Театр в древней греции

Актёры и хор


Трагическая маска на лекифе работы вазописца Примато, Британский музей

Драматические пьесы — трагедии и комедии — исполнялись актёрами и хором. Число главных актёров не превышало трёх, поэтому одному и тому же актёру иногда приходилось играть несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Драматические представления были состязаниями, составлявшими обычную принадлежность греческих празднеств. Государство предоставляло в распоряжение авторов пьес актёров и хореографов, стараясь поставить состязающихся авторов в одинаковые условия успеха.

По важности ролей, принимаемых на себя актёрами, и по степени совершенства в игре актёры делились на протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Наблюдение за представлениями лежало в Афинах на высших должностных лицах — архонтах

Распределение актёров между авторами производилось архонтом с помощью жребия. Архонт выбирал поэтов для состязания, одобрял или не одобрял пьесы. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях имели официальный характер; на счет государства чествовались победители.

Представления давались под открытым небом, при дневном свете, в течение 3 или 4 дней. В состязании участвовали три поэта; каждый из трагиков выступал с трилогией или тетралогией, то есть группой пьес, состоявшей из трёх трагедий и одной сатирской драмы; в IV веке до н. э. давались по две и по три трагедии, с сатирской драмой впереди. Участвовавший в состязании поэт был вместе и режиссёром, и учителем а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. На великих Дионисиях, главном из трёх театральных празднеств, были состязания трагиков и комиков; в состав представлений входили 15 пьес: 9 трагедий (по три от каждого автора), три сатирские драмы и три комедии (по одной пьесе от автора).

Архитектура театра

Театр Диониса в Афинах является древнейшим и наиболее характерным из дошедших до нас больших театров древней Греции. Раскопки его были произведены в 1880—85 гг. (более ранние — Старком в 1862 г.).

Театр расположен на южном склоне Акрополя и обращен в сторону храма Диониса. Наиболее старая часть его относится к VI в. до н. э. Театр этот, к сожалению, очень плохо сохранился и дошел до нас в значительно искаженном позднейшими перестройками виде.

К VI в., как думает Дерпфельд, относятся лишь незначительные остатки первоначальной орхестры, имевшей 24 метра в диаметре. С южной стороны эта орхестра была приподнята на высоту около 2 м и была с этой стороны основана на криволинейной в плане опорной стенке, часть которой сохранилась. После того как в V в. обрушились деревянные сидения старого амфитеатра, их заменили каменными. Тогда же, вероятно, была сооружена Демократом и Анаксагором новая орхестра, значительно отодвинутая от прежней к северу, ближе к склону горы.

Позднейшие части амфитеатра, возведенного Ликургом (по Старку в 466 г.), относятся к 326 г.

Театрон трехярусный, с двумя диазомами. Нижний ярус больше полукруга и разбит радиальными лестницами на 13 клиньев. По сделанным реставрациям нижний ярус заключал 17 полных рядов, средний ярус — 16 рядов, из них часть урезана, и верхний ярус — 8 рядов, значительно урезанных из-за неправильной поверхности склона. Наибольшее удаление последнего ряда от середины орхестры (по горизонтальной проекции) 43 м; диаметр первого яруса 37 м. Подъем верхнего ряда мест над орхестрой равен приблизительно 16 м. Уклон мест 1 : 2,3.

Высота ступеней, на которых расположены места, 37 см. На верхней горизонтальной поверхности мест, общей шириной в 85 см, с отступом от края для сидений на 35 см, сделан лоток, шириной в 40 см и глубиной в 10 см для помещения ног сидящих в вышерасположенном ряду. На каждый ряд сидений, как уже указывалось, в этом театре приходится одна ступень радиальных лестниц. Для уменьшения высоты подступенка проступь этих ступеней сильно скошена.

Театр вмещал 14—17 тыс. зрителей, а по другим указаниям — до 30 тыс. зрителей.

Загрузка мест происходила из прохода, окружавшего орхестру и уширявшегося с двух концов в направлении к проскениуму. В стене скены было три двери. Сзади скены существовал обширный портик.

Для суждения об устройстве скены и логейона в этом театре в V в. никаких достоверных данных нет. Раскопки Старка обнаружили последовательное увеличение сцены при Адриане и при Септимии-Севере.

Театр Диониса является наиболее типичным для античной Греции. По нем, за исключением скены, можно проследить и все последовательные стадии развития формы греческого театра, включительно до тех изменений, которые были внесены римлянами.

Афинский одеон

Кроме открытых театров, рассчитанных на очень большое количество зрителей. в Греции существовали меньшие театры, так называемые одеоны. Эти театры делались крытыми. Самым древним и наиболее обширным одеоном, о котором до нас дошли сведения, был одеон в Афинах, сооруженный Периклом в 443 году до н.э.

По имеющемуся у Павсания указанию, этот одеон был покрыт деревянным шатром. Он был расположен к востоку от театра Диониса, между этим последним и памятником Лисикрата.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

“Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909 Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.

Фестиваль драматического искусства Диониссия

В Афинах этот религиозный праздник постепенно превратился в такой фестиваль драматического искусства как Дионисии, которые длились в весенние месяцы в течение пяти дней. Участвовать мог каждый гражданин Афин. Для этого он приносил написанную пьесу архонту, который решал, можно ли её показывать простым зрителям или нет.

Он же назначал богатых граждан полиса – хорегов – с целью финансирования постановки на сцене, что считалось почётным в те времена. Со временем простые религиозные постановки стали усложняться и появились первые пьесы.

В тех самых Дионисиях принимали участие группы людей, именуемые хором. Их задачей были песни и пляски. Чуть позже выделился актёр – тот кто говорил с хором. Но актёров становилось всё больше и больше.

В результате, пьесы уже писались непосредственно под актёров. Роль же хора становилась всё незначительней. Однако самих актёров в одной пьесе было не более 4 человек.

По этой причине приходилось одному и тому же человеку исполнять несколько ролей. Женщины не могли принимать участие в постановках.  Их роли исполнялись мужчинами. Так и появились первые пьесы. 

История театра Диониса


Вообще театральное искусство в Греции зародилось от традиций празднования Великих Дионисий. Эти торжества, посвященные богу вина и плодородия Дионису, продолжались целую неделю и включали в себя массу церемоний:

  • ритуал жертвоприношения;
  • фаллическое шествие;
  • конкурс чтецов и поэтов;
  • маскарад;
  • театральные состязания в различных номинациях.

Конечно, гуляния сопровождались роскошным пиршеством и винными вакханалиями, а вся неделя празднеств официально считалась не рабочей.

Постепенно небольшие сценки о жизни Богов и Героев, разыгрываемые на Дионисиях, актеры стали исполнять в обычные дни. Вскоре дело дошло и до полноценных театральных представлений. Тут-то в голову греческого правителя Писистрата и пришла идея возвести театр Диониса в Афинах. А так как царь высоко почитал этого Бога, то разместилось новое сооружение на вершине знаменитого Акрополя.

Древнегреческие театры — первые театры в Афинах

Первые пьесы в Афинах ставили на агоре (рыночная площадь в городах-полисах). Но с успехом фестивалей Дионисий (позже они проводились уже два раза в год – Малые и Великие Дионисии) стало появляться большее количество зрителей.

Тогда власти задумались о постройки специального сооружения, в котором проходили бы спектакли. Так был построен огромный зал на открытом воздухе вблизи Акрополя.

Первый афинский театр стал примером для подражания остальных городов-полисов. Такие театры обычно вмещали более 18 тысяч зрителей. Правда,  в остальных полисах театры строились на склонах гор из-за нежелания властей тратиться на их строительство.

Согласно археологическим раскопкам на территории Греции и остального эллинистического мира наличие театра стало синонима престижа.

Источником о строении театра является сочинения Витрувия ‘Об архитектуре’. Театр состоял из следующих элементов: орхестры (в современном понимании – сцена, в понимании греков – место для пляски), театрон (места для зрителей), скена (место для переодевания актёров), проскений (фасад скены, который служил для укрепления декораций) и пароды (проходы между сидениями).

У театров не было верхних перекрытий – крыши – поэтому спектакли давали днём при дневном освещении. Не все эти составляющие появились сразу, но уже полностью сформировавшийся античный театр выглядел именно так.

Такой театр появился примерно в  IV веке до н.э. после множества перестроек. Сначала 67 рядов сидений в театре были деревянные, но вскоре их заменили на мраморные.  На первом ряду сидели только почётные жители Афин и вельможи.

Каждое место было ‘зарезервировано’ за господином – на спинке кресла высекалось его имя.  Уже после римского завоевания на втором ряду разместилось место императора. А когда римляне проводили на сцене бои гладиаторов, у первых рядов появились небольшие бортники.

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя.

Новый музей Акрополя

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Музей Акрополя внутри


Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Оригиналы Кариатид

О месте Театр Диониса

Театр Диониса в афинах под Акрополем — это самым древний театр Греции. Именно тут впервые ставили первые пьесы античные классики именно на этом месте в честь бога Диониса проходили мистерии. Из этого и родился театр Диониса. Изначально были перекличка хора с запевалами, позднее перекличка скреплялась логикой единства сюжета, и тогда запевала превратился в актера. Впервые актеры появились во время драмы Феспия в V век до н.э., затем Фриних добавил второго, Эсхил третьего актера. Немногим позже появляются различные жанры: в творчестве Эсхила и Софокла рождается трагедия, в творчестве Аристофана появляется комедия. Театр Диониса – это места возрождения. Высокого уровня театр Диониса достиг более чем через десять веков. В XVI-XVII веках начинаются высококлассные постановки драм Шекспира и других елизаветинцев и классицистов, подражающих древним. Театр Диониса изначально был деревянным, и постройка служила ареной для проведения торжественных событий. Долгое время спустя, с приходом каждого праздника в театре в Афинах строилась сцена и съемные деревянные ряды для зрителей. Только в 330 году до н.э. появились стационарные каменные ряды и сцена. Каменный театр состоял из 67 рядов, что позволяло уместить тут до 17 тысяч зрителей одновременно. Каменные скамьи возвышались до самого основания Акрополя. В наши дни все еще можно увидеть остатки последних рядов. На первом ряду стояло 67 мраморных кресел – это специальные места для самых важных гостей, для VIP – зрителей. Многие сохранились и сегодня, на них высечены имена и должности их владельцев, каждый из  которых  относился к разным временам и эпохам. Выступающее место с креслом во втором ряду было ложем римского императора Адриана, который  страстно любил и почитал греческую культуру. Тот театр, который дошел до наших дней, был создан примерно в 326 году до н.э., он также вмещал до 17 тысяч зрителей. Во времена правления Ликурга увеличили сцену и оркестр театра. Наряду с прочими древнегреческими театрами, театр Дионис претерпел множества изменений в эпоху Эллинизма и в Римское время.  Перестраивался театр и римлянами, модифицируясь под цирковые или гладиаторские представления. Тогда и появился высокий бортик, закрывающий первый ряд. Лучшее в развалинах театра с художественной точки зрения — скульптурный фриз с забавными сатирами, сохранившийся со  времен императора Нерона. Вокруг театра Дионис множество развалин, например, перед театром остались развалины двух храмов Диониса, датируемых  VI и IV веками до н.э. Справа лежат невразумительные камни концертного зала Периклова Одеона 40-х годов до н.э.

Время работы и стоимость билетов

Вход на Акрополь открывается в 8:00 (закрывается в 20:00). В это время у касс собирается очередь не меньше 15 человек, а то и больше. Чтобы не попасть в толпы туристических групп, снующих под палящим солнцем, нужно отправляться к Акрополю пораньше.

Если вы придете к 7:30 к кассам, то прогулка по Акрополю будет для вас не столь утомительной. В числе первых счастливчиков вы купите билет (20 EUR) и начнете свою экскурсию. В это время можно сделать лучшие фотографии театра Диониса и других достопримечательностей.

С января 2016 года цены на билеты повысились. Вместо 12 EUR теперь вход стоит 20 EUR. Льготным категориям граждан (дети до 12 лет и студенты) билет обойдется в 10 EUR. Однако студентам нужно иметь при себе удостоверение (студенческий билет). Честно говоря, я не знаю, поймет ли женщина на кассе то, что в нем написано на русском языке, но попробовать стоит. Сэкономите половину.

Театр «Одион Геродота Аттического»

Рекомендовать место

6

Театр «Одион (Иродион)Геродота Аттического» – традиционный римский амфитеатр, расположенный на южном склоне Акрополя.

Театр построен между 160 и 174 годами до н.э. философом Геродотом Аттическим в память о своей жене Регилле. Здание было великолепно: полукруглая сцена для оркестра высотой 82 метра и 92 метра длиной вымощена черным и белым мрамором. По обеим сторонам сцены – лестницы, декорированные мозаикой. Внутренняя облицовка выложена разноцветным мрамором и украшена декоративными пилястрами. Вместимость театра – 5000 человек.

Во время правления Марка Аврелия Афины посетил спартанский полководец Повсаний, который назвал театр одним из лучших сооружений.

В 268 году до н.э. театр был уничтожен пожаром и с тех пор служил каменоломней.

В 1857 году под слоем земли в 12 метров археологи обнаружили зрительный зал. Исследовательские и восстановительные работы продолжились.

В ХХ веке на сцене театра выступали звезды мировой величины – Мария Каллас, Стинг, коллектив Большого театра.

Архитектурные особенности театрального здания

Классическая Греция

Основная статья: Театральное здание в классической Греции

В архитектурном отношении афинский театр послужил образцом для прочих греческих городов. В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов для сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра здания к краям в виде полукружия — четырёхугольная удлиненная площадь за орхестрой, занятая особым зданием, которое называлось скеной, и орхестра, ровная утрамбованная площадка для хора и актёров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором поближе к зданию сцены (ἐπί σκηνῆς — «у сцены»).

Эллинистическая Греция

Основная статья: Театральное здание в эллинистической Греции

В архитектурной истории афинского театра можно различить несколько периодов. В VI—V веков до н. э. важнейшую часть его составляет круглое пространство для хоровых плясок — орхестра; в середине алтарь, а по окружности с трёх сторон ряды деревянных сидений для зрителей. Приблизительно с половины V века до н. э. на четвёртой стороне круга воздвигается деревянное здание для актёров, «сцена»; передняя стена его служит задним фоном драматического действия. Между пространством для зрителей и зданием «сцены» устроены проходы (др.-греч. πάροδος) в орхестру, с обеих сторон. Только в IV веке до н. э. сооружён мраморный театр по сложившемуся исторически плану; постройка была начата Эвбулом и закончена при Ликурге, знаменитом финансовом деятеле и ораторе (—326 годы до н. э.); сиденья были каменные, в первом ряду стояли кресла художественной работы для почётных зрителей; передняя стена «сцены» была украшена колонами. Перед этим зданием для каждого представления возводилась временная деревянная стена — просцений.

Около I века до н. э. в эпоху так называемой средней и новой комедии, временный просцений заменён постоянным, образовавшим каменную колоннаду, с тремя дверьми; остальные промежутки между колоннами были заложены досками (др.-греч. πίνακες) с соответствующими представлению изображениями. По самому характеру преобладавших в то время пьес перемена декораций требовалась редко; для таких случаев могли ставить временные декорации. Колоннада с передней стеной «сцены» соединялась помостом, так что перед зданием сцены получалось как бы другое узкое здание, в целом также называвшееся просцением. В этом виде театр и признан Витрувием типическим для Греции.

При Нероне орхестра и здание сцены были перестроены по римскому образцу приспособительно к гладиаторским боям и сценическим представлениям; только с этого времени актёры играли на упомянутом выше помосте на высоте 10—12 футов над орхестрою. Между зданием просцения и орхестрою находилось ещё свободное узкое четырёхугольное пространство, с боков огражденное параскениями; открытое в орхестру, оно служило вместе с задним сегментом последней, ареною исполнения пьес совместно хором и актёрами. Боковые пристройки (др.-греч. παρασκήνια, параскении) в позднейших греческих и в римских театрах служили, как и здание сцены, сборным местом для хоревтов и актёров, а также местом хранения костюмов, машин и иных театральных принадлежностей. Орхестра и места для зрителей не имели кровли. В орхестре и на прилегающей к ней со стороны просцения площадки помещалось не более 25—30 лиц (хор из 12 или 15 хоревтов для трагедий и из 24 для комедий, затем 2—3 актёра). Количество мест для зрителей доходило в наибольшем из театров, мегалопольском, до 44 тыс., в афинском — до 17 тыс.. На свои места публика проходила через орхестру по лестницам, а в орхестру снаружи вели боковые проходы. Ярусы мест для зрителей, если их было несколько, отделялись один от другого просторными проходами, по которым могла свободно двигаться публика. Обычными принадлежностями театра были декорации, машины, костюмы и маски для актёров.

Акустика

В 2017 году исследователи из Нидерландов изучили акустические характеристики трёх сохранившихся театров (Одеон Герода Аттика, театры в Аргосе и Эпидавре) и пришли к выводу, что громкий голос актёра был слышен даже в задних рядах, а шёпот — только в передних.

Театр Диониса — место, в котором зародилась трагедия

Посвященный божеству, благосклонному к виноделам, театр принимал Дионисии — именно благодаря этим празднествам развивались драматические представления. По выражению Горация, трагедия в момент своего зарождения была «состязанием из-за дешевого козла». Связано это с тем, что изначально трагическое творчество связано с жертвоприношением животного, обожествляемого в культе.

В свое время на сцену театра выходили для соревнований в мастерстве драматурги авторы, творчество которых лежит в фундаменте современного искусства. Здесь звучали голоса Эсхила, Софокла, Еврипида… На сцене ставились произведения, сегодня считающиеся образцами античной литературы. Так, в 458 г до н.э. зрители смогли по достоинству оценить «Орестею», принесшую своему автору победу в споре драматургов.

К этому времени в театре уже имелись колесная платформа для создания «спецэффектов», а также подъемное устройство. Наблюдать за представлениями одновременно могли до 17 тысяч зрителей, что делало постановки по-настоящему масштабными «шоу».

Греческие театральные представления уступили место соревнованиям гладиаторов и цирку, когда страна подчинилась Риму.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла, построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннадаЭвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями Древних Афин в качестве променада для прогулок.


В 5 веке, с приходом христианства, Парфенон стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем — в арсенал. Храм Ники был разобран.

Экскурсии по Акрополю

В 1687 году во время войны Венеции с Турцией после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее.

Краткая история и описание

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса – покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин, на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым.

Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса.

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными — каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император – Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи.

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все — и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения. Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены – орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Вид со сцены театра


С этим читают