Таинственный константинополь: история формирования современного города стамбул

Достопримечательности

Балат вобрал в себя многоликую культуру народов, живших здесь на протяжении веков, потому и его достопримечательности являются святынями для разных людей: иудеев, христиан и мусульман; греков, евреев, болгар и тюрков.


Руины Малого Влахернского дворца (Blakherna Sarayı). Именно от этого византийского дворца, построенного в ⅩⅢ веке для царствующей династии Палеологов происходит название района Балат (palatium — palat — balat). От здания с величественным тронным залом сохранился только трехэтажный арочный фасад. Учитывая повышенный интерес туристов к византийским памятникам, турецкие власти начали его реставрацию.

Константинопольский Патриархат (Fener Rum Ortodoks Patrikhanesi) и Собор Святого Георгия — с 1601 года являющийся резиденцией Вселенского Патриарха.

Церковь Богородицы Паммакаристы ⅩⅡ века с древнейшими фресками и мозаиками, она же с 1590 года — мечеть Фетхие-джами.

Монастырь Хора (Музей Карие) с уникальной архитектурой и мозаиками на библейские сюжеты Ⅺ века.

В монастыре Хора, Emmanuel PARENT

Болгарская церковь Святого Стефана (Stefan Sveti Bulgar Kilisesi). Именно здесь, во время богослужения в 1872 году была провозглашена независимость болгарской церкви. Здание церкви уникально: она полностью сделана из железа. Стальной каркас, стены из листовой жести и другие металлические архитектурные детали общим весом 500 тонн были сделаны на заводе в Австрии и на кораблях доставлены в Константинополь.

Греческий православный лицей (Fener Rum Lisesi (Kırmızı Lise)) — величественное здание в замковом стиле конца ⅩⅨ века с собственной обсерваторией. Для его постройки из французского Марселя доставили целую баржу красного кирпича и гранитной крошки.

Синагога Ахрида (Ahrida (Ohrid) Sinagogu). Самая большая синагога из 12-ти действовавших в Балате. Построена выходцами из Охрида (Македония) в 1472 году. В синагоге, рассчитанной на 500 молящихся, установлена кафедра в форме носа корабля. В память о галерах, на которых прибыли в Стамбул спасенные султаном Баязидом, евреи из Испании.

В районе Балат, кроме исторических памятников, туристы посещают улицу Мердинвенли йокуш (Merdivenli Yokuş Sokağı) — склон с лестницей. Тротуары этой улицы целиком состоят из ступеней, которые сбегают к морю. А вдоль улицы стоят знаменитые цветные домики. Это улица стала любимым местом для фотосъемки.

Посещая Балат, нельзя обойти вниманием знаменитые уличные кафе этого района. Самое знаменитое — кафе Нафталин

Старые вещи, множество интересных мелких деталей интерьера, винтажный дизайн, меню в запечатанных конвертах — создают стиль этого популярного и богемного места.

Кафе Нафталин, Olya Tsopkalo

Византийский Константинополь

Основная статья: История Константинополя

Константинополь в византийскую эпоху

Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, Констандину́полис, или ἡ Πόλις — «Город»), осман. قسطنطينيه‎ , тур. Konstantinopolis, лат. Constantinopolis)— название Стамбула до 1930 года, неофициальное название (офиц. Новый Рим) столицы Римской империи (—), Византийской, или Восточно-Римской империи (— и —), Латинской империи (—) и Османской империи (—).

Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. Стамбул является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.

В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками.

Расположение и климат

Город на Босфоре действительно во многом уникален. Кроме того, что он находится сразу и в Европе, и в Азии, его географическое положение имеет важнейшее значение. Благодаря тому, что Стамбул омывается Мраморным и Черным морями, есть возможность выходить к Средиземному морю.

По-своему особен и местный климат. Он субтропический, но в Стамбуле часто дуют холодные ветры, идущие с севера. Этим и объясняется не слишком жаркая погода. Даже летом температура воздуха выше 35 градусов здесь бывает очень редко. В среднем устанавливается комфортный порог — 27-28 градусов.

Летом в Стамбуле довольно влажно. В целом здесь выпадают осадки больше 120 дней в году. Но всё же город получает свыше 2000 солнечных часов в год.

Зима тоже важная. Минусовых температур практически не бывает. Средняя температура устанавливается в районе 3-5 градусов.

Весна и осень в Стамбуле характеризуются резкими температурными перепадами, но в целом они довольно комфортны.

Дворец Топкапы

Прямо с площади, где находится Айя-София, можно попасть на территорию так называемого дворца Топкапы, однако туда же можно попасть и по другой дороге. Именно так мы туда и попали. Это вход через парк Гюльхане. Парк очень большой, тенистый и в нем можно замечательно передохнуть в будний день. В выходные же там яблоку негде упасть из-за огромного наплыва местных отдыхающих с детьми. Кстати, тут же расположен вход в археологический музей. Направляясь в дворец Топкапы через парк, мимо входа в музей пройти невозможно.

Скажу сразу. Дворец конкретно меня не впечатлил. Но мы были уже крайне уставшие, а он такой огромный, что толком его осмотреть нужен целый день. Кроме того, я видел дворцы круче в разы. О дворце Топкапы создан отдельный рассказ. Вход в дворец, кстати, платный. 25 турецких лир с человека.

На этом позвольте закончить обзорный рассказ о достопримечательностях Стамбула, находящихся в центральной части района Фатих, а район этот, кстати, четко ограничен границами исторического Константинополя.

Другие материалы по этой теме

Начинающий путешественникДмитрий Белкин и компания

Статья создана 18.06.2012

Как добраться

Чтобы добраться в район Балат-Фенер на автобусе, нужно сесть на маршрут № 33ES, 36CE, 44B, 48E, 55T, 99A или 99Y и доехать до остановки Balat. Дальнейший путь к достопримечательностям и колоритным уличным кафе в старых кварталах придется проделать пешком.

Не сложно доехать до Балата с противоположного берега Босфора. Например, от площади Таксим можно ехать на метро линии М2 до станции Haliç, потом нужно пройти пешком до остановки автобусов Haliç Metro İstasyonu и сесть на маршрут № 44В или 36СЕ и доехать до остановки Fener или Balat. Отсюда, от берега бухты Золотой Рог разбегаются по склону узкие улочки по которым можно совершить пешую прогулку в прошлое. Кстати, еще один колоритный район Стамбула, сохранивший старинную архитектуру и дух старого города, расположен на противоположном берегу бухты — это исторический район Каракёй.

Спланировать поездку из любой точки Стамбула в Балат можно с помощью удобного сайта IETT.

Интерактивная карта маршрутов на транспортном сайте города

Улицы Балата на панораме Google

На видео район Балат в Стамбуле

Кухня


В Стамбуле множество гастрономических заведений, которые предлагают меню на любой вкус.  Обязательно стоит отведать блюда турецкой кухни, которая признана одной из самых изысканных в мире. В Турции обычно начинают трапезу с различных закусок. Как правило, это рис, завернутый в виноградные листья, фаршированные томаты и всевозможные салаты.

Традиционными первыми блюдами в Стамбуле считаются овощные супы. Особенно популярны суп Чобра с местным квасом и суп Джаджик с основой из йогурта из свежих огурцов.

В Стамбуле, как и в Турции в целом, обожают мясные блюда, но это не значит, что вегетарианцам здесь нечего есть. В городе много вегетарианских ресторанов. Да и в обычных ресторанах часто присутствует вегетарианское меню.

Так как Стамбул полностью окружен морями, недостатка в морепродуктах здесь нет. Их готовят практически везде. В фешенебельных ресторанах подают омаров, мидии, креветки, кальмаров. В уличных кафе готовят вкуснейшие сэндвичи из рыбы, которые здесь называются Балык Экмек.

Любители мяса обязательно оценят самое популярное турецкое блюдо — кебаб — маленькие кусочки мяса, обжаренные на шампурах — и кефте — мясные шарики с луком.

И, конечно, обязательно стоит побаловать себя настоящими восточным лакомствами — пахлавой, рахат-лукумом, цукатами, щербетом и халвой.

Запивать всё это великолепие можно традиционным турецким чаем или кофе. Из алкогольных напитков в Стамбуле популярны анисовая водка и пиво.

Лучшие гастрономические заведения города на Босфоре расположены в центре, в крупных отелях и торговых центрах. Большинство кафе и ресторанов специализируются на средиземноморской и турецкой кухне, но есть и заведения, в меню которых представлены азиатские, европейские, американские и даже русские блюда.

Качество обслуживания зависит от того, к какой категории относится заведение. В дорогих ресторанах, как правило, сервис на высочайшем уровне. Но заведения попроще тоже стараются никому не уступать.

Цены в ресторанах и кафе Стамбула в целом довольно умеренные и ниже, чем в других европейских курортных центрах.

Дороже всего в Султанахмете, но именно здесь самое большое разнообразие кафе, ресторанов, пиццерий и прочих гастрономических заведений.

Много кафе и ресторанов есть и в Бейоглу. Большинство из них расположились на площади Галатасарай и в Цветочном пассаже.

В Стамбуле можно смело покупать еду даже на улице. Местные жители очень трепетно относятся как к качеству продуктов, из которых готовятся их блюда, так и к чистоте кухни.  Большое обилие уличной еды можно найти на набережной Эминеню и в окрестностях Галатского моста.

Чем заняться и что посетить

Сегодня для приезжего европейца Стамбул больше похож на мусульманский город: практически из любой точки с хорошим обзором можно увидеть несколько минаретов мечетей. Так же и приезжему мусульманину из ортодоксальной исламской страны Стамбул будет казаться современным полухристианским городом. Не говоря уже о значительной иудейской прослойке.

  • Что посмотреть в Стамбуле
  • Экскурсионный автобус в Стамбуле

Не менее плотно, чем религиозные направления, здесь переплелись культурные традиции. Современное европейское светское образование, развлечения, театры и ночные клубы соседствуют с типично азиатским, можно даже сказать — арабским укладом жизни: расписанием дня, регулярными молитвами, кулинарными традициями.

И конечно же, торговля: по степени её интенсивности Стамбул превосходит многие европейские столицы. Огромные потоки грузов и товаров, знаменитый Гранд Базар, целый район, в котором сосредоточены офисы торговых и транспортных компаний, магазины, лавки и лавочки, частные торговцы, опт и розница.

Вся инфраструктура Стамбула располагает к путешествию: в городе огромное количество автобусов, метро, современные трамваи и ненавязчивые таксисты. Очень многие понимают английский, можно даже встретить русскоговорящих иммигрантов. Особенно часто на русскую речь откликаются на рынках и в крупных торговых центрах.

Главные причины съездить в Стамбул — это шоппинг и знакомство с историческими достопримечательностями. И в самом городе это знают, оберегая и ухаживая за памятниками культуры и продавая буквально всё и везде.

Если вы в Стамбуле оказались транзитом с длинной пересадкой с авиакомпанией Turkish Airlines, то можно воспользоваться бесплатной экскурсией по городу.

Кстати, если устанете от экскурсий, то можете денек отдохнуть на одном из пляжей Стамбула.

Достопримечательности

Достопримечательности — это главная приманка для поездки в Стамбул. Их тут просто невероятное количество. Сейчас мы только перечислим наиболее важные из них, а более подробно о каждой есть соответствующая статья на нашем сайте.

Кстати, в отдельной статье мы описали самые лучшие путеводители по Стамбулу, которые есть в продаже.

Итак, в первую очередь в Стамбуле стоит посмотреть следующие достопримечательности:

  • Голубая мечеть,
  • Музей Айя-София (собор Святой Софии),
  • дворец Топкапы,
  • дворец Долмабахче,
  • Галатская башня,
  • Цистерна Базилика.

Также советуем посетить смотровую площадку на небоскрёбе Сапфир.

Кстати, достопримечательности удобно осматривать на экскурсионном автобусе.

  • Достопримечательности,
  • Развлечения,
  • Магазины и шопинг.

Экскурсии в Стамбуле

Плюсы индивидуальных экскурсий очевидны:

небольшая группа (обычно 2-4 человека), и это только ваша компания, без посторонних людей; исключительное внимание русского гида; посещение нетуристических мест; возможность изменения времени или маршрута; советы по выбору кафе, ресторанов и просто общению с местными.

Минус тоже есть — это цена, которая выше стоимости групповых туров. Но впечатления от индивидуального тура обычно более яркие и запоминающиеся.

Читайте описание самых популярных индивидуальных экскурсий по Стамбулу.

Вот самые интересные индивидуальные экскурсии по Стамбулу:

Эта экскурсия подойдет тем, кто впервые в Стамбуле и кому хочется за 1 день охватить все основные достопримечательности города. Восьмичасовой пеший тур позволит посетить Собор Святой Софии, мечеть Султанахмет, Гюльхане парк, подземное водохранилище, Гранд базар и многие другие исторические объекты. Немного передохнуть во время экскурсии позволить морская прогулка по Босфору.


Эта экскурсия для туристов, обожающих пешие прогулки — пройти по городу придется около 12 километров. В финале путешествия гид угостит вас чашечкой настоящего турецкого кофе и подскажет, где приобрести турецкие сладости.

Необычная пешеходная экскурсия для 1-4 человек по азиатской части Стамбула. Она для тех, кто хочет увидеть настандартный Стамбул и увидеть места, которых нет в путеводителе. По пути гид предложит продегустировать настоящий турецкий кофе и сладости.

Пешая озорная прогулка по азиатской и европейской части города удивит погружением в повседневную жизнь местных жителей. Гид поделится актуальной информацией о современном Стамбуле и интересными историческими фактами. В ходе экскурсии туристов ждет поездка на пароме через Босфор, турецкий кофе на крыше старинного особняка и множество других сюрпризов.

Транспорт

Стамбул никогда не стоит на месте. По улицам ежеминутно курсируют такси, автобусы и трамваи. Беспрерывно работают метро, паромы и фуникулеры. Общественный транспорт Стамбула только за один день используют 5 миллионов человек.

Самый распространенный, но далеко не самый удобный вид транспорта — это автобусы.  Они всегда переполнены. Ездить на работу и обратно в часы пик с открытыми дверями для турков – весьма повседневное дело. Но туристам не рекомендуется садиться в переполненные автобусы, поскольку достаточно легко уехать не туда, куда надо. Остановки не сообщаются по громкой связи, они только висят на табличках на бортах, поэтому если не знать, где именно надо выйти, можно заблудиться.

Автобусы в Стамбуле бывают двух типов — муниципальные, окрашенные в красный или зелёный цвет, и частные — голубые или оранжевые. Для совершения поездки на муниципальном автобусе необходимо предварительно купить проездную карту за 6 лир (82 рубля). Одна поездка стоит в среднем 2, 5 лир (35 рублей). Для пополнения проездных нужно будет найти специальный киоск или автомат. В частных автобусах платят наличными водителю.

Метро Стамбула также пользуется большим спросом. Оно имеет пять линий. Зелёная объединяет районы Бейоглу и Сарыер. Красная связывает аэропорт Ататюрка и Аксарай. Голубая соединяет Киразлы и Бешакшехир. Розовая проходит между Кадыкей и Картал. А коричневая — между Левент и Румели Хисарусту.

Метро в Стамбуле работает с шести утра до полуночи. Стоимость проездного — 5 лир (68 руб).

Самые удобный вид транспорта для передвижения по городу — такси. По сравнению с другими туристическими центрами, они в Стамбуле довольны дешёвые. Заказать машину удобно из отеля, ресторана или любого другого места. Можно также легко остановить такси на улице.

В Стамбуле в каждом такси есть счётчик, но иногда водители предпочитают его не включать, чтобы поездка обошлась пассажиру дороже

Поэтому после посадки нужно обратить внимание на то, работает ли счетчик

Стоимость поездки по Стамбулу рассчитывается по ставке 2,95 лир (40 рублей) за посадку и 1,85 (25 рублей) за 1 километр пути. Ночью стоимость проезда выше на 50%.

Кроме обычных такси, в Стамбуле есть и маршрутные, которые называются долмуши. Передвигаться на них гораздо удобнее, чем на автобусе, а поездка обойдется дешевле, чем на обычном такси. Долмуши бывают двух типов — жёлтые, которые перевозят на близкие расстояния, и бежевые, совершающие длительные маршруты. Стоимость проезда обычно не превышает 5 лир (68 рублей).

Еще один вид общественного транспорта в Стамбуле — подземные фуникулеры. Это своего рода метро, но гораздо меньше. Здесь лишь два вагона и соединяют они станции Бейоглу и Каракей, причал Кабаташ и площадь Таксим. Стоимость проезда на фуникулере — 5 лир (68 рублей).

Для тех, кто желает совместить приятное с полезным, действует специальный туристический фуникулер. Он доставляет канатной дорогой от мечети Эйюп Султан к смотровой площадке.

Трамвайная линия в Стамбуле протягивается на 14 км. Данным видом транспорта можно воспользоваться, чтобы осмотреть все основные достопримечательности. Трамваи делают 24 остановки и, выйдя на любой из них, можно обнаружить что-то интересное.

Кроме обычных трамваев, есть и туристические – «ностальгические». Это старые вагончики, путь которых проходит между площадями Тюнель и Таксим, вокзалом Кадыкей и районом Мода.

Электрички в Стамбуле ездят по двум маршрутам. Первый из них охватывает европейскую часть города, второй — азиатскую. Отправление каждый день в 7:00, а последняя остановка – в 23:00. Стоимость проездного – 5 лир (68 рублей).

Ещё один способ совместить приятное с полезным — воспользоваться паромами, курсирующими между европейской и азиатской частями города. Всего лишь за 20 минут и 5 лир они доставят к пункту назначения. При этом весь путь можно лицезреть прекрасные пейзажи.

В Стамбуле множество компаний, предоставляющих автомобили в аренду. Но из-за сумасшедшего трафика лишь немногие туристы пользуются их услугами, считая, что вместо того, чтобы постоянно стоять в пробках, причем рискуя заблудиться на запутанных дорогах, лучше воспользоваться общественным транспортом. К тому же в городе очень мало парковок.

А вот для осмотра достопримечательностей пригорода аренда авто — отличная идея. Стоимость услуги зависит от времени, на которое арендуется машина, и ее марки. В среднем аренда автомобиля эконом класса стоит от 150 лир (2000 рублей).

Дворец Топкапы

Построенный Мехметом Завоевателем в XV веке, этот славный дворец на берегу Босфора стал резиденцией для многих поколений султанов Османской империи, которые управляли отсюда своими владениями вплоть до XIX века. Огромный дворцовый комплекс предлагает всем желающим взглянуть на ослепительную исламскую архитектуру с роскошными внутренними дворами, выложенными узорчатой плиткой, и множеством искусно расписанных комнат, окруженных неприступными стенами.

Наиболее популярными местами можно считать гарем (где содержались королевские наложницы и дети султана), Второй Двор, в котором вы сможете прогуляться по огромным дворцовым кухням и с насладиться великолепием интерьера зала для заседаний министров; и Третий Двор, в котором султаны проводили свой досуг.

В Третьем Дворе также хранится впечатляющая коллекция реликвий Пророка Мухаммеда (если точнее, в Павильоне Священной мантии и святых реликвий). В Палате Казны вы увидите королевские сокровища, от блеска которых вам захочется прищурить глаза. Чтобы полностью обойти дворец Топкапы и осмотреть все его достопримечательности, вам понадобится как минимум полдня.

Адрес: Cankurtaran Mahallesi, Topkapı Sarayı Müzesi, Фатих/Стамбул, Турция.

Как назывался Стамбул?

Первое имя Стамбула — Византий. Город с таким названием основали греческие колонисты, основали в 7 веке до нашей эры. Получается, что городу уже как минимум больше 2800 лет от роду. В 330 году уже нашей эры, император Константин перенес сюда столицу из Рима и попытался назвать город Новым Римом, но прижилось название Константинополь. Интересно, что официально город продолжал называться Константинополем, даже после завоевания его турками.

Колонна Константина, установлена в честь основания Константинополя

После распада Римской империи на восточную и западную, Константинополь стал во второй раз столицей, столицей Восточной римской империи.

А после падения Рима под натиском вестготов, Константинополь целых 250 лет считался самым большим городом в мире по количеству населения, около 800 тысяч человек проживали здесь. Местные жители часто называли его просто Город, да с большой буквы.

В 537 году был построен собор Святой Софии, который более 1000 лет оставался самым большим христианским храмом в мире и 900 лет самым крупным зданием в мире (до строительства дуомо во Флоренции), если не считать, конечно, пирамид в Египте.

После завоевания Константинополя крестоносцами «в рамках» Четвертого Крестового похода (интересно, что крестоносцы брали город приступом дважды, а после второго раза сильно его разграбили и разрушили, ограбили даже собор Святой Софии, сняли даже «чудотворные» ворота оббитые серебром) Константинополь в третий раз стал столицей «империи», которая теперь называлась Латинской империей.

Акведук Валентина, работал трубопроводом до 19 века

Правда империя была уже несколько… карликовой. Да еще и рядом из осколков былого величия вдруг возникло еще две «империи» Трапезунская и Никейская. Впрочем, средневековье на дворе и раздробленность обычное дело. Империя из двух городов с окрестностями, это нормально.

Через 60 лет византийцы отвоевали город у крестоносцев, но былого величия Константинополю было уже не вернуть.

В 1453 году турки сумели таки (пытались и раньше) взять штурмом Константинополь, применив современную артиллерию и старый трюк князя Олега с кораблями поставленными на колеса, чтобы обойти знаменитую цепь перегораживающую бухту Золотой Рог.


С этого времени Константинополь становится центром новой империи, османской. Христианство заменяет ислам, но город  все так же живет и здравствует. Всего через сотню лет город расцветает с новой силой.

Большинство мечетей и дворцов, которыми сейчас принято любоваться, и на фоне которых делать счастливые фото, были построено в 15-16 веках (Мечети Сулеймание, Фатих, Шехзаде, Баязит, Гранд базар, дворец Топкапы и много чего еще).

Мечеть Шехзаде, одна из самых красивый в Стамбуле

Всего через 100 лет после падения Константинополя, его население достигло 500 тысяч человек, почти как в старые добрые времена. Вместе с турками уживаются генуэзцы, греки, армяне, евреи. Пока Европа отвыкала от Средневековья, Константинополь (да все еще Константинополь) рос и богател. А империя в это время воевала со всеми соседями.

В 17-м веке султан Ахмет Первый не выигравший ни одного крупного сражения Голубую мечеть, чтобы умилостивить Аллаха.

В 19 веке Стамбул/Константинополь становится все более европейским городом, появляются мосты (первый вариант Галатского моста), трамваи и пароходы. В моду даже входит французский язык. Султанской резиденцией становится дворец вполне европейского типа, но восточной роскоши – Долмабахче.

Галатский мост, современный вид

А в 1923 Турция становится республикой, а Стамбул перестает быть столицей. А в 1930 году Константинополь становится Стамбулом официально. До этого во всех официальных документах город назывался Константинополем. А местные часто называли его… Город.

Сегодня, Стамбул больше не столица, но это крупнейший город Турции населением почти 14 миллионов человек, огромным количеством достопримечательностей, многонациональным населением, двумя аэропортами, сетью трамваев и метро и главное уникальным колоритом, ни то восточным, ни то западным (если посмотреть на город с восточной стороны Босфора) но все таким же привлекательным для путешественников со всего мира.

История Стамбула. Турецкая республика.

В дальнейшем череда правлений неспособных к управлению страной султанов еще больше ослабили империю. Тем не менее были и исключения: например Селим III и Махмуд II. В XIX в. политические реформы Танзимат, начатые Махмудом II и продолженные Абдул-Меджидом, несколько модернизировали страну, но этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить султанат, и в 1922 г. он был упразднен. Последний правитель из османской династии, Мехмед VI, был вынужден уехать из Турции, а президентом новой Турецкой Республики стал Мустафа Кемаль Ататюрк. Он же перенес столицу республики в Анкару и переименовал Константинополь в Стамбул.

Транспорт

Транспорт в Стамбуле развит очень хорошо, к вашим услугам: метро, автобусы, трамваи, долмуши (маршрутки), такси, электрички, паромы и фуникулеры. В городе на большинстве видов транспорта действует единая электронная карта Istanbulkart. В сравнении с разовыми билетами, она позволяет существенно экономить на проезде. Каждое последующее ее использование в течение 2 часов снижает стандартный тариф c 3,5 до 1,2 лир (3-5 пересадки).

Ниже мы опишем транспорт вкратце, так как подробно о нём имеется отдельная статья.

1. Автобусы и долмуши.

Сеть автобусных маршрутов в Стамбуле хорошо развита, доехать легко в любую точку города.

Долмуши (маршрутки) хорошая альтернатива автобусам, ходят по разным популярным направлениям. Стоят немного дороже, ходят чаще и быстрее. Стоимость проезда различается, оплата наличными.

2. Метробус.

Метробус — нечто среднее между автобусом и метро. Рейсы выполняют обычные автобусы, но они минуют стамбульские пробки, поскольку имеют собственную полосу на шоссе. Маршрут связывает азиатскую и европейские части и уходит далеко за аэропорт имени Ататюрка.

Читайте подробнее о метробусе.

3. Метро, трамвай и фуникулеры.

Метро в Стамбуле очень популярный вид транспорт. Маршрутная сеть состоит из 6 веток с 89 станциями, большие усилия вкладываются в расширении. В планах довести метро до нового аэропорта (2021 год) и аэропорта Сабиха (2020 год).

На текущий момент метро состоит из 6 линий: M1, M2, M3, M6 расположены в европейской части; M4 и M5 — азиатской.

Трамваи двух типов: туристические, которые имеют исторические вагоны и обычные городские. Некоторые станции подземные.

Фуникулеры имеют три линии: Каракёй — Бейоглу, Кабаташ — Таксим, Сейрантепе — Вадистанбул.

4. Мармарай.

Мармарай — линия пригородной электрички, используемая в качестве городского транспорта. Похожа по функционалу на метро и трамваи. Главное преимущество для пассажиров — удобная возможность перемещаться между европейской и азиатской частями Стамбула.

В марте 2019 года полностью запущена. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор.

Подробнее про Мармарай.

5. Водный транспорт.

В Стамбуле хорошо развит водный транспорт, главный из которых — паромы между причалами Золотого Рога, Босфорского пролива и Принцевых островов. Их функция сугубо практичная, удовлетворяющая спрос в первую очередь местных жителей — разгрузить плотный траффик в часы пик. К услугам туристов также широко предлагаются поездки по Босфору и Золотому Рогу на различных прогулочных лодках и катерах.

6. Аренда авто.

Прокаты автомобилей есть в аэропортах Стамбула и в самом городе. Арендовать понравившийся транспорт, можно как по прилету, так и заранее. В последнем случае существенно сэкономите время, да и выбор у вас будет побольше. Учитывайте, что в Стамбуле плотный траффик и особенно в час пик серьезные пробки.

Более подробно об аренде машин.

7. Такси.

Безусловно на такси всего удобнее перемещаться по Стамбулу, но отнюдь не всегда быстрее из-за пробок, чем, например, на метро. Поэтому не рекомендуем его брать на длинные расстояния в рабочие дни, особенно в час пик.


С этим читают