Легенды и история древней падающей башни сююмбике в казани

История

История башни Сююмбике в Казани загадочна, до сих пор ведутся споры о том, когда это строение появилось и почему получило такое название. Версий много — есть те, что подтверждены фактами, а есть те, что иначе как легендой и назвать нельзя. Неразбериха возникла из-за того, что какие-либо документы, связанные со строительством, были утрачены. Поэтому о дате постройки остается только гадать, опираясь на косвенные факты.


Среди версий о том, когда была возведена башня, есть две основные: во времена правления Казанского ханства или уже во времена правления русских царей. В пользу первой говорит схожесть башни Сююмбике с Боровицкой башней Московского Кремля, возведенной в 15-16 веках. Хан, который в то время правил Казанью, мог просить Ивана III прислать в Казань зодчих, чтобы построить подобное сооружение в знак дружбы и союзничества двух государств. Кроме того, кирпич, использованный для постройки башни Сююмбике, похож на материалы, которые использовал итальянский архитектор, возводивший Боровицкую башню.

Вторая версия опирается на документы и чертежи. Башня Сююмбике не появляется на планах города вплоть до начала 18 века, уже в петровские времена. К тому же, при ее постройке использованы некоторые архитектурные решения, которые вошли в обиход уже во времена правления Казанью русских царей. Впрочем, спор о дате постройки до сих пор не решен, время от времени открываются новые факты, которые заставляют историков усомниться в правильности своего мнения.

Свое название башня получила в честь царицы Сююк.Фото: Галина СУРКОВА, commons.wikimedia.org

О названии башни легенд ходит еще больше. Известно точно одно — ее назвали в честь царицы Сююк, единственной в истории Казанского ханства царицы-регентши. По преданиям, она была мудра и добра, а простому народу запомнилась тем, что отменила ряд налогов. Из-за этого получила прозвище «сююмбике», в переводе означает «любимая госпожа».

Одна из легенд (не имеющих отношения к реальной истории) гласит, что Иван Грозный, прослышав о красоте царицы, направил в Казань сватов, предложив ей стать его женой и царицей Московского государства. Сююмбике не хотела покидать родину и отказалась. Тогда разгневанный царь со своим войском подошел к Казани, пообещав стереть город с лица земли. Сююмбике испугалась за свой народ и приняла предложение Ивана Грозного, попросив у него необычный свадебный подарок — самую высокую в Казани башню, построенную за семь дней.

Происхождение башни

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 — началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец.

Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной. Сходство же ее с Боровиковской башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие историки признают за башней татарское происхождение, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Царица Сююмбике

Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею, создателю Ногайской Орды — она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками  и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась  в последние годы существования Казанского ханства.

12-ти летняя девочка, дочка ногайского бия — Сююмбике первый раз становится женой Джан-Али. Это был казанский хан, ставленник Москвы, вместо правившего ранее Сафа-Гирея, свергнутого с престола. Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Тем более, Джан-Али не был угоден большинству казанского правительства. И в 1535 году, произошел политический переворот, в результате которого Джан-Али убили. На освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей, получивший в качестве переходящего приза юную царицу Сююмбике, которая становится пятой женой правителя. Этот брак был более удачен и гармоничен, ознаменовавшись рождением сына – Утямыша.

Но неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике в регентшу их несовершеннолетнего сына. Таким образом, она становится царицей Казанского ханства. Ее царствование длилось недолго, уже в 1551 году ее вместе с сыном насильно вывезли из Казани. Эти события описаны в казанской летописи.

Приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. Просидев под стражей 10 суток, Сююмбике, ее сын и ханская казна были препровождены в Москву.

Накануне отъезда она посетила могилу Сафа-Гирея — своего безвременно почившего мужа. Про отчаянный плач Сююмбике, который вызвал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать ее  на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани.

Казанским царем вновь стал ставленник от Москвы Шейх-Али, но он покинул престол в начале 1552 году, еще до осады города войсками Ивана Грозного. Именно за Шейха-Али в 1553 году и была насильно выдана в третий раз  царица Сююмбике. Жили они в Касимове — имении Шейх-Али. Недолго прожила бывшая царица с нелюбимым мужем. Умерла она в 1557 году и место ее захоронения неизвестно. А вот Шейх-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.

Сын царицы Сююмбике Утямыш был забран на воспитание на царский двор. Его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром. Он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его называли царем Александром. В 20-ти летнем возрасте он умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Архитектура Сююмбике

Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.

Особенно хорошо отклонение от вертикали видно ночью

Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, чтобы те сделали обмеры и зарисовали ее во всех подробностях.

Башня представляет собой 7-ярусное сооружение из красного кирпича с широкой аркой-воротами в основании. На вершине мы можем увидеть золотой полумесяц, но он появился там относительно недавно, в 1993 году.  До 1918 года шпиль украшал двуглавый орел, который позднее заменили на полумесяц. Но он долго не задержался на макушке Сююмбике, и уже в 1930-е годы его сняли и вернули на место только в конце XX века.

Шпиль башни Сююмбике

Царица Сююмбике

За всю историю существования ханского государства во главе княжества стояла женщина лишь единожды. Царица Сююмбике выходила замуж три раза за достойных мужчин, однако всегда ее мужья умирали при загадочных обстоятельствах. Дед девушки Касим был основателем Ногайской орды, поэтому за красавицу боролись многие знатные мужья. Тем не менее царица Сююмбике долгое время правила княжеством в гордом одиночестве.

Однако не стоит думать о красавице как о девушке с косым взглядом или о женщине, которая убивала своих мужей. Ведь народ запомнил ее как справедливую царицу, которая ввела целый ряд налогов для торговцев и освободила от них обычных жителей — ремесленников и крестьян. В благодарность за это народ начал называть ее «любимой госпожой», а Господь подарил ей царевича по имени Рушан, который стал достойным наследником ханства.

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период


К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Как строили башню Сююмбике

Историки долго спорили о том, как это же происходило строительство башни Сююмбике. Одни ученые считали, что башню построили во время Казанского ханства, другие ученые говорили, что башню начали строить только во второй половине XVIII века.

Можно было бы более точно и достоверно утверждать о начале строительства, однако архива Казанского ханства были потеряны во время взятия Казани.


После покорения Казани также велись записи и были архивы, но документы об управлении Казанью в 16-17 веках погибли в пожаре 1701 года. Поэтому учёным остаётся только догадываться, когда же именно было строительство башни.

В настоящее время историки и ученые после проведения археологических раскопок пришли к мнению, что более вероятно, что башню Сююмбике построили в конце 17 и начале 18 столетия, а это значит, что башня построена через двести лет после покорения Казани, когда ни Ивана Грозного, ни Сююмбике уже не было в живых.

«Шансов на то, что будет обнаружена переписка между Москвой и Казанским ханством, уже нет»

— Где хранится неопубликованная часть? В московских архивах?

— Да. Она сосредоточена в одном из них — Российском государственном архиве древних актов. Она достаточно большая, даже очень большая, особенно по отношениям с Крымом. Но и по Ногайской Орде немаленькая. Вообще, переписка между ногаями и Москвой очень хорошо отражает отношения с Казанью в последние годы перед ее взятием и в первые годы после взятия. Казанский историк Дина Абдулбаровна Мустафина в 2006 году опубликовала в «Татарском книжном издательстве» две посольские книги по сношениям с Ногайской Ордой. Это были публикации очень хорошего качества. И, насколько я знаю, сейчас она готовит к изданию две другие книги, которые хотят публиковать там же.

То есть все это не только важно, но и доступно. И даже в том, что уже опубликовано, много интересного

Но надо понимать, что это источник со всеми присущими источнику нюансами. Там довольно сложный язык, поэтому я не думаю, что массовый читатель будет это жадно поглощать.

— То есть требуется интерпретация, такая, как ваша книга?

— Да. Мой покойный отец был математиком, и мне приходилось слышать от его коллег, тоже математиков, что когда все источники выложат в Сеть, историки станут не нужны. К сожалению или к счастью, это не так. Источников полно — и опубликованных, и выложенных в Сеть, те же ногайские книги, про которые я говорил, уже и в Сети гуляют, но тем не менее это не меняет массовых представлений. Потому что с этими источниками трудно иметь дело. Да, нужны интерпретации.

Многие знают, что «бике» — это не часть имени, а приставка, означающая «госпожа». Что касается последней буквы имени, «н», то в переписке Москвы с Крымским ханством и Ногайской Ордой фигурирует «Сююн», а «Сююм» там нет вообще. Фото Олега Тихонова

— Значит, сохранилась в основном переписка Москвы с Крымским ханством и Ногайской Ордой? С Казанским ханством ее нет совсем?

— К сожалению, нет. Действительно нет. Есть отдельные грамоты московско-казанской переписки, находящиеся в массиве документов по Крыму и Ногайской Орде, но это те документы, которые были важны для крымских или ногайских дел. И это буквально крупицы.

— И шансов на то, что что-то когда-то обнаружится, уже нет?

— Думаю, нет. Пожары в Москве, которым приписывают уничтожение этих документов, были в XVII веке, уже прошло очень много времени. Если бы что-то было, это так или иначе всплыло бы. Тем более что по Крыму мы имеем огромные массивы документов. Думаю, по Казани их было поменьше, но тоже очень много.

— А почему казанская ханша в вашей книге названа «Сююн-бике»?

— Здесь я шел за своими коллегами, Максимом Моисеевым и Андреем Беляковым, которые еще в 2004 году написали статью, где именно так называют казанскую царицу — «Сююн-бике». Ну, во-первых, многие знают, что «бике» — это не часть имени, а приставка, означающая «госпожа». Что касается последней буквы имени, «н», то в переписке Москвы с Крымским ханством и Ногайской Ордой фигурирует «Сююн», а «Сююм» там нет вообще. Я просто думаю, что лучше быть ближе к источникам.

Окончание следует


Рустем Шакиров

ОбществоИстория Татарстан

Архитектура

Это сооружение напоминает Эйфелеву башню в Париже: оно тоже является эмблемой столицы, Казани. Одновременно постройка относится к типу падающих башен, как и Пизанская. А однозначно определить архитектурный стиль достаточно сложно: традиции русского зодчества тесно оплетены татарскими мотивами. Основные элементы конструкции подробно описаны исследователями:

  1. В качестве фундамента строители применили столбы из дуба. Со временем, под тяжестью сооружения они погрузились на 2 метра.
  2. Цемента тогда не знали: его роль в скреплении кирпичей исполнил известковый раствор.
  3. Грани ярусов смягчены валиками из красного кирпича. Эти элементы конструкции препятствуют ветровой эрозии.
  4. Нижние 3 яруса имеют кубическую форму. В них устроены гульбища с бойницами: это особенность русских дозорных башен. Следующие 4 в сечении имеют восьмиугольники. Последний ярус – дозорная вышка.
  5. Оканчивается конструкция шпилем с полумесяцем, эмблемой мусульман. Вряд ли он был в момент постройки.
  6. Впечатляет размер строения: от уровня земли до шпиля 58 метров. Для предполагаемого времени возведения высота значительная.

Татарские элементы прослеживаются в орнаментах, плетениях решетки, декоративных вставках. Они выгодно разбавляют строгий московский стиль.

Башня-легенда

Нияз Халитов, доктор архитектуры.

Признанный архитектурный символ Казани — башня Сююмбике широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины.

Без нее невозможно представить наш город, — так же как Париж без Эйфелевой башни, Лондон без Тауэра или Каир — без пирамид. Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящный стройный силуэт. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте Кремлевского холма, — древнего сакрального центра старой части Казани.

Образ Сююмбике сохранился в памяти народа — до сих пор еще в народе живут легенды, увязывающие башню с именем Сююмбике. Вкратце они сводятся к следующим сюжетам: 1) башня построена царицей в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году; 2) она сооружена Иваном Грозным за семь дней (семь ярусов) после взятия Казани в 1552 году как условие-просьба Сююмбике, которая якобы затем бросилась с седьмого яруса; 3) это минарет Хан-джами, возведенной Сююмбике, или часть дворца казанских ханов, завершенного строительством при царице. Все эти легендарные версии хотя и отражают (причем весьма своеобразно) определенные исторические факты, однако далеки от реальности. Какие же варианты предлагает наука? Можно, например, предположить, что на месте или рядом с более поздней башней находились важные для истории Казанского ханства и татарского народа сооружения, которые могли быть затем отождествлены с башней Сююмбике.

Легенда о башне Сююмбике

Редко можно встретить жителя Казани, который не знал бы грустной легенды о башне Сююмбике. Названа она в честь единственной в истории женщины, которая правила Казанским Ханством. Звали правительницу Сююк, и народ очень любил ее за доброту и честность, потому и прозвали красавицу Сююмбике – «любимая госпожа».

По легенде, после завоевания Казани Иван Грозный, очарованный красотой Сююк, прислал к ней сватов с предложением уехать с ним в Москву и занять трон царицы. Получив отказ, царь рассердился. Он явился к стенам Казани с огромным войском и пригрозил уничтожить город, если не услышит согласия. Сююмбике никак не могла допустить такого исхода, и вынуждена была дать положительный ответ. Попросила она в подарок на свадьбу высокую башню, и чтобы построили ее за неделю. Семь ярусов за семь дней возвели строители, и начался великий пир.

Все вокруг веселились и праздновали, но ни сама Сююк, ни жители Казани не были рады. Поднялась правительница на башню, чтобы взглянуть на родной край в последний раз. Сердце ее сжалось от горя, и в слезах Сююмбике кинулась вниз. В память о «любимой госпоже» и назвали самую высокую башню Казани.

Несколько слов об архитектуре

Башня Сююмбике выполнена из красного кирпича, и ее строгий стиль напоминает московское барокко. Она действительно состоит из семи ярусов, последним из которых является зеленый шпиль. Он увенчан золоченым «яблоком» с изображением полумесяца.

Высота башни составляет 58 метров. Благодаря этому факту и своему расположению в отдалении от крепостных стен Кремля башня Сююмбике играла роль дозорной башни.

До сих пор никто не знает, почему башня «падает». Одна из версий – строительная ошибка, а именно недостаточно глубокий фундамент. Существует также гипотеза, что он остался от другого здания, когда-то располагавшегося на этом месте, и почва просто не выдерживает вес башни. Тем не менее, когда наклон составил более полутора метров, башню Сююмбике укрепили.

Загадки истории

Споры о том, когда же все-таки была построена башня Сююмбике, и какому народу – татарскому или русскому – она принадлежала изначально, ведутся до сих пор.

По первой версии, строение возведено во времена правления Казанского Ханства в период с XII по XV век. Если это так, то башня Сююмбике – единственный в столице сохранившийся памятник татарской архитектуры. Согласно второй версии, построили башню уже после завоевания Казани Иваном Грозным, а значит в XVII веке. Если вы отправитесь на экскурсию в Казанский кремль, то, вероятнее всего, услышите именно эту цифру.


С этим читают