Лучшие достопримечательности ватикана

Что посмотреть на площади Святого Петра

Пьяцца Сан Пьетро богата уникальными шедеврами искусства.


Главные достопримечательности:

  1. Колоннада Бернини.
  2. Египетский обелиск.
  3. Фонтаны.
  4. Статуи и скульптуры.

Колоннада Бернини

Возведена в период с 1656 года по 1667 года по проекту Лоренцо Бернини.

Полукружные сооружения ограждают площадь с двух сторон.

Четыре ряда колонн расположены параллельно друг другу, скрывая расположенные за ними здания и вход в Апостольский дворец. Тем самым образуется три внутренних прохода.

Общее число установленных колонн – 284. Их высота – 13 метров.

Каждая колона с внутренней стороны увенчана статуей святого. Всего – 140 скульптур.

Сооружение украшено шестью парапетами с гербами папы Александра VII.

Колоннада соединяется с собором двумя галереями:

  1. Константина Великого.
  2. Карла Великого.

Длина каждого этого крыла – 120 метров.

Египетский обелиск

Достопримечательность была доставлена из Египта по приказу императора Калигулы в I веке нашей эры.

Обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором казнили Святого Петра.

В эпоху Ренессанса произошло несколько попыток переноса обелиска, однако грандиозные размеры затрудняли его перенос и установку.

В 1586 году при папе Сиксте V и архитекторе Доменике Фонтане обелиск перенесли на площадь Святого Петра, которая находилась на этапе строительства.

С помощью крепкой платформы и роликов около 900 рабочих со 140 лошадьми переместили древнейший памятник.

На интересное зрелище собралась толпа, разговоры в которой строго запрещались. За шум грозилась казнь.

Египетский штык сохранился с древних времён в хорошем состоянии.

В Риме расположены 12 схожих обелисков.

Описание обелиска:

  • высота штыка – 25,5 метров;
  • материал – красный гранит;
  • установленный крест на вершине высотой – 15,5 метров.

Фонтаны

С двух сторон от Египетского обелиска располагаются два идентичных фонтана:

  1. Фонтан «Антика». Украшал еще площадь Санкти Петри с 1490 года перед базиликой при Константине. Расположен с правой стороны от обелиска. В 1614 году фонтан подвергся реконструкции архитектором Карло Мадерно.Он внёс в фонтан следующие изменения:
    • изменилась высота достопримечательности;
    • верхняя чаша заменилась выпуклой стороной вверх;
    • добавились элементы барельефов, изображающих символику папы
  2. Фонтан Бернини. Возведён по проекту Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Материал сооружения сделан полностью из гранита. Отличается от «Антика» только изображениями папской символикой.

Высота обоих знаменитых фонтанов – 8 метров.

Папский фонтан (фонтан «Тиары») – малоизвестная достопримечательность, расположенная со стороны правой колоннады, за пределами Ватикана. Создатель – Пьетро Ломбарди, в XX веке. Фонтан украшают четыре тиары и ключи. Вода в фонтане питьевая, её можно набрать в бутылку, если настигла жажда.

Статуи и скульптуры на площади

Перед входным фасадом собора Святого Петра расположены две статуи:

  1. Статуя Святого Петра. Выполнена итальянским скульптором Джузеппе де Фабрисом.
  2. Статуя Святого Павла. Автор – Адамо Тадолини.

Скульптуры были установлены в 1847 году.

Колоннаду украшают 140 статуй святых, созданных по эскизам Джованни Лоренцо Бернини.

Швейцарские гвардейцы

Представители швейцарской армии – особая «визитная карточка» Ватикана.

Яркая форма солдат привлекает внимание всех туристов. Однако не все знают об уникальной отваге и верности гвардейцев

Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима.

Где можно увидеть швейцарских гвардейцев:

  • у Бронзовых ворот на входе площади;
  • у входа в собор (дальний угол слева на площади);
  • за левой колоннадой;
  • у ворот улицы Sant’Angelico.

Солдаты сразу заметны благодаря своей цветной желто-сине-красной полосатой форме.

Музеи рядом с площадью Святого Петра

Рядом с площадью располагаются известные во всём мире музеи Ватикана.


Огромное количество галерей наполнены невероятными произведениями искусства.

Основные части музеев, которые стоит посетить:

  • музей Пия-Климента;
  • Сикстинская капелла;
  • станцы и лоджии Рафаэля;
  • музей Кьярамонти;
  • Египетский музей;
  • Этрусский музей;
  • Ватиканская пинакотека.

Каждый Папа Римский внёс свой вклад в содержание музейного комплекса.

Музей Пио-Клементино

В Музее Пио-Клементино находятся одни из лучших образцов древнегреческих и римских скульптур, найденных во всем мире. Музей назван в честь двух Пап Римских, которые основали его в конце 1700-х годов: Климента XIV и Пия VI.

Пио-Клементино довольно большой и в нем много комнат, каждая из которых полна шедеврами искусства.

Этот музей легко пропустить, если вы спешите к Сикстинской капелле, поэтому чтобы увидеть Пио-Клементино, включите его в ваш план заранее.

Перед входом в музей вы увидите внутренний дворик под открытым небом, называемый восьмиугольным двориком.

Когда вы подойдёте к этим музеям, вы уже увидите множество скульптур в других частях Музеев Ватикана. Я знаю, что эти древнегреческие и римские статуи могут удивить любого… и, в конце концов, у вас может начаться «скульптурная усталость», когда уже не захочется смотреть ни на какие «шедевры».

Но, по крайней мере, на две известные работы в Пио-Клементино стоит посмотреть: «Лаокоон и его сыновья» и «Аполлон Бельведерский».

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»

«Лаокоон и его сыновья» – скульптурная композиция, найденная в 1506 году на Эсквилинском холме в Риме. Скульптура, датируемая около 30 г. до н.э., изображает смертельную борьбу Троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей с двумя морскими змеями.

Последнее упоминание скульптуры нашли в трудах историка Плиния Старшего. Он описал статую как шедевр, сделанный тремя скульпторами из Родоса, и находящуюся во дворце римского императора Тита (который построил Колизей). Теперь и мы можем любоваться шедевром.

Сюжет Лаокоона взят из сказаний о Троянской войне. Я думаю, вы помните историю, как греки создали знаменитого Троянского коня, с помощью которого уничтожили Трою. Так вот Лаокоон, троянский священник, предупредил троянцев не принимать лошадь в качестве подарка. Боги Афина и Посейдон, которые помогали грекам, послали двух морских змеев, чтобы убить священника за это.

А один из героев троянской войны, Эней, прислушался к предупреждению священника и бежал из Трои к берегам Италии с небольшим отрядом. Впоследствии Эней положил основание Римскому государству, став одним из предков Ромула и Рема, судя по римской мифологии.

Почему скульптура Лаокоона входит в десятку лучших шедевров музеев Ватикана?

Во-первых, как я уже сказал, здесь важную роль играет сама история, римляне верили в важность пророчества Лаокоона, без него не было бы Рима. А во-вторых, эта скульптура особенная, учитывая, что она изображает настоящую человеческую агонию. Несмотря на то что бесполезность борьбы и неотвратимость гибели здесь очевидны, в скульптуре чувствуется сила и достоинство священника.

Статуя «Аполлон Бельведерский»

«Аполлон Бельведерский» – это мраморная греческая скульптура, датируемая I веком до н. э. Когда-то она считалась одной из величайших древних скульптур.

В левой руке Аполлона раньше был лук

Статуя была найдена в XV веке и принадлежала кардиналу Джулиано делла Ровере. Как только он был избран Папой Юлием II, статую перенесли в Бельведерский двор (отсюда и произошло название статуи). Это было первое произведение искусства в художественной коллекции Ватикана, скульптура была ещё до того, как появились сами Музеи Ватикана.

Скульптура изображает бога Аполлона, прекрасного юного парня, который стреляет из лука. Его лицо безмятежно, и даже расслабленное тело изображает бога, который находится в покое и не утруждает себя усилием стрельбы из лука. Аполлон демонстрирует «идеальное» мужское тело без единого изъяна – в то время это был эталон искусства.

В 18 веке, в разгар неоклассицизма, немецкий искусствовед Иоганн Винкельман сказал «Из всех произведений античности, которые избежали разрушения, статуя Аполлона представляет высший идеал искусства».

К сожалению, к концу 1800-х годов Аполлон Бельведерский начал разрушаться, и сегодня уже не считается вершиной художественной красоты.

Почему скульптура Аполлон Бельведерского находится в этом списке того, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана?

  1. Во-первых, это одна из лучших скульптур древности (хоть сейчас уже и не в лучшем состоянии).
  2. Во-вторых, именно с этого произведения началась вся коллекция Музеев Ватикана.
  3. В-третьих, это любимая работа Наполеона, которую он взял из Ватикана в Лувр (конечно, после падения Наполеона статую вернули).

Что важно посетить

Сикстинская капелла

Снаружи это обычная церковь, но внутри стены расписаны художниками Микеланджело, Боттичелли и Рафаэлем. Здесь есть полотно «Встреча Льва I с Аттилой». Она входит в перечень мест, обязательных для посещения.

Ватиканская пинакотека

В ней 18 залов с полотнами великих художников:

  • Зал 1 – «Мария Магдалина»;
  • Зал 2 – «Рождество»;
  • Зал 3 – «Мадонна и ангелы»;
  • Зал 4 – работы художника Милоццо;
  • Зал 5 – «Пьета»;
  • Зал 6-7 – полотна Кривели;
  • Зал 8 – работы Рафаэля;
  • Зал 9-18 – остальные живописцы.

Пинакотека Ватикана притягивает многих туристов. Здесь очень ценные и редкие работы.

Двойная винтовая лестница в Ватикане

Двор сосновой шишки

В этом месте экспонаты большой сосновой шишки, сферы внутри сферы (символ жизни – планета Земля и Вселенная) и фонтан.

Кьярамонти

Он состоит из трёх залов, в которых очень много античных скульптур. В Коридоре статуи эпохи Римской империи. В Braccio Nuovo предметы греческой и древнеримской мифологии. В Galleria Lapidaria религиозные надписи Греции и Рима.

Залы Рафаэля


Картина Рафаэля «Пожар в Борго»

Это три комнаты (Комната суда, Комната пламени, Станца д’Элиодоро) с фресками художника.

Важно! Можно отыскать последний шедевр Рафаэля – «Преображение», который искусствоведы считают самой лучшей его работой

Музей Люцифера в Ватикане

Располагается в церкви Святого Сердца Мученика. Он насчитывает несколько предметов в единственном экземпляре, которые каким-то образом связаны с представлениями о Сатане и могут привести туриста в ужас.

Внимание! В Ватикане нет Музея космонавтики! Не нужно спрашивать у местных, сколько стоит билет в Музей космонавтики Ватикана — они не ответят

Договор Гитлера

В документе, подписанном Гитлером, сказано, что после 13 лет правления он отдаст душу дьяволу. Договор подписан 30.04.1932, а фюрер Германии застрелился 30.04.1945.

Предсказания падшего ангела

Тексты предвещают различные бедствия. Некоторые из них уже сбылись.

На заметку! Закрытый музей Люцифера в Ватикане – самый необычный среди всех.

Сикстинская Капелла

К самой Сикстинской Капелле мы еще вернемся в отдельной статье. Скажем лишь, что это одно из самых известных культурных сокровищ Ватикана и мира, которое входит в общий музейный комплекс. Поэтому и посетить ее можно по единому билету. Известно, что построена она была в 1475-1481, во время правления папы Сикста IV, откуда и получила свое название. Считаем уместным привести цитату Иоганна Вольфганга фон Гете из «Путешествия по Италии». «Не видя Сикстинскую Капеллу, нельзя понять, на что способен человек».

В 1508 папа Юлий II пригласил Микеланджело расписать ее потолок. Микеланджело, считавший себя скорее архитектором и скульптором, а не художником, взялся за работу неохотно, но решил изобразить под потолком девять сцен из Ветхого Завета, самая известная из которых – «Сотворение Адама» (Creazione di Adamo), где бог спускается с небес, чтобы вдохнуть жизнь в Адама. Стены Капеллы полностью покрыты фресками. Самая знаменитая – «Страшный суд» (Giudizio Universale) на стене с алтарем, также работы Микеланджело. В целом, весь музейный комплекс интересен и стоит того, чтобы его посетить, ведь все его залы и коридоры богато украшены мрамором, фресками и исключительными шедеврами, равных которым нет в мире.

Пинакотека Ватикана

Ватиканская Пинакотека – это, по сути, картинная галерея.

Этот музей живописи часто упускают из виду и недооценивают. Очень жаль, потому что там есть несколько шедевров, которые, на мой взгляд, нужно обязательно увидеть при посещении Ватикана.

Пинакотека – это одно из последних дополнений к Музеям Ватикана, построенное в 1931 году. В 18 залах вы можете увидеть работы мастеров разных эпох – от средневековья до 19 века, все произведения представлены в хронологическом порядке.

Если вы планируете увидеть её самостоятельно, то посетите эту галерею в первую очередь, так как она находится сразу после входа в Музеи Ватикана (как только вы подниметесь по эскалаторам, Пинакотека будет справа от вас).

Здесь есть много картин, которые мне очень нравятся, например, Караваджо «Положение во Гроб».

«Положение во Гроб»

Но жемчужиной всей выставки является последняя работа Рафаэля, написанная им прямо перед смертью – «Преображение».

Имейте в виду, что Пинакотека закрыта в пятницу вечером.

Картина Рафаэля «Преображение»

«Преображение» изображает двойственную человеческую и божественную природу Иисуса Христа. Верхняя половина написана в светлых тонах и показывает Иисуса в окружении пророков Илии и Моисея. Он кажется единственным безмятежным местом на картине.

Нижняя половина полотна тёмная, потому что она олицетворяет земную жизнь с тёмными сторонами человеческой натуры. С правой стороны мы видим мальчика, который, по-видимому, одержим. Его родители страдают. Апостолы замерли в предвкушении чуда, поскольку они понимают, что вера может исцелить больного мальчика. Их протянутые руки связывают низ и верх картины.

Картину заказал кардинал Джулио Медичи, который должен был стать папой Климентом VII. Но Рафаэль не успел закончить свой шедевр, так как неожиданно умер в 1520 году.

Первоначально картина предназначалась для алтаря церкви во Франции, но папа решил сохранить её в Риме. Позже, картина была вывезена во Францию Наполеоном. Но после поражения Наполеона, была возвращена в Пинакотеку Музеев Ватикана. К счастью для нас!

Почему эта картина так значима и почему она в моём списке, что нужно обязательно посмотреть в Музеях Ватикана? «Преображение» является своеобразным мостом между живописью периода Возрождения (начало 1500-х годов) и живописью в стиле Барокко (начало 1600-х годов).

В отличие от многих предыдущих картин Рафаэля, люди на этой картине изображают очень человеческие эмоции: трепет, неверие, тоску.

Интересный факт. Эта картина вдохновила Микеланджело на «Страшный суд» на стене Сикстинской капеллы.

Таким образом, на эту картину не просто приятно смотреть, но это ещё и очень важная часть истории искусства.

Я могу гулять больше часа по залам Пинакотеки. Но если вы хотите увидеть только картину «Преображение», пройдите сразу в зал №8.

Музей Пио-Кристиано

Христианский музей папы Пия IX (основанный в 1854 году) включает работы периода от раннего христианства (II-VI веков) до поздней античности.

Практически все выставочные артефакты (барельефы, скульптуры, саркофаги и другие древние предметы) были найдены в римских катакомбах.

Изначально находки располагались в Латеранском дворце, позже Иоанн XXIII поместил их в состав музеев Ватикана (1970 год).

Одни из завораживающих предметов Древности:

  • саркофаг святой Сабины (II век);
  • догматический саркофаг (Саркофаг двух заветов, IV век);
  • саркофаг двух братьев (350 год);
  • саркофаг Доброго Пастыря (IV век).

История


Возраст садов Ватикана насчитывает 8 веков. Первые упоминания датируются 1200 годом.

Каждый Папа Римский внёс свой вклад в развитие садов в Ватикане:

  1. При Папе Николае III на территории сада выращивались лекарственные растения, фруктовые сады и овощные грядки, соответствующие эпохе Средневековья.
  2. Во время правления папы Юлия II сады разделились на отдельные три части по проектированию итальянских художников. Территория утратила свою хозяйственную функцию и обрела декоративный вид.
  3. При Папе Пие IV сад приобрёл черты стиля эпохи Возрождения. «Домик папы Пия IV» был возведён на севере парка, украшенный фонтанами и скульптурами.
  4. При восхождении на папский престол Григорий XIII возвёл башню Ветров с обустроенной внутри астрономической обсерваторией.
  5. При Павле V был восстановлен акведук Трояна и проведено дополнительное водоснабжение от озера Браччано. Сады украсились новыми фонтанами, водоемами и каскадами, выполненными голландскими мастерами. Итальянские дизайнеры внесли свой вклад в создании живописного ландшафта парка.
  6. При папе Клименте XI приобретались редкие виды коллекции растений субтропического климата. Интересное соседство бананового дерева и олеандра наблюдается только в садах Ватикана.
  7. При Льве XIII на территории парка был создан Ватиканский зоопарк. Здесь встречаются такие виды животных как: лисы, кролики, белки, летучие мыши, грызуны, различные виды птиц, змеи и ящерицы. Власти Ватикана объявили охоту на лис, в связи с их нападением на котов и птиц на охраняемой территории города.
  8. Во время правления Павла VI был обустроен сад на крыше дворца. Сады в Ватикане впервые стали открыты для посетителей.

Папские апартаменты

Раньше Папы жили в тех помещениях, которые сейчас принадлежат Музеям Ватикана. Сейчас эти залы называются «Папскими апартаментами», хоть и не имеют ничего общего с тем местом, где проживает нынешний Папа.

Два самых впечатляющих зала – это апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля. Их легко пропустить, если направляетесь сразу к Сикстинской капелле.

Апартаменты Борджиа, украшенные фресками Пинтуриккьо (современником Рафаэля), расположены этажом ниже станц Рафаэля. Так что если в свой визит по Музеям Ватикана вы включите посещение станцов Рафаэля, то сможете увидеть ещё один шедевр – апартаменты Борджиа.

Станцы Рафаэля и его картина «Афинская школа»

Хоть в Папские апартаменты есть на что посмотреть, мы сосредоточим наше внимание на самых жемчужинах музея. И такой является известная картина Рафаэля «Афинская школа»

Это одна из самых известных картин в Музеях Ватикана, конечно, за исключением картин Микеланджело в Сикстинской капелле

И такой является известная картина Рафаэля «Афинская школа». Это одна из самых известных картин в Музеях Ватикана, конечно, за исключением картин Микеланджело в Сикстинской капелле.

Папы Юлий II и Лев X, возглавлявшие Ватикан во времена эпохи Возрождения, приглашали лучших художников того времени, чтобы они украсили их дома. Так, в 1508 году Папа Юлий II нанял Рафаэля для росписи комнаты под названием «Станца делла Сеньятура». И это было сразу после того, как он поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской Капеллы.

Только представьте, какая власть и сила была у Пап Римских, что они могли позволить себе нанять таких мастеров, причём одновременно!

На этом произведении собраны величайших философы, математики и мыслители классической древности. Они объединены все вместе, хотя пришли из разных мест и разных времён. Это уже причудливо само по себе.

Но то, что сделал Рафаэль, было ещё веселее. Он поместил туда лица своих приятелей:

Платон, в центре разговаривающий с Аристотелем, имеет лицо Леонардо да Винчи;

Донато Браманте (о котором мы говорили выше, и кто первый спроектировал купол для Собора Святого Петра), появляется в виде Евклида, который чертит что-то на доске;

Сам Рафаэль тоже там, в правом нижнем углу, смотрит на нас.

Однажды во время работы над своим шедевром, Рафаэль заглянул в Сикстинскую капеллу и был поражён, увидев, какое грандиозное полотно создаёт Микеланджело…

После этого он решил поместить Микеланджело на свою картину, представив его в образе греческого философа Гераклита (он тот, кто сидит в сапогах на ступеньках, положив голову на руку) и расположив его одновременно впереди и в центре Афинской школы.

Подробнее про «школу» и об остальные шедевры в этих залах вы можете прочитать в полной статье про станцы Рафаэля.

Так что же особенного в «Афинской школе» и почему она входит в список, что нужно обязательно посмотреть в музеях Ватикана?

Многие искусствоведы и эксперты считают «Афинскую школу» одной из величайших картин эпохи Возрождения. То, как Рафаэль использовал цветовую палитру, смешение античных и современных римских фигур, сама тема произведения, все это превращает картину в величайший шедевр эпохи Возрождения.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля — шедевры Ватиканских музеев, находящиеся в Папском дворце. Они включают в себя четыре небольшие комнаты, расписанные великим художником Рафаэлем вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1517 год.

В каждой станце (комнате) находятся четыре фресковые композиции, а каждая фрезка целиком занимает одну стену.

Самый популярный комплекс фресок находится в папском рабочем кабинете — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), который был расписан Рафаэлем в 1509 — 1511 годах. Фрезки представляют собой четыре темы духовной деятельности человека: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» — главные гуманистические и христианские добродетели.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем в 1514 — 1517 годах. Темы фресок взяты из истории правления пап Льва III и Льва IV.

Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписана Рафаэлем в 1511 — 1514 годах. Тематикой её росписей является чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.


С этим читают