Петропавловская крепость в санкт-петербурге

Мероприятия

Пляж Петропавловской крепости важная локация для проведения масштабных праздников в Санкт-Петербурге. Ежегодно на пляже проводится фестиваль песчаных скульптур. Дата проведение в 2020 году пока не названа, в 2019 году фестиваль прошел с 25 мая по 30 сентября (с 17 июня по 23 июня вход на фестиваль закрыт по техническим причинам). Тема фестиваля — Затерянные миры. Режим работы, стоимость билетов и другие подробности можно узнать в группе фестиваля .


Традиционно с пляжа запускается салют в День города и в день проведения фестиваля «Алые паруса». Посмотреть на это грандиозное зрелище приходят тысячи горожан и гостей Северной столицы. Территория пляжа в эти дни закрыта для посещения, так как здесь устанавливают пиротехническое оборудование. Полюбоваться салютом можно с Дворцовой набережной, территории Биржевого сквера. Кроме того, специально для зрителей на Троицком и Дворцовом мостах ограничивают движение машин и общественного транспорта.

В 2020 году фестиваль «Алые паруса» планируется провести в ночь с 20 на 21 июня. А празднование Дня города состоится 27 мая.

В акватории Невы регулярно проходят спортивные фестивали — гонки на гидроциклах, парады яхт и катеров, катания на водных лыжах и другие мероприятия.

Фигуры из песка, Антон

Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости

Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5–6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50–60 орудий.

Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.


Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами.

Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая.

В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).

С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Её выстрел — один из символов Петербурга.

Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников — равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).


Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским.

Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.

История

Причины строительства

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Строительство и дальнейшее существование


Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.

Строительство храма началось 29 июня (10 июля)  года в день святых апостолов Петра и Павла (в XXI веке этот праздник отмечается 12 июля) на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 () апреля . 14 () мая  здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая (10 июня)  года был заложен каменный Петропавловский собор. Его строили таким образом, чтобы действующий деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди позднее. В 1722 г. царь Пётр с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии и до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии.

В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором Петром Патоном, новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди. В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой , связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Фёдоров), являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

История Петропавловской крепости.

Крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один – Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Примечания

  1. ↑ , с. 8.
  2. , с. 186—187.
  3. Власов В. Г.. Рождение и развитие архитектуры «русского барокко» // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 30-35
  4. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. — С. 45-47
  5. Власов В. Г.. Рождение и развитие архитектуры «русского барокко» // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 38-39
  6. Кириков Б. М. Прообразы композиции Петропавловского собора // Краеведческие записки. — Вып. 2. — СПб.: Акрополь, 1994
  7. Бусева-Давыдова И. Л. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге // Искусствознание.- 1999. — № 2. — С.510-529
  8. Путятин И. Е. Русская церковная архитектура эпохи классицизма: Идеи и образы: Автореф. дис. докт. искусствоведения — М., 2011. — С. 36
  9. Власов В. Г.. Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 45-48
  10. Gerasimova J. The Iconostasis of Peter the Great in the Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg (1722—1729).— Amsterdam, 2004
  11. Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. С. 47
  12. . Интерфакс-Религия (26.4.2019). Дата обращения 27 апреля 2019.

Имперские традиции в наши дни

  • До революции 1917 года по ежедневному пушечному выстрелу в полдень горожане вполне могли сверять свои часы. Отсюда и пошло расхожее выражение: «Точно, как из пушки». Эта традиция угасала в период с 1934 по 1957 год. Но потом, когда советские власти, видимо, поняли, что в ней нет ничего предосудительного, ленинградцы также могли по пушечному сигналу узнавать, что уже полдень.
  • Кстати, раньше пушки давали холостой залп в сторону Эрмитажа, но теперь по просьбе его директора, они повёрнуты к Финскому заливу.
  • Также у Нарышкина бастиона в мае-октябре каждую субботу в 11:55 проходит церемония развода почетного караула.
  • В XIX веке на территории Петропавловки с 11 до 12 дня всегда играл оркестр. Видимо, тень того мотива имперских времён осенила современных музейщиков-организаторов, и они в 2005 году во Флажной башне установили рояль, на котором иногда играют известные пианисты.

История[править]

День начала строительства крепости Санкт-Питер-Бурх считается датой основания города. Построенная во время Великой Северной войны крепость должна была оборонять отвоёваный Петром I у шведов стратегически важный выход к Балтийскому морю, однако вскоре утратила военное значение. Изначально крепостные валы были земляными, в — их заменили каменными укреплениями по проекту архитектора Д.Трезини.

Первым комендантом стал сподвижник Петра I генерал Карл Ренне.

В первой половине XVIII века строительство крепости было завершено. На ее территории возведен ряд крупных сооружений, среди них — Петропавловский собор, доминирующий в ансамбле и играющий исключительную роль в панораме берегов Невы. Бастионы и куртины, сложенные из кирпича и камня, достигали 10—12 м высоты и 20 м ширины. С юго-востока крепость прикрывалась полноводной Невой, с севера — протокой Невы и земляными укреплениями (кронверком и кавальером). Кронверк представлял собой укрепление из бастиона и двух полубастионов, соединённых куртинами; его земляные валы, окруженные рвом с водой, к 1708 были одеты дёрном; на них стояло 78 орудий. Вдоль Заячьего острова был вырыт канал (длина 400 м и ширина 5 м), засыпанный в году. В —-е годы XVIII века перед западной и восточной куртинами началось возведение каменных равелинов. С восточной стороны был построен Иоанновский равелин (назван по имени старшего брата Петра I Ивана Алексеевича), с западной — Алексеевский равелин. Равелины отделялись от территории крепости рвами с водой, через которые были перекинуты подъёмные мосты; в конце XIX века рвы были засыпаны.

8 ноября года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион. К счастью, решение было вскоре отменено.

Петропавловская крепость (2-я пол. XIX в.)

Петропавловка с другого берега Невы

Архитектурный ансамбль

Вид на Петропавловские крепость и собор от Кронверкского пролива

Дворцовый мост и Петропавловский собор

Фортификационные постройки

Петропавловский собор

Стена крепости

Потерна Петропавловской крепости

Ворота

  • Васильевские
  • Невские ворота (—, архитектор Н. А. Львов)
  • Иоанновские
  • Кронверкские
  • Никольские
  • Петровские (—, архитектор Д. Трезини)

Бастионы

(по часовой стрелке, начиная с Государева, заложенного первым)

  • Государев
  • Нарышкин
  • Трубецкой
  • Зотов
  • Головкин
  • Меншиков

Другие элементы фортификации

  • Батардо и турель
  • Кавальер
  • Контргарды
  • Кронверк
  • Крепостные рвы
  • Потерна

Инженерные сооружения

  • Невская пристань (1784—1787, архитектор Н. А. Львов)
  • Ров, сохранившийся от крепостного канала, засыпанного в 1882 году.
  • Петропавловский собор (1712—1733, архитектор Д. Трезини) с усыпальницей императоров
  • Великокняжеская усыпальница (1897—1908, архитектор Д. И. Гримм)
  • комплекс Санкт-Петербургского монетного двора (1796—1805, архитектор А. Порто)
  • Обер-офицерская гауптвахта (реконструкция 1906—1907 — В. Ф. Асмус)
  • Ботный дом
  • Инженерный дом
  • Главное казначейство
  • Каретник
  • Комендантский дом
  • Прокурорский дом
  • Тюрьма Трубецкого бастиона
  • Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Арсенал на кронверке)
  • Артиллерийский цейхгауз
  • Обер-офицерский дом
  • Плац-майорский дом
  • Дом фондовых капиталов

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Петропавловская крепость Комендантский дом.

Рядом – двухэтажное здание Комендантского дома, где находилась просторная служебная квартира коменданта крепости и его канцелярия. Обязанности у коменданта были в основном военно-хозяйственные, в частности охрана крепости и надзор за тюрьмой. В этом доме неоднократно происходили допросы узников и судебные процессы. К примеру, до сих пор здесь сохраняется мемориальный зал, в котором в 1826 г. работал следственный комитет по делу декабристов. Должность коменданта Петропавловской крепости была почетна и часто пожизненна, на нее назначались только особо доверенные заслуженные генералы. У восточной (алтарной) стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище, где с петровских времен хоронили комендантов, скончавшихся на своем посту. Всего здесь 19 захоронений.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».


С этим читают