Собор святого вита в праге

История

Он строился в несколько этапов, начиная с 14 века. Окончательно собора был доделан лишь в начале 20-го столетия. Не будем углубляться в дебри истории и отметим только самые интересные факты. Уже изначально собор Св. Вита задумывался как священное место для коронации, фамильного склепа и сокровищницы. Всё строительство, которое проводилось после XV века внесло в ансамбль элементы барокко. Это сделало здание ещё более уникальным. Собор строился целых 600 лет, пережил наводнения, пожары и военные разрушения. Так он стал одним из величайших исторических и культурных сооружений, сохранившихся до наших дней. Сейчас именно там находится резиденция местного архиепископа.


Южная Башня

Основная часть башни выполнена в готическом стиле: каменные стены, острые шпили, узкие высокие окна. На её вершине находится необычный флюгер в виде огромного позолоченного льва. На башнях поменьше флюгеры выполнены в виде петухов – их отлично видно с обзорной площадки.

На первом этаже расположилась часовня, откуда наверх башни ведут 286 ступеней. На уровне второго этажа и примерно ста ступеней повешен самый большой колокол в Чехии, его имя Зикмунд. Это не первый колокол с таким именем – его предшественник расплавился при пожаре на Пражском Граде в середине 16 века. Новый колокол был отлит из материала старого, что делает его прекрасной заменой. Этажом выше расположились остальные, более мелкие колокола, наиболее известными из которых являются Вацлав и Иоанн Креститель. Ещё выше находится часовой механизм. На каждой стороне башни расположено по два циферблата, где на одном показываются часы, на другом четверти.

Можно разглядеть Вышеград, Карлов Мост через Влтаву, телевизионную башню, а также мирриаду оранжево-красных крыш, которыми так славится Прага.

Витражи

Храмовые витражи имеют особое значение. Во времена, когда создавался собор, существовал свой взгляд на все, что касается внутреннего устройства таких мест. Территория храма считалась святой, а значит освещенным, особым, уникальным, «неземным» должно было быть все, что попадало внутрь. Это касалось даже света. Преломляясь через витражные окна, свет распадался на две части — до витража и после, таким образом как бы разделяя мир снаружи и внутри.

Витражи собора Святого Вита создавались в течение 100 лет (в период с 1866 по 1966 года). В витражных картинах использованы мотивы непростого пути разнообразных святых и великомучеников, связанных с чешской землей.

Среди авторов витражей много известных чешских художников, например, Альфонс Муха. В соборе представлен его витраж «Аллегория славянской нации», создававшийся в период с 1928 го 1931 годы. Так же здесь можно увидеть витраж Макса Швабинского «Страшный суд».

Эффектную подсветку собора через окна-витражи можно наблюдать в любой день, но особенно зрелищно это выглядит в яркий солнечный день.

Marina2506

Строительство

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).

Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Интерьер

Витраж работы А. Мухи

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

Особенности Архитектуры

Длина главного нефа собора составляет 124 метра. Неф – это вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом столбов или колон. Такие интерьерные особенности присущи соборам или базиликам.

Высота большой южной башни составляет 96.5 метров.

С западной стороны собора расположились две башни пониже, 80 метров.


Весь собор украшен красивейшими скульптурами и орнаментом. Кроме того, некоторые декоративные балки украшены ажурными элементами.

Я была на многих обзорных площадках города, оттуда прекрасно просматривается это здание. Но самое примечательное, что Собор Святого вита видно почти из любой точки исторического центра Праги, даже находящейся не на возвышении. В основном это связано с тем, что сам Пражский Град, где расположился собор, находится на горе. К тому же, благодаря длинному шпилю на башне-колокольне это здание вот уже много лет остаётся самым высоким сооружением Праги.

Смотровая башня

Со смотровой площадки южной башни собора можно поймать уникальный ракурс на панораму Праги.

Конечно, строители башни не предусмотрели лифта — чтобы подняться наверх, нужно преодолеть больше 280 ступеней. Для ориентира — это высота примерно трех девятиэтажных домов.

Так что дорогу наверх осилит не каждый. Хорошая проверка на выносливость, физическую форму и силу желания увидеть Прагу оттуда.

Башню начали строить еще в XIV веке. Однако ей так и удалось стать классической готической башней. XVI век подарил башне галерею с куполом в стиле ренессанс. А в XVIII ее и вовсе заменили той, которую мы можем видеть сегодня.

Пока вы поднимаетесь на башню, можно успеть рассмотреть колокола собора. В башне находится самый известный и крупный колокол Чехии. Он весит 15 тонн и имеет весьма внушительный возраст — колокол отлили в 1549 году. Наверное поэтому у главного колокола страны есть даже собственное имя — Зикмунд.

Вид на Прагу со смотровой южной башни собора, Marina2506

достопримечательности Праги:

  • Базилика Святого Георгия
  • Базилика Святых Петра и Павла
  • Валленштейнский дворец
  • Вацлавская площадь
  • Вифлеемская площадь
  • Высокая синагога
  • Вышеград
  • Голодная стена
  • Градчаны
  • Дом Фауста
  • Еврейская ратуша
  • Еврейский квартал — Йозефов
  • Жижковская телевизионная башня
  • Завод Старопрамен
  • Золотая улочка
  • Карлов мост
  • Карлова площадь
  • Каролинум
  • Клаусова синагога
  • Клементинум
  • Костёл Святого Духа
  • Костел Святого Иосифа
  • Костел святого Креста
  • Костел святого Мартина в стене
  • Кршижиковы фонтаны
  • Летний дворец королевы Анны
  • Лобковицкий дворец
  • Майзелова синагога
  • Мала Страна
  • Малостранская площадь
  • Марианская площадь
  • Монастырь св. Агнессы Чешской
  • Музей Альфонса Мухи
  • Национальный Музей
  • Национальный памятник на Виткове
  • Национальный проспект
  • Национальный театр
  • Национальный технический музей
  • Новоместская ратуша
  • Новый Королевский город
  • Общественный дом
  • Остров Кампа
  • Памятник Святому Вацлаву
  • Памятник Францу Кафке
  • Памятник Яну Гусу
  • Парижская улица
  • Пассаж «Люцерна»
  • Петршин
  • Петршинская башня
  • Пинкасова синагога
  • Площадь Крестоносцев
  • Площадь Республики
  • Площадь Юнгмана
  • Пороховая башня
  • Пражская Лорета
  • Пражские куранты
  • Пражские острова
  • Пражский Град
  • Пражский зоопарк
  • Пражский музей пива
  • Пражский фуникулёр
  • Пругоницкий парк и замок
  • Рудольфинум
  • Скульптуры Давида Черны
  • Славин
  • Собор Девы Марии Торжествующей
  • Собор Карла IV и Девы Марии
  • Собор Святых Кирилла и Мефодия
  • Сословный театр
  • Старая замковая лестница
  • Старе-Место
  • Старое еврейское кладбище
  • Староместская ратуша
  • Староместсткая площадь
  • Староновая синагога
  • Старый королевский дворец
  • Страговский монастырь
  • Танцующий дом
  • Тынский храм
  • Францисканский сад
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Храм Девы Марии Снежной
  • Храм Святого Франциска Ассизского
  • Храм Святой Людмилы
  • Целетна
  • Церковь Пресвятого Сердца Господня
  • Церковь Святого Игнатия Лойолы
  • Церковь Святого Николая
  • Церковь Святого Николая (Мала-Страна)
  • Церковь Святого Якуба
  • Церковь святой Екатерины
  • Чернинский дворец

История

Базилика

По мнению князя Спытигнева II, изначальный собор имел небольшие размеры, поэтому было принято решение о строительстве романской базилики им. Св. Вита, св. Войтеха и Девы Марии. В 1060 году началось строительство трехнефной базилики с двумя башнями. После смерти Спытигнева II, строительство продолжил его брат Вратислав II, ставший первым чешским королём. Базилика была построена в форме креста, длиной 17 метров. Толстые стены и столбы разделяли пространство на три нефа. Трёхнефная базилика с двумя сводами и законченным пространством перед главным престолом, поперечным нефом в западной части и двумя башнями имела существенно большие размеры, чем предыдущий собор. В длину она была 70 м и в ширину 35 м.

Капелла Святого Вацлава

Капелла Св. Вацлава построена над изначальной могилой Св. Вацлава, в виде отдельного святилища, встроенного в храм, чем напоминает шкаф для реликвий. Собственно ротонда Св. Вита была построена Вацлавом около 929 года. После смерти тело Вацлава перенесли в ротонду примерно в 938 году, и его останки были уложены в южной апсиде, которую построили именно для этих целей

С капеллы над местом упокоения Вацлава создали наиболее важное место собора и включили его в коронационную процедуру. Святовацлавская корона должна была находиться на голове Св

Вацлава, и для хранения драгоценностей здесь построили отдельную комнату. В 1541 году во время пожара была уничтожена значительная часть гроба.

капелла в соборе Св. Вита

Мозаика «Последний суд»

Мозаика «Последний суд»

На мозаике «Последний суд» 1370-1372 годов изображен Страшный суд над людьми в Судный день. Реставрация работы была произведена в 1961 и в 2000 годах. Произведение разделено на 3 части. В середине изображен Иисус как судья, окруженный ангелами. Под ними изображены шесть чешских патронов, и четвёртая жена Карла IV — Елизавета Померанская. В верхушках обоих боковых частей находится продолжение композиции — фигуры Девы Марии и Св. Иоанн Крестителя, которые высказываются за людей. В нижней части мертвые встают из гробов. В правой части группа грешников, которые влекут за собой вниз дьяволы синего цвета и эту группу с другой стороны удерживает меч Архангела Михаила.

Интерьер

За входом открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную тёплым светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трёхнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нём размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.

Монолитная кладка сделана из разных чешских песчаников, а в готической части использован песчаный мергель. В новоготическом периоде песчаный мергель использован в оформлении главный алтаря и части других алтарей. Вход в собор происходит со стороны северо-западной башни. Первая видимая часовня — это Капелла Святой Анежки, затем видна капелла Шварценбергов, где в 1929 г. на северную стену были повешены четыре надгробных камня в стиле ренессанс.

На колоннах хора установлен 21 бюст монархов, епископов, королей и строителей из мастерской Петра Палержа. Позади главного алтаря находятся гробницы первых епископов и статуи кардинала Шваценберга и Мысльбека. В южной галерее с 1736 года находится монументальная серебряная гробница Св. Яна Непомуцкого, сделанная по наброскам Йозефа Эммануэля Фишера. По бокам высокого хора находятся две большие резьбы в стиле барокко, изображающие опустошение храма в 1619 году и побег Фридриха V в 1620 году. В центре нефа находится мавзолей (гробница) Максимилиана II, Фердинанда I и его жены Анны Ягеллонской, законченная в 1589 году. Мавзолей внешне защищен декоративной решеткой в стиле ренессанс, на которой с боковых сторон изображены чешские короли и королевы, которые захоронены в склепе под ним. Также в соборе находятся надгробия в стиле барокко, деревянное распятие Франтишка Билки и витражи ведущих художников XX века.

Месторасположение и советы посетителям

Есть несколько правил для посещающих:

  • запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся людям;
  • запрещается громко разговаривать;
  • запрещается трогать руками стены и предметы интерьера;
  • запрещается входить с едой и напитками;
  • мужчинам запрещается входить в головных уборах;
  • разрешается фотографировать без использования вспышки и штативов.

Чтобы не полностью осмотреть достопримечательность, лучше заранее узнать рабочие часы.

В настоящее время режим посещения разделен на два сезона:

  • зимний (ноябрь—март), часы работы 9:00-16:00, в воскресенье 12:00-16:00;
  • летний (апрель—октябрь), часы работы 9:00-17:00, в воскресенье 12:00-17:00.

Найти собор в Пражском граде несложно благодаря его значительным размерам. Вход на территорию располагается в третьем дворе комплекса. Добраться можно от станции метро «Malostranska» на трамвае с маршрутом №22, 23, 41, или пешком (примерно 900 м). Остановка «Prazsky hrad». Адрес пишется так: III nadvori 48/2, Praha I.

Как выглядит собор внутри

Внутреннее убранство Собора Святого Вита отличается изысканностью и величием. Храм украшают поражающие воображение витражи, на которых изображены жития святых и моменты из священной истории. Проходя через витражные окна, солнечный свет преломляется и переливается множеством оттенков, образуя удивительное сияние. Свод собора поддерживают великолепные могучие колонны. Галерея, называемая трифориумом, условно разделяет храм на сферы неба и земли. Бюсты создателей и основателей собора и монархов из правивших Чехией в разные века династий венчают эту галерею. В храме находятся и усыпальницы королей, украшенные скульптурами, изображающими самих правителей и членов королевских семей.

Крипта и ротонда


Из часовни Святого Креста можно попасть в королевскую крипту, где сохранились остатки древней ротонды и базилики, ставших прародительницами собора. Там же расположен склеп, где покоятся прежние легендарные монархи.

Капеллы

В храме имеется свыше двадцати капелл, которые в былые годы являлись собственностью аристократических богатых семей. Здесь находятся величественные надгробия, в том числе и зодчих, благодаря многолетнему труду которых создавался собор. Капеллы словно соперничают друг с другом элегантностью и роскошью отделки. Привлекает взор капелла святого Яна из Непомук с саркофагом из 2 тонн серебра, украшенная платиной и золотом. Изображающие святых и ангелов искусные скульптуры, созданные благодаря талантливому мастеру фон Эрлаху, можно разглядывать бесконечно – настолько тонко переданы их черты и характеры.

Наиболее известные своей красотой капеллы:

  • Владиславская;
  • Девы Марии;
  • святой Анежки Чешской;
  • Яна Непомуцкого;
  • Гильберта;
  • новая архиепископская;
  • св. Сигизмунда и св. Анны.

Капелла святого Вацлава

Самой примечательной является капелла святого Вацлава, чьи стены покрыты чудесной росписью и фресками и инкрустированы самоцветами. Над часовней расположена Коронная палата – сокровищница, хранящая в себе ценные артефакты средневековой истории страны.

Орган и библиотека

В храме имеется собственная библиотека, в которой можно найти уникальные средневековые рукописи, в том числе и редчайшее Евангелие, датированное XI веком. Невозможно пройти мимо потрясающего органа в стиле рококо, который смело можно назвать одним из лучших в Европе. В соборе регулярно устраиваются концерты прекрасной органной музыки, завораживающей своим звучанием.

История

Архитектор из папского дворца в Авиньоне француз Маттиас который был приглашен в Прагу, стал первым архитектором этого кафедрального собора. Он придумал построить храм в стиле французской готики, но в 1352 году он скончался, завершив всего лишь строительство аркад и галереи.

После его смерти строительство собора продолжил молодой талантливый архитектор Петер Парлерж, родом из германского города Швебиш Гмюнд. С самого начала он вел строительство согласно плану Маттиаса: ризница должна была быть с северной стороны, а капелла с южной.

Но потом он начал проявлять свою инициативу. Его собственные идеи и смелость дали свой результат: в плане появились новые уникальные элементы конструкций. Например, придуманный им свод представлял собой совокупность двойных диагональных балок, которые сотворили уникальный орнамент.

По складу ума француз Маттиас был математиком, поэтому его конструкции были наполнены чисто математическим расчетом, а Парлерж, будучи скульптором, воспринимал архитектуру не иначе, как скульптуру.

Проводя кропотливую работу над строительством собора, скульптор одновременно занимался возведением и Карлового моста, и церквей. После его смерти в 1399 году были достроены только хор и часть трансепта храма. Работу по строительству собора продолжили его сыновья, которых потом сменил Мастер Петрилк. Все вместе они закончили строительство огромной башни и южной части.

Гуситские войны 1419 года приостановили строительство собора. Многие иконы, картины, скульптуры были сильно повреждены во время боевых действий.

Следующее столетие продвинуло строительство только наполовину. Король Владислав Ягеллон во второй половине 15 столетия дал задание талантливому архитектору Бенедикту Рейту довести строительство до конца. Но из-за нехватки средств строительство храма остановилось.

С самого начала 19го столетия в связи с ростом романтических настроений в Чехии разговоры о достройке храма возобновились. Ворцлав Песина и Йозеф Краннер в 1877 году разработали окончательную программу завершения строительства великого храма. После смерти Краннера архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Западную сторону собора он сконструировал в классическом готическом стиле, конечно, он не смог в точности повторить уникальный стиль Петра Парлержа, но, не смотря на это, работа архитектора считается очень ценной, так как у него получилось добиться единства достаточно сложной композиции. Настоящее значение этих преобразований видно в панорамных видах на Прагу, где святой храм стал ярким акцентом в облике всего города.

Строительство собора Св. Вита длилось долгих 585 лет и было закончено в 1929 году.

Другие факты

  • Посетители входят в собор через портал в западном фасаде, напротив прохода между Вторым и Третьим двором Пражского Града. Его бронзовая дверь украшена рельефами со сценами из истории собора и из легенд о св. Вацлаве и св. Адальберте.
  • Неоготическая часть собора состоит из главного нефа и узких боковых проходов, выложенных часовнями, и северного крыла поперечного нефа. Часовни имеют витражи. В поперечном нефе можно увидеть парадный вход в собор — Золотые ворота — ведущий в Третий двор.
  • В алтарной части собора, напротив главного алтаря, находится Королевский мавзолей, под которым находится королевский склеп. Алтарь окружен кольцом готических часовен. Чешские государи и покровители похоронены в некоторых из них.

История Собора

Собор является третьей церковью, посвященной тому же святому на том же месте. Примерно в 925 году князь Вацлав основал здесь романскую ротонду, которая после 1060 года была превращена в базилику с тремя нефами и двумя шпилями

Важность церкви особенно возросла после основания пражского епископства в 973 году и основания канонического корпуса — главы св. Вита, которая впоследствии стала важным культурным и административным учреждением

В 1344 году Карл IV начал строительство готического собора. Его первые строители, Матиас Аррасский, а затем Питер Парлер, построили алтарь с кольцом часовен, часовней св. Вацлава, Золотыми воротами и нижней частью Великой Южной башни. Уже Петер Парлер начал строительство Южной Башни, но не завершил ее. В 16-м веке, это было закончено с ренессансной смотровой галереей и куполом. Позже, в 18 веке, старый купол был заменен новым.

К сожалению, в 1419 году строительство собора прекратилось из-за гуситских войн. Несмотря на усилия некоторых государей по обеспечению продолжения строительных работ, собор оставался незавершенным в течение нескольких веков. Только во второй половине 19-го века начался ремонт оригинальной части и завершение Собора в неоготическом стиле. Церковь была торжественно освящена в 1929 году. Ее интерьер подвергался адаптации даже в более поздние годы.

Краткая историческая справка

Когда-то посреди Пражского Града стояла ротонда святого Вита, чуть позже её заменила базилика. Ян Люксембургский задумал заменить базилику чем-то более солидным и грандиозным. Сказано – сделано. В течение XIV века велось строительство, менялись архитекторы – сначала работами руководил фламандский архитектор Матье Аррасский, затем главным архитектором стал Петр Парлерж. Сыновья архитектора продолжили его работу, но закончить здание всё никак не удавалось.

Причиной тому были многочисленные войны и недостаток денег. Строительство возобновили в середине XIX века. Поскольку здание строили в разные эпохи, в нем можно увидеть элементы различных архитектурных стилей. Каждый новый архитектор привносил что-то своё, но при этом общий образ собора выглядел вполне цельным.

Вид на собор:


Лишь к 1929 году собор был построен и открыт для посетителей. Но принадлежал католической церкви он недолго – уже в 1950 году коммунистические власти тогдашней Чехословакии национализировали собор.

После падения коммунизма вопрос о возврате собора в собственность церкви неоднократно поднимался (в том числе и папой Бенедиктом XVI в 2008 году), но судебным решением от 2009 года было установлено, что храм будет принадлежать государству. Вот такая вот печальная история для католической церкви – полноценно использовать храм она могла только 21 год.

Сейчас храм выполняет еще и функцию музея. Здесь хранятся коронационные регалии чешских королей. Впрочем, они сами тоже похоронены внутри этого собора.

Ведутся восстановительные работы:

О месте Собор Святого Вита

Кафедральный собор Святого Вита возвышается над Пражским Градом и всем городом, отражаясь в водах Влтавы. История храма началась в 1344 году, а завершилось строительство только в ХХ веке. Каждый архитектор стремился привнести все новые и новые элементы, поэтому собор получился не похожим ни на одно другое строение не только в Чехии, но и во всей Европе.

Как добраться до собора Святого Вита

Найти его несложно — он возвышается над всеми другими постройками в историческом центре столицы и является самой высокой точкой Пражского Града. Добраться до него можно разными способами, но, пожалуй, интереснее всего будет пройти так называемым «Королевским путем», по которому следовали монархи. Сегодня на нем располагается более 30 исторических памятников. Он начинается на площади Республики, ведет к Староместской площади, потом по узким улочкам приводит на Карлов мост, после которого начинается восхождение по Малой Стране к Пражскому граду. Это не самый короткий, но наиболее интересный маршрут во всей Праге. Чтобы не заблудиться по пути к собору Святого Вита и сделать фото всех достопримечательностей «Королевского пути», пользуйтесь картой или ищите серебряные указатели под табличками с адресами на зданиях.

Особенности архитектуры

Строительство собора в Праге, внесенного сегодня в список культурного наследия ЮНЕСКО, началось в 1344 году и длилось … 585 лет. Закончилось оно только в 1929 году. За это время им занимались многие архитекторы, которые находились под влиянием различных архитектурных течений. Собор сочетает в себе элементы готики, неоготики, барокко, ренессанса, рококо. Можно смело сказать, что второго такого строения нет нигде в мире.

Западный фасад

Место, где и находится главный вход в собор Святого Вита. Чтобы попасть внутрь, необходимо пройти через один из трех величественных порталов. Храм потрясает своей массивностью. На боковых вратах изображены сцены из чешских легенд о короле Вацлаве, а также сцены этапов строительства. Над центральным порталом находится витражное окно, в котором можно увидеть картину «Сотворение мира». Поражают воображение и две башни собора Святого Вита, уходящие в высоту на 82 метра. Их спроектировал Петр Парлер — один из первых зодчих, работающих над костелом.

Южный фасад

Здесь расположены Золотые ворота, через которые в собор входили священники верховного сана. Над решетками вы увидите астрологические изображения, а также мозаичное распятие. Главным украшением ворот является мозаика «Страшный суд», которая содержит более миллиона элементов.

С южной стороны находится и колокольня. Ее высота — более 95 метров. В 1597 году на ней появились два циферблата: один из них показывал часы, второй — минуты. Там же располагается смотровая площадка, к которой ведут 298 ступеней. Если у вас хватит сил на такой подъем, вы сможете насладиться одним из лучших видов на чешскую столицу. Вход на площадку платный, билеты приобретаются как заранее, так и на месте. Колокола, которые звонят сегодня, были установлены в 1541 году.

Внутри собора Святого Вита

Убранство храма поражает своим великолепием. 28 колонн поддерживают высокие своды. Их строительством занимались разные мастера на протяжении поколений. Еще одна достопримечательность собора — старинный орган. Его считают одним из лучших в Европе.

Интерьер собора украшают статуи королей и архиепископов. С ними в ряд стоят зодчие. Витражи пропускают в помещение свет, поэтому кажется, что внутри собора всегда солнечно.

Собор Святого Вита — это еще и музей. В капелле Святого Вацлава покоится тело монарха, а также драгоценности, которые вручались правителям прошлого на коронациях. По легенде, тот, кто отважится надеть их не по праву, не проживет и года. Стены часовни украшены резьбой, золотом и самоцветами, а посередине стоит статуя короля в боевом обмундировании.

В других часовнях покоятся короли, королевы и епископы. Отдельная капелла отведена для Матье Арасского и Петра Парлера.

Из часовни Святого Креста можно попасть в крипту. Там покоятся саркофаги Карла IV, Вацлава IV и других правителей чешской земли.

Кафедральный собор в Праге поражает своей неземной красотой. Сам город спланирован так, чтобы собор Святого Вита можно было увидеть практически из любой точки и заснять с самых необычных ракурсов.

На нашем сайте вы можете почитать отзывы посетителей, а также найти отели, расположенные рядом.

Колокол Зикмунд

Колокол богато украшен рельефными изображениями: темами Пресвятой Троицы, Девы Марии, Распятия. Эскизы были максимально простыми, мне кажется, потому что отлить мельчайшие детали из бронзы почти невозможно.

По легенде потребовалось запрячь шестнадцать пар лошадей, чтобы только довезти колокол до башни. И, как можно догадаться, поднять его наверх оказалось ещё сложнее: цепи и толстые верёвки рвались под тяжестью. Однажды к королю пришла его старшая дочь и попросила разрешения поднять Зикмунд на башню. Принцесса была очень умная, поэтому король удивился, но позволил. После этого его дочь принялась к строительству какого-то хитрого механизма, который сама разработала. А вместо цепей она соткала шёлковый канат. В назначенный день в Градчанах собралось много народу – все хотели поглазеть на чудо. После всех приготовлений принцесса начала двигать рычаги, и колокол стал потихоньку подниматься. Вся Прага восхваляла дочь короля, когда над городом раздался колокольный звон. Учёные просили позволения изучить это умное приспособление, но принцесса им отказала. Вместо этого она самолично разобрала устройство и уничтожила, чтобы о нём больше не вспоминали.

Собор Святого Вита вы можете посетить на следующих экскурсиях:

  • Пражский град (из Праги) с Empire
  • Сладкая Прага (из Праги) с Prague Boats
  • Большая Экскурсия – главные достопримечательности (из Праги) с Premiant City Tour
  • Вечерний круиз с ужином и музыкой (из Праги) с Premiant City Tour
  • Часовая прогулка по Влтаве (из Праги) с Prague Boats
  • Большой тур + Пражский град + Карлов мост (из Праги) с Premiant City Tour
  • Самое лучшее в Праге — 6-часовая экскурсия (из Праги) с BestTour
  • Большая обзорная экскурсия (из Праги) с BestTour
  • Экскурсия на теплоходе (из Праги) с BestTour
  • Ужин на теплоходе — Ночная Прага (из Праги) с Prague Boats
  • City tour по Праге (из Праги) с DL-Navigator
  • Обед на теплоходе (из Праги) с Prague Boats
  • Вечерний круиз с ужином, музыкой и экскурсией (из Праги) с Premiant City Tour
  • Пражский Град и его интерьеры (из Праги) с Premiant City Tour
  • Круиз на корабле с обедом (из Праги) с Premiant City Tour
  • Круиз по Чертовке (из Праги) с Prague Boats
  • Круиз по Влтаве с панорамой (из Праги) с Premiant City Tour
  • Пражский Град + Градчаны (из Праги) с East West Travel Service
  • Прага 2 в 1 (из Праги) с Premiant City Tour
  • Большой Круиз по Праге (из Праги) с Prague Boats
  • Прогулка по Влтаве на корабле с ужином (из Праги) с DL-Navigator
  • Авто-пешеходная экскурсия по Праге (из Праги) с Express Tour
  • Прага классическая и завод Лапис (из Карловых Вар) с Connect Travel
  • Вся Прага со Швейком (обзорная экскурсия) (из Праги) с Швейк-Тур
  • Хрустальный ужин (из Праги) с Prague Boats
  • Прага: автобусно-пешеходная + обед по-чешски (из Праги) с Швейк-Тур

Выводы

Очень популярное место в Праге, поэтому здесь всегда очень многолюдно. Лучше сразу купить билеты на смотровую площадку, и уже спокойно на нее подниматься. Кстати, приходите лучше не к самому открытию собора – смотровая площадка открывается чуть позже. На посещение собора с учетом подъема на смотровую площадку потребуется около 1,5 – 2 часов, если на площадку не идти, то хватит и часа.

 Можно прийти с детьми старшего школьного возраста. Очень рекомендуем воспользоваться аудиогидом – так будет гораздо интереснее и познавательнее.

Кстати, если вы только собираетесь в Прагу, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования).


С этим читают