Гид по петербургу

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.


Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Игорь Новиков

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Сергей Архипкин

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Нарвские ворота

Рекомендовать место

5

Нарвские триумфальные ворота являются одним из главных памятников архитектуры в Санкт-Петербурге. Они находятся вблизи станции метро «Нарвская» на площади Стачек. Сооружение было построено в 1834 году в стиле ампир великим архитектором Василием Стасовым, а также скульпторами С. С. Пименовым, В. И. Малиновским. Высота ворот составляет более 30 метров, а ширина – 28 метров. Высота их пролета равна 15 метрам, а ширина — 8 метрам. Сооружение было украшено колесницей с шестью конями, управляемой богиней Славы, а также скульптурами римских воинов. Первоначально Нарвские триумфальные ворота были выполнены из дерева и использовались для встречи русских войск, которые возвращались из Европы в 1814 году.

В августе 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, заложили первый камень «новых» Нарвских ворот. Особенность проекта заключалась в том, что конструкция создавалась из кирпичной кладки, обшиваемой толстыми медными листами. Из них была создана и скульптурная группа — шестерка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов были удачно заменены медными древнерусскими витязями. С 1987 года в верхней части ворот открыли музей, в экспозиции которого представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года. Последняя реставрация сооружения проходила в 2003 году.

История строительства

Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.

Деревянные Триумфальные ворота

Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.

Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.

По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.


После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.

Строительство каменных ворот и обшивка медными листами

Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.

Этапы реставрации

Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.

В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.

Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.

Интересные факты:

Сначала Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся после окончания войны с наполеоновской Францией из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, у границы города вблизи Обводного канала. Автором проекта был Джакомо Кваренги, а саму конструкцию возвели из дерева и алебастра. Под той аркой и прошли русские войска в 1814 году. Но деревянные ворота быстро пришли в негодность, поэтому императором Николаем I было принято решение о постройке новых, уже каменных, ворот на берегу реки Таракановки, немного южнее прежнего места. В 1827 году, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень вторых ворот.

Новый архитектор — Стасов — сохранил первоначальный замысел Кваренги, однако теперь ворота создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов также была создана и скульптурная группа — шестерка вздыбленных коней с колесницей и крылатая фигура богини Победы в тунике, с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой. С четырех сторон арку украшает колоннада из двенадцати колонн коринфского ордера. По карнизу располагаются восемь аллегорических скульптур — фигуры гениев Славы и Мира. Внизу, в нишах между колоннами, стоят древнерусские витязи. В целом, стиль Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, без лишнего аллегорического усложнения.

Фриз Нарвских ворот украшает надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 д. августа 1834». По бокам Нарвских ворот имеются надписи: «Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года». Также на воротах подписаны места решающих сражений (Бородино, Тарутино, Лейпциг, Малый Ярославец), путь русской армии в Европе (Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж) и названия воинских соединений (пехотных и конных гвардейских полков).

На открытии новых Нарвских ворот присутствовала императорская семья. В память об этом событии была выпущена бронзовая медаль.

Медь оказалась не самым лучшим строительным материалом, в условиях сырого петербургского климата она быстро подвергалась коррозии. Поэтому ее заменили железом, а сами ворота неоднократно реставрировались — как в XIX веке, так и XX столетии.

Через Нарвские ворота в годы Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты Ленинградского гарнизона. А в 1944 году через них возвращались уже победители, разорвавшие кольцо блокады. Сама война очень серьезно отразилась на состоянии триумфальной арки — от артобстрелов и бомбежек на воротах осталось более двух тысяч пробоин, повреждений декора и карниза.

Сегодня в верхней части ворот, куда ведут две винтовые лестницы, открыт музей, где выставлена атрибутика Отечественной войны 1812 года и проводятся тематические выставки.

Высота арки составляет 30 метров, ширина — 28 метров, ширина и высота свода — 8 и 15 метров соответственно.

Нарвские Триумфальные ворота включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Площадь Стачек.

Нарвские Триумфальные ворота на карте:

Как добраться: Ворота находятся по центру площади Стачек, на пересечении Старо-Петергофского и Стачек проспектов.

Ближайшая станция метро — «Нарвская». Наземный транспорт — остановки «Площадь Стачек», «Станция метро «Нарвская».

Фото и описание

В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».

Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.

Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).

Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.


Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.

В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.

Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.

Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.

9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.

В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.

Зимний дворец

Здание Зимнего дворца имеет четыре флигеля и внутренний двор, выходит фасадами на Дворцовую площадь, Адмиралтейство (Дворцовый проезд) и Неву. Главный фасад обращен к площади, по центру его располагается арка парадного проезда. Фасады дворца богато украшены колоннами, скульптурой, лепниной. В Зимнем дворце насчитывается более тысячи комнат и более сотни лестниц. По указу Николая I от 1844 года высота гражданских построек в пределах города не должна была превышать высоту здания дворца. Благодаря этому сегодня, находясь на крыше любого здания в центральных районах можно охватить взглядом весь город.

За время своего существования Зимний дворец много раз менял расцветку фасадов. Изначально это была охристая желтая окраска с белым декором наподобие западноевропейских дворцов. После пожара 1837 года, при котором выгорели все оригинальные интерьеры дворца, фасады были окрашены в светлые тона. С конца XIX века по 1920-е годы здания на Дворцовой площади были окрашены в кирпично-терракотовый цвет, а в годы Великой Отечественной войны дворец был замаскирован с помощью серой краски. Привычный современным гостям и жителям города изумрудный цвет фасадов дворца появился при реставрации уже в послевоенное время. По сути, такая расцветка противоречит изначальным пространственно-архитектурным замыслам.

На сегодняшний день споры о том, какого цвета все же должен быть Зимний дворец, до сих пор не прекращаются.

В 1762 году строительство Зимнего дворца закончилось. Среди ведущих архитекторов был объявлен конкурс на проектирование генерального плана города в целом и будущей площади в частности. Проект-победитель русского архитектора Квасова, по которому была определена общая геометрическая планировка площади, был утвержден в 1765 году.

Watch this video on YouTube

К 1775 году на углу Невского проспекта и Дворцовой площади по проекту архитектора Валлен-Деламота было построено здание Вольного экономического общества, а рядом с Зимним дворцом по проекту Фельтена был возведен павильон Малого Эрмитажа.

В 1779 году был объявлен новый конкурс на застройку площади напротив дворца, по результатам которого лучшим был признан проект Фельтена. В соответствии с ним в 1779-1784 годах по условной дуге в южной части площади были построены дома фаворита Екатерины II генерал-поручика Ланского и петербургского генерал-губернатора Брюса. Позднее, к 1829 году, эти дома вошли после перестройки в ансамбль здания Главного штаба, созданный по проекту архитектора Росси. По его замыслу два крыла были соединены аркой, благодаря чему эта часть площади получила архитектурную завершенность и торжественность.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

Храм Спаса на Крови

6 отзывов

Государственный Эрмитаж

4 отзыва

Большой Дворец

3 отзыва


Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

3 отзыва

Дворцовая Площадь

5 отзывов

Екатерининский дворец и парк

3 отзыва

Петергоф

11 отзывов

Петропавловский Собор

7 отзывов

Исаакиевский собор

7 отзывов

Невский проспект

3 отзыва

Казанский кафедральный собор

3 отзыва

Государственный Русский музей

3 отзыва

Гранд Макет Россия

3 отзыва

Музей Фаберже

Юсуповский Дворец на Мойке

Никольский Морской собор в Кронштадте

Государственный Музей-Заповедник

Государственный академический Мариинский театр

Набережные Невы

Дворцовый мост

2 отзыва

Музей

В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам. В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.

В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат. Касса в музей расположена внизу у входа.

  • Стоимость билета – 100 руб., для льготной категории – 60 руб.
  • Открыт с 11:00 до 17:00.
  • Нерабочие дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца

О месте Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота соорудили в 1814 году по проекту великого итальянского архитектора Дж. Кваренги. Появились они на Петергофской дороге за Обводным каналом. Их установили  в честь победы России в войне над французами и чрез них встречали русские войска. Нарвские триумфальные ворота символизируют отказ Кваренги подчиниться Наполеону. Дело в том, что в 1812 году, во время Великой Отечественной войны, наполеон призывал всех итальянцев покинуть Россию и вернуться на родину. Дж. Кваренги перебрался жить в Россию еще при Екатерине II, продолжал он здесь работать при Павле I и при Александре I. Этот зодчий, являясь настоящим мастером, привнес вклад в развитие архитектуры в Санкт-Петербурге. По его проектам, помимо Нарвских ворот, были построены Александровский дворец и Смольный институт, английский дворец в Петергофе и Конногвардейский манеж. Его творения всегда отличались изяществом итальянского стиля, неоспоримым вкусом и гармоничностью пропорций. Триумфальные ворота Кваренги построил из дерева и украсил гипсовыми скульптурами И. И. Теребенева. Из-за недолговечности материала и влажного климата, ворота быстро обветшали и уже спустя 20 лет после установки их заменили новыми, выполненными из камня и металла. Новые ворота спроектировал В. П. Стасов, но талантливый русский зодчий сохранил общий вид ворот Кваренги, дополнив его небольшим количеством новых выразительных деталей. Общая высота ворот достигает 30 метров, их ширина — 28 метров. Силуэт арки описан колоннами коринфского ордена, между которыми стоят четыре статуи древнерусских воинов, выполненных В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым. Арку Нарвских триумфальных ворот венчает колесница с богиней победы Никой. Это тоже мастерство этих скульпторов. Над колоннами ворот  расположено восемь фигур Гениев Победы с венками, копьями и пальмовыми ветвями – это работы М. Г. Крылова и Н. А. Токарева. В тимпанах летящая фигура крылатых Слав скульптора И. Леппе. Экспрессия всех скульптур, их выразительность и живость позволила им  прекрасно вписаться в ансамбль Нарвских триумфальных ворот. Еще одна важная деталь архитектурного ансамбля — памятные надписи из золота, которые повествуют историю ворот, рассказывают о событиях, предшествующих установке их на этом месте. В центре монумента имеется благодарственная надпись, на восточном фасаде — перечень мест сражений, на западном фасаде — путь русской гвардии до Парижа, над фигурами воинов расписаны названия гвардейских полков, которые принимали участие в сражениях. В Нарвских воротах три этажа и подвал, использующие со второй полвины XIX века под городской архив. В 1987 году здесь был открыт Музей городской скульптуры.


С этим читают