11 музеев дрездена у ваших ног: живопись, скульптура, драгоценности, оружие, нумизматика и многое другое

Музеи дворца Цвингер

Во дворце Цвингер сегодня размещены три самостоятельных музея.


Физико-математический салон

Физико-математический салон открыт в Цвингере с 1728 года. Первоначально экспонаты Физико-математического салона были частью Оружейной палаты, затем были выведены в самостоятельный музей. Начало коллекции положил еще Август Саксонский в XVI веке.

Собрание Физико-математического салона дает представление о том, как развивались способности человечества измерять такие параметры окружающего мира, как длина, температура, вес, расстояние и объем. Но не только это. Работы, представленные в музее, являются произведениями изящного кузнечного искусства.

Здесь представлены старейшие карты, глобусы, астрономические приборы, часы, показывающие время в любом городе земли. Особая гордость музея — паскалина — суммирующий прибор, выполненный в 1650 году, прообраз счетной машины, изобретенный в XVII веке Блезом Паскалем.

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея с ее собранием в 750 картин, относится к числу самых значительных галерей мира. По немецки ее называют Gemelde Galerie Alte Meister — Галерея старых мастеров. Дело в том, что когда помещение музея переполнилось, картины XIX и XX веков были перенесены в Новую галерею.

В коллекции Дрезденской картинной галереи хранятся работы художников XV — XVIII веков. Основу собрания составляют произведения итальянских мастеров, а также голландское и фламандское искусство.

Самый знаменитый экспонат Дрезденской картинной галереи — работа Рафаэля «Сикстинская мадонна». Целые залы посвящены работам Тициана, Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка и Караваджо.

Музей фарфора

Коллекцию фарфора (Porzellansammlung)начал собирать курфюрст Август Сильный. Сегодня собрание музея составляет более 20 тысяч предметов.

Основными экспонатами музея фарфора являются произведения из Китая эпохи династии Мин, а также периода правления императора Канси, фарфор из Японии имари и какиэмон.

Кроме того, в музее выставлена крупнейшая в мире коллекция раннего мейсенского фарфора работы таких знаменитых мастеров как Иоганн Иоахим Кендлер, Готлиб Кирхнер и Иоганн Бёттгер.

Achim Reinartz

Интересные места, стоящие для посещения туристами

Дрезден – один из красивейших городов Европы. По количеству культурных ценностей, исторических памятников эпохи барокко и достопримечательностей мирового значения его можно сравнить с итальянской Флоренцией.

Примечательно, что сами немцы часто называют город именно так: «Флоренция на Эльбе».

Трудно поверить, что в конце Второй мировой войны Дрезден был разрушен практически дотла. Восстановление исторического центра со всей его уникальной архитектурой длилось около сорока лет.

Ежегодно сюда приезжает несколько миллионов туристов со всего мира. Благодаря близости к границе с Чехией многие путешественники, пребывающие в этой стране, пользуются случаем и самостоятельно совершают однодневные поездки в Дрезден. Где же следует успеть побывать в первую очередь, если в запасе всего один день?

Замок – резиденция

Бывший дворец саксонских королей и курфюрстов является одним из самых старых зданий города. Первое упоминание о нем относится к концу тринадцатого века. За многовековую историю своего существования резиденция неоднократно перестраивалась, меняя архитектурный облик.

Современный вид строение приобрело лишь в начале прошлого столетия. Неудивительно, что в его архитектуре можно увидеть смешение различных стилей.

Конюшенный двор «Штальхофф»

Королевские конюшни входят в архитектурный комплекс дворца – резиденции. Наибольший интерес представляет внешняя сторона их северной стены. На ней расположено крупнейшее в мире настенное панно «Фюрстенцуг» («Шествие князей») длиной сто два метра и высотой более девяти метров.

Панорама отображает тысячелетнюю историю правившего Саксонией королевского рода Веттинов. Торжественное шествие представлено девяносто четырьмя конными и пешими фигурами всех князей и королей, начиная с XII-го века, а также их свиты. Все персонажи отображены в хронологическом порядке.

Цвингер

Архитектурный комплекс в стиле барокко на Театральной площади. Начал возводиться в начале восемнадцатого века как оранжерея для выращивания апельсинов. Однако постепенно назначение постройки менялось, пристраивались новые сооружения.

Сейчас комплекс представляет собой четыре дворцовых здания, соединенных галереями и образующих замкнутый квадрат. Внутри находится двор, представляющий собой образец ландшафтного паркового искусства.

Территория парка – это гармоничный комплекс из зеленых и цветочных клумб безупречной симметрии, великолепных фонтанов и статуй античных персонажей.

Самой крупной жемчужиной собрания по праву считается «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Стоит также посетить Физико–математический салон и посмотреть уникальную экспозицию старинных научных приборов, глобусов и часов.


Музей фарфора включает одно из крупнейших в мире собраний уникальной керамики.

Оперный театр Земпера

Был построен архитектором Готфридом Земпером в 1841-м году. Однако через тридцать лет здание было разрушено пожаром. В 1878-м году было восстановлено сыном Земпера. Третье «рождение» театра состоялось в 80-х годах прошлого века, когда закончилось его восстановление и реконструкция после Второй мировой войны.

Днем в театре устраиваются бесплатные экскурсии, во время которых можно познакомиться с великолепным внутренним интерьером и потолочной росписью этого здания.

Если останется время

Стоит посетить Кафедральный собор – самое крупное культовое сооружение в Саксонии, находящееся на набережной Эльбы. Здесь находится усыпальница саксонских королей и уникальный орган работы лучшего органного мастера И.Г. Зильберманна. Во время службы можно послушать хор мальчиков.

Полезно будет узнать, что ежегодно в Дрездене проходит майский джазовый фестиваль, а в декабре одна из старейших в Европе рождественских ярмарок.

Если в вашем распоряжении всего один день на знакомство с достопримечательностями Дрездена, составьте план заранее, чтобы успеть увидеть то, что вам наиболее интересно.

Музей фарфора

Даже тот, кто абсолютно равнодушен к фарфору, будет очарован «фарфоровым царством», находящимся в стенах роскошного дворца Цвингер. Коллекция изделий, представленных здесь, по праву считается самой выдающейся в мире по числу уникальных экспонатов. Только здесь можно увидеть редкие образцы раннего мейсенского и восточноазиатского фарфора.

Красота изделий из «белого золота», мастерство росписи, гармония красок делают их совершенными произведениями искусства, которыми нельзя не восхищаться. Начало Дрезденской фарфоровой коллекции заложил страстный поклонник этого драгоценного хрупкого материала саксонский курфюрст Август Сильный. Он фанатично собирал предметы китайского, японского, мейсенского фарфора, и к 1721 г. их насчитывалось более 23 тыс. Сейчас из собрания того времени осталось 12 тыс. экспонатов.

Сегодня в изумительно прекрасных залах Цвингера представлены самые лучшие образцы изделий (750 экземпляров), а всё собрание состоит из 20 тыс. экспонатов. Нельзя равнодушно пройти мимо фарфоровых предметов, изготовленных в эпоху правления китайских императоров династии Мин (14-17 в.) и Канси (17-18 в.) Достойна внимания коллекция японского фарфора мастеров Имари и Какимон (17-18 в.). Восхищение вызывают экспонаты мейсенского фарфора.

Открыто для посещений: ежедневно, кроме понед., 10.00-18.00.

Военно-исторический музей

Сюда, признаюсь, я заглянула только за компанию — приятель уговорил. Мужчинам, конечно, военные игрушки всегда интересны, а мне поневоле бросились в глаза два экспоната — Brandttaucher («Брандтаухер»), первая немецкая субмарина, и спускаемый аппарат космического корабля «Союз-29». Его берегут, потому что на нём вернулся немецкий «Юрий Гагарин» — первый космонавт в истории Германии, Зигмунд Йен. В истории ГДР он так и остался единственным полетевшим к звёздам смельчаком.

Несмотря на всё своё равнодушие к армейским делам, я всё же запомнила, что военно-исторический музей (по-немецки Militärhistorisches Museum der Bundeswehr) имеет в Дрездене особый статус. Его здание строилось при том же короле Альберте в городском районе Albertstadt, было помпезно освящено 1 мая 1877 года и использовалось как арсенал дрезденского гарнизона — разумеется, главный. Таковым он был до конца Первой мировой войны. Правда, намёк на то, чем здание станет в будущем, власти сделали в 1897 году. Тогда в здании арсенала прошла выставка «Коллекция исторического оружия и моделей». А в 1914 году здесь образовался «Королевский музей саксонской армии». В 1923 году его лишили титула «королевский», а в 1940 году переименовали в Музей сухопутных войск. Так было до 1945-го года. Когда гитлеровской Германии пришёл конец, музей закрыли — как и все военные музеи поверженной страны. У здания появилось новое назначение: оно служило городскому управлению для мирных выставок, городских мероприятий и праздников. Проводились здесь даже рождественские ярмарки — Striezelmarkt. Была здесь и первая выставка, посвящённая послевоенному восстановлению Дрездена, и экспозиция о Национальной народной армии ГДР. В 1990 году, в уже объединённой Германии, музей стало опекать министерство обороны страны. Тогда-то он и стал называться так, как сейчас. Снова зазвучал рассказ о военной истории всей страны и Саксонии в частности. Но так как всё это не моё, я лишь прошлась по залам, нехотя поглядывая на экспонаты. Заинтересовалась лишь экспозицией «Животные на военной службе». Чтобы к ней добраться, надо спуститься вниз с верхнего этажа здания, где есть площадка с видом на Дрезден, всё вниз, вниз — по лестницам пристройки, этаж за этажом. Интерьеры здесь, спору нет, интересные, а войны, в которых участвовала Германия, преподносят в контексте военной истории всей Европы. Вот и всё, что мне запомнилось.

Как добраться

Адрес: Dresden, Olbrichtplatz 3.

Доехать к военно-историческому музею можно на трамваях № 7, 8 или автобусом № 64 (остановка Stauffenbergallee).

Время работы и стоимость

Со вторника по воскресенье музей работает с 10:00 до 18:00, в понедельник — до 21:00. Среда — выходной день.

Цены билетов (полный/льготный)

  • постоянная экспозиция — 5 EUR / 3 EUR;
  • временные выставки — 5 EUR / 3 EUR;
  • комбинированный билет (постоянная экспозиция + временные выставки) — 7 EUR / 4 EUR;
  • детям вход бесплатно.

Что запомнится

Когда моё музейное время в Дрездене истекло, я поймала себя на мысли, что ощущаю восторг и горечь. Восторг от мастерства множества творцов, создавших в столице Саксонии рукотворные чудеса. А горечь от того, как хрупки и беззащитны прекраснейшие творения людей — зло может их разрушить за считанные часы. А ведь то, чем гордится Дрезден, принадлежит по сути всему человечеству. И беречь этот город, наверное, нужно не только немцам. И сейчас, и в будущем. Вы согласны?

Музей ГДР

В стандартном здании советского периода 70-х годов находятся экспонаты, «повествующие» о жизни немцев социалистической Германии (ГДР) В залах сосредоточено самое большое собрание различных предметов, от самых мелких атрибутов до габаритных конструкций, иллюстрирующих все сферы деятельности государства и жизни общества.

Нельзя сказать, что это заведение пользуется большим вниманием туристов, но оно, несомненно, очень интересно для посещений. В его экспозициях воплощена историческая эпоха, полная позитива и негатива, оптимизма и пессимизма

Прямо у входа в бетонно-стеклянное здание припаркован на вечную стоянку автомобиль Wartburq 311 (1955-65 г) как символ автопрома ГДР.

Здесь всё организовано как в квесте: каждый может потрогать руками тот или иной предмет, в наушниках послушать телепередачу той поры. Желающие могут побывать в камере, где допрашивали, например, перебежчиков и даже «поучаствовать» в выборах. При желании посетители открывают шкафы и ящики, рассматривают их содержимое. Очень впечатляет посещение типичной квартиры восточного немца, воссозданной с точностью до мелочей. Остаётся только похвалить дрезденцев за сохранение наглядной памяти о прошлом.

Открыто для посещений: вск.-пятн., 10.00-20.00, сб. – 10.00-22.00.

Дрезденский зоологический музей

Дрезденцы называют его просто — Staatliches Museum für Tierkunde Dresden. Этим музеем городу вполне можно гордиться: среди естественноисторических музеев Европы он — один из самых старинных. Но дело не только в возрасте. Экспонатов здесь — видимо-невидимо. Одних жуков 2,5 миллиона экземпляров.

Сегодня зоологический музей находится в современном здании, где я и побывала, но было так не всегда. Основа знаменитой коллекции была положена в XVI веке — постарался местный курфюрст (скажу от себя: чем больше узнаю о дрезденских курфюрстах, тем больше эти царственные мужи мне нравятся). Самые первые экспонаты угодили в перечень № 1 коллекции Дрезденского замка-резиденции. А вот официальная дата открытия зоологического музея в Дрездене пришлась на 1728 год. Как вы думаете, кто собрал лучшую к тому времени коллекцию и отдал ей самое подходящее в городе здание? Правильно — король Август Сильный. И здесь он преуспел!

Потом наступил 19 век, и на первый план вышло имя Генриха Готлиба Людвига Райхенбаха. Этот немецкий натуралист возглавлял музей с 1820 по 1874 годы — тогда он находился в Цвингере. Не буду утомлять вас подробностями его кипучей деятельности, оставим их специалистам. Скажу лишь о великой ответственности этого учёного мужа. Когда в Дрездене начались беспорядки (было это в 1848-1849 годах), в Цвингере вспыхнул пожар. Огненные языки слизали почти всю зоологическую коллекцию. Но Райхенбах совершил невозможное — восстановил её за несколько лет. В 1857 году музей отпраздновал своё второе рождение.

С веком наравне

Время шло, появились огнестойкие стальные шкафы, и новый директор Адольф Бернхард Мейер обезопасил ими собрание экспонатов. На календаре — 1874 год. Ещё так далеко бомбардировки Второй мировой! Коллекции растут, их разделили на объекты для выставки и объекты для научных целей. И вот, пережив года и передряги, Дрезденский зоологический музей принимает гостей и постоянно их удивляет. Здесь можно поглазеть не только на рыб, рептилий и птиц (про тех, кто бегает на всех четырёх лапах, молчу), но и на сумчатого волка, бескрылую гагарку, стеллеровую корову, странствующих голубей. Кто-то представлен в виде скелета, кто-то во всей красе — увидите сами, когда попадёте сюда. А как вам тот факт, что в музее хранится коллекция из 30 тысяч птичьих яиц? Орнитолог Вольфганг Макач постарался, завидую его терпению! И ещё здесь есть коллекция палеарктических бабочек — это заслуга энтомолога Отто Штаудингера. И, надо сказать, его увлечение мне понятно намного больше, чем хобби Макача.


Адрес: Dresden, Konigsbruck Landstr, 159

Трамвай № 7 (остановка Industriepark Klotzsche).

Собрание скульптуры

Где бы вы думали находится самое крупное собрание античных скульптур за пределами Италии? Думаем, у вас в этом нет ни малейшего сомнения. Расположенный нынче в Альбертинуме музей ждала схожая с другими выпускниками кунсткамеры «судьба», так что тратить время на её пересказ мы не станем, ведь не античностью единой – пять тысяч лет(!) человеческого творчества спрессованы в коллекции, охватывающие царства Древнего Египта, европейский ренессанс, барокко, модернизм, экспрессионизм, вплоть до современного искусства инсталляции.

Скифские золотые олени, маски египетских фараонов, языческие культовые статуэтки, скульптурные автопортреты футуристов 20 века; статуи и бюсты, барельефы и горельефы; от Эдгара Дега до Огюста Родена, от Поликлета до Макса Клингера… Колоссальная эклектичность коллекции производит удивительное впечатление – зрителя словно уносит смерч времени, бросая через века. Античная детальность сменяется экспрессионистской расплывчатостью, а то и полной абстракцией; мрамор уступает место металлу, который, в свою очередь, даёт дорогу пластику и полимерам… Собрание скульптур предлагает зрителю такое путешествие, которое грех пропустить.

Горилла, хватающая женщину, Эммануэль Фремет, 2-я половина 19 века

Автопортрет, Эрнесто Де Фиори, 1923

 Похищение Ганимеда,1200-600 до н.э.

Божество, Египет

Вилли Вольф, 1969

Портрет погибшего Виллема Иосифа ван Гента, Ромбоут Верхульст,  до 1676

Шере, Густав-Жозеф, 1894

Сидящий на корточках бабуин, Египет, поздний период

Исторические «Зеленые своды»

Исторические «Зеленые своды», как видно уже из названия, располагаются в восстановленных первоначальных интерьерах на первом этаже дворца. Колонны, однако, теперь не окрашены в малахитовый цвет, а покрыты зеркалами.

Постоянная экспозиция музея состоит из более 3000 шедевров драгоценных камней и ювелирного искусства. В настоящее время Historische Grüne Gewölbe состоит из десяти комнат.

В первой комнате Исторических «Зеленых сводов» представлены произведения искусства средних веков и раннего ренессанса. Самыми значительным экспонатами являются чаши Ивана Грозного и Мартина Лютера, печатное кольцо Мартина Лютера.

Вторая комната экспозиции — Янтарный кабинет, в котором представлены произведения искусства из янтаря — сосуды, шкатулки, статуэтки, столовые приборы, изготовленные в Кёнигсберге и Данциге.

Третья комната — Комната слоновой кости. Здесь представлены искусные работы с использованием резьбы по слоновой кости.

В четвертом зале музея собраны работы из белого серебра. Следующая, пятая комната, содержит произведения искусства, изготовленные из позолоченного серебра XVI — XVIII веков.

Шестой зал с угловым кабинетом — самый большой из всех комнат, это так называемый Прециози зал, зал драгоценностей. Седьмая комната, Гербовая, посвящена астрономическим часам.

Ювелирная комната содержит знаменитые экспонаты, созданные придворным ювелиром Иоганном Мельхиором Динглингером.

Самый известный из них — «Мавр с изумрудным штуфом», скульптура из грушевого дерева, выполненная в 1724 году, 64 см. высотой, с изумрудами, рубинами, сапфирами и другими драгоценными камнями.

«Обелиск Августа» — еще одна знаменитая работа музея, изображает Августа Сильного, для обелиска было использовано 240 обработанных камней и скульптур, покрытых золотом. Его стоимость может приравниваться к стоимости дворца.

В девятой, Бронзовой, комнате хранятся 80 бронзовых скульптурных композиций. Десятый зал занят бронзовыми миниатюрами времен ренессанса.

На официальном сайте музея можно совершить виртуальное знакомство с залами Исторических «Зеленых сводов».

Виртуальный обход залов Исторических «Зеленых сводов»

Дворец-резиденция, место расположения музея «Грюнес Гевёльбе», Ирина Егорова

Лейпциг: экскурсию брать не обязательно, и так все понятно


Крупнейший город Саксонии выглядит так, будто его проектировал не архитектор, а редактор туристического журнала. Основные достопримечательности, ради которых и приезжают сюда туристы, расположены на площади всего 1 кв. км, так что обойти все без исключения любопытные места, даже в компании самых юных или непослушных спутников, запросто можно за один световой день.

Причём для такой экскурсии вам даже не потребуется экскурсовод или путеводитель — в Лейпциге все по-немецки четко и очевидно

Пешеходные улицы без машин означают, что вы в историческом центре и надо внимательнее смотреть по сторонам, чтобы не пропустить очередное важное здание или памятник. Небоскрёб (а он здесь всего один) обязательно приведёт к панорамной смотровой площадке на крыше

Главные магазины сконцентрированы на центральной городской площади, а деклассирование элементы прохлаждаются рядом с вокзалом. Так что если вы хотя бы раз в своей жизни уже посещали «старушку Европу», разобраться в Лейпциге вам не составит никакого труда.

Единственная городская постройка, которая может ввести вас в заблуждение — здание местного университета, которое выглядит как футуристический собор из стекла и стали. Однако это лишь видимость, и слово «храм» в данном случае допустимо использовать лишь в переносном значении — как «храм науки». Лейбниц, Гейзенберг, Ницше, Вагнер, Меркель — все они получали образование в стенах этого университета.

А один из его выпускников — Гёте — не только вписал свое имя в историю города, но и сам Лейпциг — в историю мировой литературы. «А Лейпциг — маленький Париж, на здешних всех налет особый», — эти строки из Фауста и сегодня остаются неофициальным рекламным слоганом города. Кстати, в таверне, где они были написаны, до сих пор можно отобедать и попробовать традиционные саксонские блюда (удовольствие на любителя).

Ещё одна прославленная точка общепита на карте города — кафе, которому посвятил свою «Кофейную кантату» (BWV 211) другой знаменитый житель Лейпцига — Иоганн Себастьян Бах, проживший здесь один из самых плодотворных периодов в своей карьере. Как и основатель первого высшего учебного музыкального заведения Германии — Лейпцигской консерватории — Фридрих Мендельсон, полвека спустя. Впрочем, все эти прославленные имена заинтересуют взрослых путешественников. Дети же после поездки скорее всего будут вспоминать окраины Лейпцига, а не его исторический центр.

На северо-западе города находится Лейпцигский зоопарк, один из самых интересных в Европе. За свою почти полуторавековую историю он сумел установить множество рекордов. Например, здесь расположен крупнейший на всей планете вольер с человекообразными. Самое свежее достижение — грандиозный крытый павильон Гондваналенд — крупнейшая в Европе тропическая оранжерея, где кроме цветов из жарких стран можно увидеть и множество зверей и птиц. Они разгуливают, летают, ползают повсюду (в том числе буквально у вас под ногами), не обращая на посетителей никакого внимания.

Эта близость животных к людям — одна из визитных карточек Лейпцигского зоопарка, и порой у посетителей может создастся впечатление, что они находятся не в древнем европейском городе, а в африканской саванне в разгар сафари.

Физико-математический салон

Красивое здание, не правда ли? И имеет отношение к «Зелёному своду». Нет, это уже не Дрезденский замок-резиденция, это один из павильонов Цвингера. Помните, я говорила, что Август Сильный разделил по темам то, что в XVI веке было собрано в кунсткамере? Так и получило самостоятельную жизнь собрание научных инструментов и исторических часов — физико-математический салон (дрезденцы называют его Mathematisch-Physikalischer Salon). Этот музей относится к Государственным художественным собраниям Дрездена — с полным на то правом.

Сегодня здесь выставлены на обозрение около тысячи экспонатов. В их числе — редкие геодезические, оптические и астрономические приборы XVI-XVIII веков. Во времена Августа Сильного, с 1728 по 1746 год, эта коллекция называлась «Королевским кабинетом математических и физических инструментов». Доступ к ней имели тогда только учёные-практики. Научными приборами пользовался и сам любознательный Август Сильный. Здесь же, в Цвингере, была тогда и астрономическая обсерватория.

Славится музей своей коллекцией земных и небесных глобусов. Один из них привезли в Дрезден с территории, на которой сейчас расположен Ирак — этот глобус был сделан в XIII веке. Ещё один известнейший экспонат — механическая счётная машина французского ученого Блеза Паскаля, созданная в 1642 году.

Любителям точных наук, конечно, будут интересны и оптические приборы вместе с геодезическими, инструменты для черчения, зажигательные стёкла. У меня эти экспонаты вызывали уважительную скуку. А вот драгоценные часы-медальоны мне очень понравились. И башенные часы эпохи Возрождения — тоже: сразу вспомнила кремлёвские куранты.

Как добраться

Адрес: Dresden, Zwinger.

Время работы и стоимостьЕжедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.Полный билет стоит 6 EUR, льготный — 4,50 EUR. Дети до 17 лет проходят бесплатно.

Галерея старых мастеров

Как вы думаете, можно влюбиться в человека, с которым разминулись во времени? Ну, не влюбиться — восхищаться? У меня такое ощущение, что да. Весь исторический центр Дрездена, включая Цвингер вместе с Галереей старых мастеров, создан по воле самого обаятельного и привлекательного короля Августа II Сильного. Всё успел, везде поспел — и сотни женских сердец, как говорят, приступом взял, и Дрезден украсил на века, и польский трон захватил. Как не вспоминать курфюрста Августа, если именно он принял решение вынести шедевры живописи из кунсткамеры, в которой они были до него, и сделать отдельную экспозицию? Она и стала основой будущей Галереи старых мастеров.

Страсть к коллекционированию предметов искусства от отца унаследовал Август III

И не важно ему было, что из королевской казны уходят огромные суммы — благородное хобби того стоило. В выборе картин Августу III помогал умный советчик Альгаротти

По его подсказке король купил в 1741 году картину Яна Вермеера Делфтского «У сводни», а с ней ещё 267 полотен из собрания Валленштейна. Стараниями саксонского правителя из королевской галереи в Праге многочисленные полотна перекочевали в Дрезден, а в 1745 году за ними последовала собственного разорившегося герцога Моденского — произведения Веласкеса, Тициана, Корреджо. Август III знал толк в искусстве! Но поскольку королём художников в ту пору считался Рафаэль, а лучшей его картиной — «Сикстинская мадонна», то заполучить этот шедевр казалось делом чести. Gesagt — getan, как говорят немцы (сказано — сделано). Церковь Сан-Сиксто в Пьяченце лишилась лучшего своего украшения, зато великое полотно засияло в центре Дрездена.

Немного истории

Цвингер, где Галерея старых мастеров находится и в наши дни, начали строить уже после обоих Августов — в 1847 году. Открытие дворца состоялось восемь лет спустя. Накануне прихода к власти Адольфа Гитлера в галерее решили оставить только шедевре прошлого — всё, что было создано до XIX века. А всё, что посвежее, перешло в Новую галерею. Праздник высокого творчества продолжался, но наступил 1937 год…

Год, когда на арену вышли разнузданные нацисты, стал роковым для Галереи. Гитлеровцы решили, что экспрессионизм — искусство тлетворное и вредоносное. Многие из картин экспрессионистов были изъяты и уничтожены. Часть удалось спрятать в шахтах, но от бомбардировок в 1945 пострадали и они. Всё, что сохранилось, после победного мая советское командование вывезло в СССР.

Казалось, что драгоценная коллекция с её королевской основой для Дрездена навсегда потеряна. Но о картинах позаботились советские реставраторы. 1240 полотен вернулись в столицу Саксонии в 1955 году. С этого началось возрождение Галереи.

Всё, что я там увидела, у меня отторжения не вызвало — я люблю классику. Как и преданья старины глубокой. Мне не было скучно ни у одной картины. Но когда я дошла, наконец, до «Сикстинской мадонны», на глаза навернулись слёзы. Есть в ней какая-то магия, какой-то неуловимый пронзительный трагизм. И даже если бы в Галерее старых мастеров всё остальное было просто мазнёй, одна только эта картина стоила того, чтобы Цвингер был построен, жил и принимал бесчисленных гостей.

Собрание фарфора

Этой коллекцией, хранимой в Цвингере, мы обязаны тому же Августу Сильному. Как говорил сам правитель, он заболел «фарфоровой болезнью». Это была настоящая страсть, которой Дрезден и обязан своим собранием фарфора. Уходя в лучший из миров, польский король и саксонский курфюрст оставил наследникам и потомкам коллекцию из 35 тысяч изделий. Их привозили из Азии, создавали в Мейсене — там, где Август II поручил основать фарфоровую мануфактуру — первую в Европе.

Не знаю, что случилось с экспонатами времён короля Августа, но сегодня в «Собрании фарфора» (Porzellansammlung) выставлено не больше двух тысяч изделий. Это меня разочаровало. Я надеялась, что в музее их демонстрируется больше — ведь везде говорится о том, что в музее хранится около двадцати тысяч. А спросить, куда же делись ещё пятнадцать, увы, не было времени.

Что мне запомнилось? Конечно, то, что бросается в глаза всем. Фарфоровый букет из сотен цветов (Венсенн, 1749 год), шедевры времён китайского императора Канси, изысканные изделия Готлиба Кирхнера, Иоганна Беттгера и Иоганна Иоахима — мастеров из Мейсена. И, конечно, та часть музея, где воссоздано оформление помещений в том стиле, который любил Август Сильный. Это стоит увидеть!

Время работы и стоимость

Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник.

Стоимость входного билета — 10 EUR, для детей и подростков младше 17 лет вход бесплатный.

Дрезденский городской музей

Всего лишь в нескольких метрах от дрезденской церкви Св. Марии «Фрауэнкирхе» находится Дрезденский городской музей, расположенный в здании Ландхаус (в загородном стиле). Сооруженное в период 1770-1775 гг. по проектам придворного архитектора Фридриха Августа Крубсациуса (1710-1790) здание принадлежит к архитектурным достопримечательностям Дрездена. Постоянная экспозиция в четырех залах представляет свыше 1000 экспонатов. Более чем 20 медийных станций и множество музейно-педагогических композиций предлагают различные возможности для того, чтобы познакомиться с 800-летней историей Дрездена. Многочисленные кинематографические инсталляции и небольшой кинотеатр показывают процесс преображения города за минувшие сто лет.


С этим читают