Ансамбль михайловского замка

Архитектура замка

Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи, ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора 18 века. Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму. Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга. Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет.

Архитектура Михайловского замка была очень нехарактерной для города

Дорога к замку начиналась от основных парадных ворот у Манежной площади. Вдоль широкой дороги стояли императорские конюшни и манеж, а также трехэтажные караульные кордегардии, после которых уже шли укрепления непосредственно замка.

По трехчастному мосту, мимо караула, совершался въезд на непосредственно замковую территорию. Парадный фасад въездных Воскресенских ворот, находящихся с южной стороны замка, был украшен обелисками воинских доспехов. В нишах были установлены статуи Дианы и Аполлона, а также аллегорий Дня и Ночи. Этот въезд предназначался для императорского семейства и почетных иностранных гостей.

Южная парадная сторона Михайловского замка

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства. Этот въезд был более нарядным, с карнизом, декорированным лепниной, со статуями аллегорий Веры и Надежды. По центру западного фасада расположена церковь, снабженная типично петербургским шпилем. Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела. А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

Западный фасад Михайловского замка с церковью Св.Михаила

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет службы в ней были восстановлены, хотя само помещение было перестроено в двухэтажное. Самыми известными прихожанами церкви являлись Ф.Достоевский и М.Мусорский, а композитор М.Глинка здесь даже венчался.

Свод храма Св.Михаила в Михайловском замке

На аттике находились скульптурные изображения Петра и Павла из мрамора (автор П.Трискорни). Сегодня они украшают лютеранскую Петропавловскую церковь на Невском проспекте.

Северная парковая сторона, смотрящая на Летний сад и украшенная мраморными Флорой и Геркулесом, имела широкую лестницу и колоннаду на открытой террасе.

Северный фасад Михайловского замка виден со стороны Летнего сада

Михайловский замок, возведенный в месте пересечения Мойки и Фонтанки, обрамленный по периметру рвами, заполненными водой, по своему архитектурному облику напоминает среднестатистическую европейскую крепость. 

Ее стены, замкнутые в квадрат закругленный по углам, окружают территорию внутреннего двора с восьмью углами. Три моста переброшены через ров от замка к центральной аллее с монументом Петру Первому. На всех мостах стояли часовые.

Неприступность Михайловского замка не защитила жизнь императора

Конструкция

Его конструкция очень интересна. Главный вход мог вывести на четыре лестницы. Все они вели к разным местам: церкви, покоям, входу к парадной лестнице (отличалась наличием колонн из серого сибирского мрамора). Лестница вела в аванзал. Его украшали прекрасные живописные картины таких художников, как Шебуев и Угрюмов. Тронная зала полностью была из зеленого бархата. За ней располагалась галерея Лаокоона. В ней хранились и радовали царский глаз различные скульптуры. Из галереи можно было попасть в гостиную, а далее — в мраморную залу. В ней постоянно находилась охрана. Покои императрицы были на втором этаже. Также там находилась известная Рафаэлевская галерея. По заказу делались копии известных картин Рафаэля в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.


На третьем этаже располагались великие княжны. Из-за спешки Павел I переехал со своей семьей и слугами в холодный и сырой замок. Естественно, это плохо влияло на здоровье. Историки тех времен еще делали на этом ударение. Для того чтобы стены высохли, надо было время. Но как известно, император не хотел ждать и очень торопился с переездом в замок.

Интересно, что в замке, а именно из кабинета императора, в комнату его фаворитки Лопухиной Анны вела особенная лестница. Ради Павла I она бросила мужа и переехала в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.

Радость императора длилась совсем недолго. В 1801 году Павел I был обнаружен мертвым в собственной парадной спальне. Его убили через сорок дней момента переезда, в ночь на 11 марта. После этого все слуги покинули замок. Начали распускаться слухи о призраке императора, который бродит по помещениям замка. Некоторые утверждали, что даже слышали его голос, заходя в Михайловский замок в Санкт-Петербурге.

Часы и время там как будто остановились. Все работы были остановлены, а дорогостоящие вещи и ценности вывозили в другие здания.

Выставки Михайловского замка

На постоянной основе работают три экспозиции, и первая тематическая выставка называется «Петербургское общество эпохи Романовых». Это по-своему уникальный проект, посвящённый бытовым моментам столичной жизни в XIX веке. Тут представлены редчайшие картины, акварельные рисунки, гравюры и антикварные фарфоровые статуэтки. Всё исключительно подлинное, переданное из запасников Русского музея и частных коллекций.

Дальше идёт галерея «Лица России», иллюстрирующая эволюцию портрета как отдельного жанра живописи. Здесь можно увидеть работы таких легендарных мастеров, как Алексей Венецианов, Илья Репин, Карл Брюллов и Иван Крамской. Своими кистями они запечатлели первых лиц государства, знаменитых литераторов, музыкантов и военачальников. В последнем зале находится плазменный экран с архивной дореволюционной хроникой.

Завершает экскурсии по Михайловскому замку Открытый фонд скульптуры — один из наиболее оснащённых залов всего музея. В нём собрана антология работ с XVIII века до современности, включая авангард начала XX столетия и советский конструктивизм. Есть мультимедийные экраны, периодически проводятся инсталляции с использованием компьютерных технологий. Время от времени экспериментальные работы современных авторов можно видеть во дворе замка.

Вне главного здания тоже есть, чему удивляться — западный павильон проводит интерактивный проект «Романтический наш император», заостряющий внимание на личности Павла I. Он включает в себя лекторий для взрослых, викторины, а также развивающие головоломки для детей разного возраста

Среди интересных бонусов — шанс увидеть трёхмерную голограмму короны Российской Империи, оригинал которой хранится в Алмазном Фонде московского Кремля.

Елена Проханова

Легенды и тени замка

Михайловский замок по праву признается одним из самых мистических мест в России. Трагедия, разыгравшаяся в его стенах сразу по окончании строительства, дала благодатную почву для множества легенд. Один факт того, что в 80-е годы 20 века здесь работала специальная комиссия по расследованию паранормальных явлений, говорит сам за себя – ученые, атеисты, в советское время искали во дворце привидения, случай исключительный! Впрочем, результаты расследования обнародованы не были. Прикоснемся к самым любопытным из замковых тайн.

Цвет замка

Настоящий цвет стен здания можно определить как оранжево-розовый, он сильно меняется в зависимости от освещения, и ярким пятном выделяется на фоне других питерских сооружений. По преданию, цвет этот император заприметил на перчатках своей фаворитки Лопухиной, и повелел Бренне воспроизвести его на своем детище. Так это или нет, достоверно уже не установить, но стены замка действительно кажутся подернутыми романтическим флёром, особенно в закатном солнце.

Мрачное предсказание

Павлу I напророчили прожить столько лет, сколько букв в надписи на южном фасаде здания. Действительно, император был убит на 47 году жизни. Приверженцы нумерологии вообще подмечают мистическое значение цифры 4 в жизни Павла I – 4 года строился замок, 40 дней в нем было прожито императором, общий срок царствования его составил 4 года 4 месяца и 4 дня, да и других совпадений множество.

Призрак императора

После смерти фигура Павла I виделась в замке многим – то подмигивающей со своего портрета, то стоящей с горящей свечой возле окна. Сложилось предание, что ежегодно в день своего рождения Павел I, стоя у окна замка, считает прохожих внизу и, дойдя до цифры 47, уходит, забирая душу прохожего с собой. Среди курсантов училища шутки над студентами-новобранцами, связанные с духом бывшего обитателя замка, были весьма распространены.

Сокровища Мальтийского ордена

Являясь Великим Магистром ордена, Павел I покровительствовал притесняемым тогда мальтийцам и существует версия о том, что сокровища ордена, включая Святой Грааль, до сих пор хранятся в замке, а призрак императора их охраняет. Соответствуют ли действительности эти легенды, конечно, не установить достоверно, да и нужно ли это. Атмосфера Михайловского замка действительно особенная, чтобы ее прочувствовать, нужно прогуляться по величественным и строгим залам здания, проникаясь его необычной аурой

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Как добраться

Михайловский дворец с садом находятся в самом туристическом месте Санкт-Петербурга, между набережной канала Грибоедова, набережной реки Мойки, Садовой и Инженерной улицами. Его окружают известные достопримечательности — Спас-на-Крови, Корпус Бенуа, Михайловский театр, Большой зал филармонии, Михайловский замок, Российский этнографический музей, Марсово поле и Инженерный сквер.

Добраться до Михайловского дворца не составит труда, ведь от главной туристической улицы — Невского проспекта — до него всего 500 метров. На нем есть две станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». От первой станции пройдите по набережной канала Грибоедова, от второй — по Садовой улице.

Схема метро Санкт-Петербурга


Екатерина Склярова

До остановки «Площадь Искусств» курсируют маршрутки № К-107, К-289.

У перекрестка Садовой и Итальянской улиц останавливаются трамваи № 3 (ост. «Итальянская улица»), автобусы № 2 М, 49 и маршрутки № К-212 (ост. «Инженерная улица»).

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Туристы чаще предпочитают гулять по Невскому проспекту и историческому центру пешком. Но если вы добираетесь из отдаленных районов, то имеет смысл рассмотреть вариант с такси. Сделать заказ помогут приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim, которые очень популярны в Санкт-Петербурге.

Михайловский дворец: видео

Примечания

  1. Болотов А. Т. Памятник претекших времян, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах // Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма. М., 1990. С. 255—256 и др.
  2. Нежинский Ю. В., Пашков А.О. Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 14. — ISBN 9-78130155-498-0
  3. Михайловский замок: Страницы биографии памятника в документах и литературе / Сост., авт. вступ. ст. и коммент.: Н. Ю. Бахарева, Е. Я. Кальницкая, В. В. Пучков и др. М., 2003. С. 347—348
  4. «В этом произведении, хотя и изменённым Бренной, который перегрузил здание декоративными деталями, нарушившими его тектоническую ясность, у Баженова наметились приемы, сложившиеся позднее в русской архитектуре начала XIX в. Строго ограниченный заданием построить для Павла I замкнутое сооружение, изолированное от города подъемными мостами и рвами, Баженов преодолел замкнутый характер наружного облика здания и создал тектонически ясную, уравновешенную композицию, ориентированную на площадь с монументом. Зарождение новых приемов проявилось также в контрастном выделении главного фасада, неразрывно связанного с площадью, и постановке по его центру на площади конной статую Петра I. Оно выразилось и в своеобразной свободной трактовке колоннады портика, и в строго определённом размещении и тонкой прорисовке декоративных деталей, противопоставленных протяженным гладям нерасчленненых больших плоскостей стен, контрастно чередующихся с рустованными, и в ряде других, характерных уже для архитектуры начала XIX в черт».[источник не указан 233 дня]
  5. Хайкина Л. В. Михайловский замок и некоторые аспекты религиозно-философских воззрений Павла I//Отечественная история. 2000, № 2. C. 164—170
  6. Нежинский Ю. В., Пашков А.О. Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 15. — ISBN 9-78130155-498-0
  7. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. С. 10.
  8. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 11-12.
  9. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 12.
  10. Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — С. 14-15.

Литература

Послереволюционная литература

  • Памятники архитектуры Ленинграда. — 4-е изд. — Л.: Стройиздат, 1976. — С. 138—143.
  • Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8.. — С. 180—184.
  • Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы. — Л., 1928. — С. 210—212.
  • Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1946. — Вып. июнь. — С. 25—29.
  • Земцов С. М. Материалы для истории Инженерного замка // Архитектура СССР. — 1935. — № 9. — С. 63—70.
  • Кожин Н. А. Проект Михайловского замка В. И. Баженова // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. М., 1946. С. 49-54.
  • Макагонова М. Л., Фролов В. А. Музей в Инженерном замке // Ленинградская панорама. — 1988. — № 8. — С. 18—21.
  • Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII—XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. — М., 1994. — С. 166—174.
  • Михайловская О. А. Новое об Инженерном замке // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1950. — Вып. № 1. — С. 29—31.
  • Подольский Р. К вопросу об авторе Михайловского замка // Архитектура СССР. — 1940. — № 12. — С. 62—67.

Дореволюционная литература

  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. — СПб., 1903.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 1800—1801 гг. — Русская старина. — 1883. — Т. 39. — С. 443—474.
  • Инженерный замок// Воскресный досуг. — 1863. — T.1. — N 13. — C. 197—198.
  • История Инженерного замка, бывшаго Михайловского дворца// Строитель. — 1899. — N 13-14. — C.509-525.
  • Курбатов В. Хроника. Заметки о Петербурге XVIII-го в. Проект порчи Инженерного замка// Старые годы. — 1907. — N 7-9. — C. 446—450.
  • Лукомский Г. О перестройках Михайловского дворца, Инженерном замке и о постройке Дворца Искусств// Русская художественная летопись. — 1911. — N 7. — C. 101—104.
  • Памятка Михайловского, ныне Инженерного замка. — СПб., 1900.
  • Петров П. Сооружение Михайловского замка// Зодчий. — 1876. — n 2-3. — C.24-27.
  • Устинов М. Летний Елизаветинский дворец в Санкт-Петербурге в XVIII столетии// Древняя и Новая Россия . — 1876. — T.II. — N 6. — C. 174—177.
  • Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года// Русская старина. −1900.- T.104. — N 12. — C. 611—614.

Легенды замка

Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел  построить дворец и назвать его именем ребенка.

Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.

То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.

Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.

Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».

После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.

Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.

Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука.

Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.

Надпись

С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.

Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.

Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.

История

План строительства замка-дворца Павел начал обдумывать еще, будучи великим князем. Работы по проектированию начались в 1784 году, после продолжительного заграничного путешествия. А в ноябре 1796 года, в первый месяц своего правления, он издает указ о начале работ. К этому моменту существовало несколько различных проектов замка на воде, но окончательный вариант был выполнен В. И. Баженовым.  

Для резиденции Павел выбирает территорию, где располагался обветшавший Летний дворец. Место было очень символичным. Здесь в сентябре 1754 он появился на свет. Территория безжалостно расчищалась и готовилась к строительству дворца. Первый камень был заложен 26 февраля 1797 года. Император планировал возвести под крышу стены здания до конца года. Для этого на стройку были брошены огромные по тем временам средства и людские ресурсы.

Работы велись круглосуточно, число рабочих достигало единовременно 6 тысяч. Строительные и отделочные материалы свозились со всех близлежащих объектов, большинство из них были просто заморожены, чтобы не снижать темпы главного строительства. Уже 1 февраля 1801 года Павел вместе с домочадцами ночевал в новой резиденции.

С юных лет Павел питал пристрастие к средневековому рыцарству, поэтому долгожданная резиденция проектировалась в виде своеобразной крепости и официально именовалась не дворцом, а замком.

Павел счел это знаком всевышнего и незамедлительно приступил к возведению царской резиденции, внутри которой будет находиться церковь имени Архистратига Михаила – князя войска Господня и небесного покровителя семьи Романовых.

Инженерный замок

После дворцового переворота и смерти императора статус замка изменился. Восемнадцать лет здание использовалось различными государственными учреждениями, не имея единого хозяина. Николай Павлович Романов, третий сын императора Павла I , будучи инспектором корпуса инженеров, обратился с прошением передать здание в его подчинение. По его мнению, оно идеально подходило для размещения училища.

По иронии судьбы открытие учебного заведения состоялось 11 марта 1820 года, в годовщину гибели Павла. Так здание получило новое имя, и с 1823 года стало официально называться Инженерным замком. Именно среди курсантов появляется огромное количество вымыслов о живущем в училище привидении.

Второе название Инженерный! Знали?


ДаНет

Покушение

Павел всегда опасался судьбы своего отца Петра III, но избежать ее не смог. Всего сорок дней прожил император в долгожданной резиденции. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года участники антиправительственного заговора проникли в его спальню с требованиями отречься от престола. На отказ мятежники ответили насилием. Императора задушили офицерским шарфом и нанесли ему множественные побои. Организатором заговора принято считать главу тайной полиции и петербургского генерал-губернатора Петра Палена.

В два часа ночи будущий наследник Александр и его младший брат Николай отбыли с места трагедии в Зимний дворец. Последней, уже под утро, выехала из резиденции Мария Федоровна, вдова покойного. Только 23 марта тело несчастного было погребено в Петропавловской крепости.

Уже 19 марта, вступивший на престол Александр, подписал указ по приостановке всех работ, как внутри, так и снаружи здания. Спешно начали вывозить все ценности, мебель, произведения искусства и к середине 1802 года Михайловский замок практически опустел.

История Русского музея

Музей был основан указом императора Николая II в 1895 году, его двери открылись спустя 3 года – в 1898. Он основал музей в честь своего отца – Александра III.

Основой экспозиции стали произведения искусства, которые были переданы из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, а также из Эрмитажа и Академии художеств. Кроме того, частные коллекционеры передавали экспонаты в дар музею.

Сейчас в Русском музее хранится более 400 тысяч предметов искусства, а его общая территория превышает 30 га.

Михайловский дворец

Главное здание музея было построено в 1825 году. Идея строительства принадлежала Павлу I – еще в 1798 году, с рождением младшего сына, он велел начать откладывать средства для строительства дворца для наследника. В конце XIX века он был продан в государственную казну, а затем Николай II учредил Русский музей.

Во дворце действуют 5 постоянных экспозиций:

  • древнерусское искусство ХII–XVII веков;
  • русское искусство XVIII века;
  • русское искусство 1й половины XIX века;
  • русское искусство 2й половины XIX века;
  • русское народное искусство XVII–XXI веков.

Адрес: ул. Инженерная, 4.

Корпус Бенуа

Рядом с дворцом расположен корпус Бенуа, построенный в 1919 году. Он предназначался для выставочной деятельности художников, и был отдельным учреждением. Однако в 30-х годах прошлого столетия был передан Русскому музею в Санкт-Петербурге. После войны был построен переход из корпуса во дворец.

В корпусе Бенуа устраиваются временные выставки, а также работают 3 постоянные:

  • декоративно-прикладное искусство в России ХХ века;
  • русское искусство ХХ века;
  • русское искусство конца XIX – 1й половины XX веков.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2.

Инженерный замок

Замок был построен в 1800 году по указу Павла I, он же самостоятельно разработал планировку. Его возвели на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, который к тому времени обветшал.

Основное имя замка – Михайловский, в честь располагающегося внутри храма Михаила Архангела. Инженерным его начали называть после 20-х годов XIX века, так как в здании замка расположилось Главное инженерное училище.

В замке располагаются 2 постоянные выставки:

  • Лица России. Портретная галерея Русского музея;
  • Петербургское общество эпохи Романовых.

Адрес: ул. Садовая, 2.

Строгановский дворец

Дворец был построен в 1754 году. Архитектором стал  Ф. Б. Растрелли – сейчас дворец является старейшим не разрушавшимся его произведением.

Начало строительству положили несколько зданий, которые принадлежали семье Строгановых. Барон С. Г. Строганов решил объединить их в одну большую усадьбу.

Во дворце работают 2 постоянные экспозиции:

  • Русский ампир. Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I (1801–1825);
  • Минералогический кабинет.

Адрес: Невский пр., 17.

Мраморный дворец

Дворец построен в 1785 году по указу Екатерины II. Он предназначался для графа Г. Г. Орлова, но он не дожил до окончания строительства. Поэтому Екатерина подарила его своему внуку цесаревичу Константину Павловичу в честь его свадьбы.

После революции 1917 года дворец стал государственной собственностью, в нем располагались различные учреждения, а затем его передали Русскому музею.

В нем размещается 4 выставки, 3 из которых постоянные:

  • Коллекция братьев Якова и Иосифа Ржевских;
  • Музей Людвига. Мировое искусство ХХ века: идеи и направления;
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Адрес: Миллионная ул., 5/1.

Летний дворец Петра Великого

Летний дворец императора был построен в 1712 году, и это одно из зданий, осталась в первоначальном виде после смерти Петра I. Внешний облик и часть интерьеров сохранились в неизменном виде до современности.

Постоянная экспозиция рассказывает об интересах великого императора, его увлечениях и жизни. Можно увидеть личные вещи Петра, его анемометр, изготовленный в Дрездене и некоторые произведения искусства.

Адрес: Летний сад, литер А.

Резиденция императора

Остановимся подробнее на тех сорока днях, когда в замке проживал его первый хозяин — Павел I. Он планировал проводить здесь церемонии и собрания того рыцарского ордена, к которому принадлежал, это нашло отражение в оформлении некоторых помещений. На деле же в одном из этих залов была дана аудиенция иностранному послу, после чего никаких событий подобного масштаба при императоре здесь не происходило.

Торжественный переезд императора и его семьи в замок состоялся зимой. Стены здания еще не просохли, комнаты были полны тумана, который не мог рассеять даже огонь многочисленных свечей. Местами стены комнат были покрыты льдом, хотя в каминах пылало яркое пламя. Но, невзирая на это, уже на следующий день после переезда сырые и холодные стены здания приняли множество гостей — участников красочного и яркого маскарада.

В замке проходили концерты. Последний из них состоялся примерно за сутки до убийства императора. На этом концерте пела знаменитая в то время французская певица, о которой ходили слухи, что она является одной из фавориток монарха. Прожив в замке чуть больше месяца, император был убит заговорщиками: он был задушен шарфом в своей спальне.

Существует множество свидетельств о том, что монарх предчувствовал свою смерть. Были различные предзнаменования. В частности, рассказывают, что в городе появилась некая юродивая, предсказавшая скорую гибель монарха. В тот период времени замок украшала надпись, являющаяся видоизмененной цитатой из Библии; в этой надписи было сорок семь букв. Юродивая утверждала, что император проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Монарх был убит на сорок седьмом году жизни. Надпись еще долгое время украшала одни из ворот замка, но в начале XX столетия она исчезла. Остались лишь темные точки в тех местах, где крепились буквы. В настоящее время надпись снова можно увидеть: сравнительно недавно она была восстановлена.

Еще одно предзнаменование трагических событий в жизни монарха непосредственно связано с интерьерами замка: вечером, незадолго до смерти, в одном из зеркал император увидел себя «с шеей на сторону». Это зеркало имело дефект, так что все в нем отражалось несколько искаженным. Спустя примерно полтора часа после эпизода, связанного с искажающим стеклом, император был задушен участниками заговора. На престол взошел его сын.

Существует несколько рассказов о том, что в середине XIX столетия и позже в здании видели призрак убитого императора — например, в виде светящегося силуэта в оконном проеме.

Местонахождение дворца, адрес и контакты

Дворец находится в центре исторического Петербурга. С одной стороны его течет Нева и открывается вид на Петропавловскую крепость на другом ее берегу, а с другой (со стороны Зимнего сада) — Фонтанка. Музей расположен по адресу – 191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1, добраться до музея можно посредством метро (станции «Невский проспект», «Гостиный двор»), а также на автомобиле.

Телефон для справок +7 (812) 595-42-48, по номеру +7 (812) 314-34-48 можно заказать экскурсию, лекторий +7 (812) 570-56-91, 570-52-23, есть «Центр мультимедиа», с которым можно связаться по номеру +7 (812) 380 82 00, а также связаться с музеем можно с помощью электронной почты info@rusmuseum.ru.

Двор Мраморного дворца

Внимание! Для заказа билета онлайн необходима банковская карта. Также есть возможность по ссылке  посетить виртуальную экскурсию

Также есть возможность по ссылке  посетить виртуальную экскурсию.

Стоимость билетов

Стоимость входа составляет от 450/200 руб.* для взрослых и студентов соответственно.

Внимание! Для получения льготы необходимо иметь при себе студенческий билет. В залах музея регулярно проводятся фотосессии (в том числе свадебные)

Особой популярностью пользуется Мраморный зал, также Зимний сад и Белый зал

В залах музея регулярно проводятся фотосессии (в том числе свадебные). Особой популярностью пользуется Мраморный зал, также Зимний сад и Белый зал.

Режим работы

Режим работы музея:

  • понедельник — с 10:00 до 17:00;
  • среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00;
  • четверг — с 13.00 до 21.00;
  • вторник — выходной день.

Кассы закрываются на час раньше.

Вечером

Это одно из красивейших мест Северной столицы, находящееся в самом сердце города. Его окружает Дворцовая набережная, Нева, Фонтанка, Троицкий мост, казармы лейб-гвардии Павловского полка и другие культурные объекты. Само здание необычайно красиво и являет собой яркий образец архитектуры классицизма и роскошного убранства, характерных для екатерининской эпохи.

Музейные экспозиции, расположенные в нем, позволяют каждому ценителю искусства прикоснуться к прекрасному и увидеть уникальные полотна. По мнению петербуржцев и туристов, это однозначно то место, которое стоит посетить, будучи в городе.

*Цены актуальны на август 2018 года.


С этим читают