Большой гатчинский дворец

Содержание

Большой Гатчинский дворец и кино

В XX и XXI веках Гатчинский дворец стал служить съёмочной площадкой. Его здание и интерьеры «приняли участие» в съёмках нескольких отечественных фильмов. В их числе: «Левша», «Юнкера», «Три мушкетера», «Суворов», «Шаги императора», «Бедный, бедный Павел», «Андерсен. Жизнь без любви», «Серебряный самурай», «Война и мир» и другие.


Внешний вид и интерьеры Большого Гатчинского дворца всегда привлекали внимание кинематографистов и других деятелей искусства. Замковая архитектура и внутреннее убранство нередко становились декорациями при съёмках художественных фильмов, ставшими знаменитыми

Привлекательность Гатчинского дворца-музея очевидна, сюда массово тянутся туристы со всего света.

Экскурсии по Гатчинскому дворцу

Стоимость индивидуального экскурсионного обслуживания на русском языке — 1200 руб., на иностранном языке — 1800 руб. (без учета музейного билета). Доплата за экскурсионное сопровождение по групповым сеансам — 70 руб. с каждого посетителя.

Даты и тематики групповых экскурсий

Пианино фирмы «Лихтенталь» в Кленовой гостиной, Ирина

Кроме традиционных туров, проводятся театрализованные игры-экскурсии для групп от 5 до 25 человек. Их стоимость составляет 3000-7000 руб. Для детей школьного возраста предусмотрен целый ряд интерактивных программ по цене от 250 руб./чел. В каждом случае требуется покупка входного билета.

Гатчинский дворец до революции 1917 года

В 1801 году, после смерти Павла I, Гатчина отошла его вдове Марии Фёдоровне, которая в 1809—1811 годах вместе с архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным произвела небольшие переделки во дворце. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».

В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф. Когда дворец принадлежал императору Николаю I, в нём произошли существенные изменения. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года состоял в должности главного архитектора Министерства императорского двора.

Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. Вследствие изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.

В 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны. Это были последние крупные работы по перестройке Гатчинского дворца, при следующих владельцах проводился лишь необходимый текущий ремонт.

На плацу 1 августа 1851 года был установлен памятник владельцу дворца — императору Павлу I, отцу Николая I. При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон. В здании заменили водопровод и канализацию; на смену печному отоплению пришло калориферное.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Белый зал

Площадь зала — 250 кв. м. Вместимость  80 человек при банкетной рассадке

150 человек фуршетом

110 человек — концертное мероприятие. 

Стоимость услуги по запросу.

Александровская приемная

Уважаемые посетители! Александровская приемная закрыта на реставрацию. Справки по тел.: +7 (81371) 216 88. Вам импонирует уютное семейное торжество? Предлагаем комплекс залов в бывших покоях императора Александра III Александровская приемная.

К услугам гостей 3 зала общей площадью 300 кв. м:

  • зал для праздничного торжества,
  • буфетный зал — прекрасное место для приветственного напитка,
  • башенный кабинет. 

Вместимость 

80 человек при банкетной рассадке

200 человек фуршетом

110-150 человек рассадка театр Стоимость услуги — от 20 000 руб.

Голландские сады

В непосредственной близости от дворца вас ждут регулярные сады с четкой планировкой, окружённые «зелеными кулисами» вековых деревьев, которые позволят вместить угодное вам количество гостей. Голландские сады террасами спускаются к Карпину пруду, который выгодно отделяет их от Дворцового парка.

Стоимость услуги — от 20 000 руб. Возможен заказ шатра.

Собственный сад

Уютный уголок, расположенный у самых стен дворца с аллеями-берсо, яркими цветниками и белоснежной итальянской скульптурой 18 века, может стать оригинальным местом для парадного обеда или живописным фоном для выездной регистрации брака.

Стоимость услуги — в будние дни от 90 000 руб., в выходные дни от 100 000 руб. Возможен заказ шатра.

Длинный остров

Самый живописный из островов Гатчинского парка протяжённостью более одного километра сможет стать прекрасным местом для выездной регистрации брака, так как именно отсюда открываются великолепные виды, способные сделать вашу церемонию неповторимой. Стоимость услуги — от 10 000 руб. Возможен заказ шатра.

Остров любви

Тихий уголок Франции в Гатчине — самое романтичное и уединенное место парка. Попасть на остров можно по ажурным мостикам, перекинутым через канал, или причалить на лодке. Изысканный интерьер Павильона античной богини любви, спрятанный в нежно-зеленой шкатулке легкой парковой постройки, создаст идеальное настроение для торжественного и в тоже время очень личного события — свадьбы. Вы можете запланировать фотосессию, регистрацию брака или свадебный банкет. В любом случае чарующая атмосфера любви останется с вами на долгие годы.

Стоимость услуги — от 50 000 руб. Возможен заказ шатра. Свой брак вы можете зарегистрировать в ближайшем ЗАГСе, а торжественную регистрацию провести в нашем дворце.

Список ближайших ЗАГСов:

— ЗАГС Ленинградской области отдел Гатчинского района, Гатчина, ул. Хохлова, 6А, (81371) 3-33-00. — Дворец бракосочетания № 3, Пушкин, ул. Садовая, 22, 576-10-30 576-10-31. — ЗАГС Отдел Петродворцового района, Петродворец, ул. Аврова, 4/11, (812) 450-50-23. — ЗАГС Отдел Красносельского района, Санкт-Петербург, просп. Ветеранов, 131, (812) 736-68-15. — Управление Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГС) Ленинградской области районные отделы ЗАГС отдел Тосненского района, Тосно, просп. Ленина, 45, (81361) 2-68-62. — ЗАГС Отдел Московского района, Санкт-Петербург, Московский просп., 194, (812) 388-09-74. — ЗАГС Отдел Фрунзенского района, Санкт-Петербург, просп. Славы, 31, (812) 701-88-88.

Гатчинский дворец-музей

В мае 1917 года Временным правительством был издан Указ о создании в городах дворцового ведомства Петергофе, Царском Селе и Гатчине художественно-исторических комиссий «для приёма, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений».

Открытие Гатчинского дворца-музея состоялось 19 мая 1918 года. Гатчинский замок открылся для посетителей, для всех желающих — широкой публики. После этого каждый житель нашей страны мог увидеть интерьеры, в которых жили цари. Сохранились данные о посещаемости дворца в первые годы после его открытия.

Максимальное число посетителей было зафиксировано в 1921 году — более 21 000 человек. С тех пор и до Великой Отечественной войны Большой Гатчинский дворец был крупнейшим из дворцов-музеев, расположенных в пригородах Санкт-Петербурга. Его часто называли «пригородным Эрмитажем».

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. И лишь в 1976 году дошла очередь до реставрации дворца в Гатчине. Но уже спустя 9 лет, в 40-й юбилей Победы нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войне — 8 мая 1985 года, для посещения открылись первые парадные залы ХVIII века — Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

В 1993 году был расчищен подземный ход, который стал легендой замка, и снова, о чудо, здесь зазвучало эхо. В мае 2010 года после реставрации открылся обновлённый Павильон Венеры, а следом за ним, в октябре, был восстановлен уникальный Водный лабиринт.

Цены на билеты в Гатчинский дворец в 2020 году

Стоимость посещения постоянных экспозиций Гатчинского дворца:

  • для взрослых — 400 руб.;
  • для учащихся школ и студентов — 200 руб.;
  • для людей старше 65 лет — 200 руб.;
  • для семей (2 взрослых с детьми) — 1000 руб.

Тронная Павла I, Константин


Родители могут воспользоваться уникальной возможностью знакомства ребенка с историческими материалами в игровой форме. Взятый в аренду за 250 рублей (+входной билет) «Музейный сундучок» раскроет множество тайн, станет сказочным проводником по дворцовым залам и даже переносным стульчиком или столиком. Программы различаются уровнем сложности и рассчитаны на детей 5–8 и 9–12 лет. Залог за «Музейный сундучок» составляет 1000 руб. Программа доступна со среды по воскресенье с 11:00 до 16:00.

Аудиогиды с обзорной экскурсией по Гатчинскому дворцу и с прогулкой по комнатам, где проживала семья императора Александра III, обойдутся по 200 руб. В качестве залога нужно оставить либо 2000 руб., либо водительское удостоверение.

Кабинет императора Александра III, Ирина

По «Карте гостя Санкт-Петербурга» вход в музей предоставляется бесплатно.

Право на фото-, видеосъемку в Гатчинском дворце:

  • любительская — 100 руб.;
  • свадебная фотосессия — 2000 руб.

Доступ к экспозициям в парке (Собственный сад, павильоны) и Приоратском дворце оплачивается отдельно. Цены на билеты можно уточнить здесь.

Подробно о льготах и праве бесплатного входа указано на интернет-странице дворца-музея.

Вид на Дворцовый парк, Ирина

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

История появления и строительство

Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.

Особенности здания

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.


Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками

На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность»

Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.

Перестройка во времена Николая I

Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.

Гатчинский дворец императора Павла I

Работы по расширению служебных помещений имеющегося дворца по решению Павла I начались в 1796 году, их проводил архитектор Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Стены также появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Обустройство комнат для семьи Павла I в главном корпусе дворца и в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) было начато в 1797 году. Помимо этого, занятую газонами площадь перед дворцом превратили в плац и окружили бастионной стеной. Со стороны парка на прилегающей к дворцу территории был разбит небольшой Собственный сад.

Назначенный Павлом I в 1799 году главный архитектор Гатчины Андреян Дмитриевич Захаров закончил надстройку Кухонного каре; по его проекту во дворце на месте существовавшей ещё с орловских времён старой церкви, в 1800 году возвели новую церковь.

История

Время строительства Большого Гатчинского дворца приходится на 1766–81 гг. Территория мызы была приобретена Екатериной II у князя Бориса Куракина и подарена за год до начала работ графу Григорию Орлову. Это была одна из благодарностей императрицы за участие ее фаворита в организации дворцового переворота, случившегося в 1762 г.

Архитектором был выбран итальянский мастер Антонио Ринальди, успевший прославиться своими работами не только на родине, но и в России.

Строительство дворца продвигалось неспешно. Коробка была возведена в 1768 г., оформление экстерьера закончилось в 1772 г., а внутренняя отделка затянулась до 1781-го. За 15 лет Екатерина II не единожды наведывалась в Гатчину, чтобы лично ознакомиться с ходом продвижения работ. После смерти Орлова в 1783 г., она вновь выкупила Гатчинскую мызу, но уже у графских наследников и подарила ее своему сыну, будущему императору Павлу I.

Тронный зал вдовствующей императрицы, Константин

В 1801 г. Гатчинский дворец вместе с угодьями перешел к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Еще при жизни она распорядилась о порядке дальнейшего наследования загородного комплекса. Сначала он должен был перейти в вечное пользование Николаю I, а затем — к его прямым потомкам по мужской линии.

Первый раз Гатчинский дворец стал официальной императорской резиденцией в 1796 г. при Павле I. Второй раз это случилось в 1881 г. при императоре Александре III.

После отречения Николая II от престола, Временным правительством было принято решение о переводе императорских дворцов в статус национальных музеев. В дальнейшем его поддержали пришедшие к власти большевики. Гатчинский дворец открыли для широкой публики в мае 1918 года.

Голые стены Чесменской галереи, Константин

Основные события:

  • июнь—август 1941 г. — в Удмуртию и Ленинград эвакуировано почти 12000 экспонатов музея. Остальные были спрятаны в подвалах и захоронены в парке;
  • август—сентябрь 1941 г. — дворец поврежден в результате немецких бомбардировок;
  • до января 1944 г. — период гитлеровской оккупации. Перед отступлением немецких войск здание было сожжено и заминировано, найденные ценности частично вывезены в Германию, частично — уничтожены;
  • 1948 г. — проведен минимальный объем восстановительных работ. Вопрос о реконструкции музея отклонен безоговорочно;
  • 1950–59 гг. — размещение во дворце Военно-морского училища и ВНИИ;
  • 1960 г. — исключение объекта из списков архитектурных памятников;
  • 1970-е — восстановление статуса архитектурно-исторического памятника;
  • 1976 г. — начало реставрационных работ;
  • 1985 г. — открытие для посетителей первых трех дворцовых залов и одной постоянной выставки.

После отклонения вопроса о воссоздании Гатчинского дворца-музея, сохраненные экспонаты были переданы 24 музеям. В родные пенаты уникальные предметы возвращаются с большим трудом. До сих пор многие из них находятся в «чужих» экспозициях.

Парадная столовая и Охотничий сервиз XVIII века, Ирина

Гатчинский дворец графа Орлова

Григорий Орлов самолично взялся за возведение дворца. Для разработки проекта граф и Екатерина II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его работа удачно сочетала в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства:

По завершению строительства Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Санкт-Петербурга. Это было здание, которое состояло из 3-х связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.

Главный корпус был соединён двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, что всё вместе представляло собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами. По их углам располагались восьмиугольные башни.

Фасад дворца был облицован парицким известняком, который добывали близ Гатчины, в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня.

Вот дворце Григорий Орлов прожил недолго, графу не удалось в полной мере насладиться красотой и уютом его интерьеров. После его смерти, у его братьев в начале 1783 года Гатчину обратно выкупила Екатерина Великая и подарила в 1783 год своему сыну — великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Маршрутки до Гатчины

От Московской площади рядом с метро Московская до Гатчины идут маршрутные автобусы К-18 и К-18А и К-100. Стоят по 90 рублей (на начало 2020 года). Кроме того, от этого же места идет и такси на несколько человек, стоит так же, но доезжает быстрее.

Найти остановку просто. Выйдя из метро Московская и стоя на Московском проспекте, вы видите вдалеке вот эту стелу:

Это стела на площади Победы. Вы разворачиваетесь к ней спиной и идете прямо по проспекту метров 100-150 до тех пор, пока не увидите памятник Ленину и вот это здание (к слову, оно строилось для горкома Ленинграда и местных советов депутатов, то есть должно было выполнять ту функцию, которую сейчас выполняет Смольный):


Остановка коммерческих автобусов находится прямо у главного входа в это здание, позади памятника Ленину. На фотографии, если присмотреться, их даже видно.

Если вас интересует Гатчинский дворец, то вам лучше всего подойдет К-18А. Он идет прямо до дворца. Даже водителя не надо просить подсказать остановку, мимо дворца можно проехать только в случае, если все окна в автобусе сурово запотели или покрылись толстым инеем. Остановка в обратную сторону находится через дорогу. Без пробок автобус летом доезжает за 40 минут, зимой и с пробками может быть подольше.

Автобус 18 идет похожим маршрутом, но проезжает мимо дворца метров в двухстах. Если вдруг вам пришлось ехать именно на К-18, то запомните вот эту фотографию.

Это обелиск на площади Коннетабль.

Выходите перед обелиском; если стоять перед ним (спиной к направлению, откуда вы прибыли), то направо идет улица (Красноармейский проспект), выходящая прямо ко дворцу.

Маршрут К-100 при въезде в Гатчину вообще отклоняется от направления на дворец, его конечная остановка – Варшавский вокзал.

Маршрутка К-631 стартует от метро Проспект Ветеранов с Дачного проспекта. Из метро по указателям вам надо выйти на на Дачный проспект. Там, возле магазина «Строитель» (Бульвар Новаторов д.20, к.2, лит.А) и останавливается 631-й.

Правда, если у вас есть выбор, мы вам не рекомендуем на К-631 путешествовать. Она собирает кучу остановок по своему длинному пути через Красное село, идет без пробок летом 1 час 20 минут. Да и дорога так себе. В общем, она вам пригодится только если вам нужно добраться до места, которое пролегает по ее пути. Ну и до дворца напрямую она вас не довезет, выгружаться придется примерно за километр до него на остановке «Улица Соборная». Стоит в 2020 году 90 рублей.

Есть до Гатчины и социальный маршрут за 80 рублей (2020 год). Автобус 431, идет от улицы Костюшко через станцию метро Московская, делает небольшое кольцо и через Пулковские высоты в Гатчину. Он проезжает мимо остановки «Улица Соборная», но, не доезжая до дворца, сворачивает в другую сторону — Варшавского вокзала. Мы на нем не ездили, но легко догадаться, что социальный маршрут, который тормозит на каждой остановке, доступен самым терпеливым и располагающим большим количеством времени пассажирам, которым к тому же нет потребности в Гатчинском дворце. В пути согласно Яндекс-расписанию находится около часа. Вот его маршрут и остановки:Санкт-Петербург, метро Московская — Площадь Победы — Дунайский проспект — Гипермаркет «О/Кей» — ТЦ «Метро» — Ж/д платформа Аэропорт — ТРЦ «Пулково-3» — Пулковская обсерватория — Цветочный питомник — Рехколовское шоссе — Киевское шоссе/Пушкин-Красное Село, поворот – Новокондакопшино – Дони – Зайцево – Ижора — Большое Верево — Малое Верево — Вайя, 13 — Вайя, 9 — ТЦ «О’Кей» — Гатчина, Въезд – Гатчинсельмаш – Кирха- Стадион «Спартак» — Соборная улица / парк — Музыкальная школа — Улица Леонова / Улица Чкалова — Гатчина, Варшавский вокзал.

Особенности местности. Если вам нужен парк, а сам Гатчинский дворец не интересует (как, например, многих петербуржцев), выходите из автобуса на остановке «Улица Соборная». Мимо этой остановке проходят коммерческие маршрутки 631, 18 и 18А. Вход в парк расположен прямо здесь же.

Улица Соборная – основное тусовочное место Гатчины (на фото ниже).

Она частично пешеходная, здесь расположены офисы сотовых операторов, магазины и прочие такие заведения. Здесь же находится единственный обнаруженный нами сетевой фаст-фуд – Hesburger. Кстати, с Wi-Fi.

Парк, расположенный рядом с Гатчинским дворцом, большой-пребольшой. Неплохо обустроен, много уток и бегунов.

Народу бывает также много, но эффект масштаба дает о себе знать – всё одно населенность пореже, чем в Пушкине или Петергофе. Петербуржцы обычно для прогулок берут с собой из города чего-нибудь поесть и выпить и устраивают тут пикник.

Если не хотите заниматься поездкой и заказывать экскурсии самостоятельно, то доверьте это профессионалам. Экскурсии по Гатчине продаются вот здесь:

Дворцовые интерьеры

Гатчинский дворец не раз менял убранство. Реконструировались:

  • Мраморная столовая.
  • Тронная Павла I.
  • Аванзал.
  • Малиновая гостиная.
  • Парадная опочивальня.
  • Овальный будуар.
  • Туалетная комната.
  • Комнаты семьи Александра III.

Архитекторы воплощали в жизнь новые веяния и приспосабливали резиденцию под растущие потребности владельцев. Интерьеры дворца создавались в два этапа. Первый архитектор Антонио Ринальди украшал залы тонкой изысканной лепкой, наборными паркетами из ценных пород дерева. Стены декорировались стилизованными цветами, плодами, побегами.

Второй архитектор Винченцо Бренни оформил залы по-новому, сочетая строгие античные архитектурные формы с барочной пышностью. Лепка и позолота, включенная в сложные композиции, смотрелась богато и изысканно. Драпировки и гобелены – торжественны и загадочны.

Архитектура

Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В общий комплекс входят:

  • центральный корпус;
  • 2 полуциркулярные галереи;
  • 2 служебных каре с внутренними двориками — Кухонное и Конюшенное (Арсенальное);
  • две 5-тигранные башни — одна с часами, другая (сигнальная) с громоотводом.

Здание располагается на возвышенности, поэтому явно доминирует над всей округой. Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею. Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком.

В целом планировка строения органична, каждый архитектурный элемент расположен на своем месте. Фасады украшены пилястрами, полуколоннами, оригинальными парапетами и аттиками, замковыми камнями и рельефными сандриками. Поэтажные деления подчеркнуты антаблементами.

Коллекции Гатчинского дворца-музея

Ещё при первом владельце Гатчинского дворца — Григории Орлове началось формирование коллекций музея. Граф собирал охотничье оружие, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских и восточных мастеров.

Когда Гатчинский дворец перешёл во владение великого князя Павла Петровича, последнему и стали принадлежать все коллекции Орлова. С 1796 по 1917 год дворец служил императорской резиденцией. В течение всего этого времени коллекции Гатчинского дворца постоянно пополнялись его владельцами.

После Октябрьской революции Гатчинский дворец открылся как музей. Уникальный факт состоит в том, что до Великой Отечественной войны дворец-музей оставался самым крупным из всех пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Причём, дворец-музей был лидером как по площади, так и по количеству художественных ценностей — в его фондах насчитывалось свыше 54 000 экспонатов.

После Великой Победы все спасённые экспонаты из пригородных музеев собрали в Центральном хранилище музейных фондов. Из ценностей Гатчинского дворца-музея сохранилось чуть более 16 000 предметов.

В 1976 году начали реставрировать Гатчинский дворец, после открытия которого в мае 1985 года в его экспозицию вернулись немногим больше 8 000 экспонатов. Работа по возврату спасённых произведений продолжается по сей день. Пока некоторые из предметов находятся в распоряжении других музеев. Восполнение утраченных коллекций не прекращалось и ведётся поныне.

В настоящее время в его коллекции содержатся гравюры, литографии и фотографии; металлические изделия и оружие; предметы мебели, ткани и костюмы; редкая книга и научный архив; живопись, акварели и рисунки; нумизматика и старинные чертежи; бытовое собрание, фарфор и стекло; скульптуры и драгоценности, включая сами интерьеры, по которым проводят экскурсии.


С этим читают