Пещера альтамира — «картинная галерея» доисторического человека

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.


Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

пещера Альтамира внутри

И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок — угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.

рисунки в пещере Альтамира при освещении

Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

Открытие

Пещера Альтамира была найдена в 1868 году охотником Модестом Кубильясом Перасом, который нашёл вход, когда пытался освободить своего пса, застрявшего в расколах скал во время преследования добычи. В то время, новость об открытии пещеры не имела абсолютно никакого значения для людей в этом районе, так как местность имеет карстовый рельеф.

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Раскопки в пещере проводились в 1902—1904, 1924—1925 и 1981 гг.

В 1960—1970-х гг. пещеру посещало огромное количество туристов, до 1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках была обнаружена плесень от сырости. Власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 году и вновь открыли в 1982 году, однако резко ограничив туда доступ до ~20 человек в день. Очередь на посещение приходилось ждать до трёх лет. В 2002 году, после обнаружения плесени на рисунках в главном зале, пещера была закрыта для посещений. В июне 2010 года министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде объявила, что в 2011 году пещера будет вновь открыта.

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.

Как добраться до пещеры

Пещера располагается рядом с городом Сантандера, который относится к провинции Кантабрия. Для того чтобы добраться до города, лучше воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Центральный аэропорт находится всего в нескольких километрах от пещеры. Далее можно воспользоваться услугами такси или рейсовым автобусом.

Обратите внимание! Оптимальным вариантом будет использование арендованного автомобиля. Двигаться нужно по магистрали 67, повернуть на Сантильяна-дель-Мар, а затем повернуть на шоссе № 6316

Адрес пещеры — Santillana del Mar (Cantabria).

После того, как пещера была открыта, сюда потянулись толпы туристов. Так как людей по пещерам проходило много, микроклимат начал меняться, что грозило изменением влажности воздуха, из-за чего все надписи могли исчезнуть. Именно поэтому в 1977 году пещера была закрыта и учеными была проведена работа по восстановлению микроклимата. Спустя 5 лет, ее вновь открыли, но с условием посещения пещеры не более 20 человек в день. Но, так как туристов, желающих посмотреть на природную достопримечательность, было гораздо больше, власти решили создать рядом копию оригинала. И уже с 2001 года пещера стала работать как музей.

Время работы музея с 9:30 до 20:00 в будние дни с мая по октябрь, в остальные месяцы музей работает с 9:30 до 18:00.

Пещеру можно посетить самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных экскурсоводов. Для этого можно на официальном сайте забронировать дату и время посещения.

Стоимость входного билета в 2018 году составляет 3 евро. Кроме того предоставляется возможность приобрести годовой билет для посещения, цена которого составляет 25 евро.

Посещение пещеры может быть и полностью бесплатным. Это возможно в субботу с 14:00 и в течение всего воскресенья. Кроме того, бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет.

Обратите внимание! Для того чтобы приобрести билет, нужно подойти к кассе не позднее, чем за 30 минут до ее закрытия

Рисунки в пещере

Пещера Альтамира — восхитительная природная достопримечательность. Благодаря удивительной полихромной каменной живописи, относящейся к эпохе палеолита, ученые прозвали ее «Сикстинской капеллой» первобытной культуры, поэтому Альтамиру обязательно стоит посетить, отправляясь на отдых в Испанию.

Открытие других пещер

Пока ученые-историки вели спор о достоверности рисунков и других находок Саутуолы, в Европе были обнаружены еще несколько подобных пещер, в которых найденные предметы, орудия труда, скульптуры и наскальные рисунки датировались эпохой верхнего палеолита.

Так, в 1895 г. французский археолог Э. Ривьер в пещере Ла Мут исследовал рисунки ископаемых животных и орудия, древность которых подтверждалась невозможностью доступа в эти слои современных людей. В другом месте ученым Дало были также найдены изображения мамонтов и других животных времен палеолита. Все они были погребены под слоем земли, что свидетельствовало о древности находок.

Аналогичные открытия были сделаны в Европе, Азии, на Урале, в Монголии. Однако все это произошло уже спустя годы после смерти Саутуолы и Виллановы.


Человеком, который смог открыто признать свои ошибки и изменить судьбу пещеры Альтаира, стал Картальяк, который в 1902 г. призвал весь ученый мир «не совершать роковую ошибку» и начать исследование древней наскальной живописи.

Краткое описание

«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества.

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты.

Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Подделка или переворот в истории?

Марселино де Саутуола начал более тщательно изучать своды пещеры: в следующем зале им также были найдены геометрические изображения и рисунки животных. В земле около стен археолог смог обнаружить охру того же оттенка, что и на картинках, что доказывало местное происхождение наскальной живописи. Все это являлось следами жизнедеятельности первобытных людей.

Также им были собраны доказательства того, что пещера была заброшена многие тысячи лет, а значит, все находящиеся внутри предметы принадлежали древним людям, которых ранее считали неспособными к общению при помощи речи, и тем более искусству.

Понимая, что найденное им является мировой сенсацией и открытием в области археологии и истории, Саутуола решает поставить в известность о находке ученых. С этой целью он в 1880 г. отправляет рукопись с описанием пещеры и наскальных изображений в редакцию знаменитого журнала во Франции «Материалы по естественной истории человека», который специализировался на таких публикациях.

В пещеру начинают приезжать ученые и любители археологии, однако их реакция на находки Марселино оказалась резко негативной, его даже обвинили в фальсификации данных. Единственным человеком, который поверил в такое чудо, стал геолог, профессор Мадридского университета Вилланова. Вместе с Саутуолой он посетил пещеру: среди артефактов, обнаруженных в верхнем слое земли, была и каменная раковина, в которой талантливый древний художник разводил краски.

По словам редактора журнала Э. Картальяка, ученый мир испугался того нового и неизвестного, что полностью переворачивало представление о развитии человечества в древние века. Поэтому выступление Вилланова на конгрессе антропологов с докладом о находке было провалено. Настенную живопись пещеры Альтамира все крупнейшие ученые объявили фальсификацией, обвинив в подлоге испанского археолога-любителя.

Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков

Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в музее, вход в который доступен всем.

Постоянная экспозиция музея называется Времена Альтамиры. Она рассказывает о том, как выглядела пещера в каменном веке, когда и были созданы рисунки на ее стенах. Залы музея знакомят с искусством и традициями древних племен, которые населяли Европу в эпоху верхнего Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры скопирована с точностью и в трехмерном отображении, так что каждый может почувствовать себя внутри самой пещеры и посвятить много времени рассматриванию рисунков.

Для детей музей регулярно проводит мастер-классы, во время которых они могут преобразиться в наших предков – охотников на оленей. В отдельной зоне проходят уроки рисования. А иногда музей организует концерты классической музыки для всей семьи. Расписание мероприятий обновляется на сайте каждый месяц:  museodealtamira.mcu.es

История находки

Пещера была обнаружена случайно в 1868 г. недалеко от городка Сантандер одним из местных жителей. Когда сведения дошли до любителя-аргеолога Марселино де Саутуолы, он проявил интерес и пришел ее осмотреть. В первый же день им были найдены остатки костей и скелетов животных, а также древние орудия человека.

Через 3 года, после посещения выставки по археологии во Франции Саутуола решает исследовать пещеру более подробно, попытавшись вскрыть верхние слои почвы. Раскопки были им начаты осенью 1879 г., в ходе которых обнаружены топорики, детали посуды, рога оленей и другие интересные вещи.

Во время очередной экспедиции Марселино привел дочь посмотреть на свои труды, которая была восхищена и старалась сделать свои находки. За счет своего маленького роста девочка могла пробираться в те помещения, где слишком низкий потолок не позволял пройти взрослому человеку

Она и совершила важное открытие в одном из боковых гротов пещеры Альтамиры: наскальные рисунки, которые покрывали стены и потолок, где были очень реалистично изображены большие 2-метровые быки, лошади и другие животные

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сколько стоит экскурсия в пещеру Альтамира?

По прибытии в музее можно приобрести билеты в кассах. Детям до 18 лет вход свободный. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

Цены на экскурсию:

  • Входной билет: € 3
  • Годовая карта: € 25

Вход свободный:

  • По Субботам с 14.00 и весь день в воскресенье
  • 18 апреля День всемирного наследия
  • 18 мая Международный день музеев
  • 12 октября День Колумба
  • 6 декабря День Конституции

Также в пещере Альтамира регулярно проводятся бесплатные экскурсии для детей, если вы захотите познакомить своих детей с наскальной живописью заранее, покажите им небольшое видео.

https://www.youtube.com/watch?v=TB3U4TywM2U

Не менее важной достопримечательностью Испании является Монтсеррат — гора очень причудливой формы. Она находится на расстоянии пятьдесят километров от Барселоны (столица Каталонии)

Что же значит это слово с каталонского?

Разрезанные или зубчатые горы. И они действительно так выглядят. Там, где сейчас находится Каталония, много лет назад было море, которое спустя продолжительное время стало горным хребтом. Пиренеи образовались после схождения ледника. Монсеррат было суждено отколоться от главного хребта, теперь она стоит в одиночестве.

Страховка для поездки в Испанию Оформите туристическую страховку не выходя из дома!    cherehapa.ru    Страховой полис придёт вам на почту. Его останется только распечатать.Оформить за 7 минут →

Магура (Болгария)

Пещера находится в Вилинской области состоит из множества залов и коридоров, уходящих вглубь на 3 км. Стены покрыты уникальными наскальными рисунками бронзового века. 700 изображений животных, летучих мышей, растений, охотников, ритуалов, звезд и солнца сохранились в отличном состоянии.


Пещера Магура (Болгария)

Археологи исследовали петроглифы и пришли к выводу, что один из них – солнечный календарь, состоящий из 366 дней. Он считается самым древним в Европе. В пещере найдены не только наскальные рисунки, но и останки доисторических животных – пещерных медведей и гиен.

Пещера открыта для посетителей. В одном из залов (Триумфальный) проводят концерты классической музыки.

Загляните сюда:

Двойник пещеры – Альтамира-2

Как только в подлинном происхождении петроглифов перестали сомневаться, толпы желающих посетить пещеру Альтамира и собственными глазами увидеть творения древнего человека с каждым годом увеличивались, что негативным образом стало сказываться на состоянии пещеры и ее петроглифов. Появившаяся плесень из-за изменения микроклимата в пещере стала покрывать и разрушать древние рисунки.

Специалисты, следящие за состоянием Альтамиры и ее петроглифов, сначала приняли решение ограничить количество посетителей. Однако ситуация оставалась критической и петроглифы продолжали разрушаться. Оригинальное решение, принятое в начале 90-х годов, построить двойник Альтамиры с абсолютно идентичным природной пещере обликом изменило ситуацию к лучшему. Так появилась Альтамира-2.

Пользуясь красками из натурального сырья подобно людям эпохи палеолита, современные художники Педро Саура и Матильда Мускис сумели создать копии древних наскальных шедевров. Дочь Марселино Мария оказалась достойной продолжательницей идей своего отца. Будучи замужем за обеспеченным человеком, она совместно со своим мужем организовала фонд, благодаря которому стало возможным создание копии существующей Альтамиры. И вновь повторилась история. Только уже новый Король Испании со своей Королевой первыми посетили Альтамиру-2.

Альтамира-2 была создана специально для посещения туристов. Попадая в искусственно обустроенную пещеру, никто из них не ощущает, что ее сотворили человеческие руки. Альтамира-1 служит науке. Результаты исследований петроглифов показывают, что наскальным рисункам насчитывается более 14 тысяч лет, а некоторым изображениям больше 16 тысяч лет. Специалисты сумели доказать, что красные лошади были изображены раньше, чем бизоны, а росписи и таинственные знаки появились значительно позже. Наскальные рисунки Альтамиры настолько популярны, что их копии хранятся во многих музеях мира, в том числе и Мадридском Национальном археологическом музее.

Рекомендуем к прочтению Интересные факты об Испании.

2+

Расположение пещеры, и как доехать

Пещера Альтамира расположена в Кантабрии (Испания), около Сантиляна-дель-Мар, что находится на 30 км к западу от Сантандера, городка на севере страны на берегу Атлантического океана. Вход в пещеру расположен на возвышенности высотой 158 м на расстоянии 5 км от Сантильяна дель Маар, куда направляет указатель на шоссе.

В 1960-70-е годы это место пользовалось большой популярностью у туристов, из-за чего произошло повышение температуры и влажности в подземных помещениях, на стенах появилась плесень. В период с 1977-го по 1982-й пещера была закрыта на реставрацию, дальнейшее посещение туристами было ограничено до 20 человек в день.

В 2001 г. около пещеры был создан музейный комплекс, где выставлены копии многих изображений. Теперь туристы могут познакомиться с наскальной живописью, не совершая спуск под землю.

Время работы музея:

  • май — октябрь — 9.30-20.00 (вторник-суббота);
  • ноябрь — апрель — 9.30-18.00 (вторник-суббота);
  • 9.30-15.00 (воскресные и праздничные дни);
  • понедельник — выходной.

Бесплатное посещение открыто 18.04, 18.05, 12.10 и 6.12, по субботам после 14.00, воскресенье – целый день.

Посещение пещеры: счастливый билет

Пик посещаемости пещеры был отмечен в 1960-1970-х годах, когда каждый день внутрь заходило до 1500 посетителей. О такой толпы людей температура в пещере стала меняться, воздух стал более влажным и на разрисованном камне начала появляться плесень. Пещеру пришлось закрыть на реставрацию в 1977 году. В 1982 ее снова открыли, но ограничили количество посетителей до 20 человек в день. Сразу же образовались очереди на вход в пещеру, расписанные на много месяцев вперед. Но и это не спасло наскальные рисунки, которые продолжали медленно терять свой цвет и текстуру. В 2002 году пещеру Альтамира закрыли во второй раз.

26 марта 2015 года было решено ввести особый режим посещения пещеры. Теперь раз в неделю организуется вход для пяти человек, с особым сопровождением и под строгим контролем в плане освещения пространства. Разработанный маршрут длительностью в 37 минут захватывает все самые интересные места пещеры и дает возможность рассмотреть все детали.

Пятерых счастливчиков выбирают путем жребия из числа посетителей музея пещеры Альтамира, которые пришли туда в день, назначенный для экскурсии в саму пещеру. В процессе отбора участвуют все, кто приобрел билет в музей в этот день до 10:30. Победителей объявляют в холле музея в 10:40.

Чтобы попасть внутрь пещеры, нужно быть старше 16 лет и вместе с выигранным билетом принять условия посещения. Сейчас экскурсии в пещеру осуществляются каждую пятницу. Возможные изменения в расписании публикуются заранее на сайте музея: museodealtamira.mcu.es

Достопримечательности Кантабрии

Приехав в аэропорт Кантабрии, туристы начинают выбирать, куда им отправиться, для того, чтобы увидеть большее количество достопримечательностей. Конечно, исторические здания интересны, но большим интересом пользуются пещеры. Кроме того, на территории Испании удивительные золотые пляжи, расположенные на Атлантическом побережье. При посещении испанского райского уголка, стоит составить для себя план посещений мест, которые останутся надолго в памяти не только благодаря природным составляющим, но еще и наскальным надписям.

Рейтинг мест для посещения распределился на официальном сайте страны следующим образом:

  • Пещера Эль Соплао была обнаружена в начале XX века при проведении разработок, связанных с обработкой свинцово-цинковых руд. Так как она не была известна человечеству, то с момента возникновения развивалась как закрытая капсула. Внутри нее образовался даже определенный микроклимат. Пещера достаточно длинная, ее протяженность составляет 3 километра. В ней можно увидеть много чего интересного: подземную реку, зал с приведениями, зал, где есть хрустальный потолок. В пещере есть даже пальмы, водопады и другие загадки природы, которые до сих пор не нашли научного объяснения;
  • Насимьенто-дель-рио-Асон (водопад). Особенно интересно его посетить в зимне-осенний период. С этого водопада начинается река Асон. Скала за водопадом известняковая, чисто белого цвета. А с самого верха срывается вода. Если спуститься чуть вниз на смотровую площадку, то взору откроется океан. По своей величине этот водопад является третьим на территории страны;
  • замок Сан-Висенте-де-ла-Баркера считается самым старинным на территории страны. Изначально он был построен испанским королем в качестве оборонительного сооружения для защиты земель, завоеванных у мусульман. Поднявшись на смотровую площадку замка, можно увидеть красивейший заповедник, расположенный вокруг;
  • Ла Арния – пляж. Считается самым живописным местом на территории страны. На пляже есть даже скалы, которые вырастают прямо из океана;
  • Кроме природных достопримечательностей, есть и исторические здания, построенные с любовью и желанием удивить окружающих. Это собор Успения Девы Марии, а также крепость Санта Анна. Обе постройки готические и они считаются одними из первых, которые были возведены на территории страны. Время строительства относится к XIII веку. Именно в это время в Европе стала зарождаться архитектура готического стиля. Крепость строилась в X веке, но, несмотря на это, она прекрасно сочетается с собором, как будто строительство производилось одним мастером в одно время. Поднявшись на крепость, взору открывается бесконечность океана;
  • Дворец Ла Магдалена был построен в 1912 году для пребывания испанского короля. Тут была, так называемая, летняя резиденция короля. Место интересно тем, что с трех сторон омывается океаном. На территории дворца есть сосновые рощи, прекрасный парк и даже мини зоопарк.

Это лишь несколько достопримечательностей, которые есть на территории Испании. Но если говорить о древней природной достопримечательности, то стоит отметить пещеру Альтамира (Испания).

Пещера Эль Соплао

Признание пещеры Альтамира

Споры между учеными по поводу находки Саутуола не прекращались ни на минуту, а в это время сообщения о наскальных рисунках в пещерах поступали со всей Европы. Среди возросшего числа находок попадались предметы и скульптуры с орнаментом, найденные в слоях, которые относятся ко времени верхнего палеолита. Так, в пещере Ла Мут, недалеко от реки Везер, француз Эмиль Ривьер обнаружил в 1895 году изображения ископаемых животных. Этот артефакт без сомнения был древним, так как залегал в галерее, закрытой пробкой древнего слоя с содержанием фрагментов палеолитических орудий.

Другой известный археолог, Дало, в 19 веке нашел в пещере Пэр-но-Пэр изображения разнообразных животных, среди которых были и мамонты. Этот «Зоопарк древности» был разбросан по известняковым стенам на площади 25 кв.м. Слой, закрывавший рисунки, однозначно относит находки к древнекаменному веку, тем самым доказывая, что возраст обнаруженных наскальных рисунков весьма солиден.

Стоит заметить, что открытие рисунков на потолке и стенах в пещере Альтамира в Испании стали катализатором для изучения наскальной живописи, относящейся к палеолиту. Впоследствии во всех регионах Европы и Азии были найдены такие же пещеры с похожими рисунками. Самыми известными в мире стали Ласко (1940), Капова пещера на южном Урале (1959), Дель Ромито (1961), Руффиньяк (1956) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) — пещера, находящаяся на западе Монголии.

В наши дни кроме пещеры Альтамира насчитывается еще около 150 густо расписанных пещер времен палеолита, и это только в западной Европе. Все найденные пещеры помогли современным людям более подробно изучить жизнь своих предков, живших в каменном веке. Обнаруженные в пещере Альтамира гравюры и рисунки, фрагменты орудий и предметы быта ясно дают нам понять, что древние люди были не столь примитивными, какими их представляли себе исследователи и ученые в средних веках.

Описание пещеры


После признания достоверности находок в Альтамире ученые несколько раз проводили в ней раскопки: в 1902-1904, в 1924-1925 гг. и в 1981-м. Были обследованы и другие пещеры, всего современные ученые насчитали около 150 подобных находок на территории только Западной Европы.

Пещера Альтамира в Испании (La cueva de Altamira) многие годы открыта для всех ученых и туристов, интересующихся археологией. Она состоит из нескольких помещений, боковых проходов и двойных коридоров, общая длина которых составляет 270 м, в некоторых очень низкий потолок (около 2 м), в других — до 6 м.

Главный зал в длину достигает 18 м. Все рисунки полихромные и сделаны углем, охрой, гематитом и другими древними натуральными красками при помощи не только пальцев, но и специальных приспособлений. Они расположены на стенах и потолке всех подземных помещений.

Современные данные углеродного анализа датируют наскальную живопись пещеры Альтамира 15-8 тыс. до н. э. и причисляют ее к Мадленской культуре (период эпохи палеолита). С 1985 г. она признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

Альтамира располагается неподалеку от северного испанского города Сантандера, провинция Кантабрия. Много туристов приезжает в город, чтобы полюбоваться на Кафедральный собор, построенный в традициях готического стиля. Из-за пожара в 1941 году здание сгорело, но через некоторое время его полностью восстановили. В соборе хранятся мощи святого покровителя города, а на городском кладбище похоронен известный испанский писатель Менендес-и-Пелайо. В честь этого человека назвали городскую библиотеку Сантандера.

Как опытная туристка могу Вам сказать, что до города Сантандер лучше всего долететь на самолёте. Аэропорт расположен на расстоянии нескольких километров от самого города. Вы можете также воспользоваться общественным транспортом (автобус или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

От города Сантандер до местонахождения пещеры лучше всего доехать на машине. Магистраль 67, после чего будет указатель Сантильяна-дель-Мар, а потом шоссе № 611 либо автономная дорога № 6316. Пещера находится по адресу Santillana del Mar (Cantabria).

Лучшим вариантом будет взять автомобиль в Испании напрокат — это позволит Вам самостоятельно планировать собственную экскурсию.

Пещера Альтамира

История возникновения пещеры очень интересная. В 1879 году во Франции была организована выставка испанского археолога. Что поразило больше всего, так это представленные экспонаты. Тут были фигурки животных, поделки, и все представленные экспонаты были найдены в результате раскопок. Одним из присутствующих на выставке был Саутуола, который решил, что он должен найти что-то похожее на территории своей страны. Он вспомнил про недавно открытую пещеру. На тот момент она была заросшая кустарником. На поиски он отправился со своей дочерью, и насколько было их удивление, когда зайдя в пещеру, они нашли рисунки на стенах. С того момента туристы в пещере Альтамира стали обыденным явлением.

Пещера Альтамира

После открытия пещеры, ее посетил испанский король, которого поразило величие открытия. В начале XX века было подтверждено, что все рисунки оставленные предками подлинные и относятся к древнейшему времени. Рисунки делались при помощи угля, охры. Внутрь пещеры не проникает свет, но для того чтобы туристам было тут интересно, современные художники сделали так, чтобы они приобрели трехмерный эффект со всех сторон.

Интересные факты

По данным ученых, пещера тянется на 8-10 км вглубь земли и имеет разветвленную систему ходов, однако все попытки спелеологов пробраться дальше не увенчались успехом из-за узких ходов, в которые они не смогли протиснуться.

Самый красочный Большой полихромный зал, имеющий расписной потолок, назван «Сикстинской капеллой каменного века». Другие залы также имеют названия: «Хвост лошади», «Зал тектиформ», «Яма», «Прихожая», «Галерея», «Зал черного бизона».

В 2015 г. испанский монетный двор выпустил памятную монету, посвященную пещере Альтамира. На лицевой стороне изображен ее символ — бизон, вокруг него по кольцу идут 12 звезд Евросоюза.

В 2016 г. был снят художественный фильм «Альтамира», в котором рассказана история открытия пещеры Марселино Саутуолой и борьба его против ученых, объявивших находку фальсификацией.

Древнее наскальное искусство пещеры Альтамира является доказательством существования в эпоху палеолита людей, которые не только охотились и вели первобытный образ жизни, но и были способны создать такие прекрасные и талантливые произведения.

Описание внутреннего устройства

Древним охотникам пещера Альтамира служила одновременно убежищем и территорией для захвата. 13000 лет назад вход обрушился, и это помогло сохранить все наскальные рисунки практически в неизменном состоянии. Полость имеет 270 метров в длину и представляет собой коридор с многочисленными ответвлениями, заканчивающийся еще одной тесной галереей.

Пещера Альтамира

Температура и влажность воздуха в пещере на протяжении года остается практически неизменной — 13-14С и 94-97% соответственно. Изучение состава пещерных пород было проведение на основе куска от потолка, после чего были созданы две реплики для крупных музеев.

В настоящее время пещеру условно делят на несколько зон, таких как фойе, большой зал, игровая комната и прочие.

История открытия пещеры Альтамира и ее рисунков

Пещера Альтамира, расположенная неподалеку от города Сантандер, что в испанской Калабрии, была открыта еще в 1868 году. Местный житель – охотник Модесто Перес – заметил полуобвалившийся, засыпанный землей и камнями вход. О находке вскоре стало известно ученым, и на место прибыл владелец земельного участка Марселино Сан де Суатуола. Он очень активно интересовался историей и археологией, поэтому начал исследовать пещеру.

В течение нескольких лет, он сантиметр за сантиметром прочесывал подземные переходы и сделал несколько важных и интересных находок. Здесь были древние орудия труда, кости доисторических животных, в том числе пещерного медведя, следы очага.

Год за годом изучая пещеру, де Суатуола все же пропустил главное ее сокровище.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога – Мария, которую он взял с собой.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

Но путь к этому был очень долгий. Марселино долго не решался рассказать о своей находке. В конце-концов, он опубликовал небольшую статью в популярном научном журнале, предлагая более опытным и знающим ученым ознакомиться с изображениями и вынести свой вердикт.

К сожалению, научное сообщество не было готово к такому повороту событий, поэтому де Суатуолу обвинили в фальсификации. На него посыпался град насмешек. Говорят, что именно это стало причиной ранней смерти археолога. Он не дожил до того дня, когда открытия новых доисторических «пещерных галерей» стали столь частым явлением, что даже самые упертые скептики уже не могли отрицать того, что все эти рисунки созданы руками палеолитического человека.


С этим читают