Базилика сан-лоренцо (флоренция)

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.


О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Скульптурные работы

Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.

Особого внимания заслуживает работа «Распятие» в базилике Санта-Мария-Новелла (basilica di Santa Maria Novella), относящаяся примерно к 1410 году.

Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).

Самым известным скульптурным творением считается бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (1401 год), выполненный для конкурса мастеров, претендующих на оформление дверей баптистерия Сан-Джованни (battistero di San Giovanni).

Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).

Интерьер


Внешняя непривлекательность церкви только подчёркивает её внутреннее содержание. Здесь сосредоточены шедевры, официально признанные произведениями искусства. Среди таких работ две бронзовые кафедры, датируемые 1460-м годом, и саркофаг семьи Мартелли, выполненные Донателло. Ему же принадлежат барельефы и люнеты в Старой ризнице, фигурные двери и херувимы, украшающие церковь и звёздное небо, на котором запечатлено расположение звёзд в 1442 г. в ночь с 3 на 4 июля.

Купол капеллы, George M. Groutas

Не менее интересны и картины «Благовещение Мартелли» работы Филиппо Липпи, «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо, «Обручение Богоматери» кисти Россо Фьорентино, а также фрески с изображением сцен из жизни Святого Лаврентия работы Бронзино. Здесь же, в Старой сакристии, расположен балкончик для демонстрации реликвий от Микеланджело. Хотя основная работа Микеланджело — Новая Сакристия и библиотека Лауренциана.

Капелла принцев известна своим огромным куполом, вторым по величине во всей Флоренции, а также тем, что в ней хранятся гербы городов Тосканского герцогства. Сама капелла так и не была оформлена до конца и большинство ниш для статуй пустуют.

Кафедра работы Донателло,  calandracas

Сокровищница

Есть в Соборе Сан-Лоренцо и свой музей – Сокровищница, попасть в которую можно, спустившись по лестнице на подземный уровень (вход находится слева, рядом с капеллой Иоанна Крестителя).

В Сокровищнице хранится множество уникальных артефактов. Например, коллекция серебряных изделий и украшений, самые ранние из которых датируются IX веком до нашей эры.

Начало этому собранию положили артефакты, которые были привезены купцами из дальних поездок или крестоносцами из походов. Изначально все сокровища находились в трех шкафах храма, и все прихожане могли видеть эти вещи во время службы.

В таких стесненных условиях реликвии находились вплоть до окончания Второй мировой войны. Позже было предложено использовать подземные помещения. После частичной реконструкции все артефакты были перенесены вниз.

В ценных реликвариях подземного музея (богато украшенные ковчеги из серебра и золота) хранятся святые мощи – частички мощей Святого Лаврентия, Иоанна Крестителя, руки праведной Анны и Иакова Заведеева, реликварий с волосами Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Лаврентия находятся в серебряной статуе, встречающей посетителей прямо у входа в музей (мощи можно разглядеть через специальное окошко в груди святого).

Помимо святых мощей в сокровищнице представлены церковные одежды, украшенные вышивкой золотой и серебряной нитью, которые церковники использовали для торжественных случаев.

Внимание посетителей привлекают крест Заккария, переданный в музей известным генуэзским семейством; частичка Креста — на нем был распят Христос; блюдо, на котором царице Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя. Самым ценным экспонатом местные жители считают Чашу, привезенную Гульельмо Эмбрияко из Крестовых походов на Кесарию в 1098 году, – по преданию именно из нее пил Иисус Христос во время Тайной вечери, что эта Чаша и есть искомый многими религиозными фанатиками Святой Грааль

Самым ценным экспонатом местные жители считают Чашу, привезенную Гульельмо Эмбрияко из Крестовых походов на Кесарию в 1098 году, – по преданию именно из нее пил Иисус Христос во время Тайной вечери, что эта Чаша и есть искомый многими религиозными фанатиками Святой Грааль.

По другой версии – из этой чаши на Тайной вечере лили воду на руки Иисусу, а после его распятия в нее была собрана кровь Христа – то есть Святой Грааль не что иное, как «королевская кровь» (sang real).

Хотя позже и было доказано, что чаша из темно-зеленого стекла выполнена в 9-10 веках и никак не может быть Святым Граалем, посетители свято верят — это та самая Чаша, которой касались руки Христа.

Краткое описание


Отправляясь в путешествие во Флоренцию, каждому туристу будет интересно узнать, что именно здесь находится прах последней представительницы легендарного рода Медичи, которая после своей смерти завещала все свое состояние цветущему и великолепному итальянскому городу.

Вид Базилика Сан-Лоренцо со смотровой площадки на кафедральном соборе Дуомо-Санта Мария дель Фьоре

Церковь Святого Лаврентия или базилика Сан Лоренцо расположена на одноименной площади Флоренции — Pizza San Lorenzo, в ней и покоится последняя из некогда властного и известного во всем мире рода Медичи Анна Мария Лудовика.

Несмотря на то, что высокопарные эпитеты «прекрасная», «величественная» не подходят для описания этого архитектурного сооружения, которое, к тому же, находится не в самом красивом месте Флоренции, базилику Сан-Лоренцо, построенную в стиле Ренессанса, ежегодно посещают десятки тысяч туристов со всех уголков нашей планеты. Фамильная базилика Сан-Лоренцо действительно заслуживает особого внимания, так как является одной из самых древнейших церквей Флоренции, дата основания которой своими корнями уходит в 393-й год нашего столетия.

Санта-Мария-дель-Фьоре: история строительства

По сохранившимся до наших дней документам, многие историки сделали вывод, что храм Дуомо был возведен в конце XIII века на месте кафедрального собора Санта-Репарата. В этом не было ничего удивительного, ведь стены древнейшего собора, построенного еще в IV столетии, обветшали и стали рушиться. Устаревшее здание было решено снести еще и потому, что именно в конце XIII века наблюдался экономический и демографический рост во Флоренции. Храм по своим размерам не мог вместить в себя всех желающих. Свое превосходство над доминирующими городами Тосканы, заключающееся во власти и богатстве, флорентинцы решили подчеркнуть еще и самым большим кафедральным собором, который превзошел своими размерами не менее великолепные соборы Сиены и Пизы. Забегая немного вперед, хотелось бы добавить, что по завершению всех строительных работ, в 1434-м году храм Санта-Мария-дель-Фьоре был признан самым большим в Европе.

Фасад собора

Первым разработчиком грандиозного проекта, который и заложил основание храма в 1296-м году, считается Арнольд ди Камбио, однако, Санта-Мария-дель-Фьоре является результатом плодотворной работы и многих других художников и архитекторов. Арнольд ди Камбио спроектировал три широких нефа, вершина которых была увенчана куполом восьмиугольной формы. В 1302-м году архитектор умирает, строительство прерывается практически на три десятилетия. В 1331 году гильдия торговцев шерстью решает возобновить работы по возведению храма, а на пост главного архитектора назначает известного в те времена, архитектора и художника Джотто. Однако вместо того, чтобы продолжить строительство собора, новый архитектор берется за разработку проекта колокольни или кампанилы. Смерть мастера, при жизни которого был возведен только лишь первый ярус колокольни, вновь останавливает едва начавшееся строительство: в это время в городе во всю «властвует» чума, безжалостно уносящая жизни тысяч горожан.

Работы продолжились в 1355-м году, на этот раз их возглавили сразу три архитектора: Джованни д’Амброджо, Альберто Арнольди, Нери ди Фьораванте. Возведение нефа было завершено в 1380-м году, а вот купол так и оставался незавершенным. В 1418-м году был объявлен конкурс на лучший проект купола, в котором победу одержал Филиппо Брунеллески. Именно этот архитектор разработал легендарный и самый большой в мире кирпичный купол восьмиугольной формы.

Баптистерий Сан-Джованни на фоне собора

Строительство купола было начато через два года, а завершено лишь в 1436-м году. На то время это был единственный в мире восьмиугольный купол огромных размеров, в основе которого не было ни одной деревянной опоры. Несмотря на незавершенность фасада храма, его освятил Папа Римский. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре перестраивался еще много раз с большими перерывами и под руководством многих архитекторов. Сегодня многочисленные путешественники, пришедшие к храму Дуомо, могут увидеть строение, которое окончательно было завершено в 1887-м году.

Церковь Великой Богоматери

Рекомендовать место

Церковь Великой Богоматери — одна из важнейших церквей города Турина, Италия. Располагается у подножья туринского холма и неподалеку от правого берега реки По, на площади piazza Vittorio Veneto. Церковь находится несколько в стороне от исторического центра города, до ближайшей станции метрополитена «Porta Nuova», находящейся на левом берегу По — более 1,5 км.

Строительство церкви началось в 1818 году в честь возвращения к власти в Пьемонте короля Сардинии Виктора Эммануила I после разгрома Наполеона (1814 год). Надпись на тимпане собора по латыни гласит: «ORDO POPULUSQUE TAURINUS OB ADVENTUM REGIS» («Знать и народ Турина — к возвращению короля»). Строительство было в целом завершено в 1831 году — как последний штрих перед входом появился портик.

Церковь несколько приподнята над уровнем площади – чтобы пройти внутрь, необходимо подняться по парадной лестнице. На постаментах по сторонам парадной лестницы – скульптуры, символизирующие Веру — статуя с чашей в руке и Религию статуя с крестом. Перед входом в церковь построен портик, поддерживаемый восемью массивными колоннами коринфского ордера. Фасад церкви неоклассический. Образцом для архитектора Фердинандо Бонсеньоре, несомненно, послужило здание Пантеона в Риме. У подножья церкви установлен памятник Виктору Эммануилу I.

Церковь Санта Тринита

Маленькое строение с простым фасадом, как волшебная шкатулка, скрывает за своими стенами бесплатный музей средневековых шедевров, созданных художниками Гирландайо, Мариотто ди Нардо. Его знаменитая «Троица» украшает главный алтарь церкви. Все капеллы (часовни) расписаны известными художниками. Центральная часть церкви украшена картиной, посвящённой рождению Христа «Поклонение пастухов». Уникальные творения Гирландайо всегда вызывали повышенный интерес, увеличивая их ценность. Это хорошо понимали монахи валломброзинского ордена (исповедующего аскетизм), владеющего старинной церковью.

Построена церковь в 1280 году. Много раз ремонтировалась, перестраивалась. В XVI веке на фасаде здания появился барельеф Святой Троицы. Гораздо позже церковь украсила дверь с изображениями святых монахов, сформировался уютный дворик с аркадами. Большой ценностью базилики считаются её часовни. Церковь объединила разнообразные архитектурные стили, сохранив элементы готики. Сейчас церковь является католической базиликой. Её считают одной из самых старых церквей Флоренции.

Находится церковь в центре города, недалеко от моста Санта Тринита по адресу Santa Trìnita, Holy Trinity Church.

Капеллы Медичи


Описание из дневника П. А. Толстого (1690-е годы)

Общий вид комплекса базилики и библиотеки

Пришёл к церкве святаго архидиякона Лаврентия, которая зачата делать тому 94 года; и непрестанно от того времени, как начата, и по се время делают, а ещё не докончана, и чают, что ещё болши десяти лет тое церкви докончать невозможно. Та церковь немалая, осмероуголная, во все стены ровная, с лица зделана из сераго камени предивным мастерством; по многим местам кругом окон вставлен алебастр изрядною глаткою работою.
А изнутри та церковь вся зделана из розных мраморов такою преславною работою, какой работы на всём свете нигде лутче не обретается. И в те мраморы врезываны каменья цветные, индейские и персицкие, и раковины, и карольки, и ентари, и туниасы, и хрустали такою преудивителною работою, котораго мастерства подлинно описать невозможно. Около тех розных мраморов кладены дарожники медные, литые, золоченые запарным золотом. Те цветные мраморы так в лице поставлены, власно как изрядные зеркалы; и в тех камнях та церковь и бывающие в ней люди видимы, власно как в зеркалах.
В тое церковь изготовлен олтарь римской, зделан весь ис чистаго золота преудивителным мастерством, которому цена один миллион червонных золотых. В той же церкви у стен поделаны из розных же мраморов гробы, в которых лежать будут тела древних Флоренских великих князей. Между теми зделан гроб, где лежать по смерти телу нынешняго грандуки, то есть великаго князя флоренскаго. Те гробы поделаны такою преузорочною работою, что уму человеческому непостижно. И над теми гробами поставлены персоны вышеименованных древних Флоренских великих князей, также и нынешняго великаго князя флоренскаго персона над ево гробом стоит. А высечены те их все персоны из алебастру изрядным мастерством и с такими фигурами, которых подробну описать невозможно.

Капелла принцев

В склепе захоронены почти все представители семьи Медичи, принадлежавшие к герцогской ветви. Капеллу принцев в 1604 году начал оформлять Маттео Ниджетти. В капелле расположены мраморные украшения и мозаики, на которых изображены гербы городов Тосканского Герцогства. Капелла не была достроена. Почти все ниши, предназначенные для скульптур, пусты. Были установлены лишь две статуи, изображающие Фердинанда I и Козимо II Медичи. Роспись капеллы выполнена Пьетро Бенвенути в 1826 году. Могила Козимо Медичи находится рядом с алтарём церкви.

Новая сакристия (ризница)

Основная статья: Новая Сакристия

В 1520 году Джулио Медичи (будущий папа римский Климент VII) заказал Микеланджело строительство новой усыпальницы (итал. Sagrestia Nova). В капелле расположены четыре аллегорические скульптуры: «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер». «День» и «Ночь» расположены на саркофаге Джулиано, герцога Немурского — младшего сына Лоренцо Медичи, а «Утро» и «Вечер» расположены на саркофаге Лоренцо, герцога Урбинского (внука Лоренцо Медичи, отца французской королевы Екатерины Медичи). В капелле похоронены также сам Лоренцо Великолепный и его погибший во время заговора Пацци брат Джулиано. На саркофаге Джулиано расположены: Мадонна с младенцем и покровители семьи Медичи — Святые Косма и Дамиан.

Особенности базилики Сан Лоренцо Маджоре

Комплекс имеет очень сложную планировку – он включает четыре апсиды и три часовни: Сант Аквилино (самая большая – слева), Сант Ипполито (справа) и Сан Систо, которые не предусматривались в изначальном проекте. Самая старая часть базилики состоит из центрального здания древней церкви Сан Лоренцо и небольшого жертвенного храма – сакеллума. Часовня Сант Аквилино, хотя и присутствовала образно в проекте, но была возведена позже, уже в VI веке. Сан Систо является самым поздним дополнением, она построена после шестого века. Все три часовни, расположенные вокруг центрального здания, расширяют внутреннее пространство храма, которое смотрится величественно и торжественно.

Главный алтарь хранит серебряную урну работы Карло Гаравалья с останками Сант Аквилино. Интерьер церкви украшен древним мрамором и впечатляющими мозаиками. Одна из главных достопримечательностей храма, которую нельзя пропустить – это примыкающая к главной церкви часовня Святого Аквилино, аписда которой украшена золотой византийской мозаикой четвертого века.

В склепе часовни Святого Аквилино можно рассмотреть оригинальные материалы, извлеченные из римского амфитеатра, существовавшего когда-то в этом районе. Из них и была построена церковь Сан Лоренцо Маджоре. Внушительную структуру базилики дополняют четыре квадратные колокольные башни, находящиеся по углам. Из них лишь северо-восточная кампанила сохранила свои раннехристианские формы.

Пьяцца Ветра, огибающую тыльную сторону базилики Сан Лоренцо Маджоре, в средневековье пользовалась плохой славой — на ней в средневековье прилюдно казнили еретиков и ведьм.Сегодня на этом месте стоит скульптура святого Лазаря.

На постаменте перед главным входом в базилику установлена копия бронзовой статуи Константина Великого – первого римского императора, принявшего христианство. Предполагается, что на этом месте он объявил миланцам о свободном исповедании новой веры.

История создания

Изначально планы папы римского Льва Х (Джованни Медичи) касательно обновления флорентийской церкви Сан-Лоренцо были совершенно иными.

Папа хотел создать новый фасад для семейного храма рода Медичи и пригласил для выполнения этой масштабной задачи Микеланджело. Стояла цель воплотить в новом фасаде всю силу таланта лучших итальянских художников и засвидетельствовать таким образом могущество рода Медичи.

Микеланджело прибыл во Флоренцию и приступил к работе в 1514 году. Однако, первое время, которое скульптор провел в мраморных карьерах, оказалось потраченным напрасно. Папа Лев Х «славился» расточительностью, и на возведение грандиозного фасада банально не хватило денег. После смерти папы проект был безнадежно заморожен.

Фасад базилики Сан-Лоренцо и по сей день так и остался незавершенным

Однако имя Микеланджело уже на тот момент было столь прославленным, что семья Медичи решила во что бы то ни стало возобновить сотрудничество с амбициозным скульптором.

Так, по инициативе кардинала Джулио Медичи, и родилась идея достройки новой капеллы на территории церкви Сан-Лоренцо (до высоты карниза Новая Сакристия была возведена еще в конце XV века).

Церковь всех Святых

Оньиссанти или Церковь всех Святых на пути к званию первой базилики Флоренции, участвовала во многих исторических событиях, развивающихся с участием многочисленных правителей. Имена знаменитых архитекторов, художников остались в интересных элементах внешнего, внутреннего интерьеров церкви. Например, творения знаменитых мастеров живописи Боттичелли, Гирландайо (учителя Микеланджело) и сейчас поражают красотой необыкновенных фресок. Это «Тайная вечеря», «Мадонна Милосердная», «Святой Иероним». «Святой Августин» Ботичелли, считающейся классическим творением эпохи Ренессанс. Кстати, его жизнь тесным образом связана с этой церковью, в которой находится могила знаменитого мастера.

Расположена она ног, захороненной здесь возлюбленной художника Симонеты Веспуччи. Той самой, которая являлась женой родственника Амертго Веспуччи, в честь которого Америка получила своё название. Её прекрасное лицо навеки застыло в произведениях влюблённого художника эпохи Возрождения (Венера, Весна на знаменитых холстах). История появления церкви связана с родом Веспуччи. Первоначально она принадлежала семейству. Строительство новой базилики началось в 1251 году в роли элемента монастырского комплекса гумилиатов. Благодаря мощной финансовой поддержке богатых людей Флоренции, церковь (стиля барокко) быстро накопила шедевры из произведений искусства, выполняемых знаменитыми мастерами в разные века.

Церковь находится по адресу Borgo Ognissanti, 42, 50123 Firenze. Вход в церковь организован без оплаты с понедельника до воскресенья с 7.30 утра до 19. 45 с перерывом.


С этим читают