Большой гостиный двор

Далее ожидаются выставки:

даты уточняются “Мир активного отдыха” ОТКРОЙ СВОЮ РОССИЮ Выставка и фестиваль Сайт: www.discoverussia.com Телефон 8-495-780-51-09

даты уточняются Московская Международная Выставка ARMS & Hunting 2020 >> Выставка оружия.

Прошедшие выставки

Фестиваль «Первозданная Россия — 2020»


Выставка-салон антиквариата и предметов искусстваАнтик Арт Экспо >>

декабрь Выставка «Золотые руки России»Для всех, любящих отечественное искусство, эта выставка — прекрасный шанс увидеть лучшие работы современных художников. В выставке примут мастера и художники всех направлений декоративно-прикладного искусства: ювелиры, камнерезы, художники по эмали, художники по металлу, оружейники, художники лаковой миниатюры, художники по керамике и фарфору, резчики по дереву, скульпторы, живописцы, православные художники, мастера по художественной обработке кожи, модельеры.

сентябрь Фестиваль игр «Игрокон» >>

апрель Международная выставка горной промышленности «ГОРПРОМЭКСПО»

InterExpo Международный специализированный форум

Срочные сообщения — НА главной странице

XXI век

Внешний вид фасада в 2007 году Гостиный двор и здание Городской Думы в новогоднем убранстве. Январь 2010 года Универмаг стал акционерным обществом в 1994 году, с этого времени в здании Большого Гостиного двора расположено ОАО«Большой Гостиный Двор» . Генеральным директором ОАО «БГД» на 2008 год является Елена Коршунова.

Гостиный двор продолжает оставаться крупнейшим универмагом города. Здание является собственностью Минкультуры РФ.

В городском сленге укоренилось слово Гостинка

, используемое и рядом СМИ.

Ныне здесь представлена продукция более 3 000 компаний , 170 тысяч разновидностей и около двух миллионов единиц разнообразного товара. Ежедневно в этом крупнейшем торговом центре Северо-Запада России и Скандинавии делают покупки 300 тысяч покупателей.

С конца XX века проводилась реконструкция Невской линии (длившаяся почти 10 лет), капиталовложения составили 5 миллионов долларов до приватизации и 12 миллионов — после приватизации. Невская линия открылась в 1998 году и на втором этаже разместилась Галерея Высокой моды, от известных дизайнеров Франции и Италии.

За счет собственных средств организация проводит поэтапный капитальный ремонт и реставрацию основного здания универмага. Работы растянуты на несколько лет, эти расходы засчитываются в качестве арендных платежей за пользование памятником федерального значения:

  • В 2006 году проводился частичный ремонт здания. При этом было заменено 31 тыс. м² кровли по наружному кольцу, 184 из 290 витрин, 181 из 224 дверей.
  • В 2007 году затраты на работы составили чуть более $ 1 млн.
  • В 2008 году были проведены подготовительные работы (составление планов) по реконструкции внутреннего двора здания.

Открыт ежедневно с 10 до 22 часов, Галерея Высокой моды (Невская линия, 2 этаж) — с 11 до 22 часов

Елка в Гостином дворе

Лучшая из традиций Гостиного двора в Москве — это ежегодный новогодний праздник для малышей и их родителей. В сказочных музыкальных представлениях, любимых детьми любого возраста, принимает участие около сотни артистов. Сцену украшают великолепные декорации, а театральные, цирковые и балетные номера дополняют 3D эффекты. Родители, не посещающие спектакли, могут дождаться своих детей в фойе и увидеть представление в прямом эфире на огромном экране. Каждый год Елка в Гостином дворе радует зрителей новыми программами.

В Новом 2018 году она приглашала в «Снежный город», где проказничали озорные Смешарики, для встречи 2019 года было предложено путешествие в «Город Чудес» — место, где нет пределов волшебству и фантазии, а встреча 2020 года удивит музыкальным шоу с участием как театральных артистов, так и артистов балета и цирка.

Малышей всегда ждут викторины, конкурсы, отличные подарки и, конечно, самая пушистая елка в Москве.

Ёлка в Гостином дворе (видео)

Как добраться до Гостиного двора в Москве

От центра Красной площади до Гостиного двора, расположенного на улице Ильинка, дом 4, всего 400 метров. Фасад здания смотрит на Ильинку, а его главный вход находится между Хрустальным и Рыбным переулками.

На метро

Ближайшие к Гостиному дому станции метро — «Площадь революции» и «Китай-город». Немного дальше (но по меркам столицы недалеко), придется пройти от станций «Театральная», «Лубянка» и «Охотный ряд». Если вы выйдете на «Площади Революции», двигайтесь по Богоявленскому переулку к улице Ильинка. На нее же вы попадете, выйдя из метро у «Китай-города».

Интерактивная схема Московского метрополитена

Если вы не ориентируетесь в городе, не знаете, как лучше доехать или припарковать машину в центре города — смело заказывайте такси. Сейчас для этого достаточно любого мобильного приложения: Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi или Maxim. Одно из дополнительных удобств — вы сразу будете знать стоимость поездки (она определяется уже при заказе).

Путь от метро «Площадь революции» до Гостиного двора — Google Maps

Из истории

История здания на Ильинке началась еще в XIV веке, когда местность к востоку от Кремля, стала торговым и ремесленным центром — здесь находились Верхние, Нижние и Средние торговые ряды и множество лавок, куда приезжали купцы со всей Руси и из-за границы.

В начале XVI века был образован первый Гостиный двор, его строения были деревянными. Местные торговцы держали здесь лавки, а приезжие купцы не только торговали, но и устраивались на ночлег.

В Смутное время торговые ряды горели, после чего при царе Михаиле Федоровиче были восстановлены. Одновременно началось возведение нового здания и в 1660-х годах при Алексее Михайловиче торговые строения были построены.

Гостиный двор насчитывал десятки рядов, каждый из которых, в зависимости от товара, имел свое название, это были Рыбный и Мясной, Медовый и Хрустальный, Шапочный и Кафтанный ряды. По воспоминаниям современников, пройти здесь было невозможно, надо было пролезать через толпу народа, а товар купцы предлагали самый разный, была и икра, а Астраханские осетры и стерлядь лежали сотнями друг на друге.

В конце XVIII века Екатерина II издала указ о возведении нового Гостиного двора. Проект был выполнен архитектором Джакомо Кваренги, строительство здания велось с 1789 по 1805 годы.

В 1812 году, во время войны с Наполеоном, пожар, охвативший столицу, сильно повредил торговое здание. Окончательное его восстановление было завершено по чертежам Кваренги архитектором Осипом Бове в 1830 году.

В Советское время проводился лишь косметический ремонт здания, и к концу XX века оно находилось в аварийном состоянии. Масштабная реконструкция исторического строения началась в 1995 году. Во время работ проводились археологические раскопки, в ходе которых было найдено множество старинных предметов, которые в настоящее время хранятся в Археологическом музее Гостиного двора. Также был обнаружен клад, состоящий из 16 сосудов, отлитых из драгоценного металла, большое количество монет, отчеканенных в России и странах Европы.

Гостиный двор — описание


Несмотря на обилие брендовой одежды, хорошие товары по доступной цене в торговом центре все же встречаются.

Здание занимает целый квартал и представляет собой неправильный четырехугольник, образованный улицами: Невский проспект, Садовая улица, Перинная линия и улица Ломоносова.

Парадная часть здания выходит на Невский проспект, это Невская линия. На первом ее этаже можно купить сувениры и многие товары для туристов. Также здесь расположен фирменный магазин футбольной команды «Зенит».

На втором этаже Невской линии продается одежда для мужчин, на втором этаже вдоль улицы Садовой — одежда для женщин. На двух других линиях — Ломоносовской и Перинной расположены самые разные магазины — от готовых штор до радио товаров.

В настоящее время Гостиный двор представляет почти два миллиона товаров. Торговые залы имеют протяженность около двух километров и предлагают покупателям продукцию более трех тысяч российских и зарубежных фирм с ассортиментом около 170 тысяч видов товаров.

Гостиный двор сегодня

Сегодня этот огромный особняк, площадью 82 тыс. м. кв., центр культурной и деловой жизни Москвы. Архитектурное решение Гостиного двора уникально. Художественные своды и лепные колонны, выполненные в стиле классицизма, трехъярусные галереи, большой амфитеатр удивляют своей роскошью москвичей и гостей столицы. Под куполом здания находится Атриум. Это огромный двор, мощенный гранитом, площадью 12 тыс. кв., крытый уникальным безопорным прозрачным покрытием. Здание Гостиного двора оборудовано современными европейскими системами климатологии, связи, сбора и вывода конденсата. В красивейшем помещении Атриума проводятся государственные и городские мероприятия, концерты, шоу, детские утренники. Уже традиционным стало ежегодное проведение новогоднего бала мэра.

Московский Гостиный двор является популярным выставочным центром Европы. Ежегодно здесь проводится Неделя Моды, с показом новых коллекций популярных модельеров. Есть интересный музейно-выставочный комплекс «Музей моды», который представляет одежду, обувь, и различные аксессуары 19 века. Из года в год в Гостином дворе проходят выставки Образование и карьера, Туризм и отдых, Православная Русь, Оружие и охота.

Описание

Уникальность исторического здания, украшенного арками и коринфскими полуколоннами большого ордера, состоит в том, что с одной стороны оно является памятником московской архитектуры XVIII века, и в тоже время его внутренние помещения оснащены самым современными системами контроля и оборудованием. Гостиный двор является «интеллектуальным зданием» с новейшей системой управления, на территории которого можно реализовать все свои творческие замыслы.

Здесь проходят культурные мероприятия и детские праздники, международные выставки и показы мод, концерты и новогодние балы.

Внутренний двор площадью более 12 тысяч кв. метров, окруженный лепными колоннами, перекрыт безопорным прозрачным сводом. По своей форме и размерам эта часть Гостиного двора сопоставима с центральной площадью Венеции — площадью Святого Марка (Piazza San Marco).

В здании находятся магазины и рестораны, бары и кафе, банки и косметические салоны. В ходе последней реконструкции общая площадь центра была увеличена до 82 тысяч кв. метров за счет надстройки южного крыла двумя этажами и строительства мансардного этажа, где разместились офисы и представительства различных фирм. Амфитеатр на 450 зрительских мест позволяет проводить здесь самые различные мероприятия — концерты, конкурсы и встречи.

Вместе с тем, многие москвичи считают, что облик Гостиного двора приобрел черты современной архитектуры, здание стало неоправданно высоким по сравнению с расположенным рядом Китай-городом.

Строительство

Рыночные отношения развивались стремительными темпами, в столицу приезжало много иностранных купцов. И к концу 18 века снова стал вопрос о реконструкции здания. После продолжительного периода дождей одна из стен здания рухнула, разрушив часть торговых лавок. Крыша и башни были в аварийном состоянии. Екатерина Великая выступала за развитие торговых отношений в пределах империи, и понимала необходимость реконструкции Гостиного двора. Но средств на строительство не было.

В 1786 году Екатерина издала указ, в котором говорилось о продаже по частям старого здания и земли под ним купцам владельцам лавок. С условием, что они будут коллективными собственниками Гостиного двора. А вырученные средства шли на строительство нового торгового здания. Проект на строительство разработал зодчий Карин, но императрица одобрила проект Джакомо Кваренги, архитектора из Италии. И в 1789 году приступили к строительству. Проект Кваренги был продуман до малейших нюансов. Рационально организованная внутренняя структура помещения – планировалось более 700 лавок и просторный внутренний двор, который корпус делил на 2 части. По периметру здания шли арки и полуколонны, а аркады во дворах украшены богатыми пилястрами. Чтобы сгладить внешнюю громоздкость здания и разгрузить движение по узким улицам, на закругленных углах, по проекту, прописывались широкие лестницы.

Но итальянский архитектор не учел нюансов местности – глинистую почву и перепад высот между улицами Варварка и Ильинка. Поэтому проект пришлось дорабатывать российским зодчим. Возведение Гостиного двора закончилось в 1805 году. Он стал очень популярным общественным местом, здесь было много торговых лавок, конторы, трактиры. Многие посещали Гостиный двор просто, чтобы обменяться новостями. Считается, что скидки на остатки товара, которые столь популярны сейчас, начались именно в московском Гостином дворе. В 1923 году здание этого знаменитого московского торгового комплекс было переделано под конторы, а в период Великой Отечественной войны использовалось как бомбоубежища. В течение всего 20 века Гостиный двор медленно ветшал, и к 90-м годам вовсе пришел в упадок. Руководством столицы приняло решение о восстановлении исторического памятника.

Неделя моды

«Moscow Fashion Week», Московская неделя моды, проходящая в Гостином дворе, является одной из ведущих площадок для развития модной индустрии России. Здесь собираются основоположники новых тенденций — трендсеттеры, редакторы «глянца», руководители всемирно известных домов моды. В течение шести дней тут формируются новые тенденции и находятся fashion-решения. В церемониях открытия принимают участие легенды мира гламура — например, Валентин Юдашкин, а на сцене, сменяя друг друга, блистают звезды — Алла Пугачева, Валерия, Яна Чурикова, Алла Вебер и многие другие.

На площадке Street Fashion Podium проходят не только интересные показы, но любой участник может пройтись модельной походкой по подиуму и сделать отличное фото. В еще одном популярном среди гостей уголке, на Fashion street, желающие знакомятся с новинками индустрии красоты и моды, общаются с представителями любимых брендов, участвуют в мастер-классах и слушают лекции от профессионалов

Каждый сезон Недели моды в Москве дает дорогу молодым российским дизайнерам и уделяет внимание чему-то новому. Уделяют особое внимаение и детской моде

Организаторы мероприятия подчеркивают, что мода доступна всем. Она выходит на улицу, перестав быть привилегией богатых и знаменитых.

Расписание: выставки 2020

прошедшие мероприятия — в конце статьи.Ожидаются выставки:

2 — 4 сентября 2020 Московский Фестиваль Дизайна Выставка рекламной индустрии ДИЗАЙН И РЕКЛАМА www.design-reklama.ru

11 — 13 сентября 2020: Международная ярмарка современного искусства COSMOSCOWЕдинственная в России международная ярмарка современного искусства Cosmoscow под руководством Маргариты Пушкиной и Сандры Недвецкой. Сайт cosmoscow.com

Видео в Гостином Дворе на этой выставке в прошлом году

1 — 4 октября 2020:«Недвижимость от лидеров» Выставка-ярмарка недвижимости

15 — 18 октября 2020:Выставка оружия и товаров для охоты «ORЁLEXPO 2020»

6 — 7 ноября 2020«Образование и карьера» Московская профориентационная выставка www.msk.znanie.info/rus/visitors_main.html

Фото

Гостиный двор в Москве. Фото.

25 — 29 ноября 2020:Российский Антикварный Салон

3 — 7 декабря 2020: non/fictio№ Международная ярмарка интеллектуальной литературы

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГОСТИНЫЙ ДВОР»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7709929067

О компании: ООО «ГОСТИНЫЙ ДВОР» ИНН 7709929067, ОГРН 1137746412297 зарегистрировано 13.05.2013 в регионе Москва по адресу: 101000, г Москва, переулок Спасоглинищевский Б., 9 СТР.1. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Шишанов Олег Александрович, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». На 01.01.2020 в ООО «ГОСТИНЫЙ ДВОР» числится 6 сотрудников.

ОГРН  ?   1137746412297    присвоен: 13.05.2013
ИНН  ?   7709929067
КПП  ?   770901001
ОКПО  ?   17568118
ОКТМО  ?   45375000000

Реквизиты для договора  ?  …Скачать

Проверить блокировку cчетов  ?

Контактная информация +7(9… Посмотреть ?

Отзывы об организации  ?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 101000, г Москва, переулок Спасоглинищевский Б., 9 СТР.1 получен 13.05.2013 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Генеральный ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Шишанов Олег Александрович

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 09.10.2018

Учредители ? () Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10 000,00 руб.

100%

Воронин Егор Юрьевич По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 10 000,00руб., 11.01.2018 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 55.1 деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания


Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Данные реестра субъектов МСП: ?

Критерий организации   По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Микропредприятие

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 9 По Г.москве Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 13.05.2013

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   087108119744 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 14.05.2013
ФСС  ?   770805947577081 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 14.05.2013

Уплаченные страховые взносы за 2018 год (По данным ФНС):

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 0,00 руб. ↓ -0 млн. (0,00 руб. за 2017 г.)

Коды статистики

ОКАТО  ?   45286555000
ОКОГУ  ?   4210014
ОКОПФ  ?   12300
ОКФС  ?   16

Финансовая отчетность ООО «ГОСТИНЫЙ ДВОР» ?

 ?

Финансовый анализ отчетности за 2019 год Коэффициент текущей ликвидности: 1 Коэффициент капитализации: 36.5 Рентабельность продаж (ROS): Подробный анализ…

Основные показатели отчетности за 2019 год (по данным ФНС): Сумма доходов: — 39 925 000,00 руб. ↓ -3.38 млн. (43 301 000,00 руб. за 2018 г.)

Сумма расходов: — 39 766 000,00 руб. ↓ -1.15 млн. (40 919 000,00 руб. за 2018 г.) Уплаченные налоги за 2018 г.:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог на прибыль: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 2 213 009,00 руб.По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС — неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 0,00 руб.

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ООО «ГОСТИНЫЙ ДВОР» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ООО «ГОСТИНЫЙ ДВОР» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ООО «ГОСТИНЫЙ ДВОР» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Клад Гостиного двора

Главной сенсацией современной московской археологии стал клад серебряных монет и великолепных сосудов, обнаруженных при раскопках на Старом Гостином дворе. При расчистке глубокого бревенчатого подклета на 6-метровой глубине, под обугленным сооружением, в материковой яме четверо молодых археологов обнаружили два сосуда.

Вот как писал о этом журнал «Вокруг света» в сентябре 1997 года:Александр Векслер, генеральный директор Центра археологических исследований Управления охраны памятников г. Москвы Ссылка: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1056/

Гигантский Кладовый комплекс включал: 16 серебряных сосудов, 335 западноевропейских монет и 95429 русских монет — «чешуек», относящихся ко времени от Ивана IV до царя Михаила Федоровича. По количеству монет клад почти втрое превышает самое большое из когда-либо найденных древних денежных сокровищ Москвы средневековой.

В «западноевропейской» части клада преобладают монеты Соединенных провинций Нидерландов, германских земель и городов, отчеканенные из высокопробного серебра. В состав клада входят также монеты Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Швейцарских кантонов и т.д. Самые старые талеры датированы 60-ми годами XVI века. Самая «младшая» монета клада — польский талер короля Владислава Сигизмундовича 1642 года.

Кроме монет, клад содержал 16 великолепных по художественному исполнению серебряных сосудов: чарка, чары, стопы, стаканы. Как работы западноевропейских мастеров, так и изделия «доброго мастерства» русских серебряников, чеканщиков, граверов, эмальеров, вне сомнения, являются прекрасными образцами прикладного искусства первой половины XVII века. Столовое серебро, как и западноевропейские, как и русские «старые деньги», явно предназначалось для переплавки и последующей перечеканки в новые деньги. А укрыт был клад в связи с внутренними экономическими и политическими потрясениями «бунташной» поры в Москве. Необычно крупный размер клада позволяет предположить, что он принадлежал владельцу одной из главных «купецких палат» на территории Гостиного двора.

Крупнейший в истории столичной археологии клад на Старом Гостином дворе, экспонируемый теперь в Музее на Манежной, имеет чрезвычайное значение для изучения экономики Москвы XVII века, ее товарно-денежных отношений, торговых связей, художественного ремесла. Уникальные находки, добытые археологами из московских недр, являются поистине достойным вкладом в сокровищницу многовековой культуры столицы к 850-летию ее большой истории.

История

Еще в XIV- XV веках Варварка и Ильинка, где располагается Гостиный дом в Москве, являлись частью Великого Посада — городской территории за пределами Кремля. В его сердце, находившемся у Москворецкого моста, собирались купцы со всех уголков Руси и из-за ее пределов. Тут, в торгово-ремесленном центре Москвы, разделенном на Верхние, Средние, Нижние ряды, работало множество лавок. После Большого пожара 1493 года купцы, выселенные с территории Кремля, стали вести свою деятельность на перекрестках торговых улиц — их называли «крестцы». В XVI веке на одном из них, Ильинском, появился первый Гостиный дом из дерева, где хранили товары и останавливались на постой купцы.

В 1535 году большая часть Посада оказалась на территории Китай-города. В те времена, при правлении Ивана Грозного, вместо деревянного здания соорудили более устойчивое, каменное. В XVI веке Гостиный дом пылал в огне, но уже к 1664 году был не только отремонтирован, но и улучшен. В дополнение к отстроенному старому зданию был возведен новый Гостиный двор. Вместе они занимали добрую часть квартала. В те дни торговый павильон был полон от зари до ночи, а чтобы добраться до нужного ряда (по виду продукции они делились на иконный и шапочный, восковой и медовый, ореховый, мясной, рыбный), приходилось активно работать локтями. Старые летописи помнят, что рынок ломился от яств, русских и заморских. Икра, стерлядь и осетры из Астрахани были свалены в огромные, многосотенные кучи. Здесь делились новостями и сплетнями, заключали контракты, узнавали о далекой заграничной жизни.

Вид на Гостиный двор с улицы Ильинка — панорама Google Maps

Небылица, что вполне может оказаться былью, рассказывает, что однажды вечером на пути торговца, устало бредущего домой после долгого трудового дня, встретился разносчик, мечтавший избавиться от последних крох изюма. Поддавшись на уговоры, купец приобрел остатки почти даром и подумал, что это отличная идея — избавляться от залежей по более низкой цене, привлекая покупателей. Вскоре он открыл новую лавку, где товары были нарасхват, а его гениальной задумке последовала вся торговая Москва. Неделя распродаж устраивалась раз в году. Она начиналась с Фомина воскресенья и длилась до следующего за Пасхой воскресенья. Акция действовала даже в модных дорогих магазинах на Кузнецком мосту.

К концу XVIII века императрица Екатерина, укрепляя экономику и развивая рыночные отношения, приняла решение о реорганизации Гостиного двора. Согласно указу «Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды» знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, приложивший руку не к одному шедевру Санкт-Петербурга, разработал проект перестройки здания. Его Гостиный двор сочетал рациональное использование пространства с привлекательным внешним видом. Углы строения были закруглены, дабы вписаться в узкие улицы, а широкий внутренний двор делился на две части при помощи поперечного корпуса. Украшениями служили арки, широкие лестницы и пилястры. Строительство стартовало в 1789 году и было окончено к 1805 году.


Во время сражений с Наполеоном, в 1812 году, пожар, заставивший пылать Москву, затронул и Гостиный двор. В 1830 году сильно поврежденное здание полностью восстановил по планам Кваренги архитектор Осип Бове. В XX веке комплекс служил для размещения контор большевиков и для защиты от разрушительных авиаударов Великой Отечественной войны.

Лишь к Миллениуму Гостиный двор вновь расцвел во всей своей прежней красе. Лучшие архитекторы, реставраторы и строители воссоздали его по старинным чертежам и фотографиям, вернув центру Москвы его яркую достопримечательность. В тонких чертах элитного торгово-делового комплекса, слывущего образцом красоты и изящности, можно отследить, как менялись эпохи и стили.

Людмила

Выставки в Гостином дворе

В историческом здании Гостиного двора, гармонично сочетающем очарование прошлого с достижениями современности, регулярно проводятся выставки, форумы, ярмарки продуктов и товаров народного потребления, экспозиции. Его выставочные площади обладают достаточной инфраструктурой для организации лучших мероприятий в Москве. Удобное расположение в центре столицы, недалеко от Красной площади и Кремля, делает Гостиный двор все более популярным, ставя его на один уровень с главными площадками Москвы — «Крокус-Экспо», ВВЦ, КВЦ «Сокольники» и центрами на Красной Пресне.

Год от года количество участников и гостей выставочно-ярмарочных мероприятий на Ильинке, 4 возрастает.

Здесь стали проводиться выставки недвижимости, туризма, кукол, неделя моды, экспозиции оружия, ярмарка современного искусства, «Мир кондитера», «Медово-яблочный Спас», дегустация продукции пивоварен и специализированные форумы, посвященные ландшафтной архитектуре, цветоводству, транспорту и профобразованию.

Данил Дутов

Выставка кукол

Выставка «Искусство куклы» уже не первый раз проводится в Гостином дворе.

Это крупнейшая выставка кукол в мире — в ней принимают участие свыше тысячи мастеров из 26 стран.

Среди экспонатов, доступных публике, есть антикварные и шарнирные, театральные и художественные изделия, куклы, представляющие модную индустрию, и любимцы всего света — симпатичные мишки Тедди. В залах площадью 14 000 кв.м. можно встретить рукотворных актеров теневого театра родом с Востока, механических, интерьерных, мультипликационных кукол, друзей советского детства и уникальные старинные модели из собраний частных коллекционеров, которыми гордился бы любой музей.

Гости выставки, многие из которых давно стали завсегдатаями, участвуют в мастер-классах, создавая заготовки париков, голов, тел и одежды будущих кукол, общаются с мастерами-кукольниками, получая уникальные знания. Часть экспонатов, а также обучающую литературу по их созданию можно купить, частью только полюбоваться. «Искусство куклы» — это отличная возможность встретить единомышленников, приобрести уникальные елочные игрушки и сфотографироваться с диковинками, которые скоро вновь скроются за витринами серьезных коллекционеров. Экспозиция интересна посетителям любого возраста, но некоторые ее части, например «Голая коллекция», открыты только для тех, кто уже достиг совершеннолетия. Такие экспонаты размещаются в отдельном пространстве павильона с указателем «18+».

Людмила

Из истории

Создание исторического здания связано с именами пяти известных архитекторов. План строения в виде неправильного четырехугольника еще при Анне Иоанновне был выполнен Петром Ерошкиным, главным архитектором Санкт-Петербурга, создавшим первый генеральный план города.

Первые деревянные лавки вдоль Невской перспективы были построены в 1740-е годы. Решение о строительстве одноэтажного каменного торгового здания взамен деревянных построек было принято в 1748 году.

В 1750-х годах над проектом здания работали Антонио Ринальди и Бартоломео Франческо Растрелли, но проекты обоих архитекторов были отклонены. В 1761 году Екатерина II пригласила в Россию французского архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота. По его проекту с 1761 по 1785 год велось сооружение здания. Завершение строительства стало знаменательным событием в истории российского зодчества.

Это было первое строение в Санкт-Петербурге, созданное в стиле раннего классицизма. Его периметр составляет более одного километра. В нем все было сделано из камня и железа, чтобы избежать пожара. Даже отапливать лавки было запрещено и только в 1837 году в здании оборудовали пневматическую топку.

В 1842 году вместо устаревших масляных горелок в Гостином дворе установили газовые светильники, привлекавшие в магазин горожан, гулявших вечером по Невскому проспекту.

В 1885-1886 годах по проекту архитектора и художника Альберта Николаевича Бенуа был перестроен фасад здания, в результате на нем появилась лепнина и скульптура, а над главным корпусом установили купол.

Фольклор моментально отреагировал на изменение привычного классического вида фасада Гостиного двора, назвав бесцеремонное вмешательство в замысел архитектора «Бенуёвскими переделками». Только во время послевоенной реконструкции фасаду был возвращен его первоначальный вид.

Гостиный двор становится достопримечательностью Петербурга, а также местом развлечения и досуга, где царили свой быт и нравы, законы и обычаи.

Торговые ряды посещали сановники и дворяне, студенты и художники, писатели и поэты. Здесь прогуливался Иван Крылов, Александр Пушкин и Николай Гоголь. В те времена говорили, что Гостиный двор «всегда задает тон».

В обиходе горожан появилось выражение «Гостинодворская галантерейность», обозначавшее елейное и подобострастное обхождение продавцов, что, впрочем, не исключало их хамства. Рассказывали историю о продавцах калачей и пирожков. Один из покупателей пирожков выразил свое недовольство по поводу найденного куска тряпки в начинке, в ответ от торговца он услышал: «А тебе за три копейки с бархатом, что ли?».

Для защиты интересов купцов, охраны лавок и содержания в чистоте помещений избирались Комитет по управлению Гостиным двором и гостинодворный староста.

Гостиный двор был городом в городе, со своими конторами и кладовыми, устроенными на верхних галереях, и оптовыми складами во внутреннем корпусе.

Во время революционных событий окна лавок закрывались досками и торговля прекращалась, но большинство купцов надеялось, что советская власть просуществует недолго и поэтому многие из них прятали свои сбережения в своих лавках. Один из таких кладов – три золотых слитка были найдены в октябре 1965 года. Также во время капитального ремонта фасада Перинной линии в 2003-2004 годах был найден клад из золотых и серебряных монет середины XIX века.

Гостиный двор с давних времен активно пополняет городской фольклор. Так, в советское время появились выражения

  • «Голубой зал» — знаменитый секретный отдел, где одевались партийные деятели и представители местной власти
  • «Галера» – галерея первого этажа Ломоносовской линии и второго этажа Садовой и Перинной линий, где собирались ленинградские фарцовщики и перекупщики
  • У правого входа со стороны Невского проспекта образовался пятачок, где можно было увидеть неопрятно одетых девиц вызывающего вида, которых в определенной среде называли «пятачковыми проститутками».

С этим читают