась таким образом, чтобы именно эта, полная роскоши и шика королевская резиденция стала колыбелью Великой французской революции. В июне 1789 г. депутаты от третьего сословия торжественно поклялись не расходиться до тех пор, пока их требования о политических реформах не будут приняты.


Тремя месяцами позже прибывшая из Парижа толпа революционеров захватила дворец и изгнала из него королевскую семью. За пять последующих лет предместье Версаль потеряло почти половину своего населения.

Во время революционных событий дворцовый комплекс оказался разграбленным, из него была вынесена уникальная мебель и ценности, но архитектура зданий не пострадала.

Версаль неоднократно захватывался прусскими войсками: в период наполеоновских войн (в 1814 г. и 1815 г.) и во время франко-прусской войны. В январе 1871 г. прусский король Вильгельм I устроил в Версале временную резиденцию и провозгласил весть о создании Германской империи.

Точка в Первой мировой войне была поставлена именно в Версале, где в 1919 г. был подписан мирный договор

Это чрезвычайно важное событие стало началом Версальской системы международных отношений

Вторая мировая война нанесла серьезный урон дворцово-парковому комплексу. Жителям Версаля довелось пережить многое: жестокие бомбардировки, гитлеровскую оккупацию, многочисленные жертвы среди местных жителей. 24 августа 1944 г. город был освобожден французскими войсками, и для него начался новый этап развития.

В истории замка был момент, когда судьба его висела на волоске. В 1830 г., после Июльской революции его планировали снести. Вопрос был поставлен на голосование в Палате депутатов. Перевес всего в один голос спас Версальский дворец для истории и потомков.

Капелла Версальского дворца

После второй галереи верхнего этажа Версальского дворца расположена Капелла, посвященная Св. Людовику Французскому. Это помещение, богато декорированное белыми и золотыми лепками, считается шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710).

Великолепные барельефы на пилястрах и арках выполнены Ван Клеве. Следующее помещение, называемое Салон Геркулеса, было построено в 1712 и декорировано в 1736 Робером де Котте. Здесь хранятся два великолепных полотна Веронезе “Ужин Христа в доме Симона Фарисея” и «Елизир и Ребекка». На этом же этаже расположены шесть залов Больших королевских апартаментов, являющихся типичным образцом стиля Людовика XV, где отдавалось предпочтение использованию ценных материалов.

Но самым роскошным, без сомнения, является шедевр декоративного искусства Лебрюна Галерея зеркал, построенная в 1687 году. Славу этой галерее принес его оригинальный декор: 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.

До «короля-солнца»

Комплекс Версальского дворца, в который помимо большого Шато входят ещё несколько малых дворцов, в том числе Большой Трианон и Малый Трианон, а также парк площадью свыше квадратного километра, — самый большой в Европе. В справочниках и на специализированных сайтах можно прочесть, что Версаль «отличается целостностью замысла, гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта». Действительно, несмотря на поразительную пышность и большие размеры, общий вид Версальского дворца ни в коем случае не создаёт ощущения нагромождения элементов и излишества, что и позволило ему стать образцом для других монарших резиденций эпохи Возрождения. В то же время Версаль считается символом неумеренных и нерациональных трат государственных денег в период пика абсолютизма. Этим дворец и интересен, ведь в ближайший исторический период вряд ли где-нибудь может появиться правительственная резиденция, которая его затмит. Когда-то на том месте, где сейчас находятся величественный дворец и окружающий его парк, стояла маленькая деревушка Иль-де-Франс Версаль. Первое её упоминание относится ещё к 1038 году, когда ею владел некий феодал Гуго де Версаль. Селение располагалось всего в 18 километрах от центра тогдашнего Парижа, и через него проходила оживлённая дорога, ведущая из французской столицы в Нормандию. Поэтому здесь часто останавливались путники. Однако в последующие века чума и войны фактически уничтожили село. Впервые в историю деревня вошла в 1570 году, когда в близлежащем замке остановился направлявшийся на встречу с Екатериной Медичи будущий французский король Генрих IV. Позже, уже став монархом, он любил приезжать сюда на охоту. Затем к охоте в этих местах пристрастился его сын — Людовик XIII. Именно он купил здесь участок болотистой земли, окружённый полями. На месте будущего роскошного дворца тогда стояла лишь старая ветряная мельница. Людовик XIII распорядился построить здесь весьма скромный по размерам замок, площадь основания которого составляла лишь 24X6 метров. Здесь можно было уединиться и пообщаться с приехавшими на охоту друзьями, в остальном же замок был столь мал, что в нём не предусматривались даже комнаты для королевы-матери и королевы-жены.

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.


Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Достопримечательности

Версальский дворец одно из тех туристических мест, которое сложно обойти за один день. Площадь одних только садов занимает около девятисот гектар земли. На территории музейного комплекса располагаются сразу три дворца: главный, Большой и Малый Трианон. Также особой популярностью у туристов пользуются королевские конюшни и деревня Марии-Антуанетты.

Королевская часовня, Михаил Странник

Дворец Малый Трианон

С Малым дворцом Трианон больше всего связывают имя его последней хозяйки Марии-Антуанетты. Молодая королева проводила практически все свое время в удалении от главного дворца и невзлюбивших ее придворных. Проход в его парк был разрешен исключительно по приглашению королевы. Построенный в 1768 году при предыдущем правителе, он был практически полностью переделан. Рядом с ним появилось здание театра и небольшая утопическая деревня, где она погружалась в несуществующую сельскую жизнь.

Михаил Странник

Деревня Марии-Антуанетты

Королева Мария-Антуанетта была творческой увлекающейся натурой. Ее тяготила дворцовая жизнь и окружение, поэтому после передачи ей во владение дворца Малый Трианон, она приказала выстроить для нее постановочную деревню из 12 домов. Для воссоздания крестьянского быта сюда привезли скот и домашнюю птицу.

Михаил Странник

Сейчас многие туристы очень любят посещать именно это место. Оно поражает своей красотой и умиротворяющей атмосферой. Практически все милые маленькие домики располагаются вокруг пруда. Сама деревня находится в 10 минутах ходьбы в северо-восточном направлении от Трианона.


Михаил Странник

Дворец Большой Трианон

Большой Трианон или Мраморный дворец был возведен специально для короля и его приближенных. Отправится в поездку сюда считалось привилегией. После революции его избирали для своих резиденций Наполеон и генерал Шарль де Голль. Он примечателен отделкой наружных фасадов розовым мрамором и цветущими садами вокруг.

Михаил Странник

Большой дворец

После смерти Людовика XIII маленький замок долго пустовал. За его сына Людовика XIV, ещё совсем ребёнка, долгое время правили его мать Анна Австрийская и первый министр — кардинал Мазарини

Подросший будущий «король-солнце», чудом переживший гражданскую войну — Фронду, хорошо понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но предпочитал действовать с предельной осторожностью. Дождавшись смерти Мазарини в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без первого «министра

В том же году был арестован министр финансов Николя Фуке, наживший себе на этой должности колоссальное состояние. Как раз к этому времени Фуке завершил строительство личной резиденции Воле-Виконт. Восхитительной красоты дворец был конфискован, а находившийся под впечатлением Воле-Виконта король решил привлечь его создателей к строительству и своего нового дворца. Это были первый королевский архитектор Луи Лево, специалист по планировке и посадке садов и парков Андре Ленотр, а также известный художник по интерьерам и теоретик искусства Шарль Лебрен. Осталось лишь выбрать место для строительства резиденции. После долгих раздумий и сомнений выбор Людовика XIV, казалось, пал на Венсен, но затем неожиданно он сделал выбор в пользу Версаля с его охотничьим домиком. При этом Людовик-сын решил, что маленький замок строители должны сохранить. Лево учёл все пожелания короля и приготовил проект, согласно которому старый охотничий замок с одной стороны оставался неприкосновенным, а с трёх других обрастал современными для той эпохи корпусами, как бы оказываясь заключённым в каменный конверт. Королю идея понравилась, и Лево руководил строительством Версаля до самой своей смерти, последовавшей в 1670 году. Одновременно он работал в парке над сооружением Зверинца и Оранжереи, которые для короля были и прихотью, и радостью. В главном Шато находились приёмные залы Больших королевских покоев, убранство которых было посвящено античным богам. Символический смысл этого заключался в прославлении добродетелей «короля-солнца» и его семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении. Самый продолжительный путь — к королевской спальне — вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею и зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений можно было пройти и в капеллу. В этих покоях королевская семья и придворные три раза в неделю собирались вечерами для развлечений. В такие вечера правила придворного этикета смягчались, и король, находясь среди гостей, стремился быть радушным хозяином. Наиболее впечатляющим помещением в Большом Версальском дворце является Зеркальная галерея. Это целый проспект длиной 73 метра и шириной 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальная галерея ошеломляет и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в ясные солнечные дни ещё и переизбытком света и воздуха. При её украшении расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезают 17 окон, а 15 ниш напротив них заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, расширяя пространство зала. Роспись Зеркальной галереи была поручена Шарлю Лебрену, который сумел в монументальном стиле воздать славу королю. В дни праздников здесь в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, которые множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Когда-то галерею украшали ещё и апельсиновые деревья, посаженные в огромных серебряных вазах. Здесь же стояла массивная серебряная мебель, изготовленная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала столь тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.

Знаете ли вы что…

В дворце Большой Трианон помимо Петра I останавливался ещё целый ряд российских лидеров. В 1971 году это был Леонид Ильич Брежнев, в 1986-м — Михаил Сергеевич Горбачёв, в 1992-м — Борис Николаевич Ельцин.

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Режим работы Версаля в 2019 г.

Все стремятся в Версаль чтобы посмотреть фонтаны. Но в отличие от Петергофа, фонтаны Версаля работают только в определенные дни и часы в летний период (). В эти же дни наблюдается особенно большое количество туристов во дворце. Поэтому если Вы уже видели фонтаны и хотите посетить только дворец, то лучше выбирать дни когда фонтаны не работают.

Если Вы хотите посмотреть в один день фонтаны и дворец, то лучше покупать билет «Passport» на заранее. Иначе Вам надо будет отстоять две очереди — в кассу и непосредственно во дворец, что займет не менее двух часов.

Обратите внимание, что большинство фонтанов работают только один час утром и 2,5 часа вечером. Чтобы успеть осмотреть их все (пока их не выключили) надо иметь довольно хорошую физическую форму, поскольку они находятся довольно далеко друг от друга

Также рекомендуем запастись заранее электронной оффлайн картой на смартфон, чтобы быстро передвигаться между фонтанами, а также выбрать те, которые Вам наиболее интересны. Билет «Passport» дает право только на один проход в парк. То есть посмотреть фонтаны с утра, потом дворец, а потом вернуться в парк не получится (без доплаты).

Наиболее безумные толпы народу в субботу и воскресенье между 12:00 и 15:30. В это время дворец наполнен туристами из Азии, которые ведут себя очень нагло. Плотность посетителей близка к московскому метро в час пик. Поэтому дворец лучше смотреть утром или вечером, а еще лучше — в будние дни.

Посещение парадных залов дворца займёт около двух часов. Прослушивание всего аудиогида по дворцу может растянуться на день. На осмотр самых красивых фонтанов Версаля можно отвести 3 часа, а чтобы обойти все уголки парка, включая Трианон и музей карет — целый день.

  • В летний период (с 1 апреля по 31 октября)
    • Дворец
      • С 9:00 до 18:30, касса закрывается в 17:50
      • Выходной день понедельник
      • 1 мая музей не работает
    • Парк (главный вход)
    • Фонтаны Версаля летом 2019 года включают:
      • с 6 апреля по 27 октября по субботам и воскресеньям 11:00–12:00 и 15:30–17:00
      • с 21 мая по 25 июня по вторникам, а также: 19 апреля, 8 мая, 30 мая и 15 августа 11:00–12:00 и 14:00–16:00
  • В зимний период (с 1 ноября по 31 марта)
    • Дворец
      • С 9:00 до 17:30, касса закрывается в 16:50
      • Выходной день понедельник
      • 1 января и 25 декабря музей не работает
    • Парк (главный вход)
      • Ежедневно с 8:00 до 18:00. Последний вход в 17:30. Может быть закрыт во время снегопадов и сильных ветров
      • Фонтаны в зимний период не работают!

Парк и сады Версаля

Огромный парк Версаля с аккуратными французскими садами начинается сразу же за пределами главного дворца. Ему свойственны прямые геометрические линии популярные в ту эпоху. Многие растения и их внешний облик были восстановлены по историческим архивным документам музея. Помимо традиционных растений в его оформлении используются привезенные из других стран тропические плодовые деревья и цветы. В зимний период их перевозят в специальные оранжереи дабы уберечь от низких температур.

Сергей Давыдов

В наше время Версальский парк является крупнейшим в Европе и считается произведением садово-паркового искусства. Менее помпезный вид имеют сады находящиеся вокруг дворца Большой Трианон. Так как это была более уединенная королевская резиденция, местный ландшафт предназначался для спокойного времяпрепровождения Людовика XIV и приближенных придворных. Их общая площадь достигает чуть более двадцати гектар. Годами позже стараниями короля и его любовницы маркизы де Помпадур немного северней появился сад Малого дворца Трианон. Сейчас от него практически ничего не сохранилось, так как при новой хозяйке королеве Марии-Антуанетте здесь провели масштабное обновление, переделав его в типичный английский сад.

Сергей Давыдов


С этим читают