Церкви и храмы ярославля

Музей-заповедник «Ростовский кремль»

В 60 километрах находится старинный город Ростов Великий, прославленный уникальным белокаменным архитектурным ансамблем. Главной достопримечательностью города является государственный музей-заповедник — «Ростовский кремль». Это популярное среди туристов место овеяно атмосферой тысячелетней истории древнего русского царства. Территория и палаты заповедника служили площадками для съёмок легендарной советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию».


За мощными крепостными стенами Ростовского кремля расположились величественные храмы, звонницы, палаты и хозяйственные постройки. Возведение архитектурного комплекса началось во второй половине XVII века по велению митрополита Ярославского Ионы Сысоевича. Внутреннее пространство кремля заполнено тремя зонами: архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. В центре комплекса расположился пруд, на берегу которого можно посидеть на лавочке, любуясь историческими строениями.

Высокие церкви с изысканными массивными куполами и уникальными фресками производят благодатное впечатление на посетителей кремля. Крытые арочные переходы на фоне колокольных мелодичных перезвонов не оставят никого равнодушными. Жемчужиной музея-заповедника является Успенский собор, поражающий туристов своими монументальными размерами. Его высота составляет около 60 метров. Сооружение увенчано пятью серебристыми главами. Закомары, аркатурный пояс и пилястры придают храму особую выразительность и торжественность.

Церковь Иоанна Предтечи

В одном из районов рядом с заводскими постройками возвышается уникальный памятник русского зодчества XVII века — церковь Иоанна Предтечи. Это единственный в России храм, увенчанный пятнадцатью зелёными главами разных размеров. Изображение церкви можно увидеть на оборотной стороне купюры достоинством в 1000 рублей. Собор, возведённый из красного кирпича, обильно декорирован затейливыми фигурными орнаментами и многочисленными изразцами.

Фасад поражает воображение своими узорами, выполненными из кирпичных деталей. С трёх сторон храм обрамлён крытыми одноэтажными галереями, входом в которые служит высокое крыльцо. Интерьер церкви ничем не уступает превосходному внешнему виду. Роспись внутреннего убранства изумляет красотой и разнообразием библейских сюжетов. Потолки, стены и столпы расписаны живописными фресками. В интерьере сохранились иконостасы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Церковь Иоанна Предтечи открыта для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:00.

История храма

Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.

К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.

Богоявленский храм с ночной подсветкой

А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.

В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.

Храм в 19 столетии

Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.

В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.

Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д

В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.

Богоявленская церковь. Фрагмент

Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.

Какие храмы можно посмотреть в 2020 году

Как видно из предыдущего материала, храмов, сохранившихся в Ярославле, довольно много. Но для туристического одно-двух-дневного осмотра наиболее интересными являются наиболее древние храмовые сооружения.

Прежде всего, это Спасо-Преображенский собор 16 века, церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и Богоявленская, относящиеся к 17 веку. Все данные храмы являются сегодня филиалами Ярославского музея-заповедника и доступны для внутреннего осмотра только в летний период – с мая по октябрь

Фрагмент росписи Спасского собора. 16 век

Поэтому туристам, прибывшим в город в зимний период, т.е. с октября по май, можно посоветовать посещение действующих старинных храмов, коих в городе тоже не мало.

На территории бывшего Рубленого города, т.е. Ярославского кремля, можно посмотреть новый Успенский собор

При прогулках по Которосльной набережной туристы обращают внимание на храмы Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела, Николы Мокрого. Очень живописна Петропавловская церковь, расположенная в одноименном парке.

Много интересных храмов находится с противоположной, правой стороны Которосли, где кроме Церкви Иоанна Предтечи расположен и Храмовый Комплекс в Коровниках, и знаменитая Тугова гора с Пятницким храмом.

Увидеть все храмы за одноразовое посещение Ярославля, конечно, невозможно. Поэтому, собираясь посетить основные храмовые достопримечательности Ярославля, выбирайте наиболее интересные и красивые архитектурные объекты. Заранее знакомьтесь с их историей и архитектурными особенностями, это поможет лучше воспринять все их многовековое очарование и самобытность.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Церковь Ильи Пророка

Рекомендовать место

15

4


Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.

Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.

Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.

Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.

Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.

Координаты: 57.62685600,39.89432800

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля.

Адрес: Советская пл., 7, Ярославль, Ярославская обл., Россия

Храм Спаса Нерукотворного Образа


Рекомендовать место

11

1

Церковь Нерукотворного Образа Спасителя была построена в Ярославле в 1779 году на средства местных прихожан. Она достаточно прочная, так как возведена из камня. Неподалеку от храма расположен родник с кристально чистой лечебной водой. Ежегодно в праздники иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Крещения Господня здесь совершается чин освящения воды. При обители действует воскресная школа для взрослых и детей, а также имеется небольшая библиотека, в которой проводятся собеседования с теми, кто желает принять великое Таинство Крещения.

В 1941 году во время правления советской власти храм был закрыт. По рассказам старожилов, иконы были сняты со стен и сожжены прямо внутри церкви. Храм возвратили Русской Православной Епархии лишь в 1990 году. В это же время здесь начали проводить восстановительные работы. Первый настоятель Церкви Нерукотворного Образа Спасителя был назначен 20 октября 1991 года. Сразу же после этого в храме стали совершаться богослужения, которые проводятся и до сих пор практически ежедневно.

Внутреннее оформление храма

Ввиду того, что храм был сооружен бесстолпным, его внутренний объем кажется более свободным и просторным. Лишенное купольного свода потолочное перекрытие усиливает это ощущение, так же как и наличие девяти больших оконных проемов.

Внутри церкви расположено три престола. Основной престол является посвящением Богоявлению или Крещению Господне. Престол, находящийся в южном приделе, служившем также и теплой зимней церковью, сооружен в память о Преподобном Дм. Прилуцком. В наше время он переосвящен в честь ярославских князей — Василия и Константина. Находящийся в северном приделе престол посвящен Страшному суду.

Все стены храма расписаны ярославскими мастерами, работой которых руководили, как считается, местные «бригадиры» Д.Плеханов и Ф.Игнатьев. Роспись сводов отличает монументальный размах и интенсивный цветовой колорит.

Фрагменты стеновой росписи

Богатейшим расписным ковром смотрятся храмовые стены, сохранившие насыщенный красочный колорит иконописных и растительно-декоративных фресок. Наиболее часто здесь встречаются оттенки золотистого, голубого и красного цветов. А расписанные стены в основном иллюстрируют жизнеописание Христа на основе Евангелие. Около 100 сюжетов показывают ключевые моменты жизни и страданий Иисуса, начинаясь известной проповедью Иоанна Крестителя и заканчиваясь событием Тайной вечери.

Крест Голгофы над иконостасом

Сдержанность тематического иконописного повествования выделяет эту церковь из других ярославских храмов. Но, как и в других храмах, стеновая роспись расположена ярусами – здесь их девять. Верхние шесть ярусов — тематически-сюжетные – идут полосами шириной от одного до двух метров. Далее следует традиционный растительный орнамент, после которого идет полоса храмовой летописи, заканчивающаяся полотенчатым подзором. Оконные откосы выполняют здесь роль столпов. Они посвящены жизнеописанию апостолов.

Сомкнутый потолочный свод основного храма четко разделен на четыре части, соответственно четырехскатному кровельному покрытию. Образующиеся таким образом треугольники содержат крупные иллюстративные картины евангельских празднеств: Воскресение, Вознесение и Успение. Центральное место отведено Предвечернему совету с изображением Христа и Саваофа, Троицы и Богоматери, Иоанны Предтечи и Голгофского креста, задающего центральную ось иконостасу.

Роспись потолочного свода

Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия и являет собой пример модного тогда украинского барокко. Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале 19 века нижний ярус иконостаса был переделан.

Иконостас

Святынями храма является список «Неупиваемой чаши». Также особо почитаются частицы мощей и иконы святых Пантелеймона и Матроны Московской, Николая Угодника, Ярославских Василия и Константина, и т.д.

История

Успенский собор в начале XX века

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

Ансамбль шестистолпного Успенского собора с высокой шатровой колокольней был буквально повторён в первые годы XVIII века в зажиточном селе Великом под Ярославлем

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Апсидная сторона собора незадолго до сноса.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.


Интерьер Успенского собора на фото И. Ф. Барщевского, 1881

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы — в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

Пятый собор

Следующий храм, сооруженный в начале 70-х годов 17 столетия, имел форму византийского куба, который венчало пять крупных глав. Внутренние храмовые стены в этот же период были расписаны, и эта роспись сохранялась довольно долго.

Успенский собор, постройки 17 века

В дальнейшем этот собор несколько раз перестраивался, что связано с присвоением ему статуса кафедрального. Появлялись дополнительно пристроенные помещения. Расширялся храм за счет западной паперти, и за счет теплой церкви с Константино-Васильевским престолом, которая впоследствии объединяется с основным храмовым сооружением и т.д.

Ансамбль Ярославского кремля в конце 19 века

В 30-е годы 19 века старая, шатрового вида колокольня была заменена на новую, 70-метровую с арочным проездом, возведенную архитектором А.Мельниковым. А в 40-х годах соборные купола становятся золотыми. Это были первые в Ярославле купола, которые подверглись золотому покрытию.

Золотые купола собора

К началу 20 столетия собор имел прекрасный иконостас, состоящий из пяти ярусов, многочисленные редкие иконы в драгоценных окладах, престолы Успенский и Владимирский и т.д. В соборе имелись погребения известнейших архиепископов.

В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, когда практически уже был разрушен близлежащий Демидовский лицей, очень сильно пострадал и сам собор. Именно он был последним укрытием и оплотом восставших, сражающихся в нем до конца.

Разрушения после Ярославского восстания

Впоследствии руины Лицея разобрали, а собор после изъятия сокровищ церковной ризницы и небольшого ремонта стал функционировать как Биржа труда, затем как пошивочная мастерская, а впоследствии как зернохранилище.

В 1937 году это храмовое сооружение 17 века по идеологическим соображениям уничтожается при помощи взрывов. Колокольню разобрали еще в 1929 году. Вместо бывшего храма для культурного отдыха советских трудящихся разбивается территория городского Парка.

Памятник Петру и Февронии

Бронзовый памятник святых Петра и Февронии, являющихся небесными покровителями семьи и любви, украшает Первомайский бульвар. Памятник был торжественно установлен в 2009 году.Неподалёку от изваяния супружеской четы Муромских находится центральный Дворец бракосочетания. Молодожёны после официальной свадебной части церемонии росписи первым делом приходят к монументу, чтобы поклониться святым.

Скульптурная композиция представляет собой трёхметровые образы, обращённые вполоборота друг к другу. В ладонях у них сидит пара голубей, что символизирует мир и согласие

Обращает на себя внимание детализация бронзовых складок и украшений одеяний фигур, а также выражения лиц супругов. Возле памятника раскинулась красивая цветочная клумба

Храм Параскевы Пятницы (Ярославль)

Храм Параскевы Пятницы города Ярославля относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ярославскому центральному благочинию Русской Православной церкви.

Храм построен и освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1747 г. Приделы построены и освящены в 1868 году. Колокольня храма над входом построена в 1868 году. Приделы храма и колокольня были построены на средства старосты храма — купца Александра Димитриевича Топленинова. Храм был закрыт в 1931 году. Последняя служба состоялась 1 июля 1931 года. В этом же году сброшены колокола и снят купол с крестом. В храме был размещен соляной склад, а затем общежитие. В 1956 году была разобрана колокольня.

Храм был передан Русской Православной Церкви в 1995 г. Настоятелем храма назначен иерей Александр Зайцев. Первая служба состоялась 14 октября 1995 года. В 1996 году восстановлены купол храма с крестом, церковная ограда. В 2000 году восстановлен резной иконостас главного алтаря. В 2007 году построена новая колокольня храма. 12 сентября 2007 года состоялось великое освящение всех трех престолов храма. Совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Правый придел святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел преподобной Пелагеи и блаженной Матроны Московской.

Адрес: Россия, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая улица, 5

Телефон: +7(4852) 72 00 64

Волжская набережная

Непременный атрибут всех прибрежных городов – набережная, именуемая Волжской, есть и в Ярославле. Её история началась в 18 веке, когда всем монастырям было дано указание – собрать камень для укрепления береговой линии города. За 70 лет удалось сделать лишь небольшой отрезок, и только в 30-х годах 19 в. были проведены масштабные работы по обустройству набережной вдоль города.

Сейчас это радующее своей ландшафтно-архитектурной красотой глаз прогулочное место, которым город может заслуженно гордиться. Роскошная липовая аллея выложена узорной плиткой, изысканная чугунная решётка отделяет зелёный берег от пешеходов. Высокая изящная ротонда с 6-ю колоннами, с которой можно любоваться неотразимым видом матушки Волги, украшает ограждение. Площадь набережной увенчана великолепным фонтаном, яркими газонами и зелёными лужайками. Здесь любят бывать туристы и жители города.

Спасо-Преображенский монастырь XVII век.

После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо». Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров. Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом. Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря. В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.


С этим читают