Большой екатерининский дворец в царском селе

Режим работы Екатерининского дворца — лето 2020

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.


В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • 2 июня — 31 августа
    • Ежедневно с 12:00 до 19:00
    • По понедельникам и средам время работы продлено до 20:00
    • Выходной день — вторник
    • Дворец закрыт 1, 5 и 8 июня
  • 13 — 31 мая и 1 — 30 сентября
    • Ежедневно с 12:00 до 18:00
    • Выходной день — вторник
  • В зимний период (по апрель)
    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
    • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Режим работы музея-заповедника Царское село в 2020 году

Выставки, павильоны и музеи государственного заповедника работают по разному графику. Имеются как основные, так и временные экспозиции.

Обратите внимание! Александровский дворец закрыт на реставрацию. Согласно проекту дворец откроется для посетителей в 2020 году.

  • Екатерининский дворец: для посетителей разработаны два маршрута, второй маршрут действует только с июня по сентябрь. График маршрутов: в период со 2 июня по 31 августа — с 12:00 до 19:00, в понедельник и среду с 12:00 до 20:00; в сентябре — с 12:00 до 18:00; в период с ноября по март — с 10:00 до 16:45. Вторник всегда выходной день.
  • Екатерининский парк: ежедневно с 9:00 до 21:00, вход до 19:00.
  • Павильон «Арсенал»: с апреля по октябрь работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Выходной — понедельник и последний вторник каждого месяца. В зимний период арсенал открыт только по выходным и праздничным дням.
  • Дворцовая церковь: ежедневно с 10:00 до 18:00. Выходной — вторник.
  • Камеронова галерея: ежедневно с 11:00 до 18:00 (с мая по октябрь).
  • Музей «Россия в великой войне»: ежедневно с 10:00 до 18:00. Выходные — среда и последний четверг каждого месяца.
  • Павильоны Царского села: «Башня-руина» и «Шапель» — с 11:00 до 18:00; «Грот»— с 10:00 до 18:00, кроме вторника; «Концертный зал» — с 11:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника; «Скрипучая беседка» — с 11:00 до 18:00, кроме понедельника и четверга; «Турецкая баня» — с 11:00 до 18:00, кроме среды; «Эрмитаж» — с 11:00 до 19:00; «Белая башня» (смотровая площадка) — с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника.

Вид на павильон «Эрмитаж»:

Архитектура

 

Екатерининский дворец — один из самых масштабных в окрестностях Санкт-Петербурга. Он построен в стиле позднего барокко, а фасад украшен накладными портиками таким образом, что их осевая система гармонирует со схемой парка. Внешний вид дворца отражает и архитектурную моду XVIII века, и личные вкусы его коронованных хозяев.

Кардинальные перемены в облик дворца, сохранившиеся до наших дней, внесла следующая хозяйка — Елизавета Петровна, дочь Екатерины и Петра. Она посчитала здание слишком старомодным и строгим и призвала к работе известного русского архитектора итальянского происхождения Б. Ф. Растрелли. Как известно, он также строил Зимний Дворец на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Работа Растрелли в Царском Селе проходила с 1752 по 1756 год. Парадные помещения выстроены анфиладой вдоль продольной оси здания. Масштаб залов увеличивается к центру — там, где расположена Картинная галерея и Большой зал. Парадная лестница выдвинута в юго-западную сторону дворца. Архитектурный стиль Екатерининского дворца относят к русскому барокко. Фасад щедро украшен классической колоннадой с позолотой, лепниной, а также изящными декоративными статуями, изображающими героев мифов. Окна расположены в нишах и создают игру цветотени. Цветовая гамма фасада сочетает голубой цвет с белым и золотым, благодаря чему здание выглядит торжественно, по-праздничному.

Прямо перед дворцом разбит Регулярный парк с двумя скульптурами —«Мир» и «Великолепие». На границе пейзажного парка и Старого сада стоит Камеронова галерея, в честь автора, архитектора Чарльза Камерона.

Она была задумана как прибежище от непогоды и место для конфиденциальных бесед. Рядом с галереей расположен Фрейлинский сад с прекрасными цветами.

Эрмитажная галерея ведёт от главного дворца к Эрмитажу — малому дворцу, в котором собирались лишь избранные. В нём воображение поражали не только роскошные интерьеры, но и разные инженерные хитрости: тайные ходы, подъёмные устройства — прототипы современных лифтов. К интерьеру Эрмитажа приложил руку архитектор Михаил Земцов, а к фасадам — Растрелли. Павильон затейливо украшен колоннадой и статуями. По задумке императрицы, он стал уменьшенной копией дворца.

Что касается парка, то его регулярная часть ограничивается Гротом и Камероновой галереей. Остальное пространство, отданное во власть природы, называется пейзажным парком. В нём находится Большой пруд с островом, на котором, в свою очередь, стоит павильон «Зал на острову». А на берегу пруда стоит павильон «Грот», похожий на пещеру.

Его стены изнутри были выложены морскими раковинами. Но до наших дней Грот дошёл с классической лепкой. А снаружи его украшают барельефные композиции с изображением Нептуна и дельфинов.Между галереей и дворцом находится Холодная баня — двухэтажная постройка с купальным залом, русской парной и тёплой ванной.

Скрипучая Китайская беседка, которая является частью дворцового комплекса, была построена ещё при Екатерине. Это прототип чайного домика — места для созерцания и размышлений. Императрица любила китайское искусство и повелела построить павильон с флюгерами в виде китайского флага. Они скрипели, вращаясь на ветру, поэтому получили такое название.

Залы и комнаты дворца

Янтарная комната

Основная статья: Янтарная комната

Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в перенесено в Царское Село.

В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.

Дворцовая церковь

Основная статья: Воскресенская церковь Екатерининского дворца (Пушкин)

Храм был устроен в северном флигеле в период с по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров и 1863 годов. В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов и др. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина и до настоящего момента не восстановлен. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.

Лионский зал

Лионский зал — один из самых парадных интерьеров Екатерининского дворца, создававшийся по замыслу архитектора Чарльза Камерона в -1783 годах. Своё название зал получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года. С 6-го июня 2019 года, спустя почти 80 лет, вновь доступен для посещений.

В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита. К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию и возвращённый в 1947 году.

Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань воссоздана на лионской мануфактуре «Прелль», в архивах которой сохранились образцы ткани и нитей из выполненного в 1866 году заказа русского Императорского двора. Лазуритовые элементы отделки воссозданы специалистами Царскосельской янтарной мастерской с применением полудрагоценного камня с месторождения в Афганистане, который использовался и в середине XIX века. Печи и паркет будут возвращены в зал позднее.

Цены на билеты в Екатерининский дворец в Пушкине

  • входной билет (для граждан РФ) — 700 рублей;
  • входной билет (обычный тариф) — 1000 рублей;
  • лица пенсионного возраста (граждане России и Беларуси) — 350 рублей;
  • курсанты, военнослужащие, члены художественных союзов России — 350 рублей;
  • лица с 16 лет, а также студенты — 350 рублей;
  • лица до 16 лет — бесплатно.

С 27 апреля по 21 октября продажа билетов в Екатерининский дворец осуществляется только при наличии билета в парк.

Входной билет в Екатерининский дворец включает групповую экскурсию с русскоговорящим гидом. Для иностранных граждан доступна услуга аудиогида на четырех иностранных языках. Стоимость аудиогида — 200 рублей + 1000 рублей залог.

Для льготных групп посетителей стоимость экскурсионного обслуживания составляет 3000 рублей за группу от 10 до 30 человек. Телефон справочной службы Екатерининского дворца: +7 (812) 465-20-24.

Настенька Павлик

Стоимость билетов в Екатерининский парк:

  • входной билет — 150 рублей;
  • лица с 16 лет, а также студенты, курсанты, военнослужащие, члены художественных союзов России — 80 рублей;
  • лица пенсионного возраста (граждане России и Беларуси) — 40 рублей;
  • лица до 16 лет — бесплатно.

Настенька Павлик

Как добраться до Царского Села

Маршрутки от «Дома Советов» на Московской площади (342, 287, 347а и другие), метро «Московская». Время в пути — около 30 минут.

Обратите внимание, что маршрутка останавливается непосредственно около парка, а железнодорожный вокзал находится на значительном удалении от парка. Поэтому настоятельно рекомендую добираться до музея-заповедника на маршрутке

Если Вы всё-таки желаете ехать в Пушкин на электричке, то от железнодорожного вокзала до парка можно добраться на маршрутке или пешим ходом — около 20 минут.

Электрички с Витебского вокзала. На электричку можно сесть на ж/д платформе «Купчино» или на самом Витебском вокзале.

Если вам дорого время и деньги, рекомендуется садится на электричку в Купчино. Для этого необходимо доехать до метро «Купчино», купить билет, перейти по подземному переходу на ж/д платформу. Время в пути от ж/д платформы «Купчино» — около 20 минут. Интервал движения электричек 20–30 минут. Около метро «Купчино» расположено несколько торговых центров с продуктовыми и другими магазинами.

В выходные рекомендуется отправляться с Витебского вокзала, т.к. Вы рискуете просто не влезть в электричку. Также лучше отправляться с Витебского вокзала, если Вы хотите гарантированно занять сидячие места.

Обратите внимание, что Пушкин — это популярное место отдыха жителей Санкт-Петербурга, поэтому в выходные дни количество посетителей музея–заповедника значительно увеличивается. Настоятельно рекомендуется для поездки выбирать будний день

Что посмотреть

Посещение Царского Села займет у вас целый день. Столько мест нужно успеть обойти!

Екатерининский дворец

В первую очередь направляйтесь в Екатерининский дворец. Во дворец запускают группами по 20 человек каждые 20 минут. Купив билет, необходимо помнить, что музей нужно посетить в течение часа.

Во дворце безумно красиво! Я бы советовала прогуляться без экскурсии, т. к. экскурсовод очень быстро ведет гостей по залам, и нет возможности и времени более тщательно и детально рассмотреть всю красоту, налюбоваться и восхититься всем. Для себя я выбираю хождение по музеям «дикарем». Тем более, что всегда можно присоединиться к группе и послушать, а затем дальше бродить в своем режиме. Во дворце много прекрасных залов, каждый из них по своему великолепен. Наиболее известные – Большой зал и Янтарная комната.

Большой зал

Он просто изумителен! Все помещение просто утопает в золоте! Каждая деталь интерьера продумана до мелочей, изящна и неповторима в своей красоте. Как известно, здесь устраивались официальные приемы и роскошные балы.

Для этого вечером зажигалось огромное количество свечей, и стены начинали гореть, переливаться золотом! Зал производил неизгладимое впечатление на всех гостей.

Янтарная комната

Невероятно красивый зал. Ее по праву называют одним из чудес света. Не нужно забывать, что оригинальные янтарные панно, украшавшие комнату, были безвозвратно утрачены во время Великой Отечественной войны.

Музей-лицей А. С. Пушкина

После посещения Екатерининского дворца можно дойти до музея-лицея А. С. Пушкина. Он находится во флигеле Екатерининского дворца, который примыкает к ограде парка.

Очень интересная экскурсия по месту, где учился известный русский поэт. Вам покажут аудитории и залы, а также личные комнаты лицеистов. Удивительно, насколько скромны были условия!

Екатерининский и Александровский парки

Далее уже можно прогуляться по Екатерининскому парку, при желании посетить другие его достопримечательности.

Эрмитаж – изящное здание в глубине парка. Здесь проводились летние балы для малого количества гостей. Прохладными летними вечерами с улицы в помещение лилась музыка, а гости после танцев и фейерверков шли гулять по парку. Здорово, правда?

Грот – небольшое сооружение на берегу Большого озера. Он был построен по желанию императрицы Елизаветы Петровны, чтобы она могла завтракать в уединении с видом на озеро.

Камеронова галерея – необычное здание, разительно отличающееся от остальных по своему оформлению. Было построено по приказу императрицы Екатерины II как место для уединения и прогулок.

И еще много всего интересного можно посмотреть здесь.

Далее можно отправиться в Александровский парк.

В данный момент Александровский дворец закрыт на реконструкцию до 2018 года, но можно просто полюбоваться самим зданием. Оно действительно очень красивое и величественное. В Александровском парке также множество интересных памятников и сооружений, которые можно осмотреть. Вход в парк бесплатный, поэтому он пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь можно и прогуляться пешком, и покататься на лыжах, провести время с семьей на пикнике.

Большой и Малый капризы объединяют Александровский и Екатерининский парки. Представляют собой искусственные мосты, под которыми проходит дорога к дворцам. На этой фотографии хорошо виден как Большой каприз, так и Малый вдалеке.

Большой Китайский мост находится перед передним плацем Екатерининского дворца и ведет в Александровский парк.


Белая башня представляет собой комплекс сооружений в средневековом стиле. Его возвели специально для детей императора Николая I. Здесь ребята занимались изучением военного дела, фехтованием и многими другими дисциплинами.

И это далеко нее все, что можно посмотреть здесь!

Надеюсь, мой обзор был интересным. Желаю самых приятных впечатлений от посещения Царского Села!

Постоянные и временные выставки

Гости Царского села могут увидеть 4 основные экспозиции:

  • Романовы в Царском селе. На выставке собраны более 100 предметов, принадлежавших членам царской семьи. Здесь представлены парадные наряды, мебель, элементы интерьера и пр.
  • Дворцовая церковь. Храм представляет собой великолепный памятник архитектурного стиля барокко, церковь была заложена в 1745 году и несколько раз подвергалась разрушениям. Сегодня посетители могут увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры и фрески.
  • Памятные комнаты Александра I. В залах демонстрируются личные вещи императора — военные мундиры, книги, документы, печати и другие артефакты.
  • Придворный экипаж в Царском селе. Одна из самых интересных выставок Царского села знакомит посетителей с 25-каретами императорской семьи.

Кроме постоянных экспозиций, в залах заповедника проходят текущие выставки, которые могут длиться несколько лет. Ознакомиться с анонсом мероприятий можно в специальном разделе на официальном сайте ГМЗ Царское село.

Татьяна Лискер

Прогуляемся по залам дворца

Зайдя внутрь Екатерининского дворца, сразу не осознаешь все величие: возможно потому, что очень много посетителей было во время нашего визита во дворец, возможно потому, что тебя сразу быстро-быстро снаряжают наушником и бахилами, и за минуту сформированная новая группа туристов уже направляется в экскурсионное путешествие по Большому Екатерининскому дворцу. Ощущение конвейерного подхода все-таки немного подпортило первое впечатление, но уже через пару минут мы об этом забыли. Сейчас объясню почему.

После формирования группы нас повели по залам, параллельно рассказывая историю Большого Екатерининского дворца. И началось знакомство с дворцом с парадной лестницы, по которой все поднимались к залам дворца. Из-за плотных бордовых штор и практически полностью отсутствовавшего освещения помещение парадной лестницы обладает какой-то камерностью.

Оформление стен парадной лестницы во дворце

Парадная лестница

Видимо для пущего эффекта, первый зал Екатерининского дворца, в который нас привели и который не оставил равнодушным ни одного посетителя, был Большой зал дворца. Его еще называют Светлой галереей, и, действительно, света в этом зале предостаточно, а обилие позолоты и роскоши, просто не перестает удивлять.

Большой зал Екатерининского дворца — самое большое помещение в нем, площадью более 800 квадратных метров, использовался в свое время для проведения балов и всяких торжеств и приемов. Огромные семиметровые потолки, благодаря которым чувствуешь себя очень маленьким человечком, а также большие двухъярусные окна, наполняющее светом Большой зал, создают такое ощущение, как будто помещение не имеет конца.

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал еще называют светлой галереей

Большой зал

Золотая Анфилада более 300 метров в длину

А сейчас пройдемся по остальным залам Екатерининского дворца. Из Большого зала мы направляемся в Кавалерскую столовую с прекрасно сервированным столом. В глаза сразу бросается многоярусная изразцовая печь — такие будут встречаться практически во всех залах дворца. Далее располагается Белая Парадная столовая. Начиная с этой комнаты мы уже приближаемся к покоям императрицы. Здесь проводились «вечерние кушания» в очень узком кругу приближенных.

Затем одна за другой идут Малиновая и Зеленая Столбовые. Столбовыми комнаты названы потому, что на стенах представлены очень красивые вставки из стекла, с соответствующим оттенком, в виде столбов.

Кавалерская столовая в Екатерининском дворце

Кавалерская столовая в Екатерининском дворце

Кавалерская столовая в Екатерининском дворце

Красиво украшенный стол в Белой Парадной столовой


Белая Парадная столовая

Очень интересная ваза

Роспись на потолке Белой Парадной столовой

Не желаете ли партию в шахматы

Расписанные вазы в Малиновой столбовой

Секретер в Зеленой столбовой

Статуэтки слуг в Зеленой столбовой

Императрица встречает гостей

Пропустив Янтарную комнату, на которой мы остановимся дальше по-подробнее, направляемся в Картинный зал, который в свое время служил парадной столовой. Стены зала украшены картинами западно-европейских мастеров. Как это все-таки по-царски использовать картины, которые имеют свою художественную ценность, исключительно с декоративной целью, ведь, как мы узнали от экскурсовода, архитектор при размещении картин прежде всего учитывал их размеры.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы. Здесь располагаются различные золоченые кресла, а также старинное деревянное бюро. Дальше следует Китайская гостиная Александра I, которая мне показалась одной из самых красивых во всем дворце. Стены этого зала украшены обивкой из шелка с росписью акварельными красками в китайской манере.

Картинный зал в Екатерининском дворце

Роспись на потолке Картинного зала

Бюро в Малой Белой столовой

Китайская гостиная Александра I

Картина с изображением Александра I

Прекрасно расписанная ваза в одном из залов дворца


Еще одна ваза, которых во дворце сотни

Еще несколько залов осталось нам посетить в Большом Екатерининском дворце, и Зеленая столовая один из них. С этой столовой начинаются личные покои императрицы с нежно-зелеными стенами, которые покрыты очень интересным лепным орнаментом на различные античные мотивы.

Завершаем нашу прогулку по залам Большого Екатерининского дворца в помещении Официантской. Она выполнена в строгом стиле и украшена ломберными столиками и стульями из красного дерева, а на стенах картины с горными пейзажами и руинами.

Зеленая столовая в Екатерининском дворце

Фигуры юношей и девушек в античных одеяниях

Камин в Зеленой столовой

Официантская, хотя с виду так не назовешь

Интересные факты

Как мы уже упоминали, строительством и оформлением дворца Екатерины в Санкт-Петербурге в разное время занимались самые разные зодчие. Но именно Растрелли создал парадные залы для проведения приемов. Главной их особенностью стало богатое декорирование золотом. Не менее пышно были оформлены покои для проживания царственного семейства.

По рисункам архитектора была выполнена Светлая галерея, или Большой зал. Стоит отметить, что он является самым большим залом прекрасного дворца Екатерины в Пушкине. Его еще называют Тронным залом. Он был предназначен для парадных обедов, официальных приемов, маскарадов и балов. Зал занимает всю ширину здания, его площадь составляет 860 м кв.

Историки отмечают, что при Елизавете Петровне в России придворная жизнь вышла на новый уровень и приобрела особый размах. В это время на содержание царского двора и соблюдение придворных церемоний тратились огромные средства, которые составляли большую часть бюджета государства. Растрелли сумел учесть масштабность придворных мероприятий. Архитектор вложил все свои умения в оформление Тронного зала.

Помещение размерами 17 на 47 метров не имеет перекрытий, что позволило создать ощущение света и простора. Через огромнейшие окна, которые выходят на две стороны здания, лучи солнца буквально пронизывают все пространство. В вечернее время зал освещался свечами, вмонтированными в обрамление зеркал.

В годы правления Екатерины ІІ были оформлены комнаты императрицы в южной части корпуса. Кроме того, появился Арабесковый зал, считающийся одним из самых красивых и ярких парадных помещений. Его стены украшены роскошными панно с арабесками. Зал был полностью уничтожен во время войны. Восстановительные работы в нем были закончены только в 2010 году.

История создания

Дошедшее до наших дней здание Большого Екатерининского дворца выстроили для императрицы Елизаветы Петровны в 1752-1756 годах. На месте более скромной резиденции, созданной для нее же по проекту молодого архитектора А.В. Квасова в 1744-1746.

Получив Сарскую мызу по духовному завещанию, дочь Петра I, цесаревна Елизавета, превратила ее в главный источник дохода. Денег на сооружение зданий не хватало, — пишет в свое капитальном труде «Царское Село» С.Н. Вильчковский. Поэтому в парке создали огород, плодами которого потом кормилось все имение.

По восшествии Елизаветы на престол ситуация кардинально поменялась, а траты на «увеселительный замок» стали «сказочными». Нередко казавшееся роскошным сегодня завтра повелевалось поменять на более пышное. Перестройка шла постоянно, поскольку дворец казался Елизавете недостаточно роскошным и вместительным.

Здание строилось по проекту Б.Ф. Растрелли. Непосредственно за работами следил архитектор С. И. Чевакинский с «сонмом помощников, русских, итальянцев и немцев». Одновременно в Санкт-Петербурге по проекту того же автора сооружался Зимний дворец.

При Екатерине II резиденция в Царском Селе не пришла в упадок, но расцвела пуще прежнего. Выстроили Агатовые комнаты и Камеронову галерею, надстроили боковые флигеля. В одном из которых царица разместилась в приватных апартаментах. Как известно, самая деятельная русская императрица была любвеобильна. И меняла фаворитов лишь чуть реже, чем перчатки…

Создали красивые садовые павильоны и романтическую Руину, расширили сады. Рядом возник новый город с недвусмысленным именем София и большим православным храмом. В Петербурге всерьез задумывались об основании новой империи на руинах Османской!

Цесаревич Павел Петрович редко бывал во дворце даже по восшествии на престол, хотя для него и оборудовали целую половину. Зато Александр I, предпочитавший Екатерининский дворец подаренному ему бабкой Александровскому, останавливался здесь даже зимой. Из года в год проводил в Царском Селе весну и осень Александр II.

Александровский парк

При Екатерине для любимого внука императрицы, великого князя Александра, поблизости построили  Александровский дворец. И его архитектурное решение (классический греческий стиль) взяли не с «потолка»!

В верхах в то время витал «константинопольский прожект», согласно которому собирались возродить Византийскую империю. Главой нового государства должен был стать великий князь Константин, еще один внук русской царицы.

Интересные факты

Драгоценности шесть дней несли вручную

Летом 1755 года было решено перенести янтарный кабинет из столицы в Царское село. На лошадях везти хрупкие панели было невозможно, поэтому донести хрупкий груз доверили гвардейцам.

Первое в Европе электричество

Царское село – первый европейский город, где провели электрическое оснащение полностью. Это произошло в 1887 году, а в столице империи городская электростанция начала работу почти через 10 лет.

На пересечении улиц Церковной и Малой до сих пор можно увидеть торшер в виде канделябра с фонарями, установленный в ту пору.

Альма-матер гения

Лицей в Царском Селе стал «Отечеством» Горчакова, Пущина, Дельвига и других известных людей своей эпохи. Прославил Царскосельский лицей Пушкин, спустя 2 столетия известный всему миру.

Удивительно, но в итоговом табеле об окончании Лицея будущий великий поэт был лишь 26 из 29 человек, он продемонстрировал выдающиеся успехи лишь в русской и французской словесности и фехтовании.

Первая железная дорога для царственных пассажиров

Спустя год дорога была продлена до Павловска, там открыли Музыкальный вокзал, посвященный Штраусу.

Город творческих людей

Царское село у многих ассоциируется с Пушкиным, однако здесь жили и творили многие писатели и поэты: Ломоносов, Карамзин, Лермонтов, Гоголь, Ахматова и другие.

История

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал Император. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле, — «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский, осуществивший расширение дворца до современной длинны. По его проекту был осуществлён интерьер церкви, Тронного зала и построены корпуса флигелей-циркумферений. Таким образом, при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец. После грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.

Перестройка

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).

Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева : «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала.(1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской.»

Дворец после 1917 года

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой, И. П. Саутовым др.

23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:

Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нём уже ведутся работы по мебели и подбору штор.

С этим читают