Восемь удивительных фактов о спасе на крови

Иконы «Воскресения Господня»

В строительстве применялось уникальное для православных храмов декоративное убранство – мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества до Вознесения, все его деяния, сотворенные при земной жизни – все отражается в мозаичных картинах. Над золотым алтарем расположены два изображения: «Спас в силах» и «Христос во славе». В центре алтарной апсиде можно увидеть икону «Евхаристия». Интересно изображение Иисуса Хриса в золотом свете, подающим святые дары апостолам Петру и Павлу, склонившиеся перед ним.


Мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христово», выложены над иконостасом. В мозаике «Преображение Господне» Христос перед своими последователями предстает в золотом божественном сиянии, вокруг расположились другие ученики. На центральном своде – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции. «Спас Благое Молчание», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполнены также по канонам византийского письма.

Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лики «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» отличаются лаконичностью композиции, бережным исполнением образов в непростом искусстве мозаики. Справа от иконописного изображения «Спаситель» расположено «Сошествие во ад». Образ «Князь Александр Невский» расположен в северном киоте, «Воскресение Христово» – в южном. Трудно перечислить все необыкновенной красоты работы – лучше их увидеть самим.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды — центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора

Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху — изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Строительство собора

Закладка здания была произведена в 1883 году. Спустя примерно четырнадцать лет оно было достроено. Создание мозаик, украшающих девятиглавый храм, было завершено значительно позже. Именно оно на целое десятилетие задержало освящение здания.

Общая стоимость строительства составила более четырех с половиной миллионов рублей. В ходе строительных работ применялись новые для того времени технологии. В здании была смонтирована электросеть: собор освещали тысяча шестьсот восемьдесят девять электрических ламп. Высота здания — восемьдесят один метр. Его вместимость — приблизительно одна тысяча шестьсот человек.

История прихода храма

Дореволюционная открытка, ок. 1917 года.

Храм в 1917 году. Фото: О. С. Уайтман.

С 1909 года клириком, а затем (с года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено года.

С июля 1922 года до года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.


В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Легенды и мифы Спаса на Крови

Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко. 

По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

Время посещения и часы работы

Открыт ежедневно, среда – выходной день.

Часы работы: с 10:30 до 18:00.

Часы работы билетных касс: до 17:00.

Длительность экскурсии с18:00 до 22:00.

Цена входных билетов:

  • взрослые – 250 руб.
  • детям с 7 лет, студентам и пенсионерам – 50 руб.
  • вечерняя экскурсия – 400 руб.
  • вечерняя экскурсия (с начала мая до конца сентября) – 400 руб.
  • дети до 6 лет проходят бесплатно

Собор «Воскресения Христова» – один из 10 самых значительных и известных памятников архитектуры Северной столицы. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают храм, чтобы восхититься убранством интерьера и изящным фасадом строения.

Архитектурные особенности и интерьеры

Как уже было сказано выше, собор является одной из архитектурных жемчужин города и вызывает неизменный интерес туристов

Но на какие именно архитектурные особенности здания нужно обратить особенное внимание? Какие детали интерьера стоит осмотреть в первую очередь?. — Храм увенчан девятью главами

Некоторые из них покрывает позолота, другие украшены эмалью. Главы расположены асимметрично, но эта асимметрия является весьма живописной. Обратите внимание, что рисунки на куполах различны, что придает зданию дополнительную нарядность и праздничность

— Храм увенчан девятью главами. Некоторые из них покрывает позолота, другие украшены эмалью. Главы расположены асимметрично, но эта асимметрия является весьма живописной

Обратите внимание, что рисунки на куполах различны, что придает зданию дополнительную нарядность и праздничность

— В самом центре вы увидите шатер, высота которого составляет более восьмидесяти метров. Основание шатра прорезано восьмью окнами. Их украшают наличники, форма которых напоминает кокошники. В верхней части шатра также находится несколько окошек. Там шатер постепенно сужается. Его венчает традиционная главка в форме луковицы. Она покрыта эмалью трех цветов — зеленого, белого и желтого. Полоски этих цветов как бы обвивают главку.

— Обратите внимание на колокольню, находящуюся с западной стороны здания. Ее также венчает нарядный купол

Ее арочные проемы, напоминающие кокошники, разделены колоннами.

— На стенах здания вы можете увидеть надписи, рассказывающие о многочисленных достижениях страны в период царствования императора, память которого увековечивает храм.

— Обратите внимание на многообразие отделочных материалов. При строительстве здания были использованы кирпич и мрамор, гранит и эмали, мозаика и медь, покрытая позолотой

— Интерьеры храма отличаются обилием мозаики. Можно даже сказать, что собор представляет собой музей этого вида искусства (один из крупнейших в Европе!). Площадь, которую покрывают мозаичные картины, составляет семь тысяч шестьдесят пять квадратных метров. Для создания этих произведений были использованы эскизы тридцати художников, в числе которых были прославленные мастера.

Но особенное внимание обратите вот на что: в храме сохранен тот участок мостовой, на котором террористами был смертельно ранен император. Бережно сохранена и часть ограды набережной

Она была обагрена кровью убитого царя (отсюда, кстати, и происходит название храма). Все это вы можете увидеть в западной части здания, непосредственно под куполом колокольни. Над этим местом установлен специальный навес (сень).

Возведение храма

Только в 2000 году на месте трагических событий приступили к непосредственному строительству храма. Официальное название «Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых». Именно в этом году произошло прославление семейства Николая II. Уже в 2003 году 16 июля состоялось торжественное открытие, освещение храма.

Сооружение, высота которого 60 метров, имеет пять куполов, общая площадь составляет три тысячи квадратных метров. Русско-византийский архитектурный стиль подчеркивает строгость и величие здания. Комплекс составляют верхний и нижний храм. Верхний храм – символ неугасимой лампады, зажженной в память произошедшей здесь трагедии. Нижний заупокойный храм расположился в цокольной части. В него входит расстрельная комната, где присутствуют подлинные останки дома Ипатьева. Алтарь находится на непосредственно месте, где трагически погибла семья Романовых. Тут же создали музей, где выставлены экспонаты, посвященные последним дням жизни царской семьи.

Каждый год в памятную ночь 17 июля в храме проводится всенощная литургия, завершающаяся крестным ходом (25 км) к Ганиной Яме – в этот заброшенный рудник были свезены тела после расстрела. Тысячи паломников ежегодно прибывают сюда, чтобы отдать дань уважения Царственным Страстотерпцам, поклониться святыне.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Сходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные купола

Архитектурные особенности


Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.

Фасадные стены северной…

Собор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды

Колокольня

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II.

Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования

  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре.

  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:

Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых.

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.


Храм со стороны канала

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.

Мозаика

alina_merzliak

bondarenko__0505

cat_mamicheva

alla__vladimirovna

_bogdanov_igor

maria_gorkaya

poleznoe_spb

maria_neimeti

pavelziiz

elena_kov24

Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:

  • Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
  • Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
  • Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
  • Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
  • Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки

Сюжеты для оформления собора сразу писались с тем расчетом, что они будут воплощены в мозаике

В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:

  • растительные орнаменты
  • ветхозаветные сюжеты
  • изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
  • образы апостолов, святых и мучеников

Он освоил так называемый «венецианский» способ набора масштабных композиций

Каменное убранство

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:

  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • лабрадорит
  • орлец
  • порфир

Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.

Алтарная перегородка из итальянского мрамора разных оттенков, от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева

Карниз иконостаса украшен кокошниками, которые венчают кресты из горного хрусталя и мрамора

Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».

Сень

Внутри храма под сводами колокольни находится сокровенное место

Сейчас этот участок находится ниже уровня пола храма на несколько ступеней

Внутренняя поверхность свода шатра сразу после создания была богато украшена: из более, чем 30 видов отделочных камней была выполнена кладка в технике флорентийской мозаики

Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью­ разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Гибель царя-освободителя

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

История прихода храма

Дореволюционная[] открытка, ок. 1917 года.

Храм в 1917 году.Фото: О. С. Уайтман.

Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди.

6 () сентября  года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор Пётр Лепорский, который был вскоре рукоположён во пресвитера (протоиерей с 14 () октября  года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.


С этим читают