Колокольня ивана великого московского кремля

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.


Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.


На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад
  • Вперед

Примечания

Комментарии
  1. р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
Источники
  1. , с. 47.
  2. , с. 613.
  3. ↑ , с. 6.
  4. , с. 9.
  5. , с. 286.
  6. , с. 115.
  7. , с. 145.
  8. ↑ , с. 20.
  9. , с. 249.
  10. ↑ , с. 149.
  11. , с. 148.
  12. ↑ , с. 10.
  13. , с. 15.
  14. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е.Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  15. , с. 149.
  16. , с. 33.
  17. ↑ , с. 93.
  18. , с. 151.
  19. , с. 61.
  20. ↑ , с. 42.
  21. , с. 23.
  22. ↑ , с. 117.
  23. , с. 363.
  24. , с. 64.
  25. , с. 316.
  26. , с. 94.
  27. , с. 352.
  28. , с. 38.
  29. , с. 7.
  30. , с. 352—357.
  31. , с. 73.
  32. , с. 39.
  33. , с. 2.
  34. , с. 382—387.
  35. , с. 43.
  36. ↑ , с. 119.
  37. , с. 391.
  38. , с. 156.
  39. ↑ , с. 150.

Архитектура

Второй ярус столба, который условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счёт чего над сводами галереи первого яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба, представляет из себя постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, второго яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъём с первого яруса звона на второй осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства второго яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в которых висели колокола. В центре площадки второго яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его — каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над вторым ярусом звона, как и над первым, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Таким образом, постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счёт полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

.

Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены. Венчающая колокольню золочёная луковичная глава — одна из первых подобных глав на каркасе в русской архитектуре. Крест на главе составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами.

Источники и особенности

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (- годы) . Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

История

Первой увековеченной в памятнике победой, известной в истории Московской Руси, была победа дипломатическая. Читать подробнее…

В 1329 г. на этом месте была построена церковь св. Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы».

Согласно материалам раскопок рубежа XIX–XX вв., опубликованным В. В. Кавельмахером, здание храма повторяло аналогичные более ранние армянские храмы «под колоколы»: оно было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, восточный рукав креста завершался полукруглой апсидой, не выступавшей за контур «восьмерика», во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей.

В 1505 г. старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 году:

Того же лета свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин

В 1532–43 гг. зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти XVII в.

В 1600 u& при царе Борисе Годунове, предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид.

Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их.

В 1635–36 гг. с северной стороны к звоннице была пристроена т. н. Филаретова пристройка, увенчанная шатром (мастер — Бажен Огурцов).

В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

Наполеон

В 1812 г., когда Москва была захвачена французами, колокольня пострадала от мародёров. Здесь находился штаб генерала Лористона и телеграф.

Вид колокольни и звонницы (1805) до взрыва французами Gustav Hoppe, Public Domain

Французы взорвали северные пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии (1819—1819) были восстановлены архитектором Д. Жилярди, но с изменением пропорций и с элементами архитектурного стиля начала XIX в. В 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация колокольни.

Крест

Наполеон приказал снять с колокольни позолоченный крест, но французы не смогли снять крест, и он рухнул на землю. Во время этой операции французским саперам, забравшимся на колокольню, мешала огромная стая ворон, летавших вокруг креста.

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».


Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Ольга Державина

Примечания

Комментарии
  1. р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
Источники
  1. ↑ . Музеи Московского Кремля. Дата обращения 9 ноября 2017.
  2. , с. 47.
  3. , с. 613.
  4. ↑ , с. 6.
  5. , с. 9.
  6. Игорь Коновалов. . Zvon.ru (15 ноября 2017). Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. , с. 286.
  8. , с. 115.
  9. , с. 145.
  10. ↑ , с. 20.
  11. , с. 249.
  12. ↑ , с. 149.
  13. Элла Осиповская. . Вести (17 мая 2009). Дата обращения 13 ноября 2017.
  14. , с. 148.
  15. ↑ , с. 10.
  16. , с. 15.
  17. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е. Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  18. , с. 149.
  19. ↑ . Музеи Московского Кремля. Дата обращения 13 ноября 2017.
  20. , с. 33.
  21. ↑ , с. 93.
  22. , с. 151.
  23. , с. 61.
  24. ↑ , с. 42.
  25. , с. 23.
  26. ↑ , с. 117.
  27. , с. 363.
  28. Андрей Мирошкин.  (недоступная ссылка). Московская перспектива (25 марта 2014). Дата обращения 13 ноября 2017.
  29. , с. 64.
  30. , с. 316.
  31. . Прогулки по Москве. Дата обращения 20 ноября 2017.
  32. . Коммунистическая партия Российской Федерации (9 октября 2012). Дата обращения 1 декабря 2017.
  33. , с. 94.
  34. , с. 352.
  35. , с. 38.
  36. Груцо И. А. (pdf). Музеи России. Дата обращения 15 ноября 2017.
  37. , с. 7.
  38. , с. 352—357.
  39. , с. 73.
  40. , с. 39.
  41. , с. 2.
  42. , с. 382—387.
  43. Лентулов А. В. . Русский авангард. Дата обращения 15 ноября 2017.
  44. ↑ . Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  45. . Дом.Лента.Ру (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  46. Алексей Богомолов. . Комсомольская правда (19 февраля 2011). Дата обращения 20 ноября 2017.
  47. Ольга Богданова. . Татьянин день (23 марта 2012). Дата обращения 15 ноября 2017.
  48. Георгий Олтаржевский. . Известия (15 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  49. . Православие24.РФ. Дата обращения 15 ноября 2017.
  50. Екатерина Болгова. . Комсомольская правда (14 октября 2017). Дата обращения 15 ноября 2017.
  51. Ольга Попова. . Вечерняя Москва (26 сентября 2017). Дата обращения 4 декабря 2017.
  52. , с. 43.
  53. ↑ , с. 119.
  54. Костина И. Д. . Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  55. , с. 391.
  56. , с. 156.
  57. ↑ , с. 150.
  58. Костина И. Д. . Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  59. Костина И. Д. . Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Как строили колокольню

История красивейшего архитектурного ансамбля Московского Кремля началась в далеком 1329 году. Бывший тогда московским князем Иван Калита приказал построить на Боровицком холме храм, в котором, по канонам православного русского зодчества, разместились бы колокола. Церковь возвели после удачной военной кампании в Пскове и освятили в честь Иоанна Лествичника. Богослов из Византии жил на рубеже VI-VII веков и был известен своим трактатом, который описывал ступени добродетели, преодолеваемые христианином на пути к духовному совершенству.


Церковь была небольшой, каменной и ее впервые построили между двумя кремлевскими соборами. Ее диаметр по внешним стенам составлял чуть более восьми метров, а внутреннее пространство имело площадь около 25 кв. м. Храм просуществовал около 170 лет и для него в период княжения Симеона Гордого были отлиты колокола.

В 1505 году началось строительство нового храма. Для разработки проекта и его осуществления был приглашен итальянский зодчий Бон Фрязин. Старую церковь Иоанна Лествичника разобрали, и уже летом 1508 года Соборную площадь украшала новая постройка. Высота колокольни, возведенной в честь Ивана Великого и увенчанной куполом, составляла 60 метров.

Творение итальянца оказалось очень прочным и устойчивым. По городу ходили легенды, что архитектор настолько сильно заглубил фундамент, что он дошел до уровня Москва-реки. В действительности итальянец лишь покрыл дубовые сваи камнем, что обеспечило их сохранность от гниения. Внешний вид колокольни очень напоминал итальянские кампанилы – отдельно стоящие колокольные башни при храмах. Диаметр фундамента звонницы составлял 25 метров, а стены первого яруса были такими внушительными, что их толщина достигала местами пяти метров.

Другие достопримечательности Москвы, Россия

Красная площадь

4 отзыва

Московский Метрополитен

3 отзыва

Храм Василия Блаженного

3 отзыва

Торговый Дом ГУМ

5 отзывов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

4 отзыва

Царицыно Музей-Заповедник

4 отзыва

Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник

Центральный парк культуры и отдыха им. Горького

Стены и башни Московского Кремля

2 отзыва

Воробьевы горы

Алмазный Фонд

Ботанический Сад МГУ

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

Музей космонавтики

2 отзыва

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Мавзолей Ленина

Москвариум

Московский зоопарк

Третьяковская галерея на Крымском валу


С этим читают