Можно ли пользоваться телефоном в самолёте: есть ли wi-fi на борту

Содержание

Говорит экспертиза

Авиалайнер отличается сложностью и точностью работы электронных систем. Десятилетия считалось, что работающие мобильники создают сигналы-помехи, негативно влияющие на работу автопилота. Портят показания аэронавигационного оборудования и мешают наземным службам следить за рейсом и устанавливать связь на самолетах.


Федеральное управление авиации поручило провести исследование возможного вреда от работы телефонов комиссии по радиотехническим и авиационным средствам (RTCA). Семь лет специалисты центра изучали проблему. В проверке задействовали сотни тысяч авиарейсов.

Лабораторные исследования. Вся электроника создает радиочастотное излучение. Для определения силы радиоволн сотового телефона, исследователи воспользовались специальным спектральным анализатором и изолированным латунным проволочным контейнером (клетка Фарадея).

Внутрь клетки экспериментаторы поместили вещи, которые путешественники берут с собой на борт самолета: МР3 плеер, игровую приставку и проигрыватель CD дисков. Их радиоизлучение оказалось минимальным. Но когда в клетку поместили сотовый – анализатор диагностировал сильнейший скачок. Мобильник действительно является причиной сбоев в работе систем лайнера?

Это был первый, предварительный анализ. При поддержке аэрокосмического авиаинженера Д.Гутау специалисты сымитировали точную модель радиосвязи наземных служб аэропорта с лайнером. Вооружившись сотовым генератором, исследователи попытались нарушить связь и создать опасные помехи.

Радиогенератор создает радиоволны различной силы. Благодаря прибору, можно выяснить, на какой частоте работает и какой силой должен обладать радиосигнал, чтобы нарушить работу систем самолета.

Вначале испытания проходили на частотности GSM 1800 (распространенная частота работы сотового телефона). Но прибор не уловил ни малейших искажений. Все оборудование воздушного судна функционировало благополучно. Но, когда мобильник перенастроили на частотную волну 800-900 МГц, анализатор показал значительное отклонение в работе навигационного анализатора воздушного судна.

Вывод экспертов прозвучал так: мобильный телефон (и иные приборы), работающие в частоте 800-900МГц, создают помехи в работе авиаоборудования и влияют на функционирование систем ориентирования самолета.

Таким стал предварительный результат. Наступила пора проверить данные лабораторных испытаний в полевых условиях, на практике.

Испытания в самолете. Изыскатели переместились на взлетную площадку, где привели в действие анализатор в работающем лайнере. 12 часов они «бомбардировали» воздух радиочастотными сигналами (использовали и современные смартфоны, и старенькие модели стандарта PCS).

Большинство из них поддерживало частотность 800-900 МГц. Но никаких помех, нарушений в функционировании оборудования лайнера выявлено не было. Ни один мобильник не помешал работе авиасистем.

Провода, идущие по салону, экранированы (защищены от посторонних воздействий). Поэтому никакой сигнал мобильного и иного устройства не в силах нарушить систему работы самолета.

Значит, разговаривать по телефону во время воздушного путешествия неопасно? Но почему, даже после подтвержденных, официальных испытаний, стюардессы настойчиво рекомендуют выключать электронные устройства во время полета?

Можно взять собаку в салон? Говорят, в багажном отделении страшный холод и там животное может замерзнуть!

По правилам «Белавиа», животных до пяти килограммов можно проносить с собой в салон — при условии, что они в специальной переноске. При себе надо иметь необходимые ветеринарные документы, о которых подробно сказано на сайте авиакомпании.

Почему именно пять кило?

— Клетка должна поместиться под ногами, под креслом, она не должна мешать проходу пассажиров, — объясняют в «Белавиа».

— А если клетка такая же по размеру, а пес внутри — тяжеловат и весит, скажем, шесть кило?

— Вообще правилами предусмотрено пять, но если у вас будет небольшое превышение, не думаем, что кто-то жестко поставит вопрос, чтобы питомец не полетел, — отмечают в авиакомпании. — Это оценят на регистрации на рейс.

Крупных животных оформляют лететь в багажном отделении самолета.

— Они летят в специальном отсеке, он герметичный и отапливаемый, отрицательной температуры там нет, так что никто не замерзает, кислород поступает. Животных перевозим — проблем с ними нет, — отвечают в авиакомпании.

Помехи для работы пилотов

Включённый телефон начинает активно искать мобильную сеть и беспроводную связь. Эти факторы могут создавать помехи для связи пилотов с диспетчером, а также для навигационных систем самолёта. Один телефон вряд ли создаст проблемы, но ситуация может измениться, если каждый пассажир будет пользоваться своим устройством. Именно такое мнение распространено среди пассажиров.


В действительности же самолёты и телефоны работают на разных частотах, но авиакомпании предпочитают перестраховаться и не развеивают этот миф. Звонки, смс и любая передача данных остаётся под запретом у ряда компаний.

Авария самолета, если вы не активировали режим полета?

Эта паника, к счастью, не обоснована. В 1990 – х годах в связи с опасениями возможного негативного воздействия радиочастотного излучения на электронику самолета было введено правило — то есть, мобильный телефон либо выключен, либо переключен в режим полета – до сих пор нет никаких доказательств серьезных помех.

В любом случае пассажиры обязаны переключить телефон в режим полета, как только самолет катится к взлетно-посадочной полосе. Не подчинившись правилам, может случиться так, что самолет не сможет начать взлет и вернется на посадку.

Таким образом, чтобы быть в безопасности, необходимо строго следовать инструкциям бортпроводников и выключать телефоны или включать режим полета в самолете.

Как отключить режим «В самолете» на телефоне

Выключить или включить режим несложно. Но на разных устройствах есть некоторые особенности. Для операционной системы «Андроид», которая на сегодняшний день является основной для большинства смартфонов и планшетов, это не является проблемой.

Функцию «Режим полета» можно найти через настройки телефона

Потому что Android — наиболее удобная ОС, и правила для «режима полета» применимы к разным моделям смартфонов и отдельно для планшетов.

  • Galaxy. В данной модели смартфонов надо войти в «Настройки» и найти «Режим полета». Отключение совершается аналогичным образом, через «Настройки».
  • iPhone. Переключение режима осуществляется или в «Пункте управления» (кнопка с изображением самолета), или в «Настройках», где также присутствует такой значок.
  • На планшетах в «Настройках» в разделе «Беспроводная сеть» надо найти пункт «Еще», в котором есть управление этой функцией. Она также включается и выключается.
  • Для смартфонов компании Sony в «Экране приложений» найти пункт «Еще» и включить значок с обозначением самолета. И также все эти манипуляции можно осуществить, войдя в «Параметры» и там найдя этот значок с самолетом.

В ситуации, когда не отключается режим «В самолете», какие бы действия не предпринимались, даже перезагрузка и возвращение к заводским настройкам, остается только прошить телефон заново. Если и это не поможет, то это значит, что в системе телефона какие-то серьезные сбои и необходимо обратиться в сервис.

Рекомендуем видео:

Телефон, с которым не пустят на посадку

С прошлого года авиакомпании Aeroflot, Lufthansa, KLM, SingaporeAirlines, AirAsia и Air France и некоторые другие  запретили принимать к перелету владельцев телефонов Galaxy Note 7 южнокорейского разработчика Samsung. Такой запрет был внесен после неоднократных случаев самопроизвольного возгорания сотовых этой модели при их зарядке. Конечно, вероятность воспламенения выключенных девайсов во время полета крайне мала, но, ожидаемо, авиаперевозчики хотят застраховать себя от всех возможных рисков.

Например, в США зафиксирован случай, когда при взрыве Samsung Galaxy Note 7 дотла выгорела автомашина.

Ситуация приобрела настолько серьезный оборот, что компания Самсунг была вынуждена прекратить производство данной модели и даже отозвать непроданные устройства из магазинов. Это не значит, что вам не разрешат взять его на борт в принципе, но в салон с ним точно не пустят, а заставят упаковать в чемодан, сдаваемый в багажный отсек.

Несколько лет назад был зафиксирован случай, когда предшественник запрещенной модели самовоспламенился во время перелета одной из восточноазиатских авиакомпаний. Пассажирский салон авиалайнера заволокло дымом и все присутствующие на борту пережили не самые приятные мгновения в своей жизни, но самолет удалось успешно посадить, и никто не пострадал.

Samsung Galaxy Note 7


Так можно ли пользоваться телефоном в самолете? Если это не запрещено правилами авиакомпании, то, безусловно, да. Ученые, специализирующиеся на рисках, испытываемых авиацией, после многочисленных экспериментов доказали, что существенной опасности использование мобильных авиатранспорту не несет, но, в конечном счете, вам решать взять с собой гаджеты на борт или нет и, в какой мере ими пользоваться. Если вы следуете рекомендациям персонала на борту и не мешаете окружающим пассажирам – вы гарантируете себе комфортный и бесконфликтный полет.

Билет с открытой датой — что это за услуга и как ей пользоваться?

В авиационных правилах воздушных перевозок нередко упоминается термин «билет с открытой датой». Это удобная услуга, о которой не все знают. Пригодится, если вы покупаете билет в обе стороны, но когда именно будете возвращаться, еще не решили. О том, что вы хотите открытую дату, надо сказать кассиру, который оформляет билет.

Авиационные правила говорят, что воспользоваться билетом с открытой датой можно при наличии свободных мест на рейсе. Ограничений по времени, когда нужно сообщить о том, что вы будете пользоваться таким билетом, нет. Хоть за день — если в самолете будут места, вас зарегистрируют.

Фото: Денис Васильков, TUT.BY

«Если пассажир, имеющий билет с открытой датой отправления, обращается с просьбой о бронировании перевозки, а перевозчик не имеет возможности предоставить пассажирское место и провозную емкость в течение срока действия договора, то перевозчик или агент должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное пассажирское место и провозная емкость того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу», — отмечают правила.

Почему действует запрет

Кроме объективной причины о возможном создании радиопомех включенным мобильным устройством, существует несколько других факторов объясняющих позицию авиакомпаний относительно использования функционала телефона во время полета:

Минимизация рисков. Любая внештатная ситуация, влияющая на полет, грозит лишними, иногда многомиллионными, тратами авиакомпании

Плюс, каждая авиакатастрофа, или даже жесткая посадка тяжело бьет по ее репутации, поэтому если есть даже ничтожный шанс, что мобильный телефон может создать помехи для навигационных систем авиалайнера, перевозчикам проще запретить телефоны на протяжении перелета совсем; Рассеянное внимание. Взлет и посадка – самые ответственные этапы полета, именно в течение них случается большинство авиакатастроф, поэтому экипажу необходимо, чтобы пассажиры были внимательны и готовы к быстрым действиям, если что-то пойдет не так

Во время внештатной ситуации у вас может быть всего пять минут на реакцию, вы должны четко представлять себе расположение запасных выходов, спасательного жилета и так далее. И, наконец, в случае попадания борта в зону турбулентности, вы можете случайно выпустить гаджет из рук и нанести себе или сидящим рядом пассажирам существенные увечья;

Сколько положено багажа на ребенка и где в самолете поменять подгузники?

На детей до двух лет вы имеете право взять на рейс до 10 килограммов бесплатного багажа, на детей постарше норма такая же, как у взрослых, — 20 килограммов.

Кроме того, детская колыбелька, детская складная коляска, детское питание входят в перечень предметов, которые можно нести на борт с собой сверх стандартной ручной клади. Вот этот перечень.

К слову, детское питание сейчас на рейсах «Белавиа» предусмотрено для маленьких пассажиров. Его грузят на борт вместе со «взрослой» едой.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В советские годы в некоторых самолетах были специальные подвесные люльки для младенцев. Сейчас они не предусмотрены. Билет для малышей до двух лет сильно дешевле: так, с них не взимают таксы аэропорта, а сам билет обойдется примерно в 10% стоимости от стоимости взрослого. Ребенка по такому билету нужно держать на руках.

Если родители хотят, чтобы малыш до двух лет занимал отдельное кресло в самолете, они могут оформить для него авиабилет по тарифу, предусмотренному для детей от 2 до 11 лет.

На вопрос пассажиров о том, где же в самолете можно поменять подгузники малышу, «Белавиа» ожидаемо отвечает: в туалетной комнате.

— Некоторые пытаются делать это прямо в салоне на сиденьях, но так поступать нельзя, — объясняют в «Белавиа»

Что будет, если нарушить правило

На самом деле, ничего особенного. В Европейских странах и Соединенных штатах запрет давно отменен благодаря многочисленным доказательствам безопасности мобильных телефонов на борту самолетов. Уже несколько лет авиакомпании этих стран разрешают свободное использование гаджетов во время полета, и это не привело ни к одной авиакатастрофе. А там, где запрет сохраняется, это происходит по другим причинам.

Фактор отвлечения внимания

Во время посадки и взлета пассажирам рассказывают о технике безопасности и текущем положении дел на борту. Некоторые люди могут прослушать важную информацию, способную спасти им жизнь, потому что отвлеклись на телефонный звонок. Более того, если возникнет критическая ситуация, а один из пассажиров не будет знать, что делать, то он может создать пробку и помешать спастись другим пассажирам.

Перестраховка

21 век — это век новаций, каждый год на рынке появляются мобильные телефоны, использующие совершенно другие принципы работы и передачи частот. Не стоит на месте и оборудование самолетов. Существует риск, что какая-то новая модель сотового телефона может помешать работе системы навигации, но вероятность этого крайне мала. Некоторые авиакомпании все же предпочитают перестраховываться.

Чем теоретически грозит неповиновение пассажира в самолете, в котором запрещено использование мобильных телефонов? Если вы откажетесь перевести устройство в авиарежим, это может повлечь за собой:

  • снятие с рейса;
  • взыскание штрафа за задержку вылета (в судебном порядке);
  • запрет дальнейшего пользования услугами авиакомпании;
  • аннулирование билета без возврата средств.

Использование сотового телефона в самолете не угрожает безопасности пассажиров и не повлечет за собой фатальных технических последствий. Риск касается только юридической стороны вопроса. Перед полетом необходимо изучить политику авиакомпании касательно мобильных телефонов, и если стоит запрет, то его лучше не нарушать.

С чем связан запрет на использование телефонов в самолете

Выделяют две основные причины, почему запрещено использовать сотовый телефон в полете:

  • Мобильник может создавать помехи в работе навигационного устройства самолета;
  • Сигналы мобильников могут заглушать сигналы с вышки и маяка.

Наверное, каждый знаком с шипением и барахлением компьютера, если рядом пользуются телефоном, и раздается звонок. Нечто подобное может произойти и с приборами самолета. Если все пассажиры одновременно включат телефоны и не установят авиарежим, то последствия могут быть непредсказуемыми, поэтому рисковать безопасностью не может ни одна авиакомпания.


Риски связаны с тем, что когда самолет находится на высоте более 3 км, сигналы от используемых мобильников доходят до наземных вышек связи. Предполагается, что это может перегрузить сети на земле и даже вывести их из строя. Также излучение телефона может негативно повлиять на работу бортовых приборов и создать трудности пилотам

Особенно это важно при взлете и посадке – на этом этапе все электронные устройства авиасудна должны работать идеально и без сбоев. Именно поэтому необходимо исключить все факторы, которые могут создать помехи на борту

В 2014 году ассоциация безопасности самолетов заявила, что согласно последним исследованиям использование сотового телефона не оказывает влияния на нормальный режим полета. Для этого проводился специальный эксперимент – ученые отправились в аэропорт, в то время как в самолете другие специалисты пользовались генератором мобильных частот. На протяжении длительного времени авиатехника подвергалась воздействию волн разных сотовых, начиная от самых простых и заканчивая самыми современными мобильниками.

Так почему же тогда авиакомпании запрещают пользоваться сотовым? Дело в том, что эксперименты в идеальных условиях – это одно, а реальный полет более сложный и неожиданный процесс. Также в самолете имеется множество мелких систем, и проверить работу каждой из них невозможно. Если существует хоть одна вероятность, что используя телефон можно нарушить работу авиасудна, то лучше подстраховаться и перевести его в автономный режим. К тому же, регулярно появляются новые сотовые, которые работают на разных частотах, и у всех из них есть свои особенности.

Причины запрета использования телефонов в самолете

Наиболее распространённым ответом, тиражируемым уже много лет, является создание смартфонами радиопомех. Якобы, они мешают работе электронных систем, которыми под завязку напичканы современные пассажирские авиалайнеры. Но у самых любопытных возникает резонный вопрос о том, где на высоте 10 км мобильная сеть? Звонок-то осуществить всё равно невозможно.

Начнём с того, что в запретах говорится о невозможности использования мобильного устройства по прямому назначению. То есть, брать его с собой в полёт можно, а включать – нельзя. Авиакомании заранее предупреждают пассажиров о последствиях таких нарушений:

  • сбои в работе аэронавигационного оборудования;
  • нарушения функционирования в полёте коммуникаций воздушного судна;
  • возможность потенциально опасных ситуаций из-за помех, создаваемых пилотам в процессе управления самолётом. Естественно, при возникновении аварийных ситуаций в качестве одной из версий практически всегда рассматривается именно такие действия пассажиров.

Однако, впоследствии производителями авиалайнеров были проведены серьёзные исследования, результатом которых стало прямо противоположное утверждение. То есть, прямого воздействия на работу систем и узлов самолёта включённые мобильники не оказывают. С 2013 года ведущие авиаперевозчики мира стали отменять, или существенно урезать ранее введённые запреты. По-прежнему, категорически нельзя включать смартфоны при взлёте и на посадке. Но в горизонтальном полёте пассажирам становится доступным их использование.

Ещё одним доводом об опасности смартфонов, стал миф о том, что с их помощью можно координировать действия преступных групп, целью которых являются захваты воздушных судов. Это утверждение трудно оспорить. И ещё труднее – доказать, что такое ни разу не происходило. Неоспоримо другое. Если в самолёте находится террорист-смертник, целью которого является приведение в действие взрывного устройства, легче всего сделать это именно при помощи мобильного телефона.

Возможно, из соображений безопасности большинство авиакомпаний России сохраняют частичный запрет на пользование смартфонами и другими цифровыми устройствами во время полётов. Игнорировать требования авиаперевозчиков бессмысленно, и даже опасно. Сотрудники службы безопасности вправе задержать любого из пассажиров, действия которых покажутся им неправомерными и агрессивными с точки зрения обеспечения безопасности полётов.

Смартфон, с которым не допустят в салон

Год назад многие авиакомпании начали отказывать в посадке на борт пассажирам, у которых с собой смартфон Galaxy Note 7, разработанный фирмой Samsung. Этот запрет вынужденно внесли после информации о самовозгорании устройства во время зарядки. По телефону опасно звонить и брать с собой в места, где много людей.

Вероятность повторного возгорания мала, но авиаперевозчики не хотят рисковать жизнью пассажиров — вот почему они вводят такие ограничения.

Ситуация подтверждена реальными историями:

  1. В США при взрыве смартфона полностью сгорел автомобиль.
  2. Аналогичная ситуация произошла прямо на борту самолета. Galaxy Note 7 загорелся, когда его владелец заряжал смартфон. Борт самолета тут же заполнился дымом, а среди пассажиров началась паника. Обошлось без жертв.

Ситуация серьезная, а потому фирма Samsung прекратила выпуск этой модели. Оставшиеся устройства изъяли из магазинов.

Из-за этого в салон самолета с такой моделью телефона пассажиров никогда не пропустят, а заставят упаковать технику в чемодан и сдать в багажный отсек. Владельцам Galaxy Note 7 лучше изучить правила авиакомпании, в которой они собираются путешествовать, заранее.

Почему нельзя проносить в самолет жидкость в емкости больше 100 мл? Почему этот запрет не распространяется на продукты, купленные в Duty free?

На борт самолета можно пронести не более десяти баночек с жидкостью, каждая из которых не должна превышать 100 мл. То есть максимальный объем жидкости должен составить 1 литр. Почему именно такие нормы? Из определенных жидкостей объемом больше 1 литра можно создать взрывоопасную смесь, 100 мл считается безопасным объемом, вместе с тем достаточным для жизненно необходимых жидкостей, например для лекарств.

На жидкости, купленные в Duty free, ограничения по объему не распространяются: можно пронести литровую бутылку воды, сока, любого алкоголя, поскольку вся продукция данных магазинов проходит строжайшие проверки, в том числе на содержание огнеопасных и взрывчатых веществ

Важное условие — упаковка должна оставаться целостной, иначе товар могут изъять. Учтите, что алкоголь из Duty free нельзя распечатывать и употреблять на борту самолета

Заранее ознакомьтесь с правилами провоза алкоголя вашей авиакомпании.

Риск

В худшем случае такие кратковременные перебои в радиосвязи с аэропортом могут привести к блокированию радиочастот в течение одной-двух секунд, что приведет к нарушению связи между пилотом и центром управления, что приведет к одновременному запуску двух самолетов

Поскольку величина помех не может быть точно определена, важно соблюдать требования во время полета. Тот, кто выключает телефон в самолете, облегчает работу пилоту

Кроме того, это лучше для аккумулятора: потому что, как только самолет достигает отметки в три километра, в любом случае, отключается любой из приемов связи, и телефон, соответственно, будет непрерывно искать решения для максимальной производительности сети. Это будет способствовать скорой разрядке аккумулятора телефона.


С этим читают