Собор святого павла

Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?

Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.


Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.

Фасад собора

К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.

Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.

Вид собора в ночной иллюминации

Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.

Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.

Купол собора

Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.

Монументы

Памятники выдающимся деятелям Великобритании стоят по обеим сторонам от главного нефа — в нефах малых. Слева возвышается конная статуя герцогу Веллингтонскому лорду Артуру Уэсли (удостоен чести за победу под Ватерлоо), в северном трансепте находится часовня Миддленского полка британской армии. За ним, в глубине, у алтаря — изваяние “Мать и Дитя” абстракциониста Генри Мура (изготовлено в память о короле Георге IV).

Статуя виконта Нельсона начинает памятный ряд справа. У входа в южное крыло трансепта стоит Мемориал Тернера, рядом — монумент одному из первых настоятелей Собора св. Павла поэту Джону Донну; в одной из апсид покоится прах генерала Ч. Дж. Гордона.  Всего — 200 захоронений, видимая часть которых обозначена гранитными плитами с надписями. По плитам разрешено ходить. Монументов вдоль стен — 67.

Осмотр собора

На внимательный осмотр Вам потребуется около 2 часов и много сил на ходьбу по ступенькам вверх в низ. В соборе можно посетить несколько уровней (снизу вверх): крипта, собственно собор, Галерея шепотов, Каменная галерея, Золотая галерея.

Крипта — вход в собор, билетные кассы, туалет, магазин сувениров, информация.

Собственно собор — информация, экскурсии.

Галерея шепотов (Whispering Gallery) — 30 м. от земли, 259 ступеней. Если приложить ухо к стене галереи, то, несмотря на диаметр галереи, равный 34 м, слышны слова, сказанные шепотом с противоположной стороны. Фотографировать запрещено.

Каменная галерея (Stone Gallery) — 54 м. от земли, 378 ступеней. Прекрасный вид на город.

Золотая галерея (Golden Gallery) — 85 м. от земли, 530 ступеней. Тяжёлый труд, но фантастический вид на город компенсирует усталость. Фотографам обязательно взять с собой «телевик» на 200, а лучше на 300 мм.

Местонахождение: St Paul’s Churchyard, м. St Paul’s.

Время работы: Понедельник-суббота 8.30-16.00, (посещение платное).

  • ТУРЫ В ЛОНДОН С ЭКСКУРСИЯМИ
  • ВИЗА В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ ВИЗОВЫЙ ЦЕНТР
  • ВИЗА ЖЕНЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ
  • ВИЗА ПО ПРИГЛАШЕНИЮ В АНГЛИЮ
  • АНГЛИЯ ПУТЕВКА
  • ТУРИСТИЧЕСКАЯ ВИЗА В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ

Литература

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172

Литература

  • Atkinson, Frank (1985), St Paul’s and the City, Park Lane Press, London: Michael Joseph, ISBN 978-0-7181-2629-2 — With numerous photographic plates, both in colour, and black and white).
  • Hood, Frederic (1967), The Chapel of the Most Excellent Order of the British Empire — With a foreword by Prince Philip. It contains 65 pages of mainly colour plates on glossy paper relating to St Paul’s Cathedral and is a republished section of the book published by the Oxford University Press.
  • Owen, James (2010), Danger UXB, Little, Brown, ISBN 978-1-4087-0255-0 — contains a chapter on St Paul’s in wartime and the unexploded bomb which closed it
  • Tatton-Brown, Tim & Crook, John (2002), The English Cathedral, New Holland Publishers, ISBN 978-1-84330-120-2
  • Burman, Peter (1987), St. Paul’s Cathedral, Bell & Hyman, ISBN 978-0713526172

Западный фасад


Проект не предполагал на западном фасада башен. Идея возникла уже в ходе строительства. Одна из башен украшена часами. Механизм часов до 1969 года запускался вручную. Здесь же находится лестница в библиотеку, названа архитектором Реном геометрической (она не витая). По этой лестнице поднимаются в Часовню всех Душ.

Классический портик Западного фасада не обычен своей двухъярусностью. Второе, не менее оригинальное решение для фасада — спаренные колонны. Утончение плюс множественность — прием, позволивший при соблюдении необходимых масс сделать фасад визуально легким, наполненным светом и с богатой игрой теней.

Пышным гирляндам над оконными проёмами вторит фигуративные изображения фронтона (торцевого треугольника крыши), а также ниш с барельефами. Статуи апостолов, чаши у башенок, карнизы с четким ритмом триглифов создают выразительный светотеневой рисунок и запоминающийся силуэт фасада.

Храм, построенный на кладбище

На территории, где сегодня расположен один из главных храмов Рима, в древние времена находилось городское кладбище, называемое subdiale (от лат. sub divos — «под богами», т.е. под открытым небом) и использовавшееся по своему прямому назначению с I века до н.э по III век н.э. Это было довольно крупное кладбище с множеством различных типов захоронений – от небольших колумбариев до фамильных усыпальниц, часто декорированных фресками. Небольшую часть фунеральных построек, сохранившихся с античных времен и расположенных на поверхности, можно увидеть вдоль улицы Остиенсе, недалеко от базилики Святого Павла. На сегодняшний день практически вся территория древнего кладбища находится под землей.

Основание старого алтаря в базилике Святого Павла

Согласно легенде именно на этом кладбище был захоронен апостол Павел, который, также как и Петр, стал жертвой гонений в период правления императора Нерона. Место его погребения, вместе с гробницей Святого Петра, ставшего в истории Церкви первым папой римским, для первых христиан практически сразу же стало священным. Над могилами апостолов вскоре появились небольшие фунеральные памятники.

Во времена Константина Великого – первого римского императора принявшего христианство, на местах захоронений Петра и Павла были возведены храмы. В то время базилика Святого Павла представляла собой небольшое трехнефовое сооружение, под главным алтарем которого находилась гробница Святого Павла. Освящение церкви произошло в период понтификата Папы Сильвестра I – 18 ноября 324 года.

Однако построенный Константином храм вскоре был перестроен. Его небольшие размеры, наряду со значимостью хранимой в нем реликвии, не позволяли принять всех паломников. В конце IV века базилика Святого Павла за городскими стенами обрела новый вид. Грандиозное сооружение состояло из пяти нефов, разделенных между собой 80-ю колоннами и портика, отличавшегося от предыдущего не только своими размерами, но и местом расположения относительно апсиды. Освящение перестроенной базилики произошло в 390 году, однако строительство храма было полностью завершено лишь спустя пять лет.

Базилика Святого Павла. Рисунок неизвестного автора. Wikimedia Commons / public domain

На протяжении столетий, в ходе последующих реставраций, в интерьере базилики Сан Паоло появлялись новые архитектурные и декоративные элементы. В V веке, благодаря папе Льву I, великолепные росписи со сценами из Ветхого Завета украсили стены правого и левого нефов, была сооружена триумфальная арка с красивейшей мозаикой, а также появились украшения в апсидной части храма. Главный неф заполнили портреты понтификов, некоторые из которых и сегодня хранятся в расположенном рядом монастыре, также как и другие предметы, уцелевшие во время пожара, произошедшем в XIX веке.

Базилики Святого Павла и ее девять святынь. Гравюра (ок.1600-х гг.) Wikimedia Commons / public domain

В период понтификата Григория I, в структуре базилики были произведены некоторые изменения: поднят уровень пола и оборудована небольшая капелла (такая же, как в соборе Святого Петра), открывающая доступ к гробнице Святого Павла. Над капеллой был помещен алтарь, располагавшийся ранее в центральном нефе. В IX веке Папа Джованни VIII, в целях защиты храма от посягательства варваров, соорудил вокруг комплекса крепостную стену с башнями, превратив его территорию в настоящий Борго, который впоследствии назвали «Джованниполи». Спустя две сотни лет базилика обрела колокольню.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля. 1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный “возвеличить славу города и нации”, но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года – официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики “парусов” между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры – работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Интересные факты

В заключении стоит упомянуть ряд интересных фактов, связанных с самым монументальным культовым сооружением Англии.

  • Одним из настоятелей в период с 1621 по 1631 годы был известный поэт и проповедник Джон Донн. Он настолько сильно полюбился лондонцам, что решение захоронить его в стенах собора все восприняли с радостью.
  • Это своеобразный нулевой километр, от которого берёт начало самая протяжённая трасса Великобритании А1.
  • В 1713 году закончилась многолетняя война за испанское наследство. Воюющие стороны подписали Утрехтский мир, и в честь этого знаменательного события, собравшиеся в галереях лондонского собора, услышали величайшие произведения Георга Фридриха Генделя, написанные накануне подписания мира.
  • Во времена английской революции, ещё до пожара 1666 года Старый Сент-Пол был разграблен и значительно разрушен солдатами армии Оливера Кромвеля.
  • Величественные своды были свидетелями венчания принца Чарльза с принцессой Дианой.
  • Лондонцы рассказывают красивую легенду, что во время разметки места для закладки собора Кристофер Рене попросил своих ассистентов подать камень. Они мгновенно выполнили просьбу, а камень, поданный Рене, оказался осколком древнего надгробия. И на этом маленьком осколке проступала латинская надпись «Resurgam», что в переводе с латыни означает «Вновь поднимусь».


Подытоживая всё вышесказанное, отметим, что посещение главной религиозной святыни Лондона платное. Но главное, каждому туристу надо быть готовым преодолеть множество ступеней многоуровневого культового сооружения. Наградой для тех, кто преодолеет все ступени, будет великолепный вид на Лондон, открывающийся с верхнего уровня величественно собора.

Стоимость билетов Собор Святого Павла в 2019 г.

Билет включает вход в собор, посещение крипты и галерей, а также аудиогид (на русском языке нет)

  • Билет в кассе
    • Полный билет — 20 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 8,50 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 17,50 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2-3 детей — 48,50 фунтов
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2-3 детей — 34 фунта
  • Билет на официальном сайте
    • Полный билет — 17 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 7,20 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 15 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2-3 детей — 41,20 фунта
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2-3 детей — 29 фунтов

Краткая история собора такова

Изначально на данном месте возвышался храм Дианы-охотницы, который древние христиане непосредственно приспособили под свои нужды, первый собор (604) сгорел при пожаре, второй (685) был разграблен и разрушен викингами в 962 году, третий собор (1087-1310) сгорел во время Великого пожара в Лондоне 1666 года, четвёртый был спроектирован (1669-1675) и возводился (1675-1710) под чутким руководством К.Рена.

В 1806 году в крипте кафедрального собора Святого Павла, был похоронен легендарный адмирал Г. Нельсон, а в 1852 году — герцог Веллингтон. Оба сражались с Наполеоном, оба побеждали в битвах «корсиканское чудовище», а умерли с разницей практически в полстолетия.

В принципе этих двух известных людей можно по праву считать основателями британского «золотого века». В 1940 году собор подвергся массированным бомбовым атакам со стороны нацистской Германии, в последствии чего был сильно повреждён.

В 1965 году в соборе отпевали У. Черчилля — великого англичанина, который спас Лондон и в целом Соединённое Королевство во время Второй мировой войны.

Следует отметить, что в соборе Святого Павла в Лондоне проходило венчание английского принца Чарлза и Дианы Спенсер, состоявшееся в 1981 г. На фоне прошлых исторических событий великой империи это действо скорее похоже на фарс, но также состоялось в соборе.

Можно с уверенностью сказать, что в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне отображена практически вся британская история последних столетий: падения и взлёты, трагедии и драмы. Сегодня перед нами предстаёт величайший собор, который демонстрирует своим видом великий талант и упорство архитектора.

В плане собор — латинский крест с центральным нефом, южным и северным трансептами. При помощи лучших мастеров Рен сотворил интерьер, соответствующий всем канонам барокко.

К. Рен создал собор по своему второму плану, потому что первый не получил необходимого королевского утверждения (с макетом можно ознакомиться в крипте собора). Длина собора — 157 м., длина трансепта — 76 м., диаметр основания купола — 34 м., высота купола с крестом — 111 м., вес порядка 65 тыс.т., площадь приблизительно 155 тыс.кв.м.

Ложный второй этаж создан для того, чтобы скрывать массивные и мощные контрфорсы, которые поддерживают стены нефа и купол. Западный фасад собора выделяется двумя башнями (1707), на одной из которых установлены часы. Собор построен из портлендского известняка.

Для создания мощных колонн требовались большие каменные блоки, которые технически нереально было получить на разработках на острове Портленд возле юго-западного побережья Соединённого Королевства, и в связи с этой причиной портик был сделан из сдвоенных колонн (12 в первом ярусе и 8 во втором).

Барельефы на фронтоне (1706) показывают сцену обращения святого Павла. Центральный вход в собор с Ludgate Hill (ул.Ладгейт-Хилл). Фасады южного и северного трансептов оформлены полукруглыми портиками. Восточный фасад — полукруглая двухэтажная апсида с тремя арочными окнами.

Создание и непосредственное возведение купола — это весьма сложная задача, которую лучшие архитекторы того времени решали по-разному. Рен возвёл первый (внутренний) полукруглый кирпичный купол, создав в нём отверстие диаметром 6 метров (окулюс), через которое проникает свет из фонаря.

Над первым куполом гениальный архитектор установил кирпичный конус — опору для каменного фонаря (около 800 тонн), а над конусом второй купол — деревянный каркас, который покрыт свинцовыми листами.

Внутреннюю часть купола украшают фрески удивительной красоты работы Дж.Торнхилла. Интерьер арочно-купольного центрального нефа в большей части отделан в мраморе.

Мозаичная отделка сводов и хора собора завершилась в 1897 году. Вдоль стен располагаются многочисленные гробницы знаменитых людей Лондона (Великобритании).

Главный городской кафедральный собор всегда несёт не только религиозную, но и общественную нагрузку. Это сердце городской общины,»информационный центр». Если собор столичный, он становится духовным центром государства и нации. В этом отношении весьма символично посвящение главного собора столицы Британии апостолу Павлу.

В Средние века очень немного церквей в Европе посвящалась этому святому. Долгое время, до Реформации святой Павел находился в тени святого Петра.

Если Пётр был тем камнем, на котором строилась христианская церковь, Павел, скажем так, создал развёрнутый план и инструкцию по строительству этого грандиозного сооружения, сравнимого, пожалуй, только с Вавилонской башней и Великой Китайской стеной. Название главного лондонского собора говорит о врождённом практицизме и рациональности англичан.

История

Кафедральная церковь расположена на священном месте, на котором во времена Римской империи находилась древняя языческая церковь богини Дианы. В VII веке храм Святого Павла уже существовал в Великобритании.

Предшественники


Существующая в настоящее время церковь является пятой. Первое строение, деревянное, было построено в 604 году, сгорев в 675 году. В 685 году возвели каменный собор, который был разрушен викингами при набеге на Лондон в 961 году. Через год был построен новый, сгоревший во время лондонского пожара 1087 году. Четвертый храм (известный как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был основан в 1086 году и освящен в 1240 году, он являлся одним из крупнейших в Европе в то время. Святыня сгорела в 1666 году во время Великого лондонского пожара. При этом руководство города приняло решение о строительстве нового храма, несмотря на возможности реконструкции.

Кто построил окончательный вариант

Пятый собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. Строительство длилось с 1675 года, завершившись в 1708 году.

Открытие состоялось 20 октября 1708 года в день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), но службы в нем начались 2 декабря 1697 года. Рен три раза менял свой проект. Первый он предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвертого здания. Власти города отклонили проект.

Второй предполагал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. В настоящее время сохранился в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня представлен в нем. Этот проект был отклонен из-за своей масштабности.

Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Его утвердили, в связи с чем в июне 1675 года начались строительные работы. Впоследствии король Карл II отклонил его, приказав добавить большой купол, сделавший храм одной из самых крупных достопримечательностей Лондона.

Возведение и основание

Замыслы Рена воплощала многочисленная команда инспекторов, чертежников, строителей, каменщиков, мастеров и других рабочих. Архитектор самостоятельно посещал строительство каждую неделю. Он смотрел на свое творение из окон своего дома, стоявшего на берегу реки Темзы рядом с театром «Глобус».

Заключительные стадии работы были трудными. Рен вел переговоры с властями города по поводу финансирования проекта. Сложно было оставлять такой грандиозный замысел, но из-за возраста проектировщик смотрел, как Кристофер Рен Младший клал на место последний камень в 1708 году. Он также часто приходил полюбоваться своей работой. Это продолжалось до самой его смерти в 1723 году в возрасте 91 года.Сын архитектора придумал эпитафию. Она представлена над могилой отца в крипте и повторена на полу под куполом.

Архитектурные особенности

Известно ли вам, что существует закон, запрещающий строить рядом с Собором святого Павла здания, которые бы закрывали вид на его стены? Это необходимо, чтобы все заинтересованные смогли рассмотреть сложность архитектурной конструкции. Для воплощения своего проекта Кристофер Рен прибегнул к нестандартному сочетанию самых разных материалов, придумал смелые инженерные конструкции, которые до сих пор восхищают мировых специалистов в области градостроительства. Сегодня Собор святого Павла признан выдающимся образцом среди всех купольных сооружений стран Европы.

До 60-хх годов прошлого века Сент-Пол считался самым высоким строением на столичных улицах. Высота возвышающегося над городом Собора святого Павла в Лондоне составляет 111 метров или 365 футов. Он в нем смешались барокко и классика, английская готика и средневековые архитектурные традиции. Кристофер Рен, кто является архитектором знаменитого Собора святого Павла, продумал каждую мелочь, чтобы сооружение получилось действительно надежным и впечатляющим.

  • купол собора поддерживается 8 колоннами;
  • усыпальница Сент-Пола располагается под всей площадью здания;
  • вес купольных перекрытий перераспределен на встроенные в стены аркбутаны.

Купол Собора Святого Павла в Лондоне

После завершения восточного крыла Рен приступил к самой грандиозной его части — возведению огромного купола. Но момент его триумфа превратился в кошмар — наполовину построенный храм стал уходить под землю. Фундамент, построенный 20 лет назад не выдержал даже веса массивных стен. Рен понял, что если поставить сверху тяжелый купол весом 65 тысяч тонн, то строение не выдержит и полностью развалится.

Необходимо было уменьшить вес купола, но как это сделать? Идею новой уникальной конструкции подсказал ученый физик и великий экспериментатор, изобретатель микроскопа, открывший многие явления физики и химии, Роберт Хук. Ученый предложил Рену использовать свойство нагруженной цепи, принимающей форму конуса.

Рен создает купол, сочетающий в себе невероятную прочность и легкость, его гениальность — в дерзости и радикальности. Он придумал тройной купол, не имеющий аналогов в мире. Две конструкции купола видны, а третья средняя — секретная, на ней и держится вся нагрузка.

  • Внутренний купол можно видеть изнутри храма, он подходит к внутренней части собора и создает полусферический потолок. Купол сам поддерживает себя, но не держит никакие другие части
  • Внешний купол создан только для вида, он формирует прекрасный потрясающий силуэт, но также почти ничего не весит. Это иллюзия огромного купола, а на самом деле, это просто система лесов
  • Только третий купол, спрятанный между внешним и внутренним куполами, является настоящим героем — он и служит секретной опорой 850 тонного каменного светового фонаря. Этот купол имеет совершенно другой вид — форму перевернутой нагруженной цепи, каменного конуса, поддерживающего фонарь наверху. Это огромная каменная конструкция, которая давит на него и одновременно выталкивает его.

Чтобы внутренний купол не был темным, Рен вытаскивает центральную часть купола и прорезает окна в среднем и внешнем куполе так, что свет льется из фонаря наверху.

Его последний штрих — это оптическая иллюзия. То, что выглядит как каменный внешний купол, на самом деле, — это рисунок на внутренней стороне кирпичного конуса.

Строительство Собора Святого Павла длилось 35 лет. Кристофер Рен в 1708 году, в возрасте 78 лет наблюдал, как его сын положил последний камень собора.

Высота Собора Святого Павла составляет более 111 метров, а длина — около 175 метров. Англиканский храм соперничал с величайшим католическим храмом — собором Святого Петра в Риме (его высота до верхушки креста составляет 138 метра, а протяженность — 211,5 метров).

Купол поддерживают восемь великолепных арок, его вес составляет 65 тысяч тонн, а вес большого светового фонаря, установленного над куполом, равен 850 тоннам.

Внутренняя поверхность купола расписана фресками с библейскими сюжетами работы живописца Джеймса Торнхилла.

Судьба пощадила храм во время бомбежек Лондона в 1940–1941 годах, пострадал лишь небольшой участок его восточной части. Зажигательные бомбы падали на собор, некоторые из них попали в купол, но когда Лондон вновь оказался объятым пламенем, Собор Святого Павла чудесным образом остался цел, как символ, который Рен выбрал для него — Феникс, мифическая птица, живущая вечно, постоянно возрождаясь из пепла.


С этим читают