Капитолийский холм, сомнительная древность реликвий

Основание

Прогрессивная для своего времени идея создания публичного музея принадлежала папе Сиксту IV(Papa Sisto IV), который в 1471 г. решил сделать искусство доступным не только для аристократии, но и для всех граждан Рима.


Для демонстрации первых экспонатов глава Ватикана выбрал из личной коллекции, хранившейся в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), бронзовые античные изваяния, которые символично напоминали о величии Древнего Рима – фрагменты статуи императора Константина I Великого, скульптуру «Мальчик, вынимающий занозу» (Cosiddetto Spinario) и Капитолийскую волчицу (Lupa Capitalino).

Место для обозрения первой небольшой коллекции было выбрано очень символично – на вершине главного из семи холмов Рима – Капитолийского (Monte Capitolin). Он являлся религиозным центром Вечного города, на котором в древности стоял Храм Юпитера – величайшее святилище римлян, а позже располагались римские государственные архивы (Табуларий) и Республиканский монетный двор. Остатки древних зданий можно увидеть внутри Капитолийских музеев и рядом под открытым небом.

В XII в. особую значимость холму придал возведённый на нём Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio), известный ещё как Капитолий, ставший местом заседания римского сената – главного органа управления государством.

Античные скульптуры, переданные в дар городу Сикстом IV, демонстрировались несколько десятилетий прямо под открытым небом, на фасаде и во дворе Палаццо консерваторов (Palazzo dei Conservatori), и только через некоторое время были помещены в его залы.

Палатин

Палатин является основным в Риме и расположен в центральной части всей системы римских возвышенностей. Это первый из семи холмов, который начали заселять люди.

Легенда о холме Палатин

Именно на Палатине был основан Вечный Город. К подножию этого холма, водами реки Тибр прибило корзинку с двумя младенцами-близнецами – Ромулом и Ремом – будущими основателями Рима. Их нашла и вскормила волчица. Позже, именно на этом холме Ромул убил своего брата в 753 году до н.э. Эта дата считается годом основания Рима.

Вид с Колизея на холм Палатин. Автор фото: Karelj.

История Палатина

  • Изначально местные жители пасли на холме домашних животных, а первые пастушьи селения здесь возникли приблизительно в 1000 году до нашей эры. Затем, на этом месте пастухи совершали жертвоприношения, почитая культ богини Палес. В ее честь и назвали холм.
  • В середине 8 века до н. э. Ромул окружил холм большой стеной с двумя вратами. Здесь римские императоры и знатные особы возводили здесь свои дворцы и храмы. Каждый император хотел построить свой дворец больше и роскошней. Такие здания назывались домусы.
  • После варварского нашествия в 4-5 веках, центральный холм города опустел, практически зарос травой. В средневековье Палатин использовался как каменоломня. Из руин античных строений сооружались замки, церкви и статуи.
  • В 16 веке при папе Павле ІІІ холм понемногу начал возрождаться.
  • Сейчас Палатин – это большой археологический заповедник. С этого холма можно увидеть прекрасную панораму Римского форума и Колизея. Возле дворца Флавия, в монастыре, сейчас размещен музей Палатина, где выставляются скульптуры, орудия труда и различные объекты древности.

Римский форум. Автор фото: Olena Yaremko IGotoWorld Photo Group.

Совет

Палатин известен прекрасными Фарнезианскими садами с цитрусовыми деревьями, поэтому, прогуливаясь по холму (в северной части Палатина) и рассматривая достопримечательности, обратите внимание на сам сад. Ориентиром может служить дворец Тиберия

Сады являются частью Римского форума и других построек исторического сердца Рима.

Чтобы доехать до Римского форума, можно воспользоваться метро, выйти на станции Colosseo, линия В.

Достопримечательности Палатина:

  • Стадион Домициана – 1 век н.э., сейчас используется для выставок современного искусства.
  • Дворец Августов – построен в 1 веке до н.э., резиденция императоров с сохранившимися фресками.
  • Дом Ливии, супруги императора Августа, очень хорошо сохранились настенные рисунки с изображением мифических существ, фруктов и цветов.
  • Дворец Септия Севера, одно из последних строений Палатина, большая доля здания скрыта под землей, так что можно увидеть лишь арочные галереи.
  • Храм Аполлона.
  • Дворец Августинов.
  • Дворец Флавиев, в котором размещались базилика, зал Юпитера, тронный и колонный залы с фонтаном. Также, над фундаментом здания сохранился криптопортик.
  • Музей Антиквариум – здесь собраны скульптуры и древности, которые были найдены во время археологических исследований.
  • Колизей, или же амфитеатр Флавиев, – основан в 72 году. Расположен у Палатинского холма и Эсквилина.

Автор фото: Olena Yaremko IGotoWorld Photo Group.

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Даже тот, кто никогда не ступал на площадь Капитолия в Риме, но хотя бы раз держал в руках горсть мелких европейских монет, наверняка видел этот орнаментальный рисунок, растиражированный на 50-ти центах чеканки 2002 года.Версия, объясняющая начертанный Микеланджело проект оформления брусчатки Капитолийской площади, впервые была предложена венгерским историком и экспертом жизни художника Шарлем де Толнеем (Sharles de Tolnay). Именно она получила дальнейшее развитие в работах американского историка по архитектуре эпохи Возрождения Джеймса Акермана. Искусствоведы отмечали, что идея рисунка площади связана, очевидно, с Овальным камнем – одним из важнейших религиозных символов всех древних восточных цивилизаций. Он использовался для обозначения Центра мироздания.

Это интересно!

Omphalos – резной камень овальной формы, найденный при археологических раскопках храма Аполлона древнегреческого города Дельфы на склонах горы Парнас. Храм Аполлона являлся наиболее значимым в языческой культуре, а его святилище – Omphalos считался центром Мира, пупом Земли.

Изображения таких овальных камней, иссеченных ромбическим орнаментом, часто встречаются на древнеримских монетах. Также они были обнаружены и на фресках в Помпеях. На Римских форумах, возле Арки Септимия Севера и Храма Конкордии, когда-то находился римский эквивалент греческого Omphalos – Umbilicus Urbis Romae, то есть Пуп Города Рима. Частично сохранившийся артефакт, возведенный в республиканскую эпоху и сложенный из камня, покрытого белым мрамором, и сегодня можно видеть на своем прежнем месте.

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

Где остановиться в центре Рима

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.


На протяжении нескольких сотен лет никто не осмеливался воплотить оригинальный проект Микеланджело. Лишь в 1940 году итальянский архитектор и искусствовед Антонио Муньос (1884-1960), занимавший пост Главного инспектора области Лацио в сфере античности и изящных искусств с 1928 по 1944гг., на основе гравюры 1567г. воспроизвел гениальный замысел художника. Единственным противоречием воссозданного шедевра является размещение в центре Капитолийской площади конной статуи на пьедестале, установки которой так не хотел Микеланджело. Он считал, что это снижает значение его замысла, выражаемого латинской фразой «Romae Caput Mundi» – Рим столица Мира!!!

Автор статьи: 39rim.ru

Предыдущая статья

Самые знаменитые женщины Рима

Следующая статья

Чего не стоит делать в Риме: 10 ценных советов путешественникам

Достопримечательности

Капитолий в Риме притягивает путешественников своими достопримечательностями, среди которых:

  • Лестница Кардоната. Это одна из трех лестниц, по которым можно подняться на возвышенность.
  • Капитолийская площадь. Она располагается на вершине холма, являясь его центром. По ее периметру построены другие достопримечательности Рима.
  • Конная статуя императора Марка Аврелия, в свою очередь, возвышается посередине площади.
  • Символ города – Волчица, символизирующая правосудие. Раньше она находилась на улице, неподалеку от входа в Палаццо Консерватори, однако, была перенесена внутрь сооружения. До того как эта статуя была найдена, в Капитолии стояла клетка с живой волчицей.

  • Дворец Сенаторов. Какое-то время этот архитектурный памятник служил хранилищем, однако, сейчас в его стенах находится мэрия Рима. Именно из-за этого попасть можно не во все помещения.
  • Дворец Консерваторов получил свое название из-за того, что в нем когда-то проходили заседания сенаторов и судей. Их как раз звали корсерваторами. Сейчас здание служит музеем, в котором можно найти бюсты, фрески. Известна и Пинакотека, где выставляются полотна величайших художников.
  • Палаццо Нуово – самый молодой архитектурный памятник ансамбля. Он точь-в-точь воспроизводит Дворец Консерваторов. Здесь хранятся античные скульптуры.
  • Базилика Санта-Мария ин Арачели построена на том месте, где когда-то возвышался храм Юноны Монеты. Здесь хранится чудодейственная скульптура Иисуса в младенчестве.

Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)

У подножья Арачели, между лестницей к базилике и стеной Витториано, ютятся никем обычно не замечаемые развалины – это остатки древнеримской инсулы, одного из тех многоэтажных домов, какими начала зарастать в I веке столица Империи. Инсула Арачели — развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме. На сегодняшний день эта инсула, датируемая II веком, считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на территории античной Римской империи.

Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)

На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами.

Инсула Арачели, первый этаж

Над ними были по меньшей мере ещё 3 этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился. Судя по толщине стен и описанию Тацита, инсула имела, возможно, ещё по крайней мере 2 этажа из деревянных конструкций. От фасада, украшенного аркадами, сохранились лишь две арки. На втором этаже располагались 2 большие квартиры по 200 кв. м площадью. Зажиточные слои населения снимали комфортабельные квартиры на первых этажах. Верхние этажи этих домов занимали в основном бедняки. От римских инсул пошла принятая в Европе нумерация этажей, когда нежилой первый этаж считался нулевым, а нумерация начиналась с жилых этажей.

Инсула Арачели, фреска

Вот так незаметно мы поднялись и спустились с Капитолийского холма, идём дальше — к площади Венеции и памятнику Виктору Эммануилу II.

Капитолий. Страницы истории

Хотя люди облюбовали Капитолий задолго до основания Рима, центром политической, общественной и религиозной жизни он стал именно после этого. Защищать поселение на возвышенности было намного проще, чем в низменности. Тем более, по довольно крутым склонам холма взобраться можно было только с одной стороны. Но город разрастался, и вскоре люди населили не только склоны, а и близлежащие равнины. Во времена античности здесь располагался древнейший Капитолийский храм , посвящённый Капитолийской триаде: Минерве, Юпитеру и Юноне Монете. Причём возведён он был на месте, так называемого, старого Капитолия, святилища сабин, перенесённого сюда с холма Квиринале. Освящение нового храма состоялось в 509 году до н. э., а роль религиозного центра республиканского и имперского Рима исполнял он до VI века. Правда, не в том виде, в котором был изначально построен. В 60-е годы до н. э. Квинт Лутаций Катул заново отстроил сгоревшее два десятилетия назад святилище.

Разделялся Капитолийский храм на три целы: центральная посвящалась Юпитеру, правая Минерве, а левая Юноне. Каждое божество имело здесь собственный алтарь, а крышу здания украшал терракотовый Юпитер на квадриге. Переоценить значение Капитолийского храма, а вместе с ним и всего Капитолия для древних римлян сложно. Здесь приносили свои жертвы магистраты, чеканились монеты, собирался сенат и даже хранился архив. Для многих поколений римлян этот храм символизировал власть, силу и бессмертие основанного Ромулом города.

Распад империи привёл к запустению и разрушению античного храма. Но место на вершине холма, всё же, не пустовало никогда. При первой же возможности греческие монахи построили здесь монастырь, но уже в IX их сменили францисканцы, соорудившие из античных обломков новую католическую церковь. Это была базилика Санта-Мария-ин-Арачели . В силу своего центрального местоположения довольно быстро церковь стала одним из самых популярных мест в Риме. В эпоху Средневековья в ней проходили народные собрания. И именно с её площадки на восстание против баронов поднимал по легенде народ Кола ди Риенца. Правда, имеет предание и «нестыковки»: лестница со 122-мя ступенями с верхней площадки которой он якобы произносил свою пламенную речь была построена где-то через год.

Связано с лестницей и ещё одно поверье. Желающие сорвать куш в лотерею в полночь должны подняться по ней на коленях, вознося молитвы к Богородице и считая все увиденные предметы. Насколько трудна эта задача понять просто, достаточно подняться по ступенькам днём традиционным способом. Но сделать это стоит, хотя бы ради хранящегося в первой правой капелле полотна Пинтуриккьо «Житие святого Бернардина Сиенского», фресок Помаранчо, золочёного резного потолка, мозаики с Мадонной XIII века и деревянной фигурки младенца Иисуса, исцеляющего от всех болезней.

Редкий путник замечает развалины у подножья Арачели. Это всё, что осталось от античной инсулы , – прообраза современного отеля. Такими многоэтажными домами массово застроили Рим в I веке, хотя первые здания появились ещё в III веке до н. э. Квартиры в инсулах сдавались внаём, причём верхние этажи обычно занимали бедняки, а в более комфортных нижних комнатах селились зажиточные граждане. Конечно, античная комфортабельность – понятие относительное, но канализация и водоснабжение на первых этажах, всё же, были. Большинство комнат имели плохое освещение и не отапливались, из-за нарушения строительных норм инсулы часто рушились на головы постояльцам, а из-за деревянных перекрытий и малых расстояний между домами пожары иногда уничтожали целые кварталы. При всём при этом столичные хозяева инсул не стеснялись брать немалую плату за свои «апартаменты», тогда как в провинции же условия проживания были лучше, а запросы владельцев – скромнее.

С другой стороны холма начинается подъём на Капитолийскую площадь. Именно её современные римляне гордо именуют Капитолием. В Средние века вершину Капитолийского холма занимали дворцы, в которых заседали правители. В 1536 году посетить Рим собирался последний официально коронованный римский император Карл V Габсбург, и Папа Римский Павел III поручил Микеланджело отреставрировать площадь на вершине холма.

Виминал

Виминал (49 м) известен термами (банями) Диоклетиана, построенными в 3 в. н. э. Вместимость терм составляла 3,5 тыс человек.

На территории терм, помимо непосредственно бань, находились сады, фонтаны, цирюльни, таверны, меняльные лавки, библиотека, даже амфитеатр.

Термы исправно функционировали вплоть до 6 в. н. э., пока римский водопровод не разрушили варвары.

  • В 1563 г. центральный зал терм был реконструирован и превращен в базилику Санта-Марии-дельи-Анджели. В 1889 г. другие помещения терм были переданы Национальному Римскому Музею, где можно любоваться обширной коллекцией античных монет, древнегреческими и раннехристианскими саркофагами и скульптурами, например, знаменитым «Дискоболом».

Билет обойдется в 18 евро, действителен 3 дня, дает право на посещение и руин терм, и музея. Чтобы не томиться в очередях, билеты можно забронировать заранее (с наценкой в 2 евро).

Открыто каждый день (кроме пн.) с 9 до 19.45.

Базилика Санта-Марии открыта каждый день с 7 до 18, вход бесплатный.

Как добраться: метро, станция «Республика» (Repubblica), далее выйти на одноименную площадь.

Часто задаваемые вопросы о Капитолийских музеях

Можно ли посетить Капитолийские музеи бесплатно?

Капитолийские музеи гостям города , поскольку они входят в систему муниципальных музеев Рима, свободный вход в которые предусмотрен только для жителей столицы при предъявлении документа, подтверждающего место проживания.

Сколько стоит билет в Капитолийские музеи?

Цена обычного билета в Капитолийские музеи составляет 11,50 евро, но так как в его залах на постоянной основе проводятся те или иные выставки, то его стоимость практически всегда немного выше и отличается от номинальной. В случае проведения выставок, не упомянутых на момент приобретения билета онлайн, потребуется дополнительная оплата в кассе музея. Покупка билета онлайн позволяет миновать очередь в кассу – на входном контроле достаточно предъявить его распечатку.

Где находятся Капитолийские музеи?

Капитолийские музеи расположены на Площади Кампидольо в Риме, в непосредственной близости от Палаццо Венеция и монумента Витториано.

Автор статьи: 39rim.ru

Предыдущая статья

Древний Стадион Домициана на Пьяцца Навона

Следующая статья

Чампино: из аэропорта в Рим на автобусе

Квиринал

Один из самых высоких холмов Рима, Квиринал, назвали в честь сабинянского бога Квирина, который решал конфликты миром.

Легенда о Квиринале

Согласно легенде, римский император Ромул пригласил сабинян к себе в дом и опоил на праздничном пиршестве, а затем похитил их женщин, чтобы те родили воинам правителя наследников. Через некоторое время король сабинян Тит Таций пошел войной на римлян и одержал победу, но сабинянки вышли навстречу сабинянам с детьми, рожденными от римских воинов, и уговорили враждующих правителей заключить мирное соглашение.

В результате, Ромул и Тит вместе правили Римом. В память о том, что женщины спасли город, Ромул предоставил им больше прав и различных привилегий, а также учредил посвященный этим событиям праздник – Матурналий.

История Квиринала

В 16 веке Квиринал заселили церковные правители. Для них в 1573 году начали строить Квиринальский дворец, который закончили возводить через 200 лет. Именно здесь судили Галилея. В 1808 году, когда Наполеон завоевал Италию, он обустроил в здании тюрьму. В 1814 году, Папа Пий VII вернул дворец в собственность церкви. С 1947 года во дворце находится резиденция итальянского президента.

Достопримечательности Квиринала:

  • Квиринальский дворец с одиннадцатью залами.
  • Фонтан Наяд, построен в 1870 году и украшен четырьмя нимфами.
  • Площадь Квиринале с фонтаном и мраморными статуями Диоскуров.
  • Квиринальские (Папские) конюшни.
  • Четыре фонтана, создан в конце 16 века, олицетворяет Арно,Тибр, Юнону и Диану.
  • Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале.
  • Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо.

Квиринальский дворец. Автор фото: Adrian Pingstone.

История

До наших дней дошло множество интересных фактов, связанных с историей этого места. Так, еще в V в. до н.э. возвышенность украсил знаменитый Капитолийский храм, возведенный в честь Юноны Монеты, Юпитера и богини Минервы. Многие постройки храмового комплекса с течением времени подверглись полному разрушению, некоторые были сожжены варварами, а еще часть постоянно перестраивалась, меняя с каждой реконструкцией свое предназначение. В конце концов, Капитолийская площадь утратила свое значение и пришла в упадок.

Своему второму рождению Капитолийский холм обязан испанскому императору Священной Римской империи Карлу V, прибывшему сюда в 1536 году. На то время город был резиденцией Папы Павла III, который не хотел показывать императору знаменитый Капитолий в таком обветшалом состоянии. Разработку проекта реконструкции храма поручили придворному архитектору и художнику Микеланджело Буонарроти, но, к сожалению, смерть не дала ему самостоятельно воплотить в реальность все идеи. Дело продолжили его многочисленные ученики, и работа над Капитолием окончательно завершилась только в 1654 году.

Площадь

Создав площадь Капитолия в Риме трапециевидной формы, и обрамив её с трёх сторон фасадами дворцов, великий архитектор выразил понимание оптического восприятия архитектуры и раскрыл площадь к пространству города.

В центре площади – древняя бронзовая статуя императора и философа Марка Аврелия: в величавом безмолвии герой и правитель, разумом подчинивший себе мир, победоносно скачет вперёд. Подобные статуи наполняли всю огромную империю, но были уничтожены рьяными католиками как часть языческого культа.

Сохранилась только эта одна, потому что философа приняли за императора Константина, который открыл двери империи перед христианством. В этом есть не то божественная справедливость, не то божественный юмор. «Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг – быть добрым», – как неожиданно близки эти слова Марка Аврелия учению Христа.

Какое недоумение вызывал этот мудрый правитель, неохотно шедший в Колизей, и отвлечённо рассматривавший документы в самый пик кровавых зрелищ.

Именно в таком виде вы можете сейчас видеть одну из величайших центральных площадей в истории архитектуры.

Холм Капитолий в Риме — описание, достопримечательности

Маленький, да удаленький. Не смотря всего лишь на 46 метров высоты, он стал одним из любимых мест не только туристов, но и местного населения. Среди семи римских холмов Капитолий собрал целый комплекс достопримечательностей. Это и красивые сооружения, и роскошные церкви, и оригинальные скульптуры, и впечатляющие остатки древних цивилизаций.

Оказаться на Капитолии можно тремя способами.

  • Первый – это всем известная Центральная лестница работы Микеланджело. Ее украшают скульптуры мраморных львов, статуи императоров Константина и Константина II, трофеи Марио. В самом верху расположены статуи Диоскуров с лошадьми, которые привезли сюда в 16 веке во время обнаружения их при раскопках Помпеи.
  • Еще одна лестница расположена справа от Центральной и состоит из 122 ступенек. Поднявшись по ней, вы окажетесь у базилики Санта-Мария-ин-Арачеле.
  • Немного дальше находится еще одно неприметное место, где можно подняться на вершину холма.

Неподалеку от Капитолийской лестницы можно увидеть статую Кола ди Риенца, которую установили в 19 столетии на том месте, где его убили. Это был известный итальянский политический деятель, благодаря которому в 1347 году была установлена Римская республика.

В самом центре Капитолия находится статуя императора и философа Марка Авре

лия. Это работа неизвестного скульптора 2 столетия. Она сохранилась благодаря тому, что ее приняли за облик Константина, когда уничтожали все языческие идолы. Сначала она стояла на Римском форуме, позже – в Латерано, и только в 16 столетии по приказу Папы Павла III ее перенесли на сегодняшнее место. Здесь она располагалась до 2005 года, а потом ее перенесли в Капитолийский музей, а на улице сейчас стоит ее копия.


Стоит отметить еще одно местное «чудо» — Дворец Сенаторов. Он украшен изящной двойной лестницей. В одной из ниш находится статуя богини Минервы, а перед ней раскинулся фонтан. С обеих сторон от богини расположены две фигуры, которые символизируют реки Нил и Тибр. Они были перенесены на Капитолий с Квиринала. Вверху дворца можно увидеть колокольню 1580 года, высота которой составляет 35 метров. Обратная стена дворца – это славная стена Табуляриев.

Особого внимания заслуживает церковь Санта-Мария-ин-Арачели, которая стала одной из первых христианских храмов в Древнем Риме. Легенда гласит, что здесь находится самый старый алтарь, который соорудили еще до того, когда родился Христос. Вы скажете, что это невозможно? Читайте дальше. Императору Августу явилось видение безумно красивой девушки с младенцем на руках, и этот ребенок был сыном Бога. Император был очень впечатлен этим событием и приказал построить на месте своей опочивальни алтарь.

В 8 столетии здесь оборудовали монастырь, а в 12 установили амвон. Базилика состоит из 3 нефов, которые разделены между собой белыми мраморными колоннами. В главном алтаре можно увидеть безумно красивую скульптуру Мадонны с младенцем. Кроме того, здесь хранится деревянная статуя Святого Младенца.

Левее от этой церкви расположена площадь Венеции, в центре которой установлен монумент Виктору Эммануилу II. Чтобы соорудить эту памятку были разрушены:

  • башня Павла III,
  • монастырь Арачели,
  • кварталы эпохи Ренессанса
  • и дворец Торлония.

Можно услышать, как эту достопримечательность называют «свадебным пирогом» и «печатной машинкой». Статуя короля возвышается на 30 метром, рядом сооружены другие фонтаны и скульптуры. Немного позже здесь добавили памятник солдату Первой мировой войны. Зайдя внутрь этого монумента, вы окажетесь в музей Рисорджименто.

В западной части площади Капитолия находится палаццо Венеции, построен Пьетро Барбо. Здесь находились посольства Австрии, Венеции, с балкона этого здания выступал Муссолини, здесь устраивали парады, демонстрации и сборы. Здесь тоже находится музей Капитолия с работами Бернини.

Обязательно прогуляйтесь по Серебряной улице, которая тянется от Форума Цезаря и называется так потому, что здесь раньше ремесленники устанавливали свои лавки и продавали серебряные украшения и посуду.

Среди всей роскоши и богатства есть еще одно весьма интересное здание – Мамертинская тюрьма. Это самая старая тюрьма Рима, сооружена в 7 столетии до нашей эры. В свое время в ней был наземный и подземный уровни. В 16 столетии над тюрьмой возвели церковь Сан-Джузеппе. Сегодня в этом помещении оборудован музей, который работает ежедневно с 9.00 до 19.00. Билет стоит 10 евро. За 40 минут вам проведут незабываемую экскурсию в историю Капитолийского холма.

3-й холм Капитолий (Campidoglio)

Сегодняшний центр вечного города является самым пологим из семи холмов. Во времена античного Рима здесь стояли только храмы. Храм Юпитера, в котором хранились снятые с побежденных царей доспехи и храм покровителя молодежи Бога Ювентуса. Самым главным был храм, посвященный тройке главных богов — Зевсу, Юноне и Минерве. Именно этому холму принадлежит знаменитая римская легенда о гусях, спасших город.

Долгое время, после падения Рима Капитолий лежал в руинах и только в начале 13 века здесь построили два главных дворца — дворец сенаторов и дворец консерваторов.

Дворец сенаторов сегодня занимает мэрия города. Дворец консерваторов — первый музей наших времен, который был открыт для публики в 1471 году, или его еще называют Капитолийский музей. Здесь хранится символ Рима — знаменитая римская волчица, вскормившая братьев Ромула и Рэма. Здание напротив – Новый дворец – точная копия дворца Консерваторов. Коллекция музея открыта с 17 века, а основным экспонатом является оригинал бронзовой статуи Марка Аврелия 176 г. н.э. Его увеличенная в два раза копия венчает центр площади Капитолия.

В 1536 году Микеланджело начал работу над крупнейшим заказом Папы Павла III.   Он сотворил настоящее чудо, первый целостный архитектурный ансамбль в Европе. К центральной площади ведет лестница Кордоната (Cordonata), у подножия которой стоят две статуи египетских львов из черного гранита. Балюстраду украшают шикарные мраморные статуи Диоскуров — легендарных близнецов Кастора и Поллукса. Рядом находятся статуи императора Константина и его сына Константа, а по краям — два античных столба с Аппиевой дороги.

Посетить Капитолийский холм можно бесплатно, а вот за вход в музеи придется заплатить. Все три дворца входят в состав Капитолийского музея и доступны по единому билету.

Цена билета: 15 евро, льготный — 13 евро.

Время работы: со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.

Посетить Капитолийские музеи можно в рамках автобусного тура по музеям Рима. Это очень удобный формат для туристов, увлеченных культурой и искусством: не нужно каждый раз стоять в очередях, осматривать залы можно в собственном темпе и не заботиться о транспорте.

Билеты в Капитолийские музеи

Посещение самого старого в мире комплекса публичных музеев, основанных Сикстом IV в 1471 г., является неотъемлемой частью знакомства с Вечным городом. Однако, к превеликому сожалению туристов, их нельзя посетить бесплатно в первое воскресенье месяца – они входят в систему муниципальных музеев Рима, бесплатный вход в которые предусмотрен только для жителей столицы при предъявлении документа, подтверждающего место проживания. Цена обычного билета в Капитолийские музеи составляет 11,50 евро, но так как в его залах на постоянной основе проводятся те или иные выставки, то его стоимость практически всегда немного выше и отличается от номинальной. В случае проведения выставок, не упомянутых на момент приобретения билета онлайн, потребуется дополнительная оплата в кассе музея. Покупка билета онлайн позволяет миновать очередь в кассу – на входном контроле достаточно предъявить его распечатку.

Капитолий

Невзирая на незначительную высоту и не очень обширную территорию, он по праву считают сердцем Древнего Рима, так как именно эта часть города считалась центром политической и религиозной жизни этого древнего государства. В те далекие времена на территории возвышались храмы, в которых поклонялись древнеримским богам: Юпитеру, Юноне и Минерве, а также Юноне Монете. За многие века своего существования большинство храмовых сооружений пришли в негодность. Поэтому в XVI веке полуразрушенный архитектурный комплекс Капитолия принялись перестраивать.

Проектированием многих известных архитектурных сооружений этой части Рима занимался знаменитый Микеланджело. По его проекту была создана мраморная лестница, по обеим сторонам которой были установлены конные скульптуры мифических братьев-близнецов Кастора и Поллукса, поражающие своей красотой посетителей этих мест и в наши дни. Микеланджело потрудился на славу, создавая неповторимый образ Капитолийской площади и проектируя великолепные дворцы Палаццо Нуово и Дворец Консерваторов, а также фасад Дворца сенаторов, возведенный на месте пришедшего в негодность древнеримского государственного архива. Большинство посетителей холма стремятся полюбоваться изваянием богини Минервы, украшающей фонтан и возвышающейся перед Дворцом сенаторов.

Гости спешат побывать во Дворце Консерваторов, чтобы своими глазами увидеть громадные изваяния головы и руки Константина – фрагменты огромной 12-метровой скульптуры этого императора. В центре возвышается копия скульптуры известного римского императора Марка Аврелия, созданная еще в 176 году неизвестным мастером. Это произведение удивительным образом избежало разрушения в те смутные времена, когда без разбору уничтожали языческих идолов, поскольку скульптуру Марка Аврелия банально перепутали с изваянием Константина. А оригинал этой легендарной статуи бережно хранят в Капитолийском музее.

Во Дворце можно увидеть символ Рима – бронзовую статую легендарной Капитолийской волчицы, вскормившей основателей Вечного Города братьев Ромула и Рема. Посетители картинной галереи не останутся равнодушными перед полотнами знаменитых итальянских художников. Если подняться вверх по еще одной довольно крутой лестнице, можно очутиться у базилики Санта-Мария-ин-Арачели. Роскошное убранство ее внутренних помещений никого не оставит равнодушным. Недалеко от базилики находится смотровая площадка и кафе, посетители которого не только любуются открывающимися отсюда великолепными видами города, но и не упускают возможности покормить чаек. Пернатые завсегдатаи кафе с удовольствием позируют перед камерами и лакомятся предложенными туристами вкусностями.


С этим читают