Пантеон в риме

Содержание

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.


Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Как добраться?

Весь центр города – зона для прогулок. Передвигаться тут удобнее пешком, заодно можно и хорошенько все рассмотреть. А вот с метрополитеном Риму не повезло, это один из самых неудобных, из тех, в которых мне доводилось ездить. Да и ветки всего три, особо никуда не доберешься. Но в качестве оправдания строителей метро можно сказать, что при таком количестве древних памятников под землей построить удобную подземку тут – дело не из легких.

Итак, лучше всего при посещении Рима останавливаться в центре. Если же вы живете за пределами стен, опоясывающих центр города, то поездки на метро не избежать. Билеты продаются в специальных билетных автоматах, которые есть на каждой станции, меню там на разных языках. В принципе, пользоваться им довольно легко.

Ближайшие к Пантеону станции: Колоссео (Colosseo), Барберини (Barberini) или Спанья (Spagna). Правда, от любой из них идти пешком минимум минут 15-20. Лично для меня это никогда не было проблемой, как правило, это все равно быстрее, чем ждать автобус, да и разобраться в автобусах в центре города новичку не так просто.

Хоть улочки Рима и запутанные, найти Пантеон легко. Сейчас у большинства есть навигатор в смартфоне, либо можно взять бумажную карту в туристическом бюро. Или просто следовать за людским потоком, он вас приведет куда надо. Если заблудитесь, повсюду висят указатели – Рим все-таки туристическая столица Европы. Но если кому-то, все же лень идти пешком, от метро Колоссео на автобусе 87 можно доехать до остановки «Виа Торре Арджентина» (Via Torre Argentina), и далее пройти 3 минуты по улице Торре Арджентина до Пантеона.

Архитектура

Невероятное архитектурное сооружение имеет форму ротонды, купол и стены здания плавно соединены между собой.

Снаружи купольный свод ошибочно кажется плоским, но, пройдя вовнутрь, размеры сферы однозначно впечатляют.

Параметры Пантеона:

  • высота – 43,3 метра;
  • ширина купола и ротонды – 43,3 метра;
  • толщина всех стен – 6 метров.

Высота цилиндрической постройки равна радиусу сферы.

Основной материал, из которого выполнено купольное сооружение – кирпич, блоки, мрамор и гранит.

Портик – входная колоннада

Изначально к Пантеону вёл лестничный подъем, однако со временем уровень земли поднялся. Эту разницу можно сегодня увидеть, обойдя здание вокруг.

Шестнадцать возвышающихся коринфских колонн из египетского гранита и греческого мрамора (12 метров в высоту, диаметр – 1,5 метра) представляют внешний портик храма. Вес каждой около 60 тонн.

Начало истории возникновения колонн берётся в Древнем Египте. Пройдя длинный путь на баржах по реке Тибр, они были доставлены в Рим.

Отверстия над древней надписью Агриппы на треугольном фронтоне напоминает о языческой скульптурной композиции «Битва титанов», которая ранее висела здесь.

Вход в храм открывает древнеримский портал – двойные бронзовые врата, высотой 7 метров.

Рядом с Пантеоном расположены статуи Агриппы и Адриана.

Око Пантеона

Единственный источник света в здании, через которое солнечные лучи освещают пространство – круглое открытое отверстие в куполе «окулус» (oculus), диаметром 9 метров.

Дырка в куполе символизирует Солнце, ровно в полдень 21 апреля лучи образуют прямой столб света.

Так как через сквозное окно могут проходить осадки, в храме предусмотрена специальная дренажная конструкция пола – слив с уклоном около 30 сантиметров для стекания воды.

Сегодня на месте мифических статуй находятся картинные и скульптурные композиции ренессансного периода.

Купол

Купол Пантеона – огромная неармированная конструкция возрастом в 2000 лет!

По исследованиям специалистов нижние ярусы сделаны из твёрдого бетона, верхние – смесь бетона и пемзы, что было сделано для облегчения веса масштабного построения.

Внутренняя часть состоит из 140 кессонов, расположенных в пять рядов, что служит эффектным украшением свода.

Общий вес купола – 5 тысяч тонн.

Диаметр основания свода – 6 метров, у сужения к отверстию – 1,5 метров.

Снаружи купол покрывают позолоченные бронзовые плиты.

Как возводилось тяжёлое величественное сооружение до сих пор точно неизвестно.

Согласно легенде, при строительстве внутренняя часть купольного храма заполнялась землёй с золотыми монетами.

После завершения строительных работ император заявлял, что нашедший все монеты имеет право забрать их себе. В результате римлянам потребовалось лишь пару часов для очищения пространства здания от всей земли.

Об истории Пантеона

Треугольный квартал, ныне зажатый между виа дель Корсо, корсо Витторио Эммануеле и Тибром, начал застраиваться во времена императора Августа (44 г до н.э. – 14 г н.э.). До этого здесь было Марсово поле – участок города, изначально предназначенный для военных и гражданских собраний, по которому любили прогуливаться горожане. После 14 лет гражданских войн внешний облик Рима не соответствовал имперским амбициям Августа, и по его приказу город начали активно застраивать. Историк Светоний не зря сказал: «Август принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным».


Собственно круглый храм (или ротонда) был построен по приказу соратника Августа Марка Агриппы (о чем свидетельствует надпись на фронтоне) в 27-25 гг до н.э, когда император был в военном походе. По легенде, древнеримский Пантеон стоит на месте, где был обожествлен основатель Рима Ромул.

Греческое слово пантеон переводится как «храм всех богов», хотя на самом деле храм посвящен всего 12 богам–олимпийцам, которым поклонялись в Риме с 3 в до н.э. По свидетельству историка Плиния, Агриппа хотел посвятить храм Августу и поместить внутри статую императора. Но последний отверг эту идею, именно поэтому храм посвятили 12 богам римского пантеона, среди которых оказалась статуя обожествленного Юлия Цезаря. А изваяния Августа и самого Агриппы поместили в нишах портика.

Хоть Август и не разрешил посвящать ему храм, свой мавзолей он недвусмысленно построил точь-в-точь такой же формы, а вход в него находится напротив входа в Пантеон, если провести прямую линию на карте.

Агриппа приказал богато украсить храм: пол был выложен мрамором, на колоннах были бронзовые капители. Над украшениями божеств тоже потрудились на славу: например, серьги у статуи богини Венеры были из жемчуга, принадлежавшего самой Клеопатре.

Здание Пантеона было 2 раза разрушено: первый раз при пожаре 80 года н.э., и второй раз от удара молнии в 110 г. н.э. Во время реставрации 125 года от первоначального храма Агриппы почти ничего не осталось, но тем не менее император Адриан приказал увековечить на фронтоне имя основателя.

Зато римский Пантеон уцелел в эпоху кризиса и падения Западной Римской империи и в 608 году был подарен византийским императором Фокой папе римскому Бонифацию IV, а в 609 году был освящен как католическая церковь Святой Марии и Мучеников.

Позолоченное покрытие купола сняли в 663 году и заменили на свинцовое. В 1625 бронзовые элементы портика и, возможно, скульптуру с фронтона отдали мастеру Бернини для изготовления знаменитого балдахина в соборе Святого Петра. Также Бернини сконструировал для Пантеона две колокольни, которые много критиковали, называя «ослиными ушками». И в 1883 их демонтировали.

Стендаль в своих «Прогулках по Риму» писал, что Пантеон является поистине самым красивым из всего наследия римской античности, он так мало пострадал от времени, что и древние римляне, должно быть, видели его точно таким же.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Кто похоронен в Пантеоне в Риме

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных персон в итальянской истории. Здесь покоится прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль и его невеста.

Могила Рафаэля в Пантеоне и любовный треугольник

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0, Link

Символизм римского Пантеона по Моммзену


Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием Древнего Рима. Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

— Полезные документы:

— Агентский договор (PDF, редакция 2018 г.) Скачать в формате Word
— Отчет агента ООО «Прото»
отчёт агента формируется в личном кабинете в начале месяца, следующего за отчётным
— Письмо на возврат денежных средств (от юр. лиц): 

— Счёт на безналичную оплату формируется в личном кабинете

— Правила оформления претензий 

— Cоглашение о предоставлении равнозначного туристского продукта – 2020. 

— Соглашение об изменении потребительских свойств равнозначного туристского продукта – 2020. 

Порядок переноса и возврата средств по забронированным до 31/03/2020 г. и несостоявшимся турам определён постановлением правительства от 20/07/2020 г. Подробнее. 

Краткое описание

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой — зятем императора Октавиана Августа — в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций.

Римский Пантеон с высоты птичьего полёта

Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 126 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это».

Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска — великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

Общий вид на Пантеон

Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду.

Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра.

Римский Пантеон с тыла

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.

Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.

Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.

Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.

Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.

В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.

С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».

Интересные факты про Пантеон

Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.

«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.

Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.

Архитектура Пантеона в Риме

«Реконструкция Пантеона в Риме», гравюра Антонио Лафрери, 1553 год

Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.

Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.

На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.

Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.

Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).


Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.

Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.

Пантеон — что это и где

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона.  Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже — место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне  великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работыС 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства

Размеры купола Пантеона:

  • диаметр — 43 метра,
  • высота от основания купола — 22 метра над его основанием,
  • окулус (отверстие) — 8.8 метров.

Он больше, чем купол собора  Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и  купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 г).

Нет никаких внешних доказательств поддержки кирпичной арки внутри купола, кроме как в самой нижней части. Метод строительства до сих пор не был определен. Однако, специалисты говорят, что два фактора способствовали его успеху:

  1. превосходное качество строительного раствора, используемого в бетоне,
  2. тщательный отбор и классификация заполнителя, который варьируется
    • от тяжелого (базальт и травертин) в фундаменте здания и нижней части стен,
    • через кирпич и туф (камень, образованный из вулканической пыли),
    • до самой легкой из пемзы по направлению к центру свода.

Кроме того, верхняя треть барабана стенок, видимая снаружи, совпадает с нижней частью купола, видимой изнутри, и помогает удерживать тягу с помощью внутренних кирпичных арок. Сам барабан укреплен огромными кирпичными арками и опорами, установленными друг над другом внутри стен, толщиной 6 метров.

Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg: , CC BY-SA 3.0, Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда. Они поддерживают портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями.

Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.

Высота Пантеона в Риме — 43 метра. Архитектурный стиль — древнеримский.

Славянский пантеон

Основная статья: Список славянских богов

Славянская языческая религия большую часть своей истории не представляла собой стройной системы, а была составлена из региональных культов и отдельных сект. Наиболее известен имеющий прибалтийское происхождение культ Перуна (Перкунаса), в IX—X веках бывший на Руси основным конкурентом христианства и особенно популярный в среде княжеских дружинников. На его основе князем Владимиром была произведена попытка создания общегосударственного культа, который должен был упрочить его власть и идеологически сцементировать фундамент государства, однако она потерпела неудачу, что впоследствии повлекло за собой христианизацию Руси.

Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника

Пантеон князя Владимира
  • Перун — верховный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце
  • Дажьбог — солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)
  • Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
  • Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:
    • Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским.
    • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии
  • Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»[неавторитетный источник?]
  • Сварог — бог-кузнец
  • Сварожич — олицетворённый огонь

Пантеон богов

Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.

Пантеон богов Древней Греции

“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”

В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.

Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.

Главными Олимпийскими богами были:

  • Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
  • Посейдон (морская стихия);
  • Аполлон (солнечный свет, искусство);
  • Аид (царство мёртвых);
  • Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
  • Артемида (леса, мир животных и охота);
  • Деметра (производительная сила природы);
  • Арес (битва и война);
  • Афродита (любовь и красота);
  • Геба (юность);
  • Гера (брак и супружеская любовь);
  • Гименей (брак);
  • Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
  • Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
  • Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
  • Гестия (домашний очаг, семейные связи);
  • Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).

Славянский пантеон

В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.

Главный бог пантеона — Перун

Некоторые представители пантеона славянских богов:

  • Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
  • Хорс — бог солнца, повелитель молний;
  • Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
  • Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
  • Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
  • Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
  • Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.

Египетский пантеон богов

Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год

Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:

  • Ра — бог солнца и верховный правитель;
  • Апофис — бог тьмы;
  • Анубис — бог смерти;
  • Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
  • Тот — бог знаний;
  • Геб — бог земли;
  • Сет — бог войны и разрушения;
  • Апис — бог плодородия;
  • Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
  • Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
  • Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
  • Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
  • Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
  • Себек — бог воды, рек и озёр;
  • Хапи — бог реки Нил и урожаев;
  • Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
  • Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
  • Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
  • Мин — бог плодородия;
  • Шу — бог воздуха;
  • Ях — бог луны.

С этим читают