Мраморный дворец (санкт-петербург)

Визит в Мраморный дворец

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге я хотела посмотреть давно. Но каждый раз почему-то не хватало времени. В последнюю мою поездку в Питер я решила, что он будет первым местом, куда я пойду. Утром я отправилась сразу к Мраморному дворцу.


Дорога к Мраморному дворцуМраморный дворец расположен на Дворцовой набережной, недалёко от Эрминажа, напротив, через реку Неву, находится Петропавловская крепость. Место очень красивое, я прошла дворцовую площадь и вышла на набережную, народу практически не было, прекрасный день, небольшой ветерок, шикарные виды. Так пройдя приличную часть набережной я свернула в сквер ко дворцу.

Мраморный дворец

Мраморный дворец должен был быть весь мраморный, так я решила сначала. Но внешне от сделан из серого камня, может конечно это серый мрамор. Здание довольно внушительное, но не прозводит, впечатления дворца в котором, долгие годы жили члены царской семьи. Удивительно, ведь дворец строился при Екатерине II, но может быть у архитектора была своя задумка.

Перед дворцом скульптура всадника, довольна внушительная. Во дворец никто не заходил, хотя я простояла долго, разглядывая дворец и скульптуру. Подойти ближе, я все-таки заметила мраморные розоватые колонны на фасаде дворца и стены, действительно были из серого мрамора. Если бы конечно было солнце, то дворец бы заиграл. Но серое питерское утро, абсолютно не украсило дворец. Над дворцом была небольшая надстройка с часами. Немного постояв у двери, я все таки решила войти.

Посещение Мраморного дворца

Дворец был открыт, только посетителей не было. Купив билет я отправилась смотреть интерьеры дворца. Лестница и холл были шикарны, все в мраморе со скульптурами, все выглядело очень монументальным.

Поднявшись на второй этаж я пошла гулять по залам, небольшие комнаты были интересно обставлены, но их было не так много.

И вот я вошла в Мраморный зал, изюминку дворца. Зал восстановлен относительно недавно, каждая деталь продумана.

Великолепный камин, мраморная отделка стен, росписное панно на потолке, все создавало картину полного погружения в сказку.

Народу никого не было, я прошла немного по залу и вернулась в небольшие комнаты с вопросом к служащей, где продолжение экспозиции. Пожилая женщина оказалось настоящей любительницей дворца. Она ещё раз провела меня по всем комнатам, рассказав про каждый комод и столик, которые там представлены. Экспонаты были из коллекции двух братьев, фамилию которых, я к сожалению, не запомнила. Они всю жизнь реставрировали предметы, найденные в ужасном состоянии в самых разных местах Санкт-Петербурга. Больше пятидесяти предметов, были завещены ими в дар музею. Было довольно интересно, но мне хотелось понять, где продолжение дворцовых помещений. Отправив меня на третий этаж и сказав, что там находится выставка, но интерьеров больше, к сожалению, в музее нет.

Летящий ангел

Выставка на третьем этаже, была в абсолютно современных квадратных комнатах, на стенах висели современные черно белые рисунки. Интереса у меня это не вызвало, но тут появилась ещё одна пожилая женщина и, радостно воскликнув, » Вы пришли посмотреть летящего ангела», повела меня по залам. Ангел был правда летящий.

Немного посмотрев на ангела, я отправилась вниз, планирую куда пойти дальше.

  • Мраморный зал;
  • Служащие энтузиасты.

Очень маленькая экспозиция.

Советы:

Кому интересно это место, можно посетить.

Время посещения дворца заняло у меня 20 минут. Конечно, Мраморный зал очень неплохой, но, есть гораздо более насыщенные экспозиции.

Выставки в Мраморном дворце

В залах комплекса есть постоянные и временные экспозиции. Постоянные можно посетить в любой рабочий день музея. За сроками проведения временных выставок можно следить на сайте Русского музея.

Афиша выставок в Мраморном дворце Санкт-Петербурга — Август 2020

Постоянные выставки:

  • «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских» — представлены около 500 произведений искусства — живопись, скульптуры, графика, мебель, фарфор и предметы интерьера второй половины XIX — начала XX века. Среди авторов — И. Айвазовский, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, И. Шишкин и многие другие.
  • «Музей Людвига в Русском музее. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления» — это картинная галерея, где представлены работы современных художников с послевоенного времени до начала XXI века. Посетители смогут увидеть уникальные работы: «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Мадонну» Клаудио Браво, «Сад» Ильи Кабакова, «Руины» Роя Лихтенштейна и другие произведения.
  • «Константин Романов — поэт Серебряного века». Гости Мраморного дворца смогут увидеть рабочий кабинет поэта и личные вещи внука императора Николая I.

Панорама выставки картин XX века:

Внешнее оформление Мраморного дворца

Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.

Екатерина II ценила мастерство выдающегося зодчего Ринальди, и по её распоряжению в нише при входе в здание установили скульптурный портрет великого зодчего.

Построенный дворец будто вырастал из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры, выполненные Ф.И. Шубиным: справа — «Верность» с печатью в руках, слева — «Щедрость» с рогом изобилия. В залах Мраморного дворца — почти 40 работ скульптора.

Центральный фасад декорирован мраморными рельефами с военной арматурой. Повсюду господствует камень и металл.

Антонио Ринальди сумел создать дворец, служивший городским домом и одновременно дворянской загородной усадьбой. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца имела тот же план, что и парадная сторона, но была закрыта фасадами зданий соседних улиц.

Как добраться


Мраморный дворец находится по адресу: улица Миллионная, 5/1. Здание занимает пространство между Дворцовой набережной, Мраморным переулком и Миллионной улицей. Это исторический центр Санкт-Петербурга, поэтому до дворца можно дойти пешком от ближайших станций метро, либо доехать на общественном транспорте.

Метро

Ближайшие станции метро находятся в шаговой доступности:

  • ст. «Невский проспект» (синяя ветка) — 1,6 км — по набережной Грибоедова, через Михайловский сад и Марсово поле (20 минут пешком);
  • ст. «Адмиралтейская» (фиолетовая ветка) — 1,7 км — по набережной реки Мойки, затем по Миллионной улице (около 20 минут);
  • ст. «Гостиный двор» (зеленая ветка) — около 2 км — по набережной Грибоедова и через Марсово поле (25 минут пешком);
  • ст. «Горьковская» (синяя ветка) — 1,5 км — по Троицкому мосту (около 20 минут пешком).

Схема метро Санкт-Петербурга

Обухова Надежда

Общественный транспорт

Автобусная и трамвайная остановки «Суворовская площадь» находятся в 260 метрах от Мраморного дворца. Здесь ходят автобусы № 46, 49, маршрутка № 76, трамваи № 3.

Автомобиль

Если вы направляетесь ко дворцу из центра, то удобнее добираться пешком, на общественном транспорте или такси (в городе действуют мобильные приложения Gett, Uber, Везет, Таксовичкоф, Конкорд, Яндекс. Такси, Maxim). Это избавит вас от необходимости искать парковочное место и стоять в пробках.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: видео

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

История строительства

В Петровскую эпоху на месте Мраморного дворца располагался питейный дом, который в последующем был перестроен в здание Почтового двора и пристань. Император Пётр Первый устраивал тут различные ассамблеи, также к пристани причаливали корабли, на которых царь отправлялся в поездки по Петербургу и близлежащим крепостям. Однако уже в середине XVIII века деревянное здание полностью сгорает, а царствующая в то время Екатерина Великая решается на пустыре построить огромный по своим размерам каменный дворец.

В 1769 году был выписан знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди, который в прошлом также работал над рядом знаковых сооружений в Санкт-Петербурге. По одной из городских легенд, императрица лично выполнила от руки эскиз будущего строения, а уже профессионал дополнил его подробным планом.

Официальная версия гласит, что этот дворец предназначался для Григория Орлова, который сыграл значимую роль во время дворцового переворота в 1762 году. Однако историки утверждают, что в то время граф-генерал был любовником Екатерины, которая решила таким щедрым образом отблагодарить своего возлюбленного. Но Орлов не дожил до окончания возведения дворца, а в последующем Екатерина выкупила строение у наследников фаворита и подарила его своему внуку Константину Павловичу на его бракосочетание в 1796 году.

Известно, что над строительством дворца работал не только итальянский архитектор Антонио Ринальди, но и талантливый скульптор Федот Иванович Шубин. В оформлении внутреннего убранства использовались картины и скульптуры австрийца Дункера и итальянца Валли.

Строительство заняло 16 лет, а все отделочные работы были завершены к 1785 году. Екатерина Великая первоначально принимала активное участие в возведении дворца, но в период многочисленных войн и народных бунтов она занималась другими важными для государства делами, что приводило к практически полной остановке строительства. Сложности также возникали с доставкой из Италии мрамора, которым облицовывался весь фасад огромного сооружения.

Описание дворца

У самого входа во дворец  установлена надпись «Здание благодарности», немного выше расположена башенка с часами, а рядом находятся две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость.

В восточной части был построен служебный корпус. Здесь располагались конюшни, каретники, комнаты для прислуг. В западной части располагались помещения для хозяйственных нужд.

В Мраморном дворце парадная лестница украшена статуями: Утро, День, Вечер и Ночь. Каждая из них символизирует самое дорогое, что есть на каждом этапе жизни у человека. Утро – это детство, самая беззаботная пора. День – юность, время, когда только начинается жизнь. Вечер – это зрелость, когда уже многое прожито, но еще столько впереди. Ночь – старость, когда прожито все, и осталось только наслаждаться отдыхом.

Поднимаясь на второй и третий этаж, можно увидеть скульптуры, олицетворяющие весеннее равноденствие. Все скульптуры на Парадной лестнице были созданы в честь доблести, твердости духа и отваги Григория Орлова.

На первом этаже располагались кухни и котельные. Все служебные помещения были оборудованы всеми необходимыми механизмами.

Второй этаж представляет собой особую ценность. В его северной части расположена Большая Невская анфилада. В эту часть дворца можно попасть с Парадной лестницы. Далее если идти через Овальную проходную, то можно попасть в Лаковый зал. А если прогуляться через Большую столовую, то можно увидеть сердце дворца – Мраморный зал. Именно здесь расположены знаменитые барельефы «жертвоприношение», они были изготовлены для Исаакиевского собора Антонио Ринальди. Далее расположен Орловский зал, здесь можно увидеть различные экспозиции которые повествуют о доблести и величии братьев Орловых. После него находится Екатерининский зал, посетив его можно узнать детали жизни великой императрицы. С южной стороны к Екатерининскому залу, расположены личные покои графа Орлова.

В юго-восточной части дворца расположена Картинная галерея. В ней представлены около 206 шедевров живописи. Здесь можно увидеть творения таких мастеров как Рембрандт, Пуссен, Рафаэль и многих других.

На третьем этаже расположены жилые покои, библиотека, гостиные комнаты, а также китайская диванная.

Контактная информация

Виды деятельности

Учреждение специализируется на 1 типе деятельности.

Похожие предприятия

На основе типов деятельности Мраморный дворец, мы подобрали максимально близкие, аналогичные организации:

Shadow Museum, музей теней

Адрес:— Большая Конюшенная, 5


Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, ФГБНУ

Адрес:— Университетская набережная, 17 — 2 этаж

4.4 cредняя оценка на основе 5 отзывов

Лошадиная сила, музей ретро-автомобилей

Адрес:— Гаванная, 2 — 1 этаж

Левашовская Пустошь, музей

Адрес:— Горское шоссе, 143

3.0 cредняя оценка на основе 1 отзыва

Орудия пыток Средневековья, музей

Адрес:— Петропавловская Крепость, 3 лит П — 1 этаж

4.5 cредняя оценка на основе 2 отзывов

Музей истории народного образования

Адрес:— Пушкинская, 28/21 лит А — 1 этаж

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных

Адрес:— Невский проспект, 39 — 1-4 этаж

5.0 cредняя оценка на основе 1 отзыва

Искусство веера, музей

Адрес:— Каменноостровский проспект, 73-75 — 1 этаж

4.6 cредняя оценка на основе 3 отзывов

Строгановский дворец, Русский музей

Адрес:— Невский проспект, 17 — 1-2 этаж

4.4 cредняя оценка на основе 10 отзывов

3 просмотра

Детский этнографический центр, Российский этнографический музей

Адрес:— Инженерная, 4/1 — 1 этаж

Оставить отзыв

Мнений показано: 14 из 14 суждений.

Оставить отзыв

Анализ комментариев

Наименование показателя Значение
Количество символов (без пробелов) 8399
Количество уникальных слов 555
Всего слов 1465
Время на чтение 6–13 минут
Первое упоминание 04.03.2013
Последняя оценка 23.06.2017
Актуальная дата обновления 19.08.2020

Какими словами чаще всего отзываются посетители

Слово Количество Частота, %
Дворец 28 1.91
Выставка 24 1.64
Мраморный 20 1.37
Музей 19 1.3
Зал 13 0.89
Быть 11 0.75
Очень 10 0.68
Современный 7 0.48
Год 7 0.48
Мрамор 7 0.48
Скульптура 6 0.41

Музей Мраморный дворец: разбор 14 отзывов покупателей, работников на портале spb.rubri.co. Рейтинг: 4.6 из 5.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.


По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

История

Литография по рисунку И. Шарлеманя

При Петре I на месте, где сейчас находится Мраморный дворец, располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. 24 марта 1716 года именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона 23 мая 1717 года из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру.

Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали «Верхней набережной площадью». Площадка, ставшая продолжением Марсова поля, довольно долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Дворец построен в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.

В 1797 г. император Павел I подарил дворец сыну, цесаревичу Константину Павловичу.[источник не указан 1159 дней]. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделывал по своему проекту архитектор Александр Брюллов.

Серебряная памятная монета Банка России номиналом 25 рублей (2015)

После смерти Константина Николаевича дворцом владела его вдова великая княгиня Александра Иосифовна. В 1911 г. дворец унаследовал их сын великий князь Константин Константинович. После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь Иоанн Константинович. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».

После Февральской революции дворец был продан Временному правительству для размещения в нем Министерства труда.

После Октябрьской революции, в 1919—36 годах в здании находилась Академия истории материальной культуры, а после её упразднения — филиал Центрального музея В. И. Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым.

С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Владимира Ильича Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а освободившийся постамент в 1997 году занял памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века», регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.

В 2015 году Банком России в серии «Архитектурные шедевры России» выпущена памятная монета, посвященная дворцу

Музей Людвига в Русском музее

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.

Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.

Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.

Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.

Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг — картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).

Один из разделов музея Людвига — искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.

Сады

Михайловский сад

Является памятником ландшафтной архитектуры XVIII – XIX веков. Сад появился намного раньше дворца – главного здания Русского музея. Парк на этом месте был основан Петром I в начале XVIII века. Затем была построена резиденция для Екатерины I, а после на ее месте – Михайловский замок.

Неоднократно планировку Михайловского сада изменяли, чтобы следовать ландшафтной моде и предпочтениям новых владельцев. В настоящее время Михайловский сад – один из самых красивых парков Петербурга.

Летний сад

Идея Летнего сада принадлежит Петру I, он задумывался как небольшой личный парк. Были высажены деревья, построены фонтаны и установлены скульптуры. Со временем он стал местом для придворных церемоний и торжеств.

К сожалению, множество высаженных при Петре деревьев погибло из-за наводнения в начале XX века, было повреждено множество статуй. Со временем они были восстановлены, посажены новые растения.

В начале ВОВ все статуи были зарыты в землю, что помогло их спасти. Сейчас сад – популярное место для прогулок горожан и туристов.


С этим читают