Чьи имена увековечили самые значимые триумфальные арки рима

Архитектурные особенности

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума.


Высота арки составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила для неё образцом.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. В стены впрессованы рельефы с изображением победных эпизодов императора Константина. Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия — барельефы с изображением его триумфа.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента прослеживается стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

Факты об Арке Тита

В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?

После смерти Спасителя Иудея находилась еще 33 года под правлением римлян. В 66 году прокуратор Рима Джессио Флоро (Gessio Floro) конфисковал ценности Иерусалимского храма, после чего евреи подняли восстание, расправились с солдатами римского гарнизона в городе и объявили свою независимость от Римской империи. Спустя три месяца более 30 000 римских легионеров во главе с Гай Цестием Галлом (Gaio Cestio Gallo) пришли в Иерусалим и подавили восстание, однако удержаться там не смогли.

В следующем году Рим возобновил кампанию против Иудеи, на этот раз во главе с Веспасианом (9-79гг.н.э.) и его старшим сыном Титом (39-81гг.н.э.). Однако сразу после смерти Нерона в 68 году Веспасиан вернулся в Рим, оставив военную кампанию против Иудеи в руках своего сына с 60-ти тысячной армией. Провозглашенный легионами Египта, Иудеи, Сирии и Дуная императором, римский Сенат был вынужден признать полномочия Веспасиана даже несмотря на то, что таким образом была прервана династическая преемственность линии Юлиев-Клавдиев.

Разрушение Храма Иерусалима. Франческо Хайес, 1882г.

В июне 70 года Тит со своим войском стал лагерем у Иерусалима, взяв его в осаду, и уже в сентябре римляне уничтожили храм и разрушили город, как и предсказывал Иисус.

После победоносной военной кампании, в 71 году Тит вернулся в Рим, где его встретили с триумфом – толпы народа ликовали, восторженно взирая на трофеи, добытые из храма в Иерусалиме.

Триумфальное шествие Тита в Риме. Viviano Codazzi и Domenico Gargiulo, 1638 г.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима — Колизея и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское — Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода — самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.


Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов — сполии. Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

История

Знаковое сражение у Понте Мильвио в Риме, закончившееся бегством войска Максенция и гибелью императора в водах Тибра, произошло в 312 году. Решение о сооружении триумфального памятника в честь победы Константина принималось Сенатом. В 315 году арка была готова к торжественному открытию, приуроченному к празднованию десятилетнего периода правления императора. Отмечать подобные юбилеи (деченналии) вошло в традицию, начиная с 27 года до нашей эры.

Ночное освещение,  Константин Дощеуглов

Существует подтвержденная исследованиями гипотеза о том, что триумфальная арка была построена еще при императоре Адриане (76–138 гг.), а при Константине она подверглась существенной реконструкции. Данный факт говорит о том, что изначально «монумент славы» предназначался другому герою или ключевому эпизоду из жизни города. Достоверных сведений о том, кто или что это могло быть, нет. Римляне умели стирать из памяти недостойные в их представлении моменты истории.

Триумфальная арка — монументальное, торжественно оформленное, отдельное стоящее сооружение, прославляющее победителя или важное событие, оставившее след в жизни города или целого государства. В древнеримскую эпоху арки предназначались для церемонии въезда триумфаторов в границы населенного пункта или в их центральную часть.. Через арку проходила древнеримская дорога Триумфаторов (via Triumphalis), по которой Константин I со своим войском после победы над Максенцием проследовал к Капитолию

В то время император еще не проявлял сочувствия к христианству. Его видение Христа перед сражением, который повелел прописать на боевом знамени и щитах аббревиатуру «ХР», а также появившийся в небесах во время знаменательной битвы крест и прозвучавший сверху призыв «Сим победиши!» во многом определили дальнейшую политику Константина в отношении новой веры. В начертанных на аттике с двух сторон арки благодарственных надписях есть фраза «одухотворенный божеством». Она свидетельствует о произошедшем событии, но в то же время сохраняет равновесие между традиционным для Рима язычеством и начавшим лишь зарождаться на территории Апеннин христианством

Через арку проходила древнеримская дорога Триумфаторов (via Triumphalis), по которой Константин I со своим войском после победы над Максенцием проследовал к Капитолию. В то время император еще не проявлял сочувствия к христианству. Его видение Христа перед сражением, который повелел прописать на боевом знамени и щитах аббревиатуру «ХР», а также появившийся в небесах во время знаменательной битвы крест и прозвучавший сверху призыв «Сим победиши!» во многом определили дальнейшую политику Константина в отношении новой веры. В начертанных на аттике с двух сторон арки благодарственных надписях есть фраза «одухотворенный божеством». Она свидетельствует о произошедшем событии, но в то же время сохраняет равновесие между традиционным для Рима язычеством и начавшим лишь зарождаться на территории Апеннин христианством.

Фигуры даков и благодарственная надпись,  Анна Струкова

Триумфальная арка Константина сохранилась практически в неизменном виде. В Средневековье она входила в состав фортификационных сооружений Франджипане, располагавшихся между Палатином и Колизеем. В XVIII и XIX вв. ее несколько раз реконструировали, в том числе в 1832 году при расширении виа ди Сан Грегорио. В 1933 году исторический памятник стал ключевым объектом, вокруг которого развернулось масштабное мероприятие по торжественному переименованию виа ди Сан Григорио в виа деи Трионфи. Во время Олимпийских игр, проводимых в Риме в 1960 году, арка была выбрана в качестве финишной черты на соревнованиях по марафонскому бегу.

В 1534 году арка Константина стала причиной изгнания Лоренцино де Медичи (1514—1548 гг.) из Рима. По оставшейся загадкой причине он изуродовал некоторые барельефы и статуи, за что вполне мог получить смертный приговор. От гнева Папы и казни юношу спасло лишь вмешательство двоюродного брата Ипполито де Медичи, являвшегося в то время кардиналом. Лоренцино остался жив, но Вечный город ему пришлось покинуть.

Центральный пролет,  Serge Pilon

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.


Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы — Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Арка Тита (Arco di Tito)

Она посвящена победе над неверными иудеями римского императора Тита. Событие произошло в 70 г. н.э., в результате сражения в Иерусалиме был полностью разрушен храм Соломона, в плен захвачены тысячи евреев.

Барельефы изображают императора-победителя в золотом венце. Он управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми, в руках – символ императорской власти, скипетр. На заднем плане видны взятые в плен рабы и ценные военные трофеи. По бокам проема располагается пара коринфских колон. Сверху над карнизом – прямая геометрическая надстройка, аттик, со словами посвящения Титу.

Центральную часть арки Тита замыкают две парящие фигуры крылатой богини Виктории. Конструкция декорирована рельефными композициями, отображающими церемонию шествия победителя и легионеров с сокровищами Иерусалима. Изначально сверху была сооружена статуя императора, но до наших времен она не сохранилась.

Интересные факты

  • Арка Тита была возведена в 81 г. н.э., вскоре после смерти самого триумфатора, по инициативе его последователя Доминициана и руками тех самых рабов-евреев, которых Тит привез из победоносного похода. Тогда в Италию попало более 50 тыс. евреев, положивших начало еврейской диаспоре.
  • В аттике арки Тита был захоронен прах самого Тита, подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи: Цезарь был погребен в Риме на Форуме, Траян в цоколе именной колонны на своем форуме и Тит в своей арке. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций в Риме, но еще и мемориалом.

Как добраться

  • Триумфальная арка Тита находится на возвышенности в восточной части Римского Форума (Foro Romano), поблизости от Колизея. Ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.

Заслуги Септимия Севера перед Римом

Биография Септимия Севера хорошо изучена. Известно, что он родился на севере Африки, начальное образование получил в семье, затем в Риме. Путь Септимия Севера – пример быстрого карьерного взлета: от солдата-легионера – до сенатора, затем консула, позже – главнокомандующего и до принесшего Риму славу императора.

Север увлекался астрономическими наблюдениями и изучением трудов о небесных телах, благодаря чему познакомился с дочерью жреца, служившего могущественному божеству Ваалу, – Юлией Домной, ставшей впоследствии супругой Септимия. Существует предание о том, что жена предсказала Северу славу императора Рима. Судьба Севера, действительно, была счастливой: он проявил себя как дальновидный и мудрый правитель, укреплявший армию, заботившийся о нуждах страны и народа. Еще одна заслуга Севера перед Римом – расширение границ государства благодаря искусной внешней политике.

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

Особенности архитектуры

Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.

Так, аттик в верхней части арки обращает на себя внимание восемью скульптурами эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия

Пространство над боковыми проемами украшают медальоны эпохи римского императора Адриана. На них изображены божества Солнца и Луны, сцена охоты и жертвоприношения. Медальоны есть и на торцах достопримечательности, однако их относят ко времени правления Константина.

С двух сторон на аттик арки нанесена латинская надпись, гласящая о посвящении сооружения императору Константину, расправившемуся с государственной тиранией.

Осмотреть триумфальную арку можно со всех сторон, но на некотором отдалении. Из-за ограждения подойти к ней вплотную или пройти через пролеты не удастся.


Главные триумфальные арки Рима уникальны, каждая по-своему. Они несут отпечаток древних времен, олицетворяют могущество, власть и силу великих правителей, повлиявших на ход истории.

История создания

Триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь Тита Флавия, известного римского императора. Её создание планировалось еще в 70-х годах после крупной победы и взятия императором Иерусалима. Окончательно она была возведена в 81 году нашей эры при руководстве брата Тита – императоре Домициане.

Сам Тит был уже мертв к тому времени и не увидел возведения арки в свою честь, но для потомков она впоследствии стала символом Римской Империи. Каждый триумфальное шествие проходило через её врата в случае очередной победы римлян над врагами.

До нас Триумфальная арка императора Тита дошла в видоизмененном виде.

В Средневековье она выступала частью оборонной конструкции, и поэтому была частично перестроена. Реставрировали её в 1821 году по указанию папы Римского Пия VII, но при этом строительстве использовали травертин, а оригинальная арка была построена из мрамора.

На арке Тита сохранились две надписи. Первая была создана непосредственно во времена возведения арки, возвеличивая императора. А вторая надпись была добавлена на другой стороне уже во время реставрации. Она отдаёт почет Пию VII, который восстановил разрушенный монумент.

Декор

Константин на троне

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

  • Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
  • Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету .
  • Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

Схема расположения сполий на арке Константина.

Аттик

Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (—), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (—). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Посвятительная надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников «по божественному вдохновению и величии духа», однако под этими словами можно различить более раний текст: «По мановению Юпитера Оптима Максима». Вероятно, это изменение внесли после того, как император впервые увидел надпись, составленную без его ведома, то есть, во время возвращения правителя в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Содержание первоначальных слов, высеченных на данном монументе, говорит о следующем: непосредственно после одержанной победы было ясно, что император — римлянин-язычник.

Основная часть

Медальоны арки Константина, южная сторона, левая часть. Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.

Описание

Фасады Триумфальной арки Константина украшают коринфские колонны — по четыре с каждой стороны. Их венчают скульптуры даков (предположительно — с форума Траяна), размещенные на уровне аттика. Между ними над центральным пролетом расположены благодарственные надписи Константину от Сената и римского народа за освобождение от тирана (на латинском языке), а над боковыми — барельефы, снятые с монументов эпохи Марка Аврелия.

Декоративные композиции над боковым пролетом,  Stefan Lubs

С торцов аттика и на внутренней поверхности центрального пролета можно видеть барельефы времен Траяна, изображающие сцены битвы императорских войск с даками. Предположительно, все четыре плиты являются частью огромной единой композиции, фрагменты которой находятся, также, в Галерее на вилле Боргезе, хранилище древностей Римского форума и в Лувре. В Музее римской цивилизации представлены копии барельефов Траяна, присутствующих на арке Константина.

Над боковыми пролетами обоих фасадах медальоны, или тондо. Они относятся к периоду правления Адриана. На них изображены сцены языческих жертвоприношений и охоты. Торцевые тондо, рельефные изображения богини победы Виктории в основании колонн, а также фризы, иллюстрирующие поэтапные картины похода Константина против узурпатора Максенция, выполнялись в период подготовки арки к триумфу императора. Здесь показан весь путь военной кампании, начиная с Милана и заканчивая выступлением победителя перед римлянами с сюжетом раздачи римлянам денег.

, Marsyas

На представленной выше схеме — расположение рельефных элементов арки Константина, перенесенных с более древних строений и выполненных специально для монумента в формате цвет/император/годы правления:

  • зеленый — Траян (97–117 гг.);
  • желтый — Адриан (117–138 гг.);
  • голубой — Марк Аврелий (161–180 гг.);
  • оранжевый — Константин (306–337 гг.).

История появления

Иудейская война

В 66 году в Стране Израиля вспыхнуло восстание против владычества Римской Империи. Катализатором бунта послужили притеснения римского прокуратора Иудеи Гессия Флора. Изнутри еврейское общество подогревалось движением ревнителей-зелотов.

Изначально восставшим сопутствовал успех: Цестий Галл с XII легионом был вынужден отступить. Однако, на помощь ему был послан полководец Веспасиан. Последний довольно быстро захватил Галилею и взял в плен местного руководителя восстания, Иосифа бен Матитьяху. Позже этот Иосиф стал известен как Иосиф Флавий, он и описал восстание в своей книге «Иудейская война».

Тем временем большинство восставших укрылось в Иерусалиме, где они незамедлительно начали внутренние распри. Руководитель умеренной группы первосвященник Анна был убит, а зелоты сами раскололись на три группы, под управлением Симона бар Гиоры, Иоанна Гискальского и Элеазара.

В 69 году Веспасиан был провозглашён императором и отправился в Рим. Командование войсками принял на себя его сын Тит. В течение пяти месяцев он осаждал Иерусалим, в котором тем временем начался сильный голод. В итоге в 70 году город был взят, разграблен и разрушен. Главная святыня иудаизма Иерусалимский храм был сожжён, его ценности были похищены. Жители города были убиты или проданы в рабство. Руководители — Симон и Иоанн — среди прочих были взяты в плен. Три года спустя пал последний оплот восставших — крепость Масада.

Триумф

По возвращении в Рим был устроен тройственный триумф победителям: императору Веспасиану, Титу, а также второму сыну императора Домициану. Этот триумф описан свидетелем событий Иосифом Флавием.


С этим читают