8 самых красивых фонтанов рима

История строительства

В 1644 году главой Папского государства становится Иннокентий X. Будучи выходцем из знатной семьи Памфили, Иннокентий был приверженцем роскошных монументальных строений. На площади, которая впоследствии будет именоваться Навоной, по инициативе папы Римского началось воздвижение семейной резиденции понтифика, базилики и красивейших палаццо. Иннокентий X рассматривал этот квартал, как двор перед своим особняком


Поэтому уделялось особое внимание декорированию и облагораживанию этой территории

Папа Римский решил установить на площади огромный египетский обелиск с величественным фонтаном. Данная композиция должна была символизировать торжество католической церкви над язычеством, а также ещё больше возвеличивать Иннокентия X. Многие архитекторы стремились предложить свои проекты, но ни один из них не отвечал папскому замыслу. В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини. Первоначально первосвященник категорически отказывался от услуг зодчего по причине того, что тому покровительствовал предыдущий папа Урбан VIII, с которым у Иннокентия X ранее были напряжённые отношения.

Легенда гласит, что когда папа Римский прогуливался по площади, хитроумный Бернини разложил на его пути эскизы задуманного фонтана рек. Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. По замыслу мастера скульптуры должны были олицетворять миссионерскую деятельность католической церкви на всей Земле. Идея зодчего заинтересовала папу Римского, тем, что фонтан визуально провозглашает первосвященника владыкой всего мира. Гениальному архитектору была сразу предоставлена честь возглавить строительство фонтана четырёх рек.

Амбициозный проект предполагал большие финансовые затраты, поэтому Иннокентий X ввёл для граждан непопулярные налоги на хлеб, мясо и соль. Это вызвало недовольство римлян. Бернини трудился с большой группой своих учеников. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Бассейн со скульптурами и обелиском расположен напротив базилики Святой Аньезе, архитектором которой являлся Франческо Борромини — заклятый враг Бернини.

Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Согласно слухам, фигуры фонтана вроде демонстрируют своим внешним видом презрение к творению Борромини. Одна из фигур обращена спиной к церкви, а голова другой скульптуры закрыта накидкой, чтобы не видеть храм. Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики.

Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку в строительстве фонтана, в результате чего в ёмкость не поступала вода. Борромини разобрался с причиной, из-за которой фонтан не работал. Он с нетерпением ожидал провала своего конкурента. Однако, на торжественном открытии монументального сооружения вода всё же наполнила скульптурное произведение. Бернини удалось исправить недочёты благодаря полученным подсказкам от служанки Борромини, которая тайно выкрала верные расчёты хозяина.

Творение рук Бернини — фонтан «Четырех рек»

Бродя по узким улочкам, невозможно отказать себе в роскоши — посетить любимое место римлян — знаменитую площадь Навону, на которой размещены удивительные архитектурные шедевры и потрясающие по красоте фонтаны детище легендарного итальянского художника и архитектора Лоренцо Бернини — отца барокко, окрещенного «вторым Микеланджело». Одержав победу над мрамором, сделав его подобным воску, художнику, по его утверждению, удалось соединить скульптуру с живописью.Подходя к знаменитому фонтану «Четырех рек», уступающему разве что Треви, исчезают слова, а глаза выражают изумление и восторг от созерцания невероятной по красоте «сказки в мраморе». Обросший множеством легенд, фонтан, словно магнит, притягивает туристов. В нем ощущается сила и могущество обласканной солнцем Италии. В центральной части композиции возвышается на постаменте 16-ти метровый обелиск, привезенный императором Каракаллой, увенчанный голубкой с веткой оливы, символизирующий победу католичества над язычеством. На четырех гранях изображены римские императоры в одежде египетских фараонов. Долгое время этой колонне приписывали египетское происхождение, но она оказалась подделкой. Ее окружают четыре божественные фигуры, являющиеся символами мировых водных артерий, соединяющих континенты. Скульптура Дуная — символ Европы, тянется руками к стене обелиска, руки священного индийского Ганга, символизирующего Азию, сжимают весло. Голову Нила, представляющего Африку, загадочно прикрывает покрывало, поскольку в то время были неизвестны его истоки. Смущает и вызывает недоумение последний персонаж Рио-де-ла Плата, олицетворяющий Америку. Перед глазами туристов предстает фигура мавра, усыпанная золотыми монетами, с ужасом в глазах отпрянувшая от вышки. Что напугало его? Ходили слухи, что причиной послужила церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, выстроенная соперником, но они не оправдали себя, поскольку собор возвели несколько позже. Испугала змея, покушавшаяся на золото. Здесь каждую из статуй сопровождает определенный зверь: рядом с Азией находится лошадь, с Африкой — царь пустыни лев, всех окружает дикая экзотическая растительность.

История

Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования.

Стадиона Домициана вписанный в современную пьяцца Навона

Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым.

К V веку место пришло в упадок , а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади.

Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня.

Навона в XVII веке на картине неизвестного художника


Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.

Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.

Как добраться

Фонтан Четырех рек расположен в историческом центре Рима. Он находится в небольшом отдалении от остановок транспорта, однако прогулка до него доставит удовольствие.

На общественном транспорте

От основных станций метро до фонтана можно доехать на автобусе. Со станции на площади Барберини (Piazza Barberini) следует автобус № 492. От станции Termini (линия, А) автобус № 70. От станции Colosseo (линия В) следует автобус № 87. Также до площади Навона можно добраться на автобусах маршрутов № 30, 81, 116 и 628.

Схема проезда от площади Барбени до площади Навона на автобусе №492

На такси

В Риме, впрочем, как и в любом туристическом городе, следует пользоваться услугами только легальных такси. Это белые машины с наклеенным номером лицензии. Вызвать такси можно по телефону, через приложение или сесть в машину на официальной стоянке. В Риме работает Uber, местные популярные такси — Cooperative Radiotaxi, Cosmo, La Capitale.

Видео Фонтан четырех рек

Фонтан Четырех Рек — описание

Фонтан Четырех Рек выполнен в стиле барокко. Как и желал Иннокентий X, в центре фонтана находится обелиск Каракаллы, а вокруг него расположены прекрасные скульптуры. Появление этой колонны в Риме долгое время относили к I веку, но удалось выяснить, что принадлежит она к тем временам, когда при власти был Домициан. По сути, это подделка древней египетской колонны, ее нашли на ипподроме в 1644 году. Длина каменной глыбы, вероятно, пострадала и то, что сохранилось до сегодняшнего дня, имеет высоту 16 метров 54 сантиметра.

Грани обелиска украшены изображениями римских императоров в одеяниях египетских фараонов. Считается, что он символизирует победу христианства. Кроме того, на столбе есть фамильные гербы Памфили, голубь с ветвью оливы.

Экспозиция фонтана – это фигуры духов, или богов, таких рек, как Дунай, Нил, Ганг и Ла Плата. Искусствоведы предполагают, что на некоторые из них выбор пал не случайно: это самая большая река Европы, главная река Египта и священная река Индии, а вот относительно последней практически ничего не известно. Это неб

Все скульптурные фигуры окружены флорой и представителями фауны того континента, где располагаются реки: Европы, Африки, Азии и Америки. На фонтане можно увидеть виноградную лозу, пальмы, фрукты и цветы, а также змеев, льва, коня и дельфина. Внизу, под скульптурами, расположено небольшое искусственное озеро с чистейшей водой из Аква Вигро. Рядом с ним есть чаша, в которую бросают монетки для того, чтобы вернуться в прекрасный Рим и к одному из самых популярных фонтанов города.

Особенно интересна та часть скульптуры, на которой изображен дух реки Дунай. Он держит картуш с фамильными и папскими символами Иннокентия X. В руках Ганга – весло. Богатство Нового Света архитектор подчеркнув монетами под скульптурой Ла Плата, а голову Нила — накрыл. Что же это может означать?

Специалисты и здесь теряются в догадках. Одни считают, что Бернини сделал это в связи с тем, что исток реки на момент создания фонтана был еще не известен, а другие предполагают, что он поступил так, чтобы показать противостояние между собой и Борромини (тем мастером, который до него пользовался уважением папы). У последней теории есть одно кажущееся неоспоримым подтверждение. Все дело в том, что напротив Нила расположено здание церкви Сант Аньезе. Именно Франческо Борромини был ее архитектором. А Бернини пытался показать с помощью скульптуры свое неуважение к сопернику и говорил, что под пристальным глазом Нила ее фасад может обрушиться.

Эта теория вполне вероятна, как и та, которая объясняет «испуг» скульптуры Ла Плата. Последняя вроде бы тоже смотрит со страхом или с презрением на собор, построенный Борромини. Все это очень часто рассказывают экскурсоводы. Но, на сегодняшний день удалось определить точное время строительства церкви и она появилась уже после фонтана. Этот факт вмиг разрушает все легенды и предположения, связанные с противостоянием двух архитекторов. Кроме того, дух Ла Плата смотрит на змею, которая хочет позариться на его золото.


Тот, кто внимательно изучил другие работы Джованни Бернини, сразу же замечает, что Фонтан 4 Реки в Риме отличается от остальных шедевров великого мастера. Скульптура не имеет пластичных линий, свойственных архитектору. Это можно объяснить тем, что ему принадлежали эскизы, а все остальное делали ученики: Антонио Рагги, Джакомо Антонио Фанцелли, Клаудио Пуссен и Антонио Франческо Баратта.

Несмотря на всю красоту фонтана, который считается вторым по посещаемости после Треви, туристы стремятся в эту часть города, чтобы посмотреть еще и на уличных музыкантов, мимов, художников и акробатов, последние давно облюбовали это место. Кроме того, на площади Навона каждый год проходит популярная среди римлян и гостей города рождественская ярмарка.

История

Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади — Навона: в Средневековье — campus agonis или in agone, затем — n’agone и окончательно — navone/navona. В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера, Ordo Romano и Mirabilia (XII—XIII века) упоминают театр или цирк Александра. В многочисленных средневековых документах встречается название — Campus agonis или agon (старейший документ — императора Оттона III).

Античность

Развалины стадиона Домициана

Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума (форум Цезаря) в 46 г. до н.э. на Марсовом поле первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 г. он был расширен. Стадион длиной 275 м и шириной 106 м вмещал в себя 10 600 человек (по иным данным до 15 тысяч зрителей) . Стадион Домициана был выстроен в форме удлиненной подковы с закруглением с северной стороны, стартом и финишем у южной, прямой стороны. Массивное строение было выполнено из кирпича и известняка. Два основных входа располагались по боковым сторонам. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои (лат. agon capitolinus). Стадион изображён на одном из сестерциев Септимия Севера, так как на стадионе проходили праздничные игры по случаю свадьбы сына Каракаллы и Плавтиллы. Ряды для зрителей располагались ярусами, опирающимися на сводчатые конструкции с внешними стенами с аркадами, облицованными травертином. Здесь было множество скульптур, реплик знаменитых древнегреческих статуй. Во внешних арках располагались лавки торговцев, ремесленников, а также бордели. Стадион был известен как Campus или Circus Agonalis — от греческого слова αγων (agōn), означающего соревнование с приложением физических усилий. Впоследствии это слово стало означать легкоатлетические соревнования и дало церкви имя agone.

Средневековье

Первая церковь на бывшем стадионе (в аркадах, где находился бордель, в который отправили христианку Агнессу) была сооружена на месте предполагаемого мученичества святой Агнессы. Впервые эта церковь упоминается в кодексе монастыря Айнзидельн (нем. Einsiedeln).

Надпись об освящении церкви в 1123 г. при папе Каликсте II, сообщает также о реставрационных работах в начале XII в. Части трибун стадиона стали застраивать домами, а арена стала площадью, на которой в том числе проходили бега. Форма арены сохранилась до наших дней, так как фундамент и частично внешние стены стадиона были использованы для средневековых построек. Стадион сохранялся как одно из немногих открытых пространств в средневековом Риме и продолжал использоваться для спортивных игр до 1477 года, когда сюда от подножия Капитолия был перенесен основной городской рынок. Только в 15 веке зрительские ярусы были полностью разрушены и заменены жилыми домами.

Барокко

В 1470 г. Антонио Памфили купил три дома в юго-восточной части площади. В 1644 г. его потомок Джованни Баттиста Памфили, ставший папой Иннокентием X поручил Джироламо Райнальди и позднее Франческо Борромини построить дворец (палаццо Памфили).

Сант-Аньезе-ин-Агоне, Collegio Innocenziano и палаццо де Купис (справа), палаццо Памфили (слева)

Церковь и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (слева)

Олимпия Майдальчини, родственница папы, планировала перестроить всю площадь в Forum Pamphilj по примеру античных императорских форумов. Для этого Борромини продлил до площади античный акведук Девы, так что Бернини смог построить в 1649 г. фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск. Обелиск был найден на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге.

Два более старых фонтана – фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, были перестроены Бернини. Окончательный облик, однако, они приобрели в XIX в.

В 1652 г. была перестроена церковь Святой Агнессы – Сант-Аньезе-ин-Агоне. Архитекторы, работавшие над проектом – Джироламо и Карло Райнальди, а также Борромини, создавший купол и фасад в 1653–1657 гг. Античные арки были снесены и средневековая церковь практически полностью уничтожена. Церковь должна была стать папской капеллой рядом с дворцом папы – палаццо Памфили, а также местом его захоронения. После смерти папы Иннокентия форум Памфили так и остался недостроенным. Папа был похоронен без пышных почестей в церкви.

История создания

История создания многочисленных фонтанов на территории итальянской столицы уходит корнями в историю Древнего Рима, когда 11 акведуков давали возможность полностью обеспечивать римлян водой. Уже в те далекие времена начинали создавать большие и малые фонтаны, призванные утолять жажду и заодно украшать площади древнего города. В эпоху ренессанса на новой волне возрождения Рима папы принялись восстанавливать заброшенные акведуки и обустраивать новые фонтаны, которые украшали не только римские площади, но и благородные дворцы знатных особ.

Большинство этих архитектурных сооружений, из которых струится и капает вода Тибра, представляют собой мифические образы, а также олицетворяют обитателей морей и их глубин. Фонтаны Рима вдохновляют своей красотой поэтов и музыкантов, режиссеров и художников, скульпторов и архитекторов. Под впечатлением журчащих струек воды и сверкающих в лучах средиземноморского солнца падающих капель итальянский композитор Отторино Респиги в 1916 году создал симфоническую поэму «Фонтаны Рима».

Любопытные факты

Жители Вечного города до сих пор помнят те времена, когда великолепная римская площадь ненадолго превращалась в озеро и, ради забавы, на ней даже устраивались сражения по образу навмахий – древнеримских баталий на воде. На протяжении двухсот лет в жаркие летние дни, по выходным, стоки трех фонтанов на Пьяцца Навона перекрывались, а площадь затапливалась к превеликому удовольствию всех жителей столицы.

Согласно исторических свидетельств, впервые подобное событие произошло 23 июня 1652 года, когда пожелавшая развлечься невестка понтифика Донна Олимпия Майдалькини уговорила его залить вогнутую поверхность площади водой. Наводнение продолжалось до позднего утра следующего дня и с тех пор подобное действо ежегодно повторялось, вплоть до самой смерти Иннокентия X. Вскоре, из санитарных соображений, развлечение запретили, и лишь через 27 лет папа Климент XI (1649-1721) вновь разрешил водные празднества на римской площади. Окончательно запретил устраивать Lago di Piazza Navona (Озеро на Пьяцца Навона) папа Пий IX в 1866 году, а после провозглашения Рима столицей Королевства Италия, поверхность площади выровняли, вымостив sampietrini – черным базальтом, что окончательно сделало невозможным устройства на ней всевозможных водных игрищ.

Возможно Вас заинтересует:

Знаменитые призраки Навоны

Как уже упоминалось 39rim.ru, городское население Рима ненавидело Майдалькини, оказывавшую огромное влияние на Папу и безмерно обогатившуюся при его понтификате. После кончины Иннокентия X она долго пряталась, понтифик несколько дней лежал не погребенный, а Донна Олимпия бежала из Рима, не выделив на похороны ни одного скудо. Она прихватила с собой столько драгоценностей, сколько смогла увезти. Последний раз ее карету, набитую золотом, видели перевернувшейся на мосту Понте Систо. Новый римский папа Александр VII запретил ей покидать анклав Сан Мартино аль Чимино, который был дарован ей вместе с княжеским титулом Иннокентием X, и где она скончалась через два года от чумы. Говорят, что с тех пор ее призрак, едущий в карете, ежегодно появляется на этом мосту 7 января, в день смерти Папы.

Узнать о самых известных римских призраках можно в нашей статье.

Сегодня Пьяцца Навона – исключительная достопримечательность Рима, куда устремляются тысячи приезжающих туристов со всего мира. Она является любимым местом встреч жителей Вечного города, где можно прекрасно провести время, наблюдая за неспешно изливающимися струями воды из великолепных фонтанов, дарующих прохладу в жаркие летние дни. Зимой историческая римская площадь превращается в Рождественский рынок, ежегодно открывающейся 8 декабря – в день празднования Торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Новогоднее веселье кипит здесь почти целый месяц, возвращая в прошлые времена и напоминая о старомодном итальянском Рождестве. Но в любое время года, побывав хотя бы один раз на Пьяцца Навона, каждый навсегда оставит в своем сердце этот незабываемо теплый уголок Вечного города.

Фонтаны

Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами.

Фонтан Четырех Рек

По центру площади размещен Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi), в котором плещутся воды древнего римского акведука. Его построил в 1648-51 гг. Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).


Изначально в центре площади был установлена имитация древнеегипетского обелиска. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем талантливый архитектор нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.

Бернини против Борромини

Подлинным украшением площади служит храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четырёх Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество.

Среди римских гидов популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана.

На самом деле фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Злой умысел со стороны Бернини – явная выдумка. Как, впрочем, и чрезмерная строгость лика Агнессы Римской. Хотя, стоит признать, легенда вышла весьма занимательная.

Фонтан Нептуна

На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).

Фонтан Мавра

В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.

По заказу Олимпии Майдалькини фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.

История площади

Площадь Навона в центре столицы была построена на месте античного стадиона. Арена, возведенная около 86 года императором Домицианом (51-96гг.н.э.), предназначалась для проведения игр по типу греческих атлетических соревнований и называлась Circus Agonalis (от греческого «agones», т.е. игры). Размеры стадиона, по мнению 39rim.ru, впечатляли – его длина составляла порядка 280 метров при ширине более ста, что позволяло наблюдать за проводимыми состязаниями 20 тыс. зрителям. Его два главных входа находились с двух сторон длинной арены, оригинальные остатки которых сегодня можно увидеть на 6-метровой глубине на близлежащей площади Piazza di Tor Sanguigna, расположенной со стороны северной части Пьяцца Навона.

Важная информация

Стадион Домициана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был открыт для туристов в 2014 году. Археологический комплекс можно посетить ежедневно с 10:00 до 19:00. Предъявляемый на смартфоне входной билет стоимостью 8 евро, включает пользование аудиогидом на 6 языках, в том числе и на русском.

Как и многие прочие древние постройки античного Рима, постепенно разрушавшийся и частично погребенный под песком и илом разливавшегося Тибра, стадион Домициана был разобран, а его части послужили в качестве строительных материалов для возведения новых городских сооружений.

Советуем прочитать

Начиная с 1400-х годов, огромное пространство стало использоваться как торговая площадь, на которой также устраивались городские празднества, фестивали и шествия. Испанская община христианских верующих, центром которой стала построенная здесь в 1450г. церковь Sant Giacomo degli Spagnoli, вымостила ее булыжником и частично упорядочила, однако весь видимый сегодня архитектурный ансамбль Пьяцца Навона был создан благодаря стараниям Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini, 1591-1657), более известной как Донна Олимпия.


С этим читают