Поцелуй (роден)

Кладбище Побленоу

Наполеоновские войска в 1813 году полностью разрушили это кладбище, и только после окончания войны в 1819 году его удалось восстановить. Кладбище отстроили в неоклассическом стиле по проекту итальянского архитектора Антонио Гинези.


Считается, что смерть всех уравнивает, но это утверждение мало касается кладбища Побленоу. Изначально его территория была разделена на две зоны. В одной части хоронили бедняков, используя для их бренных тел бетонные ниши, а в другой – покоились состоятельные жители Барселоны с фамильными склепами. Могилы усопших богачей украшали надгробия и статуи, над которыми трудились лучшие мастера и скульпторы того времени.

С ростом населения в Барселоне возникла потребность расширить границы кладбища, и в 1849 году городские власти производят на его территории ряд работ, связанных с модификацией и увеличением площади. Реконструкция не затронула внешнего облика старых надгробий и склепов, отражающих архитектурные стили разных периодов. Благодаря бережному отношению к прошлому, на кладбище Побленоу сохранились памятники, представляющие собой настоящие произведения искусства готического стиля и ренессанса.

История

Врата ада, скульптура Родена, откуда взят замысел Поцелуя.

Скульптура Поцелуй изначально носила название Франческа да Римини, в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя обессмертила Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, они были обнаружены, а затем убиты её мужем. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

По-своему изображая женские персонажи, Роден отдаёт дань уважения им и их телу. Женщины у него не просто находятся во власти мужчин, они — равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго. Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

Образ смерти

Фигуру Смерти и юноши можно толковать по-разному. Образ Смерти может выглядеть и коварно. Подлая костлявая властительница загробного мира исподволь подкралась к юноше и вместе с поцелуем забирает у него молодость и силу. Не случайно молодой человек в изнеможении опустился на колени. Смерть наклонилась над ним, чтобы он уже никогда не смог подняться.

Эпитафия на надгробии усопшего юноши в какой-то мере отображает безысходность того момента, когда человек попадает в объятия смерти. Каждый, кому доведется побывать у этой скульптуры, сможет прочитать на могиле о том, что юное сердце молодого человека навсегда перестало биться, а кровь перестала течь по его венам. Силы его оставили и он всецело стал принадлежать Смерти.

Есть мнение, что именно благодаря этой своеобразной скульптуре на экраны вышел мистический фильм «Седьмая печать». Идея его создания появилась у кинорежиссера Бергмана как раз после того, как он побывал в Барселоне на кладбище Побленоу и увидел легендарный «Поцелуй Смерти».

Эта удивительная скульптура таит в себе мистику, и многие верят, что прикоснувшись к ней, можно ощутить легкое покалывание как от электричества.

Среди прекрасных соборов, шумных узких улочек старого города и знаменитого футбольного клуба в Барселоне есть места тихие и укромные, хранящие прекрасные произведения мастеров там, где господствует вечный покой. Возможно, прекрасные скульптуры, возвышающиеся над надгробиями усопших жителей Барселоны, являются отображением главного смысла быстротечности жизни. То есть, каждому живущему на Земле необходимо помнить, что его ждет та же участь, а значит нужно ценить каждый прожитый миг.

Рекомендуем к прочтению Пещеры Нерхи, Испания.

Огромная задница имеет все шансы получить в этом году премию Тернера (4 фото)

Премия Тёрнера (The Turner Prize) — премия в области современного искусства, одна из самых престижных в мире. Названа в честь английского художника Уильяма Тёрнера. Была учреждена в 1984 году. Обладателем Премии может стать любой британский художник (позже премия перестала придерживаться национального подхода) в возрасте до 50 лет, который выставлял свои работы в Великобритании в течение последних 12 месяцев. Решения членов жюри часто вызывают споры, многим их выбор кажется слишком радикальным.В этом году наибольший интерес критиков вызывает представленная Антеей Хэмилтон 5,5-метровая скульптура мужских ягодиц в окружении кирпичной стены. Она была частью выставки Lichen! Libdo! Chastity! в Нью-Йорке и, как утверждает автор, сделана на основе 3D-сканирования тела «хорошо известного художника-графика».

• История одного «Поцелуя»: кто вдохновил Родена на создание знаменитой скульптуры

«Поцелуй» – не единственная скульптура, на создание которой великого Огюста Родена вдохновила страсть к его ученице, скульптору Камилле Клодель. В течение 15 лет девушка была для него возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. После их расставания Камилла лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камилла Клодель

Камиллу Клодель нельзя назвать заурядной девушкой: еще в юности проявился ее талант ваяния, в 17 лет она поступила в Академию Коларосси, где ее наставником стал знаменитый скульптор Альфред Буше. А вскоре Камилла начала брать уроки у Огюста Родена.

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель в мастерской


Между ними вспыхнула страсть, которая на долгие годы стала источником вдохновения для великого скульптора. Свою возлюбленную он описывал так: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли, большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».

Камилла Клодель

Первое время Камилла Клодель шлифовала готовые скульптуры своего наставника, но со временем она начала создавать и собственные. Роден даже доверял ей заканчивать свои работы. Она стала для скульптора не только любимой моделью и музой, но и генератором идей, автором многих замыслов.

Огюст Роден. Данаида, 1885 – скульптура, посвященная Камилле Клодель

Слева – Камилла Клодель. Вечный кумир, 1888. Справа – Огюст Роден. Вечный идол, 1889

Р.-М. Пари – биограф Камиллы Клодель, так описывает период их совместного творчества: «Все исследователи творчества Родена знают: новый стиль открылся у него в 80-е годы – именно тогда, когда в жизни его появилась эта девушка. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».

Слева – Огюст Роден. Справа – Камилла Клодель

Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Р. М. Рильке писал: «Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом». Скульптура вышла настолько чувственной, что многие сочли ее неприличной для демонстрации широкой аудитории.

Огюст Роден. Поцелуй. Фрагмент

Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. 15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.

Камилла Клодель. Слева – *Улетающий бог*, 1890-е гг. Справа –*Бронзовый вальс*, 1893


Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Критики писали, что после расставания с Камиллой талант Родена угас, и он больше так и не создал ничего значительного. Сложно судить о масштабах таланта гения, но все его самые знаменитые работы действительно появились в то время, когда их с Камиллой любовь и вдохновение были взаимными. В 1880-1890-е гг. были созданы «Ева», «Мыслитель», «Вечный идол», «Вечная весна» и «Поцелуй», признанные вершиной творчества Огюста Родена.

Камилла Клодель

Нравится? Жми:

Описание скульптуры

Эта скульптура действительно вызывает бурю эмоций, связанных с ужасом, какой-то нелепой нежностью и непонятным состоянием экстаза. Смешанные чувства вызывает юноша с крепким мускулистым телом и прильнувшая к нему костлявая окрыленная фигура Смерти. Создается впечатление, что молодой мужчина добровольно отдается желанию костлявой любовницы. Он бессильно опустил руки вдоль туловища, покорно запрокинув голову, всем своим видом демонстрируя полное отсутствие воли и нежелание сопротивляться смерти как таковой. Возможно скульптор пытался передать настроения какой-то части молодежи того времени, которая, имея все, не видела смысла в своей собственной жизни.

Образ ужасной смерти в этой скульптуре выглядит совершенно нетрадиционно

Смерть нежно касается виска юноши, осторожно поддерживая его тело костлявыми руками. Она не впилась в него хищно и безжалостно, как это обычно изображают художники

Здесь все наоборот. Даже крылья Смерть использует для защиты юноши, нежно ограждая его от всего, что окружает молодого человека.

Оценка критики

«Поцелуй смерти» считается важным примером жанра фильм нуар, также он памятен дебютной ролью Ричарда Уидмарка, положившей начало его звёздной карьере.

Кинокритик Деннис Швартц писал: «Неприукрашенный фильм нуар Генри Хэтэуэя об „исправившемся“ профессиональном преступнике, который вынужден вернуться в криминальный мир, никогда не звучал полностью правдиво, несмотря на то, что для большей реалистичности снят в полудокументальном стиле непосредственно на улицах Нью-Йорка. Тем не менее, это великолепный игровой фильм, основанный на реальных событиях, с запоминающейся демонстрацией безумия, в частности, в эпизоде, где похихикивающий киллер-психопат Томми Удо (Ричард Уидмарк, незабываемый кинодебют) сталкивает прикованную к инвалидной коляске старушку (Милдред Даннок) в лестничный пролёт, не прекращая при этом своё хихиканье».

Писатели Реймонд Борд и Этьенн Шометон писали: «Из фильма Генри Хэтэуэя „Поцелуй смерти“ запомнится тот насквозь невротический, отвратительный мелкий подонок с дикими глазами и пронзительным смехом, которого Ричард Уидмарк превратил в одну из своих лучших ролей».

Критик Ник Шейгер написал: «Совершенно не удивительно, что Ричард Уидмарк был большим поклонником Бэтмена, так как его звёздный кинодебют в „Поцелуе смерти“ в роли скалящего зубы, гогочущего психопата Томми Удо (за что он получил номинацию на Оскар) очень много взял у Джокера. Безусловно, то, как наэлектризованный аморальный псих в исполнении актёра наслаждается сталкиванием с высоты прикованной к инвалидному креслу женщины, — это главная (и, возможно, единственная) причина смотреть этот перехваленный нуар Генри Хэтэуэя 1947 года, беспорядочный, но визуально изящный криминальный фильм (неореалистически снятый на натуре в различных уголках Манхэттена), постоянно теряющий собственную точку зрения».

Фигура Томми Удо вошла в массовое сознание Америки. В некоторых колледжах студенческие братства стали формировать клубы Томми Удо «с намерением поставить женщин на место». Известны случаи, когда актёра просили записать на диск маниакальный смех из этого фильма.

Косоглазый Давид

Знаменитая статуя Давида, созданная Микеланджело Буанаротти в начале XVI века, веками считалась образцом мужской красоты. Однако мраморный юноша ока­зался далеко не совершенен: дело в том, что Давид – косоглазый.

К такому выводу пришёл американский учёный Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техни­ки. «Дефект зрения» более чем пятиметро­вой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мне­нию экспертов, Микеланджело намеренно наделил своё детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Кстати, ещё один нюанс: статуя была сделана Микеланджело из куска исполь­зованного белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этой глы­бой работать, а потом бросил. 

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Всемирно известную статую Ники нашёл на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и архео­лог. Высеченная из золотистого мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неиз­вестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед.

Руки и голова богини безвозвратно утра­чены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное по­ложение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократ­ные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр.

Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своём несовершенстве. 

Большие мраморные скульптуры

Заказ для Франции

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант Поцелуя для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 г. на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 г. была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Заказ Уоррена

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства. Увидев Поцелуй на Парижском салоне, художник Уильям Ротенштейн рекомендовал скульптуру Уоррену для приобретения, но она была заказана французским правительством и не продавалась. Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет. Неизвестно почему Уоррен выбрал для неё такое место — из-за большого размера или потому, что она не до конца отвечала его ожиданиям. В 1914 г. скульптура была взята в долг местными властями и выставлена на всеобщее обозрение в здании муниципалитета. Множество местных пуритански настроенных жителей, ведомых директрисой мисс Фаулер-Татт, выразили несогласие с эротической подоплёкой скульптуры. Особенные заботы вызывало то, что она может распалить солдат, во множестве расквартированных в городе. В конце концов скульптуру задрапировали и скрыли от публичного просмотра. Во владения Уоррена статуя вернулась в 1917 г., где хранилась на конюшне 12 лет, вплоть до его смерти в 1929 г. Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена. Постоянное место размещения скульптуры — Тэйт Модерн, хотя в 2007 г. её привозили в Ливерпуль, где ей отвели почётное место на праздновании 800-летия города, а также объявления Ливерпуля европейской культурной столицей в 2008 г. В данный момент (март 2012) одолжена музеем современного искусства Тёрнера в Кенте.

Заказ Якобсена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене. Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеке Карлсберга, открытой в 1906 г.

«Поцелуй» в мраморе в Новой глиптотеке Карлсберга, Копенгаген

Другие варианты

Три больших мраморных варианта скульптуры были выставлены в Музее Орсе в 1995 г. Четвёртая, малая копия, около 90 см высотой (статуя в Париже — 181.5 см) была сделана после смерти Родена скульптором Анри-Леоном Гребе для Музея Родена в Филадельфии. Гипсовый слепок статуи можно найти в Национальном Музее Изящных Искусств в Буэнос-Айресе.

Скульптура послужила прообразом множества бронзовых копий. По данным Музея Родена в литейных цехах фирмы Барбединни их отлито 319 штук. Согласно французскому закону от 1978 г. только первые 12 могут быть отнесены к первому изданию.

Руки Венеры Милосской


Знаменитая фигура Венеры второе сто­летие занимает почётное место в париж­ском Лувре. Некий греческий крестьянин нашёл её в 1820 году на острове Милос, но на тот момент обе руки скульптуры были в наличии: в левой богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней статуи, офицеры французско­го военного флота распорядились увез­ти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произош­ла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части. 

История памятника Поцелуй Смерти

Одним из таких памятников является знаменитый «Поцелуй Смерти», установленный у надгробия единственного сына испанского мануфактурщика Жозепа Ллаудета Солера. От чего умер юноша в столь раннем возрасте, никто уже не знает. Кое-кто утверждает, что тайна смерти молодого человека вызвана «дурной болезнью», связанной с распутным образом жизни богатого молодого повесы. Возможно, из-за этого его могила находится в самом укромном месте кладбища.

Убитый горем отец никак не мог смириться с непоправимой утратой. Чтобы увековечить образ сына, он обратился к лучшему скульптору Испании. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, кто же создал этот мистический памятник. Одни считают «Поцелуй Смерти» творением рук Жоана Фонберната, а другие доказывают, что это произведение искусства создано Жаумом Барба. Сохранились сведения о том, что безутешный отец, увидев готовый памятник, не мог прийти в себя от избытка нахлынувших на него противоречивых чувств, и просидел у могилы сына около трех суток. После этого он не смог найти в себе силы вновь проведать своего усопшего отпрыска и никогда больше не приходил к его могиле.

Кладбище Монжуик

Как уже ясно из названия, это поразительное кладбище Барселоны располагается на Монтжуик на красочном склоне со стороны моря. При первом взгляде кладбище в знакомом для нас виде это мало напоминает. Пятиэтажки со множеством квартир, семейные особняки, величавые памятники, чисто убранные пустынные улицы, кипарисовые аллеи – подлинный миниатюрный город. Но город мертвых.

Захоронения тут отличны от типовых могил. Когда человек уходит из жизни, гроб размещают в специальной ячейке один над другим, составляя, таким образом многоэтажки. «Квартиры» в таких «домах» передают в аренду на период 15 – 50 лет и наиболее дорогостоящие из них располагаются на нижних этажах, сверху подешевле. На самые верхние этажи даже нужно приставлять специальную лестницу, отправляющимся навестить могилу усопшего родственника. Занимательно, что хоть данные ячейки и не закупориваются целиком герметично, типичный запах и опасные бактерии тут отсутствуют, благодаря специальным технологиям.

История кладбища

Кладбище Барселоны Монтжуик основали в 1883 году; выступает самым крупным из 9-и кладбищ Барселоны. Тут захоронены больше 150 тысяч человек. Помимо этого, оно – настоящий музей под открытым небом со своей величавой атмосферой вечного покоя и безмятежности.

Тут укрыты чуть ли не наиболее красивые готические скульптуры, буржуазные гробницы и целые усыпальницы с семейными захоронениями. Немало здесь и именитых «жильцов», среди них – музыкант Исаак Альбенис, музыкальная исполнительница Виктория де Лос Анджелес, генерал Антонио Эскобаре и даже известный наркоторговец Анхель Франко.

Мифы и легенды

Разумеется, это кладбище Барселоны уже обзавелось различными легендами и мифическими страшными историями. Ходят слухи, что в одной из братских могил похоронена кровожадная вампирша Энрикета Марти, которая выходит в полнолуние искать детскую кровь. По сути же, Энрикета Марти — «типичная» серийная убийца и владелица детского публичного дома, «прославившаяся» тем, что занималась похищением детей и использованием их в наиболее немилосердных целях. В 1912 году Энрикета была поймана и заключена в тюрьму, где ее очень скоро убили сокамерники. Похоронена она была на самом деле на кладбище Барселоны Монтжуик.

Еще одна история имеет связь с надгробной скульптурой одного буржуа начала 20-го столетия, который возжелал, чтобы на его надгробие поместили изваяние, изображающее момент, когда за ним явится смерть. Для пущего правдоподобия скульптор снял прижизненную маску с лица клиента и на следующий день завершил скульптуру. Но, несчастный буржуа ее так и не смог увидеть, той же ночью, будучи еще совершенно не старым и в здравии, он скончался от внезапно охватившей его болезни.

Если вы желаете сделать ваше посещение таинственного кладбища Барселоны еще в большей степени впечатляющим, отправляйтесь туда в ночное время. Дважды в год, в Ночь всех Святых и с наступлением весны, тут организуются ночные прогулки. За данные мероприятия оплату не берут и допускают на них всех желающих. Тех, кто окажется достаточно смел, разумеется.

Пройти на кладбище возможно с 2-х сторон: основной вход располагается со стороны порта, а второй — со стороны парка Монтжуик.

Практическая информация

Находится: Mare de Déu del Port, 56-58 Станция метро: Espanya График: Кладбище открыто ежедневно – 8.00 – 18.00. Оплата за вход: свободный

ХОТИТЕ ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО БАРСЕЛОНЕ И ДРУГИМ ГОРОДАМ?

ПОСМОТРЕТЬ

ПОСМОТРЕТЬ

ПОСМОТРЕТЬ

ПОСМОТРЕТЬ


С этим читают