Греческая церковь: виды церкви, история образования, греческое православие

Содержание

Выбор сделан

Источники «Известий» в церковных кругах канонической Украинской православной церкви уверены, что сегодняшние события не принципиально изменят религиозную ситуацию в стране. Почти за 30 лет церковного раскола большая часть верующих свой выбор сделала, и признание новых структур со стороны Элладской церкви мало что может изменить. Вместе с тем они не исключили вероятности, что под давлением Константинополя по пути Эллады могут пойти и другие православные церкви, где весьма сильно влияние греческого духовенства. Это Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская православные церкви. И тогда это может привести к усилению раскола в мировом православии.


греческая церковь

Священнослужители Украинской православной церкви

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Напомним, что РПЦ не признает Православную церковь Украины, а дарование ей томоса (документа о признании самостоятельной церковью) Константинопольским патриархатом расценивает как нарушение канонов. Последствием предоставления автокефалии УПЦ стал разрыв отношений между РПЦ и Фанаром.

Справка «Известий»

Константинопольский патриарх передал главе ПЦУ томос об автокефалии 6 января этого года.

Решение Константинополя было неоднозначно воспринято в православном мире. Сербская православная церковь одной из первых заявила о непризнании легализации раскола на Украине. Польская церковь выступила против предоставления автокефалии тем, кто отступил от церкви и при этом был лишен священнического рукоположения. В Албанской церкви считают, что при принятии решения по Украине следовало учесть мнение УПЦ Московского патриархата, так как это крупнейшая религиозная структура в стране. Поддержку канонической церкви выразили Православная церковь Чешских земель и Словакии и Православная церковь в Америке.

К переговорам и поиску согласия, в том числе в рамках возможного созыва всеправославного собора или совещания в связи с предоставлением томоса ПЦУ, призывали Александрийская и Антиохийская церкви. Румынская церковь указала на неканонический характер «объединительного собора» в Киеве, в результате которого образовалась ПЦУ. В Кипрской церкви отмечают, что в результате создания ПЦУ не было достигнуто врачевание раскола. О выработке своей позиции по этой проблеме заявляли представители Грузинской и Болгарской церквей.

Примечания

  1. Demetrios J. Constantelos Understanding the Greek Orthodox Church, Holy Cross Orthodox Press 3rd edition (March 28, 2005)
  2. L. Rushton Doves and magpies: village women in the Greek Orthodox Church Women’s religious experience, Croom Helm, 1983
  3. Paul Yuzyk The Ukrainian Greek Orthodox Church of Canada, 1918—1951, University of Ottawa Press, 1981
  4. Demetrios J. Constantelos The Greek Orthodox Church: faith, history, and practice, Seabury Press, 1967.
  5. Daniel B. Wallace: . Zondervan, 1997.
  6. Robert H. Stein: . Westminster John Knox Press, 1994.
  7. . — «the only remaining issues between the two sides concern the extent to which minority members should have equal rights with the rest of the Albanian citizens as well as issues of property and ecclesiastical autonomy for the Greek Orthodox Church of Albania.».
  8. Presveia (U.S.). Grapheio Typou kai Plerophorion, Published by Foto Olympic, 1995
  9. Assembly of Captive European Nations 1956, ACEN (Organization), 1956
  10. The National encyclopedia, Volume 1, Henry Suzzallo, William Waite Beardsley P.F. Collier & Son Co. 1932
  11. Edwin Pears, The destruction of the Greek Empire and the story of the capture of Constantinople by the Turks, Haskell House, 1968
  12. Millar, Fergus. A Greek Roman Empire : power and belief under Theodosius II (408-450) (англ.). — University of California Press (англ.)русск., 2006. — P. 279 pages. — ISBN 0520247035.
  13. Tanner, Norman P. The Councils of the Church. — ISBN 0824519043.
  14. The Byzantine legacy in the Orthodox Church by John Meyendorff — 1982
  15. Hugh Wybrew, The Orthodox liturgy: the development of the eucharistic liturgy in the Byzantine rite — 1990
  16. The Christian Churches of the East, Vol. II: Churches Not in Communion with Rome by Donald Attwater — 1962
  17. Meyendorff, J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. — 1987.
  18. Hussey, Joan M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. — 1990.
  19. Vlasto, A. P. Entry of Slavs Christendom. — 1970.
  20. Andreĭ Lazarov Pantev, Bŭlgarska istorii︠a︡ v evropeĭski kontekst. — 2000.

Леон

Рака с мощами святителя Исидора

В Леоне непременно нужно попасть в Colegiata de los Reyes – увидеть романские фрески, в частности, те, что изображают персонифицированные месяцы, каждый со своим сезонным делом и занятием. Рядом находится базилика, где с 1063 г. в Леоне пребывают мощи святителя Исидора Севильского. Святитель Исидор – безусловно, самая крупная фигура испанской патристики. После кончины старшего брата Леандра Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи).

Святитель Исидор, как и его старший брат, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 году. Святитель скончался 4 апреля 636 г.; согласно мозарабскому «календарю Рецемунда», память святителя совершалась в этот же день.

Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мозарабских календарей X века, его имя встречается во французском «мартирологии Усуарда» середины IX века, литаниях Псалтири Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IX-XI веков. Данте помещает Исидора в Эмпирей – на десятое небо.

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке.

Кафедральный собор святого Мины (Крит)

Собор святого Мины был построен в 1862-1895 годах, один из главных соборов Ираклиона на острове Крит в Греции. Храмявляется одним из самых больших на территории Греции, вмещает до 8 тысяч человек. Относится к Ираклионской архиепископии Критской Православной Церкви, Константинопольский патриархат. Греческое название — Αγιος Μηνας Ηρακλειο Κρητης.

Первоначальная небольшая церковь святого Мины была построена в 1735 году и была кафедральным собором митрополитов Крита сразу в период турецкой оккупации острова (в настоящее время церковь находится слева от главного входа в большой собор).

История повествует о событии, произошедшем на Пасху 1826 года, когда толпа турок-мусульман направлялась к церкви, чтобы разгромить христианский храм и расправиться с верующими. Появившийся конный офицер по имени Аян Ага (Ayan Agha) разогнал толпу заговорщиков, но греки-христиане восприняли это как чудесное вмешательство в происходящее святого Мины, после чего святой был объявлен покровителем Ираклиона. В своей книге «Άγιος Μηνάς» (1939) Георгиос Силламианакис утверждает, что святого Мину почитали в Ираклионе не только христиане, но и мусульмане.

Адрес: Αγιος Μηνας Ηρακλειο Κρητης, Греция, Крит, Ираклион, пл. Венизелоу

Кафедральный собор Агиа Фотини (Новая Смирна)

Собор святой Фотини расположен в районе Новая Смирна греческой столицы, основанном после 1922 беженцами из Смирны. Греческое название — Μητροπολιτικός Ναός της Αγίας Φωτεινής.

Храм Святой Фотини в Новой Смирне не просто православный храм. Храм является своего рода мемориалом православной Смирне и памятью о «незабываемых Отечествах» (Αλησμόνητες Πατρίδες), как они именуются в Греции, оставленных в 1922 году. Святая Фотиния приняла смерть мученицы в Смирне и была почитаема его жителями. Многие жительницы города и региона носили её имя. Храм Агиа Фотини в Смирне был гордостью православного населения города:A-73. Его колокольня и сверкающий на солнце позолоченный крест на куполе доминировали над прибрежным, греческим, районом города. В храме провёл свою последнюю службу новомученик, святой, Хризостом Смирнский , прежде чем принять свою мученическую смерть. Здесь молились в последний раз тысячи жителей города, прежде чем принять смерть, или, пройдя через свои муки, расстаться с Родиной.

Адрес: Αγίας Φωτεινής, 171 23 Νέα Σμύρνη, Аттика, Греция

Телефон: +30 21 0933 5892

Храмы Ретимно

Кафедральный Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Ιερός Ναός Εισοδίων Θεοτόκου

Первый Кафедральный собор, освященный в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, был основан 10 апреля 1844 года, его строительство было закончено в 1856 году. Храм стоял около ста лет, но после бомбардировок Второй Мировой Войны получил серьезные повреждения, был снесен и построен заново в 1956 году. Это большая трехнефная базилика с отдельно стоящей сохранившейся башней-колокольней. Внутреннее пространство храма было обустроено так же, как и в предыдущем. Убранство новой церкви, в том числе, состоит из старых элементов, например, иконостас резного дерева датируется 1852 годом.

Храм Святой Варвары

Ιερός Ναός Αγίας Βαρβάρας

Рядом с Публичной библиотекой и недалеко от Кафедрального собора расположена церковь исторически связанная с русскими воинами — это Храм Святой Вавары. Первая церковь, посвященная святой Варваре появилась на этом месте в 1613 года. Нынешний храм датирован 1885 годом. Во время османской оккупации здесь были размещены турецкие бани. После освобождения острова храм был выделен для русских солдат. Церковь крестового типа с высоким барабаном, увенчанным полусферическим куполом. В храме хранится чудотворная икона святой Варвары — покровительницы Ретимно, датируемая 1894 годом. Считается, что святая Варвара спасла город от нескольких эпидемий.

Церковь Госпожа Ангелов


Ιερός Ναός Κυρίας των Αγγέλων

Красивая белоснежная церковь с необычным названием Богородица Ангелов изначально была построена монахами-доминиканцами в последние годы венецианского правления и посвящена святой Марии Магдалине. В годы турецкой оккупации храм был превращен в мечеть, а после освобождения от турок в здании разместили казармы. Только в 1917 году храм вернулся в лоно православной церкви и был освящен в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 25 марта. Храм имеет форму неравноконечного креста, а сверху, по центр, увенчан небольшой башенкой-звонницей. Внутреннее пространство делится на три нефа.

Храм Четырех Мучеников

Ιερός Ναός Τεσσάρων Μαρτύρων

На одноименной площади при входе в старую часть города расположен внушительный Храм Четырех Мучеников. Это новое, уже третье по счету здание церкви, которое было построено недавно — в 1975 году. Освящен храм был 28 декабря, в день памяти святых. Он был возведен на месте старого, гораздо большего по размеру, который так и не был завершен. В 1947 году недостроенные стены были снесены из-за новой городской планировки. Был построен следующий храм — меньший по размеру, и тоже снесен. Новый трехнефный храм крестово-купольного типа с двумя башнями-звонницами, по обеим сторонам входа, стоит недалеко от того  места, где приняли свою мученическую кончину святые Ангелис, Мануил, Георгий и Николай.

Храм Святого Антония

Ιερός Ναός Άγιος Αντώνιος

Рядом с величественным Кафедральным собором Ретимно, через дорогу, с юго-восточной стороны, приютилась маленькая церквушка — Храм Святого Антония. Он построен в виде одноэтажной однонефной базилики, которая имеет общую стену со стоящим справа зданием. Над входом барельеф  с изображением святого Антония Великого с указанием года возведения церкви — 1886 г. Внутри убранство очень скромное, но довольно старое. Можно посмотреть, в каких простых условиях молились предки. В храме сохранились старые иконостас, иконы, утварь из резного дерева и, даже, церковные книги 1868 и 1869 годов.

Долина безмолвия

«Долина безмолвия», или «Берсианская Фиваида» находится недалеко от Понферрады. Она известна как место монашеского подвига с глубокой древности. Сохранился прекрасный храм Сантьяго де Пеньяльба, построенный в X веке. Здесь был погребен святитель Геннадий, епископ Асторги. В получасе ходьбы от храма можно посетить пещеру, где Геннадий жил в уединении, удалившись от епископского служения.

Храм в Сантьяго де Пеньяльба. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Можно продолжить путь дальше по горной тропе и оказаться у руин монастыря Сан Педро де Монтес, основанного святым Фруктуозом Браганским в VII веке. Здесь нет гостиниц, но есть «casas rurales» – дома, которые сдаются для туристов и путешественников. В Сантьяго де Пеньялба можно остановиться у Десидерия, и он накормит вас на ужин сытным «botillo» – традиционным блюдом горцев, живущих в провинции Леона.

Монастырь Фари

Фари – одна из самых древнейших обителей Родоса. Дату ее основания относят к промежутку между IX и XI веками. По преданию она была построена заболевшей византийской принцессой, которой много молилась Михаилу Архангелу и исцелилась. Место для первого храма принцессе указал сам архистратиг. Он приказал принцессе кинуть свой перстень, где драгоценность упала, там и заложили церковь. Первоначальная обитель была разрушена во время землетрясения, но потом предположительно в XIII веке восстановлена, а монастырь здесь появился всего в 1993 году.

Наибольшую ценность в монастыре имеет икона Архангела Михаила. Считается, что она спасла обитель во время сильных лесных пожаров 2008 года. Тогда огонь остановился у самых стен монастыря и до сих пор утопает в зелени, хотя вокруг до сих пор заметны выжженные просторы.

Фари — один из немногих монастырей с собственным теле- и радиоканалом, который действует с миссионерской целью. Из 10 человек братии примерно половина постоянно путешествует с проповедями слов Христа.

Посетить монастырь можно ежедневно до 19.00.

Кстати: Что посмотреть на Родосе

Вестготские храмы в Кастилье-Леоне

В 23 км от Саморы находится уникальный храм Сан Педро де ла Наве. Его должны были затопить во время строительства плотины, но трудами историка и археолога Мануэля Гомес-Морено перенесли в 1930-1932 гг. Капители храма украшает каменная резьба, изображающая жертвоприношение Авраама, Даниила в львином рву и другие фигуры. Храм традиционно датируется VII веком, хотя была предложена и более поздняя датировка (IX-XI вв.). В храме замечательный настоятель о. Луис Сантамария, который шутит, говоря о себе, что он самый молодой священник в самом древнем храме епархии.

Капитель храма Сан Педро де ла Наве. Фото: orthodoxspain/flickr.com

В городе Вэнта де Баньос располагается другой уникальный храм – Сан Хуан де лос Баньос. Храм был построен в 661 году. Его строительство начали по приказу короля Рецесвинта, который получил исцеление от источника близ церкви. Не забудьте привезти с собой бутылку для воды!

Церкви

Церквями, к которым применим термин «греческое православие», являются:

  • четыре древних Патриархата:
    • Константинопольская православная церковь во главе со Патриархом Константинопольским, включая четыре епархии Константинопольского Патриархата:
      • Греческая православная архиепископия в Фиатирии и Великобритании
      • Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
      • Греческая православная архиепископия Америки
      • Греческая православная архиепископия Австралии
    • Александрийская православная церковь
    • Антиохийская православная церковь
    • Иерусалимская православная церковь
  • Две национальные автокефальные церкви:
    • Элладская православная церковь
    • Кипрская православная церковь

Из других автокефальных церквей к греческому православию может быть отнесена Албанская православная церковь. После падения тоталитарного режима в Албании архиепископ Анастасий, грек по национальности, стал проводить литургию в церквях на греческом койне в районах, населённых греческим этническим меньшинством. В настоящее время в большинстве албанских православных храмов богослужение совершается на албанском языке.

Обряды

Сильно отличаются в традициях этих двух стран причастие и исповедание. Причастие у греков принято проводить каждое воскресенье, а исповеди имеют место единожды в год. Российские православные не причащаются с такой же частотой. Правила Церкви в Греции дают право проводить исповедование лишь благословленным на это иеромонахам, прибывшим из монастырей. В российских традициях такой строгости нет.


В греческих храмах никогда не встретишь привычные русскому приходу длинные очереди для прохождения процедуры исповедования. Первым выводом может стать отсутствие здесь исповедей как таковых. Однако все дело в том, что на исповеди люди Греции приходят в заранее оговоренное индивидуальное время, что исключает возможность возникновения суеты. Греки, оказавшиеся в русских церквях, недоумевают по поводу очередей на исповеди. Многие не понимают, как священник за раз способен весь приход из нескольких сотен людей исповедовать.

Большое влияние оказала на традиции греческие католическая церковь. Так, влияние Запада отразилось в том, что Православие в Греции использует новоюлианский календарь. То есть греки отмечают православные празднества на 13 дней раньше русских, живущих по юлианскому календарю. Появились в греческих храмах и стасидии вместо скамей и лавок, характерных для России.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является (фото кликабельно).

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция

  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок

420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.


Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

История

Греческая община до постройки отдельного храма

С самого начала существования Санкт-Петербурга, в нём в небольшом количестве проживали греки. Первоначально греческая слобода находилась на северном берегу реки Мойки в районе Миллионной улицы. Основную часть греческой общины составляли мастеровые Адмиралтейской верфи.

После пожара 1735 года для Греческой слободы был определён участок в Песках, рядом с Лиговским каналом.

С ростом общины, в 1763 году поступило предложение построить каменную церковь святой Екатерины для греческих богослужений. Однако в связи с сохранявшейся малочисленностью греков данное предложение не прошло. В начале XIX века грекам был выделен придел Казанского собора, где впоследствии служил приглашённый из Константинополя греческий архимандрит Григорий (Виглерис). Настоятелем был также архимандрит Неофит (Пагида) (1835—1892).

Отдельная церковь

После Крымской войны греческая община количественно выросла. В результате, в конце 1850-х годов греки попросили предоставить место у Лиговского канала для строительства трёхпрестольного храма.

Для строительства храма городской администрацией по воле императора Александра II была предоставлена бывшая Летняя Конная площадь. Сразу после этого греческая община стала собирать средства на постройку храма. В связи с тем, что собранных денег было достаточно лишь на возведение часовни, грек-предприниматель Д. Е. Бенардаки предложил передать эти средства на возрождение русской посольской  Троицкой церкви в Афинах, а строительство храма в Санкт-Петербурге взял на свой счёт.

Закладка храма во имя святого Димитрия Солунского состоялась 25 мая (6 июня) 1861 года. Церковь строилась по проекту архитектора Р. И. Кузьмина, долгое время прожившего в Греции. Одновременно с возведением храма предполагалось построить странноприимный дом.

31 октября (12 ноября) 1865 года митрополит Исидор (Никольский) освятил храм. На торжестве присутствовали министр иностранных дел князь А. М. Горчаков и греческий посол; члены общины были одеты в национальные костюмы. Ранее, 25 октября (6 ноября), был освящён нижний придел.

Богослужения в храме совершались на греческом и славянском языке. Церковь принадлежала греческому посольству. Долгое время регентом хора был композитор Брагин, написавший специально для церкви музыку к греческой литургии.

Торжественными памятными днями в храме считались: престольный праздник, царские дни греческого королевского дома и Благовещение Пресвятой Богородицы — день освобождения Греции от турок.

В 1886 году в храме был произведён реставрационный ремонт под руководством архитектора А. П. Афанасьева, роспись обновил Н. А. Сидоров.

«Остановка в пустыне»

Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. … В церковный садик въехал экскаватор с подвешенной к стреле чугунной гирей. И стены стали тихо поддаваться.

Иосиф Бродский

Закрытие и снос храма

Богослужения в храме прекратились в 1938 году, окончательно он был закрыт 11 января 1939 года. Имущество было частично передано в музейный фонд. Само здание было передано 2-му районно-жилищному управлению Смольнинского района, в нём разместился военно-учебный пункт.

Во время Великой Отечественной войны в храм попала немецкая авиабомба, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Здание было огорожено и в таком состоянии простояло несколько лет.

Полуразрушенный храм простоял до 1962 года, когда был снесён как «малохудожественный». Снос здания описал Иосиф Бродский в стихотворении «Остановка в пустыне».

16 ноября 1962 года на месте снесённого храма началась подготовка строительства концертного зала «Октябрьский».

В 1997 году закончилась неудачная попытка получить разрешение на строительство рядом с местом храма Димитриевской часовни по проекту архитектора В. В. Зайцева. Весной 2003 года на средства российских греков на Греческой площади был установлен памятник Иоанну Каподистрии.

Храмы Хании

Кафедральный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Ἱερός Μητροπολιτικός Ναός Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου

В самом центре прекрасной Хании расположен потрясающий памятник истории и архитектуры — Кафедральный Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Церковь еще известна под названием Тримартири (Τριμάρτυρη ). Это базилика, построенная в неоклассическом стиле с пристроенной к ней высокой колокольней. Храм построен на руинах предыдущей церкви, которая была разрушена венецианцами, а на ее месте был построен склад. С приходом к власти турок склад был переоборудован в фабрику производства мыла. Помещение было передано православным верующим в 1856 году Мустафой-паша, после чего началось восстановление храма, которое было закончено через пять лет. В соборе хранится очень почитаемая критянами святыня — старинная икона Введения во Храм Пресвятой Богородицы, с которой связано предание о строительстве этого храма.

Храм Святого Николая

Ἱερός Ναός Ἁγίου Νικολάου Χανίων (Σπλάντζια)

Одна из самых старых и необычных церквей Хании — это Храм Святого Николая. Удивление вызывает его внешний вид — к храму с одной стороны примыкает минарет, а с другой — колокольня. Этому, конечно же, есть объяснение — в период правления османов церковь была преобразована в мечеть. Когда же храм вернулся в лоно православной церкви, то минарет не стали убирать, а оставили, как напоминание. Храм Святого Николая — это однонефная базилика с трансептом. Он был возведен монахами доминиканцами в XIII веке в качестве центрального собора. Во время турецкого господства храм стал главной мечетью города. В начале XX века храм был передан православной общине.

Храм Вознесения Господня

Ιερός Ναός Αναλήψεως Χριςτού

Приходская церковь в курортном поселке Георгиуполис — это Храм Вознесения Господня. Он расположен недалеко от центральной площади с фонтанами. Храм довольно большой и красивый. Построен в виде неравноконечного креста с куполом. По обеим сторонам фасадной части возведены две высокие колокольни. Вход оформлен арочной колоннадой. Здание храма построено не так давно. Внутри храм украшен фресками, а иконостас и остальные детали убранства выполнены из резного дерева. Небольшое подворье украшают клумбы с цветами. На мраморной плите размещены икона Вознесения и образ Иоанна Русского. Во дворе находятся помещение для трапез и еще один маленький Храм Честнаго Креста Господня.

Храм Святого Николая

Ιερός Ναός Αγίου Νικολάου

Фото этого Храма Святого Николая растиражировано в рекламных материалах, посвященных курортному поселку Георгиуполи. Сочетание белой церкви, синего моря и голубого неба так и просится на фото. Строительство храма связано с историей чудесного спасения моряков святым Николаем Чудотворцем, который издавна считается их небесным покровителем. Церковь была построена на скале в прошлом веке. К ней ведет длинный искусственный пирс, выложенный из огромных камней. Вечером, когда каменный путь не видно, создается впечатление, что белый храм, будто плывет в море.

Храм Святой Троицы

Ιερός Ναός Αγία Τριάδα

В небольшой критской деревушке Каламици Александру можно увидеть величественный Храм Святой Троицы, который украшает своим видом горные пейзажи окрестностей. Огромный собор сейчас все больше принимает туристов, т.к. жителей в деревне осталось около восьмидесяти человек. Старинный венецианский храм расположен на высоте около 140 метров над уровнем моря. Он построен по типу крестово-купольного храма с тремя нефами. Высокая звонница в виде башни пристроена к нему со стороны запада. Внутреннее убранство храма изобилует деталями резного дерева.

Храм Святого Георгия

Ιερός Ναός Αγίου Γεωργίου

Один из многочисленных старых критских монастырей расположен в горах, у населенного пункта Кариди. Он посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. Внутри стен монастыря стоит Храм Святого Георгия, который был построен в XVI веке. История монастыря сохранила данные о его рождении и периодах расцвета и запустения. Начало монастырю положила небольшая церковь, освященная в честь  великомученика Пантелеймона. Обитель, в окружении оливковых рощ оказалась неспроста. Здесь была самая большая маслобойня на Крите. Монастырь, получив разрешение на производство оливкового масла, стал производить его в больших количествах. Это был период его расцвета, который, к сожалению закончился в 1900 году. Только спустя почти девяносто лет монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться, а сам монастырь —  восстанавливаться.

Архитектура, убранство

Однокупольный храм был построен в «подлинно византийском стиле». В его сооружении использовались конструктивные приемы и декоративные мотивы византийской архитектуры VI—XI века: пологий главный купол и боковые полукупола — конхи, перекрывающие гранёные выступы, примыкавшие к центральному зданию церкви. Также характерными для византийской архитектуры были и аркады, придававшие церкви чрезвычайно живописный вид.

Церковь трёхпридельная с большим световым барабаном. Со стороны восточного фасада были пристроены диаконник и ризница, к западной апсиде примыкал притвор с возвышающейся звонницей. Храм вмещал 1000 человек.

Храм был обнесён оградой, а вокруг него был разбит сад.

Интерьер был отделан красным мрамором. Орнаментальная роспись на цветном фоне «по образцам древнейших храмов в Константинополе» была исполнена К. Л. Брамсоном, роспись в технике энкаустики — профессором П. М. Шамшиным. Все надписи были выполнены на греческом языке. В южной апсиде и куполе находились образы Христа; в северной апсиде — Богоматери; в алтарной апсиде — «Тайной вечери». Пол в центре был выложен из белого мрамора.

Иконы в одноярусном ореховом иконостасе были написаны маслом по золотому фону в Греции. На Царских вратах, по-традиции, находилась икона Благовещения Пресвятой Богородицы, на северных дверях — архангела Гавриила, южных — святого архидиакона Стефана.

Посреди храма висел на цепях серебряный хорос на 200 свечей, изготовленный из оксидированного серебра.

В храме хранились списки чудотворных икон, почитаемых греками:

  • Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Великомученицы Параскевы
Божией Матери «Милующей»

Кроме того, в храме находился крест с частицей Животворящего Креста.

В стену южной пристройки к алтарю была вделана доска с надписью: «Православный храм сей во имя святого Димитрия Солунского заложен во славу Божию 25 мая 1861 года усердием и иждивением отставного поручика Димитрия Егоровича Бенардаки в бытность полномочным министром греческого короля в Санкт-Петербурге князя И. М. Суццо при сотрудничестве греческого генерального консула И. Е. Кондоянаки по проекту, составленному строителем сего храма профессором архитектуры Р. И. Кузьминым».

В подвальном этаже были устроены отопительные пневматические печи.

В нижнем приделе, устроенном для совершения панихид размещалась усыпальница семьи Бенардаки. В 1962 году при раскопках фундамента рабочие обнаружили гранитную плиту с небольшой пластиной, под которой находилось несколько предметов и российские монеты различного достоинства чеканки , и 1870 годов. Под плитой была расположена ниша со стенами, облицованными белым кафелем, на дне которой находился металлический гроб с мумифицированным телом Дмитрия Егоровича Бенардаки. В теле отсутствовало сердце, обнаруженное впоследствии в музее кафедры судебной медицины Санкт-Петербургской академии им. Мечникова. 2 сентября 2011 года тело Дмитрия Бенардаки обрело долгожданный покой в .


С этим читают