Храм василия блаженного

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.


Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Церковь Вознесения в Коломенском

Адрес: пр. Андропова, 39

Этот храм уже давно находится под охраной ЮНЕСКО, как объект, имеющий огромную историческую ценность. Его купола возвышаются над берегом Москвы-реки в окрестностях села Коломенское. Это достойнейший памятник русского зодчества XVI столетия, выполненный из кирпича и камня. Граненая пирамида шатра устремлена ввысь и украшена белокаменными бусами, фасады выделяются пилястрами и узенькими окошками.

Церковь Вознесения была построена в честь рождения сына Василия III Ивана IV Грозного рядом с целебным источником, который исцелял от бесплодия. Она была предназначена для посещения только членами царской семьи, поэтому внутренние помещения имеют небольшие размеры. Здесь не сохранились ни иконостас, ни настенная роспись – все, что видят люди, приехавшие на экскурсии, является восстановленным обликом, созданным по примеру других храмов.

Чтобы попасть на территорию старинной церквушки, нужно на метро доехать до станции Коломенская и пройтись пешком, либо добраться на автобусах № 701 или 263 до пункта «Музей «Коломенское»».

Храмы Москвы на фото не выглядят столь же величественно и ярко как в реальности. В них царит непередаваемая атмосфера, почувствовать которую можно лишь душой. Пребывая в столице России, обязательно посетите познавательные экскурсии по самым знаменитым церквям и соборам златоглавой Москвы, которые познакомят с неожиданными тайнами истории государства.

Версии возведения собора

История строительства Покровского монастыря загадочна. Она имеет 3 легенды.

Первая легенда

Постройкой храма руководили 2 человека – Постник и Барма. Эти имена легендарны с 1895 г., в непечатном своде XVII в. нашли слова летописца про то, что два умельца по прозванию Постник и Барма были посланы Грозному самим Богом. По окончании постройки князь настолько был восхищен монастырем, что принял решение ослепить архитекторов.

По одной из легенд, Покровский Собор в Москве контролировали два человека – Постник и Барма.

Для того, чтобы в будущем умельцы не построили ничего столь красивого, как монастырь. Но, данная история не подтверждена, имя Постника указывается и другими летописцами в последующих хрониках, а это означает, что мастер имел зрение и мог руководить иными стройками.

Первым об ослеплении заговорил голштинский посол Адам Алеарий, который именовал собор «иерусалимским». В другом варианте этой легенды говорится не об ослеплении, а о заточении под стражу архитектора за хвастовство в пьяном виде, будто он построит храм красивее Покровского.

Вторая легенда

Эта легенда гласит, что храм строил один зодчий – Постник Яковлев. Такое имя ему дали из-за того, что он старательно постился длительное время. Он был одним из искуснейших Псковских мастеров. После завершения собора он отправился в Казань следить за постройкой каменного города. Версия возникла в 1950-х гг.

Существует повествование о сборе монет на постройку церкви: в Москве проживал Василий Блаженный, побирался и все собранные монеты кидал через плечо в одном месте и никто к ним не прикасался. Когда он собрал достаточное количество, то принёс их Иоанну IV на строительство. Факты говорят об обратном, Василий скончался в 1552 г., ещё до решения Ивана Васильевича возвести храм.

Но похоронен он в той местности, где построили собор. Если верить Соловецкому летописцу, 02.08.1588 г. благодаря останкам святого Василия Блаженного случились исцеления. И тогда, 3‐й сын Иоанна Грозного – царь Фёдор — ввёл праздник в честь Василия, в этом же году от его гроба произошло много чудес, об этом говорится в Новом летописце.

Фёдор Иванович велел возвести над захоронением юродивого храм из камня, таким образом, в этом же году вместо Николаевской церкви к собору пристроили девятую по счёту церковь, которую стали называть в его честь.

Третья легенда


По последней легенде возведением храма руководил зодчий, приехавший с Западной Европы, предположительно — итальянец. Свидетельством этого является особенный стиль, в нем объединены узоры западноевропейской и русской архитектуры. Но никаких доказательств правдивости эта теория не имеет.

Существует мнение историков, что якобы вначале храм должен был являть собой аналог Влахернского монастыря с храмом Богородицы. Своим существованием и расположением храм обязан был утвердить госидеологию «Москва – третий Рим».

Покровский собор в Москве по другой информации, был замыслом принадлежавшим митрополиту Макарию. Он задумал отобразить в сердце столицы святой город Иерусалим. Собор включает в себя несколько церквей объединённых одним основанием, именно под такой конструкцией тогда предполагали «град обетованный» — Небесный Иерусалим.

Значение цветов куполов так и остаётся невыясненным. 2 века назад, Николай Чаев (писатель) посчитал, что расцветка связана со сном Андрея Юродивого. Ему приснились сады Иерусалима, с разнообразными, цветущими, либо с жёлтой листвой или плодами, деревьями.

Стиль собора

Нынешний вид собора очень отличается от раннего строения, которое имело белые стены, крашенные под кирпич, позже появилась растительная живопись. Строение представляет уникальный комплекс центральный шатер и восемь куполов вокруг него по восьми направлениям света.

По проекту собор состоит из форм в виде квадратов, которые формируют звезду с направлениями на восемь частей света, как символ пресвятой Богородицы. Знак восемь имеет символическое значение воскрешения Спасителя. Строение возводили из современного в те времена кирпича. Детали украшений, основание и цоколь были из белого кирпича, а крыша оформлена кафелем из поли хрома и кокошниками.

Одной из самобытной особенности собора является соединение здания общим основанием и галереей. Стиль сочетает европейское и русское зодчество периода Возрождения. Отличительные черты имеют арочные проемы, в строении прочные стены и отсутствует подвал. Северная часть свода здания не имеет никаких столбов для поддержки.

В 17 столетии здание было перестроено и украшено в разные цвета. Появилась живопись с фресками на куполах и столпах. Такой вид могут наблюдать посетители в настоящее время.

Купола храма Василия Блаженного луковичной формы, а центральное строение завершается конусом. Все главы отличаются друг от друга по цвету и фактуре.

История храма

Первое здание собора, построенное в 1620-х годах, было деревянным. Возведение нового храма, посвященного войне 1612 года, в которой Россия одержала победу, спонсировал Дмитрий Пожарский. Здание пострадало при пожаре, вследствие чего в 1630-х годах было перестроено. До 1765 года, в дни празднования особо значимых событий (военных побед, обретения иконы) до Казанского собора устраивались крестные ходы.

В последующие годы храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. Последняя реставрация проводилась в 1925 году. Архитектор Петр Барановский хотел вернуть зданию первоначальный облик. Работы продолжались 4 года, и, когда оставалось совсем немного, Московской городской совет решил снести храм. Реставрация остановилась, колокольню разрушили в том же году, а помещения собора до 1936 года использовались как склад для хранения строительных материалов для станции метро. После сноса Казанского собора на его месте разместили павильон в честь III Интернационала.

В 1990 году власти Москвы решили заново построить собор, в связи с чем начался сбор пожертвований. Святыню восстанавливали по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах. Работы по воссозданию собора Казанской иконы Божьей матери закончились в 1993 году.

Панорама храма с Красной площади:

Правила посещений

Обязательные правила, которые должны соблюдать все посетители музея.

В противном случае администрация имеет право попросить нарушителей покинуть храм:

  • Запрещено прикасаться к витринам, экспонатам и элементам внутреннего интерьера собора.
  • Запрещено оставлять маленьких детей без присмотра.
  • Ручную кладь, размером больше 30х40 см, нужно сдавать в гардероб.
  • Разрешена бесплатная фото и видеосъёмка без применения вспышки или штативов.
  • Запрещена фото и видеосъёмка на любых временных экспозициях, проходящих на территории Покровского собора.
  • Из-за небольших размеров помещений храма у посетителей на инвалидных колясках или с детской коляской нет возможности попасть внутрь.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

В период 1679 года в месте проживания ткачей царя (хамовников) появилась церковь, ставшая памятником древней архитектуры столицы XVII столетия. Первая постройка (Никольская, Святоникольская церковь) простояла до 1677 года. Новое здание из камня стали называть церковью Николая Чудотворца. Последняя реставрация церкви производилась около 1972 года. А в конце столетия на её колокольне установили огромный 108 пудовый колокол. Настенная роспись, внутреннее убранство церкви сохранилось с 1845 года. Святыней храма является чудотворная икона «Споручница грешных».

Установлен позолоченный иконостас, расписанный золотыми, голубоватыми оттенками красок. Церковь никогда не закрывалась. В ней даже в годы безбожия верующие люди молились за своих близких, всех тех, кому нужна была помощь перед святой иконой Божией Матери. При храме работает воскресная школа, молодежная группа. Кстати, в эту церковь ходил Лев Толстой, проживавший недалеко.

Находится по адресу: улица Льва Толстого,2. Проще всего добраться на метро до кольцевой станции «Парк Культуры», дальше пройти по Комсомольскому проспекту. Храм, который виден издалека, стоит на пересечении улиц Фрунзе, Толстого.

Собор Двенадцати Апостолов

Проход на главную площадь Москвы организован через праздничные арки церкви, построенной в честь Двенадцати Апостолов. Она составляет единый гармоничный ансамбль Кремля вместе с главными храмами площади. Возведён храм гораздо позже (1680 год) вместе с созданием великолепных Патриарших палат, ставших образцом национальной архитектуры древней Руси. В ансамбль входят две домовые церкви, Мировая палата (крестовая), царские покои, кельи монахов. Первоначально собор выполнял функции домовой церкви патриархов Руси.

Праздник чествования святых апостолов Христа зародился в IV столетии. Датой его проведения утвердили следующий день после празднования в память о Петре, Павле. Раньше на этом месте находилась церковь известных Святых Соловецких чудотворцев. От старого храма остался только алтарь, Доступ в него закрыт. Современное название собор получил в 1580 году после перестройки, вызванной пожаром. Старинная галерея, соединяющая здания, реконструирована в 1922 году.


Сейчас в соборе находится Музей прикладного искусства, быта XYII столетия. В нем можно увидеть изделия из тканей, книги, посуду, оружие, украшения, созданные известными мастерами. Посетить Патриарший дворец, собор можно вместе с экскурсиями ежедневно, кроме четверга с 10.00 до 17.00 часов.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Икона Казанской Божией матери — история

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле неё исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая — с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

Паломнику

Богослужения:

Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Святой Пасхи священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

В дни главных Престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы.

У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Остановиться можно в следующих гостиницах:

Паломническая гостиница при Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москва

Гостиница имеет номера вместимостью от двух до шести человек. Удобства (душ, туалеты, умывальники, горячая вода) расположены на этаже. Время заселения: с 9:00 до 21:00. Обращаться по телефонам: +7-495-952-02-63, +7-919-100-90-10

Адрес: Россия, Москва, г. Москва, Донская пл., д. 1

Действует при монастыре: Донской мужской монастырь

Гостиница при Троицком храме с. Ознобишино

Принимает для проживания на краткое время, только по благословению настоятеля. Может принять до 12 человек. При себе иметь документы, удостоверяющие личность.

Адрес: Россия, 142144, Москва, Подольский район, с. Ознобишино

Действует при храме: Троицкий храм с. Ознобишино

Архитектура и убранство храма

Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое. Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.

Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок. Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы. При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.

Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей. В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне. Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.

В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в., перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев. В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.


Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.). В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками

Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами

Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Соборная площадь в Кремле

В Московском Кремле за долгую историю его существования было построено множество храмов и монастырей. Многие из них позже перестраивались, часть по разным причинам не сохранилась. Но главные соборы Кремля – Успенский, Архангельский, Благовещенский и Ризоположенский ‒ продолжают восхищать гостей и жителей столицы своей величавой красотой. Окружая Соборную площадь Кремля, они создают завораживающий ансамбль. А колокольня Ивана Великого, самая высокая точка старой Москвы (81 метр), доступна для посещения и как смотровая площадка.

Храмовое строительство на Соборной площади было начато при князе Иване Калите (1325 ‒ 1340). В период его правления Москва стала политическим и религиозным центром объединения русских земель. Соборы, которые можно видеть на площади сегодня, были построены во время правления Ивана III (1462 ‒ 1505). Тогда для масштабного строительства в Кремле были приглашены итальянские зодчие. Успенский собор строил Аристотель Фиорованти, Архангельский – Алевиз Новый. Эти мастера внесли весомый вклад в совершенствование строительной техники на Руси. Одновременно они обогатили художественный язык русской архитектуры итальянскими декоративными элементами – например, использованием раковин в закомарах.

Успенский собор стал храмом, где сперва венчали русских правителей на царство, а c XVIII в. короновали императоров. Архангельский собор стал усыпальницей московских князей. При Иване III на Соборной площади были также построены Благовещенский собор – домовая церковь государей, и Ризоположенский собор, служивший домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Колокольня Ивана Великого достраивалась вплоть до начала XVIII в.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Архитектурные особенности собора

Первоначальный вид храма был классическим, однако и в тот момент в нём уже присутствовали специфические качества – многообразие структуры, недостаточность акцента в основном фасаде, преувеличенная роль наружного облика при довольно маленьких внутренних помещениях. Все эти качества в тандеме запечатлевали концепции «храма — города», «небесного Иерусалима».

Живописность храма в XVII веке усилили благодаря асимметричности пристроек, куполам над крыльцами, узорчатой росписи вне и внутри собора, сложной живописной обработке глав.

Уникальной особенностью храма является отсутствие глубокого фундамента при 60-метровой высоте. Единственным его фундаментом был ленточный, глубиной не более 2-х метров. Из-за этой информации возникают сомнения в правдивости истории о существовании в подвалах книгохранилища Ивана Грозного.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552–1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555–1561 годах зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме — 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже — во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.
  • Южная церковь — во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная — во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Храм Василия Блаженного

Адрес: Красная площадь, 2

Его зовут чудом света, он занимает лидирующую позицию в списке основных столичных достопримечательностей. Покровский собор, представляющий совокупность 8 церковных престолов, сгруппированных у престола Покрова Божьей Матери, возвели в XVI веке по велению Ивана IV, ознаменовав этим взятие Казани. До XVII столетия назывался Троицким, а после достройки десятой церкви, освященной именем святого Василия Блаженного, был переименован.

Историками не разгадана загадка цветовой палитры куполов Небесного Иерусалима. Предполагают, что выбор цвета был связан со снами праведника Андрея Юродивого, которому привиделось, что вершины должны быть украшены «златовидною листвою, цветением и плодами».

К 350-летней годовщине со дня закладки храмовые стены были расписаны. Здесь 2 стороны демонстрируют отрывки из жития святого, выполненные масляной краской, есть старинные орнаменты и огромная икона, созданная уже в XX веке. Еще одна сторона занята образом Покрова Богоматери и значимых святых.

В XIX веке в соборе установили иконостас, сделанный согласно проекту известнейшего архитектора Павлинова. Его составляют иконы, созданные талантливыми мастерами в XVIII веке, а также более поздние работы русских иконописцев.

Храм Василия Блаженного находится недалеко от станций метро Площадь революции и Китай-город. Сюда проще всего доехать, воспользовавшись подземкой.


С этим читают