Московский мост в 2020

А что же сегодня?

Многочисленные автобусные экскурсии возят туристов смотреть отнюдь не развалины. Благодаря Лазарю Яуковичу, который взорвал свое творение лишь в одном, четко продуманном месте, мост Джурджевича в Черногории быстро восстановили (в 1946 году). Теперь это объект туристического паломничества. Неподалеку от моста оборудован кемпинг, есть небольшое кафе, автозаправка, магазин. Отсюда начинается рафтинг по Таре. Для любителей острых ощущений возможен банджи-джампинг. Прыжки с «тарзанки» осуществляются с центральной арки моста, с высоты 160 метров. Ну а если одна мысль о прыжке в бездну вызывает у вас ужас, можно просто прогуляться по горным склонам, подышать хрустальным воздухом, сделать красочные снимки и подкрепиться стаканчиком вина в кафе.


Утес Чуревац

Утес Чуревац – это небольшая вершина высотой 1625 м, с которой, по общему мнению, открывается наилучший вид на каньон реки Тары. Длина каньона – 82 км. В этом месте каньон достигает своей наибольшей глубины – 1300 м. Координаты утеса — 43°12′05.26″N 19°05′35.01″E.

Чуревац находится северней Жабляка (посмотреть на карте), в 7,5 км пешего пути, а на машине у нас получилось 14 км. Из них часть пути пришлось ехать по грунтовке из-за ремонта участка дороги.

Мы проехали мимо целой улицы домов, стоящих отдельно от остального Жабляка.

Потом открытая местность сменилась лесом.

Проехали мимо поворота на Говеде езеро (Коровье озеро). Потом была еще одна отворотка, с которой начиналась одна из подъемных троп на Чуревац ( на схеме – 1 тропа). Поскольку она самая длинная, то в расчет нами не бралась.

На одном из серпантинов мы увидели небольшую парковку буквально под три машины. Там как раз народ переобувался в трекинговые ботинки. Здесь начиналась другая тропа (на схеме – 2 тропа), которая проходит через Бегово поле. Вот координаты парковки и начала этой тропы — 43°11′40.03″N 19°05′52.42″E.

Мы поехали дальше. Дорога заканчивалась большой поляной на краю обрыва. На поляне устроена большая парковка, при которой дежурит лесник. Координаты начала 3 тропы (основной): 43°11′38.07″N 19°05′22.38″E.

Поскольку на Черном озере мы уже оплатили вход в парк, то просто предъявили леснику наш билет. Билет на посещение парка Дурмитор действует в течение дня, на другой день надо покупать новый. Есть трехдневные билеты, они стоят 6 евро.

Некоторые, стремясь сэкономить, начинают маршрут с предыдущей парковки, через Бегово поле. Однако он длинней и часть пути тянется через лес и лишь вверху сливается с основной тропой. Маршрут, начинающийся от основной парковки, гораздо зрелищней. Он идет вдоль края обрыва, и практически с самого начала с него открываются замечательные виды.

Длина этой основной тропы – 1 км, путь до вершины займет около получаса.

Одевайте спортивную обувь. С первых же метров начинаются каменюки с корнями. Даже в кроссовках было неудобно идти.

После первого крутого подъема на краю пропасти стоит лавочка, как оказалось, очень шаткая и держащаяся на честном слове. Ради эффектного кадра можно на нее присесть, однако старайтесь ее не нагружать. Впрочем, может, к вашему приезду ее уже укрепят. Лесник, собирающий по 3 евро, уж точно мог бы время от времени проверять ее надежность.

Довольно быстро мы поднялись выше зоны леса и шли по тропе вдоль обрыва.

Слева открылась излучина реки Тары и пресловутый каньон, самый глубокий в Европе.

Я, честно говоря, была несколько разочарована. При слове «каньон» я представляла отвесные стены, стоящие друг напротив друга. Каньон Тары V-образный, а его берега покрыты лесом. Сама река внизу еле видна, голубая ленточка у подножия гор.

На более пологом, левом берегу лес был кое-где расчищен, и виднелись крыши домиков. И даже церковка с кладбищем там была.


Вид с вершины утеса Чуревац

В общем, я не стала бы утверждать, что Чуревац – лучшее место для любования каньоном Тара. Мне, например, виды у моста Джурджевича понравились больше. Все-таки там к природным красотам  добавляется еще и очень эффектное инженерное сооружение, и можно посмотреть на каньон с обоих берегов, и даже прокатиться над ним на зип-лайн. Впрочем, место, конечно, очень живописное.

А теперь приглашаю переместиться чуть выше по течению и взглянуть на Тару с другого ракурса.

Описание Тары

Сливаясь с Пивой, Тара формирует реку Дрина. Она питается водами множества маленьких горных речушек и крупного водопада.

Почти все течение Тары проходит меж величественных скал и труднопреодолимых горных склонов. Здесь река имеет неистовый характер. В месте, где Тара сливается с Пивой, ее течение слегка замедляется.

Дно реки усыпано мелкой галькой. Ил и растительность полностью отсутствуют. В некоторых местах вода имеет зеленоватый оттенок, в других – белый.

Тара – горная река, а потому температура воды в ней крайне редко поднимается выше +12°C. Зимой она не покрывается льдом. Вода в Таре так чиста, что ее можно пить прямо без очистки, что с удовольствием делают туристы.

Как доехать?

Как уже было выше сказано, мост Джурджевича находится возле дороги Мойковац – Жабляк. И чтобы добраться до моста, самым легким вариантом будет просто купить билет на экскурсию по каньонам, и на автобусе вас доставят до нужного места.

Если вам не хочется ехать тур автобусом, то можно также самостоятельно добраться до места рейсовым автобусом, который идет из Жабляка в Плевлю. Заминка заключается в том, что по этому маршруту автобусы ходят довольно редко, и если пропустить свой рейс, то ждать придется долго, особенно если речь идет о нетуристическом сезоне. А населенные пункты расположены на довольно отдаленном расстоянии.

Но это не страшит туристов. Мост находится на разветвлении дороги между городами Мойковац, Плевля и Жабляк, и если поискать поусерднее, то из любого этого города можно добраться до достопримечательности. Особенно в туристический сезон.

Самый быстрый маршрут идет из Жабляка, получается, что нужно будет проехать около 20 км за 3 евро.

Тем, кто любит активный спорт, можно прокатиться на велосипеде. Но поездка будет весьма трудной и энергозатратной. Зато можно будет вдоволь насладиться природой Черногории, чистым воздухом и красивыми лесами.

Если у вас есть собственная машина, то вам не составит никакого труда доехать до места назначения. Рядом с мостом есть бесплатная парковка. Но вот если вызывать такси, то поездка обойдется примерно в 20-30 евро, а то и больше.

В сезон поездка в составе экскурсии по каньонам (посещение не только моста и его горной местности, но и других каньонов) будет составлять около 50 евро, цена варьируется в зависимости от перевозчика. И вся турпоездка будет составлять около 12 часов.

История постройки

Черногория богата природными красотами, которые не имеют ни конца, ни края: леса, реки, озера и горные массивы. Но до сих пор немногие знают о самой значимой достопримечательности Черногории, ее туристической визитной карточкой, которая окружена лесами и горными хребтами. Мост Джурджевича соединяет два берега бурно текущей горной реки под называнием Тара.

7фотографий

Мост был спроектирован весьма талантливым архитектором своего времени профессором Миятом Трояновичем. Постройкой руководили инженеры Исаак Руссо и Лазарь Яукович. Конструкция моста находится недалеко от автодороги Мойковац – Жабляк, и соединяет два берега реки Тара, что протекает в ущелье каньона.

Строительство заняло три года – с 1937 по 1940 гг. Количество построенных арок равняется пяти, а если присмотреться к конструкции в целом, то можно заметить, что она слегка выгнута дугой, не прямолинейна.

8фотографий

Во время военных действии во Второй мировой войне Югославия была оккупирована фашистскими армиями. А Черногория в тот промежуток времени была частью Югославии. В стране произошли кардинальные перемены, и чтобы сражаться с вражескими силами, часть партизанского движения нацелилась на подрывы мостов, чтобы затруднить передвижение фашистов

Именно поэтому мост, который соединял бурно текущую реку Тару, приобрел важное стратегическое значение, так как перебраться через каньон без моста было практически нереальным

В 1942 году об этом узнал Лазарь Яукович, инженер, который принимал непосредственное участие в постройке моста, и чьим детищем он был, вызвался сам взорвать конструкцию. Но только так, чтобы впоследствии его можно было отреставрировать и восстановить, возобновляя сообщение между двумя берегами.

Поэтому инженер заложил взрывчатку только в центральную часть, под самую большую арку, так чтобы разрушить только ее, и тем самым прекратить сообщение между берегами. Так как центральная арка имеет длину пролета 116 м, через такой промежуток перепрыгнуть никому не удастся.

Узнав про то, что мост был разрушен, и узнав, кем был разрушен мост, на Яуковича была объявлена охота, и на протяжении двух лет фашистские солдаты пытались найти инженера. Им это удалось – и Лазарь Яукович был расстрелян.

Сейчас же можно найти памятник, поставленный бесстрашному инженеру. А саму конструкцию смогли восстановить сразу после окончания войны, и уже в 1946 году там вновь смогли ездить машины.


У моста есть два значимых и исторических примечания.

  1. В бетоне можно найти следы, оставшиеся после обстрелов, выемки от гильз, которыми стреляли. Все это накладывает свой отпечаток как на историю, так и на туристов, которые посещают это место.
  2. Название самого моста. Как понятно из истории, среди строителей, конструкторов и дизайнеров, нет никого по фамилии Джурджевич. И это действительно так, мост носит название близ лежавшей фермы, а точнее, имени фермера. К сожалению, почему мост получил именно это название – достоверной информации нет так же, как и данных о том самом фермере.

О месте Московский мост

Подарок от российского народа Пешеходный московский мост в Подгорице располагается в непосредственной близости с автомобильным мостом Тысячелетия (Миллениум). Он был построен, чтобы соединить живописные берега реки Морача в Подгорице по направлению Херцеговацкой улицы. Это сооружение архитектура Подгорицы величают «Московский мост» потому, что он строился по проекту русских архитекторов и вообще появился в столице Черногории только благодаря властям российской столицы. Строительство Московского моста было задумано в честь российско-югославского сотрудничества и многовековой дружбы двух народов. Этот уникальный мост через реку Морача является ценным подарком для всей Черногории от дружественной России. Рядом с Московским мостом, а точнее, чуть левее от него, около реки Морача, возвышается памятник русскому поэту-барду Владимиру Высоцкому. Каждый день, в течение всего года здесь лежат свежие цветы, а памятник окружают толпы туристов, в основном приехавшие из стран бывшего Советского Союза.Архитектура моста Московский мост считается самым крупным инженерным сооружением в Подгорице. Длина моста составляет около 105 метров. А на все этапы строительства Московского моста в Подгорице было потрачено более двух миллионов евро. По проекту этого сооружения архитектуры, вдоль всего моста смонтированы лавки с подсветкой. Благодаря этой задумке пешеходный Московский мост быстро стал самым любимым местом отдыха горожан и многочисленных гостей города. Официальное открытие этого современного сооружения архитектуры Подгорицы состоялось в 2008 году. С пешеходного Московского моста можно полюбоваться на красивый и необычный мост Тысячелетия (мост Миллениум), который поражает своим совершенством и великолепием.Московский мост в архитектуре Подгорицы Очень скоро после открытия моста, он стал символом Подгорицы и одним из интереснейших сооружений архитектуры столицы Черногории. Популярность моста росла во многом благодаря тому, что он был включен во все экскурсионные туры Подгорицы. Кроме этого, рядом с этим современным сооружением архитектуры расположены многие отели и апартаменты столицы Черногории. Благодаря удачному проекту, московский мост не только не портит образ старинной Подгорицы, но и во многом дополняет его новыми решениями архитектуры.

Каньон реки Тара и мост Джурджевича

Двигаясь по указателям от Биоградского озера дальше на север, вскоре мы достигли моста Джурджевича и каньона реки Тара. Это место крайне популярно среди туристов, и к обеду сюда съезжается целый рой автобусов. Поэтому, если хотите увидеть головокружительные высоты и бирюзовое сияние реки, приезжайте утром и, если есть такая возможность, собственным транспортом.

1 Еще немного и будем у моста Джурджевича

Тара и ее каньон — самые большие в Черногории. Более того, каньон реки Тара считается глубочайшим речным каньоном Европы (глубина ущелья местами достигает 1300 метров).

Это уникальный памятник природы: дивные водопады, уютные бухты у скалистых стен, лесные массивы. На небольших участках лугов, вдоль берега, виднеются неизменные черепичные крыши деревень, делая пейзаж еще поэтичнее.

2 Виды по пути открываются чарующие 3

4

Выдающейся частью каньона, провозглашенного Всемирным экологическим резерватом, стал лес Црна Пода. Здесь растут реликтовые черные сосны, благодаря которым страна и получила свое название.

5

На перевале Црквине через каньон Тары перекинут мост Джурджевича — один из самых высоких автомобильных мостов Европы. Можно подумать, что мост был назван в память о его создателе или архитекторе — вовсе нет! Джурджевич — это фамилия местного фермера, пастбища которого располагались неподалеку от будущего моста.

6 Мост Джурджевича

Впрочем, драматическая история моста, строительство которого длилось с 1937 по 1940 год, неразрывно связана с именем иного человека. При въезде на мост вы непременно заметите памятник, на котором выгравировано имя Лазаря Яуковича — талантливого югославского инженера, одного из разработчиков знаменитого моста.

7 Местное развлечение — полет над каньоном на зиплайне

В годы войны он прославился тем, что устроил взрыв на том самом мосту Джурджевича, осложнив продвижение итальянских войск вглубь страны. Эта задача была выполнена им настолько умело, что мощный взрыв обрушил лишь середину самого длинного пролета центральной арки, оставив совершенно невредимыми все остальные пролеты и устои.

8 Каньон реки Тара. Вид с моста Джурджевича

Частично разрушенный мост стал непригодным для переброски вражеских солдат, что привело в бешенство итальянские войска. Вскоре Лазарь Яукович был задержан оккупантами и предателями-четниками. В августе 1942 года он был расстрелян на том самом мосту Джурджевича, а его тело было сброшено в реку.

После окончания войны в 1946 году мост Джурджевича был восстановлен. Сегодня этот мост является не только важным элементом дорожной инфраструктуры, связывающим Черногорию и Сербию, но и ценным туристическим объектом — большинство экскурсий в черногорские каньоны включают посещение данного места.

9

10

Наблюдая с высоты 172-метрового арочного моста за рекой, поражаешься ее изящности и мощи одновременно. Если же сердце просит большего, можно отправиться в рафтинг-путешествие по реке Тара или совершить экстремальный полет над каньоном на зиплайне (цена от 10 до 20 евро в зависимости от длины маршрута).

11 Река Тара12

13

14

Не пожалейте времени и спуститесь вниз, в ущелье. У самой реки получаются роскошные фотографии!

15 Незабываемая фотосессия у реки Тара16

17

18

19

20

Заключительным пунктом нашего маршрута становится Жабляк, ведь отсюда рукой подать до гигантского оазиса нетронутой природы — национального парка Дурмитор.

Мост в наши дни


Мост Джурджевича в Черногории находится в северо-восточной части страны. Грандиозное строение из бетона возвышается над рекой Тара, описывая небольшую дугу. Ажурная конструкция создает ощущение воздушности. Находясь наверху, кажется, что паришь над каньоном.

Краткие характеристики моста:

  • Высота – 172 метра.
  • Длина – 365 метров.
  • Количество арок – 5.
  • Длина пролетов отличается, самый большой – 116 метров.

В наши дни мост Джурджевича является действующим, по нему движутся автомобили. Пешеходная зона хоть и предусмотрена, но она очень узкая. Поэтому туристы чаще всего передвигаются по проезжей части. И вам придется. В связи с этим рекомендую смотреть по сторонам и не зевать.

Мост Джурджевича в Черногории предлагает освоить туристам развлечение под названием Зиплайн: «жужжащий канат». Организаторы рекомендуют прокатиться на тарзанке над каньоном реки Тара. В точке старта участника облачают в экипировку из специального оснащения и каски. Проводят краткий инструктаж и отправляют в «полет». В точке приземления туриста встречают сотрудники, специальными пружинами затормаживая скорость движения по тросу.

Всего у моста Джурджевича работают три-зиплайна. Еще несколько есть чуть в отдалении.

Выше по течению реки Тара отправляются в надувных лодках рафтеры и обязательно проплывают под мостом Джурджевича.

Поблизости от моста выстроены домики, в которых продают сувениры. Помимо банальных магнитиков, брелоков и пепельниц выделю горный мед с орехами и ручной работы шерстяные изделия с традиционными народными элементами.

Оборудованной автомобильной парковки у моста Джурджевича нет. Точнее есть, но только для клиентов расположенного тут ресторана. Поэтому самостоятельные путешественники паркуются обычно вдоль сувенирных лавок.

Мои впечатления от посещения моста

Мост Джурджевича я посещал неоднократно. Вряд ли смогу посчитать точное количество раз. Были и такие случаи, когда мы просто проезжали по мосту и двигались дальше. Например, когда ехали из Сербии и проходили границу через КПП Jabuka.

Не спорю, что мост — визитная карточка Черногории и действительно удивительное инженерное сооружение. Но в высокий сезон здесь так много народа, что впечатления могут оказаться смазанными. Поэтому в июле и августе лучше приехать сюда самостоятельно и пораньше. И толп туристов избежите, и палящего зноя. Осенью ехать к мосту Джурджевича также лучше в первой половине дня, пока экскурсионные автобусы с побережья еще не успели доехать до достопримечательности.

Мост Джурджевича на карте

Отметил на карте сам мост и окрестные достопримечательности, о которых рассказываю в следующем подразделе. Точки вы можете использовать не только в Гугл Картах, но и в других приложениях карт. Как я уже написал выше, моя рекомендация — приложение Maps.me. На нем отмечено много пешеходных троп и оно работает в оффлайн-режиме. То есть не требует мобильного интернета.

Достопримечательности в окрестностях

Мост Джурджевича в Черногории открывает красоту панорамы, не вмещающуюся в объектив. С высоты птичьего полета можно наблюдать нереальное зрелище: скопление в каньоне белых облаков, образующихся после дождя.

Вдоль по реке можно встретить множество развалин сторожевых постов турецких войск. Тара служила границей, разделяющей Османскую империю и Черногорию вплоть до 1912 года. Сейчас оба берега соединяет мост Джурджевича.

В долине реки разместились православные монастыри:

  1. Добриловина.
  2. Доволия.
  3. Св. Архангела Михаила.

Пешком дойти реально только до последнего. Здание XIII века знаменито алтарем, на котором изображен финикийский бог Митра. Обитель трижды подвергалась разрушениям и вновь отстраивалась в период противоборства христианского мира с Османской империей. Современный вид монастырь обрел в 1991 году.

О месте Мост Джурждевича

История строительства моста Одним из самых интересных объектов архитектуры в Черногории является мост Джурждевича возле Жабляка. Этот объект был спроектирован и построен в тридцатых годах прошлого столетия. Однако за свою сравнительно короткую историю, мост Джурджевича успел обрасти разными легендами и героическими подвигами. Строительство моста Джурджевича через реку Тара являлось буквально стратегической задачей, так как эта переправа серьезно сокращала путь автотранспорта внутри Югославии у города Жабляк. А в случае войны, позволяло войскам быстро перейти на нужный берег реки. Проектирование моста Джурджевича возле Жабляка началось в 1930-х годах, тогда еще в Югославии — государстве, частью которого была Черногория. Проект подготовил Мият Траянович, профессор архитектуры, один из признанных мастеров своего дела. В жизнь чертежи Траяновича воплотил Исаак Руссо — один из ведущих инженеров своего времени. Получившаяся конструкция была признана шедевром, а архитектура Жабляка обогатилась еще одним великолепным, и, главное, очень полезным сооружением. Инженерное решение было чрезвычайно простым и гениальным. Через реку Тара, недалеко от Жабляка, был наведен арочный мост из бетона. На тот момент это был самый высокий мост в мире и Европе, и, к слову, мост Джурждевича долгое время держал этот рекорд. Европейское первенство мост сохраняет и доныне. Интересно происхождение название моста Джурджевича возле Жабляка. Сам Джурджевич, как ни странно, не имеет к мосту практически никакого отношения. Это был простой фермер, владения которого проходили как раз под строящимся мостом. Как это всегда бывает, объект получил название «в шутку», а потом название моста Джурджевича прижилось.Мост во время второй мировой войны Когда итальянские и немецкие войска напали на Югославию, они очень быстро разгромили регулярную армию и заняли практически все важные объекты на территории страны. Само собой, среди них был мост Джурджевича у города Жабляк. Несмотря на поражение, Балканы охватила волна партизанского движения. Целые народы поднимались на борьбу с захватчиками. Само собой, последние не хотели отступать, стягивали войска и силы в этот район. Тогда партизанами было принято решение взорвать мост у Жабляка, чтобы лишить противника подкреплений. На выполнение этого ответственного задания было принято решение бросить одного из участников строительства, инженера Лазаря Яуковича. Последний предложил взорвать только пролет моста Джурджевича, чтобы после победы можно было восстановить магистраль и памятник архитектуры Жабляка. В ходе операции, инженер Яукович нанес мосту значительный урон. Взрыв разрушил центральный пролет, но все было сделано строго по плану. К сожалению, Яукович не дожил до восстановления моста. Пойманный итальянцами, он был расстрелян прямо на месте подрыва

Несмотря на это, память о герое живет в народе. После войны, в 1946 году, памятник архитектуры Жабляка был восстановлен, а на его стенах появился мемориал, посвященный отважному инженеру и его подвигу. В наше время, мост остается одним из самых известных памятников архитектуры Черногории и Европы.

История строительства моста Джурджевича, его разрушения и восстановления

Автор проекта моста – Миято Троянович, мост Джурджевича в Черногории был сооружён еще до Второй мировой войны. Правда, государства Черногория в межвоенные годы не было: во время Первой мировой страна была оккупирована, а в 1918 году стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев – прообразом послевоенной Югославии.

Кто такой Джурдждевич? Увы, это не герой-военачальник, не ученый и не политик. Джурджевич – это скромный фермер, землевладения которого располагались рядом с участком строительства.

После восстановления мост верой и правдой служит автомобилистам. С развитием туризма в этих краях мост Джурджевича и каньон Тара стали невероятно популярны.

Чем развлечься и что посмотреть?

Тем, кто не снимает, можно посоветовать посвятить время любованию окрестными видами: они того стоят, дух захватывает! Кто знает, может красота здешних мест врежется вам в память на многие годы – и фото не понадобятся…

Есть тарзанка (зип-лайн) длиной в 350, 824 и 1050 метра, абсолютно безопасная: за время эксплуатации происшествий зафиксировано не было

На автостоянке вы можете купить сувениры, особое внимание стоит обратить на изделия из шерсти в народных традициях и горный мёд — здесь они исключительно хороши

Река Тара, через которую перекинут ажурный мост, не слишком велика и глубока, множество любителей рафтинга пробуют здесь свои силы. Есть несколько маршрутов различной сложности и продолжительности, как для опытных любителей сплава, так и для новичков.

Мост Джурджевича в Черногории – интересное архитектурное сооружение, с которого открываются великолепные виды на каньоны Тары и на окрестные горы. Не торопитесь, задержитесь здесь хотя бы на полчаса: яркие впечатления гарантированы!


С этим читают