Михайловский дворец в санкт-петербурге. описание, адрес, цены

Напоследок

Я рассказала вам о Михайловском замке, на мой взгляд, одном из самых знаменитых памятников архитектуры нашего города.


Побывать в нем вам стоит, как мне думается, непременно ! Уже при подходе к замку, гости, встречаемые Петром I, ощущают необычную торжественность.

Мне самой нравится прогуливаться по Кленовой улице, пролегающей сквозь Инженерный сквер. Тут хорошо отдохнуть на лавочке под кронами деревьев и подумать о разном, например, том, что действительно шапка Мономаха бывала тяжела для монархов.

Так, для Павла I восхождение на престол обернулось гибелью, а для его сына – Александра I –душевными переживаниями, связанными с той трагедией. Историки так и не ответили нам точно на вопрос, был ли он «отцеубийцей» или оказался пленником страшных обстоятельств, от которых, возможно, в конце жизни укрылся в Сибири. Но вот мне известно, что А. С. Пушкин намекал на первое, за что и был в немилости у Александра I.

А вот у его брата – Николая I, он, напротив, снискал покровительство. А легенда насчёт приведения, возможно, попросту подтолкнет вас дополнительно обратиться к творчеству словесного волшебника Лескова, как это произошло и со мной.

Планировка и интерьеры дворца

Центром архитектурного ансамбля, конечно, является главный корпус Михайловского дворца. С двух сторон к нему пристроены флигели: Западный — Фрейлинский и Восточный — Манежный. Здание имеет 4 этажа, главный фасад выходит на парадный вход и площадь Искусств, второй фасад можно рассмотреть из Михайловского сада.

Несмотря на большое количество комнат и залов, планировка этажей дворца была очень гармоничной. Архитектору Карлу Росси удалось создать настоящий шедевр — роскошь интерьеров не казалась вульгарной, все элементы подобраны со вкусом и созданы в едином стиле.

Залы Михайловского дворца:

Планировка Михайловского дворца следующая: на первом этаже устроены комнаты для повседневного пользования: кабинеты, детские, гостевые. Бальные залы располагаются в западной и северной частях дворца, парадные покои княжеской четы — в восточной.

После передачи комплекса во владения Михаила Павловича многие помещения подверглись перепланировке. Супруга князя — Елена Павловна — следила за обновлениями архитектурных стилей и старалась следовать различных модным тенденциям, перестраивая помещения дворца и меняя интерьеры. После продажи Михайловского дворца и организации в нем Русского музея, приглашенный Николаем I, архитектор В. Ф. Свиньин провел капитальные восстановительные работы. Кроме обновления инженерных устройств, во дворце были расширены дверные проемы и узкие коридоры; комнаты малой площади объединили, создав большие залы; часть декора, большинство каминов, печей, дверей, деревянных перегородок убрали. Цель такой глобальной перепланировки заключалась в создании удобных экспозиционных залов и максимальной пожарной безопасности, а также в восстановлении первоначальных интерьеров, авторства Карла Росси.

Сегодня посетителям Михайловского дворца доступны для осмотра 39 экспозиционных залов, а также Главный Вестибюль, Парадная лестница и Галерея второго этажа дворца, украшенные многообразными элементами, основой для создания которых послужило русское оружие. Повсюду можно увидеть изображения военной атрибутики, щитов и мечей, российского герба и других символов государственной и военной силы страны.

Juliette17

В залах выставляются коллекции Русского музея Санкт-Петербурга — иконопись, живопись, графика, скульптура, мебель, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, костюмы, оружие и другие экспонаты.

Кроме Главного Вестибюля первоначальная планировка сохранилась только в Белом (Белоколонном) зале. Это зал № 11, где княгиня Елена Павловна проводила музыкальные вечера. Здесь демонстрируются мебель, картины и скульптуры, принадлежавшие первым владельцам Михайловского дворца. Роспись стен, паркет, предметы убранства и другие элементы восстанавливались по эскизам Карла Росси.

Ludushka

Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.

Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечты

10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара. А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.

Столовая зала Михайловского замка, где прошел последний ужин императора

Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость — становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе.

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова, «Павле Первом» Мережковского, «Заговоре» М.Алданова, «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец. Детище Павла — Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Русский Музей Императора Александра III

Ввиду появившихся обстоятельств, действующий на то время Царь Александр III принял решение выкупить дворец в распоряжение государства. Он хотел обустроить в месте Ксениинский институт, но не успел.

Окончательно выкупил дворец уже Царь Николай II за 4 млн. руб. Прежним владельцам было разрешено забрать с собой памятные вещи и предметы убранства из дворца. В результате из дома было вынесено все что возможно, начиная с элементов декора и заканчивая люстрами и дверями.

Когда и зачем учредили музей

Создать в стенах дворца музей в честь Александра III, предложил министр финансов С.Ю. Витте. Николаю II идея понравилась, и 13 апреля 1895 было утверждено возведение музея на всей территории Михайловского дворца.

На решение главным образом повлияло то, что в Эрмитаже для исторических экспонатов России было отведено только 1 помещение. Потребовалось организовать для работ русских художников и скульпторов отдельное здание. Первым управляющим музея стал князь Георгий Михайлович.

Перестройка Дворца по проекту В. Свиньина

Взялся за реконструкцию дворца архитектор В. Свиньин. При нем была реконструирована большая часть здания, снесен восточный корпус и манеж. От архитектуры Росси практически ничего не осталось.

Украшения и предметы декора были безжалостно уничтожены или просто выброшены на улицу. От прежнего интерьера остался только Белый зал и Парадная лестница. Торжественное открытие музея произошло 7 марта 1898 г.

Корпус Бенуа

С 1910 по 1914 гг. коллекция экспонатов сильно возросла, поэтому было принято решение построить новый корпус со стороны канала Грибоедова. Проектировал строительство архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Работы начались 27 июня 1914 г., однако были приостановлены из-за Первой мировой войны.

Сразу после окончания боевых действий здание было построено и стало называться «Корпус Бенуа». Во время Второй мировой войны корпус также значительно пострадал и был отремонтирован уже 1963 г. В это же время корпус соединили с центральным зданием. Изначально здесь предполагалось выставлять специальную экспозицию Академии художеств.

Работы художников, представленные в музее

Русский музей является одним из самых крупнейших собраний художественных произведений искусства.

Здесь представлены работы:

  • более 5000 икон, в том числе А. Рублева;
  • картины в портретном жанре времен Петра 1;
  • скульптуры Бартоломео Карло Растрелли, Феодосия Щедрина и Федота Шубина;
  • исторического жанра А. Лосенко
  • около 100 картин и 20 рисунков К. Малевича;
  • портретиста Д. Левицкого;
  • исторического живописца Карла Брюллова;
  • пейзажи С. Щедрина и М. Лебедева;
  • творчества П. Федотова;
  • лирические пейзажи А. Саврасова;
  • полотна в стиле «неогрек»;
  • пленэрная живопись Ф. Васильева;
  • картины В. Перова;
  • портреты И. Красмского;
  • пейзажи И. Шишкина;
  • художника-баталиста В. Верещагина;
  • художника-передвижника В. Поленова;
  • творчество И. Репина;
  • коллекция произведений В. Сурикова;
  • В. Васнецова;
  • целые циклы картин крестьянина и крестьянки;
  • композиции М. Врубеля, самые популярные из них: «Богатырь», «Летящий демон» и «Шестикрылый серафим»;
  • серии картин Н. Рериха, посвященные Древней Руси;
  • картины творческого объединения художников «Мир искусства», в которое входили: А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов и М. Добужинский;
  • портреты В. Серова;
  • иконописца В. Васнецова;
  • аскетические натюрморты, портреты и бытовые композиции К. Петрова-Водкина;
  • картины Б. Григорьева;
  • художников 1920-1930 гг.

Есть также множество залов, посвященных творчеству Древней Руси.

Михайловский дворец после революции

После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.


Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.

Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов. В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда. В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда

В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.

Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.

2) Елагин дворец

Дворец на острове далеко от центра Санкт-Петербурга построил для себя известный в свою эпоху государственный деятель и историк И.П. Елагин. По его имени, как нетрудно догадаться, стали называть и сам дворец, и остров, на котором он находится. Имя архитектора достоверно неизвестно. Дворец возводили с 1785 по 1790 год.

В начале XIX века дворец приглянулся императорской фамилии, и Александр I выкупил его для своей матери императрицы Марии Федоровны. Под руководством архитектора Росси здание было частично перестроено под царские покои. А рядом возвели несколько пристроек: три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Внутреннюю отделку оформили по последней моде: большинство помещений облицовали искусственным мрамором (стюком), купол расписали причудливым орнаментом, а овальный зал украсили кариатидами и ионическими полуколоннами.

10) Константиновский дворец в Стрельне

Памятник архитектуры XVIII века, задуманный еще Петром I. Первый российский император присмотрел место в Стрельне для строительства императорской резиденции, которая своим величием и красотой должна была превзойти Версаль. Здание было заложено 22 июня 1720 года под руководством архитектора Николо Микетти. По проекту, фонтаны и сопутствующие механизмы должны были работать круглый год (чтобы круче, чем в Европе), а само здание должно было быть больше и прекраснее.

Но строительство шло медленно. Вплоть до первой половины XIX века. В 1797 году Павел I подарил резиденцию своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу (отсюда и название). При нем здание неоднократно перестраивалось, а также появились новые постройки. После смерти Константина Павловича во дворце поселилась большая семья его сына Константина Константиновича. А фактическим владельцем особняка стал его брат — Дмитрий Константинович, который жил там с матерью Александрой Иосифовной. Также после убийства мужа туда переехала греческая королева Ольга Константиновна.

После революции во дворце разместили Первую Стрельнинскую школу-колонию. В 1937 году там открылся санаторий, а потом — курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ. После войны от здания остался только каменный остов, но к 1950 году оно было полностью восстановлено и отдано Арктическому училищу.

После закрытия училища в 1990 году дворец опустел и фактически стал бесхозным. Только в 2000 году дворец с окружающими землями передали на баланс Управления делами президента. Сегодня там располагается государственный комплекс «Дворец конгрессов». В Константиновском дворце проводят мероприятия самого высокого уровня. В июле 2006 года там проходил саммит «большой восьмерки», а в 2013 — саммит G-20.

Архитектура

Здание выполнено по проекту Карла Росси в стиле русского ампира. Четырехэтажный дворец – хотя по факту кажется, что этажа всего 2 – повернут фасадом к площади, которая так же является частью общей архитектурной композиции. Нижний этаж, где преимущественно располагались комнаты повседневного пользования, украшен рустом. Над ним возвышается портик в виде колоннады, декорированный фронтоном. Здесь находились бальные комнаты и парадные покои князя с супругой, а наверху был возведен домовой храм. Кухня же и служебные помещения были расположены на цокольном этаже. Снаружи дворец украшен скульптурами и барельефами, а у парадной лестницы гостей встречают 2 огромных льва, отлитых специально для этой усадьбы.

Внутреннее убранство Михайловского дворца так же поражает своей красотой, роскошью и, в то же время, некой сдержанностью стиля. Каждое помещение продумано до мельчайших деталей.  Особенно выделяется вестибюль с его широкой аркой, массивной лестницей с колоннадой в верхней части и искусно созданные барельефы, расположенные на стенах.

wint_foto

natalia.888

kirillpiter86

Потолок Большой столовой был декорирована кессонами с изображениями сюжетов на тему веселья и празднества. В помещении было достаточно высоких окон, дверных проемов и зеркал, а стены были украшены пилястрами, а так же лепниной и живописными орнаментами.

Танцевальный зал с белыми стенами оформлен голубыми колоннами. Такого же цвета потолочный свод украшен изображениями танцовщиц, а огромные зеркала и позолоченные элементы декора добавляют роскоши этому помещению. Голубая галерея оформлена скульптурами работы С. С. Пименова. Пространство Белой гостиной было разделено на 3 части с помощью двух пар колонн, каждая из которых дополнительно подчеркивалась самостоятельным решением перекрытий.

Парадные покои княгини так же отличались роскошью своего убранства. Однако на сегодняшний день сохранились лишь некоторые элементы отделки:

  • камин с зеркалом
  • цветной паркет
  • расписные плафоны и пилястры

А вот парадные комнаты Михаила Павловича, напротив, были оформлены в сдержанном, более строгом стиле. Как отмечали его современники, единственное, где князь позволял себе роскошь и не мог остановиться – это его коллекция оружия.

Елена Павловна – супруга великого князя – неоднократно затевала перестройку внутреннего убранства дворца. Она бдительно следила за веяниями моды и старалась внедрить что-то новое в оформление своего дома. Изменения не коснулись только больших парадных залов здания.

Какие решения в плане изменений были приняты в это время в Михайловском дворце?

  • внизу увеличить дверные проемы и проходы из помещения в помещение, убрать печи, двери и зеркала
  • со стен удалить живопись и лепнину
  • убрать антресоли из дерева
  • маленькие помещения объединить в большие залы с целью размещения в них экспозиций
  • сделать новый входной тамбур
  • отреставрировать барельефы на верхней площадке вестибюля
  • сохранить общую отделку гостиных
  • сохранить отделку потолков бельэтажа
  • заменить деревянные переплеты окон на более изящные металлические
  • сохранить паркет, некоторые из каминов и художественные двери бельэтажа
  • сохранить пространство и дверные проемы Танцевальной и Большого Театра, остальное же в этих помещениях полностью переделать

nitaalllife

novozhilovaevgenia

vvelesov

nastenka_sht

nikanika5017

psiholog.yogini

5) Большой Гатчинский дворец

Строился в 1766-1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Орлова. Впоследствии стал одним из любимых мест отдыха царской семьи. Образец русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков.

Изначально здание представляло собой три корпуса, которые были связаны между собой переходами. Основная часть — центральный трехэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. Главный корпус соединялся с двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным.

Граф Орлов недолго прожил в своем дворце. Он умер в 1783 году, здание выкупила Екатерина II и подарила своему сыну — будущему императору Павлу I. В конце XVIII века он начал заниматься перестройкой дворца. Значительных изменений здание не претерпело. Тем более, что Павел I скончался в 1801 году. А 1 августа 1851 года на плацу перед дворцом по указу его сына Николая I был установлен памятник Павлу I, который стоит по сей день.

После отречения Николая II от престола Гатчинский дворец перестал принадлежать царской семье. Там расположилась комиссия по приемке и описи имущества дворцов. Ее сотрудники и решили, что Гатчинский дворец станет национальным музеем. Для посещения его открыли 19 мая 1918 года.

Как и другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга, дворец в Гатчине сильно пострадал в войну. Но основные ценности удалось сохранить в эвакуации, а крупные скульптуры до мирного времени были захоронены в Гатчинском парке. Но до января 1944 года дворец был захвачен оккупантами, при отступлении они подожгли здание, а оставшиеся ценности уничтожили или увезли в Германию.

В послевоенные годы велась реставрация Гатчинского дворца. Воссоздавать музей там не планировалось. В 50-е годы там располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем ВНИИ «Электростандарт». В начале 1960-х архитектор М.М. Плотников начал разрабатывать проект возрождения Гатчинского дворца, как памятника архитектуры. Хотя этот статус здание вновь получило только в 1970-е годы.


Реставрацию во дворце ведут до сих пор. Хотя с 2012 года из-за недостатка финансирования работы приостановили. Сегодня Гатчинский дворец является излюбленным местом для кинематографистов. Там снимали такие известные картины, как «Левша», «Шаги императора», «Бедный, бедный Павел», «Три мушкетера» (2012), «Война и мир» (2016) и другие.

Интерьеры

Инженерный замок по площади очень большой. И с ооооочень крутыми лестницами. Так что приготовьте свои ноги к нагрузке.

На первом этаже обычно располагаются временные выставки.

Макет Михайловского замка в миниатюре.

Далее нужно подниматься по лестнице на 2 этаж.

После смерти Павла 1 большинство картин, статуй и прочих произведений искусства отправились по другим дворцам. Часть была передана Эрмитажу, часть Таврическому дворцу.

Когда на престол взошел Александр 1, императорский дворец превратился в форменную коммунальную квартиру. Государь отдал помещение для частных квартир чиновников.

Также замок стал, говоря современным языком, “офисом” для различных учреждений. Например:

  • в Мальтийской Тронной молились мусульмане;
  • в Константиновских покоях сначала расположился Институт слепых. А позже Капитул российских орденов и Минерологический кабинет.

И каждое учреждение перестраивало помещение под свои нужды.

Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны (Мальтийская Тронная).

3D-проекция царской короны. А рядом проигрываются слайды, в которых рассказывается история знаменитого украшения.

Из этого зала есть несколько направлений, куда можно пойти:

  • налево – воспоминания о детях Романовых;
  • направо – документальный мини-фильм о замке и другие залы.

Это зал, где рассказывают о детях царской семьи.

И другие залы.

В 1819 году Михайловский замок стал пристанищем Главного Инженерного училища. Его выдающиеся ученики: Достоевский, Григорович, Сеченов, Яблочков, Кондратенко.


Парадная лестница.

И кисик!

Инженерный замок имеет свою особую атмосферу. Несмотря на красивые интерьеры вокруг, в нём себя чувствуешь очень неуютно. Правда… Сколько людей, столько и мнений. И пока там сам не побываешь – не поймешь.

Спасибо за ваше потраченное время

1) Зимний дворец

Нынешний Зимний дворец, в котором сейчас располагается Эрмитаж, стал пятым по счету с таким названием в Петербурге. Первый появился в 1708 году на участке между Невой и Миллионной улицей (сейчас там находится Эрмитажный театр). Здание представляло собой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. Стал свадебным подарком Петру I и Екатерине I от ближайшего друга и соратника императора Александра Даниловича Меншикова.

Второй Зимний дворец Петра I построили у Зимней канавки. Сохранился лишь частично в стенах Эрмитажного театра. В этом дворце в 1725 году Петр I скончался.

Третий Зимний — дворец Анны Иоанновны. Разобран в середине XVIII века. Четвертый был построен в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Также был разобран спустя всего 7 лет. Но его и строили изначально в качестве временной резиденции на период возведения Зимнего дворца на Дворцовой набережной.

Существующий Зимний дворец строили с 1754 по 1762 год. В то время это было самое высокое и самое большое жилое здание в Санкт-Петербурге. По проекту оно включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составила порядка 60 000 кв.м. Строить дворец начали при Елизавете Петровне. Но до окончания работ она не дожила. В итоге 6 апреля 1762 года здание принял Петр III. Правда, к этому времени была закончена только отделка фасадов, а многие внутренние помещения достроить не успели. Строительство Зимнего дворца закончили при Екатерине II.

Планировкой дворца, а также его строительством занимался архитектор Растрелли — один из главных зодчих, благодаря которым сложился облик Петербурга. Но Екатерина II отстранила его от работ, и отделкой интерьеров занимались Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого.

Стоит отметить, что первоначально окраска дворца была желтой, как у Версаля. В середине XIX века на фасаде появились красные оттенки.

В 1837 году в Зимнем дворце случился страшный пожар. Выгорели все интерьеры, сильно пострадал фасад. Восстановительными работами после происшествия руководили архитекторы Стасов, Брюллов и Штауберт. Тогда же дворец приобрел современный вид.

7) Павловский дворец

Павловский дворец входит в художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск». В XVIII веке являлся летним дворцом Павла I, по указу которого здание и было построено. Тогда же разбили парк по обоим берегам реки Славянки, который сегодня является одним из крупнейших пейзажных парков в Европе.

Строительство дворца велось около 50 лет. Условно это время можно разделить на 3 этапа:

— основание и планировка архитектором Чарльзом Камероном 1782-1796;

— прекращение царской загородной усадьбы во дворец с парками и парадными залами;

— внутренняя отделка.

Изначально здание предполагалось построить, как небольшую царскую усадьбу. Но после коронации в 1796 году император Павел I захотел превратить ее в настоящий дворец. Под руководством архитектора В. Бренна здание перестроили, расширили, а также придали ему больше величественности и парадности.

Как и Гатчинский дворец, был захвачен фашистами и сожжен при отступлении. Реставрация здания была завершена в 1978 году. А в 1983 году ГМЗ «Павловск» получил статус музея-заповедника.

Залы и экскурсии

На сегодняшний день для посещения доступен 21 зал Михайловского замка, включая следующие исторические помещения:

  • Тронная зала Марии Фёдоровны — приёмные покои императрицы, в которых должны были проходить светские рауты и балы. Она полностью реконструирована в 2002-м году, с сохранением позолоченной лепнины и люстры с рубиновым стеклом.
  • Мраморная галерея — главный зал приёмов иностранных послов и почётных гостей. Восстанавливалась по архивным картинам и описаниям — именно её варварски разрушили для добычи мрамора при Николае I, а прямое попадание немецкой бомбы во время блокады снесло половину внутренних перекрытий и колоннаду.
  • Овальный зал — одно из немногих уцелевших помещений, частично сохранившее первоначальную отделку искусственным мрамором. Задумывалась, как комната отдыха, а в годы существования училища использовалась в качестве модельной мастерской.
  • Парадная лестница — с неё начинаются, и на ней же заканчиваются экскурсии. Пролёты ведут с бельэтажа, и сейчас они максимально приближены к дореволюционному облику. Особый интерес вызывает позолоченный двуглавый орёл с мальтийским крестом на сердце — отличительная символика павловской эпохи.

Evgeny Shmelev


С этим читают