Музей гуггенхейма в бильбао

Музей Соломона Гуггенхайма — Solomon R. Guggenheim Museum

Один из самых необычных и авангардных музеев Нью-Йорка предлагающий посетителям работы самых известных мастеров культуры и искусства со всего света. 


Музей Гуггенхайма сегодня располагается в пределах «Музейной Мили» Нью-Йорка, на Пятой Авеню.

Музей Гуггенхайма относительно молодой, он был образован в 1937 году, но несмотря на это сегодня он содержит колоссальную коллекцию произведений современного искусства.

Музей был основан американским золотопромышленником и владельцем большого количества угольных шахт — Соломоном Робертом Гуггенхаймом, который в почтенном возрасте решил посвятить себя коллекционированию предметов современного искусства.

Однако, так как Гуггенхайм отнюдь не являлся специалистом в этой области, он обратился за помощью к своей давней подруге искусствоведу из Европы — Хилле Рибэй. Это сотрудничество принесло поразительные плоды, такие, что уже через несколько лет, работы современных мастеров не мог вместить особняк Гуггенхайма и потребовалось помещение для организации музея.

Подходящее помещение было куплено промышленником на 59-й Стрит. Однако, всего через пять лет, прошедших с момента покупки нового здания, и оно оказалось мало, чтобы вместить разрастающуюся коллекцию полотен и в июне 1943 года Гуггенхайм принял решение постройки нового здания, и разместил заказ у одного из самых известных архитекторов того времени — Фернка Райта, который и спроектировал удивительное даже в наши дни здание, в форме перевернутой пирамиды.

Архитектура нового здания была настолько кричащей, что даже некоторые художники-авангардисты того времени отказывались от предложений организации в нем выставок. Строительство нового здания музея было завершено в 1959 году, когда не автора коллекции, господина Гуггенхайма, ни архитектора здания господина Райта уже не было в живых. 

Осмотр экспозиции музея Гуггенхайма начинается с верхнего этажа здания, куда посетители поднимаются на лифте и продолжается спускаясь на первый этаж по всей улитке, по спирали вокруг огромного атриума. К улитке примыкают два других  здания, одно из которых было пристроено позднее в 1992 году. Эти здания так же имеют внутри отдельные выставочные залы. Сегодня музей Гуггенхайма кроме трех филиалов в США имеет четыре филиала расположенные в Лондоне, Берлине, Венеции и Бильбао. 

Сегодня музей Гуггенхайма это крупнейшее в мире собрание картин современных мастеров начиная от конца 19 века, включающие полотна великих мастеров, как Кандинский, Шагал, Пикассо, Уорхол, Ван Гог, Гоген, Леже — в общей сложности собрание включает более шести тысяч полотен мастеров 19-20 веков. 

Все постоянное собрание Музея Гуггенхайма расположено в зданиях-пристройках к центральной улитке. В самой же улитке выставляются сменяемые экспозиции, многие из которых ежегодно производят фуррор в области искусства всего мира.

Так, здесь были проведены всемирно-известные выставки «Китай: пять тысячелетий» — 1998 год, «Африка: искусство континента» — 1996 год, «Империя ацтеков» -2004 год, а так же уникальная, нашумевшая выставка «Россия!» — 2005 год, представившая 240 русских шедевров, которую открывал Президент России В. Путин. Музей Гуггенхайма обязательно должен быть в Вашей экскурсионной программе в Нью-Йорке. 

Часы работы: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье 10:030 — 17:45. Пятница 10:00 — 20:00

Адрес: 1071 Fifth Avenue 

             (пересечение с 89-й Стрит)

Телефон: 212 423 35 00

Метро линии: 4, 5, 6

Метро станция: 86 Street

История возникновения музея Гуггенхайма в Бильбао

История создания

Властям Бильбао предложили создать этот музей в 1991 г. Его открытие состоялось в середине осени 1997 года. Данный проект очень важен для всей страны. На открытии музея можно даже было увидеть короля Хуана Карлоса I и его жену королеву Софию. Благодаря новому культурному центру о Бильбао снова заговорили во всем мире. Кроме того, за счет выросшего туристического потока городская казна существенно пополнилась. Сейчас это одна из главных испанских достопримечательностей.

Но когда велось строительство музея, его сильно критиковали. Некоторые говорили, что на сооружение здания тратятся слишком большие деньги, хотя к 2013 г. окупаемость музея превысила вложенные в его строительство деньги в 37 раз. По словам известного баскского скульптора Хорхе Отейса, это «сыродельный завод», а не музей. Он говорил, что не даст свои работы для выставок в новом музейном пространстве, но на сегодняшний день они присутствуют в постоянной экспозиции.

История возникновения музея

Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.

В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.

Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.

Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.

Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.

Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.


В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).

В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.

За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.

Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.

Выставки музея

В музее проходят тематические выставки, посвященные культуре и искусству разных стран, а также действуют постоянные экспозиции. В основном они посвящены искусству ХХ века: основная часть коллекций состоит из абстракций, инсталляций и работ художников-авангардистов, а традиционных картин и скульптур в музее меньшая часть. А вход в музей Гуггенхайма охраняет Пуппи, полюбившийся всем щенок из цветов и травы.

Вход в музей

Как и любой другой новаторский и непривычный проект, творение Гери подвергся неоднозначной оценке современников: многие ругают его, многие восхищаются.

По словам специалистов, здание музея одновременно и совпадает с архитектурным контекстом города, не нарушая его, и в тоже время очень выделяется на фоне остальных зданий. Сами же жители города очень трепетно относятся к зданию музея, называя его ключевым звеном в деле возрождения культурной жизни Бильбао.

Экспозиции музея

Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.

Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.

Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.

Вид вниз с третьего этажа:

План музея Гуггенхайма в Бильбао

Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)

Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.

Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.

С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.

Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.

На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.

Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.


Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.

Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки

Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.

Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.

Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.

Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.

Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.

Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление

Промокоды AF300putevyeAF500putevye Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

История

Музей в Бильбао является филиалом нью-йоркского музея Гуггенхайма, который экспонирует шедевры современного искусства. Нью-Йоркский музей спроектировал в 1959 году знаменитый Фрэнк Л. Райт по заказу Соломона Гуггенхайма, а вернее для его известной коллекции нестандартного искусства, собранной совместно с баронессой Хилой Рибэй. Здание Нью-Йоркского музея давно признали шедевром современной архитектуры, но в данный момент речь пойдет о его «младшем брате» музее в Бильбао.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. В 1991 году был объявлен конкурс на лучший проект музея

Победителем оказался американец Гери, которому удалось создать необычное здание с удивительными формами. Этому зданию суждено было стать настоящим техногенным прорывом и продемонстрировать миру потенциал компьютерного проектирования. Изначально проект, конечно, имел традиционный вид картонного макета, но только с помощью специальной компьютерной программы он стал технически и экономически реально выполнимым.

В 1991 году был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победителем оказался американец Гери, которому удалось создать необычное здание с удивительными формами. Этому зданию суждено было стать настоящим техногенным прорывом и продемонстрировать миру потенциал компьютерного проектирования. Изначально проект, конечно, имел традиционный вид картонного макета, но только с помощью специальной компьютерной программы он стал технически и экономически реально выполнимым.

Место для стройки выделили на берегу речки Нервион, раньше здесь располагались железнодорожные пути и различные склады. Музей Гуггенхайма в Бильбао является, по сути, стальным каркасом, который состоит из широких секций трехметровой решетки. Необычайную пластичность конструкции обусловила вовсе не форма отдельных частей каркаса, а их соединение. Затем были смонтированы внутренний и наружный слой здания, далее – облицовка. И можно сказать, что музей закончен.

Музей гуггенхайма в Бильбао

С помощью компьютерной программы Гери создал трехмерную модель будущего музея, и с помощью этой же программы продолжил создание здания.

Производственные чертежи создавались программой автоматически на основе макета. Эту удивительную программу даже использовали в станках, которые изготавливали отдельные элементы здания. Точность выполнения каркаса была настолько высокой, что привычная подгонка элементов при сборке даже не потребовалась! Ни одна стальная деталь конструкция музея Гуггенхайма не повторяется, каждая – уникальна. На каждый элемент конструкции при изготовлении на заводе был прикреплен штрих-код, который впоследствии считывался на стройке. В результате элемент крепился точно на то место, которое ему предназначалось и было просчитано еще в трехмерной модели. Торжество технологий, да и только!

Не менее интересно проходил и процесс облицовки конструкции. Здание музея облицовывали титановыми листами, а сложные кривые изогнутых элементов снова просчитывались с помощью компьютера. За счет этого зданию был обеспечен такой сложный, но красивый «гнутый» силуэт. Примечательно, что стекла, использовавшиеся при облицовке здания, наоборот, из-за требований технологии оставляли плоскими. Но практически 70% поверхности стекла было вырезано по уникальным размерам, поэтому плоскость стеклянных элементов не входит в диссонанс с гнутым титаном.

Архитектура музея

Музей Гуггенхайма в Бильбао был открыт в октябре 1997 года, церемония открытия была очень торжественной и привлекла огромное внимание. Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион

Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки. Музей Гуггенхайма очень органично вписался в береговую застройку города и буквально «сросся» с мостом Сальве, от которого из Бильбао ведут дороги во все концы Испании.

Береговая застройка города

Здание

Здание музея спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году. Здание сразу признано одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Архитектор Филип Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени».

Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий. Также его сравнивают с птицей, самолётом, артишоком и распускающейся розой.

Музей Гуггенхейма в Бильбао построен из стекла, титана и песчаника.

Центральный атриум высотой 55 метров напоминает гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки изгибающихся текучих протяжённых объёмов, в которых расположены анфилады выставочных залов для различных экспозиций.

Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Фрэнк Гери утверждал в одном из интервью, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света». При проектировании здания в полную силу были использованы возможности системы автоматизированного проектирования CATIA.

Здание облицовано листами титана общей площадью 24 тысячи м².

Здание

Представители музея утверждают, что во внешнем облике здания нельзя найти ни единой плоской поверхности. Все оно состоит из изогнутых, скрученных объемов и практически лишено прямых линий и углов. Архитектура создает удивительный эффект: со стороны Риа де Бильбао, на берегу которой и располагается музей, он выглядит грандиозно, тогда как его вид со стороны города вписывается в общую панораму, не рождая ощущения вычурности и отделенности.

Архитектор здания Музея Гуггенхайма в Бильбао — канадец Фрэнк Гери, увлеченный сторонник деконструктивизма.

Если взглянуть на концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, также созданный по проекту Гери, можно обнаружить немало сходства с музеем в Бильбао. А все потому, что предложение поработать над зданием для фонда Гуггенхайма архитектор получил во время разработки идей для концертного зала. Поскольку контракт с представителями из Лос-Анджелеса еще оставался под вопросом, Гери решил воплотить в Испании часть задумок, возникших ранее.


Eneko Muino

Для создания проекта для Бильбао понадобилось разработать специальную компьютерную программу, что составило значительную часть финансирования. Характерная черта стиля Гери — использование органических форм. Позднее автор признавался, что, работая над внешним обликом здания, искал вдохновения в материалах, которые использует природа для покрытия живых объектов похожей формы. Так родилась идея серебристых «чешуек» — титановых пластин, закрепленных друг над другом.

Интерьер музея не столь сложен, сколь внешний вид, но в нем также преобладают изогнутые элементы. Здание является трехэтажным. Войдя в него, посетители попадают в просторный атриум с расположением потолка на высоте 55 метров. От него изгибающимися лепестками расходятся галереи, внутри которых анфиладой следуют залы с выставками.

Как добраться до Музея Гуггенхайма в Бильбао

Музей расположен на берегу Риа де Бильбао в районе, называемом Abandoibarra, рядом с мостом Ла-Сальве. Это центр города, поэтому сюда легко добраться на общественном транспорте. Рядом с музеем расположено несколько автобусных остановок. Подойдут автобусы следующих маршрутов (линий):

  • № 01, 10, 13, 18 и А7 до остановки «Museo 1/Henao»;
  • № 13, 27, 38 и 48 до остановок «Alda, recalde 31 y 11» и «Alda, recalde 12»;
  • № 11 и 71 до остановок «La Salve/Igogailua» и «Campo Volantin/La Salve».

Общественный транспорт Бильбао

Также можно сесть на трамвай и проследовать до остановки «Гуггенхайм» (Guggenheim). В Бильбао всего одна трамвайная линия, так что заблудиться и уехать не туда, куда нужно, не получится.

Карта движения трамвая на официальном сайте компании-перевозчика Euskotren

Третий вариант — использовать метро. Нужная остановка называется «Moyua». Метро в Бильбао также незамысловатое: состоит из 3 линий. До упомянутой остановки следуют поезда линии 1 (оранжевая) и линии 2 (черная). Чтобы не запутаться, воспользуйтесь картой метро Бильбао.

Также можно воспользоваться такси. Помимо Uber здесь работают компании Teletaxi, Class Taxi Bilbao, Radio Taxi Bilbao и другие. Заказать автомобиль можно по телефону или через сайты перевозчиков.

Видео о Музее Гуггенхайма в Бильбао:

Панорама внутри Музея Гуггенхайма в Бильбао, позволяющая отправиться на виртуальную прогулку по галереям:

Что можно увидеть внутри?

В залах можно увидеть постоянно обновляющиеся временные выставки, а также постоянную экспозицию, в которую вошли основные шедевры музея Гуггенхайма в Бильбао.

 Несмотря на кажущуюся хаотичность расположения экспонатов, музей можно разделить на несколько зон по направлениям искусства. Это отделение кубизма, сюрреализма, футуризма и абстракционизма. Тут можно увидеть работы Кандинского, Дали и Пикассо. Впрочем, картин в собрании немного, основу экспозиции составляют инсталляции.

 Неизменным успехом у посетителей пользуются композиции, созданные Ричардом Сера. Его работы поражают своим масштабом, так как одна скульптурная группа весит до трехсот тон.

Кроме того, в залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса и других современных авторов.

 Несколько залов занимают работы художника из Германии Ансельма Кифера. Этот автор прославился тем, что при написании картин использует не только краски, но и различные «подручные» материалы, даже такие прозаические, как шелуха от семечек.

 Временные выставки, которые постоянно обновляются, могут сильно отличаться по качеству работ и известности авторов. Кому-то может повести попасть на выставку работ, представленных Эрмитажем и другими известными российскими музеями. А кому-то, возможно, придется осматривать работы малоизвестных художников из глубинки или даже детские поделки, сделанные детьми на уроках труда.


С этим читают