Пьяцца навона в риме

Фонтаны Площади Пополо

Piazza del Popolo (Народная площадь)  —  огромная овальная пешеходная зона, окруженная балюстрадой со скульптурами Времен Года и расположенная у подножия холма Пинчо, который не входит в число 7 основных холмов Рима. Народная площадь впечатляет двумя симметрично расположенными церквями-близнецами. Она знаменита скульптурными  монументальными группами – фонтанами, которые находятся  на противоположных сторонах площади и создают с фонтаном у обелиска в центре площади единый архитектурный ансамбль.


Фонтан «Богиня Рима» – работа скульптора Джованни Чеккарини 1814-1823 годов.

Центр композиции – Римская богиня, которая находится в окружении двух старцев, символизирующих реки  Аниене и Тибр (все фигуры выполнены из мрамора). Под ее ногами расположена скульптура легендарной волчицы, которая кормит новорожденных младенцев Рема и Ромула.

Фонтан «Богиня Рима» на Площади Пополо в Риме.

Фонтан «Нептун» — работа скульптора Джованни Чеккарини.

Центр композиции –  мраморный римский бог морей Нептун, держащий в правой руке трезубец. Он окружен двумя тритонами и дельфинами. Внизу к стене из камня травертина примыкает маленькая чаша, а под ней находится большая морская раковина, их которых вода каскадом падает в нижний бассейн.

Центр площади Пополо украшает с 16 века  36 метровый Обелиск египетского фараона Рамзеса II. В начале 19 века Джакомо делла Порта создал фонтан вокруг стелы: на четырех постаментах по углам обелиска лежат белые мраморные львы, из пасти которых вода струится в  большие чаши.

Фонтан «Тритон»

Фонтан «Тритон» расположен  в центре оживленной площади Барберини.

Он был создан по распоряжению папы Урбана VIII Барберини скульптором и архитектором  Джованни Лоренцо Бернини в 1642 году и считается одним из лучших произведений искусства неаполитанского мастера в стиле барокко.

Четыре дельфина, на хвостах которых изображен герб семьи Барберини с пчелами, поддерживают большую открытую двухстворчатую раковину.  Тритон – морское чудовище (человек-рыба), возвышаясь над всей композицией,  дудит  в огромную морскую ракушку и  управляет струями воды, которые  находится в постоянном движении.

«Фонтан Пчел» — еще одно украшение площади Барберини (автор Лоренцо Бернини).

Где находится

Пьяцца Навона расположена в центре Рима, неподалеку от других известных достопримечательностей. Так Римский пантеон находится буквально на соседней улице, всего в 300 метрах. До Форума и Колизея – всего 1,5 километра. А Замок Святого ангела расположен на противоположном берегу Тибра, по прямой от Навоны до него 600 метров.

Карта

Информация для туристов

Время работы

Площадь открыта круглосуточно, заведения работают до 23:00, некоторые – до часу или двух ночи.

Вход

Бесплатный.

Время работы фонтанов

Круглосуточно.

Ближайшие остановки

Автобусные – Senato, Zanardelli, Corso Rinascimento.

Постройки на площади

Церкви

  • Сант-Аньезе-ин-Агоне. Церковь по приказу папы Иннокентия X начали строить в 1652 году Джироламо и Карло Райнальди, но через год работу возглавил Борромини. Борромини переделал первоначальный план Райнальди и выстроил фасад с двумя колокольнями по сторонам, выходящий на площадь, а не на улицу Санта-Мария-дель-Анима, как задумывали прежние архитекторы. Он создал центральную часть с мощным куполом. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко. От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.
  • Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (итал. Nostra Signora del Sacro Cuore, также San Giacomo degli Spagnoli) — титулярная церковь напротив палаццо Памфили. В XII веке церковь была выстроена на руинах стадиона и являлась до 1807 года национальной испанской церковью в Риме.

Фонтаны

На площади находятся три фонтана (ранее на площади находился также и четвёртый фонтан — большая античная мраморная ванна):

  • фонтан Мавра  — фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини., остальные фигуры относятся к XIX веку.
  • фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
  • В центре площади — фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.

Обелиск (16. 54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.

Фонтан Мавра Фонтан Нептуна Фонтан четырёх рек (Ганг) Фонтан четырёх рек (Обелиск)

Палаццо

Палаццо Браски (итал. Palazzo Braschi) — дворец, построенный Козимо Морелли (итал. Cosimo Morelli) для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини (1516 год, архитектор — Антонио да Сангалло мл.) и палаццо Caracciolo-Santobono. Работы прекратились во время французской оккупации, окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году (в нём располагалось министерство внутренних дел). После Второй мировой войны до 1949 во дворце жили триста эвакуированных семей. С 1952 года во дворце находится музей Рима.На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э., лат. Mastro Pasquino) — одна из римских говорящих статуй. Статуя была найдена при строительных работах в 1501 году и, возможно, украшала стадион Домициана:211.

  • Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Райнальди занимался фасадом, галерею, большой зал и овальную лестницу спроектировал Борромини. Папа подарил палаццо своей свояченнице Олимпии Майдальчини. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.
  • Палаццо Торрес Ланчелотти (итал. Palazzo Torres Lancelotti) — построен в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно.
  • Палаццо де Купис (итал. Palazzo de Cupis) — выстроено в 1450—1520 года по заказу Джованни Доменико и Бернардино де Купис.
  • (итал. Palazetto del Vignola)
  • (итал. Palazzo del Pio Istituto di S. Spirito ed ospidali riuniti)
  • (итал. Palazzo Giovannola)
  • (итал. Palazzo Serafini Scaretti)
Палаццо Браски Палаццо Памфили Палаццо Serafini Scaretti (слева) и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (справа) Фонтан Нептуна и Palazzo Giovannola (узкое здание посредине) Палаццо Торрес Ланчелотти (справа)

Как добраться


Площадь Навона находится в сердце Рима, в самом его центре, поэтому наилучшим выбором будет включить ее посещение в пешеходную экскурсию по городу, совместив с достопримечательностями, находящимися рядом, например, Пантеоном или Замком Святого Ангела.

Стоит заметить, что площадь находится довольно далеко от станций метро, поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта — Senato или Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № № 30,70, 81, 87, 130 °F, 492, 628, а также ночные маршруты N6 и N7.

Координаты Площади Навона для навигатора: 41°53’55.5″N 12°28’23.2″E

От станции метро линии А, Barberini возможно доехать автобусе № 492.

От станции метро линии А, Termini — на автобусе № 70.

От станции метро линии В, Colosseo — на автобусе № 87.

Также можно воспользоваться службами такси — Uber, Kiwitaxi.

Площадь Навона на панораме Google maps

Площадь Навона на видео

История площади

Античность

В период античности площадь Навона была стадионом, на котором соревновались атлеты. Стадион был построен в 80 году нашей эры и носил название Домициана. Соревнования проводились по следующим дисциплинам: кулачные бои, метания дисков и бег. Внутри стадиона проводили состязания, а снаружи располагались лавки торговцев, ремесленников и даже бордели. Еще одно название стадиона — арена Агонов (в переводе с греческого — «состязание»): именно это слово впоследствии преобразовалось в Навона. Стадион был очень внушительного размера: длина составляла 275 метров, ширина — 106 метров. Римляне любили это место: на нем всегда можно было весело провести время: зрелищные состязания, общение с другими зрителями — любой человек с удовольствием хотел бы хоть на час оказаться в период античности. Площадь Навона и сейчас остается тем местом, которым хочется любоваться!

Средние века

В Средние века на площади появляется первая церковь в честь святой мученицы Агнессы. Стоит рассказать историю бедной девушки. Агнесса жила в III веке нашей эры, в молодости она стала христианкой и хотела всецело себя посвятить церкви. И все было бы хорошо, если бы римский префект не влюбился в нее. Префект не стерпел отказа и приказал нагую девушку отправить в бордель, который находился как раз у стадиона Агонов. Но девушка не осталась без защиты: длинные волосы спрятали части ее оголенного тела, а заступники-верующие покрыли ее плечи белыми одеяниями. Сильная веры Агнессы защищала ее и в борделе: посетители пусть и заходили в комнату девушки, но практически мгновенно покидали ее. Но к сожалению, жизнь Агнессы была коротка: в 304 году ее убили солдаты. В VII веке на месте публичного дома построили храм под названием Sant Agnese in Agone, нежного цвета здание в стиле барокко.

В средневековье была воздвигнута еще одна церковь в честь девы Марии. Строительство происходило в XII веке. Деньги на храм завещал король Фердинанд Третий Кастильский, поэтому базилика носит название национальной испанской церкви. Официальное название — Санта-Мария-Дель-Сакро-Куоре.

Эпоха Барокко

Эта эпоха повлияла на внешний вид площади Навона. По указу папы Иннокентия Х был построен дворец Памфили. Однако отголоски античности еще встречались: площадь даже хотели перестроить в форум и даже продлили до нее античный акведук. С его помощью в 1649 году Бернини построил фонтан четырех рек. Им также были воздвигнуты фонтан Мавра и фонтан Нептуна. На самой площади в это время постоянно проводили ярмарки и торжества. Также не обходилось без соревнований (например, конных состязаний). Уже после постройки фонтанов в самые жаркие месяца года они переполняли водой, чтобы охлаждать отдыхающих.

Настоящее время

Сейчас площадь Навона — излюбленное место туристов и местных жителей. Религиозные шествия, праздники — на площади каждую неделю что-то происходит. Раз в год здесь проводят рождественскую ярмарку под названием Befana di piazza Navona: в это время любой турист будет поражен красотой пьяццы, сочетание рождественских украшений и архитектуры не оставит равнодушным никого.

Церкви

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, церковь Святой Агнессы, расположенная на западе, является архитектурной доминантой площади Навона. Строительство этого величественное сооружения было начато в 1652 году по приказу папы Иннокентия X архитектором Джироламо Райнальди и его сыном Карло, но через год работы возглавил архитектор Франческо Борромини.

Церковь Святой Агнессы,  Светлана Федосова

Церковь строилась на месте самой первой церкви Святой Агнессы и на развалинах стадиона. От первоначальных построек практически ничего не осталось. Освящение новой церкви состоялось в 1672 году.

Церковь Святой Агнессы. Внутренне убранство, Panwest Dell

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре находится на северной стороне площади, напротив палаццо Памфили. Базилика является дним из самых древних зданий на площади, дошедших до наших дней. Построенная в XII веке на руинах стадиона, сегодня она впечатляет своим внешним видом — торжественным, аскетичным и подлинно древним.

Базилика Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, Torben Mauch

Дворцы


Палаццо Памфили — величественный дворец в южной части площади, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Архитектором палаццо стал Джироламо Райнальди, внутренняя отделка выполнялась под руководством Франческо Борромини. Палаццо Памфили состоит из 23 залов и просторной галереи, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками художником Пьетро да Кортона. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.

Палаццо Браски — дворец, построенный архитектором Козимо Морелли для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини. Окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году. После Второй мировой войны до 1949 во дворце проживали эвакуированные семьи. С 1952 года во дворце находится музей Рима. В нем расположена экспозиция, посвященная средневековой и современной истории и жизни Вечного города: фотографии, рисунки, скульптуры, мебель, фрески и мозаики, книги, керамика, предметы быта, одежда и гобелены.

Палаццо Браски, Francesco Campanini

На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э.) — одна из знаменитых римский говорящих статуй. Она была найдена при строительных работах в 1501 году. На её подножие в XVI веке наклеивались листовки, в которых простые римляне выражали свое отношение к официальной власти. Сочетание названия статуи и критической направленности текстов породило в языке новое слово — «пасквиль».

Статуя Пасквино, Gianmaria Meroni

Также на площади находятся Палаццо Торрес Ланчелотти, построенный в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно и Палаццо де Купис (1450—1520 гг.)

Древняя история площади Навона

Многие туристы, пришедшие на площадь, довольно часто задаются вопросом, почему площадь получила название Навона? Кто такой этот Навон, и чем он прославился? Забегая немного вперед, можно сказать, что никакого Навона не существовало, а значит, и ничего в честь него в Риме не называли. Историки, которые не всегда могут дать четкий ответ на поставленный вопрос, здесь сходятся в едином мнении. Название площади Навона произошло от слова «агоны» в результате его изменения. «Агоны» дословно переводится с греческого языка, как состязания. Состязания атлетов здесь действительно происходили до 4-го века нашей эры. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в Средние века эту площадь называли цирк Александра.

Фонтан Нептуна

История возникновения Пьяцца Навона неразрывно связана с такой достопримечательностью Рима, как форум Цезаря. Именно Гай Юлий Цезарь построил на этом месте еще в 46 году до нашей эры временный стадион, где могли бы показывать свое мастерство и превосходство над соперниками различные атлеты. Строительство временного стадиона – это своеобразное освящение начала возведения форума Цезаря.

Шли годы, стадион из временного, превратился в «постоянно действующий»: с роскошными входами, украшенный статуями и дорогими произведениями искусств. Такая реконструкция была произведена по приказу императора Тита Флавия Домициана в 85 году нашей эры. Стадион уже вмещал более 15 000 зрителей, а его размеры составляли 275х106 метров. Первый этаж стадиона занимали различные лавки и мастерские, а для посетителей, жаждущих женской ласки, были построены бордели.

Фонтан Мавра

В Средние века территория стадиона, на которой сейчас находится площадь Навона, была предназначена совсем для других целей. На месте где находился бордель(!) была отстроена церковь святой мученицы Агнессы. По преданию, за веру в Бога, в тот самый бордель и сослали совсем юную Агнессу. Там ей явился ангел, который не позволил надругаться над девушкой. Как только с нее сорвали одежду, волосы Агнессы на глазах изумленной толпы отросли и закрыли ее интимные части тела. Существует предание, что любой мужчина, который хотел близости с Агнессой, при приближении к ней, моментально лишался своей силы и в ужасе убегал из борделя.

Правда, мученица не прожила долго: Бог забрал ее к себе в возрасте 12-ти лет. Так говорят католики. По легенде, ее заколол кинжалом воин, после того, как ее не смогли спалить на костре. Церковь на площади Навона, в которую и сейчас заходит каждый верующий, была освящена еще в 1123 году. По крайней мере, эта дата указывается на специальной надписи. Места, где ранее были трибуны для плебса, стали застраиваться домами, а стадион чудом сохранил свою форму и превратился в площадь, которая в настоящий момент во всех туристических проспектах значится, как площадь Навона.

Фонтан четырёх рек

Фонтаны Навоны

Навона больше всего известна своими фонтанами. Главный из них — фонтан «Четырех рек», творение Бернини.

Фонтан «Четырех рек» на пьяцца Навона

Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре великие реки: Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату. Скульптуры изготовлены из белого мрамора. 

Обелиск фонтана на фоне церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне

Доминантой скульптурной группы является египетский обелиск (который на самом деле был сделан при императоре Домициане и украшал цирк на Аппиевой дороге). Высота обелиска более 16 метров.

Интересна легенда, что великий Бернини заложил в скульптурную группу насмешку и презрение над творением главного своего конкурента — Борромини, по проекту которого была построена базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне. Три реки отвернулись от нее, а скульптура Нила как будто боится, что она упадет. Правда в том, что Бернини построил фонтан раньше, чем Борромини церковь.


Фонтан Мавра на пьяцца Навона

Фонтан Мавра расположился в южной части площади. Сначала фонтан был без скульптур. Скульптуру Мавра изготовил Бернини в 17 веке, а в 19 сделали все остальные.

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна занимает северную часть площади. Также до 19 века он не обладал скульптурной композицией.

Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Церковь, названная в честь Девы Марии, находится напротив палаццо Памфили. Построена в XII веке на средства короля Фердинанда III Кастильского. Церковь была посвящена Святому Джеймсу Великому, покровителю Испании. В 1506 году церковь была объявлена национальной церковью Королевства Испания в Риме.

Во время оккупации Рима французами, церковь была полностью разграблена и до второй половины XIX века находилась в заброшенном состоянии. В 1879 году началось восстановление церкви стараниями Папы Льва XIII. Он перенес центральный вход на Пьяцца Навона, а главный алтарь — в восточную часть здания.

В 1938 году, с приходом к власти Муссолини, церковь вновь претерпела существенные изменения. Фашисты начали перестраивать исторический центр Рима, пересекая его крест-накрест новыми улицами и не обращая внимания на памятники истории. Алтарь был возвращен на прежнее место, восточный фасад уничтожен, а вход перенесен на вновь построенную улицу.

Сейчас с площади можно увидеть только фасад здания, не выделяющегося какими-либо архитектурными изысками. Возможно поэтому туристы не часто заходят внутрь, что является большой ошибкой. Это тихое и спокойное место, находящееся рядом с шумной и переполненной людьми площадью, где можно побыть в тишине и насладиться великолепными произведениями искусства.

Краткое описание

Подсчитать, сколько площадей в Риме, наверняка, задача не из легких. Ведь площади в столице Италии бывают не только огромными, но и совсем маленькими.

Площадь Навона с высоты птичьего полёта

По рассказам туристов гид, сообщающий им, что они стоят на какой-то там площади, зачастую вводит их в немой шок. Старые здания, двор, похожий на один из «глухих» дворов Питера, что тут может быть удивительного? А гид продолжает вести свой рассказ о том, что они находятся посередине уникальной в своем роде площади, построенной еще каким-то великим правителем до нашей эры. Вот такой Рим, город-памятник, город-музей под открытым небом, город площадей и фонтанов.

Однако в этом материале речь пойдет не о неизвестной площади, а о площади, носящей название Пьяцца Навона (Пьяцца, в переводе с итальянского языка, как раз и означает – площадь). О площади в Риме, не нуждающейся в особом представлении, на которой располагаются три потрясающих воображение фонтана, и на которую выходят две церкви, одна из них – церковь святой Агнессы, знает практически каждый.

Общий вид площади

На Пьяцца Навона чуть ли не круглосуточно можно встретить многочисленные группы туристов, да и самих римлян, отдыхающих в жаркие дни у фонтанов и устраивающих шумные посиделки вечером.

В некоторых источниках говорится о том, что площадь имеет овальную форму, хотя если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, можно сказать, что площадь Навона в Риме это, все же, немного вытянутый с южной стороны города к северной, прямоугольник. Примерно с середины 15-го века и до 1869 года на Пьяцца Навона располагался шумный рынок. Однако это история, о которой следует непременно, пусть и коротко, рассказать ниже.

На площади Навона

Палаццо Браски

Дворец Браски – это типичное здание XVIII века, построенное в стиле неоклассицизма, набирающего в то время популярность в Европе. С 1952 года в Палаццо Браски расположился Музей Рима.

Дворец Браски был возведен в 1790 году на месте снесенного здания XV века — дворца Орсини по приказу Джовани Анжелико Браски, ставшего впоследствии Папой Пием VI. Здание построено Козимо Морелли, который и внес в архитектуру нового дворца новомодное веяние – неоклассицизм.

В годы французской интервенции строительство было прекращено и возобновилось только в 1802 племянником изгнанного папы – Луиджи Браски Онести. После смерти Луиджи Онести финансовое положение его семьи серьезно ухудшилось, что вынудило его наследников в 1871 году продать фамильный дворец итальянскому правительству.

В годы правления Муссолини во дворце находилась Республиканская фашистская партия Италии, а после Второй Мировой войны и вплоть до 1949 года в Палаццо Браски поселяли людей, пострадавших от войны. После перехода прав владения от военных к гражданскому правительству, во дворце решили разместить музей средневековой истории, который был открыт в 1952 году.

Музей Рима

Центральный вход в Палаццо Браски находится на улице Виа Сан Панталео. Из вестибюля наверх поднимается лестница с колоннами из галереи императора Калигулы, ведущая в небольшую часовню.

Основная экспозиция музея посвящена различным сторонам жизни Рима со средних веков до XX века и включает в себя более ста тысяч экспонатов. Также в музее находится городской фотоархив и кабинет печати. Периодически проводятся различные культурные мероприятия и частные выставки.


С этим читают