Коломенский деревянный дворец царя алексея михайловича в москве

Архивы

  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Июнь 2014
  • Май 2014
  • Апрель 2014
  • Март 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Январь 2012
  • Февраль 2011
  • Сентябрь 2010

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.


Сергей Архипкин

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

Сергей Архипкин

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Объединенный музей-заповедник

Воспроизведение дворца

Реконструированный дворец, 2012 год

Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в -е годы, и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008—2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767-м. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике.

Общая площадь застройки составляет более 7000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тысячи м² в 23-х помещениях. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами, «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII—XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта.

Коломенское: дворец Алексея Михайловича

Еще в 1649-1650, а также 1657 годах царь пристраивал к старым новые помещения – по случаю рождения детей. Но это все было не то. Царю хотелось создать целостный ансамбль, а не систему изб, соединенных переходами. В 1667 году был заложен первый камень в строительство того, что позже современники назовут «восьмым чудом света». Следует отметить, что строили дворец Алексея Михайловича в Коломенском простые люди – плотники Семен Петров и Иван Михайлов. Уже через год началась отделка деревянных стен, оконниц и фасадов искусной резьбой. Весной 1669 года были выписаны из-за границы материалы для отделки (сусальное золото и краски), да и сам мастер – армянин из Персии Богдан Салтанов. Руководил отделочными работами иконописец Симеон Ушаков. Роспись потолков и стен, золочение шатров продолжалось около двух лет. Наконец, в 1673 году мастером Оружейной палаты Петром Высоцким были установлены часы на предвратную башню и устроена механика рычащих львов.

История

Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя.[источник не указан 52 дня] Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в г.[источник не указан 52 дня] Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.[источник не указан 52 дня]

Древнейший памятник в Коломенском — шатровая церковь Вознесения Господня, построенная здесь Василием III в —1532 годах в честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV Грозного.

Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в — гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.[источник не указан 52 дня]Иван Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины (29 августа)[источник не указан 2957 дней].

В г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в г. — Лжедмитрия II.[источник не указан 52 дня]

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией.[источник не указан 52 дня] В — гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц, имевший 270 помещений.[источник не указан 52 дня] В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.[источник не указан 52 дня] Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.[источник не указан 52 дня]


С Коломенским связаны события Медного бунта г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».[источник не указан 52 дня]

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок.[источник не указан 52 дня] При Екатерине II обветшавший дворец был разобран.[источник не указан 52 дня] Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766—1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние — деревянные.[источник не указан 52 дня]

В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича.[источник не указан 52 дня] В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.[источник не указан 52 дня]

Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году.[источник не указан 52 дня] Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка. Последний дворец был разобран в 1872 году. От дворца 1825 г. сохранился только один флигель.[источник не указан 52 дня] В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 1994 г. был внесен в Список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.[источник не указан 52 дня] В 2001—2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты.[источник не указан 52 дня] Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации.[источник не указан 52 дня]

Во время строительства канала имени Москвы на берегу Москвы-реки неподалёку от Коломенского заповедника располагался специализированный (для священников) лагерный пункт Дмитровлага.

Исторический дворец

XVI—XVII века

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780 год

Первый дворец Романовых в Коломенском был воздвигнут великим князем Василием III. Его разорили во время Смуты и затем восстановили в правление Михаила Фёдоровича. Дворец перестроили по указу Алексея Михайловича в 1666—1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. В мае 1669 года в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и потолки по грунтованным холстам.

Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тёсом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники, выполненные в высокой горельефной и прорезной резьбы. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля.

После смерти Алексея Михайловича дворец был расширен и частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую столовую и на её месте построить новую. Работу выполнял крестьянин боярина Петра Шереметева Сенька Дементьев. Постройка была соединена с хоромами царя новыми сенями, под которыми находились золочёные ворота, названные Передними. После Стрелецкого бунта охрану дворца усилили и построили шестнадцать изб.

В 1684 году отремонтировали терема и хозяйственные постройки, обновили роспись помещений и цвет кровель. Через год в каменной башне установили боевые часы, а передние ворота украсили железом и английским оловом.

XVIII—XX века

Коломенский дворец, XVIII век

После переноса столицы в 1703 году в Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. Без ремонта и присмотра здание обветшало и находилось в аварийном состоянии. В 1762-м по приказу Екатерины II архитекторы под руководством Ивана Мичурина осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой и в 1768 году его было решено снести. Перед этим была создана модель старого дворца, которая хранилась в Оружейной палате и позднее была утеряна. На месте демонтированного сооружения высадили кусты акации.

В 1770-е годы для Екатерины II в Коломенском построили новое четырёхэтажное здание. Два нижних яруса были каменные, верхние — деревянные. Новое строение пострадало при оккупации столицы в 1812 году и было разобрано.

В 1825 году для Александра I по проекту зодчего Евграфа Тюрина построили новый летний дворец в стиле ампир. Он состоял из главного здания и двух боковых флигелей, соединённых с центральной частью галереями из двух рядов дорических колонн. Центр выделялся портиком и был увенчан поднимающимся над крышей круглым бельведером. Строение разобрали в 1878 году. По приказу императора художник Д. А. Смирнов по чертежам и описям, сделанным во время существования и разбора дворца, выполнил его деревянную модель. В настоящее время она хранится в музее-заповеднике.

В конце XIX века исследователь древнерусского зодчества А. А. Потапов создал рисунки Коломенского дворца. На основе сохранившихся материалов в 1930—1950-е годы художник Дмитрий Сухов и исследователь И. В. Маковецкий попытались создать план достоверной реконструкции древнего Коломенского. Однако большинство работ было утрачено.

В 1923 году был основан музей деревянного зодчества под открытым небом «Коломенское». В 1929-м начались археологические раскопки на территории, где раньше стоял дворец. В результате работ вскрыли остатки построек, нашли фрагменты строительного материала, бытовой керамики, изразцов. В конце 1990-х годов исследования продолжили и частично открыли белокаменные фундаменты дворцовых построек, уточняющие расположение царских хором.

Доехать до дворца Алексея Михайловича.

Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2

Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить. Вход на “Каширскую” расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они – как на ладони). Направление выяснили

Теперь нужно перейти площадь по переходу. И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова

При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.

А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.

Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно – то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в  её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. Как царь спал, где принимал послов. Как мылся. Что делали женщины на женской половине, как учили царских детей. По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям.  Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.

Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО церковь Вознесения Господня, домик Петра I, Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников.  Экспозиция Передних ворот также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от копии дворца Алексея Михайловича доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.

Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.

От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.

Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от “Станции метро Каширская” до “Музея Коломенское”. Между ними есть остановка “По требованию” и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке “Музей Коломенское” этот маршрут НЕ останавливается.

От остановки троллейбуса “Музей Коломенское” нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.

Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.

Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.

Вход свободный, парк открыт с апреля – по октябрь с 7.00 – до 22.00. С ноября – март 9.00 – 21.00.

По главной аллее идём прямо.

Дойдя до указателя, поворачиваем направо.

Сначала заметите дом пасечника.

Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.

В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.


Эта дорожка выводит к домику Петра I.

От него и до Передних ворот недалеко.

Церковь Вознесения находится сразу за  Передними воротами,

на высоком берегу Москвы-реки.

Возвращаться лучше к метро “Коломенское”. Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.

И выйдете из парка через северные ворота.

Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.

За дамой в ярко-голубом платье.

Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка.  Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.

Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта экспозиция деревянного зодчества.

Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием “Емеля”.

Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.

Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву “М” ещё никто не отменял

Дальше – в переход, за толпой, идущей в метро.

А теперь мы предположим, что дворец Алексея Михайловича нам не интересен, мы хотим посетить историческое Коломенское. Тогда следуем инструкциям

Церковь Воскресения Господня в Коломенском

Стратегическое значение Коломенское приобрело при Великом Московском князе Василии III, который уделял большое внимание охране южных границ. В 1527 году он получил донесение о готовящемся нападении крымских татар, и видимо именно тогда было принято решение о постройке здесь нового храма и дворца

Так начинается история самого известного памятника парка Коломенского — Церкви Воскресения Господня в Коломенском.

По одной из легенд церковь была построена в честь рождения будущего царя Ивана IV Грозного — сына Василия III. Окончание строительства и его освящение состоялось в сентябре 1532 года, через два года после рождения наследника. Историки утверждают, что построить храм такой архитектурной сложности всего за два года было практически невозможно, поэтому существует версия, что церковь была заложена еще до рождения Ивана IV. Мы не будем рассказывать долгую историю создания и исследования этого храма, так как получится отдельная большая статья, а те, кому интересно, смогут найти эту информацию в википедии. Сейчас церковь Вознесения Господня в Коломенском — архитектурный памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО.

Государев двор в Коломенском

Как мы уже говорили, макет Деревянного царского дворца Алексея Михайловича был перенесен на новое место, а что же сейчас находится на месте строго? Здесь можно увидеть, так называемый Государев двор. На месте, где располагался царский дворец, сейчас растут многовековые дубы, липы и разбит небольшой сквер с уютными скамейками.

Но помимо самой резиденции Романовых, Государев двор включал в себя и другие постройки. Вход во двор осуществлялся через передние ворота, расположенные прямо напротив Воскресенской церкви.

Ворота были построены во времена правления царя Алексея Михайловича в 1637 году,  и являлись главным входом в летнюю царскую резиденцию — тогда въезд осуществлялся со стороны Москвы-реки.

В 1672-1673 года к Дворцовым воротам были пристроены слева приказные палаты, а справа — Полковничьи палаты. Также в непосредственной близости от Передних ворот располагался Сытный двор.

Кстати, рядом с Дворцовыми воротами мы увидели вот такой вот информационный щит. Нас приятно удивило, что помимо русского языка есть краткая информация на английском и даже шрифт Брайля.

Хозяйственным въездом в царскую усадьбу в Коломенском служили Спасские ворота, их еще называют задними воротами. Первое упоминание о них относится к XVII веку, но точная дата их строительства неизвестна.


Еще одни ворота, которые мы можем там увидеть — Садовые, но построены они были в XIX веке из кирпичей, оставшихся от строений XVII века. Когда-то эти ворота вели в Вознесенский сад. Современная постройка была воссоздана по старым чертежам в 2007 году.

Весь Государев двор окружала массивная каменная стена, частично фрагменты этой царской ограды сохранились до наших дней, но в основном она, конечно, восстановлена.

В Государевом дворе большая площадь была отведена под кормовой двор и царские ледники. Сейчас на месте бывших хозяйственных построек можно увидеть лишь законсервированные остатки фундамента.

Давайте познакомимся… Царь

Муж, отец и просто человек

Вообще, если немного отойти от темы дворца и попробовать написать исторический портрет Алексея Михайловича Романова, почитать о дате и месте рождения царя, поинтересоваться существующей характеристикой его личности, то мы узнаем, что это был образованный, талантливый человек с разносторонними интересами.

Будущий русский царь родился в Москве. Годы его жизни 1629-1676. Ещё в детстве мальчик получил хорошее музыкальное образование и даже сочинял церковные песни.

Алексей Михайлович Романов, годы правления царя пришлись на период с 1645 по 1676 годы. Первое время на формирование взглядов царя Алексея большое влияние оказывал его воспитатель Борис Иванович Морозов. Даже в выборе невесты он сыграл далеко не последнюю роль.

Царь Алексей Романов был прозван Тишайшим, в нашей истории он известен и под этим именем, которым его прозвали за тихий, добрый нрав. В домашней обстановке самым любимым его времяпрепровождением была игра в шахматы. У царя было 2 жены и 16 детей.

К слову сказать, мальчики в семье рождались очень слабыми, часто болели и рано умирали. И ещё, ни одна из его 10 дочерей так и не вышла замуж. Помните, Забаву из мультика? «…Несчастные царевны. Нам законом запрещается любить. Надо думать о престоле. По расчёту надо замуж выходить».

Вот и тут получилось как-то так. Наши российские женихи не подходили по статусу: были ниже, а заморские принцы не подходили по вероисповеданию. Так что в вопросах замужества и личной жизни дети Алексея Михайловича Романова были не очень счастливы…

Алексей Михайлович очень любил охоту. Он охотился на лис, зайцев, медведей. При его дворце проживали 300 смотрителей за соколами. Этих хищных птиц специально для него привозили из Сибири.

Очень сильно интересовала Алексея Михайловича астрология. Много времени он посвящал изучению этой, интересной ему науке. Он даже ввёл для себя в обычай и разрешал придворному лекарю пускать себе кровь, так как прочитал в книге по медицинской астрологии о пользе этой процедуры. Царь настолько был увлечён изучением звёздного неба, что попросил достать и привезти ему телескоп. Его всегда увлекали чтение и музыка.

Он был очень религиозным человеком и ревностно исполнял все церковные обряды. Царь соблюдал все посты и, во время их проведения: по понедельникам, средам и пятницам ничего не ел. Многолюдные пиры при нём были большой редкостью, обычно к царскому столу подавали всего одно или два блюда.

Как-то это не по-царски, в нашем представлении, да? Помните фильм, где Иван Васильевич меняет профессию? …Икра красная, икра чёрная, икра заморская баклажанная и ещё, и ещё.

Государь Всея Руси — профессия такая

Царь редко звал за свой стол кого-то из чужих людей, но если кого-то всё же приглашал, то это было знаком особого отношения с его стороны, это было очень почётным и значимым событием для приглашённого. Вот на таких обедах, конечно, стол ломился от яств. На длинном столе размещалось до семи десятков блюд!

Но Алексей Михайлович за столом не засиживался — минут 40 и уходил — жена, дети, да и государственные дела требуют решения. А гости оставались пировать без хозяина дома. Не очень любил пышные многолюдные застолья Алексей Михайлович Романов.

Внутренняя и внешняя политика в правление Алексея Михайловича тоже претерпели изменения. Им были проведены некоторые реформы. Например, денежная — в обращение поступили новые монеты. По оценкам специалистов, это нововведение было не совсем удачным.

Известен Свод законов, принятый во время его царствования или, как ещё говорят, Соборное уложение, которое укрепило власть царя Алексея Михайловича и, в общем, действовало потом почти 200 лет. При его правлении в стране произошёл церковный раскол, связанный с Московским Патриархом Никоном и его церковными преобразованиями.

Царь лично занимался организацией и нововведениями в армии. Большой интерес он проявлял к тайнописи, то есть, системам шифрования. И эти свои знания успешно применял в своей дипломатической переписке.

Его интересовала зарубежная пресса. Он читал её в переводе, который готовили в Посольском приказе, отвечающем за внешнюю политику страны. Первая рукописная газета «Вестовые письма» издавалась специально по указу сначала Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича.

Пытаясь наладить регулярную доставку прессы из-за границы, он организовал почтовую линию между Москвой и Ригой. Может, поэтому, со временем, в дворцовых хоромах появились обои и мебель по немецкому и польским образцам.

Смерть Алексея Романова наступила от сердечного приступа. Ему тогда ещё не исполнилось и 47 лет.


С этим читают