Ансамбль новодевичьего монастыря

Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия

Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, по преданию написанный евангелистом Лукой и хранившейся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии).


Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.

В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя.

В XV веке икона оказалась в Москве. Е. Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её:

В 1456 году по просьбе посольства епископа Смоленского Мисаила великий князь Василий II Тёмный вернул икону в Смоленск. С неё был снят точный список «мера в меру» и в то время поставлен в Благовещенском соборе; 28 июля 1525 года он был перенесён в монастырь.

Где находится и как добраться

Адрес: Новодевичий проезд, д. 1, Москва. РФ.

Проезд до ст. метро “Спортивная” (красная ветка). Далее пешком 5 – 7 минут. Выйти в сторону стадиона «Лужники».

Можно воспользоваться наземным транспортом: автобус 64, 132 или троллейбусом маршрута 5 и 15.

Святое для любого россиянина место передано в безвозмездное пользование московскому патриархату. Сюда приходят не только верующие люди для молитв, но и туристы, которые любуются прекрасной архитектурой исторических памятников. Комплекс открыт для посещения всем желающим, как для самостоятельного осмотра, так и с интереснейшей экскурсией.

Экскурсия по Мариинским палатам

Древние иконы, нуждающиеся в восстановлении, не покидают стен Новодевичьего монастыря. Работы, обозримые на экскурсиях, отправляются в местные реставрационные мастерские, принадлежавшие до 16 века стрелковым дивизиям. По приказу императора Петра I кирпичные палаты с белокаменными деталями послужили покоями сестры императора Марии Алексеевны. В XX веке Мариинские палаты стали реставрационными мастерскими Государственного исторического музея (ГИМ).

Сотрудники музея обладают аттестатом и опытом работы более 20 лет. В руки мастеров попадают настоящие реликвии, неповторимые шедевры конца XVIII-XIX веков. Восстановление икон занимает недели, месяцы. Готовые работы представлены к обозрению любителям церковных экскурсий.

Архитектура Новодевичьего монастыря


Сначала основой для стен служило дерево. Ворота к обители вели всего одни — с юга, позже были сделаны северные. Вместе с тем, уже к XVII веку Новодевичий монастырь окружала кирпичная ограда, на всём протяжении которой в стратегических местах высились двенадцать башен, сделанных на манер кремлёвских — округлые по углам и «квадратные» — непосредственно в стенах, и каждая тоже со своим именем: Чеботарная, Иоасафовская, Предтеченская и т.д. Нашлось в ограде место и для бойниц.

До сего дня в монастыре полностью сохранились здания, относящиеся к концу XVII века и созданные в духе «московского барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Главный храм монастыря, который имеет сходство с Успенским собором Кремля, тоже пережил смену столетий, хотя он и был построен значительно раньше — в 1524-1925 годах. До сих пор точно неизвестно, кто являлся его главным зодчим. Историки называют два возможных имени: Алевиз Новый и Нестор (его судьба сложилась трагично — погиб при строительстве). Храм поражает масштабностью — высота от подклета до креста, который венчает главный купол, составляет 42,5 метра.

Необычайной красоты резной позолоченный иконостас Смоленского храма создан умельцами Оружейной палаты по распоряжению царевны Софьи. Росписям собора уже исполнилось пять веков. Одно время фрески были закрашены, но в годы власти Советов, когда собор превратился в музей, их отреставрировали. В храме имеются иконы, подаренные святой обители непосредственно русскими царями.

Успенская церковь с трапезной

Сводчатый потолок трапезной площадью около 400 кв. метров сделан без единой (!) опоры. В церкви Успения в настоящее время размещён чудотворный образ Иверской Богоматери, доставленный из Афона в середине XVII века.

Колокольня

Строительство 72-метровой архитектурной и духовной вертикали монастыря (следующей по высоте после церкви-колокольни Ивана Великого на то время) предположительно зодчим Яковом Бухвостовым тоже относится к XVII веку. Колокольня состоит из нескольких ярусов — в первом имеются два этажа, в нижнем расположена Церковь Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, а в верхнем раньше находилась печь. Средний же ярус был отдан под храм апостола Иоанна Богослова.

Надвратная церковь Преображения Господня

Была сооружена над северными воротами, по её периметру сделан балкон-гульбище. До сегодняшнего дня является действующей, однако недоступна для посещения, поскольку это домовой храм митрополита Коломенского и Крутицкого.

Лопухинские палаты

Возведены для дочери царя Алексея Михайловича — Екатерины. Но своё название получили по имени первой супруги Петра Великого — Евдокии Лопухиной, жившей здесь несколько лет. Это постройка монастыря уникальна тем, что на её фасаде можно увидеть самые древние в Москве солнечные часы. Также в интерьере палат представлены изразцовые печи.

Мариинские палаты

Палаты из кирпича с фрагментами из белого камня своё название получили в честь другой дочери Алексея Михайловича — Марии, которая здесь находилась какое-то время. Изначально сооружение задумывалось как двухэтажное, однако позже у него появился ещё один этаж-терем. Историки связывают это строительство с тем, что некоторое время в этих палатах располагалась царевна Софья.

Певческие палаты

Самое масштабное жилое здание в монастыре. Поначалу здесь размещались монашеские кельи, после в этом месте жила и сама настоятельница. В XIX веке сооружение было перестроено для певчих.

Казначейские палаты

Одноэтажные палаты возводились с тем расчётом, что это будет игуменская келья. В XIX веке у сооружения появилась надстройка.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне


Из неказистых окошек этого здания царевну Софью обязали смотреть на вздёрнутых у монастыря стрельцов, которых уличили в измене.

С монастырём связано одно поверье. Говорят, если приложиться рукой к Напрудной башне, где в заточении сидела царевна Софья, и загадать желание, оно должно сбыться. Те же, кто хочет 100%-го исполнения, пишут свои просьбы на самой стене. Чаяния у просящих, в основном, одни и те же — любовь, здоровье, денежное благополучие.

Также в ансамбль обители входят Амвросиевская церковь, Филатьевское училище для девочек-сирот, палаты: Больничные, Погребовые.

Игуменьи

Первой игуменьей Новодевичьего стала схимномонахиня из города Суздаля Елена (Девочкина). После смерти в 1547 году матушка Елена оставила духовную грамоту. В документе содержатся уникальные сведения об очень тяжелых первых 22 годах своего пребывания игуменьей. Имя Елены – первое в списке монахинь-настоятельниц. Почти за каждым стоит яркая, неординарная личность. После возрождения обители в XX столетии настоятельницами служили Серафима и Елисавета (Елена) — совершенно разные по происхождению и воспитанию люди.

Матушка Серафима – профессор, доктор химических наук, из дворянской фамилии Чичаговых. Елена, названная в честь первой игуменьи, из простой крестьянской семьи. С конца 2007 года настоятельницей является матушка Маргарита, в миру Елена Феоктистова. После окончания медицинского института работала санитарным врачом. В 2002 г. избрана председателем приходского совета в селе Колычево. В 2005 г. постриглась в монахини с именем в честь великомученицы Маргариты Антиохийской.

Архитектура

Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н. Ефимов. В центре архитектурной композиции монастырского ансамбля находится Воскресенский Собор.

Казанская церковь построена в 1910 году по проекту архитектора В. А. Косякова. Сооружение должно было отражать многовековую историю христианства, соединяя в себе русскую и византийскую культуру.

Внутреннее убранство

Стены, свод и образа Воскресенского Собора были расписаны монастырскими живописцами и монахинями. Интерьер храма, к сожалению, не сохранился даже в эскизах и на фотографиях. Внутреннее убранство собора создавалось заново, за основу росписи были взяты древнерусские образцы.

Внутри Казанская церковь богато оформлена золотой лепниной и живописью. Росписи выполнены в русском стиле художником Ф. Райляном, и большей частью сохранились до наших дней. Центральный зал выполнен в виде ротонды, окруженной колонами из красного мрамора.

Внешнее убранство

Собор Воскресения Христова – монументальное сооружение в византийско-русском стиле. Пятиглавый собор имеет пять приделов, увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми. В малых куполах располагаются звонницы.

Фасады Воскресенского храма украшены декоративными аркадами. Купола Казанского храма расположены на низких барабанах, также опоясанных аркадой.

Пятиглавая Казанская церковь – образец византийского стиля. Первоначально купола покрывала особая черепица, замененная при реставрации медными листами. Порталы, в которых располагаются входы, образованны сводами, украшенными резьбой. Изящное убранство фасадов и порталов содержит христианскую символику. Храм облицован белым кирпичом и напоминает Софийский Собор в Константинополе.

Литература

  1. Бранденбург Б. Ю., Татаржинская Я. В., Щенков А. С. Архитектор Иван Машков. — М.: Русская книга, 2001. — 135 с.
  2. Рябинин Ю. В. История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины. — М.: Рипол Классик, 2015. — 624 с. — ISBN 978-5-386-08320-5.
  3. Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал: Некрополь Новодевичьего кладбища / Сост. С. Е. Кипнис.. — М.: Пропилеи, 1995. — 432 с. — ISBN 5-7354-0023-1. — Имен. указ. и имен. указ. авт. памятников : с. 349—430.
  4. Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал: Некрополь Новодевичьего кладбища / Сост. С. Е. Кипнис.. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 1998. — 640 с. — ISBN 5-7287-0159-0.
  5. Кипнис С. Е. Записки некрополиста: Прогулки по Новодевичьему. — М.: Аграф, 2002. — 288 с. — 1 500 экз. — ISBN 5-7784-0207-4. (в пер.)
  6. Дельнов А. Новодевичий некрополь и монастырь. — М.: Эксмо, 2006. — 368 с ISBN 5-699-17117-7
  7. Рябинин Ю. Жизнь московских кладбищ. История и современность. — М.: Рипол классик, 2006. — 480 с ISBN 5-7905-4845-8
  8. Лапа В. Ф., Фикс Д. И. Некрополь Новодевичий. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — 452 с., 80 цв. ил. ISBN 978-5-905987-99-1

Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве


Обитель представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающий 8 храмов (собор, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа  и две часовни), а также жилые и хозяйственные постройки. Иногда обитель называют московским Кремлем в миниатюре. Изначально стены и башни обители были деревянными. Ворота были только южные.

Самое старое его здание в обители — собор Смоленской иконы Богоматери, построенный в 1524–1525 гг. по образцу Успенского собора Кремля. Примечателен своими замечательными росписями и резным иконостасом 17 века. Картины расположены в несколько ярусов и посвящены, в основном, святым воинам и русским князьям, чудесам Смоленской иконы Богоматери. В росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Пятиярусный резной главный иконостас собора покрыт позолотой. Он был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты. Территория Новодевичьего монастыря окружена кирпичными стенами с 12 башнями, построенными в конце 17 века по образцу Московского Кремля: круглые угловые башни и квадратные — в стенах. Сверху они были украшены зубцами. В стенах были сделаны бойницы — отверстия для стрельбы.

С 1683–1688 годах были построены надвратные церкви — Преображенская (над главным входом в обитель) и Покровская (над южными воротами) и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты. В 1685–1687 годах строится старинная трапезная с церковью Успения. В начале XIX века в Успенском трапезном храме разобрали открытую галерею, сооружены пристройки, а пятиглавие заменено одной главой. Уникальность архитектуры трапезной состоит в том, что сводчатый потолок ее, площадью 393 кв.м не имеет ни одной опоры. В 1689–1690 годах была сооружена  6-ярусная 8-угольная 72-метровая колокольня в стиле нарышкинского барокко, вторая по величине в столице после колокольни Ивана Великого. Об этой колокольне великий зодчий Василий Бажов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего». Все эти постройки были сооружены во времена Софьи при ее деятельном участии. Она словно предчувствовала, что здесь ей придется находиться с 1689 года и до конца дней. Все эти здания выполнены в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко. Основные здания обители — собор, колокольня и трапезная расположены на одной линии и образуют панораму

Ансамбль является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района столицы

Описание

Центр монастыря — монументальный, пятиглавый (первоначально, по-видимому, — девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.

В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.

Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра (конец XVII), с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.

Крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново с башнями, имеющими ажурные завершения.

Храмы

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери

  • Смоленский собор Божией Матери Одигитрии
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • церковь Преображения Господня (Крестовая) при резиденции Митрополита Крутицкого и Коломенского
  • церковь св. равноап. в. кн. Владимира с крестильней (в подклете Успенской ц.)
  • церковь свт. Амвросия Медиоланского
  • церковь Покрова Божией Матери (в процессе реставрации, богослужения не проводятся)
  • часовня-усыпальница Прохоровых

Подворья

Александро-Невский храм (1916)

Адрес: пос. Санаторий им.Герцена, Одинцовский район, Одинцовский район, пос. «Санаторий им. Герцена», д. 23А

Успенский храм (1785)

Адрес: с. Шубино, Домодедовский район, МО, Домодедовский район, с. Шубино, ул. Дружбы, д. 37А

Некрополь Новодевичьего монастыря

Со времени постройки Смоленский собор служил местом упокоения насельниц, знати, позже — также лиц других сословий. После издания указа 1771 года, запрещавшего хоронить покойников в городах, на территории монастыря, особенно близкого к черте города, стал формироваться дворянский некрополь. К началу XX века свободного места для новых захоронений практически не осталось.

В 1898 году городские власти распорядились отвести участок за южной стеной монастыря под Новодевичье кладбище, куда в советское время был перенесён прах выдающихся деятелей культуры с других некрополей, предназначенных к уничтожению. В середине XX века кладбище стало наиболее престижным после Кремлёвской стены местом захоронения советской элиты.

В 1930-е монастырский некрополь был подвергнут «реконструкции», в результате которой из 2000 уцелело лишь около 100 надгробий. Утраченными оказались могилы таких деятелей, как военный министр Д. А. Милютин, генералы С. С. Апраксин и А. Ф. Багговут, меценат И. С. Мальцов, просветитель Л. И. Поливанов.

Донской монастырь в Москве — история

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов.  Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый  или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду  Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство  колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки.  А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году.  В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла  для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти  Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем  Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.


С этим читают