10 малоизвестных фактов о соборе парижской богоматери (нотр-дам де пари)

История строительства

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:


  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство – Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения , руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка – восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Собор Сакре-Кёр

Рекомендовать место

6

1

Практически из любой точки Парижа видно это величественное белое здание. Любой человек, даже впервые попавший в столицу Франции, ни с чем не перепутает этот красивейший собор. Базилика Сакре-Кёр была названа так в честь католического праздника Святого Сердца Христова, а посвящен этот храм памяти жертв франко-прусской войны.

Строительство было начато в 1875 году на холме Монмартр, в самой высокой точке Парижа (130м). Для укрепления фундамента пришлось вырыть 83 шахты, глубина некоторых составляла 33 метра. Сам собор, высотой 94 метра, решили строить из редкого известняка, который при соприкосновении с водой покрывается особым белым налётом. Вот почему Сакре-Кёр обладает таким уникальным цветом.

Особенно хороша базилика, если смотреть на нее снизу. Можно остановиться на площадке у подножья лестницы из 237 ступеней, ведущей на вершину холма, и увидеть храм во всем его белоснежном великолепии. Лестница приведет к главному входу собора, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа).

С обзорной площадки перед Сакре-Кёр открывается потрясающая панорама Парижа. При ясной погоде вы увидите улочки и бульвары города, а в вечернее время городские фонари и подсветка исторических зданий создадут феерическую картину города-праздника.

Координаты: 48.88679400,2.34304900

Витражи собора

Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.

В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.

Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Симфония в камне

Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.

Внешний облик собора

Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.

Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:

  • портал Богоматери;
  • портал Страшного суда;
  • портал святой Анны.

В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.

Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.

Крыша со шпилем и статуями

Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.

Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.


Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».

Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.

Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.

Колокола

Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.

Портал Девы Марии

Портал Девы Марии находится на левой части западного фасада. Он был построен в 1210-20 гг, после постройки портала св. Анны, но до портала Страшного суда. Согласно церковному преданию, изоюражена смерть Девы Марии, ее вознесение на небо и ее коронация как Королевы Небес. Прямо над двумя дверьми, на нижней перемычке, изображены три пророка слева и три царя из Ветхого Завета справа. Они держат филактерии, показывая, что обещание Бога выполнено: Иисус пришел, чтобы спасти человечество. У головы Марии и у ее ног расположены два ангела, поднимающих ее на небеса. В центре портала — Мария на небесаз — сидит на таком же троне, как и Иисус. Ангел над ее головой венчает ее, а Иисус багословляет и дает ей свой скипетр. Она становится Царицей Небесной, Regina Cæli, перед лицом Небесного суда, состоящего из ангелов, патриархов, королей и пророков.

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.

Кафедральный собор Успения Богоматери

Рекомендовать место

2

1

Кафедральный собор Успения Богоматери (по-французски Cathedrale Notre-Dame-de-l’Assomption) расположен в историческом центре Парижа на Площади Победы. Рядом с Собором находится статуя папы Урбана II, который начал здесь в 1095 году Первый крестовый поход.

Кафедральный собор Успения Богоматери — прекрасный готический собор, до которого здесь находились три христианских храма. Важная особенность собора — уникальный строительный материал вулканического происхождения. Это самый крупный храм из этого особого камня.

Посетив Кафедральный собор Успения Богоматери, вы сможете увидеть внутреннее убранство XIX века и послушаете орган. Также здесь есть прекрасная коллекция живописи XII-XV веков и фрагменты готических фресок.

Трагедия Франции – пожар

Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.

Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.


Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.

На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.

Собор Дома инвалидов

Рекомендовать место

3

Изначально Дом инвалидов представлял собой некий лечебный пункт, пригодный для состарившихся и увечных солдат. Руководил строительным процессом придворный архитектор Либераль Брюан. На работу у него ушло около шести лет. А первое заселение пенсионеров произошло в 1674 году.

В марте, 1676 году дальнейшее строительство Дома инвалидов было перепоручено Жюлю Ардуэн-Мансару, который и ранее принимал участие в возведении здания и занимался помещениями госпиталя и входными павильонами. Строительство продлилось еще почти 30 лет.

Здание состоит из двух частей в одном: церковь для солдат и купольная церковь. В 1873 году его окончательно разделили на две части большой перегородкой из стекла. Со временем Дом инвалидов от части становится музеем: сюда было переправлено из Лувра собрание рельефных планов, и организованно несколько музеев, посвященных армии.

По сей день в здании функционирует отель, который предоставляет жилье инвалидам, служившим во французских войсках и пенсионерам.

Собор Александра Невского

Рекомендовать место

3

Ни для кого не секрет, что в Париже со времён Российской империи проживает большое количество русских. В те времена у русской общины возникла проблема — единственное молельное место располагалось на территории посольства, и едва ли могло вместить даже малую часть верующих.

В 1847-м году главный священник русского посольства в Париже Иосиф Васильев пожелал построить постоянную церковь. После долгой возни с бюрократией французское правительство одобрило проект. Так началось строительство собора Александра Невского. Строительство велось на пожертвования, большая часть которых поступила от русских со всего мира. Удивительно, но к пожертвованиям присоединились и французы.

Собор был освящён 11 сентября 1861 года, а в двадцатом веке был причислен к историческим памятникам Франции.

Главный дом Франции

«Я находился в этот вечер в Париже и был потрясен происходящим, — сказал ТАСС в годовщину события член Французской академии, историк и писатель Жан-Мари Руар. — В огне оказалось главное здание Франции, символ связи с прошлым, часть французской души». Нотр-Дам — не только история, все расстояния во Франции, напомнил ученый, и сегодня измеряются от площади перед собором.

Отрядам спасателей долго не удавалось потушить огонь. Спустя чуть более часа после начала пожара обрушился венчающий собор 93-х метровый шпиль. В момент падения он пробил каменный свод в нескольких местах. Пожарные сосредоточили особые усилия на спасении северной башни, к которой уже добралось пламя. Руководитель спасательной операции генерал Жан-Клод Галле предупредил: «Если одна башня рухнет, другая может обрушиться полчаса спустя».

Архиепископ Парижа монсеньор Мишель Опети в расположенной недалеко от собора часовне Сент-Эньян молился о спасении башен храма и хранящихся в нем реликвий, среди которых — терновый венец Христа.

Как добраться

Но, прежде чем попасть в Средневековье, надо попасть на остров Ситэ.

Даже если мне достается гостиница в нескольких километрах от Собора Парижской Богоматери, я все равно не могу отказать себе в удовольствии дойти до него пешком – не торопясь, по старым улицам и зеленым бульварам, мимо исторических зданий и памятников, знакомых еще по школьным учебникам французского.

Конечно, если вы в Париже в первый раз или приехали с группой, то придется забраться в автобус и ехать «как все». Но Париж не любит тех, кто любит быть как все, и потому, поглядывая из окна автобуса, с городом не перейдешь на «ты». Ну ладно, всякое бывает: вы и вправду боитесь потеряться на незнакомых улицах, или вам просто трудно долго ходить пешком.

Есть хитрый промежуточный вариант – метро: вы то идете, то едете. Ситэ, Нотр-Дам – это еще и нервный узел Парижского метрополитена. Здесь сходятся сразу пять линий метро, а значит, можно без проблем приехать сюда из любого округа Парижа. На самом острове вас ждет станция, естественно, «Ситэ» («Cité»), на левом берегу Сены – «Сен-Мишель» («Saint-Michel», она на снимке внизу), «Клюни – Ля Сорбонн» («Cluny – La Sorbonne»), «Мобер – Мютюалитэ» («Maubert – Mutualité»), на правом – «Пон Мари» («Pont Marie»), «Отель дё Виль» («Hôtel de Ville») и, конечно, крупнейшая пересадочная станция «Шатле» («Châtelet»).

Если решите добираться на метро самостоятельно, без франкоговорящего гида, при этом не зная языка, напомню: во всех французских словах ударение всегда ставится на последний слог. Если будете покупать билет не в автомате, а у кассира, или, чего доброго, заблудитесь «в переходах подземных станций», вам надо будет сказать, куда вы едете. Вот тут-то, произнося название станции, не забудьте про ударение, иначе вас просто не поймут.

Американский собор Святой Троицы

Рекомендовать место

1

1

Собор создан по проекту известной компании, которая построила здание Законодательного суда в Лондоне. Храм сделан в стиле готического Возрождения. В декоре здания присутствуют прерафаэлитские витражи, острые иглы коленопреклонения, на которых изображено 50 государственных цветов, а также висят 50 флагов американских штатов. Пол церкви сделан из дорогого итальянского и бельгийского мрамора.Рядом с Собором стоит мемориальная часовня, посвященная погибшим американцам во Второй мировой.

Сейчас американский храм работает в качестве прихода. Службы ведутся на английском языке. Но не смотря на это, Собор является в первую очередь резиденцией епископа Епископальной церкви в Европе.

Американский Собор Святой Троицы запечатлен на картине великого художника. Оригинал картины Жана Беро «После службы в церкви Святой Троицы, Рождества 1890 года» хранится в Музее Карнавале.

Период восстановления


Реставрационные работы начались только в 1841 году, через десять лет после издания драмы Гюго. Руководил реставрацией архитектор Виолле-ле-Дюка. И тогда Храм был модернизирован: появились новые фигуры и элементы. Именно Виолле-ле-Дюка придумал украсить Собор химерами, которых можно увидеть на фасаде здания. Их функция декоративная и, если так можно выразиться, психологическая, ибо эти ужасные чудовища олицетворяют человеческие пороки и грехи.

Зато гаргульи, которые были установлены на Соборе еще в средние века, выполняли функции «украшения» водосточной трубы. Кстати, они были изготовлены из очень прочного материала — известняка, который добывали тут же, в Сене. Несмотря на свой «почтенный» возраст, они отлично сохранились.

Возможно, именно эти крылатые монстры сподвигнули Виолле-ле-Дюка на создание химер: он сам их нарисовал, а изготовил скульптор Жоффруа Дешома. На каменных чудовищ можно полюбоваться ближе, если пройти на галерею химер. Для этого нужно преодолеть пешком около 400 ступенек наверх. Но разве это не отличный повод взглянуть с высоты на Париж, и увидеть, как возвышается над городом другая достопримечательность – Эйфелева башня?!

Реставрационные работы длились около 23 лет, когда пришлось заменить разбитые статуи и водрузить на Собор 90-метровый шпиль. Тогда же было решено снести все дома, примыкающие к Храму, чтобы не портить его обновленный вид. На месте старых построек появилась эффектная площадь.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Собор находится в центре города, поэтому без труда можно воспользоваться метрополитеном, следует выходить на следующих станциях:

  1. Hôtel de Ville находится в двух минутах неспешной ходьбы. Сесть нужно на поезд линии 1 или 11;
  2. St-Michel, линия 4;
  3. Châtelet, линия метро 7 или 14;
  4. Cluny – La Sorbonne, линия 10.
  • Удобный и, главное, быстрый вариант — электропоезд RER. Они ходят от центра к окраинам. Чтобы добраться сядьте на поезд линии В и С. Выходить нужно на станции с одноимённом названием Saint-Michel – Notre-Dame.
  • Кроме подземного, можно воспользоваться и общественным наземным транспортом, а именно городским автобусом. Через центр проходят следующие маршруты: 21, 21.27, 47, 85, 96.
  • И последний вариант, хотя он самый дорогой — такси. Даже если вы не знаете французского языка просто ткните пальцем в карту на нужное место, и таксист с ветерком доставит вас в пункт назначения.
  • А самое приятное времяпрепровождение — пешая прогулка, с осмотром самых интересных памятников культуры города.

Можно войти?

Приехали

Или все же пришли? Не важно. Главное – мы стоим возле потрясающего, величественного Собора Парижской Богоматери

Конечно, сначала хочется полюбоваться его архитектурными изысками снаружи, а уж потом окунаться во мрак почти тысячелетней истории.

Любуйтесь на здоровье, только сперва займите очередь. Или две: одну – собственно в собор, а другую – на крышу. Вход в сам Нотр-Дам без гида – бесплатный, но наверх даром не пускают. Подняться на крышу с экскурсоводом стоит 15 евро за право полтора часа любоваться видами Парижа, без экскурсовода – 8,5 евро за 45 минут. Группам – скидка 2 евро на человека (то есть со скидкой выходит 6,5 на душу), детям и подросткам до 18 лет – бесплатно, если они с родителями. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март за вход наверх денег не берут. Очередь желающих попасть именно в собор упирается в правый портал (святой Анны), а жаждущие воспарить над парижской суетой выстраиваются вдоль левой стены Норт-Дам.

Оставьте в очереди товарища и гуляйте себе, любуйтесь. Только менять своего постового не забывайте – все же счастливого мгновения у входа в собор иногда приходится ждать часа полтора, а у выхода на крышу – даже два. Конечно, можно сделать вид, что вы инвалид, и попросить друзей взять вас под руки, чтобы пройти всем троим без очереди, либо с папкой под мышкой сыграть роль вечно спешащего чиновника французского минкульта, либо и вовсе прикинуться жителем экзотической страны, который не понимает никакого языка, кроме родного, — и вперед! Но ведь могут и разоблачить. Хотя второй вариант у меня однажды сработал…

Сразу надо сказать покорителям высот Собора Парижской Богоматери: стоит заранее подумать, выдержите ли вы подъем в 422 ступени по узкой винтовой лестнице, на которой нет пути назад, ибо его преграждают такие же отчаянно смелые люди, как вы. И еще: лифтов и туалетов тут не предусмотрено – храм все-таки.

Собор открыт ежедневно: с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 18.30. В июле и августе по пятницам и субботам Нотр-Дам работает до 23.00. Но в любой день посетителей прекращают пускать за 45 минут до закрытия, а при большом наплыве народа это время может быть увеличено. В плохую погоду на крышу могут и не пустить ради вашей же безопасности. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – собор закрыт.

История. Луч света из мрачного Средневековья

Христианские храмы, как правило, строились на месте «языческих капищ». В случае с Нотр-Дам все еще интересней: сначала тут возвели римский храм Юпитера, затем древнехристианскую церковь, потом базилику Святого Стефана, самого первого христианского мученика, погибшего за веру всего двумя годами позже распятия и воскресения Иисуса Христа, после, во время правления каролингов, – собор, а на его месте – романский кафедральный собор. И уже его камни легли в фундамент собора во имя Божией Матери Парижской. Строительство храма началось в 1163 году повелением короля Людовика VII Французского, а закончилось спустя без малого два века – в 1345-м.

Как и все готические соборы, Нотр-Дам легко узнать по витражу-розе (на снимке вверху), шпилю и двум башням (одну из которых, если верить роману Франсуа Рабле, использовал в качестве кафедры великан Гаргантюа). Над тремя величественными порталами (слева – портал Богоматери, справа – святой Анны, в центре – портал Страшного суда) – они на фото внизу – расположена галерея с 28-ю статуями библейских царей. Много лет они наблюдали сверху за венчанием королей и королев, коронациями и помпезными похоронами монархов, а в 1302 году – за самым первым заседанием Генеральных Штатов, как назывался тогда парламент Франции.

Но в 1789-м грянула Великая французская революция и не пощадила монархов – ни живых, ни каменных: мало было отрубить головы королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте – Робеспьер приказал обезглавить еще и «каменных королей, украшающих церкви». И 28 царей иудейских были низвергнуты с фасада Нотр-Дам, а сам собор объявлен «Храмом Разума».

Лишь в 1802 году, с приходом к власти Наполеона Бонапарта, собор вернули церкви и вновь освятили. В середине XIX века Нотр-Дам отреставрировали, галерею королей в том числе. А в 1977 году часть статуй нашлась под жилым домом. В бурные революционные годы некий парижанин выкупил их как камни для фундамента своего нового дома, а на самом деле просто спрятал. Но, видно, не дожил до лучших для собора времен…

Во время реставрации собору не только вернули утраченное. Он получил даже то, чего у него никогда раньше не было: вокруг нового дубового 96-метрового шпиля, покрытого свинцом, появились бронзовые статуи четырех евангелистов и их символов – Марк со львом, Матфей с ангелом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Помимо устрашающих гаргулий, и прежде украшавших концы балок и водосточных труб, на крыше собора появились химеры – полулюди-полуживотные, полуптицы-полузвери.

Французские писатели помогли сохранить Нотр-Дам в том виде, в каком мы видим его сегодня. Виктор Гюго написал свой роман «Собор Парижской Богоматери» с одной целью – защитить храм, судьба которого в конце 1820-х годов только решалась: одни предлагали кардинально осовременить его, а другие – и вовсе снести. Роман Гюго словно разбудил всех не равнодушных к собственной истории и культуре французов, и собор отстояли.

Уже позже, когда началась реставрация, другой писатель – Проспер Мериме – добился, чтобы витражи огромных окон собора выполнили из цветных стекол, как то было раньше, а не из белых. Может быть, оттого внутри собора всегда царит сумрак, а порой не видно даже сводов, зато ощущение, что ты попал в Средневековье, — полное. Только почему-то так светло при этом на душе.

Миллионы на восстановление

Реликвии удалось спасти, но собор, являющийся шедевром готического зодчества XII столетия, сильно пострадал из-за пламени. «Мы обязательно отстроим этот собор и сделаем его еще прекрасней», — заявил президент Франции Эмманюэль Макрон. — Я хочу, чтобы восстановление было завершено через пять лет, и это в наших силах».

Нотр-Дам, как и другие главные соборы Франции, находится в собственности государства. В минувшие месяцы в ходе дискуссий в Национальном собрании и в Сенате был принят законопроект о консервации и реставрации здания. Восстановлению подлежит все, что погибло в пожаре. Предстоит реконструировать значительную часть кровли, перекрытий, сводов.

Первые пожертвования на восстановление начали поступать сразу же. Среди крупных спонсоров — семьи известных промышленников и финансистов Арно, Бетанкур-Мейер, Пино, решившие выделить на нужды реконструкции в общей сложности полмиллиарда евро. Индустриальная группа Total объявила о взносе в €100 млн.

Год спустя ведомство, занимающееся консервацией и восстановлением собора, может опереться на обещания и обязательства на общую сумму в €902 млн. Согласно данным, сообщенным Центром национальных памятников, правомочным вести сбор пожертвований, из этих средств €188 млн уже получены и оприходованы,


С этим читают