Успенский собор во владимире

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец,  люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».


Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих  ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма.  Перед ним находятся моленные места. Царское  расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с  цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Средства на строительство

XIX век

Первые средства на строительство храма были собраны прихожанами на расширение Воскресенского собора. Кроме того, были вложены государственные средства и личные пожертвования императора Николая II. Святейший Синод покрыл недостающую сумму.

В 1898 году Государственное Казначейство выделило ещё 10000 рублей на внешнюю и внутреннюю отделку церкви. Император послал 5000 рублей лично. Кроме того, им был позднее передан для собора комплект высокоценной непрестольной утвари.

В общей сложности на сооружение и украшение храма в те годы было потрачено 125 000 рублей.

XXI век

Попечительский совет возрождаемого собора возглавил лично губернатор Омской области Л. Полежаев. Только за два года пожертвования прихожан омских церквей на строительство Успенского собора составили несколько десятков миллионов рублей.

Попечительский совет

В состав Попечительского совета, следившего за возрождением храма в 2005—2007 годах вошли:

  • Полежаев, Леонид Константинович. Губернатор Омской области, председатель Попечительского совета
  • Адабир, Анатолий Николаевич. Секретарь Политсовета Омского регионального отделения политической партии «Единая Россия», глава администрации Октябрьского округа г. Омска
  • Беляев, Александр Николаевич. Директор ООО НПО «Мир»
  • Березовский, Владимир Александрович. Генеральный директор ФГУП ОПО «Иртыш»
  • Варнавский, Владимир Алексеевич. Председатель Законодательного собрания Омской области
  • Геринг, Геннадий Иванович. Ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
  • Кивич, Александр Александрович. Депутат Омского городского Совета, президент предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, генеральный директор ОАО «Омский бекон»
  • Козлова, Наталья Константиновна. Председатель правления Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций»
  • Кокорин, Валерий Михайлович. Генеральный директор некоммерческого партнерства строительных и торговых организаций «Агростройкомплект»
  • Процюк, Игорь Иванович. Митрополит Омский и Тарский Феодосий.
  • Путинцев, Виталий Петрович. Президент Омского областного Союза предпринимателей
  • Радул, Владимир Владимирович. Министр культуры Омской области
  • Сватков, Борис Семёнович. Президент Союза деловой торговли г. Омска и Омской области, генеральный директор ОАО ВЭК «Омтор»
  • Степанов, Валерий Николаевич. Председатель комитета по собственности Законодательного собрания Омской области, президент ОАО «Омскпромстройбанк»
  • Третьяков, Александр Георгиевич. Председатель комитета по образованию, культуре и молодёжной политике Законодательного собрания Омской области
  • Тряпицина, Ирина Геннадьевна. Президент Фонда социальной поддержки детей-сирот «Дорога в жизнь», директор государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»
  • Фролова, Наталья Константиновна. Первый заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр финансов Омской области
  • Царёва Раиса Николаевна. Директор государственного учреждения культуры Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина», председатель совета Омской региональной общественной организации «Общественная коалиция Омской области»
  • Шишов, Олег Владимирович. Председатель комитета финансовой и бюджетной политики Законодательного собрания Омской области, директор НПО «Мостовик»
  • Шрейдер, Виктор Филиппович. Мэр г. Омска

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

Использование

Коронации и венчания

Коронация Николая II, 1896

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения.

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой.

Некрополь

Схема расположения захоронений в соборе

С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена. Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове.

В стенах храма погребены:

Митрополиты Киевские
  • Святитель Пётр
  • Святитель  Феогност
  • Святитель  Киприан
  • Святитель  Фотий
  • Святитель  Иона
Митрополиты Московские
  • Святитель  Филипп I
  • Святитель  Геронтий
  • Симон
  • Святитель  Макарий
  • Святитель  Филипп II
Патриархи Московские
  • Иов
  • Гермоген
  • Филарет
  • Иоасаф I
  • Иосиф
  • Иоасаф II
  • Питирим
  • Иоаким
  • Адриан

Другие достопримечательности Москвы, Россия


Красная площадь

4 отзыва

Московский Метрополитен

3 отзыва

Храм Василия Блаженного

3 отзыва

Торговый Дом ГУМ

5 отзывов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

4 отзыва

Царицыно Музей-Заповедник

4 отзыва

Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького

Стены и башни Московского Кремля

2 отзыва

Воробьевы горы

Алмазный Фонд

Ботанический Сад МГУ

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)


Музей космонавтики

2 отзыва

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Мавзолей Ленина

Москвариум

Московский зоопарк

Третьяковская галерея на Крымском валу

Персоналии

Памятная монета Банка России
  • Виррих Э. Ф. — архитектор
  • Лешевич К. А. — первый руководитель строительства храма
  • Эйнарович А. С. — руководитель строительства храма
  • Емцов (имя и отчество не сохранились) — художник, выполнивший роспись первого храма
  • Кожевников А. П. — екатеринбургский купец, в мастерской которого был изготовлен иконостас храма
  • Недосеков К. Л. — протоиерей, первый настоятель собора
  • Скальский К. Ф. — ключарь собора, основатель и непременный советник Омского епархиального Братства, почётный член Омского епархиального училищного совета. Основатель и редактор «Омских епархиальных ведомостей».
  • Спасский Х. И. — священник храма в 1895—1900 годах
  • Соловьёв А. И. — протоиерей, настоятель и священник храма с 1911 года. Обладатель жалованного наперсного креста и Ордена Святой Анны III степени.
  • Ястребов В. — ключарь и протоиерей храма в 1911 году
  • Булатов Ф. — священник храма в 1911 году
  • Бирюков М. А. — протоиерей, священник храма с 1911 года. Имел награды: камилавку, наперсный крест и орден Святой Анны III степени
  • Авессаламов С. — священник храма
  • Замараев Е. — священник храма
  • Александров Д. П. — ключарь и протоиерей храма с 1912 года. Имел награды: камилавку, наперсный крест и ордена Святой Анны II и III степени
  • Вартминский Н. П. — протодиакон с 1 июня 1913 года
  • Громов А. — дьякон
  • Васильевский А. И. — дьякон с 1909 года
  • Кергесар В. А. — дьякон с 1911 года
  • Прушинский П. — дьякон с 1914 года
  • Симонов И. Г. — дьякон с 1912 года
  • Никифоров И. И. (епископ Иннокентий) — священник с 1899 по 1937 годы. Осуждён тройкой при НКВД СССР и расстрелян
  • Голосов Г. В. (епископ Гавриил) — священник храма, автор трудов по православию, почётный член Духовной академии
  • Епископ Андроник (Никольский) — священник 1913—1914 годов. Арестован в 1918 году и, по свидетельствам очевидцев, живым закопан в землю
  • Сильвестр (Ольшевский) — архиепископ Омский и Павлодарский с 1915 по 1919 годы. Арестован большевиками, подвергнут жестоким пыткам, от которых погиб в остроге.
  • Михайлов М. Д. — протодьякон собора в 1919—1920 годах, впоследствии солист оперы, бас, народный артист СССР
  • Адаев Г. — художник, выполнивший роспись иконостаса нового храма
  • Полежаев Л. К. — губернатор Омской области, принявший решение о восстановлении Успенского собора в XXI веке
  • Шишов О. В. — директор НПО «Мостовик», руководивший восстановлением храма в 2005—2007 годах
  • Малиновская Т. — архитектор, автор проекта восстановления храма в 2005—2007 годах
  • Мизёв Александр Васильевич. Автор проекта иконостаса. г. Сергиев Посад. 2001-2002гг.

Снаружи и внутри

Наверху собора можно видеть пять апсид и пять глав, а на фасаде – простенки, называемые пряслами и разграниченные вертикальными плоскими выступами-«лопатками». Декоративный поясок из невысоких арок и колонн делит постройку по горизонтали, а пилястры со стрельчатыми окнами – по вертикали.

Главная инженерная находка итальянского архитектора – крестовые своды, толщина которых составляет всего один кирпич. Так Аристотель Фиораванти добился увеличения внутреннего объема собора. При этом дополнительные арки позади иконостаса придали сооружению особую прочность и легко держали нагрузку.

Храм не случайно имеет статус музея, ведь его внутреннее убранство и особенности внешней отделки достойны особого внимания поклонников древнерусской архитектуры.

Южный фасад собора украшен фресками с изображениями московских митрополитов и новгородских святых. Над ними располагается образ Владимирской Богоматери с архангелами.

Портал южного фасада представляет собой двустворчатые врата, привезенные, как гласит предание, Владимиром Мономахом из Херсонеса Таврического в XII столетии. Створки ворот выполнены из меди и украшены двадцатью золотыми иллюстрациями библейских сюжетов. Через южный портал в собор входили члены императорской семьи.

Северная стена храма содержит изображения Сергия Радонежского, Дмитрия Прилуцкого, Пафнутия Боровского и других православных святых и монахов.

На восточном фасаде можно увидеть фрески с новозаветной Троицей с Богом-Отцом, изображенном в облике старца, Богом-Сыном и голубем, символизирующим Святой Дух.


Внутри собора достойно особого внимания Царское место – высокий шатер, установленный по повелению Иоанна Грозного. Царское место изготовлено из орехового и липового дерева, украшено резными орнаментами с изображениями цветов, животных и птиц. Высота шатра составляет 6,5 метров. Сверху Царское место накрывает купол, искусно вырезанный из дерева и декорированный рядами кокошников. Венчает шатер двуглавый орел, а снизу трон опирается на фигуры зверей, выполненных мастерами-краснодеревщиками.

Своды собора украшены росписями на евангельские темы. Среди прочих можно увидеть Рождество Христово, Введение Богоматери во храм и Сретение Господне.

Крупнейший из звонящих и поныне колоколов также установлен в Успенском соборе Московского Кремля. Колокол был перелит после окончания войны с французами в 1817 году на заводе купца Богданова. Колокол украшают барельефы, изображающие фрагменты сражений с Наполеоном и портреты императора Александра I и членов царской семьи.

История

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения

Росписи — годов и грандиозный иконостас года надолго определили его внутренний облик. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В году научная реставрация была завершена.

21 ноября года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва .

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Архитектура

Фотография Николая Найдёнова 1883 года

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах — узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проёмные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Второй собор

Новый Успенский храм, вероятнее всего был построен по образу московского Благовещенского храма. Небольшой по размеру собор, построенный вместо своего погибшего предшественника, был освящен в 1516 году. В помещении его мощного подклета хранились казенные сбережения.

Древний Ярославль

Тот собор памятен очень важным для нашей страны событием Смутного времени. Ведь именно в нем в 1612 году местным митрополитом Кириллом был благословлен военный руководитель Народного ополчения Д.Пожарский перед началом освободительного похода на Москву. И этот же собор в марте следующего года торжественно встречал проезжающего из Костромского Ипатьевского монастыря на царствование юного Михаила Романова.


С этим читают