Музей прадо

История Музея Прадо

Впрочем, именно события во Франции все же привели к появлению Музея Прадо. В 1808 году место императора в Испании занял Жозеф Бонапарт, брат Наполеона. Он издал декрет о создании художественного музея, аналогичного тем, что уже существовали во многих европейских столицах. Одна из преследуемых целей — снижение темпов потерь предметов искусства, которые стремительно вывозились за границу (в том числе и французами).


После возвращения на трон Фердинанда VII в 1814 году будущий Музей Прадо продолжил функционировать. Причем на деньги королевского семейства поврежденное во время войны здание было отреставрировано. Первоначально Музей Прадо, официально открытый 19 ноября 1819 году как Королевский Музей Живописи и Скульптуры, экспонировал всего 311 картин, и все они принадлежали кисти испанских мастеров. Но коллекция выставленных произведений быстро росла — уже к 1827 году здесь можно было увидеть почти 4 тысячи предметов искусства.

Постепенно в собрание входило все большее количество картин, скульптур, гравюр, рисунков. Коллекцию пополняли произведения, переданные Музею Прадо в дар, приобретенные государством, оставленные в качестве наследства. Пожертвования нередко вызывают вздох восхищения. Например, чего только стоят произведения Гойи из серии «Мрачные картины», переданные бароном Карло фон Эрлангером.

Музей Прадо долгое время был зависим от политической обстановки в стране. После того, как изгнанную Изабеллу II на престоле заменил Амадей I, денег на содержание заведения стали выделять столь мало, что вся коллекция оказалась под угрозой. В то время один из мадридских журналистов выпустил в газете статью, в которой рассказал о пожаре в Музее Прадо ночью 24 марта 1881 года. Пришедшие посмотреть на последствия трагедии горожане убедились, что сообщение лживое, но в нем описаны реально возможные последствия жесткой экономии — сотрудники Музея Прадо жили и готовили в здании, для чего хранили дрова внутри помещения.

Во время Гражданской войны из Музея Прадо были эвакуированы некоторые картины. Грузовик, на котором перевозили работы Гойя, по пути в Женеву попал в аварию, вследствие чего серьезно пострадало полотно «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Картина была порезана, некоторые элементы ее потеряны навсегда. Долгое время часть этого шедевра оставалась поврежденной, чтобы напоминать испанцам об ужасах и последствиях войны. Только в 2008 году «Восстание» было отреставрировано полностью.  

Музей Прадо в МадридеМузей Прадо в Мадриде — осмотр экспозиции

Советы посетителям

— Чтобы избежать потери времени у касс, советуем купить билеты заранее через интернет. Как выгодно пользоваться интернетом на отдыхе в Испании, читайте в нашей статье «Интернет в Испании дёшево»;

— Больше всего посетителей в музее наблюдается с 10 до 14 часов, а также в последние два часа его работы. Лучше выбрать время сразу после обеда. И не советуем приходить в праздничные дни, расписание смотрите в нашей статье «Праздники в Испании»;

— Билет в музей сохраняйте до самого выхода из него;

— Снимать и фотографировать запрещено, но некоторые посетители умудряются пользоваться маленькими фотоаппаратами и телефонами незаметно для работников здания;

— С сумками, рюкзаками, зонтами заходить нельзя: все вещи сдаются в гардероб;

— В залах работает контроль климата. В летние месяцы, когда туристы одеваются как можно легко, здесь может оказаться прохладно. Продумайте одежду для похода в музей Прадо, учитывая эту особенность. Большую часть времени в музее придется провести стоя, выбирайте удобную и уже разношенную обувь. Советы по выбору обуви и одежды читайте в нашей статье “Что взять в Испанию”;


— Музей располагает лифтами, платформами, пандусами, туалетами на всех этажах. Есть комнаты матери и ребенка;

— Если проголодались, то выходите из музея и идите прямо через Аллею Прадо на соседние улочки. Здесь десятки ресторанов и закусочных на любой вкус и кошелек. Местные повара творят настоящие шедевры испанской кухни.

Удачных прогулок по Мадриду, и читайте наши интересные статьи об Испании (ссылки ниже).

Иллюстрации

Первые залы центральной галереи здания Вильянуэва Museo Nacional del Prado

Фасад здания Вильянуэва, вход Веласкеса Museo Nacional del Prado

Школа Праксителя. Орест и Пилад, «Группа Сан-Ильдефонсо». Oк. 10 г. до н.э. Museo Nacional del Prado

Оттавио Мизерони, ок. 1600, Мишель Дебург, 1684–1687. Ваза из нефрита на позолоченном основании с дельфинами. «Сокровище Дофина» Museo Nacional del Prado

Рафаэль Санти. Портрет кардинала. 1510–1511 Museo Nacional del Prado

Иероним Босх. Сад наслаждений. 1500–1505. Фонд национального достояния Museo Nacional del Prado

Антонио Аллегри да Корреджо. Не прикасайся ко Мне. Oк. 1525 Museo Nacional del Prado

Тициан. Венера и Адонис. 1554 Museo Nacional del Prado

Тициан. Император Карл V в сражении под Мюльбергом. 1548 Museo Nacional del Prado

Питер Пауль Рубенс. Три грации. 1630–1635 Museo Nacional del Prado

Лука Джордано. Аллегория Золотого руна, или Апофеоз испанской монархии. Ок. 1697. Купол Палаты послов дворца Буэн-Ретиро. Современный читальный зал библиотеки Музея Прадо Museo Nacional del Prado

Общий вид крытой аркады монастыря Сан-Херонимо эль Реал

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Копья, или Сдача Бреды. 1635 Museo Nacional del Prado

Клаудио Коэльо. Триумф Святого Августина. 1664 Museo Nacional del Prado

Хуан Карреньо де Миранда. Портрет российского посла Петра Ивановича Потемкина. Oк. 1681 Museo Nacional del Prado

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра. 1643–1649. Museo Nacional del Prado

Антонелло да Мессина. Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом. 1475–1476 Museo Nacional del Prado

Рогир Ван дер Вейден. Снятие с креста. До 1443. Фонд национального достояния Museo Nacional del Prado

Эль Греко. Благовещение. 1597–1600 Museo Nacional del Prado

Хосе де Рибера. Мученичество Cв. Филиппа. 1639 Museo Nacional del Prado

Бернардо Лопес и Пикер. Мария Исабель де Браганса, королева Испании, основатель Музея Прадо. 1829 Museo Nacional del Prado

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Семья короля Карла IV. 1800 Museo Nacional del Prado

Антонио Хисберт. Расстрел генерала Торрихаса и его сподвижников на пляже в Малаге. 1887–1888 Museo Nacional del Prado

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. 3 мая 1808 года, или Расстрел повстанцев в Монклоа. 1814 Museo Nacional del Prado

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Шабаш ведьм. 1820–1823 Museo Nacional del Prado

История создания

Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник  Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт

Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.

К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.

Здание

Архитектурный комплекс стал не только вместилищем лучших творений кисти испанских, фламандских мастеров, других произведений искусства, но настоящим шедевром зодчества, памятником неоклассицизма. Основное отличие от роскошных, отчасти помпезных, подобных сооружений состоит в простоте, изяществе линий, изысканно подобранном сочетании белоснежных колонн с розовыми стенами. Неоклассицизм считался главенствующим стилем в архитектуре Европы 18 века.

Здание возводилось в течение 2 десятков лет, в результате получился двойной шедевр: собрание произведений искусства внутри и блестяще реализованный архитектурный ансамбль снаружи. Здание прямоугольное в плане, с 2 фасадами. Один из них обращен на главный бульвар испанской столицы – Прадо, второй выходит в парк.

Волею судеб внешне здание не претерпело изменений, сохранило первозданный вид. Все последующие после постройки годы залы наполнялись сокровищами искусства, вследствие чего пришлось перестраивать и расширять их. В 30 годах 20 столетия Педро Мугуруса


Отаньо внес изменения в конструкцию центральной галереи, северной лестницы.

Спустя годы, уже в 21 веке, в Прадо в очередной раз провели масштабную перепланировку главного корпуса, а также возвели отдельное сооружение, названное «куб Монео». При возведении последнего использованы кирпич, мрамор, гранит, древесина, которые гармонично сочетаются с основным зданием. Суммарная площадь расширенного в 2007 году ансамбля составила почти 60 тысяч квадратных метров.

История

В XVIII веке Испания понемногу стала пробуждаться от тяжелого средневекового сна. А образованное общество потянулось к наукам и искусству.  Первый публичный музей, открытый в Мадриде, решили посвятить естествознанию. А здание для него построить в небольшом парке Прадо.

Находящемся на значительном удалении от центра — по сути, здесь начинался уже пригород.  Строительство специализированного музейного комплекса началось в 1785 году — проект разработал видный архитектор эпохи классицизма, Хуан де Виллануэва .

Однако, почти сразу строительство прервали. Причинами послужили смерть короля Карла III в 1788 году, и нехватка денег в казне. А затем, в начале ХIХ века, и нашествие французов. Лишь в 1814 был издан указ о завершении постройки.

Проект реализовал архитектор Антонио Лопес Агуадо, но концепция решительно изменилась. Вместо естественно-научных коллекций внутри положили разместить картины.  Первыми передали произведения искусства из королевских дворцов. Вначале их было немного: всего 311 полотен.

Постепенно количество картин в Прадо увеличивалась. И  уже к 1821 году их было 512. А к 1826 году музей располагал 724 живописными единицами. Кроме того положили начало коллекционированию скульптурных произведений.

Со временем в дирекцию пришли люди искусства и Прадо стал относительно независим  от двора. Самый значимый для него год – 1868, когда из королевского его преобразовали в музей города Мадрида. Вслед за этим администрация начала активно пополнять собрание собственными усилиями.

Так, в Прадо было мало картин испанских художников XV-XVI веков, голландских и английских мастеров. Эти пробелы начали активно восполнять: например, купив коллекцию Бермехо. А картины Гойи, ранее хранившиеся в запасниках, поместили на экспозицию. В XVIII веке музей получил значительные пожертвования от частных коллекционеров.

История

История собрания восходит ко времени правления испанского монарха Карла III. Его величество возжелал открыть музей естественной истории – такой же, как и у других царственных особ в Европе. Строительство здания началось под руководством Хуана де Вильянуэвы, работавшего в стиле классицизма. Архитектор был приближенной ко двору особой, ему поручалось проектирование построек по заказу короля и его близких.


К сожалению, амбициозным мечтам не суждено было сбыться, поскольку в 1808 году Наполеон Бонапарт распространил свое влияние на всю Европу, сместив многих монархов. Править в Испании он посадил своего брата, Жерома. В недостроенном здании испанский наместник императора планировал основать экспозицию художественного искусства на свой вкус.

Следующий этап – начало 19 столетия, 1813 год. Испанская монархия реставрирована на троне, король Фердинанд VII (точнее, его супруга – Мария Изабелла Португальская) инициировал создание картинной галереи, доступной для всех. Через 6 лет началось формирование ядра коллекции, во многом стараниями королевской четы.

Примерно в 1829 году частные коллекционеры начали передавать свои раритеты и шедевры, а еще через 40 лет постройку со всем содержимым национализировали. Гражданская война в стране, воцарение режима Франко на судьбу собрания художественных ценностей влияния не оказали: фонды благополучно перенесли смутные времена в нейтральной Швейцарии.

Коллекция Музея Прадо

Ни один музей в мире не может поспорить с Музеем Прадо в количестве произведений некоторых художников. Здесь хранится большее всего работ Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Тициана, Рубенса, Боско… Собранные в течение нескольких веков, они лишь в конце XX в. оказались в полной безопасности — на протяжении всего столетия музей испытывал проблемы с недостаточным финансированием, а после того, как начался туристический бум, еще и с площадью.

Ядро коллекции Музея Прадо составляют произведения из Королевской коллекции Габсбургов и Бурбонов, покровительствовавших искусству и художникам. Расширить и разнообразить собрание удалось за счет произведений из Музея Тринидад, с которым произошло слияние в 1872 году, когда Музей Прадо получил статус «национального». Добавил массу новинок и сменивший концепцию в 1971 году Музей современного искусства, из которого были переданы некоторые картины XIX столетия (по 1881 год — день рождения Пикассо, ставший линией раздела собраний). Огромен и список собственных приобретений — только фонд картин музей пополнил за счет покупок на 2300 экспонатов. Одним из самых дорогих приобретений стала картина «Мадонна с гранатом» кисти Фра Беато Анджелико — работа 1487 года стоила 18 миллионов долларов.

Не удивительно, что в собрании Музея Прадо наиболее широко представлена испанская живопись. Эта секция, составляя основу экспозиции, включает в себя 4900 предметов. Она демонстрирует развитие школы в хронологическом порядке — от XII века до начала XX столетия, от романских фресок до импрессионизма

Пожалуй, особое внимание привлекает уникальное собрание картин Франсиско Гойи — 130 полотен знаменитого мастера периода романтизма охватывают практически все периоды его творчества

Более тысячи полотен итальянской художественной школы наглядно говорят о ее влиянии на искусство в Испании. Франческо Траини, Мантенья, Боттичелли: творчество мастеров XIV — XV столетий открывает обширное собрание картин с Апеннинского полуострова. Тициан, Караваджо, Строцци, Тьеполо — перечисление фамилий всех художников из Италии, чьи полотна представлены в Музее Прадо, потребует полноценной статьи.

Значительную часть имеющихся «запасов» составляет живопись Фландрии, Франции, Германии, Нидерландов, Британии… Интересно, что непосредственные соседи, португальцы, представлены в Музее Прадо весьма скромно — лишь несколькими полотнами рубежа XIX — XX веков. Впрочем, сожалеть об этом не хватит времени, ведь все оно будет занято знакомством с шедеврами. Среди наиболее знаменитых экспонатов Музея Прадо, выделяются следующие  

Музей Прадо — скульптурыМузей Прадо — «Сад земных наслаждений» Босх

знаменитые шедевры Музея Прадо:

• «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена; • «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха; • «Адам и Ева» Дюрера; • «Портрет кардинала» Рафаэля Санти; • «Триумф смерти» Брейгеля Старшего; • «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко; • «Сдача Бреды» Диего Веласкеса; • «Три Грации» Рубенса; • «Третье мая 1808 года в Мадриде» Гойи.

Из этих и других картин, признанных ценнейшими произведениями в истории искусства, можно создать отдельную галерею. А ведь в Музее Прадо представлено еще и более 220 скульптур, тысячи рисунков и эстампов, столы, консоли, керамика… Музей Прадо нередко сравнивают с Лувром, и это сравнение — далеко не пустой звук.

Музей Прадо — время работы и стоимость посещения:

Часы работы: С понедельника по субботу с 10:00 до 20:00 часов По воскресеньям и праздничным дням с 10:00 до 19:00 часов 6 января, 24 декабря и 31 декабря с 10:00 до 14:00 часов 1 января, 1 мая и 25 декабря — закрыто.

Доступ в музей Прадо прекращается за 30 минут до закрытия. Окончание осмотра залов за 10 минут до закрытия музея.

Стоимость: С понедельника по субботу с 18:00 до 20:00 — бесплатно. Воскресенье и праздничные дни с 17:00 до 19:00 — бесплатно. В течение последних двух часов работы — 50% скидка на билеты на временные выставки.

Взрослые: 15.00€ Дети и молодежь до 18 лет, а так же студенты до 25 лет — вход бесплатный. Стоимость билета включает посещение Коллекции и временных выставок. Билет действителен весь день.

Группа (не менее 12 человек) с 9 до 10 часов (до открытия музея) — 50.00€ с человека.

Увеличить окно

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid


С этим читают