Фестиваль «спасская башня» в москве 2020: большое «сражение» военных оркестров разных стран на красной площади

Содержание

Самая узнаваемая башня Московского Кремля и его символ


3 оценило

Спасская башня — это самая известная и узнаваемая из 20-ти башен Московского Кремля, его символ.

Спасская башня Московского Кремля

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название — Фроловская – новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари. К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки – герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 – 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов, зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей, ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу — все эти события совершались через Спасские ворота.

Куранты на Спасской башне

Куранты на Спасской башне

По указанию Петра I в 1707 году часы на Спасской башне были заменены курантами с колокольным боем, привезенными из Амстердама. Сейчас на главной кремлёвской башне установлены часы-куранты фирмы братьев Бутенон, созданные в 1851-1852 годах. Каждый из четырех циферблатов имеет диаметр 6,12 м.

Кремлёвские звёзды

Кремлёвская звезда на башне

Впервые знаменитые кремлёвские звезды засверкали именно на Спасской башне, сменив двуглавого царского орла. Уникальные лампы мощностью до 5000 Вт, помещенные внутри рубиновых звезд, создают в тёмное время суток равномерное и яркое освещение, видимое издалека. Размах между концами звезд, венчающих кремлёвские башни, составляет 3,75 м.

Всего Спасская башня имеет 10 этажей высотой до звезды 67.3 м, а с учётом размеров звезды – 71 м.

  • Россия
  • Москва

 Адрес: Россия, Москва, Красная площадь

Надвратные иконы

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея. Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

НИКОЛЬСКАЯ

НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь Николы Старого, а над воротами башни помещалась икона Николая Чудотворца. Надвратная башня, построенная в 1491 г. архитектором Пьетро Солари, была одним из основных оборонительных редутов восточной части Кремлевской стены. Название башни происходит от Никольского монастыря, находившегося неподалеку. Поэтому над проездными воротами стрельницы была поставлена икона Николая Чудотворца. Как и все башни, имеющие въездные ворота, Никольская имела подъёмный мост через ров и защитные решетки, которые опускались во время боя. Никольская башня вошла в историю в 1612 г., когда через её ворота в Кремль ворвались войска народного ополчения, возглавляемые Мининым и Пожарским, освободившие Москву от польско-литовских интервентов. В 1812 г. Никольская башня вместе со многими другими была взорвана отступающими из Москвы войсками Наполеона. Особенно пострадала верхняя часть башни. В 1816 г. она была заменена архитектором О.И.Бове на новый иглообразный купол в псевдоготическом стиле. В 1917 г. башня опять пострадала. На этот раз от артиллерийского огня. В 1935 г. купол башни венчает пятиконечная звезда. В 20 веке башня реставрируется в 1946-1950-х и в 1973-1974-х гг. Сейчас высота башни составляет 70,5 метров.

Часы Спасской башни[править]

В XVI веке на башне были установлены первые часы. Они просуществовали до 1625 года, когда мастера Христофор Галовей и Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы.

Нижний четверик башни завершался поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с позолоченными флюгерами. Затем поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами — замечательным техническим новшеством того времени. Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху — изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звоном, в котором размещались часовые колокола. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.

В нишах аркатурного пояса, дошедших до наших дней, были установлены белокаменные статуи — «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки — одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1653 года статуи обгорели и рассыпались.

К концу XVII века башенные часы Галовея пришли в полную негодность. При Петре I в —1709 годах были установлены новые голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые неоднократно ремонтировались. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».

Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в —1852 годах братьями Н. и П. Бутеноп.

При штурме Кремля в дни октябрьских боев 1917 года Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина, их исправил в 1918 году часовщик Н. В. Беренс.

Спасские часы занимают три этажа (7-й, 8-й и 9-й) и состоят из трех отдельных узлов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Они приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг (10—14 пудов). Точность хода часов обеспечивается при помощи маятника весом около 32 кг. Механизм боя часов состоит из девяти четвертных колоколов и колокола, отбивающего полный час. Вес четвертного колокола — 320 кг, часового — 2 160 кг. Колокола отлиты в XVII— XVIII веках, украшены орнаментом, некоторые из них имеют надписи. Одна из надписей гласит:

Бой часов осуществляется при помощи специального молотка, соединенного с часовым механизмом и ударяющего по поверхности колокола. Часовой механизм заводится электромотором два раза в сутки. Циферблаты, расположенные по сторонам башни, имеют диаметр 6,12 м; высота цифр — 72 см; длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,28 м.

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. В полдень и полночь куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в каждую четверть — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году.

Роль Спасских ворот


Официально, въездными воротами в Кремль считались Спасские ворота, и предусматривались определенные условия, при которых было возможно пересечь их. Так, при проходе или проезде сквозь ворота необходимо было снять головной убор всякому представителю мужского пола, и обязательно быть пешим. Это было непреложным правилом абсолютно для всех людей, независимо от принадлежности к религиозной конфессии, возраста и желания. То кто не желал исполнять предписания, принуждался к челобитию, то есть земным поклонам 50 раз кряду.

Такая традиция возникла из-за почитания образа Христа Спасителя, лик которого был изображен на башне с внешней стороны, с неугасимым пламенем лампадки около. Ворота к башне аналогично почитались святыми.

Эту традицию взял на вооружение и узаконил специальным указом царь, правящий в то время — Алексей Романов. В тот период истории России именно через Спасские ворота уходили полки на битвы с напавшими неприятелями, и только отсюда ввозились послы и гости из далекого зарубежья.

Любой крестный ход должен был проходить через эту святыню, и все цари, принимавшие трон владыки, короновались именно здесь.

Часовенки Спасской башни

Исстари Спасская башня почиталась святыней, и возле нее очень часто происходили молебные действия и крестные ходы. В более отдаленные времена все действа вершились прямо под открытым небом, но со временем были выстроены 2 часовни для удобства и защиты от погодных условий.

В часовне Спасской главной священной иконой являлась икона Христу Спасителю. Богато украшененая святыня располагалась прямо против входа. В часовенке имелось множество икон ангелов Господних, Божьей Матери, и всех святых, с лампадами и свечами. Место почиталось Чудотворным и привлекало сюда большое количество молящихся.

В часовне Смоленской Находились 2 главные иконы комплекса — Спасителю Нерукотворному и Смоленской Божьей Матери, окруженные иконами с ликами святых — Архангела Михаила и Гавриила. На противной стене находилась икона Казанской Богоматери.

Над входом размещалась икона Спаса, а с уличной стороны икона Благой вести, очень почитаемой в народе.

В период с XV века до 30-ых годов прошлого столетия, Спасскую башню украшал на самом шпиле золотой двуглавый орел, который, как и все остальные исторические предметы был часто заменяем.

Во времена же Советской власти орла было приказано убрать, и на его место были водружены звезды украшенные самоцветными камнями.

В конце 30-ых годов звезды из самоцветов были заменены на Большую рубиновую звезду, которая была снабжена механизмом вращения и подсвечивалась лампами.

Спасская башня и ворота тесно вплетены в известный по всему свету облик Москвы и Красной площади, и своей красотой и великолепием заставляет трепетать сердца и задумываться об истории и судьбе нашей необъятной Родины.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Куранты

Куранты, установленные на Спасской башне, давно признаны главным мерилом времени в стране. Со времен Советского Союза бой этих часов дает отсчет не только каждому часу, но и знаменует наступление Нового года. Первые часы смонтировали на башне в 16 в. Х.Галовей разработал новый механизм, обладавший уникальными возможностями. Часы отсчитывали дневное и ночное время для обозначения, которого использовались арабские цифры и буквы кириллицы. Циферблат изображался в виде Солнца. Окружность вращалась, а стрелки закреплялись в устойчивом положении. Эти часы являлись украшением Кремля с 1625 по 1705 гг.

Петра I распорядился переделать циферблат на привычный лад и разделить его на 12 часов. В конце 18 в. на Спасской башне установили новый английский механизм для отсчета времени. Авторами нынешних Курантов являются российские мастера Иван и Николай Бутенопы. Они соединили механическое устройство с 35 специально подобранными колоколами. Мелодичный перезвон воспроизводил 2 мелодии:

  • Преображенский марш в 6 и 12 ч
  • гимн Д. Бортнянского “Коль славен наш Господь в Сионе” в 3 и 9 ч.

Куранты в XX веке

Спасские куранты пострадали во время обстрела Кремля в 1917 г. При осуществлении ремонтных работ изменениям подверглось музыкальное сопровождение. Часы стали наигрывать «Интернационал» (12ч.) и “Вы жертвою пали в борьбе роковой” (00 ч.). Настройкой механизма занимались музыкант Черемных и слесарь Беренс . С 1938 по 1996 г. звучание музыки было прекращено. В конце 20 в. провели реставрацию часового устройства, стрелки и цифры покрыли слоем позолоты.

Как устроены куранты

Часовой механизм размещен в верхней части строения. Спасские куранты имеют 4-х сторонние циферблаты. Для того, чтобы циферблат и стрелки были видны издалека, им придали значительные размеры:

  • диаметр – 6,12 м
  • длина минутного указателя – 3,27 м
  • длина часового указателя – 2,97 м
  • высота цифр – 0,72 м

Отсчет времени через каждый час сопровождается боем часов. Часовой механизм запрограммирован на исполнение 2 мелодий в разное время:

  • Государственный гимн России в 6, 12 ,18 и 00 ч.
  • «Славься» (из оперы “Жизнь за царя” М. Глинки) в 9, 15, 21 и 3 ч.

До 1937 г. завод устройства осуществлялся в ручном режиме. В 30-е гг. к установке подсоединили 3 электромотора.

Литература[править]

  • Гончаренко В. С. Стены и башни. Путеводитель. М.:, .
  • Гончарова А.А., Хамцов А.И. Стены и башни Кремля. М.:, .
  • Горбаневский. М.«Москвоведение» (уч.пособие). М.: Издательский дом-2000, .
  • Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Издательство Транзиткнига. М.: 2005 (о часах стр. 90-94) ISBN 5-9578-2773-8.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. — М.: Вече, 2007. — 688 с. ISBN 5-9533-0963-5.
  • Москва и ея окрестности. М.: Обложка и титул печатаны в типографии бывш. Ф.Б. Миллера, Покровка, Машков пер., д.12, 1882, с. 520.
  • По Москве. Прогулки по Москве и её художественным и просветительным учреждениям»/Под ред. Н. А. Геника и др. — М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1917, с. 190—191.
  • Фабрициус М. П. Кремль в Москве. Изданіе Т. И. Гагенъ. М.: .

Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе — СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь — по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр — стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века — когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия — «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Как добраться до фестиваля «Спасская башня»

Найти месторасположения фестиваля не сложно: Красная площадь — это сердце российской столицы. Наиболее удобный способ добраться до Красной площади — на метро. Станции «Охотный ряд» (Сокольническая линия), «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия) и «Театральная» (Замоскворецкая линия) расположены в нескольких минутах ходьбы от места проведения фестиваля.

Схема московского метро

Также в шаговой доступности расположены остановки общественного транспорта:

  • «Манежная площадь» и «Театральная площадь»: автобусы М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 101, 144, 904.
  • «Красная площадь»: автобусы М5 и 158.
  • «Зарядье»: автобус 255.

Лариса Киселева

Расписание общественного транспорта Москвы

От трех вокзалов (Казанский, Ярославский, Ленинградский)

Путь от трех вокзалов (Казанский, Ярославский, Ленинградский) начинается у станции метро «Комсомольская»: по красной ветке до станции «Охотный Ряд» (проехать 4 станции). Далее пешком 3–4 минуты.

От аэропортов

  • Домодедово: на аэроэкспрессе до Павелецкого вокзала, далее — на метро до станции «Театральная», по зеленой ветке без пересадок.
  • Шереметьево: на аэроэкспрессе до Белорусского вокзала, далее — на метро по зеленой ветке до станции «Театральная».
  • Внуково: на аэроэкспрессе до Киевского вокзала, затем на метро по синей ветке до станции «Площадь Революции».
  • Жуковский: от аэропорта на автобусе № 441э до метро «Котельники». Затем сесть на сиреневую ветку метро и следовать до станции «Китай-Город». Далее — пешком около 1 километра.

Лариса Киселева

На такси

Такси в столице стоит недешево. Сделать поездку немного бюджетнее можно с помощью приложений такси для смартфонов. В Москве функционируют приложения: Uber, Gett, Rutaxi (Такси Везёт), Яндекс. Такси и Maxim.

Фестиваль «Спасская башня»: видео

Фоторепортажи фестиваля:

Примечания

  1. Александр Гамов. . Комсомольская правда (9 декабря 2016). Дата обращения 1 декабря 2017.
  2. . РИА новости (1 января 2017). Дата обращения 22 декабря 2017.
  3. ↑ , с. 107.
  4. Марина Лысцева. . ТАСС (26 декабря 2014). Дата обращения 1 декабря 2017.
  5. Ольга Яковлева. . Литрес (15 мая 2015). Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. ↑ . РИА новости (26 апреля 2008). Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. , с. 184.
  8. ↑ , с. 187.
  9. ↑ . РИА Новости (26 декабря 2015). Дата обращения 1 декабря 2017.
  10. Анна Семенова, Яков Лысенко. . Газета.ру (9 декабря 2016). Дата обращения 10 декабря 2017.
  11. ↑ , с. 17.
  12. , с. 186.
  13. , с. 39.
  14. , с. 108.
  15. ↑ , с. 190.
  16. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке. — 2013. — С. 157.
  17. , с. 188.
  18. ↑ , с. 191.
  19. , с. 450—451.
  20. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке. — 2013. — С. 157.
  21. , с. 192.
  22. ↑ , с. 193.
  23. Александр Гамов. . Комсомольская правда (15 июля 2013). Дата обращения 11 января 2016.
  24. , с. 45.
  25. ↑ , с. 338.
  26. Надежда Кузьмина. . Аргументы и факты (21 мая 2015). Дата обращения 15 декабря 2017.
  27. Ева Меркачева. . МК (29 октября 2014). Дата обращения 1 декабря 2017.
  28. . Новости Первого канала (30 декабря 2006). Дата обращения 31 декабря 2019.

Участники

Для участия в фестивале отбирают только лучшие военные оркестры страны: это Рота специального караула Президентского полка, Центральный военный оркестр Министерства обороны, Президентский оркестр, Показательный оркестр МЧС, суворовцы Московского военно-музыкального училища, Ансамбль барабанщиц Пансиона воспитанниц Министерства обороны и многие другие.

«Оркестры Росгвардии будут представлены оркестрами из Ростова-на-Дону, Краснодара, Екатеринбурга и Москвы. Кроме того, впервые у нас с индивидуальным выступлением в программе фестиваля выступит показательный оркестр МЧС России, до этого они у нас принимали участие только в финале фестиваля», — начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ — главный военный дирижер, музыкальный руководитель фестиваля генерал-майор Тимофей Маякин.

Иностранных коллективов в этом году на фестивале не будет. Из-за распространения коронавируса зарубежные гости не смогут посетить нашу страну.


Фото: Виктор  Гусейнов

Интересно

  • Длина Кремлевской стены 2335 метров, высота 8-19 метров, а ее толщина составляет 3,5-6,5метра.
  • В названиях башен отражена их история и история места нахождения.
  • Башням присущи детали, характерные для итальянской архитектуры того времени. Это неудивительно, потому что строили их итальянские архитекторы.
  • Крепость с 20 башнями, соединенная стенами, имеет треугольную форму.
  • Три угловые круглые для ведения кругового обстрела, остальные – квадратные, сильно отличающиеся одна от другой.
  • Сегодняшние сооружения были построены в основном в 1485-1495 годах на месте обветшавших белокаменных стен, возведенных в 1366 году.

КУТАФЬЯ

КУТАФЬЯ башня (связана мостом с Троицкой). Ее название связывают вот с чем: кутафьей называли в старину небрежно одетую, неповоротливую женщину. Действительно, Кутафья башня — невысокая, как остальные, а приземистая, широкая. Башня сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули. В XVI—XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту. Существуют две версии происхождения названия «Кутафья»: от слова «кут» — укрытие, угол, либо от слова «кутафья», обозначавшего полную, неповоротливую женщину. Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 году ее увенчали ажурной «короной» с белокаменными деталями.

ТРОИЦКАЯ

ТРОИЦКАЯ башня называется по церкви и Троицкому подворью, находившихся некогда поблизости на территории Кремля. Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 метров. К воротам Троицкой башни ведёт Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля. Построена в 1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем . Башня называлась по-разному: Ризоположенская, Знаменская и Каретная. Своё нынешнее название получила в 1658 году по имени Троицкого подворья Кремля. В двухэтажном основании башни в XVI—XVII веках размещалась тюрьма. С 1585 по 1812 год на башне находились часы. В конце XVII века башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями. В 1707 году из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжёлые пушки. До 1935 года на вершине башни был установлен имперский двуглавый орёл. К очередной дате Октябрьской революции было принято решение снять орла и установить на ней и остальных главных башнях Кремля красные звёзды. Двуглавый орёл Троицкой башни оказался самым старым — 1870 года изготовления и сборным на болтах, поэтому при демонтаже его пришлось разбирать на вершине башни. В 1937 году померкшую самоцветную звезду заменили на современную рубиновую.

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ(МОСКВОРЕЦКАЯ)

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ (Москворецкая) башня находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, за что она и получила свое название. Двор Беклемишева вместе с башней при Василии III служил тюрьмой для опальных бояр. Нынешнее название – «Москворецкая» – взято от расположенного рядом Москворецкого моста. Башня находилась на стыке Москвы-реки со рвом, поэтому при атаке врага она первой принимала на себя удар. С этим связано и архитектурное решение башни: высокий цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих стен. В подвале башни существовал тайник-слух для предупреждения подкопа. В 1680 году башню украсил восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов, который смягчил ее суровость. В 1707 году, ожидая возможного наступления шведов, Петр I приказал у ее подножия устроить бастионы и расширить бойницы для установки более мощных орудий. Во время нашествия Наполеона башня пострадала и затем ремонтировалась. В 1917 году при обстреле пострадал верх башни, который был восстановлен к 1920 году. В 1949 году, при реставрации, в прежнем виде были восстановлены бойницы. Эта одна из немногих кремлевских башен, которая радикально не перестраивалась. Высота башни 62,2 метров.

Икона Спасителю Смоленскому

Икона Спасителю Смоленскому изображена на Спасских воротах со стороны, обращенной к Красной площади, на надписью на латинском языке. На иконе написан Иисус Христос, дарующий благословение двум святым — Сергию Радонежскому и Варлааму Хутынскому. Фигура выполнена в полный рост, с открытым текстом из Евангелия.

В начале XVIII века у иконы был вывешен небольшой свечной светильник по указу царевны Марии. Тут же располагался человек, который продавал свечи для лампы и ставил их туда.

В тот период икона служила для проведения молебнов. В 1737 году икона пострадала при пожаре, и достаточно сильно была обожжена, но к 1738 году ее восстановили, при этом был установлен защитный навес и икона была прикрыта стеклом, открывавшимся лишь в дни церковных праздников.

В начале XIX века икону приукрасили соответствующей религиозной символикой и к своду были пристроены колонны. А уже ближе к концу века изображения и украшения вокруг иконы опять были изменены, ряд элементов был заменен другими символами, а что-то совсем было решено убрать.

В 30-ые годы прошлого столетия, согласно коммунистическим принципам, икона была изолирована от всеобщего обзора — на нее была наложена решетка, поверх штукатурка. Получилось просто ровное место на стене.

В таком виде Спасские ворота простояли вплоть до апреля 2007 года, когда стал подниматься вопрос о восстановлении первозданного вида, и реставрации икон. Все работы были закончены реставраторами уже к августу 2010 года. И сейчас Спасские ворота сияют своей исконной красотой и великолепием.

Звезда

Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.

Двуглавый орёл

Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.

Самоцветная звезда

Проект первой звезды был разработан академиком Ф.Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи. Однако звезда имела недостатки:

  • быстро тускнела от непогоды
  • размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни

В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:

  • рубиновый – внешний
  • молочный – внутренний

В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади


С этим читают