Народы индии: культура и традиции

Одеваться со вкусом и доставлять удовольствие своему мужу

Жена должна защищать мужа от других женщин, поскольку измена — это викарма, грех. Таким образом, одеваясь красиво и привлекательно, жена помогает мужу не совершать греха. Другой момент, который трудно понять в западной культуре, заключается в том, что одеваться красиво женщина должна только для своего мужа, то есть дома у нее должна быть самая красивая одежда. Тогда как на улице ей следует выглядеть скромно и не привлекать внимания окружающих людей, тем более не идет речи о том, чтобы выставлять части своего тела на всеобщее обозрение. Шастры говорят, что женщина предназначена для удовольствия только одного человека, своего мужа.


Если же муж в отъезде, то традиция предписывает женщине одеваться просто, не пользоваться косметикой, не носить украшения. Так все окружающие могут легко понять, что муж женщины уехал. Этот принцип на санскрите называется просита-бхартрика. Все это позволяет женщине быть целомудренной, то есть сосредоточенной в своих мыслях на служении своему мужу.

Одеваться красиво женщина должна только для своего мужа, то есть дома у нее должна быть самая красивая одежда. Тогда как на улице ей следует выглядеть скромно и не привлекать внимания окружающих людей

Индия культура

Культура Индии

Практики секты агхори

Приверженцев индуистского учения агхори поклоняются богу разрушения Шиве. Их можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священных городов Тарапит и Варанаси. Участники секты известны своими ритуалами, так или иначе, связанными со смертью. В частности, Агхори покрывают себя пеплом умерших и используют человеческие кости в качестве посуды или украшений. Также они практикуют каннибализм (в том числе поедание мяса давно погибших людей) и даже некрофилию. Согласно верованиям Агхори, душа каждого человека – это воплощение Шивы, скованное восемью великими путами под названием астамахапаша (astamahapasha), которые являются чувственным удовольствием, гневом, завистью, жадностью, страхом, ненавистью и прочими негативными проявлениями человеческой сущности. Практики Агхори призваны снять эти путы с души погибшего человека.

Награда за целомудрие

Быть нецеломудренной, то есть пренебрегать всеми этими предписаниями, значит совершать великий грех. «На этой земле нет большего грешника, чем нецеломудренная женщина» (Панча-Тантра 4.35). Говорится, что если человек вкушает пищу, приготовленную нецеломудренной женщиной, он становится низшим из людей, а его благочестивые поступки за последние семь дней уничтожаются. Даже видеть нецеломудренную женщину — значит оскверняться.

Тогда как целомудренную женщину, которая следует всем перечисленным правилам, можно считать святой. И это неудивительно, ведь подобное поведение требует терпения, смирения и богобоязненности. Поэтому таких женщин на санскрите называют разными возвышенными именами: «садхви», «сати», «пати-врата», «сахадхармини».

Благодарность за идею и помощь в написании статьи Ананда Гопике

Наталия Федорова, фото Ананты Вриндавана и Индрадьюмны Свами

Общество

Мои кулинарные опыты

До приезда в Индию у меня был какой-то опыт в приготовлении блюд русской и европейской кухни. Но когда я познакомилась с индийской кухней, то поняла, что совсем не умею готовить. В Индии приготовление блюд — это сложное и тонкое искусство, и лучше, если девочка учится ему с самого детства. Сейчас я беру уроки у местных женщин, хорошим подспорьем служат ролики на YouTube, благо многие индийские домохозяйки или их внуки заражены современной болезнью вести кулинарные блоги. Конечно, далеко не все рецепты, которые там можно увидеть, являются проверенными. Поэтому на случай, что кто-то из читателей заинтересуется тем, как научиться готовить индийскую кухню, посоветую ряд источников. Из блогов, которые рассказывают об индийской кухне на русском языке, это «Кулинарное путешествие: индийская кухня». А из авторитетной литературы — книга Ямуны деви «Индийская вегетарианская кухня» и Адираджа даса «Ведическое кулинарное искусство». В частности Ямуна, повар из Америки, объездила всю Индию, собирая традиционные рецепты у жрецов храмов и домохозяев.

В некоторых статьях я уже писала о том, что в традиции Индии принято принимать освященную пищу («Что вы сегодня ели?» как главный индийский вопрос»). В известном философском и религиозном индийском трактате «Бхагавад-гита» говорится, что тот, кто принимает пищу, не предложенную Богу, «вкушает один лишь грех». Пищу предлагают как в храмах, так и на домашних алтарях, читая соответствующие мантры. Чтобы ее можно было предложить, в процессе приготовления повар не пробует блюдо: индийские хозяйки могут на глаз определять, достаточно ли в блюде соли и сахара.

Наталия Федорова, фото из архива автора

ОбществоКультура

Ритуальные обряды

До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.

Строго соблюдается обряд приема еды только правой рукой, независимо от того, едят руками или приборами: держать вилку или ложку можно только в правой руке. Левая считается у индусов грязной, потому что ею совершают омовение после посещения туалета: у них не принято пользоваться туалетной бумагой, как и в других азиатских странах с жарким климатом.

Самым главным ярким, красочным и торжественным ритуальным праздником является в Индии свадьба, к которой очень долго готовятся, придерживаясь всех канонов, выработанных многовековыми древними и более современными традициями местного населения.

Пожалуй, свадебный обряд приравнен по значимости только рождению, потому что браки здесь заключаются один раз, не подразумевая разводов ни в этой жизни, ни в семи последующих, о чем трактуют ведические поверья жителей Индии, поэтому с такой ответственностью и широтой подходят здесь к проведению свадебной церемонии, не жалея ни сил, ни средств.

Главное требование накануне свадьбы, предъявляемое невесте – ее целомудрие. Девушка должна быть девственницей, согласно древневедической трактовке союза мужчины и женщины, по которой невеста – «поле», а жених – «сеятель» и единственный владелец его, и только ему позволено бросать семена на это поле.


В случаях, когда мужчина вступает в брак с женщиной, утратившей девственность до свадьбы, их семья подвергается всяческим унижениям, а дети становятся изгоями. Такое же отношение испытывает к себе женщина, вышедшая замуж второй раз или живущая с мужчиной в неофициальном браке.

Выбор будущей жены и мужа – важнейший этап в жизни индийцев, поэтому для влюбленных составляются специальные гороскопы, по которым делается вывод об их физиологической и психологической совместимости; предсказывается, насколько удачным и счастливым будет их союз. Обряд обручения новобрачных обычно проводится у Священного Жертвенного огня брахманом – родовым жрецом.

За несколько дней до свадебной церемонии происходит помолвка-тилак, совершаемая в доме жениха отцом невесты и его родственниками-мужчинами, подчеркивая этим важную роль настоящего мужчины, каким является будущий зять. Потенциальный тесть украшает его лоб особым знаком – симолом согласия принять этого мужчину в свою семью, брахман проводит обряд поклонения Богам, все пришедшие родственники ставят на лбу жениха знак-тилаки и вручают подарки.

Веселая церемония – сангит (своего рода девичник) проходит в доме невесты, в которой участвуют в основном женщины обоих родов. Они усаживаются за праздничным столом с разнообразными вкусными угощениями, а потом танцуют, поют песни и наперебой желают счастья и радости в предстоящей семейной жизни. Также в доме невесты проводится сугахин – ритуал произнесения молитв, восславляющих женщин, ушедших из жизни раньше своих мужей и почитаемых святыми. Будущей жене все собравшиеся желают тоже стать «сугахин», муж которой жив и здоров.

За день до свадебной церемонии осуществляют ритуал-халди, заключающийся в нанесении на руки, ноги и лицо новобрачных пасты из куркумы, придающей, по мнению индусов, праздничное сияние коже.

Перед началом торжества комнаты жениха и невесты украшают специальной свастикой – символом их будущего счастья, успеха и благополучия: «сваст» означает «хорошо». Невесте внушается мысль, что муж подобен божеству, ради которого она будет жить и преданно служить после свадьбы.

Ритуал священнодействия у Жертвенного огня закрепляет согласие девушки считать будущего мужа высшим божеством. А мужчина после этого уверен, что именно она послана ему Богом и принимает жену, как драгоценный дар.

Раньше обычно жених приезжал к нареченной на богато украшенном слоне, сейчас – в автомобильном кортеже. Его встречает теща, поклонившись и поставив на лоб зятю тилак – оберег от злых сил. Встретившись в роскошном шатре, молодые обмениваются гирляндами из цветов в знак любви и верности.

В противовес европейским традициям, все расходы на свадьбу ложатся на семью невесты, поэтому нелегко приходится родителям, у которых несколько дочерей. Только на традиционные свадебные наряды, требующие 16 обязательных элементов украшений, уходит уйма денег, не говоря обо всем остальном. Но вековые обряды для жителей этой удивительной страны дороже денег; как говорил известный герой советского киношедевра: «Восток – дело тонкое.»

16+

Семейная жизнь

На первый взгляд может показаться, что понятие традиционной семьи настолько сильно укоренилось в сознании индусов, что никакой общественный прогресс и так называемое падение нравов не могут на нее повлиять. Это не совсем так.

Традиции, конечно, имеют огромное влияние (почтительное отношение жены к мужу, например, или мытье стоп мужа), но права женщин и гражданские браки постепенно укореняются в Индии.

Сегодня происходит плавное уравнение прав супругов, закрепляется то, что и жена, и муж имеют свои функции и ничьи права не должны ущемляться. Пускай исторически сложилось так, что один – добытчик, а другая должна создавать в доме уют – все равно, семья в Индии основывается на взаимопонимании, равенстве и искренней любви.

Разрушение культуры

Индия — одна из стран, в которой патриархальный уклад общества с трудом поддается влиянию западных идей равноправия полов. Став британской колонией, от многих своих традиций индийцы отказались довольно быстро: учась в викторианских колледжах, становились христианами и атеистами, ставили под сомнение каноны священных писаний (шастр). Но с женщинами другая ситуация. Они долгое время оставались верны традициям, посещали храмы и верили, что их единственный долг — служить своему мужу и семье. Они воспитывались на примерах женщинах из шастр и считали грехом, если женщина уходит от мужа или общается с чужими мужчинами на работе.


Ситуация постепенно начала меняться в середине прошлого века, когда Индия освободилась от колониального гнета Британии. То, что не сделали колонизаторы, смогли осуществить сами индийцы. Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру получил образование в Англии и на родную культуру смотрел как на пережиток прошлого. Он утверждал принципы социализма и всеобщего равенства, прежние представления о традиционных браках и второстепенных женских ролях в обществе считал устаревшими, а разводы и аборты — нормой. Зная, что женщины основывают свою веру на историях из писаний, он санкционировал съемки фильмов по ключевым сюжетам из писаний, где в уста всеми любимых героев были вложены программные речи, отражающие идеи феминизма.

Наглядным примером того, какой должны быть современная индийская женщина, стала дочь Неру, Индира Ганди, первая в истории Индии женщина — политический деятель. Она практически не видела своего мужа и двоих детей, повсюду сопровождая отца как его личный секретарь, а после сама стала премьер-министром Индии. При ней была запущена программа принудительной стерилизации, чтобы сократить численность населения страны и разрушить саму основу традиционного брака — многодетность.

Наглядным примером того, какой должны быть современная индийская женщина, стала дочь Неру, Индира Ганди. Фото sputnik-georgia.ru

Следствием этого становятся такие события, как прошедший недавно в Индии митинг феминисток: женщины вышли с плакатами «Почему Индии нужен феминизм». Однако все это еще не в таких масштабах, как на Западе. Большая часть Индии остается сельской (хотя села и деревни состоят из десятков тысяч людей), где традиции до сих пор очень сильны. Здесь можно познакомиться с женщинами, которые передают из поколения в поколение секреты счастливой семейной жизни, основанные на шастрах, и учат этому своих дочерей и внучек.

Самобытная культура – следствие уникального менталитета индийского народа

Богатейшая и высокоразвитая цивилизация Индии всё это время развивалась по собственным законам, не похожим на те, которые меняли ментальность населения Европы и Азии. Чтобы узнать, какие традиции в Индии действуют на сегодняшний день, туда надо лично поехать и поселиться на несколько дней в какой-нибудь далёкой, забытой цивилизацией, провинции. Лишь в этом случае есть вероятность получить наиболее полное представление по интересующему вопросу.

В Индии долгие столетия вполне мирно сосуществовали различные народности, исконно населявшие территорию полуострова Индостан. Представители всевозможных религий и каст чтили правила и обычаи друг друга. Индия всегда сохраняла свою уникальность, хотя никогда не обособлялась от других стран, народов и верований.

Через Индию издавна проходили торговые пути. Плодородная и богатая земля снабжала мир лучшими пряностями и самоцветами, талантливые мастера и ремесленники изготавливали изысканные предметы домашнего обихода, посуду, ткани и пр.. Всё это распространялось по миру, и в каждой стране находило своих почитателей. После вторжения в Индию Великобритании, связанного с обнаружением месторождения алмазов, и, как результат, — почти двухсотлетней колонизации, Индия подверглась, что называется, очень жёсткой проверке на прочность, однако выстояла, благодаря исконной философии, выраженной в миролюбии, терпимости и толерантности индийского народа. Не удивительно, что современные традиции Индии, гармонично влились и соединились с обычаями старины. Эта страна поистине — колыбель духовности для всего человечества. Философы именуют Индию сердцем Земли – Индостан и в самом деле по форме напоминает этот жизненно важный орган. Примечательно, что Индия – единственная страна, с территории которой британские оккупанты были изгнаны посредством мирного и бескровного сопротивления. Организатором и вдохновителем его был Махатма Ганди. Впоследствии британский премьер-министр Уинстон Черчилль назвал этого великого человека врагом Британской Короны и, когда Ганди по формальному поводу посадили в тюрьму, заявил, что Ганди не следует освобождать, даже если он умрёт от голодовки, которую объявил в знак протеста против незаконного ареста.

Внешний вид

Как известно, индианки носят сари – длинные полотна, платки, которые обматывают вокруг тела. Вам, конечно, так одеваться не придется (это вызовет возмущение или, наоборот, насмешку индианок), но, все же, придется придерживаться особого дресс-кода, дабы не провоцировать мужское население, не видевшее открытых ног.

Выбирайте одежду по сезону: это могут быть как короткие рукава, так и теплый свитер. Старайтесь не надевать открытую одежду: вырезы, короткие юбки и шорты, майки без рукавов – всё это даже и не берите с собой, Вам это не пригодится. Надев что-то открытое, тем самым Вы оскорбите местного жителя, покажите им свое неуважение.

Женщины в Индии ходят всегда с забранными волосами: говорят, что они могут распустить волосы только перед своей семьей. Соблюдайте это правило и Вы: если у Вас длинные волосы, собирайте их в хвост, прячьте под платок.

Если Вы – мужчина, то в одежде старайтесь не злоупотреблять ношением белого, оранжевого и желтого цветов.

Если вдруг, прогуливаясь по местному рынку, Вы обнаружите красивое украшение, не торопитесь его покупать. Сперва постарайтесь узнать, что оно означает: индийские украшения характеризуют социальный статус женщины, поэтому, надев то, что Вам не подходит, Вы вызовете неодобрение у окружающих.

Некоторые общие правила

Не показывайте на публике своих чувств: отношения между мужчиной и женщиной – их личное дело. Даже хождение за ручку население может воспринять как неуважение к их порядкам.

Если Вы захотели сфотографировать местное население, предварительно спросите разрешения, Вам вряд ли откажут. Старайтесь не убивать даже насекомых на виду у населения. Более того, при покупке сувениров не бойтесь торговаться – есть возможность снизить цену до 10 раз.

Индийские свадебные традиции

Свадебные традиции и обычаи в Индии можно сравнить со строгими законами, которым обязательно необходимо следовать всем и каждому. Браки в Индии заключаются на всю жизнь, и даже после смерти, согласно верованиям индусов, души супругов остаются вместе. Многочисленные обряды, которые выполняют молодожены, призваны на веки скрепить их союз, чтобы никакие силы не смогли разлучить молодых.


Как проходит свадьба в Индии?

  • Традиции современной свадьбы в Индии практически ничем не отличаются от тех, что были сотни лет назад. Брак в Индии заключается без одобрения невесты: жених или его родители подыскивают подходящую кандидатуру и спрашивают согласия у родителей девушки. Если они дают добро, свадьбе быть.
  • Одной из индийских традиций является составление гороскопов жениха и невесты. Если, согласно звездам, пара хорошо совместима, свадьба сможет состояться. Гороскоп также используют для поиска благоприятного дня для свадьбы.
  • За 2-3 месяца до свадьбы проходит помолвка молодых, на которой жених надевает на палец невесты обручальное кольцо. С этого момента родители невесты начинают собирать для дочери приданое: многочисленные сари, украшения, кухонную утварь и др.
  • Индийские свадьбы удивляют своими масштабами: на праздник может быть приглашено до 800 человек! Свадебное застолье предполагает наличие исключительно вегетарианских блюд – мясо, рыба или яйца не подаются гостям на свадьбе.
  • В день торжества молодым запрещено принимать пищу до самой свадебной церемонии, которая состоится вечером в доме невесты. Жених приезжает верхом на лошади или встречается с невестой на специальной площадке. При встрече молодые обмениваются друг с другом венками из цветов, которые символизируют соединение двух сердец.
  • Восточную свадьбу сопровождают музыканты, которые поют традиционные песни и играют на музыкальных инструментах. Все гости веселятся и танцуют, вокруг царит атмосфера настоящего праздника.
  • После праздничного ужина молодые идут в специально подготовленный храм «веди», в центре которого горит огонь. Молодым необходимо обойти священный огонь семь раз, после чего они уже навеки связаны узами брака.

Необычные свадебные традиции Индии:

  • Гайе холуд. Традиционный индийский свадебный обряд «гайе холуд» предполагает прославление желтого цвета, который символизирует солнце, постоянство и верность. Присутствующие красят себе лбы желтой краской и обсыпают друг друга желтым порошком. После церемонии отец жениха начинает перечислять имена усопших предков, словно сообщая им о том, что у их потомка скоро состоится свадьба. Обряд «гайе холуд» повторяется и в доме невесты, куда после первой церемонии направляются все гости.
  • Халди и Мехенди. Еще одни свадебные традиции, популярные в Индии, это Халди и Мехенди. Во время церемонии Халди замужние женщины наносят на кожу невесты смесь куркумы и горчицы, а мать поливает ее водой в знак благословления. После окончания этого обряда невеста должна раздавить ногой четыре глиняные тарелки, что означает ее готовность противостоять всему злу и несправедливости, которое может встретиться на пути молодых. Этот обряд также может сопровождаться церемонией Мехенди, во время которой руки и ноги красавицы-невесты украшаются красивыми узорами из хны. Чем глубже и ярче цвет мехенди – тем сильнее любовь жениха к своей избраннице.
  • Тилак. Свадебная церемония Тилак предназначена для мужской части семей и проводится отцом невесты, который должен поставить на лбу жениха специальный знак из кумкума. Таким жестом он благословляет будущий союз и одобряет жениха в качестве зятя.
  • Сангит. Сангит является одной из самых веселых предсвадебных церемоний, которая сопровождается музыкой и танцами. По традиции, в дом невесты приглашаются родственницы, которые устраивают предсвадебные песнопения под аккомпанемент народных инструментов. Девушки танцуют, шутят и веселятся, и поздравляют невесту с предстоящей свадьбой.

Как традиция стала преступлением

Традиция сати широко соблюдалась на всей территории Индии вплоть до начала XIX века, после чего стала постепенно сходить на нет под влиянием иноземных культур. Сохранилось немало письменных свидетельств и рисунков этого обряда. Первые статистические данные относятся к периоду с 1813 по 1828 год — согласно сводкам Бенгальского руководства Британской Ост-Индской компании, общее количество известных случаев сати в эти годы составляло 8 135.

Однако более поздние комментаторы ведических писаний не рекомендуют женщинам совершать обряд сати. В писаниях говорится, что на заре творения люди наделены всеми лучшими качествами, они склонны к аскезе и самопознанию, живут дольше и имеют крепкое здоровье, но с течением времени, ближе к завершению очередного цикла творения (ведическое представление о времени не линейное, как в западной культуре, а цикличное), все качества людей мельчают, продолжительность жизни сокращается. В писаниях содержатся предсказания, что в последнюю эпоху деградации мужчины и женщины будут просто сходиться и расходиться по взаимному согласию, правители будут взимать с подданных непосильные налоги, умным человека будут признавать просто за то, что у него много денег, а жены утратят свою добродетель.

Потому стоит ли удивляться тому, что сати из добровольного акта преданности постепенно превратился в формальность и принуждение? Многие иностранцы, посещавшие Индию, были очарованы этим обрядом, преданностью женщин, описывая, как спокойно они принимали смерть. Европейцы XVIII века оставили немало рисунков, на которых такие женщины предстают в образе героинь, достойных подражания. Однако уже тогда нередко случалось так, что вдову склоняли к вхождению в костер ее родственники или члены общины. Есть изображения, на которых женщина, сидящая на погребальном костре, связана или же ее удерживают в огне длинными шестами, чтобы она не убежала. Часто у женщин не оставалось другого выхода: не умирая вместе с мужем, они становились изгоями в обществе.

Прекратить эту практику пытались уже с XIV века мусульманские завоеватели, для которых сати было варварским явлением. Когда европейцы колонизировали Индию, они в первую очередь решили уничтожить многие местные традиции, которые противоречили христианской этике и морали. Например, сохранилось такое высказывание британского генерала Нейпира: «Вы говорите, что сжигать вдов — ваша традиция. Прекрасно. У нас тоже есть традиция: когда мужчины сжигают женщину живьем, мы берем веревку, делаем петлю и накидываем ее им на шею. Возводите свои погребальные костры — а рядом наши плотники возведут для вас виселицы. Вы можете следовать вашим традициям — а мы будем следовать нашим».

К концу XIX века сати было запрещено практически на всем субконтиненте. К пропаганде против сати подключались и сами индийцы, разворачивая целые кампании, публикуя статьи на эти темы и уговаривая вдов не совершать ничего подобного.

Сати до сих пор встречается в Индии, в основном в сельской местности

Кратко об индийских законах

В современной Индии существует ряд закон и мер наказания, касающихся отношения к коровам:

  1. В Непале и Индии (в странах, где индусы составляют большую часть жителей), коровье молоко и молочные продукты продолжают играть значимую роль в обрядах. Поэтому повсеместно этим животным оказывается уважение. Они буквально могут беспрепятственно бродить по улицам.

    За вред или ранение, нанесённые корове, можно легко попасть в тюрьму.

  2. Убийство этих священных животных запрещено во всех штатах Индии (карается огромным штрафом или лишением свободы на срок 7 лет и более), кроме Западной Бенгалии и Кералы, где ограничений не накладывается. Поэтому именно в эти регионы коровы массово вывозятся на убой, даже несмотря на то, что по индийским законам переправка этих животных через границы запрещена.

    Однако и в больших городах имеются частные скотобойни, которые каким-то образом получают лицензию на свою деятельность.

  3. В Индии существует движение защитников коров, которое носит название гау-ракшак. Официальная ассоциация защитников этих животных в основном противостоит жестокому обращению с коровами, но одновременно с ними существуют религиозно-экстремистские организации, которые под предлогом защиты коров преследуют и убивают тех, кто нарушает их «законы».

Этикет индийского приветствия: правила хорошего тона

Путешественнику, впервые ступившему на индийскую землю, непросто понять, на каком языке общаются граждане. Несмотря на многообразие языков и диалектов (их более 1000!), предпочтение все же отдается двум из них – английскому и хинди (которые, кстати, обрели статусы государственных языков). Но жители разных штатов предпочитают говорить на определенных диалектах, поэтому попытки перехода на английскую речь приводят к появлению характерного акцента. Так что туристу, даже в совершенстве владеющему английским, будет тяжело объясниться с индийцем. Рекомендуется при подготовке к поездке в «Жемчужину английской короны» заучить самые распространенные повседневные выражения и реплики на языке хинди.

Удивительно, но приветствие в Индии не сопровождается пожатием рук. Местные жители, здороваясь, совершают кивок головой, поднимая сложенные в ладонях руки на уровень груди. При встрече с собеседником произносят фразу «намасте», что на русском звучит как «в тебе приветствую Бога». Индийский этикет запрещает во время приветствия собеседника одаривать его поцелуями и объятиями.


С этим читают