Скальные церкви лалибелы: библейский оазис

Церкви

Основная статья: Скальные церкви в Лалибэле

Этот городок в провинции известен всему миру своими монолитными церквями, которые играют важную роль в истории скальной архитектуры. Хотя церкви точно не датированы, считается, что большинство из них были возведены в период правления Лалибэлы, а именно — в течение XII—XIII веков. Всего насчитывается 13 церквей, объединённых в четыре группы:

Северная группа: Бет Медхане Алем, место нахождения креста Лалибэлы, считается крупнейшей монолитной церковью в мире, возможно копирует церковь Св. Марии Сионской в Аксуме. Соединена с церквями Бете-Марьям (возможно, самой старой из этих церквей), Бете-Голгофа (известна своими произведениями искусства, по некоторым сведениям, в ней находится могила царя Лалибэлы), часовней Селассие и могилой Адама.

Западная группа: Бет Гиоргис, считающаяся самой изящной и лучше всех сохранившейся церковью.

Восточная группа: Бет Амануэль (возможно, бывшая царская часовня), Бет Меркориос (которая может быть бывшей тюрьмой), Бет Абба Либанос и Бет Габриэль-Руфаэль (возможно, бывший царский дворец), соединённая со святой пекарней.

Ещё дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Йимрехане Кристос (возможно, XI века, построенная в аксумском стиле, но в пещере).

По вопросу о времени постройки некоторых церквей есть разные мнения. Дэвид Бакстон (David Buxton) установил общепризнанную хронологию, отметив, что «две из них следуют, с большой точностью в деталях, традиции, представленной Дэбре-Дамо, с изменениями в Йемрехана Кристос.» Поскольку на высечение этих сооружений в теле скалы должно было уйти больше времени, чем несколько десятилетий правления царя Лалибэлы, Бакстон предположил, что работы продолжались и в XIV веке. Однако Дэвид Филлипсон (David Phillipson), преподаватель африканской археологии в Кембриджском университете, высказал предположение, что церкви Меркориос, Габриэль-Руфаэль и Данагель были первоначально высечены в скале на пятьсот лет раньше в качестве укреплений или других дворцовых сооружений в дни заката Аксумского царства, и что имя Лалибэлы просто стало связываться с ними уже после его смерти. С другой стороны, местный историк Гетачеу Мэконнен (Getachew Mekonnen) приписывает царице Маскаль Кибра (Masqal Kibra), супруге Лалибэлы, сооружение одной из высеченных в скале церквей (Абба Либанос) в качестве мемориала её супругу после его смерти.

В противовес теориям, отстаиваемым авторами типа Грэма Хэнкока, величественные высеченные в скале церкви Лалибэлы не были построены с помощью тамплиеров — имеется множество доказательств того, что они были сооружены исключительно средневековой эфиопской цивилизацией. К примеру, хотя Бакстон отмечает наличие традиции, утверждающей, что «Абиссинцы обратились к помощи иностранцев» для строительства этих монолитных церквей, и признаёт, что «некоторые декоративные детали носят явные признаки коптского влияния», он твёрдо убеждён в местном происхождении этих творений: «Но значительным фактом остаётся то, что скальные церкви продолжают следовать стилю местных возведённых прототипов, которые сами сохраняют явные доказательства их преимущественно аксумского происхождения.»

Церкви также представляют собой значительное достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими церквями), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город.

Лалибела — Новый Иерусалим

Чтобы рассмотреть все 11 храмов, нужно вскарабкаться по склону горы наверх или подняться на вершину на муле. Кирпично-красный туф, из которого вырезаны церкви, гармонирует с зеленью окружающих холмов и голубым небом. Храмы не построены, а как бы «выкопаны» из толщи песчаника. Вначале мастера вырубали в скалах огромные четырёхугольные отверстия и прямоугольные монолитные блоки, служащие «заготовками» для будущих церквей. Потом из цельной скалы вырезали окна, колонны и скульптуры. Церкви находятся на разных уровнях и связаны между собой подземными переходами.


Церковь Св. Марии

Такое расположение позволяет совершать богослужения круглый год даже в сезон дождей, когда затапливаются отдельные храмы. По преданию, многие святилища Лалибелы имитируют облик зданий Иерусалима. Некоторые объекты в Лалибеле носят библейские названия, здесь есть свой «священный» ручей Иордан. Несмотря на то, что почти все жители исповедуют православие, в настенной живописи и барельефах скальных церквей Лалибелы причудливо переплетаются христианские и языческие элементы. Наряду с греческими и римскими крестами, здесь высечены пентаграммы, символизирующие пять крестных ран Христа, и свастика, характерная для восточных орнаментов.

Бет Амануэль

Самое крупное сооружение Лалибелы — храм Христа Спасителя, достигающий 33 метров в длину и 11,6 метров в высоту, увенчан 28 массивными колоннами. В нём хранится одна из главных святынь Эфиопии — ритуальный крест из железа, латуни и меди, принадлежащий царю-монаху Лалибеле. А в церкви Голгофы покоятся мощи самого святого. Многие паломники стремятся попасть в этот храм, чтобы попросить у Лалибелы покровительства и защиты.

Церковь святого Ливаноса

По сохранившейся легенде,  этот храм построен супругой Лалибэлы в 1212 году после его смерти. Потолок и пол храма упираются в скалу, а одна из алтарных стен излучает свечение.

Храм Святого Георгия

Когда император заканчивал строительство храмового комплекса, к нему явился Святой Георгий Победоносец. В память этого события Лалибэла решил, что посвятит ему красивейшую церковь в форме креста.

Она расположена на дне глубокого колодца размерами 25х25 м, и освещается солнцем только в полдень. При возведении не было вырублено ни одной колонны, хотя размеры крестообразного основания 12х12 м впечатляют. Высота её также соответствует 12 м. Крыша здания украшена вырубленным крестом.

Храм Голгофы

В прекрасно декорированном храме предположительно находится могила эфиопского императора.

Как и множество веков назад эфиопские христиане идут в Лалибэлу, чтобы поклониться Христу. Этот комплекс признан уникальным, посмотреть на него приезжают толпы туристов. Он назван «восьмым чудом света», которое действительно поражает размерами и способом возведения. Храмы-монолиты признаны всем миром чудом инженерного искусства.

Мифы о строительстве храмов

По поводу сооружения храмов существуют несколько легенд. Сами православные эфиопы предпочитают считать, что храмы строили ангелы по ночам, присланные в помощь. Было подсчитано: чтобы соорудить такое количество строений за короткий промежуток времени, понадобилось бы 40 000 рабочих рук. Поэтому без помощи свыше никак было не обойтись. Днём строили рабочие, а по ночам ангелы, трудившиеся в два раза быстрее.

Сохранилась легенда, что императору Лалибэле приснился Иерусалим или было видение, после которого он решил построить новый город на эфиопской земле.

Ещё одна версия гласит, что ему удалось побывать в древнем городе ещё до восшествия на престол, и там он был вознесён на небеса, где увидев небесные церкви и захотел сотворить подобные им на земле.

История

Бет Гиоргис, одна из многих высеченных в камне церквей Лалибэлы

В правление Святого Гебре Мескель Лалибэлы (принадлежавшего к династии Загве, которая правила Эфиопией в конце XII века — начале XIII века) нынешний город Лалибэла был известен под именем Роха. Царь-праведник получил своё имя благодаря пчелиному рою, который, по преданию, окружил его при рождении. Его мать посчитала это знаком, что он станет царём Эфиопии. Говорят, что названия некоторых мест в современном городе и общий вид самих высеченных в сплошном камне церквей повторяют названия и облик зданий, которые Лалибэла видел во время своего пребывания в Иерусалиме и в Святой земле в юности.

Как говорят, Лалибэла, увидев Иерусалим, попытался построить новый Иерусалим как свою столицу в ответ на захват старого Иерусалима мусульманами в 1187 году. Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку называют Иорданом. Город оставался столицей Эфиопии с конца XII века и в XIII веке.

Первым из европейцев эти церкви увидел португальский путешественник Перу да Ковильян (1460—1526).

В числе первых европейцев, побывавших в Лалибэле, был португальский священник Франсишку Альвареш (1465—1540), который сопровождал посла Португалии во время посещения последним Либнэ Дынгыля в 1520-е годы. Его описание этих сооружений заканчивается словами:

Мне наскучило писать ещё об этих зданиях, поскольку мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше … Клянусь Богом, во власти которого пребываю, что всё написанное мной — истинная правда

Священник с крестом в г. Лалибэле

Хотя Рамузо (Ramuso) включил планы ряда этих храмов в своё издание книги Альвареша 1550 года, кто предоставил ему рисунки, неизвестно. Следующим европейцем, о котором известно, что он побывал в Лалибэле, стал Мигель де Кантаньосо, который служил солдатом под командованием Криштована да Гамы и уехал из Эфиопии в 1544 году. После де Кантаньосо прошло более 300 лет, прежде чем очередной европеец, Герхард Рольфс, побывал в Лалибэле где-то между 1865 и 1870 гг.

Согласно «Футух аль-Хабаса» (Futuh al-Habasa) Сихаба ад-Дина Ахмада (Sihab ad-Din Ahmad), Ахмед Гран сжёг один из храмов Лалибэлы во время своего вторжения в Эфиопию. Однако Ричард Панкхерст скептически отнёсся к этому событию, указав, что несмотря на приведённое Сихабом ад-Дином Ахмадом подробное описание монолитной церкви («Она была высечена из горы. Её колонны тоже были вырезаны из горы.» («It was carved out of the mountain. Its pillars were likewise cut from the mountain.»)), упоминается только одна церковь. Панкхерст добавляет, что «чем отличается Лалибэла (как известно всем туристам), это тем, что там находится не одна, а целых 11 каменных церквей или около того — причём все они находятся в двух шагах друг от друга!» Панкхерст также отмечает, что Царские хроники (Royal Chronicles), которые упоминают разорение Ахмадом Гранем этого района в период с июля по сентябрь 1531 года, ничего не говорят о разрушении имамом легендарных церквей этого города. Он завершает свою аргументацию утверждением, что если бы Ахмад Грань сжёг какую-либо церковь в Лалибэле, то, скорее всего, это была бы церковь Бете Медхане Алем, при этом если бы войско мусульман ошиблось или если бы его ввели в заблуждение местные жители, то подожжённой им церковью была бы Ганната Марьям, «в 10 милях восточнее Лалибэлы, у которой также имеется колоннада, высеченная из горы».

Похищение креста

Крест постоянно охраняют двое мужчин. В ночь на 9 марта 1997 один из охранников церкви заболел и ушел домой, а его коллега, прячась от дождя, заснул. Около полуночи жители горного городка Лалибела внезапно проснулись от звуков колокольного звона, разных голосов и выстрелов. Многие сбежались в церковь, где священник обнаружил открытую дверь (которая в это время всегда была закрыта). Зайдя внутрь, на то место, где хранился крест, священник обнаружил, что тот исчез. Полиция арестовала сорок церковных чиновников. Кража стала главной новостью в Эфиопии. Так как допросы не дали никаких результатов, полиция вынуждена была освободить заключенных, один из которых вскоре после этого добровольно вернулся. Он рассказал историю об одном человеке в городке Лалибела, чья дочь болела в течение длительного времени, и который неоднократно призывал священнослужителя принести крест в его дом, надеясь на исцеление дочери. И, наконец, священник признался

9 марта он спрятался в церкви и, как только удостоверился, что внимание охранников ничего не привлекает, взял ценную реликвию. Придя к больной девушке, он приложил к ней крест несколько раз, и благословил её больной организм

После этого отец девушки угостил священника ликером, и последнее, что он помнил в тот день, как вернулся на церковный двор без креста. Два года спустя, в июне 1999 года, продолжительные усилия эфиопской полиции были вознаграждены. Они арестовали несколько антикварных дилеров, и после допроса узнали, что брат больной девочки вывез контрабандой крест из Лалибелы. Он продал его за тысячу эфиопских быр (около 115 долларов США) дилеру в соседнем городе Дези. Последний продал его за неизвестную сумму антикварному дилеру в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. Продавец скрывал крест в течение года, после чего бельгийский коллекционер купил его за 25 000 долларов США.

Выяснилось, что дилер из Аддис-Абебе знал бельгийского коллекционера с 1994 года, но отрицал, что продал крест ему. Эфиопские власти исследовали его банковские транзакции и заблокировали на счету 25000 долларов США. О произошедшем оповестили бельгийские власти. Когда международный курьер пытался вывезти посылку на имя коллекционера, его перехватили сотрудниками таможни в аэропорту Брюсселя города Завентем. Однако, даже несмотря на то, что товарно-сопроводительные документы не были полностью в порядке, им пришлось отпустить его. Из-за отсутствия правовых соглашений между Бельгией и Эфиопии они не смогли ничего сделать.

Посольство Эфиопии в Брюсселе привлекло бельгийского адвоката, который посоветовал начать против коллекционера судебное разбирательство. Обычно такие процессы длятся годами, и было бы тяжело доказать недобросовестность со стороны коллекционера. Вместо этого, адвокат посоветовал попытаться убедить коллекционера вернуть священный крест в Эфиопию. Представитель посольства посетил его, откровенно и по душам поговорил о кресте, и, наконец, бельгиец согласился передать его при условии, что его деньги вернут.


Эфиопские власти согласились и в 2001 году крест передали в Аддис-Абебе. Там посол Бельгии пригласил эфиопских экспертов и членов Эфиопской Православной Церкви, чтобы осмотреть крест. Они подтвердили, что крест был настоящим 800-летним Крестом Лалибелы. Вскоре после этого, бельгийский посол вручил драгоценную вещь эфиопскому правительству.

Храм Йеха

Рекомендовать место

Древний город Аксум был столицей Аксумского государства еще до рождества Христова. Архитектурные памятники, храмы, священные руины могут многое поведать об истории страны. Однако все эти археологические находки, раскрывая исторические аспекты развития государства на территории современной Эфиопии, часто ставят перед исследователями новые вопросы. Одной из таких загадок стал так называемый Храм Луны, расположенный в 80 километрах от Аксума.

Руины храма находятся в древнейшем городе Эфиопии — Йеха. Из всех эфиопских древностей руины храма Йеха производят наибольшее впечатление. Грандиозное квадратное здание из массивных каменных блоков, как предполагают археологи, было построено примерно в VII веке до н.э., и до принятия христианства в стране служило местом поклонения, скорее всего, богу Луны. Такой вывод был сделан учеными, исходя из внешнего сходства этого храма с сабейскими храмами на Аравийском полуострове. Хотя, конечно, точно сказать, что здесь происходило в то время, не может сегодня никто.

Главная особенность храма — удивительное мастерство и совершенство постройки. Материал строительства — песчаник. Огромные блоки сложены особым образом, без использования какого-либо связующего раствора. Это, так называемая, сухая кладка. Местами она разрушилась, пострадало и внутреннее пространство. Идеально правильная геометрия каменных глыб и исключительно точный расчет — одна из причин, по которым это святилище сохранилось до наших дней. Сегодня этот объект привлекает не только историков и археологов со всего мира, но и исследователей-уфологов, которые убеждены, что без внеземного вмешательства невозможно было создать столь совершенное строение.

Дворец царицы Савской

Рекомендовать место

1

1

Долгое время царица Савская считалась выдуманной фигурой. Ныне значительная часть историков склоняется к тому, что это была реальная царица, которая, правда, по их мнению, жила значительно позже, да и совершенно в другом месте — в Йемене. Однако у эфиопов совсем другая точка зрения, и они связывают с именем царицы Савской вполне реальные объекты в Аксуме.

Царица Савская прославилась своей неземной красотой и тем, что, услышав о мудрости Соломона, пришла к нему, чтобы испытать его загадками. Царь Соломон, в свою очередь, был пленен ее женскими чарами. Результатом их любви стало рождение сына Менелика.

По эфиопским обычаям царица носила имя Македа, а Аксум был столицей ее государства. В конце шестидесятых годов Эфиопский институт археологии проводил раскопки в районе Аксума. В результате были найдены руины огромного, искусно построенного здания с отлично сложенными из камней на известковом растворе стенами, глубоким фундаментом и внушительной дренажной системой. В предполагаемом большом тронном зале виден прекрасно сохранившийся пол из каменных плит. Угадываются и несколько лестничных колодцев, которые подразумевали существование, по крайней мере, одного верхнего этажа. Были там и купальни, и хорошо сохранившаяся кухня, в которой находятся две печи из кирпича.

Дальнейшие исследования показали, что сооружение, вероятнее всего, было построено несколько позже времени правления царицы ее сыном Менеликом. А в 2008 году немецкие археологи обнаружили под уже известными развалинами фундамент более старой постройки, которая и была дворцом царицы Савской.

Паломничество к Кресту Лалибелы

В Эфиопии Крест Лалибелы является символом Нового Иерусалима. Ежегодно 26 сентября накануне христианского праздника «Мескель» — Воздвижения Животворящего Креста, на главной площади города с одноименным названием «Мескель Сквеа» происходит чин изнесения и воздвижения Креста для почитательного поклонения  (греч. τιμητικὴν προσκύνησιν) молящихся. Паломники со всех уголков Эфиопии стекаются в Лалибелу, совершают крестный ход, чтобы поцеловать крест. После празднества крест возвращают на место постоянного хранения, в Храм Дома Спасителя. После случая с похищением Креста, священник выносит из храма его только по особым случаям, не выпуская из рук, благословляет и позволяет верующим целовать его.

Могила Короля Базена

Рекомендовать место

1

Могила короля Базена, одного из древних правителей Эфиопии, находится в Аксуме и входит в число самых посещаемых туристических объектов. Гробница вырублена прямо в скальной породе, без всяких украшений, и скорее напоминает вход в подземное царство.

Король Базен был , по одной версии, семнадцатым, по другой- двадцать первым по счету правителем Эфиопии, чья родословная брала начало от царицы Саввской и царя Соломона. По преданиям, рождество Христово произошло в восьмой год его царствования. Эфиопская церковь считает, что он был одним из волхвов, посетивших младенца Иисуса, и передал ему в дар ладан. Вернувшись, правитель сказал: «Мессия родился». Даже если бы это предание было записано на папирусе или пергаменте, вряд ли бы оно дошло до наших дней, скорее, это устная традиция, в которую свято верят и местные священнослужители, и их прихожане. Поэтому могила короля Базена здесь особо чтима. Сегодня один из так называемых «камней Базена» встроен в стену храма Марии Сионской в Аксуме.

Сама гробница — это сводчатое подземное сооружение с большим центральным помещением и несколькими погребальными камерами меньшего размера с обеих сторон от него. Внутри — полная темнота, создающая мистические ощущения. Никаких археологических объектов внутри гробницы не сохранилось,однако возможность прикоснуться к древним камням, ровесникам Христа, постоянно притягивает сюда посетителей.

Археологический музей Аксума

Рекомендовать место

1

1


Аксум считают центром цивилизации и христианства на африканском материке. С начала XX века и по сей день на территории города постоянно ведутся археологические раскопки. Местом демонстрации найденных исторических материалов стал Археологический музей Аксума.

Старинные летописи Эфиопии называют Аксум священным городом, который был столицей этой части страны уже за 200 лет до нашей эры, а аксумская устная история относит появление города к временам библейским. Поэтому неудивителен интерес историков и археологов к этим местам. Многочисленные экспедиции, работавшие здесь, смогли обнаружить артефакты, подтверждающие могущество древнего государства и высокую степень его развития.

В Археологическом музее хранятся письмена, сделанные на сабейском языке и языке гииз, которым более двух с половиной тысяч лет. Здесь же терракотовая посуда, железные и бронзовые предметы, чаши, курительницы, хорошо сохранившиеся монеты. Удивительно, но до наших дней дошли даже достаточно хрупкие украшения из стекла и парфюмерные флаконы с остатками духов. Интересны для посетителей макеты городских построек, дающие представление о застройке древнего Аксума.

Многочисленные экспонаты позволяют делать вывод, что Аксум с давних времен имел хорошо налаженные торговые связи. Об этом свидетельствуют найденные в захоронениях амфоры из Турции и Кипра. Прекрасная коллекция монет с IV по VI век н.э. является подтверждением широко развитой в древнем государстве торговли.

Примечания

  1. UNESCO World Heritage Centre. . unesco.org.
  2. Francisco Alvarez, The Prester John of the Indies translated by C.F. Beckingham and G.W.B. Huntingford (Cambridge: Hakluyt Society, 1961), p. 226. Beckingham и Huntingford добавили приложение, где рассматривается описание Альварешом этих церквей, стр. 526—542.
  3. Перевод на английский отчёта De Castanhoso приведён в книге R.S. Whiteway, The Portuguese Expedition to Ethiopia (London: The Hakluyt Society, 1902), pp. 94-98.
  4. ↑ Sihab ad-Din Ahmad bin ‘Abd al-Qader, Futuh al-Habasa: The conquest of Ethiopia, translated by Paul Lester Stenhouse with annotations by Richard Pankhurst (Hollywood: Tsehai, 2003), pp. 346f.
  5. Sihab ad-Din Ahmad, Futuh al-Hasasa, p. 346 n. 785.
  6. «10 miles east of Lalibela which likewise has a colonnade of pillars cut from the mountain», Sihab ad-Din Ahmad, Futuh al-Hasasa, p. 346n. 786.
  7. „two of them follow, with great fidelity of detail, the tradition represented by Debra Damo as modified at Yemrahana Kristos.“ David Buxton, The Abyssinians (New York: Praeger, 1970), p. 110
  8. Buxton, The Abyssinians, p. 108
  9. «Medieval Houses of God, or Ancient Fortresses?» Archaeology (November/December, 2004), p. 10.
  10. Getachew Mekonnen Hasen, Wollo, Yager Dibab (Addis Ababa: Nigd Matemiya Bet, 1992), p. 24.
  11. Buxton, The Abysssinians, pp. 103f
  12. Mark Jarzombek, «Lalibela and Libanos, the King and the Hydro-Engineer of the 13th Century, » Thresholds, pp. 78-82.
  13. Odiaua, Ishanlosen . . UNESCO. Дата обращения 25 июля 2014.
  14.  (недоступная ссылка). Central Statistical Agency (31 мая 2010). Дата обращения 29 сентября 2016.

Россия

Владимирская область

  • Георгиевский собор — в Гусь-Хрустальном.
  • Георгиевская церковь — в Ильинском Киржачского района.
  • Георгиевский собор — в Юрьеве-Польском.

Калужская область

  • Собор Георгия Победоносца «за верхом» — в Калуге.
  • Церковь Георгия Победоносца «за лавками» — в Калуге.
  • Приход Святого Георгия Великомученика — в Калуге, католический.

Москва и Московская область

  • Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах — в Москве.
  • Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе — в Москве.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове — в Москве.
  • Церковь Георгия Победоносца в Коломенском — в Москве.
  • Церковь Георгия Победоносца в Коломенском — в Москве.
  • Храм Георгия Победоносца в Коптеве — в Москве.
  • Георгиевский храм (Мамоново) — в Ленинском районе Московской области.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца — в Видном.
  • Георгиевская церковь — в Дедовске.
  • Георгиевская церковь — в Егорьевске.
  • Георгиевская церковь — в Ивантеевке.
  • Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца — в Новохаритонове.
  • Собор святого великомученика Георгия Победоносца — в Одинцове.
  • Часовня Георгия Победоносца — в Реутове.
  • Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца — в Химках.

Другие

  • Церковь Святого Георгия (Колбино) — в деревне Колбино.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца (Восход)
  • Церковь Георгия Победоносца (Капустино)
  • Георгиевская церковь (Курган)
  • Церковь Георгия Победоносца (Санкт-Петербург)
  • Церковь Георгия Победоносца (Снежногорск)

История возникновения

Поднявшись на высоту 2600 м над уровнем моря, на склоне горы Абуна-Йосеф, можно увидеть наибольшее чудо этих мест. Прямо в скальной породе высечен из камня целый комплекс церквей. С дороги их не увидеть, купола находятся на уровне земли. Кажется невероятным тот факт, что в XII в нашлись гении инженерной мысли, способные создать такие фантастические сооружения. Просчитано все до сантиметра, расположения колонн, внутри и снаружи, алтарей, украшений. Подведена артезианская вода и система водоотвода, множество лабиринтов и различных святилищ, куда до сих пор нет хода даже большинству священнослужителей.

Требовалось обладать недюжинными познаниями в геологии, что бы находить гигантские цельные пласты в горной породе, без трещин и неоднородностей. Высота построек доходит до 12 метров, и стоят они уже как минимум 800 лет. Свидетельств этого грандиозного строительства до сих пор не нашли. Поэтому история «обросла» мифами и легендами.

Эфиопия в этом плане – загадочная страна. Ученые всего мира пытаются проникнуть в тайны прошлого этих земель. Некоторые археологические находки не проливают свет на события древности, а наоборот, запутывают африкановедов. Например, недалеко от Аксума, бывшей столицы, найдены свидетельства пребывания высшей цивилизации, но их слишком мало, что бы делать какие-то выводы. Считается, что где-то здесь спрятан знаменитый Ковчег Завета. Местные жители утверждают, что он спрятан в одном из подземных гротов Лалибелы.

Тюльпаны «Лалибела»: описание сорта и тонкости его выращивания

Тюльпаны разных сортов являются настоящим украшением любого домашнего сада. Их предпочитают выращивать не только профессиональные цветоводы, но и любители. Тюльпаны гибридного сорта «Лалибела» пользуются особым спросом за свой оригинальный внешний вид и простоту в выращивании. В данной статье более подробно рассмотрим описание и особенности данного сорта, узнаем тонкости его выращивания и ухода.

Описание

Сорт «Лалибела» относится к селекционным, впервые был выведен в Голландии. Тюльпаны этой разновидности имеют крупный бокаловидный бутон, как правило, размером около 10 см. Окрас ровный, насыщенно-красный. Стебель достаточно мощный, в высоту достигает 80 см.

Корневище тюльпанов «Лалибела» хорошо развитое, представлено крупной луковицей, которая служит так называемым резервуаром питательных веществ, которыми подпитывается растение в течение цветения и всей жизни. Листья крупные, имеют насыщенно-зеленый окрас. В обычных условиях цветение наступает в середине весны и продолжается до начала, а иногда и середины июня, все зависит от условий выращивания.

Данный сорт прекрасно переживает небольшие заморозки и ветреную погоду. При резкой смене климатических условий цветок может без труда принять прежнюю форму – его листики не повредятся.

При верном уходе и хороших условиях для жизни в тепличных условиях тюльпаны данного сорта могут расти целый год. Тюльпаны «Лалибела» редко заболевают, они довольно неприхотливы в уходе и их можно без труда размножать самостоятельно путем деления луковиц.

Тонкости выращивания и ухода

Обычно тюльпаны высаживают в осеннее время года, когда температура почвы не превышает 10 градусов. Тюльпаны Lalibela наиболее часто выращивают в тепличных условиях. Там они чувствуют себя лучше всего. Однако, после срезки они могут начать быстро вянуть.

При выращивании тюльпанов в теплице необходимо соблюдать правильный температурный режим и влажность в помещении

Также очень важно, чтобы грунт всегда был увлажнен, но не перелит, в противном случае корневище и сама луковица тюльпана начнет подгнивать

Если сортовые растения высаживаются в обычный грунт, то нужно следить, чтобы на них не попадало палящее солнце, поэтому предпочтительнее выбирать полутеневые участки. При посадке луковицы тюльпанов стоит высаживать на глубину не более 20 см. Такой же интервал должен быть и между самими растениями. Старые луковицы следует выкапывать каждый год. Место выращивания рекомендуется менять раз в 5 лет.

Если растения будут высаживаться в теплицу, то для них рекомендована внешняя температура до +10. Но при этом каждые последующие несколько недель температуру следует повышать до +17-20 градусов, чтобы растение прижилось как можно быстрее. Совсем молодые растения необходимо поливать раз в 8-10 дней или по мере сильного высыхания почвы. Взрослые же растения рекомендуется поливать раз в 2-4 дня.

Возможные заболевания

Как и любые растения, тюльпаны подвержены разного рода заболеваниям и нападению насекомых.

Чтобы цветы не начинали вянуть сразу после срезки, очень важно до этого обрабатывать секатор специальным антисептическим средством. Так, сок, если он будет заражен, не попадет к другим тюльпанам и растениям. Заболевшее растение настоятельно рекомендуется изолировать от всех остальных, а лучше всего выкопать и сжечь

Особенно если оно покрылось белыми или темными пятнами, что может свидетельствовать о грибковой инфекции. Приобретать луковицы тюльпанов следует только у проверенных цветоводов. В противном случае можно приобрести тюльпаны, которые заражены пестролистностью. Лечить их – абсолютно бесполезно дело, как считают многие специалисты. Пролечить грибковые заболевания на тюльпанах можно при помощи специальных фунгицидных средств, которые реализуются в садоводческих магазинах. Но только если грибок совсем не истощил растение. Использовать средства следует согласно инструкции. Что касается избавления от насекомых и различных вредителей, то от них можно избавиться при помощи специальных инсектицидов, которые могут погубить белокрылок, щитовок и иных насекомых, нападающих на растения. Иногда же от насекомых можно готовить настои из трав с использованием древесной золы.

При работе с любыми ядами очень важно соблюдать технику безопасности. Работать следует исключительно в перчатках и в защитной маске

О том, как правильно сажать тюльпанв, рассказано в следующем видео.


Церковь Святого Георгия (Лалибэла)

Цeрковь Святого Гeоргия — наиболee извeстная и послeдняя по врeмeни создания из одиннадцати дрeвних монолитных цeрквeй XIII вeка в городe Лалибэла, Эфиопия. В составe объeкта «Скальныe цeркви в Лалибэлe» являeтся частью Всeмирного наслeдия ЮНEСКО.

Уникальность монолитных цeрквeй Лалибэлы в том, что они нe построeны в прямом смыслe слова, а выкопаны в камeнной толщe красного вулканичeского туфа. Плоская крыша цeркви Святого Гeоргия находится на одном уровнe с повeрхностью зeмли, а двор цeркви прeдставляeт собой котлован глубиной 12 мeтров. Цeрковь составляeт eдиный камeнный монолит с окружающeй скалой. Попасть к eё подножию возможно только чeрeз тоннeль, прокопанный в скалe.

Всeго в Лалибeлe 13 храмов, которыe полностью выкопаны в вулканичeских скалах и соeдинeны тоннeлями. Строитeльство происходило слeдующим образом: прокапывались огромныe траншeи, приблизитeльно глубиной 12 мeтров, внутри которых оставались камeнныe глыбы — «заготовки» для будущих храмов. Потом из этих глыб создавались культовыe сооружeния с колоннами, капитeлями, украшeниями, скульптурами, прорeзями. В рeзультатe получалось цeльноe зданиe, построeнноe бeз eдиного гвоздя или горсти раствора.

Из всeх цeрквeй Храм святого Гeоргия красивee всeх, он находится на нeкотором отдалeнии от других строeний и в планe прeдставляeт из сeбя крeст со сторонами 12 на 12 мeтров, и на столько жe уходит под зeмлю. Лeгeнда гласит, что рeвностному христианину Лалибeлe явился во снe Бог и сказал: «Вырeжи из скал цeркви и здeсь появится новый Иeрусалим». Лалибeла послушался Бога.

Понимая, что потомкам будeт трудно повeрить в то, что столь грандиозную конструкцию под силу создать одному чeловeку, высшee духовeнство подключило к нeму сонм ангeлов в качeствe гeодeзистов, архитeкторов, камeнщиков и подсобников. Сам Лалибeла попал в список святых и получил прозвищe Габрe Маскаль — «Слуга крeста».

Такова лeгeнда, а в рeальной жизни строeния создавались на протяжeнии 25 лeт обычными людьми самыми банальными инструмeнтами — лопатой, ломом, скрeбком. Комплeкс был построeн приблизитeльно в IV вeкe нашeй эры, но имeна строитeлeй нeизвeстны.

Эфиопскиe вeдомства по изучeнию и сохранeнию национального наслeдия в сотрудничeствe с Французским цeнтром эфиопских исслeдований (Centre français d’études éthiopiennes, CFEE) и Национальным институтом прeвeнтивной архeологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP) впeрвыe провeли топографичeскиe измeрeния и составили архeологичeскую карту Лалибэлы. Этот рeлигиозный комплeкс с 1978 года входит в список объeктов Всeмирного наслeдия ЮНEСКО.

Архeологичeский памятник наоборот

Экспeдицию возглавил историк Франсуа-Ксавьe Фовeль (François-Xavier Fauvelle) из CFEE. Он рассказал о сложностях работы с этим памятником: «При пeрвом приближeнии мы имeeм архeологичeский памятник. Но на самом дeлe наша проблeма противоположна архeологичeскому контeксту, так как это мeсто строилось с самой вeрхушки скалы внутрь. Это рeзультат активных и послeдоватeльных дeйствий людeй с цeлью открытия новых цeрквeй, новых зданий. В рeзультатe они стeрли, сгладили внутрeнниe историчeскиe слои. Можно сказать, что это противоположность архeологичeскому памятнику, который, наоборот, послeдоватeльно накапливаeт слои». По словам Фовeля, основной задачeй экспeдиции стало изучeниe внeшнeй части цeрквeй, траншeй, котлованов, эрозионных разрушeний. Топографичeскую съeмку памятника проводил Оливьe Онeзим (Olivier Onézime) из INRAP. Рeзультаты съeмки он наложил на сущeствующиe карты и обнаружил, напримeр, что нeкоторых траншeй ужe нe сущeствуeт, а всe цeркви мeжду собой обязатeльно связаны траншeями-дорогами.

Лечение болезней и вредителей

Нередко на Лалибеле встречается медведка, луковичный клещ, слизни и улитки.

Тюльпан лалибела фото и описание

Для борьбы с вредителями:

  • пользуются инсектицидными средствами;
  • по периметру цветочной клумбы устанавливают ловушки;
  • вблизи цветов высаживают отпугивающие растения, например, бархатцы, горчицу и им подобные.

Сорт восприимчив к основным заболеваниям, характерным для всех луковичных, — серой и корневой гнили, пестролистности. В целях профилактики и для лечения болезней грибковой этиологии пользуются обработками фунгицидными препаратами. При появлении признаков заражения пестролистностью больной экземпляр удаляют во избежание повсеместного распространения вируса.


С этим читают