Манежная площадь (санкт-петербург)

Московский Манеж

Объект был возведен в 1817 году при императоре Александре I, в ознаменование пятой годовщины победы над французскими войсками в Отечественной войне. Место было выбрано на территории сгоревшей при пожаре 1812 года городской деревянной застройки, в частности — купеческих лавок. Комиссия по ликвидации последствий спланированного поджога, созданная в Москве в 1813 году, приняла решение не восстанавливать на пепелище прежние строения, а создать новый, единообразный архитектурный ансамбль в классическом стиле.


В течение нескольких лет Манеж использовался для строевой подготовки и военных парадов, но спустя шесть лет после внезапной кончины Александра I здание переформатировали. С 1831 года здесь начали организовывать различные выставки и народные гуляния на Рождество, Масленицу и Пасху. Вскоре дело дошло до балов и концертных программ. В архивных документах есть записи о том, что в 1867 году в Московском Манеже выступал оркестр с хоровым сопровождением из 500 человек. Мероприятие посетило около 12000 зрителей.

Концерт, Elena Argona Ivanova

В стенах здания во второй половине XIX века проводилось несколько грандиозных выставок, в том числе:

  • этнографическая;
  • политехническая;
  • антропологическая.

Кроме того, Манеж использовался для верховой езды, соревнований по конному и велосипедному спорту. В конце XIX столетия сюда сгоняли бунтующих студентов-революционеров, а в начале ХХ века здесь был открыт кинотеатр.

Пришедшие к власти большевики решили переоборудовать строение под казарму, но с ростом парка правительственных автомобилей пришлось рассмотреть вопрос об отселении военных в целях использования громадного помещения под гараж. Здесь вырыли смотровые ямы и установили эстакады.

Инсталляция на выставке Росатом в Манеже, Marina VR

Выставки в Манеже начали проводить с 1957 года. Через 10 лет, в 1967 году, комплексу присвоили официальный статус Центрального выставочного зала Москвы.

В результате грандиозного пожара, случившегося в 2004 году, от здания остались лишь массивные стены. Уникальная деревянная кровля и бо́льшая часть выставленных здесь художественных работ были уничтожены. На следующий день власти Москвы объявили о начале работы над проектом восстановления объекта. После реконструкции Центральный выставочный зал торжественно открыл свои двери в апреле 2005 года.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 222. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 150. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 72. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.

Описание

Здание манежа имеет всего один этаж, но протяженность его боковых сторон — около 180 метров, а общая площадь составляет около 6500 кв. метров. Строение выполнено в классическом стиле, его торцевые и боковые фасады украшены фронтонами и арочными проемами без какого-либо декора.

Благодаря умело выбранным пропорциям и симметричному ряду колонн, сооружение выглядит монументальным. Здание оборудовано мощной системой кондиционирования, новейшей системой пожаротушения, круглосуточно работают камеры видеонаблюдения. Имеются лифты и эскалаторы, удобная подземная парковка, все это делает здание Манежа привлекательным выставочным комплексом в центре столицы.

Примечания

  1. ↑ Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. — СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002. — С. 212
  2. Веснина В. Н. Сады Невского проспекта. — СПб.: Пропилен, 2008. — С.157-181.
  3. Ныне Караванная улица
  4. П. М. Столпянский. Старый Петербург. Адмиралтейский остров. Сад Трудящихся. М.—Пг. 1923. С.79
  5. ↑ Санкт-Петербург: Энциклопедия. — М.: Российская политическая энциклопедия. 2006. С.491
  6. Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начала XX века / Составитель А. Г. Исаченко. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 662—665.
  7. Первушина Е. В. По Петербургу на метро. Подземные маршруты Северной столицы. — М.: Центрполиграф, 2009. — 352 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-9524-4540-6.
  8. . Маршрутные такси Санкт-Петербурга. vse-marshrutki.spb.ru.
  9.  (недоступная ссылка). Маршруты троллейбуса. electrotrans.spb.ru.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 7 — Здание построено в 1826 году, первоначально принадлежало директору императорских театров А. М. Гедеонову. Затем перешло к полковнику Н. Н. Анненкову, у которого в гостях побывал 18 апреля 1841 года М. Ю. Лермонтов.
  • № 9 — Доходный дом М. А. Егоровой-Скарчинской (О. Н. и А. С. Талызиных) (1824; в 1904 году надстроен верхними этажами (архитектор И. П. Залесский). В 1919 году в квартире № 13 на 4-м этаже поселилась сестра В. И. Ленина А. И. Ульянова-Елизарова с мужем и воспитанниками (мемориальная доска, архитектор А. Б. Гурков, 1966). В 1927 году семья Елизаровых переехала на 3-й этаж в квартиру № 11. До середины 1970-х годов в квартире проживала семья одного из воспитанников А. И. Ульяновой. С 1982 по 1992 год в обоих квартирах находился Музей-квартира А. И. Ульяновой-Елизаровой. В доме жил актёр Юрий Богатырёв.
  • № 11 — Здание построено в 1868 году (архитектор П. А. Герасимов), принадлежало Московской дворцовой конторе.

По чётной стороне расположен Александровский сад

Наземный транспорт от ЖД станций

Белорусский вокзал

Маршруты От станции До остановки
м1   Белорусский вокзалАвтобус Манежная площадь(9 остановок)
Маршруты От станции До остановки
м6   Автобус Моховая улица(11 остановок)
Маршруты От станции До остановки
м6   Автобус Метро Библиотека имени Ленина(14 остановок)

Рижский вокзал

Маршруты От станции До остановки
м2   Рижский вокзалАвтобус Манежная площадь(14 остановок)

Карачарово

Маршруты От станции До остановки
С43   КарачаровоАвтобус Манежная площадь(16 остановок)
м27   КарачаровоАвтобус Манежная площадь(22 остановки)
Маршруты От станции До остановки
м27   Автобус Манежная площадь(17 остановок)

Нижние Котлы

Маршруты От станции До остановки
м6   Нижние КотлыАвтобус Метро Библиотека имени Ленина(18 остановок)
Маршруты От станции До остановки
м3   Автобус Манежная площадь(20 остановок)

Покровско-Стрешнево

Маршруты От станции До остановки
м1   Покровско-СтрешневоАвтобус Манежная площадь(28 остановок)

Аэропорт Внуково

Из истории

Создание Манежа началось после пожара в 1812 году, тогда огонь, не утихавший неделю, уничтожил многие деревянные постройки столицы. Специальная комиссия решила, что на месте старых купеческих лавок в центре города будет возведен Манеж, а в начале 1817 года император Александр I издал указ о начале работ.

Строительство выполнялось под руководством инженера Льва Карбонье по проекту архитектора Августина Бетанкура, предложившего построить перекрытие по уникальной технологии: стропила имели специальную конструкцию и перекрывали пространство шириной почти в 45 метров без внутренних опор.

Ход строительства контролировал сам Александр I и поэтому работы велись активно. Через 8 месяцев, в ноябре 1817 года к пятилетию победы над Наполеоном, строение, предназначенное для военных учений, было построено. Здание для муштры — Экзерциргауз, было торжественно открыто в присутствии императора и сопровождалось военным парадом.

Замысел Бетанкура был воплощен: построенная площадка, предназначенная для военных учений, была просторна и как бы продолжала прилегающую площадь.

В 1825 году строение было украшено лепными деталями в стиле ампир архитектором Осипом Бове. Для предотвращения от порчи насекомыми и грызунами деревянных конструкций чердачные помещения были покрыты слоем махорки в 50 см.

Несмотря на то, что во время Отечественной войны в 1941–1945 годах всю махорку выкурили, в 70-х годах прошлого века все деревянные детали оставались в отличном состоянии.

Для военных целей здание использовалось недолго — через 15 лет, с 1831 года, в нем проходили выставки, концерты и народные гулянья.


Так, на концертах Николая Рубинштейна и Гектора Берлиоза собиралось до 12 тысяч человек, а на выставке, рассказывающей о быте народов России с помощью костюмов, одетых на манекены из папье-маше, побывал император Александр III, быстро покинувший мероприятие, обозвав экспонаты уродами.

После революции историческое здание превратили в автопарк правительственных машин, а во времена Никиты Хрущева с 1957 года помещение использовалось как выставочный центр.

Пожар в марте 2004 года нанес огромный ущерб зданию, большая часть памятника была уничтожена огнем. Работы по возрождению исторического здания проводились лучшими реставраторами России под руководством архитектора Павла Юрьевича Андреева. Через год, в апреле 2005 года, Манеж в Москве был открыт, первую экспозицию представили художник Сергей Андрияка и его ученики.

Выставки

Начиная с 1957 года, в здании было проведено огромное количество выставок. Некоторые из них произвели настоящий фурор. Скандально известная выставка авангардистов подверглась суровой критике со стороны Н. Хрущева, посетившего Манеж 1 декабря 1962 года. Глава государства в выражениях не стеснялся. Результатом визита стало появление разгромных статей в СМИ, что положило начало борьбе с непонятым представителями власти направлением искусства.

Ольга Кривощапова

В 1978 году в Центральном выставочном зале Манежа было представлено 400 работ Ильи Глазунова. Всего за тридцать дней посмотреть на картины пришло около полумиллиона посетителей. Интерес подогревался, в том числе, запрещенными темами, затронутыми художником в некоторых своих произведениях.

Выставка о православной Руси и истории Романовых, прошедшая в 2013 году, оказалась настолько увлекательной и востребованной, что организаторам пришлось несколько раз продлевать сроки ее показа. Она включала не только реальные экспонаты, но и использование для подачи материалов мультимедийных устройств.

Картины в выставочном зале, Юрий Драчук

Выставочный зал не имеет собственных экспозиций. Представленные на его площадях коллекции периодически меняются.

Центральный Манеж: расписание выставок на официальном сайте

Легенды

Еще с начала появления Манежной площади, это место было известно, как место, окутанное мистическими силами. По убеждению многих, это место могло кого-нибудь разорить, а другого озолотить. Некоторые проводили даже магический ритуал, привлекающий богатство, его обязательно проводили на Манежной площади. Рассказывают, что в древние времена на территории современной площади лежало болото, с ним связывали историю о коне Дмитрия Донского. Согласно легенде, один предатель похитил любимого коня у князя, и затем продал его татарам, которые, убив любимое животное князя, выбросили его в болото под кремлевскими стенами.

Только вот труп княжеского коня не потонул, и продолжал лежать на поверхности, что каждый день напоминало Дмитрию Донскому о потере любимого коня. Одно время князь старался обходить Воскресенские ворота, только бы не видеть труп своего верного друга. Даже предатель был впечатлен таким жутким зрелищем, поэтому золото, которое он получил от татар, бросил в болото к убитому коню. Поэтому болото получило название Конское место. Местные жители верили, что в здешних землях навсегда поселился дух коня. По этой причине до сих пор верят, что Манежная площадь приносит как разорение, так и удачу в финансовых делах. Эту легенду можно услышать практически от каждого гида, который рассказывает об этой местности.

Немного истории

После Красной площади Манежная площадь считается второй по популярности. Об этом месте впервые упоминается в 15 столетии. Когда была построена Арсенальная Кремлевская башня в 1492 году, столичная администрация решила убрать все деревянные постройки, которые находились рядом, ведь их существование угрожало крупными пожарами. Вместо них был образован старейший столичный посад, где жили ремесленники и торговцы. Они торговали здесь своими товарами. Затем окружающая территория Манежной площади начала обрастать торговыми рядами, сегодня часть этих рядов находится в торговом центре ГУМ, другая часть — на улицах Петровка и Неглинка. Интересно, что Охотный ряд стал так называться, потому что здесь торговали дичью.

В первое время Манеж строился для смотра войск, а в праздничные дни — для концертов и выставок. Конечно, в праздничные дни площадь являлась доминирующим местом, где проходили веселые ярмарки и народные гуляния. К началу 20 века сложился архитектурный ансамбль Манежной площади. Поэтапно начали появляться достопримечательности. К примеру, здание Исторического музея было построено в 1883 году, здание Городской Думы, которое сегодня является филиалом Исторического музея в 1892 году. Поэтому к 1893 году Верхние торговые ряды окончательно сформировалась, сегодня они известны как ГУМ. Современная гостиница Интурист, тогда дом Жолтовского и гостиница Националь были построены в 1903 году.

Охотный ряд относится к главнейшим торговым центрам Москвы — он находится под Манежной площадью. Над ним находится архитектурный ансамбль Георгий Победоносец, который поражает змею. Именно эта скульптура является символом столицы, также здесь находится фонтанный комплекс, выполненный Зурабом Церетели. Воскресенские ворота отделяют Манежную площадь от Красной площади. У этих ворот находится часовня Иверской Божьей Матери, которая была восстановлена после разрушения в 1995 году.

Обязательно стоит отправиться в экскурсионную прогулку по Манежной площади, это позволит увидеть все самые интересные московские достопримечательности. На сегодняшний день площадь Манежной площади составляет 6500 квадратных метров, поэтому его называют крупнейшим выставочным залом в городе.

Здание Манежа


Объект изначально задумывался как экзерциргауз — крытое пространство для проведения строевой подготовки кавалеристов, смотров и парадов. Помещение должно было вмещать до двух тысяч военных, с возможностью их свободного маневрирования верхом на лошадях.

Фонтан перед зданием выставочного зала, Nicolas Dubs

Автором проекта назначили российского подданного испанского происхождения — архитектора, инженера и строителя А. Бетанкура. Манеж возвели за 8 месяцев под руководством российского инженера французского происхождения Л. Карбонье. В этот период привлекалось от 500 до 700 рабочих одновременно.

Одноэтажное здание прямоугольной формы имело размеры 166 на 44 метра. Его высота составляла 15 метров, а площадь — более 7,4 тысячи квадратных метров. Уникальность конструкции заключалась в отсутствии внутренних столбов. Деревянные фермы длиной 45 метров опирались лишь на несущие стены. Для их изготовления использовались вековые лиственницы.

Поспешность возведения Манежа через год привела к появлению трещин в теле двух стропильных ферм. Одной из причин называли жару, но исследователи уверяют, что виной могли стать ошибки в расчетах и недостаточное количество самих ферм. Конструкция была усилена по проекту Р. Бауса в 1823–24 гг.

Выставочный зал, moscowmanege.ru

С наружных торцов здания имелись аркады, украшенные полуколоннами и фронтонами. Поверхности боковых фасадов визуально разделялись полуколоннами, между которыми установили большие сводчатые окна, дающие хорошее дневное освещение. Вход в здание был организован с каждой из четырех сторон.

К отделке приступили через несколько лет после торжественного открытия экзерциргауза. Работы были закончены в 1824–25 гг. Проект О. Бове предусматривал в качестве декора установку лепных деталей и горельефов, стилизованных под военные доспехи и атрибуты. Но бо́льшая часть задумок так и осталась на бумаге из-за недостатка финансирования. К зданию Манежа чуть позже была пристроена Ротонда. В советскую эпоху ее разобрали.

Чтобы уберечь деревянные конструкции от грызунов и насекомых, О. Бове распорядился рассыпать на чердаке полуметровый слой махорки. В годы ВОВ ее выкурили, но достаточно крепкий «аромат» ощущался еще на протяжении как минимум трех десятков лет.

Размещение художественных экспонатов,  Александр Сенников

Ремонт здания выполнялся в самом начале ХХ столетия. А в 1930-е годы просевшие балки подперли колоннами, нарушив, тем самым, открытую планировку пространства. В 1953-м были организованы масштабные реставрационные работы с демонтажем всех гаражных конструкций и восстановлением настенных барельефов. Это была подготовка к открытию выставочного центра в 1957 г.

Вынужденная реконструкция 2004–05 гг

позволила увеличить выставочную площадь Манежа почти вдвое (за счет подземного этажа) и организовать дополнительные парковочные места рядом со зданием, что немаловажно в условиях расположения объекта в центре Москвы. Строение оборудовали эскалаторами и прозрачными ограждениями, установили лифты и стеклопакеты, усовершенствовали системы пожаробезопасности, вентиляции и кондиционирования

Работы выполнялись по проекту П. Андреева, сумевшего воссоздать внешний вид фасадов по чертежам О. Бове, а также возродить уникальные фермы Бетанкура с использованием современных строительных материалов и технологий.

Оформление экспозиции, Александр Сенников

Сегодня в здании Московского Манежа размещены не только выставочные площади, но и рестораны, кафе, зоны отдыха и конференц-зал. Споры по поводу искажения замысла Бетанкура в сторону «новодела» ведутся по сей день, но страсти, бушевавшие в начале восстановительной реконструкции здания, утихли.

На Манежной площади произошли столкновения нескольких тысяч молодых людей с омоновцами и бойцами внутренних войск.

Сегодня в самом центре столицы, на Манежной площади, произошли столкновения нескольких тысяч молодых людей с омоновцами и бойцами внутренних войск. Есть серьезно пострадавшие с обеих сторон, десятки человек задержаны.

Начиналось все довольно спокойно. Собравшись на Кронштадтском бульваре, футбольные болельщики почтили память погибшего фаната московского «Спартака» Егора Свиридова. Акция была несанкционированной, но закончилась без происшествий. После чего самая радикальная часть собравшихся отправилась в центр.


Корреспондент НТВ Владимир Кобяков наблюдал за происходящим.

На Манежной площади их ждали, но никто и не предполагал, по какому сценарию будут развиваться события. Еще до первых столкновений через мегафон милиционеры предупреждали: эта акция не санкционирована, просьба разойтись.

Стычки с ОМОНом начались, когда толпа попыталась заблокировать движение по Моховой улице.

В драку ввязались сначала около 200 фанатов, но потом их количество росло. В милицию летели куски льда, бойцы ОМОНа вынуждены были применить дубинки.

Как холодное оружие демонстранты начали использовать металлические ограждения, которые разламывали на части. Через некоторое время милиции удалось вытеснить толпу с площади, но потом она возвращалась назад.

К демонстрантам вышел начальник московской милиции Владимир Колокольцев. Он призвал собравшихся соблюдать порядок и пообещал разобраться с теми, кто ранее отпустил пятерых участников драки, в которой погиб спартаковский фанат Егор Свиридов.

Владимир Колокольцев, начальник ГУВД по г. Москве: «Заверили всех собравшихся в том, что мы будем предпринимать необходимые усилия, чтобы подобного рода обвинения в адрес действующей власти  что она плохо реагирует на убийства граждан  чтобы таких упреков в наш адрес не было».

После этого часть собравшихся решила покинуть Манежную площадь и спустилась в метро  сейчас в подземке милиция ввела повышенные меры безопасности.

О возможных провокациях лидеры фанатских объединений «Спартака» знали и сразу объявили: «красно-белые» на Манежной площади не планируют мероприятий, акция памяти Егора Свиридова прошла на севере Москвы, в том месте, где было совершено убийство.

Еще утром перекрыли движение автотранспорта и выставили оцепление. На Кронштадтский бульвар, к автобусной остановке люди шли несколько часов подряд. На это время улица превратилась в пешеходную зону.

К фанатам «Спартака» присоединились болельщики ЦСКА, «Динамо», «Локомотива», а также байкерские движения. Требование одно: разобраться с уголовным делом о драке на этом бульваре.

Амир, болельщик ФК «Спартак»: «Мы хотим, чтобы понесли наказание и те, кто убил, и те, кто грабил. А нам приписывают националистические лозунги. Один из пострадавших  армянин, я  татарин, мы не делим людей по национальностям, для нас есть люди и нелюди. Только так».

Один из вопросов собравшихся: почему следователь сразу отпустил пятерых из шести подозреваемых в убийстве.

Александр Залдастанов (Хирург), президент Российской ассоциации байкеров: «Человека, который совершил убийство, отпускают просто так. И только люди его заставляют вернуться на место. Вопиющая тема!»

На этой акции милиция не зафиксировала ни одного инцидента. В Петербурге же болельщики «Зенита» в знак солидарности со спартаковцами решили собраться в центре города. Но это переросло в конфликт с ОМОНом.

Первую акцию протеста фанаты «Спартака» провели во вторник: на полчаса они перекрыли Ленинградский проспект. Именно в тот вечер стало известно, что следователь по делу об убийстве и разбое по непонятным причинам отпустил всех подозреваемых кроме одного.

Только на следующий день Следственный комитет объявил об аресте уроженца Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова. После субботних акций стало известно об аресте еще двух подозреваемых  Хасана Ибрагимова и Наримана Исмаилова.

Поступают сообщения, что задержан четвертый, еще двое все еще находятся в розыске. По некоторым данным, они могли уехать на родину, в Дагестан.

Похожие новости

  • 9 декабря 2012Место гибели болельщика «Спартака» Егора Свиридова окружил ОМОН
  • 17 июня 2014«Манежного бунтаря» Важенина хотят посадить на 4 года
  • 30 июня 2014Последний «манежный бунтарь» получил срок

Новости СМИ2

Примечания

  1. Екатерина Шалыгина. . Узнай Москву. Дата обращения 30 августа 2017.
  2. ↑ . Городской портал Москвы. Дата обращения 30 августа 2017.
  3. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  4. ↑ . Культура.рф. Дата обращения 6 сентября 2017.
  5. . Отдых и выходные в Москве. Дата обращения 6 сентября 2017.
  6. . life-globe (8 февраля 2016). Дата обращения 6 сентября 2017.
  7. . Тонкости туризма. Дата обращения 6 сентября 2017.
  8. , с. 18-21.
  9. , с. 170.
  10. , с. 22-27.
  11. , с. 171-172.
  12. , с. 22-29.
  13. , с. 32-33.
  14. , с. 50-51.
  15. , с. 52.
  16. , с. 240-245.
  17. ↑ , с. 277-278.
  18. Хранитель. Алексей Ильич Комеч и судьбы русской архитектуры / Самовер Н.. — М.: Искусство — XXI век, 2009. — ISBN 978-5-980-51-060-2.
  19. Ревзин Г. И. . Коммерсантъ (11 декабря 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
  20. . Институт Мосинжпроект. Дата обращения 30 августа 2017.
  21. . Коммерсант (10 декабря 2011). Дата обращения 30 августа 2017.
  22. . Big Picture (10 июня 2013). Дата обращения 30 августа 2017.
  23. . newsru.com (9 июня 2002). Дата обращения 30 августа 2017.
  24. . РИА Новости (11 декабря 2015). Дата обращения 30 августа 2017.
  25. Ридус. . Ридус. Дата обращения 22 марта 2019.
  26. . ИноТВ. Дата обращения 22 марта 2019.
  27. . The Prodigy (27 сентября 1997). Дата обращения 30 августа 2017.
  28. Алена Скворцова. . 360°. Дата обращения 30 августа 2017.

С этим читают