Сми о нас

История


Ограда и ворота во внутреннем дворе

Парадная лестница Юсуповского дворца со стороны Мойки

Театр дворца

Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I).

В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.

На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца.

В -х годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова.

Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге:

Купленный по воле нашей у наследников покойного действительно тайного советника графа А.А.Шувалова дом в Санкт-Петербурге, на Мойке лежащий, пожаловали Мы нашей статс-даме графине Браницкой в вечное потомственное владение, повелевая тот дом отдать ей со всеми уборами…

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся». С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как «дворец Юсуповых», хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.

Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы (архитектор А. А. Михайлов 2-й):

  • Боковые ризалиты стали трёхэтажными.
  • Новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны.
  • Флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.
  • Построены новые оранжереи и садовый павильон.
  • Был разбит сад.
  • Устроена Парадная лестница со стороны Мойки.
  • Созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.

В ходе перестройки над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

В —1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.

В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).

В — произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.

Восковые фигуры Феликса Юсупова и Григория Распутина. Юсуповский дворец на Мойке

Официальный сайт и другая информация

К настоящему моменту территория бывшей усадьбы князей Юсуповых восстановлена в её исторических границах и объединяет в себе не только Юсуповский дворец с его уникальными интерьерами, но и Конюшенный флигель – современный многофункциональный комплекс в стиле лофт, а также обширную парковую зону, открытую для проведения уличных фестивалей и концертов.

Адрес, как доехать

  • Адрес Юсуповского дворца: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 94.
  • Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект»
  • Автобусы: 3, 22, 27 (остановка «Театральная Площадь»)
  • Троллейбусы: 5, 22 (остановка «Дворец Труда»)
  • Маршрутное такси от ст. метро: «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская» — К124, К186, К350 (угол ул. Глинки и наб. реки Мойки).
  • Для индивидуальных посетителей и малых групп вход с ул. Декабристов, 21.
  • Для посетителей организованных групп и гостей Домашнего театра вход с набережной реки Мойки, 94.

Режим работы

  • Юсуповский дворец открыт для гостей в понедельник, вторник, среду, пятница, субботу и воскресенье с 10:00 до 21:00.
  • Режим работы кассы: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 9:30 до 19:00.
  • Последний сеанс в 19:00
  • Вход для посетителей осуществляется исключительно со стороны Декабристов 21.
  • Перед посещением желательно ознакомиться с правилами.

Цены на билеты онлайн

  • Самостоятельный осмотр: «Парадные залы дворца и жилые покои князя» — с мобильным приложением или аудиогидом, парадные залы II этажа, гостиные I этажа: взрослый — 700 рублей.
  • Экспозиция «Убийство Г. Распутина» и приватная часть «половина молодых»: взрослый — 500 рублей.
  • Групповая, заказная экскурсия: Парадные залы и экспозиция «Убийство Г. Распутина» — 5300 рублей за группу.
  • Групповая, заказная экскурсия: Парадные залы, жилые покои князя, половина молодых князей, экспозиция «Убийство Г. Распутина» — 6600 рублей за группу.
  • Предварительный заказ и оплата не позднее, чем за 2 дня до даты проведения экскурсии. Стоимость экскурсии постоянна и не зависит от количества человек в группе.

Бесплатное посещение

Билеты с правом бесплатного посещения предусмотрены для детей до семи лет, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Эти билеты можно приобрести при предъявлении подтверждающего документа только в кассе Юсуповского дворца по адресу: ул. Декабристов 21.

Архитектура и интерьер

Строительство современного здания Юсуповского дворца началось в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. После того, как дворец был возведён, его внешний вид значительно отличался от современного.

В боковых ризалитах здания было всего лишь по 2 этажа; с реки Мойки располагалась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец находился со стороны двора. С того времени сохранились триумфальные ворота, причём, в не изменённом виде, — арка со стороны улицы Декабристов, а также ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

Архитектурный стиль дворца характеризуется как «неоклассицизм». Это направление определяется обращением к античности, которое он приобрёл в эпоху классицизма. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов.

В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома.

Особенностью неоклассицизма является отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. Отличительные черты неоклассицизма — изящность, лёгкость и прямолинейность. Также он служит – антитезой модерну, который был перенасыщен декоративными элементами.

Дворец снаружи: фото

В 1830—1838 годах Юсуповский дворец подвергся существенной перестройке по проекту архитектора А. А. Михайлов 2. Боковые ризалиты стали трёхэтажными; новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом построили с восточной стороны; флигеля на усадьбе были соединены, в них устроили картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.

Также в это время построили новые оранжереи и садовый павильон; был разбит сад. Появилась Парадная лестница со стороны Мойки, были созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.

Также в 1832—1834 годах архитектор Михайлов расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр. В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.

Дворец внутри: фото

В 1890—1916 годах в Юсуповском дворце была произведена внутренняя и большая реставрация здания под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х здесь провели электричество, были созданы канализация и водопровод, центральное водное отопление.

Тогда же перестроили театр и была создана Мавританская гостиная. В 1914 году появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая.

Театр во дворце

Домашний театр в Юсуповском дворце всегда был центром великосветской жизни Санкт-Петербурга. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей. Театр часто посещали и члены Императорской семьи.

Созданная в XIX веке и дошедшая до нас в первозданном виде уникальная сцена театра всегда привлекала ярчайших представителей своего времени. На ней выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова.

Со сцены звучали оркестры под управлением М. Глинки, Ю. Темирканова, блистали солисты Мариинского и Михайловского театров. Из мемуаров Феликса Юсупова. До изгнания (1887–1919):


В наши дни театр – действующий, его репертуар — обширен и постоянно обновляется. Сегодня зрителей ждут постановки классических опер и искрометных оперетт, фрагменты русских балетов и театральные представления для детей.

Ознакомиться с афишей представлений и узнать всё о спектаклях можно на официальном сайте Юсуповского дворца. Тут же в разделе «Купить билеты» можно их приобрести. Можно обращаться в билетный стол по телефонам. Ещё билеты продаются в кассах дворца и в театральных кассах города.

Правила посещения

В интерьерах дворца запрещено:

  • передвигаться без сопровождения гида или сотрудника, за исключением посетителей с аудиогидом;
  • посетители с аудиогидом не могут присоединяться к организованным группам;
  • трогать предметы интерьера и убранства, картины, скульптуру и прочие экспонаты;
  • опираться или облокачиваться на стены, двери, подоконники и другие архитектурные элементы;
  • заходить в интерьеры в верхней одежде и уличной обуви (необходимо иметь с собой сменную обувь (без каблуков-шпилек и металлических набоек), либо воспользоваться музейными тапочками;
  • проносить в залы дворца чемоданы, рюкзаки, портфели и сумки, превышающие размеры 20×30 см., а также зонты;
  • производить профессиональную фотосъемку и видеосъемку без специального разрешения, (также запрещено использовать штативы и селфи-палки);
  • курить в интерьерах и служебных помещениях;
  • использовать мобильные телефоны, (рекомендуется поставить их на беззвучный сигнал);
  • посещать дворец с животными;
  • приносить еду и напитки.

Все вещи можно оставить в камере хранения и в гардеробе. В случае порчи имущества Юсуповского дворца администрация Учреждения культуры имеет право наложить на виновника штраф в размере 25 000 (Двадцать пять тысяч) рублей + стоимость реставрационных работ.

Татьяна Лискер

Вечерние экспозиции для самостоятельного осмотра

Для самостоятельного осмотра предлагается вечерняя экскурсия «Вечером, в Юсуповском» под фонограмму аудиогида, включающая в себя знакомство с экспозициями:

  1. «Убийство Григория Распутина». Просмотр видеофильма и самостоятельный осмотр экспозиции в небольшом полуподвальном помещении, «гарсоньерке», рассказывающие о трагедии.

    В бывшей столовой, в которой князь Феликс Юсупов угощал Распутина отравленными пирожными, за столом сидит восковая фигура старца. Напротив него стоит восковой Феликс Юсупов в офицерской форме. Полностью воссоздана обстановка той страшной ночи, атмосфера угнетающая, что усиливается скупым освещением. Создается полный эффект присутствия, восковые фигуры участников драмы вызывают мистический ужас, чувство сопричастности трагедии.

    В бывшей столовой, в которой князь Феликс Юсупов угощал Распутина отравленными пирожными, за столом сидит восковая фигура старца. Напротив него стоит восковой Феликс Юсупов в офицерской форме. Полностью воссоздана обстановка той страшной ночи, атмосфера угнетающая, что усиливается скупым освещением. Создается полный эффект присутствия, восковые фигуры участников драмы вызывают мистический ужас, чувство сопричастности трагедии.

  2. «Половина молодых князей». Уникальные интерьеры, сохранившиеся до наших дней, «приватные комнаты» князей, уютные будуары и роскошные кабинеты предстанут взору внимательного и вдумчивого зрителя.

История дворца и его владельцев

Князь Феликс Юсупов, бывший командующий московским военным округом, приобрел имение в Кореизе в начале 80-х годов 19 столетия. Новый владелец усадьбы не был наследным приемником известного княжеского рода Юсуповых. На самом деле Феликс был графом Сумароковым-Эльстоном, но являясь зятем последнего из рода Юсуповых по мужской линии – Николая Борисовича, в связи с отсутствием прямых наследников и на основании императорского указа становится наследником и аристократического княжеского титула и фамилии.

Зинаида Юсупова — дочь последнего из рода настоящих Юсуповых

Этот же титул вместе с фамилией перешел по наследству и его сыну – Феликсу Феликсовичу, хорошо известному в истории в качестве одного из организаторов убийства самой загадочной личности конца 19 столетия – Г.Распутина (1916 г.). Кстати, загадочный старец был убит также в Юсуповском дворце. Только не в крымском, а в петербургском, который сегодняшние туристы очень любят посещать на Мойке, 94. 

А яд, которым пытались отравить Распутина, добавлялся в Мадеру из крымского имения Юсуповых. Кстати, эта Мадера, по воспоминаниям Феликса, очень понравилась Распутину и выпил тот довольно прилично. Правда, яд почему-то не подействовал.

Феликс Феликсович — младший наследник фамилии и титула Юсуповых

Итак, новоявленный Князь Феликс Юсупов решает перестроить имеющуюся здесь дачу «Розовый дом», сооруженную на кореизских землях еще в 20-х годах 19 века княгиней Анной Голицыной – особой весьма эксцентричной и неординарной.

Решив перестроить «Розовый дом» Феликс Юсупов нанимает популярного ялтинского архитектора Н.Краснова, который обновляет голицынское строение 19 века, и параллельно строит новый прекрасный современный дворец, соединив оба строения в одно неразрывное целое. Произошло это в 1909 году, хотя отдельные строительные работы продолжались и после этого.

Юсуповский дворец в Кореизе в начале 20 столетия

Вскоре в новом дворце (1912 г.) произойдет помолвка между младшим Юсуповым и дочерью Великого князя Александра Михайловича (Сандро), владельца гаспринского имения Ай-Тодор, Ириной Романовой. А свадьба их состоится незадолго до Первой Мировой войны – в феврале 1914 года.

Феликс Юсупов младший с женой Ириной незадолго до революции

После революционных событий и Гражданской войны, члены семьи Юсуповых из Крыма эмигрируют за границу, а их имения, дачи и дворцы будут национализированы. Юсуповский дворец станет Государственной дачей под номером 4, которая будет относиться к ведомству ВЧК. И вскоре здесь будет отдыхать очередной Феликс – теперь Дзержинский.

В советские годы в Юсуповском дворце был Дом отдыха для сотрудников ВЧК

Во время оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны Юсуповский дворец не был разрушен, и именно в нем разместилась советская делегация во главе со Сталиным в период проведения знаменитой Ялтинской конференции 1945 года, проходившей в Ливадийском дворце. Перед прибытием советской делегации дворец был оборудован отоплением и электричеством, была проведена горячая вода и телефонная связь.

А находившийся около дворца винный погреб был переоборудован в любимое Сталиным подземное сооружение – бункер. Как говориться, на всякий случай. В Юсуповском дворце сохранился частичный интерьер того периода, в частности бильярдный и письменный столы, апартаменты Сталина и Молотова.

Комната Юсуповского дворца, в которой в 1945 году отдыхал Молотов

В советское послевоенное время Дворец превращается в очередную элитную дачу, теперь для членов ЦК КПСС, и, вплоть до развала СССР, здесь можно было увидеть многих известных партийных деятелей. Сейчас прекрасный дворец находится в собственности Управления делами президента РФ и частично открыт для туристического просмотра.

Создание архитектурного ансамбля

Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.

Царский размах реставрации

Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.

Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.

Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.

Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.

Новые преобразования

После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.

В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.

Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.

Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.

Интерьеры дворца

Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.

Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.

Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.

Лайфхаки: из практического опыта

Если вы решите прийти пораньше, чтобы точно купить билеты, то скоротать время до открытия окошка кассы можно в кафе. Есть «Лаор» — вегетарианское, с наивкуснейшим и интересным меню, расположенное на улице Прачечной.

Как добраться туда, вам могут подсказать карты, навигатор и интернет — не потеряетесь. Работает кафе с 9:00 — что ценно, потому что в этом районе мало кафешек, а те, которые есть, открываются в 10:00 или позже.

Кстати, во дворце работает гардероб, где в холодное время года можно спокойно сдать одежду, не обременяя себя её ношением в руках во время экскурсии. Информация для тех, кто заскучает в процессе экскурсии — внутри есть wi-fi!!!

Мифы и легенды

Дворец на Мойке хранит не только великолепные сокровища и уникальные произведения искусства, но и мрачную тайну о событии, возможно, сыгравшем важную роль в истории Российской империи.

В подвалах особняка произошло одно из самых странных и страшных убийств начала XX века. 17 декабря 1916 года здесь нашёл свой конец Григорий Распутин – личность незаурядная и мистическая. Простой сибирский мужик, грубый и неотёсанный, он не только сумел стать фаворитом и незаменимым советником императорской семьи, но и активно вмешивался в политические решения государя.

Недовольных возвышением «божьего старца» и его влиянием на императора было много. И в 1916 году несколько влиятельных людей империи, в число которых входил и князь Феликс Юсупов, подготовили убийство Распутина. Он был приглашён во дворец на Мойке для того, чтобы познакомиться с женой хозяина Ириной…

Убийство Распутина


Одним из самых мистических событий произошедших во дворце Юсуповых является убийство Григория Распутина. Как свидетельствуют записи в дневнике Феликса Юсупова, Распутина заманили во дворец Юсуповых в ночь на 17 декабря 1916 года. Сначала его пытались отравить, однако и отравленные сладкие пирожки, и отравленная мадера не возымели никакого эффекта. Как позднее говорили доктора, отравление не произошло из-за того, что Распутин страдал алкогольным гастритом, и его желудок не мог вырабатывать соляную кислоту, без которой смертоносный цианид не действует на организм человека.

Не имея более терпения, Юсупов вышел к заговорщикам на верх, а вернулся уже с браунингом. Распутин пожаловался на небольшое недомогание, но, не став его более слушать, князь Юсупов выстрелил ему в сердце. После убийства, когда заговорщики вели беседу, говорят, что Распутин вскочил на ноги и побежал из дома, по пути приговаривая: «Феликс, Феликс, Феликс… всё расскажу царю». На этот раз выстрелил Пуришкевич. Было произведено три выстрела, при этом пули попали в спину и голову Григория Распутина.

По версии англичан, которая появилась с подачи Освальда Рейнера, одного из заговорщиков, они сначала били Распутина, чтобы выпытать у него информацию о переговорах с немцами. А стреляли потом…

Труп монаха был выброшен в прорубь малой Невки.

Проклятие рода

Говорят, богатейшую семью в России преследовало проклятие, согласно которому в каждом поколении семьи умирали дети. Было замечено, что умирали все дети, кроме единственного наследника, и никто из умерших не пережил возраст 26 лет.

По преданию, Абдул-Мурза, правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и произошла фамилия), сменил ислам на православие. Однажды, принимая в своём доме царя Фёдора Иоанновича и патриарха Иоакима во время Великого поста, он угостил их под видом рыбы гусём.

Патриарху очень понравилась «рыба». Но обман был раскрыт. Из-за этого кощунства гнев царя и патриарха был огромным. Шутник долго думал, как загладить вину. Решением стал переход в православие, получив при крещении имя Дмитрий. С тех пор все Юсуповы — православные и русские. Однако ногайская колдунья прокляла вероотступника (по другой версии, род Юсуповых проклял сам пророк Мухаммед, явившийся Абдулу-Дмитрию во сне).

Записка

Необычный клад за обшивкой старинного камина был найден при реставрации. Там была спрятана записка, содержание которой тут же разделило учёных на два лагеря: одни считают, что это просто шутка, другие уверены, что послание зашифровано и предвкушают научную сенсацию.

Но реставраторов больше всего удивила сама записка, которая пряталась под сургучной печатью в обычной бутылке. Некоторые из строк гласили: «…работал главком Панов, мученик Феодор — лет ему от роду 115 и князь Тараканов — ему 12 годиков…».

На сегодняшний день нет окончательного вывода о предназначении записки.

Курьёз

Не обошлось во дворце Юсуповых и без курьёза. Во время путешествия по Италии Николай Борисович Юсупов на одной из вилл увидел удивительную лестницу, которую тут же пожелал купить. Однако на предложение о продаже лестницы Юсупов получил такой ответ: лестница продаётся только вместе с виллой. Так и произошло – вилла была куплена, а лестницу в 1859 году перевезли в Санкт-Петербург и установили во дворце.

В наши дни в залах дворца расположен музей, посвящённый дворянскому быту семьи Юсуповых, а также работает экспозиция «Убийство Григория Распутина». Ещё дворец Юсуповых известен музыкальными и театральными вечерами, а также бал-маскарадами.

Где остановиться в Ялте?

Выбрав для отдыха Южный берег Крыма и посещение местных достопримечательностей, удобнее всего будет остановиться в Ялте. Максимально дополнит приятные впечатления от посещения Крыма правильно подобранный отель. Идеальным вариантом для отдыха является отель 5 звезд – Вилла Елена. Здесь гостей встретит гостеприимный персонал, атмосфера домашнего уюта и безупречный сервис.

На территории отеля расположено два здания – одно из них с интересной историей с 1912 года. Второе здание современное, оно было сооружено в 2012 году. Гости смогут выбрать здания и номера на свой вкус. Интерьер в номерах отеля гармонично сочетает в себе изысканность, роскошь и домашний уют. Видовые балконы и террасы позволят насладиться крымскими красотами и восстановить душевную гармонию.

Также гости могут воспользоваться уникальными услугами, которые предлагает отель. В их число входит персональный кейтеринг в любом месте полуострова, гастрономические туры по Крыму, индивидуальные программы для экскурсий, кулинарные мастер-классы. На территории Вилла Елена расположен ресторан Гранд Терраса и бассейн с подогревом. Есть небольшой спа-центр, где можно расслабиться и насладиться приятными процедурами. Гостям отеля гарантирована ненавязчивая забота, которая прослеживается даже в мелочах – меню ванн, подушек, прогноз погоды на завтра, конфеты ручной работы в качестве пожелания сладких снов. Вилла Елена подарит своим гостям ключи от Крыма 5 звезд.

Экскурсии и билеты

Дворец Юсуповых предлагает посетителям 3 вида экскурсионных программ:

  • Комплексные экскурсии, включающие в себя осмотр различных помещений и экспозиций.
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — доступно 8 языков. Позволяет посетителям побродить по залам и гостиным, полностью погрузившись в атмосферу того времени.
  • Тематические экскурсии, посвященные отдельным периодам жизни дворца и его обитателей.

Особой популярностью, конечно, пользуются экскурсионные программы, включающие посещение легендарного подвала, где было совершено одно из самых загадочных убийств 20 века – убийство Григория Распутина. В комнате воссоздан интерьер того времени, а восковые фигуры главных действующих лиц тех событий создают ощущение полного присутствия в этом месте той роковой декабрьской ночью 1916 года.

Ознакомиться с правилами посещения дворца можно на сайте дворца  в соответствующем разделе

Среди них обязательны к соблюдению следующие запреты:

  • самостоятельно передвигаться по интерьерам дворца без сопровождения гида, кроме осмотра экспозиций с аудиогидом
  • трогать руками экспонаты
  • проводить профессиональную фото- и видеосъемку, использовать соответствующее оборудование
  • посещать дворец с большими чемоданами и дорожными сумками

Билеты на экскурсии или на представления домашнего театра доступны:

  • в кассе дворца
  • в театральных кассах города

Что может увидеть в Юсуповском дворце?

Интерьер дворца невероятно богат. Каждая комната здесь имеет свой удивительный стиль. Интересно, что подавляющее большинство экспонатов — оригиналы из этих самых комнат. Осознавая это, становится особенно приятно рассматривать всю эту подлинную роскошь, которой сто с небольшим лет назад пользовались самые богатые люди России.

Роскошь убранства едва ли уступает Эрмитажу (не в количестве, а в качестве), при этом обстановка гораздо спокойнее. Неожиданный сюрприз — пение прямо в бальном зале акапелло прекрасных артистов было волшебным бонусом.

Особенно поражают интерьеры комнаты в мавританском стиле, голубой спальни, малиновой гостиной, а главное — множество потайных ходов.


Попадая в комнату, которую занимал Распутин, сталкиваешься лицом к лицу с восковыми фигурами всех действующих особ того рокового вечера. Ощущения сильнейшие.

Реконструкция

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге неоднократно реконструировался на протяжении двух столетий, сегодняшний вид роскошного целостного ансамбля он приобрел в 1770 г. За это время его интерьеры много раз перестраивались, на территории выстраивались великолепные павильоны, богатые оранжереи.

Первая капитальная реконструкция Дворца проводилась в период с 1830 по 1838 гг. знаменитым зодчим, профессором Петербургской Академии Художеств Андреем Алексеевичем Михайловым при участии и помощи итальянских живописцев Бернабо Медичи, Антонио Виги, Фридолио Торичелли и российского художника-декоратора Алексея Травина.

Именно тогда особняк преобразился в настоящий дворец, сильно достроился и расширился:

  • вырос третий этаж боковых ризалитов (прежде было 2);
  • с восточной (правой) стороны особняка был выстроен Банкетный (Белоколонный) зал;
  • боковые флигели были галереями соединены с главным корпусом;
  • отстроен маленький изящный домашний театр, рассчитанный на 180 зрителей, с двухъярусным залом, партером и большой центральной ложей;
  • обустроены картинные галереи (5 залов, анфиладой);
  • появились роскошные Императорская, Зеленая и Синяя парадные гостиные, огромный Танцевальный зал, оформленные в стиле торжественного русского ампира;
  • был разбит ландшафтный парк, выстроены садовые павильоны, богатейшие оранжереи, сформировавшие целостную картину архитектурного дворцового ансамбля;
  • во дворце со стороны Мойки была возведена беломраморная парадная лестница.

В следующие два десятилетия, с 1840 г. по 1860 г. знаменитые зодчие Бернар Симон и Ипполит Монигетти перестроили крошечный домашний театр, изысканный музыкальный салон, пышный зимний сад, парадные гостиные и приватные покои князя в стиле эклектики, обустроили Гобеленовую гостиную по левую руку от парадной лестницы.

Раньше в ней хранились три гобелена, подаренные самим Наполеоном сыну Б.Н.Юсупова.

В 1878 году знаменитый российский зодчий В.А.Кенель спроектировал Домовую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, оформив её в помпезном византийском стиле. Она просуществовала до 1926 года, однако в 1930-м была полностью перестроена, превращена в зал для публичных лекций.

В декабре 2014 года в церкви начались богослужения, проводятся они каждую среду. Интерьер полностью не восстановлен, реставрационные работы ведутся по сей день.

В 1890-х зодчим Александром Степановым ансамбль Юсуповского дворца был переоборудован, сильно усовершенствован в техническом плане:

  • электрифицирован (до этого там были масляные светильники и свечи);
  • оборудован водяным отоплением, установлены радиаторы;
  • налажены канализация, водопровод;

В 1890 годах в резиденции появились:

  • невероятно богатая убранством, и чуть мрачная Мавританская гостиная;
  • дубовая столовая с использованием 7 ценнейших пород дерева;
  • Турецкий кабинет в изысканном и чарующем духе восток;
  • переоснащен домовый театр в вычурном помпезном барокко.

Оформление апартаментов для молодой четы Феликса Юсупова и Ирины Романовой было приурочено к их бракосочетанию 1914 году. Подрядчиком стал известный архитектор А. Белобородов в сотрудничестве с художниками С. Чехониным, В Конашевичем, Н. Тырсой.

При оформлении он обратился к античному неоклассицизму, обогащенному элементами в стиле модерн. Были обновлены интерьеры покоев первого этажа, Столовая, Большой зал, Большая гостиная.

Реконструкция

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге неоднократно реконструировался на протяжении двух столетий, сегодняшний вид роскошного целостного ансамбля он приобрел в 1770 г. За это время его интерьеры много раз перестраивались, на территории выстраивались великолепные павильоны, богатые оранжереи.

До 1916-го года дворец переходил во владение пяти поколений княжеского рода Юсуповых, достраивавших и реконструировавших его. Дворцовая резиденция стала настоящим шедевром дворцового интерьерного искусства.

Первая капитальная реконструкция Дворца проводилась в период с 1830 по 1838 гг. знаменитым зодчим, профессором Петербургской Академии Художеств Андреем Алексеевичем Михайловым при участии и помощи итальянских живописцев Бернабо Медичи, Антонио Виги, Фридолио Торичелли и российского художника-декоратора Алексея Травина.

Именно тогда особняк преобразился в настоящий дворец, сильно достроился и расширился:

  • вырос третий этаж боковых ризалитов (прежде было 2);
  • с восточной (правой) стороны особняка был выстроен Банкетный (Белоколонный) зал;
  • боковые флигели были галереями соединены с главным корпусом;
  • отстроен маленький изящный домашний театр, рассчитанный на 180 зрителей, с двухъярусным залом, партером и большой центральной ложей;
  • обустроены картинные галереи (5 залов, анфиладой);
  • появились роскошные Императорская, Зеленая и Синяя парадные гостиные, огромный Танцевальный зал, оформленные в стиле торжественного русского ампира;
  • был разбит ландшафтный парк, выстроены садовые павильоны, богатейшие оранжереи, сформировавшие целостную картину архитектурного дворцового ансамбля;
  • во дворце со стороны Мойки была возведена беломраморная парадная лестница.

В следующие два десятилетия, с 1840 г. по 1860 г. знаменитые зодчие Бернар Симон и Ипполит Монигетти перестроили крошечный домашний театр, изысканный музыкальный салон, пышный зимний сад, парадные гостиные и приватные покои князя в стиле эклектики, обустроили Гобеленовую гостиную по левую руку от парадной лестницы.

Раньше в ней хранились три гобелена, подаренные самим Наполеоном сыну Б.Н.Юсупова.

В 1878 году знаменитый российский зодчий В.А.Кенель спроектировал Домовую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, оформив её в помпезном византийском стиле. Она просуществовала до 1926 года, однако в 1930-м была полностью перестроена, превращена в зал для публичных лекций.

В декабре 2014 года в церкви начались богослужения, проводятся они каждую среду. Интерьер полностью не восстановлен, реставрационные работы ведутся по сей день.

В 1890-х зодчим Александром Степановым ансамбль Юсуповского дворца был переоборудован, сильно усовершенствован в техническом плане:

  • электрифицирован (до этого там были масляные светильники и свечи);
  • оборудован водяным отоплением, установлены радиаторы;
  • налажены канализация, водопровод;

Пышные дворцовые залы стали использоваться для проведения грандиозных зимних балов.

В 1890 годах в резиденции появились:

  • невероятно богатая убранством, и чуть мрачная Мавританская гостиная;
  • дубовая столовая с использованием 7 ценнейших пород дерева;
  • Турецкий кабинет в изысканном и чарующем духе восток;
  • переоснащен домовый театр в вычурном помпезном барокко.

Оформление апартаментов для молодой четы Феликса Юсупова и Ирины Романовой было приурочено к их бракосочетанию 1914 году. Подрядчиком стал известный архитектор А. Белобородов в сотрудничестве с художниками С. Чехониным, В Конашевичем, Н. Тырсой.

При оформлении он обратился к античному неоклассицизму, обогащенному элементами в стиле модерн. Были обновлены интерьеры покоев первого этажа, Столовая, Большой зал, Большая гостиная.


С этим читают