Мечеть кул шариф

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.


Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Интересные факты

Несколько исторических фактов из жизни того, чье имя носит мечеть:

  1. Во время последнего посольства имама и князя Бибарса они предлагали Ивану Московскому в заложницы царицу Сююмбике с малолетним сыном Утямыш-Гиреем. Царственные особы, содержащиеся при Московском дворе, по мнению дипломатов, должны были обеспечить длительный мир русских и татар. Просьба была отвергнута, но, может быть, именно этот исторический факт породил легенду о внезапно вспыхнувшей страсти русского князя к прекрасной регентше?
  2. После службы в Астраханском ханстве Шариф получил дополнительное имя Хаджитархани. Впоследствии его называли амиром, то есть руководителем.
  3. Ознакомиться с литературными трудами Кул-Шарифа можно в сборнике «Жизнь жестока, жизнь прекрасна», изданного под редакцией А. Шарипова в 1997 году.

Прежняя Кремлевская мечеть была построена в 13 веке, она называлась Аль-Кабир. Соборная мечеть – новое сооружение, но уже существует много интересных фактов и легенд:

  1. Купол мечети напоминает татарскую шапку: носить ее имели право только царственные особы.
  2. Бытует мнение, что Кремлевская мечеть самая большая в Европе. Но это не отвечает действительности: заблуждение порождено значимостью воссоздания сооружения для татарского народа.
  3. Символично, что на конкурсе проектов победили жители Татарстана. Их конкурентами были архитекторы из России, Ливана, Турции.

Сегодня соборная мечеть – духовный центр мусульман Поволжья.

Мечеть из летописей и легенд

Вернемся в 16 век. С первых же минут попадания многотысячного русского войска в крепость повсюду начинается пожар. И огонь не щадит ни оборонительных заграждений, ни запасов продовольствия, ни хрупких строений, ни многобашенной мечети.

Спустя века, в 19 столетии, философ и мыслитель по имени Шигабутдин Марджани провел исследование, изучил летописи и собрал данные о том, как и кем оборонялся город в те кровавые и горькие дни. И открыл такую подзабытую личность, как Кул Шариф.

Он был сеидом, считался среди татар великим героем, а также являлся поэтом. Во время сражения с воинам Ивана Грозного Кул Шариф оказывал упорное, даже яростное сопротивление и погиб героем. И когда уже в наши дни остро встал вопрос восстановления святого для мусульман места, легендарного героя увековечили в названии мечети.

Строительство

Новая мечеть в Казани Кул Шариф, а точнее, ее архитектурное проектирование осуществлялось большим коллективом, который победил в республиканском конкурсе. В их число входили такие специалисты, как Латыпов Ш. Х., Саттаров А. Г. Сафронов М.В. и Сайфуллин И. Ф.

Строительство нового здания в основном велось на пожертвования, в которых приняло участие около 40 тысяч обычных граждан и организаций. Стоимость этого проекта оценивалась в сумму 400 млн. рублей (по смете – около 500 млн. рублей).

В результате долгой и упорной работы новая многоминаретная мечеть была полностью достроена в 2005 году (к 1000-тию города Казань). Кул Шариф открылся для посетителей летом, 24 июня.

История создания мечети Кул Шариф


Более 400 лет тому назад в Казани была восьмиминаретная мечеть, во главе которой стоял Шариф Кул — учёный, поэт и дипломат, который превратил мусульманский храм в центр просвещения, науки и религии Среднего Поволжья в XVI веке.

Во время штурма Казанского Кремля войском Ивана Грозного в октябре 1552 года храм был разрушен и только через четыре столетия он был воссоздан заново.

Решение о сооружении мечети было принято в соответствии с указом Президента Республики Татарстан от 13 ноября 1995 года. 21 февраля 1996 года был заложен памятный знак на месте строительства, а в мае 1996 года завершился конкурс, победителем которого стал проект, разработанный архитекторами Ш. Латыповым, И. Сайфуллиным, А. Саттаровым и М. Сафроновым. Интересно то, что проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма.

Через 444 года после разрушения храма началось его восстановление. Возведение мечети с ориентацией на Мекку было определено с точностью до сотой доли секунды через спутник.

Создание мечети, в основном, велось на пожертвования граждан, сметная стоимость строительства составила более 500 миллионов рублей. Открытие храма прошло в год тысячелетия Казани 24 июня 2005 года.

Внутри храма может находиться 1500 человек и около 10 тысяч — на площади перед ней.

Всего у мечети восемь минаретов, четыре из которых основные, высота каждого из них составляет 58 метров. Купол храма украшен декоративными деталями, ассоциирующимися с деталями «Казанской шапки», находящейся сейчас в Оружейной палате. По одной версии эта шапка является короной Казанских ханов. Также существует мнение, что она выполнена восточных дел мастерами по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя.

Для сооружения храма гранит и мрамор доставляли с Урала. Среди внутреннего убранства — витражи и лепнина, мозаика и позолота, а также ковры — дар правительства Ирана и цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, изготовленная в Чехии.

Специально для посещения храма экскурсионными группами имеются смотровые балконы.

В комплекс храма входят:

  • Здание самой мечети
  • Музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья
  • Комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха
  • Кабинет имама.

В ночное время комплекс освещается с помощью эффектной подсветки.

Мечеть является символом мирного сосуществования двух конфессий в Татарстане — православной и мусульманской.

Новейшая история

90-е – время демократии, окончательного признания религии, время оттаивания и укрепления Татарстана как самостоятельного, культурно-богатого и уникального региона. Помню, именно тогда в мозг и сердце попали фразы, ставшие концепцией республики: Восток и Запад, Христианство и Ислам, Русский и Татарский, Мир и Спокойствие.

21 февраля 1996 – день закладки памятного знака на месте будущей мечети. Указ подписан первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

Архитекторы и строители стремились воссоздать именно ту мечеть, что была в далеком 1552. Оценить в полной мере их труд не могу, потому как сама не знаю, какой она была тогда, а старинные картины обывателю не так-то просто получить. Поэтому любуемся мечетью Кул Шариф, какой видим мы ее сейчас, и, знаете, по-моему, старания всех, кто создавал сооружение, налицо.

Кстати, о создателях! Разработкой и строительством занимались те, кто победил в конкурсе от республики на лучший проект возрождения священного места. Иногда, для друзей из других городов вспоминаю и официальные цифры – обошлось все строительство более чем в 400 миллионов рублей. Причем, основная часть суммы – это все пожертвования неравнодушных жителей Казани и Татарстана. Здесь хочется вставить ремарку – «неравнодушных» – честно и искреннее, без ноток сарказма

Трепет к истории, к корням, зданиям, важность религии и духовных оплотов – все это часто встречается в казанцах

Совместные старания привели к тому, что 24 июня 2005 Кул Шариф открывает свои двери. Сейчас в ней регулярно читают намаз, и Кул Шариф – важнейшее место в столице Татарстана на празднованиях Курбан-байрам или Ураза-байрам.

Также женихи и невесты спешат сюда, чтобы провести обряд никаха – заключения договора между мужем и женой по законам шариата. И если вновь заговорить о популярности фотографий у этого места, то в 2015 году Кул Шариф попала в 10-ку самых известных и любимых мест для снимков в Казани.

Интерьер

Внутри мечеть имеет достойное убранство. Здесь можно увидеть:

  • римскую мозаику
  • резьбу по ганчу (алебастру)
  • золотое шитье
  • роспись, произведенную по технике 16 века
  • керамические панно, выполненные в технике времени имама Кул-Шарифа
  • витражи из стекла, изготовленные по технике запекания
  • лепнину
  • позолоту

Для работ применялись змеевик, гранит, оникс, мрамор. Молельные ковры присланы правительством Ирана. Люстра из чешского хрусталя весит 2 тонны. На строительстве мечети работали строители из Турции.

Особняк на Театральной Казань За несколько минут можно дойти до улицы Баумана и Казанского кремля 8,6 Хорошо 3 620 отзывов Забронировано сегодня 25 раз Забронировать

Отель Ногай Казань В 300 метрах от Петропавловского собора 9,4 Хорошо 2 525 отзывов Забронировано сегодня 29 раз Забронировать

DoubleTree by Hilton Казань Казань В 5 минутах ходьбы от Казанского кремля 9,1 Хорошо 1 746 отзывов Забронировано сегодня 10 раз Забронировать

Кул Шариф

Мечеть названа в честь Кул Шарифа – политика, поэта и философа, участвовавшего в битве за Казань, одного из великих амиров и сеидов. Его поэмы о тяжелых временах, которые пришлось пережить народу казанских татар в начале 16 века, поражают глубиной мысли, и скорбью выраженной поэтом в стихах. Когда по приказу царя, русские вторглись в Казань, войска великого сеида Кул Шарифа стоически оборонялись у стен старой мечети, которая впоследствии была полностью разрушена неприятелем. Кул Шариф принял смерть в этом сражении, и именно в его честь была названная новая мечеть, построенная уже в наше время.

По приказу президента Татарстана в начале девяностых была начата активная работа по строительству мечети, которая успешно завершилась примерно через десять лет. Мечеть была воссоздана в 2005 году, вместо старой, разрушенной русскими войсками при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного, и является символом веры в возрождение, и процветание исламской религии среди татар. Открытие церкви было приурочено к тысячелетнему юбилею города. Большое пятиэтажное здание увенчанное «Казанской шапкой», своим величественным видом напоминает нам о временах казанских ханов. Вместительность мечети примерно около 1500 человек, и это только внутри нее, а на открытой площадке могут одновременно находиться в пять или шесть раз больше верующих.

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей — суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым

Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее, Не уходи с этой земли, Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.


Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Что посмотреть

Интерьеры мечети

Богатое внутреннее убранство мечети — результат долгой и кропотливой работы татарских мастеров.Фото: globallookpress.com

Все лучшее, что есть в восточных интерьерах, собрано здесь: причудливая вязь и орнаменты, ажурные ограждения, тканые ковры, выписанные золотом цитаты из Корана. Богатое внутреннее убранство мечети — результат долгой и кропотливой работы татарских мастеров. Своды купола получили свой вид после того, как художники расписали шелковые полотна, затем подняли их и закрепили на потолке. Колорита убранству придают традиционные для татарской культуры материалы отделки — алебастр, дерево и камень. Причем они обработаны вручную по технологиям 16 века. Добавляют богатства здешним видам оконные витражи, мозаика и лепнина.

Площадь

Площадь вокруг мечети вмещает 10000 человек.Фото: commons.wikimedia.org

В то время, как сама мечеть вмещает полторы тысячи человек, на площади около нее могут разместить еще десять тысяч. Территория вокруг мечети обширна, а плитка, которой она вымощена, повторяет цвета флага Республики Татарстан. В теплое время года на площади располагается небольшой рынок, здесь вы можете купить сувениры, изготовленные казанскими мастерами.

Музей исламской культуры

В Музее исламской культуры представлен макет главной мечети Татарстана, сгоревшей в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Структура Музея исламской культуры в Казани

Музей расположен на цокольном этаже мечети. Всего два выставочных зала, общая площадь которых 566 квадратных метров. Это уникальный музей, единственный в России, где все экспонаты связаны с историей развития ислама у тюрко-татарских народов.

Экспозиция музея включает в себя три части:

  • «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
  • «Ислам от эпохи реформаторства до современности»;
  • «Книжная культура татарского народа».

Центровые экспонаты:

  • Коран — занимает центральное место в экспозиции. В музее можно услышать суры, увидеть современные издания Корана и копии уникальных рукописей;
  • Казанский Кремль в формате 3D;
  • интерактивное окно с видами старой Казани;
  • инсталляция «Поющий шамаиль».

Что касается временных выставок, то все они тематические и связаны с традицией и культурой ислама. Например, в музее проходили такие выставки: «Лев Толстой и исламский мир», «Каллиграфия востока в сердце Казани», «Искусство шамаиля», «Арабская графика» и другие.

В музее регулярно проходят мастер-классы: роспись по стеклу, арабская каллиграфия, декупаж. Можно также поучаствовать в увлекательном квесте «Код Кул Шариф»: разгадывая загадки, вы погрузитесь в необыкновенный мир восточных легенд и сказок.

Lene

Архитектура

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища, которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди — только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.

Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль  кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в  середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень, посвященный закладке мечети, и Пожарная часть, выстроенная в стиле самой мечети.

Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования. В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века –  что составляет более  сорока тысяч организаций  и отдельных граждан.

Сооружение  мечети, сориентированное точно на Мекку, организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман — «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» — легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир — символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана, означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.

Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных,  цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр,  музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы  керамика, роспись, резьба по дереву и камню, римская мозаика, аяты Корана и 8 полумесяцев. Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства — хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.

Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети  нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади, 

а чтобы посетить Музей ислама, нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны. 

Экспозиции музея, размещенные в двух  залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума. 

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид


С этим читают