Галерея уффици во флоренции

Билеты в галерею Уффици и режим работы

Стоимость билетов

Стоимость стандартного билета в Галерею Уффици меняется в зависимости от сезона. Высокий сезон начинается 1 марта и заканчивается 31 октября. В этот период стоимость стандартного билета составляет 20€. Низкий сезон длится с 1 ноября по 28 февраля, стоимость билета в этот период — 12€. Льготный билет за 2€ имеют право приобрести граждане стран Европейского союза, Норвегии, Исландии, Швейцарии и Лихтенштейна в в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие при себе соответствующие подтверждающие документы.

Бесплатно посетить Галерею Уффици могут лица до 18 лет и инвалиды. Стоимость аудиогида на русском языке -6€.


Режим работы

Посетить Галерею Уффици можно каждый день кроме понедельника с 08.15 до 18.50. Последний вход допустим в 17.30. Выходные дни: понедельник, 1 января и 25 декабря.

Площадь Санто-Спирито

Эта оживленная площадь вместе с прилегающим к ней кварталом составляют левобережную часть города – колоритный, немного богемный район, где любят бывать местные жители и туристы, стремящиеся увидеть жизнь подлинной Флоренции.

Днем здесь работают всевозможные магазины и уличные торговцы продуктами, а вечером толпы людей выходят из баров и ресторанов на площадь и прилегающие к ней тротуары. В довольно скромной снаружи базилике Санто-Спирито хранится ряд известных памятников искусства.

Адрес: Piazza Santo Spirito, 50125 Firenze FI, Italy.

Галерея Уффици — часы работы и цена билетов

Часы работы Уффици с 8-15 до 19-00 со вторника по воскресенье, но выпроваживать вежливо начинают минут за 30, а касса прекращает работать в шесть вечера.

Примите к сведению: в дни государственных праздников: 1 января, 1 мая и 25 декабря – музей не работает.

Приобрести билеты в галерею Уффици во Флоренции можно несколькими способами:

  1. Прийти минимум за час до открытия музея и отстоять обычную очередь. В туристический сезон вариант не особо хороший, так как под жарким итальянским солнцем плавится даже мостовая. С учетом лимитированного пропуска в музей – 30 человек каждые 15 минут, это занимает длительное время, однако столь долгое ожидание не сказывается на количестве желающих попасть внутрь. Взрослый билет стоит 9 евро, для детей 6-17 лет в несколько раз меньше. Дети до 10 лет встречаются очень редко, хотя лицейские классы приходят в галерею на уроки истории и живописи;
  2. Забронировать и оплатить билет он-лайн. На сайте Уфицци есть возможность не только посмотреть график работы и прочую информацию, но и купить электронный билет онлайн. Услуга замечательная, позволяет экономить уйму времени, выбирать дату и часы посещения, но цена уже другая. Сколько же стоил билет в 2018 году? Взрослый билет стоит 18 евро, а детский 6.

Для желающих сэкономить, можно подгадать посещение галереи в первое воскресенье каждого месяца. Вход свободный, но чтобы попасть в залы лучше заночевать рядом, людей жаждущих бесплатно полюбоваться искусством в этот день огромное количество.

Интересный факт: попасть бесплатно на выставку можно в свой день рождения, а для женщин еще 8 марта.

 При входе в галерею можно взять аудиогид на русском, или отдать предпочтение индивидуальному гиду. Для свободных и продвинутых лучше заранее составить план просмотра и независимо от времени отдаться во власть полотен Кавараджо.

Коллекции

Собрания галереи Уффици хранят абсолютные шедевры искусства мирового уровня, относящиеся к эпохам Средневековья и Возрождения, частично – к современности. Здесь представлены работы Джотто и Микеланджело, Ботичелли и Рафаэля, Пьеро делла Франческа и Корреджо, Филиппо Липпи и Леонардо да Винчи, Тициана и многих других. Коллекции разделены по основным направлениям. В них находятся тысячи художественных полотен, гобелены, античные скульптуры, возраст которых насчитывает более 4 столетий.

  • Коллекция картин содержит полотна итальянских и зарубежных мастеров живописи. Работы датируются XIII-XX столетиями.
  • Коллекция скульптуры включает отдельные фигуры, бюсты, барельефы и целые композиции, начиная от античности и заканчивая нашим временем.
  • Коллекция архитектуры представлена самим Палаццо Уффици, его фасадами, оригинальным Лоджато, коридорами, монументальными лестницами, декоративными росписями и, конечно же, восхитительным залом Трибуна.
  • Коллекция рисунков и гравюр хранит одно из самых объемных графических собраний в мире. Она насчитывает более 177 тысяч ценных экспонатов, бо́льшая часть которых была создана в эпоху Возрождения и в так называемый период тосканского XVII века.
  • Коллекция книг и архивы, являющаяся, по сути, библиотекой Уффици, создавалась из рукописей и печатных изданий, уникальнейших рисунков художников XV-XVIII вв. и документов, каталогов и т.д.

Основание галереи Уффици связано с герцогом Тосканским Франческо I Медичи, сыном Козимо I. Именно по его указанию в 1581 году наиболее ценные произведения из коллекции семьи оказались на последнем этаже здания, в переоборудованных под выставочные площадки помещениях палаццо. Попасть сюда можно было через особые входы исключительно по приватному приглашению. Для широкого круга посетителей Галерея открылась лишь спустя почти два века, в 1769 году.

Картины

Картины, размещённые в галерее Уффици – шедевры великих итальянских мастеров живописи прошлого. Здесь что ни картина, то знаменитое имя классика изобразительного искусства, начиная от Микеланджело и заканчивая Караваджо. Каждое полотно – настоящая жемчужина в море живописи.

Картина Микеланджело «Святое семейство» была написана не на холсте, а на дереве в 1504 году по заказу знатного флорентийского купца Дони в честь его свадебной годовщины. Иначе её называют «Тондо Дони» («тондо» по-итальянски «круглый») из-за формы.

В картине выразился необыкновенный талант художника в создании сложных композиций, в монументальном изображении человека, когда фигуры Марии, Иосифа и маленького Христа кажутся не нарисованными, а объёмно вылепленными. Так же пластично выглядят обнажённые фигуры заднего плана картины: кажется, что каждый их мускул, каждый изгиб живой. Сочные, яркие оттенки темперы не потускнели с веками, время не властно над ними, как и над божественным даром гениального художника.

Если у Микеланджело больше скульптур, чем картин, то Ботичелли – художник, подаривший миру очень много разножанровых полотен, представленных в Уффици. Нельзя отвести взгляд от его шедевра «Рождение Венеры» – воплощение таланта и неземной любви художника к прототипу Венеры – Симонетте Веспуччи, в которую Сандро был страстно влюблён.

Первая красавица Флоренции, нежная и обаятельная, обладательница прекрасной фигуры была предметом тайного чувства художника. После её ранней смерти Ботичелли воскресил образ любимой на картине, изображающей момент выхода Венеры на берег с божественной раковины. В облике богини столько целомудренной красоты, женственности, земной притягательности!

Привлекательна и другая картина Ботичелли, сюжет которой построен на античной мифологии – «Весна». Романтический миф о ветре Зефире, сумевшем своей любовью превратить нимфу Хлорис в богиню цветов Флору, лежит в основе сюжета.

Какое счастье для всех – увидеть рафаэлевских Мадонн с младенцами, олицетворяющих собой высшую степень материнства и любви. Талантливейший творец своей эпохи Рафаэль представлен в Уффици самыми лучшими полотнами: «Сикстинская Мадонна», «Три Грации», «Св. Себастьян», «Дама под покрывалом», «Святое семейство» и др.

Здесь находятся знаменитые шедевры Тициана «Кающаяся Магдалина», «Диана», «Мадонна с младенцем», «Крещение Христа» и другие бесценные полотна великого художника.


Истинными шедеврами являются картины Вероккьо «Крещение Христа», знаменитого Леонардо да Винчи «Благовещенье», умбрийского художника Перуджино «Оплакивание Христа», Пьеро де Козимо «Сошествие Святого Духа».

Как радостно, что в этой художественной сокровищнице среди портретов великих мастеров Европы есть 4 портрета русских живописцев: Репина, Кустодиева, Брюллова и Кипренского.

История создания галереи Уффици

Слово Uffizi означает «офисы» или «канцелярии», потому что здание задумывалось как административное и строилось для флорентийского правительства. Тосканский герцог Козимо Медичи решил собрать под одной крышей чиновников всех 13 министерств и государственный архив.

Осуществление проекта в 1560 году было поручено художнику, писателю и зодчему Джорджо Вазари.

Возведение дворца продолжалось 15 лет.

Архитектор блестяще решил проблему ограниченного пространства на побережье реки Арно, спроектировав здание в форме буквы U с портиками и длинным узким внутренним двором. Фасад украшают венецианские трехарочные окна. Новым словом в градостроительстве стал так называемый воздушный коридор Вазари, соединивший главные точки Флоренции: Палаццо Веккьо, где заседал магистрат, с Палаццо Питти, новой резиденцией Медичи. Крытый переход также пересекает дворец Уффици и идет поверх моста Понте Веккьо. Этот путь, построенный в 1565 году по случаю бракосочетания между Франческо I, сыном Козимо I, и Иоанной Австрийской, использовался на протяжении 300 лет представителями двора, знатными особами и куртизанками, и был открыт для публики лишь в 1865 году.

Вазари, не доживший всего год до окончания строительства, вошел в историю еще и как автор книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», создавшей основу современного искусствознания. Примечательно, что творения мастеров расположены в галерее в том же порядке, в каком описаны на страницах книги.

Завершал строительство дворца Бернардо Буонталенти. Он возвел прозрачную стену на верхнем этаже и выставочные залы, среди которых выделяется «Трибуна» с восьмигранным куполом и хрустальными окнами под сводом, равномерно рассеивающими солнечный свет на сокровища коллекции Медичи.

Потолки галереи украсили «гротескные» мотивы. Этот стиль был популярным у Рафаэля и его учеников, которые черпали вдохновение из настенных росписей в доме императора Нерона, найденном в тот период.

В конце XIV века Франческо I Медичи распорядился убрать из Уффици канцелярии магистратуры и собрал во дворце самые ценные экспонаты семейной коллекции. Впервые в истории музейного дела были созданы специальные выставочные помещения и продуман маршрут экскурсий. Кроме того, Франческо поручил Буонталенти построить Театр Медичи, который был открыт в 1588 году в восточном крыле здания. Сегодня все, что от него осталось, — это вестибюль на первом этаже.

В театре три века спустя заседал сенат в то время, когда Флоренция была столицей Королевства Италии (1865–1871), а затем был разделен на части для создания новых выставочных площадей.

На протяжении веков род Медичи покровительствовал людям искусства, заказывая картины у признанных мастеров и начинающих художников. Кроме того, коллекция постоянно пополнялась греческими и римскими артефактами, а также шедеврами, выкупленными у аббатств. В 1737 году смерть великого князя Джан Гастоне, не оставившего после себя наследников, ознаменовала конец династии Медичи. Его сестра Анна Мария передала в дар городу здание Уффици, дворец Питти и бесценные сокровища рода Медичи с условием, что они никогда не покинут Флоренцию и будут доступны для созерцания всем желающим. Галерея Уффици открыла свои двери для публики, став общественным достоянием раньше Лувра и Британского музея.

Lazar Bucur

В середине XIX века Леопольд II заказал для ниш колоннады 28 мраморных статуй, увековечивших прославленных тосканцев от средневековья до XIX века. В череде фигур — художники и писатели, ученые, исследователи, государственные деятели, юристы и архитекторы, в том Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бокаччо, мореплаватель и первооткрыватель новых земель Америго Веспуччи и другие великие сыны Флоренции.

27 мая 1993 года сицилийская мафия Коза Ностра взорвала начиненный тротилом грузовик на улице Via dei Georgofili. Впервые в истории теракт был направлен против объекта мирового культурного наследия. Погибли 5 человек, здание музея Уффици было частично разрушено, около 150 картин и 50 скульптур повреждены, 3 полотна уничтожены полностью. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Самые ценные экспонаты уцелели, поскольку были защищены пуленепробиваемым стеклом.

В 2006 году завершился проект по расширению выставочного пространства музея. Площадь увеличилась вдвое, с 6 000 кв. м до почти 13 000 кв. м, что позволило представить посетителям многие произведения искусства, прежде хранившиеся в запасниках.

В ходе реконструкции в 2015–2017 годах обновлены системы освещения, кондиционирования и безопасности, расширились площади, ранее использовавшиеся под архив Флоренции.

Олег

Галерея Уффици: история создания

История галереи Уффици ведет свое начало с середины 16 века. Правивший тогда тосканский герцог Козимо I Медичи решил начать грандиозное строительство просторного дворца, в котором он планировал объединить все административные службы города, а именно 13 флорентийских министерств. Кстати, само название галереи происходит от предназначения здания: слово «уффици» (Uffizi) переводится с итальянского языка на русский, как «канцелярия».

В 1559-м году строительство было поручено известнейшему в те времена архитектору, художнику и писателю Джорджо Вазари, который и начал воплощать проект в жизнь в 1560-м году. Однако редки те случаи, когда шедевры архитектуры от начала строительства и до окончания всех работ, велись под руководством одного мастера. В 1574-м году Вазари умирает, так и не дожив до того момента, когда дворец полностью готов будет принять представителей администрации города. С этого момента строительство было поручено преемнику Вазари Бернардо Буонталенти, а чуть позже Альфонсо Париджи. Все работы были завершены в 1575-м году.


Дворец Уффицци представляет собой два стоящих друг напротив друга продолговатых здания, образующие, так называемый коридор, и соединенные между собой крытой аркой. Выполнено строение в строгом сдержанном стиле и отделано штукатуркой белого цвета. Уже в 1581-м году Медичи выступает с инициативой отвести часть помещений под музей, где предлагает разместить редкие шедевры живописи. Как известно из истории, Медичи был страстным коллекционером, который отлично разбирался в искусстве. Именно по его приказу в Уффици из других флорентийских дворцов были перенесены наиболее ценные экспонаты будущего музея. Причем, Медичи дополнил имеющееся собрание картинами из семейной коллекции. Именно с того момента и начинается история музея-выставки Уффици.

Галерея Уффици, вид с башни Арнольфо

Двери галереи впервые были открыты для посетителей в конце 16-го века, однако попасть туда могли люди только из высших слоев общества. Широкие массы смогли посетить его лишь в конце 17 века: с 1765 года музей стал доступен для всех желающих. Стало это возможно благодаря тому, что последняя представительница рода Медичи даровала дворец Уффици народу Флоренции. Не лишним будет добавить, что за все время пока дворец принадлежал семейству Медичи, коллекция произведений искусств постоянно пополнялась.

Вплоть до конца 17-го века оформлением и частичной реконструкцией музея занимались флорентийские художники, которые оформляли галерею в античном стиле. Но самое крупное преобразование здания произошло на рубеже 18-го века. Тогда многие из залов были реконструированы в стиле римской архитектуры. После окончания Первой Мировой войны музей приобрел статус Национальной галереи.

Главным «поставщиком» Уффици считается Академия Святого Луки. Кроме этого существуют факты, говорящие о том, что аббатства, имеющие в своем распоряжении достойные собрания коллекции, не скупились и сообщали об этом герцогам Медичи, которые и приобретали шедевры. Семейство Медичи покровительствовала своим современникам, иногда они выступали даже в роли заказчиков. Безусловно, получить такой заказ было более чем почетно, ведь их творения не только приобретались самыми знаменитыми коллекционерами в мире, но и выставлялись в один ряд с произведениями искусств, принадлежащим кисти гениальных художников прошлых столетий.

Галерея Уффици, вид с реки Арно

За свою историю коллекция Уффици настолько разрослась, что в 2006-м году администрацией города было решено расширить музей. Были открыты дополнительные помещения, площадь галереи увеличилась с 6 000 до 13 тысяч квадратных метров. Ее посетители, благодаря реконструкции, сегодня воочию могут увидеть те шедевры мирового искусства, которые вплоть до конца 2005-го года находились в хранилищах.

Картины и скульптуры в галерее Уффици

Наиболее известными полотнами, представленными в галерее Уффици, являются «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли, «Благовещение» и «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи, портреты Козимо I и Элеоноры Толедской работы Бронзино, профильный диптих герцогов Урбинских Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца кисти Пьеро делла Франческа.

Леонардо да Винчи «Благовещение» (1472)

Не менее знаменитыми являются «Медуза» Караваджо, «Венера Урбинская» Тициана, «Святое семейство» Микеланджело, «Крещение Христа» Вероккьо и др. Кроме того, в собрание Уффици включены работы голландских, испанских, фламандских и французских мастеров живописи.

ВНИМАНИЕ! Уникальный проект Google Art предоставляет возможность виртуально посетить галерею Уффици и пройтись по некоторым ее залам.

В галерее также представлены многочисленные скульптурные группы средневековых ваятелей, такие как «Борцы», «Амур и Психея», «Нимфа с пантерой», «Геракл и Кетравр», «Вепрь», «Геракл Фарнезский», «Лаокоон» и др. Интерес вызывают статуи Арианны, Венеры, императрицы Елены, Спинарио и Сан Лоренцо (Бернини), бюсты императоров, римских богов и саркофаги со сложными барельефами.

Bibliographic References

Elizabeth Rodini | Cristofano dell’Altissimo, Portrait of Alchitrof

D. Bindman, H. L. Gates, Jr., The Image of the Black in Western Art, Cambridge 2010.

L. S. Klinger, The Portrait Collection of Paolo Giovio, Princeton 1990.

J. Spicer, Revealing the African Presence in Renaissance Europe, Baltimore 2012.

B. Wilson, The World in Venice: Print, the City, and Early Modern Identity, Toronto, 2005.

S. Bruno, Madonna Domenica delle Cascine, la Cecca di Pratolino e Piero moro, in Buffoni, villani e giocatori alla corte dei Medici, exhibition catalogue (Florence, Gallerie degli Uffizi, Palazzo Pitti, Andito degli Angiolini and Museo del Giardino di Boboli, 19 May-11 September 2016), ed. by. A. Bisceglia, M. Ceriana and S. Mammana, Livorno 2016, pp. 136-137, cat. no. 25.

S. Butters, Pressed Labor and Pratolino: Social Imagery and Social Reality at a Medici Garden, in Villas and Gardens in Early Modern Italy and France, ed. by Mirka Beneš and Dianne Harris, Cambridge 2001, pp. 61-87.

M. Chiarini, An Unusual Subject by Justus Sustermans, in “The Burlington Magazine”, CXIX, 886 (January 1977), pp. 40-41.

M. Chiarini, Domenica delle Cascine, la Cecca di Praolino e il Moro, in Sustermans. Sessant’anni alla corte dei Medici, exhibition catalogue (Florence, Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Sala delle Nicchie, July-October 1983), ed. by M. Chiarini and C. Pizzorusso, Firenze 1983, p. 54, cat. no. 30.

L. Goldenberg Stoppato, Madonna Domenica delle Cascine, la Cecca di Pratolino e Pietro moro, in Un granduca e il suo ritrattista. Cosimo III de’ Medici e la “stanza de’ quadri” di Giusto Suttermans, exhibition catalogue (Florence, Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Sala Bianca, 16 June-22 Oct. 2006), Livorno 2006, pp. 48-49, cat. no. 13.


P. Kaplan, Visual Sources of the ‘Blackamoor’ Statue, in ReSignifications: European Blackamoors, Africana Readings, exhibition catalogue (Florence, Villa La Pietra, Museo Bardini, Fondazione Biagiotti Cigna, May-August 2015), ed. by Awam Ampka, Roma 2016, pp. 49-59.

B. Meijer, Justus Sustermans at Palazzo Pitti, in “The Burlington Magazine”, CXXV, 969 (Dec. 1983), pp. 785-786.

Temi Odumosu | Yellow

C. V. Carnegie, The Dundus and the Nation, in Cultural Anthropology, 11 (4), 1996, pp. 470-509.

C. D. Martin, The White African American Body: A Cultural and Literary Exploration, New Brunswick 2002.

M. Pastoureau, Yellow: The History of a Color, Princeton 2019.

L. Thomas, Turning White: A Memoir of Change, Troy 2007.

На какие шедевры обратить внимание

Экскурсию в Уффици начинают обычно с раннего периода(XIII век) эволюционного процесса формирования флорентийской школы. Особенностью собрания является наиболее полное представительство изобразительного искусства XIV-XVI века. Не пройдите мимо:

  • «Madonna in Maest», Джотто, художника, предвосхитившего реформы Возрождения. Джотто создал совершенно новый подход к изображению реальности в перспективе и пространстве.
  • Ученик и последователь Филиппо Липпи — Боттичелли представлен в Уффици картиной «Весна», смысловым центром которой является Венера. Сюжет с римской богиней любви повторяется в композиции — «Рождение Венеры».
  • Здесь, в залах галереи можно увидеть раннюю работу двадцатилетнего Леонардо да Винчи — «Благовещение» и незавершённое полотно — «Поклонение волхвов».
  • Известные по многочисленным копиям полотна Верроккьо — «Крещение Христа» и «Мадонна со щеглом» Рафаэля тоже входят в экспозицию флорентийской галереи.
  • «Титан» Возрождения — Микеланджело представлен в коллекции живописными полотнами («Святое семейство», «Тонда Дони»).

Скульптурная композиция «Геракл и Кентавр» из первого коридора Уффици открыла учёным свою тайну: отдельные детали оказались выполнены из другого вида мрамора. Авторство флорентийского скульптора поставлено под сомнение. Скорее всего, он только реставрировал утраченные фрагменты.

Открытая терраса на уровне 2-го этажа даёт возможность окинуть взглядом Флоренцию сверху, сделать фото панорамы города и осмыслить полученные от экскурсии впечатления.

Самые известные картины галереи Уффици

Экспозиции занимают 3 этажа, соединенных мраморной лестницей. Полотна выставлены в хронологическом порядке с XIII по XVIII век, позволяя посетителям проследить, как развивалось изобразительное искусство от периода Византийской империи до эпохи Ренессанса и расцвета барокко.

В залах и коридорах демонстрируется коллекция скульптур Эллады и Древнего Рима.

Картины итальянских мастеров в музее Уффици

  • Боттичелли. «Весна», «Рождение Венеры», «Мадонна и младенец с ангелом», «Клевета»
  • Караваджо. «Щит с головой Медузы», «Вакх», «Жертвоприношение Исаака»
  • Верроккьо. «Крещение Христа»
  • Леонардо да Винчи. «Благовещение», «Поклонение волхвов»
  • Микеланджело. Тондо (композиция в круге) «Святое семейство»
  • Рафаэль. «Папа Лев X с кардиналами» «Автопортрет», «Мадонна со щеглом»
  • Тициан. «Венера Урбинская», «Флора»
  • Тинторетто. «Леда и Лебедь»
  • Джотто. «Мадонна Оньисанти»
  • Липпи. «Мадонна с ребенком»

Из обширной коллекции скульптурных композиций визитной карточкой музея стало изваяние Венеры Медичи — мраморная копия утраченного древнегреческого оригинала, созданная неизвестным мастером в I веке до н. э.

Внимания заслуживают холсты кисти Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка. Творчество немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера представлено гравюрой «Четыре всадника апокалипсиса» и картиной «Поклонение волхвов».

На территории Уффици находится «Галерея автопортретов великих художников Европы», основанная в XVII веке и пополняемая до настоящего времени. Коллекция включает автопортреты русских живописцев (Кипренский, Айвазовский, Брюллов, Репин, Кустодиев).

Картины галереи Уффици онлайн

Тем, кто не может посетить музей, доступ к шедеврам в режиме онлайн обеспечивает виртуальный тур по галерее на официальном сайте.

Многие из картин оцифрованы в формате HD, что дает возможность рассмотреть мельчайшие детали и мазки кисти. Под каждой цифровой копией размещена подробная информация об авторе и созданном им изображении.

План галереи Уффици

Коллекция

Сегодня в Галерее Уффици находится ни с чем не сравнимое художественное достояние: тысячи живописных полотен от средневековых до современных, античные скульптуры, миниатюры, гобелены. Эта Галерея единственная в мире обладает уникальным собранием автопортретов, постоянно пополняемым непрекращающимися покупками и дарениями современных художников, а также исключительной коллекцией Кабинета рисунков и эстампов (в городе, где по традиции существует «примат рисунка»).

Галерея Уффици, благодаря своим великолепным помещениям и коллекции шедевров, заслужила право называться «музеем превосходного». Здесь собраны оригинальные работы, которым вот уже более четырёх столетий. Кроме всего прочего, история Галереи уникальна как интегральная часть флорентийской культуры. Двуединство Флоренция-Уффици объясняется в первую очередь врожденным призванием к коллекционированию «хозяев» города, начиная с семейства Медичи: сеньоры Флоренции трех столетий были страстными любителями античности и меценатами ещё со времен Козимо I Старого (1389—1464), покровителя художников, например, бунтаря фра Филиппо Липпи.

Первый коридор

Микеланджело. Святое Семейство с юным Иоанном Крестителем.
Зал Ниобеи

С 1996 г. в восточном Коридоре размещена большая часть произведений позднего XVI в., собранных Франческо I, основателем Галереи. После реставрации Первого коридора при распределении статуй и картин сверялись, среди прочего, с зарисовками Галереи, выполненными в 1748—1765 гг. Бенедетто де Грейссом.

Гротески, украшавшие потолки, снова помещены на свои места, согласно указаниям Филиппо Пигафетта в 1597 г. Наиболее старые портреты — из «Серии Джовиана», с изображениями выдающихся личностей каждой эпохи и каждой страны, частично реставрированы.

Начатые для Козимо I художником Кристофано делл’Алътиссимо, который в Комо (1552—1589) скопировал знаменитую коллекцию Паоло Джовио, картины перешли из Питти в Уффици в 1587 г. Под «Серией Джовиана» эти картины более чем через два столетия вернулись на прежнее место.

Большие портреты в три четверти фигуры из «Серии аулика», созданные по желанию Франческо I и его последователей для прославления семейства Медичи, начиная с родоначальника Джованни ди Биччи, вдохновленные античными прототипами, тоже заняли свое место (некоторые ещё остались в Зале Трибуна).

Вдоль стен расположены бюсты и античные скульптуры из коллекций Медичи. Потолки в гротеске украшены художниками из группы Алессандро Аллори и мастерами из «Студиоло Палаццо Веккъо». Полы покрыты большими квадратами белого и серого мрамора (XVIII в.).

В этом коридоре находятся залы: Тосканская «примитивной» живописи, Дуеченто (XVIII в.) Джотто, Сиенское треченто (XIV в.), Флорентийское треченто (XIV в.), Интернациональная готика, Раннее Возрождение, дей Липпи, дей Поллайолло, Боттичели, Леонардо да Винчи, Географические карты, Кабинет Математических наук, Трибуна, Мантенья и Беллини, Живопись художников северной Италии (XV в.), Кабинет миниатюр.

Второй и Третий коридоры

Приведение в порядок Второго и Третьего коридоров, одновременно с реставрацией Первого, относится к 1996 г. Южный коридор, с широкими окнами, над площадями дельи Уффици и сулил ‘Арно, для лучшего его обозрения оформлен заново. Среди установленных здесь скульптур находятся эллинистический бюст так называемого «Умирающего Александра» и римская копия скульптуры «Амур и Психея». Гротесковые фрески на потолках в месте примыкания к выточному коридору относятся к эпохе Франческо I (1581); другие, к западу, прославляющие род Медичи (Назини и Тонелли), — к периоду Козимо III (1670—1723). Вверху, над окнами, выходящими на сторону реки, размещены портреты из «Серии джовиана», продолжающейся в Третьем коридоре с его холстами от XVII в. до раннего XIX в. В интервалах между ними находятся большие портреты «Серии аулика», многие из которых уже отреставрированы. В Третьем коридоре, на стороне входных дверей в залы, помещены 50 портретов представителей Лотарингской династии. В торце над Лоджией деи Ланци вновь размещены — порядок размещения известен благодаря одному из рисунков XVIII в. из Альбома Де Грейсса — скульптура «Вепрь» и уменьшенная копия «Геракла Фарнезского», стоящие по сторонам эллинистической скульптуры «Лаокоон» работы Баччо Бандинелли (1523), первая копия с которой (в натуральную величину) вернулась в Рим в 1506 г. (все три скульптуры реставрированы в 1994 г.).


С этим читают