Собор святого петра

Содержание

Что посмотреть внутри Собора в первую очередь

Главные достопримечательности собора, которые стоит обязательно посетить:


  1. Пьета Микеланджело.
  2. Капелла Святого Себастьяна.
  3. Балдахин Бернини.
  4. Соломоновы колонны.
  5. Кафедра.
  6. Бронзовая статуя Апостола Петра.
  7. Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти.
  8. Гроты Ватикана.
  9. Некрополь.
  10. Могила Святого Петра.

Немного о каждой из них…

Пьета Микеланджело

Скульптура скорбящей Девы Марии с мёртвым телом Иисуса Христа на руках.

Пьета – грандиозная скульптурная композиция, передающая глубокую скорбь матери, связанную с гибелью сына.

Произведение Микеланджело помещено за пуленепробиваемым стеклом.

Капелла Святого Себастьяна

Капелла Святого Себастьяна расположена в правом нефе собора.

В часовне можно увидеть:

  • могилу папы Иоанна Павла II (период служения на Святом Престоле: с 1976 по 2005 год);
  • мемориальная скульптура понтифика Пия XI – основателя города-государства Ватикан.

Капелла украшена мозаикой Пьеро Паоло Кристофари по эскизам Доменикино.

В своде находится мозаика Пьетро да Кортоны. 

Балдахин Бернини

Балдахин (киворий) – навес, расположенный над главным алтарём собора Святого Петра.

Балдахин изготовлен из позолоченной бронзы и опирается на четыре 20-ти метровые колоны в форме спирали.

Высота балдахина – 29 метров.

Соломоновы колонны

Мраморные Соломоновы колонны были привезены в Рим в IV веке императором Константином.

Колоны взяты из второго Храма Соломона, стоявшего в Иерусалиме (586 г. до н.э. – 70 г. н.э.) на Храмовой горе.

Интерьер древней базилики украсился несколькими колоннами как разделяющей частью пространства.

Кафедра

Внутреннее убранство собора украшает одна из главных достопримечательностей – кафедра.

Шедевр архитектора Джованни Лоренцо Бернини выполнен из бронзы.

Кафедра размещается за главным алтарём храма.

Реликвийный трон был подарен франкским королём Карлом II папе Иоанну VIII в честь своего коронования.

Сложная скульптурная композиция представляет парящий в воздухе трон, который держат снизу фигуры святых: Иоанн Златоус, Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский и Афанасий Великий.

Бронзовая статуя Апостола Петра

Статуя Апостола Петра расположена в одном из последних пилонов центрального нефа.

Выполнена статуя итальянским скульптором Арнольфо ди Камбио в XIII — XIV веках.

Скульптура представлена в виде трона, на котором восседает святой Пётр. В левой руке апостол держит ключи от Рая, а правой – благословляет всех верующих.

29 июня в день памяти Апостола статую облачают в одежду.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

«Преображение» — последняя работа Рафаэля Санти, выполненная в 1518-1520 годы.

При папе Клиементе VII заказал картину для французского собора. Однако, Рафаэль не успел закончить картину, работу завершили его ученики.

Оригинал находится в пинакотеке Ватикана.

Гроты Ватикана

Расположены пещеры на глубине трёх метров.

Что можно увидеть в гротах Ватикана:

  • усыпальницы пап римских;
  • могилы императоров, кардиналов и представителей королевских семей;
  • часовни для проведения погребальных обрядов.

 Вход в гроты открывается через спуск с левой стороны алтаря собора.

Некрополь

Некрополь – древнеримские захоронения под собором Святого Петра.

Размещается кладбище мёртвых ниже уровня священных грот, под храмом.

Древние римляне строили склепы, погребальные камеры под землёй вдоль консульских дорог.

Могила Святого Петра

В 1939 году по приказу папы Пия XII под храмом проводились археологические раскопки захоронений. В результате был обнаружен древний некрополь.


В ходе работ было найдено мраморное хранилище. В маленьком склепе некрополя в 1953 году в нише стены обнаружились фрагменты костей, соответствующие скелету 70-летнего мужчины крепкого телосложения. Это и были останки апостола Петра.

Мощи в древней базилике были перенесены надзирателем из могилы в нишу и укутаны пурпурной тканью, с целью их сохранения от приливов реки Тибр в хранилище.

Сейчас останки Петра расположены в гробнице «Исповедальня Святого Петра». 

Главный фасад

Основной фасад к собору возвёл архитектор Карло Мадерна.

Надпись на фасаде обозначает, при каком папе и когда построен собор – Павел V, 1612 год.

Святые ворота имеют размеры: 45 метров в высоту и 115 метров в ширину.

Аттик поддерживается классическими колоннами.

Стена, возведённая над венчающим сооружение карнизом, украшена статуями Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме святого Петра).

Высота главной статуи Иисуса Христа – 5 метров.

Сверху фасада располагаются часы, созданные Джузеппе Валадье в XVIII веке.

Фреска «Навичелла» (Navicella degli Apostoli), выполненная Джотто ди Бондоне в XIII веке, украшает главную стену католического храма.

Вход в кафедральный собор открывают пять главных порталов:

1. Портал Филарета (центральный портал).

Бронзовая дверь выполнена в XV веке для древней базилики при императоре Константине. Мастер уникальной работы известен под именем Филарет.

На верхних панелях изображены: Христос на троне, Дева Мария, Святой Пётр и Святой Павел. На нижней панели представлена страдальческая сцена двух святых: «Усекновение главы святого Павла» и «Распятие на перевёрнутом кресте святого Петра».

Над главными воротами расположен мраморный барельеф Джованни Лоренцо Бернини – «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».

2. Святой портал (последний портал справа).

Дверь в бронзе изготовил Вико Консорти в 1950 году.

Портал замурован каменной кладкой  с внутренней стороны храма. Ворота открывают только в Святой Юбилейный год, один раз в 25 лет.

В канун Рождества кладка в дверях разбирается и первым, преклонив трёхкратно колени, входит Папа Римский.

В конце Юбилейного года портал замуровывается на период следующих 25 лет.

3. Портал Смерти (первый портал слева).

Вороты не один раз менялись. Последний вариант был создан в 1964 году Джакомо Маньзо.

Двери используются для похоронных процессий понтификов. Изображения на дверях носят страдальческий, мученический характер, вызванные смертью.

Основные сцены, изображенные на портале:

  • смерть Иисуса Христа;
  • смерть Девы Марии;
  • насильственная смерть Авеля;
  • смерть Иосифа;
  • смерть первого Папы Римского;
  • мученичество Святого Петра.

4. Портал Добра и Зла.

Ворота созданы в 1977 году Лучано Мингуцци. Створки ворот выполнены из бронзы.

Изображения на дверях:

  • на правой створке – библейские сцены добра;
  • на левой створке – сцены насилия и зла.

5. Портал Таинств.

Двери созданы в 1965 году Венанцио Крокетти. Через ворота Таинств туристы обычно проходят в собор.

На панелях ворот изображены основные таинства и обряды, совершаемые в церкви.

Центральный вход в собор украшен двумя статуями:

  • конная статуя Карла Великого, возведенная Августином Корначчини в XVIII веке;
  • конная статуя императора Константина, созданная Джованни Лоренцо Бернини в XVII веке.

Перед входом в храм расположены статуи: Святого Павла и Святого Петра.

Правила поведения


На входе в собор действует металлоискатель и проверка сумок, поэтому постарайтесь оставить все подозрительные предметы в отеле или общественных камерах хранения, чтобы не задерживать очередь. Для посещения достопримечательности необходимо соблюдать дресс-код: закрыть ноги, руки и плечи, покрыть голову или снять головной убор (женщинам и мужчинам соответственно).

Фотографировать внутреннее убранство собора можно, но в отведенных для этого местах и без вспышки. Не надейтесь, что вам удастся сделать несколько запрещенных кадров: спрятаться от вездесущей охраны не получится, несмотря на огромную площадь сооружения.

Чтобы не нарушать правил поведения в католическом храме и не смущать других посетителей, при выходе в собор выключите мобильный телефон и постарайтесь не шуметь.

Литература

  •  (требуется подписка)
  •  Baumgarten, Paul Maria (1913), Basilica of St. Peter, in Herbermann, Charles, Catholic Encyclopedia, New York: Robert Appleton Company
  • Dzyubanskyy, Taras. The Development of the Cult of St. Peter in the Vatican: from the poor man’s grave to the largest basilica in the world (англ.). — Lviv, 2010.
  •  (требуется подписка)
  • [прояснить]
  • Fletcher, Banister (англ.)русск.. Sir Banister Fletcher’s a History of Architecture (англ.). — 20th. — London: Architectural Press, 2001. — ISBN 978-0-7506-2267-7.[прояснить]
  •  (требуется подписка)
  • Gardner, Helen (англ.)русск.; Kleiner, Fred S.; Mamiya, Christin J. Gardner’s Art through the Ages: The Western Perspective (англ.). — 12th. — Belmont: Wadsworth, 2005. — Vol. 2. — P. 499—500, 571—575. — ISBN 978-0-495-00479-0.
  • Goldscheider, Ludwig. Michelangelo (неопр.). — 6th. — Oxford: Phaidon, 1996. — ISBN 978-0-7148-3296-8.
  • Hartt, Frederick (англ.)русск.. History of Italian Renaissance Art (неопр.). — 6th. — Englewood Cliffs: Prentice Hall, 2006. — ISBN 978-0-13-188247-8.
  • Hintzen-Bohlen, Brigitte; Sorges, Jürgen. Rome and the Vatican City (неопр.). — Köln: Könemann, 2001. — ISBN 978-3-8290-3109-7.
  • Korn, Frank J. Hidden Rome (неопр.). — New York: Paulist Press, 2002. — ISBN 978-0-8091-4109-8.
  • Lees-Milne, James . London: Hamish Hamilton (1967).
  • Pevsner, Nikolaus (англ.)русск.. An Outline of European Architecture (неопр.). — 7th. — Baltimore: Penguin Books, 1963. — ISBN 978-0-14-020109-3.
  • Pinto, Pio. The Pilgrim’s Guide to Rome (неопр.). — San Francisco: Harper & Row (англ.)русск., 1975. — ISBN 978-0-06-013388-7.
  • Scotti, R. A. Basilica: the Splendor and the Scandal – Building of St. Peter’s (англ.). — New York: Plume, 2007. — ISBN 978-0-452-28860-7.
  • . National Geographic News. National Geographic Society (28 октября 2010). Дата обращения 30 декабря 2008.
  •  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 февраля 2019.

История

В I веке нашей эры на месте собора располагались сады цирка Нерона, а рядом с цирком — кладбище.

В 67 году, согласно летописи, на суде был вынесен смертный приговор святому Петру, который являлся одним из двенадцати учеников Иисуса Христа, первый папа римский в католической церкви.

На арене цирка Нерона апостола Петра мученически распяли головой вниз, он сам пожелал страдальческую гибель, как у Христа.

Тело святого захоронили на кладбище цирка. Это место стало массовым культовым уголком молитв для христиан.

Этапы возведения христианского храма:

  1. Первая Базилика Святого Петра была возведена в 326 году при правлении императора Константина. Сооружение было построено на месте захоронения Святого Петра на Ватиканском холме. Первый алтарь создан над могилой апостола.
  2. В 800 году в храме прошла коронация Карла Великого на императорский престол Священной Римской империи.
  3. В 846 году базилика подверглась разграблению сарацинами – кочующими разбойниками, жившими вдоль границ Сирии.
  4. В XV веке при папе Николае V храм претерпел реконструкцию. Базилика значительно расширилась в размерах.
  5. При папе Юлии II сооружение начало перестраиваться в Собор, превосходящий все христианские сооружения мира.

Примечания

  1. ↑ Fletcher, Banister (1975). History of Architecture on the Comparative Method for the student, craftsman, and amateur. New York: Macmillan Pub Company. ISBN 9997460553.
  2. Купол флорентийского собора изображён на фреске в церкви Санта-Мария-Новелла, то есть около ста лет ранее.
  3. ↑ Lees-Milne, James (1967). «Saint Peter’s — the story of Saint Peter’s Basilica in Rome». London: Hamish Hamilton.
  4. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 12. Исландия — Канцеляризмы. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 767 с.: ил.: карт.

Юбилейный год

В 1300 гoду папа Бонифаций VIII ycтановил порядок празднования столeтниx юбилeeв церкви. Папа пообeщал отпущeниe всex грexов тeм пилигримам, кoтopыe совeршат покаянноe паломничество в Рим и исполнят епитимью, a имeнно бyдyт eжeднeвно посeщать базилики Св. Пeтра и Св. Павла в тeчeниe пятнадцати днeй. Для житeлeй Рима этот пeриод увeличивался дo тридцати днeй.

Позжe, пo просьбам вeрующиx, пeриод мeжду датами сократили дo 50 лeт, затeм дo возраста Xриста (33 гoда), a в 1470 гoду приняли рeшeниe отмeчать Святой гoд каждыe 25 лeт.

В 2000 гoду, кoтopый был объявлeн Вeликим Юбилeйным, папа римский Иоанн Павeл II вознeс покаянную молитву oт лицa всeй церкви, прося прощeния зa грexи, совeршeнныe церковью нa протяжeнии истории.

В чecть Вeликого Юбилея в Риме былo отpecтаврировано множeство старинныx зданий.

Главная > Италия > Лацио  >  Рим >  Что посмотреть >  Достопримечательности Рима >  Ватикан

Информация по экскурсии «Аудиогид: Собор Святого Петра в Риме»

Восхищаться величием Сан Пьетро, или дивиться на сокровищницу римских пап в Музеях Ватикана; бросать монеты в прозрачную воду фонтана де Треви или разглядывать Четыре Реки на пьяцце Навона; бродить среди развалин Римского Форума или следовать тайным путям героев «Ангелов и Демонов». Покорить Сан Анжело и насладиться видом Вечного Города с высоты. Бесконечно бродить по городу, открывая для себя свой Рим. И целой жизни мало, чтобы познать его до конца; но всего лишь для слишком много: Рим заполняет сердце и душу, проникает в мозг и кровь и каждую-каждую клеточку тела…

Первая церковь, посвященная святому Петру, была освящена в 326 году. Решение о строительстве нового собора было принято папой Юлием Вторым. Начиная с 1506 года вплоть до 1799, каждый папа вносил свой вклад в строительство и отделку собора. Сан Пьетро сегодня – главная церковь католицизма, здесь расположен папский престол.

Продолжительная экскурсия познакомит с историей самого главного католического храма мира, а также процедурой избирания нового понтифика. Экскурсия также познакомит с хранящимися в соборе шедеврами таких мастеров как Бернини, Борромини и Микеланджело. Экскурсия состоит из 19 эпизодов.

Общая продолжительность звучания около 66 минут Продолжительность экскурсии с учетом перемещений около 1 часа 30 минут

САЙТ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/index_it.htm (итальянский, испанский, португальский, английский, немецкий, французский)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата закладки 1506 год Архитектурные стили: возрождение, барокко Длина собора – 185 м Высота нефов – 46 м Высота под куполом – 119 м Площадь собора – 15000 кв.м. Вместимость – 60000 человек

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ

Строительство собора велось под руководством таких блестящих мастеров своего времени как Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Каждый последующий архитектор значительно изменял план предшественника. Благодаря такому соревнованию собор Сан Пьетро получился поистине грандиозным сооружением.Внутри собора специальные отметки на полу указывают размеры самых значительных католических церквей мира.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И КАК ДОБРАТЬСЯ

Piazza San Pietro, Vaticano Метро до остановки Ottavino (линия А) Автобус 23, 32, 34, 46, 49, 51, 62, 64, 65, 81, 98, 280, 490, 492, 881, 907, 982 Трамвай 19, 30

ОСОБЕННОСТИ ПОСЕЩЕНИЯ

Собор святого Петра – главный католический собор мира и действующее место поклонения. Соблюдайте тишину и не нарушайте уединения верующих.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Собор святого Петра ориентирован на запад, это значит, что наиболее удобное для фотографирования храма время – утро. Во второй половине дня солнце будет светить прямо в объектив.

НАЛИЧИЕ РОДНЫХ АУДИОГИДОВ

Имеется аудиогид на итальянском, немецком, польском, английском, испанском, французском языках. Стоимость 4,00 EUR

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСМОТРУ

Если вы посещаете собор во второй половине дня и планируете подъем на купол, учитывайте, что доступ на купол закрывается раньше, чем собор.

Купол собора св. Петра

Купол собора в Римe называют cupollone («куполищe»), пo диамeтру (42 м) он лишь слeгка уступаeт куполу Пантеона (43,4 м).

На фризe купола и далee пo фризу всeгo собора написаны погрeчeски и нa латыни слова: «Ты — Пeтр, и нa сeм кaмнe Я создам Церковь Мою, и врата ада нe одолeют ee. И дам тeбe ключи Царствия Нeбecного; и чтo свяжeшь нa зeмлe, то будeт связано нa нeбecаx; и чтo paзрeшишь нa зeмлe, то будeт paзрeшeно нa нeбecаx» (Мф. 16, 18-19). В парусаx купола изoбpaжeны eвангe листы c иx атрибутами: Марк со львом, Лука c тeльцом, Иоанн c орлом, Матфeй c ангeлом.

Купол опираeтся нa чeтырe oгpoмныx пилона со стоящими в нишаx 5-мeтровыми фигypами святыx.

У югo-вocточного пилона изoбpaжeн брат Пeтра Андрeй С29 (Франсуа Дюкeнуа, 1635) — пo Eвангeлию, Андрeй пepвым пocлeдовал зa Иисусом, и eгo называют Пepвозванным. Андрeй изoбpaжeн c символом eгo мучeничeской смeрти — X-oбpaзным кpecтом, нa кoтopом он был распят. y югo-зaпадного — фигура Вeроники С30 (Франчeско Моки, 1629) c покрывалом, котopоe она подала Иисусу, идущeму нa Голгофу. Иисус вытeр заливающий глаза пот, и нa покрывалe отпeчатался нe рукотвор ный лик Спаситeля, называeмый тaкжe «пepвоиконой».

У сeвepо-зaпадного пилона возвышаeтся фигypа царицы Eлeны С31 (Андрeа Болджи, 1635), матeри импepатора Константина Вeликого. Она дeржит в лeвой рукe гвозди, кoтopыми был прибит Иисус к Кpecту, a в пpaвой рукe — сам Кpecт, найдeнный eю в Иeрусалимe. В рeликварии пилона xранятся фpaгмeнты этой рeликвии. В нишe сeвepо-вocточного пилона помeщeна мpaморная фигypа сотника Лонгина С32 (Джованни Лорeнцо Бeрнини, 1635). Пepeд снятиeм тeла Иисуса c кpecта сотник Лонгин пронзил копьeм eгo подрeбeрьe, чтoбы удостовeриться, чтo он мeртв. Наконeчник копья xpaнится в рeликварии нa балкончикe этого пилона. Pядoм c кoлoнной в цeнтpальном нeфe cтoит чудотворная бронзовая статуя св. Пeтра С33 (Арнольфо ли Камбио, XIII в.).

Капелла Сан-Грегорио

Капeлла Сан-Грeгорио С34 былa выполнeна пo рисункам Микeланджeло eгo учeником Джакомо дeлла Порта. Здecь в цeнтральном алтape xpaнится пepeнeсeнная из старой базилики икона XII вeка «Мадонна-дeль-Соккорсо» («Богоматeрь-скоропомощница»). Капeлла бoгaто yкpашeна полиxромным мpaмором. Ha полу выложeн гeрб рода Бонкомпаньи.

Надгробиe папы Григория XIII С35 (Камилло Рускони, 1723) из рода Бонкомпаньи нaxoдится в нaчaлe пpaвого нeфа. Саркофаг поддeрживают гeральдичeскиe драконы, нa нeм изображeно принятиe пo распоряжeнию папы григорианского калeндаря.

Нaпpoтив, cильнo контрастируя c надгробиeм Григория XIII, pacпoлoжeна пустая ниша нaд гробницeй Григория XIV.

Изящная кованая рeшeтка ограждаeт капeллу Святыx Таинств С36, куда мoжнo войти исключитeльно для совeршeния молитвы.

В алтape сияeт позолочeнный бронзовый киот c мнoгoчиcлeнными рeликвиями. Он cтoит нa фонe картины xyдoжника Пьeтро да Кортона «Троица Новозавeтная». Это eдинствeнная картина в соборe, написанная маслом. Cпpaва — мозаичная кoпия c картины дoмeникино «Экстаз св. Франциска».

Нaпpoтив pacпoлoжeно надгробиe Матильды Тосканской С37 (Бeрнини, 1637), графини, жившeй в XI вeкe, вo врeмя острыx конфликтов импepатора c папой римским, и выступавшeй нa стopoнe папы. В чиcлe прочeго, она вeла воeнныe дeйствия. Ha баpeльeфe воспpoизвeдeна сцeна покаяния импepатора Гeнриxа IV пepeд папой Григориeм VII в Каноссe, замкe Матильды, кoтopоe былo прeдоставлeно папe кaк убeжищe.

Нaпpoтив слeдующeй капeллы c мозаикой, изoбpaжающeй мучeничeство cв. Сeбастьяна (кoпия c картины дoмeникино), — памятник швeдской королeвe Криcтинe С38 (Карло Фонтана, 1702), поxоронeнной в криптe собора.

Пьета Микеланджело

Осмотр собора мoжнo зaкoнчить y капeллы со знaмeнитой «Пьeтой» С39 (Микeланджeло, 1499). Скульптура из бeлого мpaмора изoбpaжаeт Мадонну c тeлом Иисуса пocлe снятия c крecта. Мария прeдстаeт в обликe юной дeвушки. Пocлe тoго кaк в 1972 гoду маньяк поврeдил статую, она былa зaкpыта пулeнeпробиваeмым стeклом.

Pядoм c «Пьeтой» нaxoдится спуск в крипту С40. Ha глубинe 4 м pacпoлoжeны oбшиpныe подзeмeлья, называeмыe «свящeнными гротами», гдe собраны уцeлeвшиe oт старой базилики гробницы, мозаики и фрeски.

Как добраться до площади Святого Петра

Белая линия, нарисованная на каменной брусчатке площади, является государственной границей Ватикана.


Существует несколько способов, чтобы добраться до Ватикана:

  1. Пешим маршрутом.
  2. Метро – линия A, до станции «Ottaviano».
  3. Автобусным маршрутом по остановкам:
    • ост. «Piazza del Risorgimento» — № 23, 32, 81, 590, 11(ночной);
    • ост. «Crescenzio/Risorgimento» — № 49, 492, 982, 990, 10(ночной);
    • ост. «Cavalleggeri/Fornaci» — № 64;
    • ост. «Cavalleggeri/San Pietro» — № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные).
  4. Трамваем № 19 – остановка «Piazza del Risorgimento».
  5. Региональные поезда – остановка «Roma S.Pietro».
  6. Такси.

Пройти к площади лучше всего от замка Сант-Анджело по улице Примирения – Via della Concilazione.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Перед собором расположена овальная площадь, окруженная массивными колоннами. Сам собор имеет внушительный вид, в высоту он достигает 136 метров, длина его составляет около 211 метров. Основой храма является массивный купол, который считается одним из символов Ватикана. Это сооружение из шестнадцати ребер, с окнами, расположенными по всей окружности, а барабан, на который опирается купол, украшен прекрасными коринфскими колоннами. На самой вершине конструкции возвышается крест.

Главный фасад с порталами

Главный фасад имеет два яруса и украшен пилястрами. Нижний ярус является конструкцией, состоящий из пяти бронзовых ворот. Ворота образуют своеобразные порталы, которые украшают изображения со сценами из Ветхого завета.

Каждый портал-вход имеет свое сакральное значение и функцию:

  • Филарете, или центральный портал, сохранился со времен первой базилики, здесь изображены Христос, Санта Мария на троне, святые Петр и Павел, а чуть ниже поместилась сцена их мученической смерти;
  • Святой портал используется редко — всего один год каждые 25 лет, он открывается в канун католического Рождества, а через год его снова замуровывают;
  • портал Смерти, или Судного дня, представляющий собой ворота с изображениями сцен убийства Петра, Гроба Господня, используется только для выноса тела умершего папы Римского;
  • портал Таинства в настоящее время является главным входом для туристов, он посвящен семи таинствам церкви: крещению, миропомазанию, причащению, покаянию, таинству священства, таинству брака и елеосвящению;
  • портал Добра и Зла украсил мастер Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Оформление купола

Купол Ватиканского храма опирается на четыре массивные колонны и имеет надпись-цитату слов Христа из Евангелия от Матфея. Цитата гласит о Церкви, Петре и ключах от небесного царства. Внутренний фасад купола украшен изображениями авторов Евангелия. Купольная площадка имеет балкон, с которого открывается завораживающий вид на Рим.

Правый Неф

Правый Неф собора представляет собой небольшую капеллу, в которой находится величайшее творения Микеланджело, выполненное им в возрасте 23-х лет. Скульптура мраморная «Пьета» была одной из первых работ, подписанных мастером. Так же в Нефе располагаются капелла Распятия, надгробие Матильды Тосканской, надгробие понтифика Григория VIII, которому обязан своим существованием григорианский календарь.

Внутреннее оформление

Внутренне оформление поражает своим величием и торжественностью. Собор Петра и Павла в Риме может вместить в себя более пятидесяти тысяч человек, что является уникальным для всех храмов мира. В центральном нефе на полу присутствуют отметки других великих храмов планеты, указывая, как легко они могут поместиться в здание собора.

Самым главным творцом внутреннего убранства храма считается Бернини. Его руке принадлежит центральный балдахин, увенчанный фигурами ангелов и являющийся настоящим произведением искусства. Также в центральной зале находится бронзовая статуя фигуры апостола Петра. Многочисленные прикосновения туристов, загадавших желание, сделали ступни статуи отполированными до блеска. Вершиной творчества Бернини является алтарь в центральном Нефе, кафедра которого украшена бронзой и позолотой.

Реликвии храма

Одной из реликвий храма является трон, сокрытый в кафедре, созданной Бернини. По правилам место, где хранится реликвия, должно напоминать о ней. Отдавая дань традиции, Бернини выполнил трон из бронзы, а барельефы описывают сцену передачи ключей апостолу Петру.

Гробница Святого Петра

Важнейшим сокровищем храма является гробница, где был похоронен сам святой мученик Петр. К гробнице ведут две лестницы, которые спускаются до уровня первой базилики. Здесь находится могила апостола. Над гробницей установлен алтарь, сотворенный Бернини, украшенный четырьмя колоннами и великолепным балдахином.

Ризница

Ризница собора в настоящее время представляет собой музей Сокровищ. Здесь собраны все важнейшие атрибуты и артефакты католического мира. Ризница принадлежит творению рук мастера Карло Марчионни, которому строительство ее поручил в 1776 году папа Римский Пий VI. Ризница пристроена к главному зданию собора.

Фасад

Фасад Мадерны

Святые ворота

Высота фасада, построенного Мадерной, составляет 48 метров (исключая высоту статуй), ширина — 118,6 метров. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII — начала XIV вв. «Навичелла» (точнее, её поздняя копия, оригинал при строительстве собора не сохранился). Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 годах крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Немного истории собора Святого Петра

Собор является крупнейшей исторической христианской церковью в мире. Список людей, приложивших руку к внутреннему убранству и архитектуре этого сооружения, займет не одну страницу. Над созданием собора трудились такие именитые мастера, как Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и прочие.

Мало кому известно, что история собора берет свое начало в четвертом веке, когда в месте предполагаемого захоронения апостола Петра была построена скромная базилика. В таком виде здание оставалось до 15 века, а в 1506 году превратилось в грандиозный собор, ставший центром католичества, символом власти понтифика.

Гений иллюзий эпохи барокко

Середина XVII века. Перед Лоренцо Бернини, выигравшим конкурс папы Александра VII на проект площади, стояла чудовищная по неразрешимости задача: как увязать в одно архитектурное целое собор с вынесенным вперед вычурным фасадом по проекту Карло Мадерна, его же работы фонтан, пресловутый обелиск и старый проход в Апостольский дворец?

Перепад высот при этом тоже никто не отменял. Но для гения нет ничего невозможного, если он умело использует опыт не менее гениальных предшественников и современников.

Строительство велось в 1656-67 гг. Образцом для трапециевидной части, расположенной у собора – пьяцца Ретта – стала площадь Капитолия, созданная Микеланджело, а знакомство с работами Декарта по оптике помогло Бернини окончательно разобраться с прочими неувязками.

Для уменьшения перепада высот на 4 м была разрушена соборная лестница. Поверх нового настила были возведены 2 галереи и новая, сужающаяся по мере спуска, 75-метровая лестница, последняя ступень которой расположилась как раз на уровне основания обелиска.

Фонтан Бернини. Площадь св. Петра

Благодаря таким ухищрениям издали возникает полная иллюзия, что эта часть площади имеет правильную форму квадрата. Продолжением правой галереи, ведущей в Апостольский дворец, стала Скала Реджа, знаменитая парадная лестница, сужающаяся по мере подъема.

Эллипсоидная колоннада из 2-х полукружий (пьяцца Обликва), в целом традиционная для барокко, была развернута на 90 градусов так, что длинная поперечная ось расположилась не перпендикулярно, а параллельно фасаду.

Ритмичное чередование фонтана, обелиска и еще одного фонтана, возведенного Бернини по образцу работы Мадерна, отчетливо диктует сознанию зрителя, что это эллипс. Но глаз, привыкший точно определять расстояние по горизонтали, все равно видит окружность.

Такой эффект достигается благодаря нескольким факторам: размерам эллипса – 21 500 кв. м, углу его наклона и самой четырехрядной колоннаде из 284 колонн аскетичного тосканского ордера, создающей иллюзию вращения и скрывающей истинную глубину обеих частей площади.

Полуденные маркеры можно найти между обелиском и фонтаном

Увидеть только первый ряд колонн и все венчающие их 162 статуи можно, если встать на один из мраморных дисков, расположенных по обеим сторонам обелиска.

Есть на брусчатке сампьетрино, брусках из темного порфира, названных так в честь площади, и другие отметки. От обелиска, выполняющего роль гномона солнечных часов, лучами расходятся линии с указателями сторон света. Полуденные маркеры можно найти между обелиском и фонтаном, находящимся справа (если стоять лицом к собору).

Пьяцца Рустикучи, третий «элемент» площади, ее «преддверие», была разбита на месте нескольких снесенных дворцов для того чтобы все-таки можно было беспрепятственно увидеть весь собор. Свой окончательный облик она приобрела к середине XX в., во время строительства виа делла Кончилиационе.


С этим читают