Музей турецкого и исламского искусства в стамбуле

Почему Ибрагим мог быть евнухом?

В книге Х. Д. Дженкинс «Великолепный век Ибрагима-паши. Власть и предательство» написано, что Ибрагим был евнухом. Автор ссылается на мнение Даниэля Барбариго и д’Оссона. Они утверждают, что должность хасодабаши всегда занимали только евнухи. Вероятно потому, что они имели доступ и в гарем повелителя, поскольку это тоже было всё «его имущество», включая живших там женщин. А полноценных мужчин туда и близко не пускали, конечно же. Только евнухов.


Относительно личной жизни Ибрагима никаких точных данных нет. Только то, что 22 мая 1524 года состоялась свадьба Ибрагима. О том, кто стал его женой — информация спорная. Кто-то считает, что это была сестра султана Сулеймана по имени Хатидже. Так это или нет в этой статье я размышлять не буду. Не та тема. Но в любом случае эта женитьба не идёт в разрез с версией о том, что он был евнухом.

Евнухи в Османской империи свободно женились, причем и на знатных женщинах и даже на султаншах. Нередко такие браки были просто некой необходимостью, формальностью. Например, есть версия, что Фатьма-султан была замужем за евнухом Ибрагимом-пашой. К тому времени Фатьма уже достигла пожилого возраста, и этот брак был фиктивным. Возможно, необходимым для того, чтобы Фатьма могла совершить паломничество в Мекку.

Ещё одним косвенным доказательством данной версии об Ибрагиме является то, что он не оставил потомства. Есть версия о том, что он был женат на некой Мухсине и у них был сын, который умер в детском возрасте. Но она не подтверждена. Брак Ибрагима длился 12 лет, очень странно, что у главного визиря не осталось потомков.

Кто-то посчитает, что их могли казнить вслед за отцом, но такой практики не было. Дети Ибрагима в любом случае не могли бы претендовать на какую-то власть, и они ничем не могли помешать султану.

Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи! Мой Youtube-канал (материалы в видео-формате).

Буколеон

На берегу Мраморного моря р-на Султанахмет на невысоком холме, заросшем вьющимися растениями, можно увидеть ещё одно напоминание о византийском периоде в Турции. Это сохранившаяся часть стены, оставшаяся от дворца Буколеон (бык и лев), построенного при императоре Феодосии II (5 век) Сначала дворцовое сооружение называлось Хормисадес, а при новом императоре Юстиниане его окрестили Буколеоном. Историки считают, что это название дали дворцу скульптуры быка и льва, воздвигнутые на берегу. Сегодня они нашли своё место в Историческом городском музее.

В правление императора Феофона была оборудована терраса и оформлена летняя площадка. После нападения крестоносцев Буколеон разграбили, а после победы над ними о дворце забыли, и он стал разрушаться. При прокладке железной дороги замковые сооружения частично разобрали, многое растащили местные жители. Сегодня лишь остатки стены с проёмами окон – свидетельство византийской эпохи в Стамбуле. Сюда обычно приходят туристы в составе организованной группы после осмотра замка Бейлербей.

Полезная информация для посетителей

  • Не рекомендуется посещать музей в легкомысленной одежде. Шорты и шлепанцы у мужчин, а также юбка и топ у женщин, вызовут недовольство администрации и послужат причиной для отказа на вход. Одевайтесь скромнее;
  • Фотографирование запрещено, но если никто из администрации не видит, то можно, но только без вспышки и не на огромную камеру. Ограничьтесь снимками на смартфон;
  • Возле здания запрещено мусорить и курить. Административный штраф за нарушения – 55 лир.

Turist.im

Редакция интернет-журнала о путешествиях

  • Туры и путёвки по лучшим ценам — Travelata и Level.Travel
  • Экскурсии от местных гидов — Tripster
  • Дешёвые авиабилеты — Aviasales
  • Выплаты компенсаций за задержку рейсa — AirHelp
  • Аренда жилья на безопасных сайтах — Booking и Airbnb
  • Аренда автомобиля — Economybookings
  • Билеты на автобусы, паромы и поезда по Азии — 12go.asia
  • ЖД билеты по РФ и странам СНГ — Tutu.ru
  • Такси из аэропортов и отелей — Kiwitaxi
  • Туристические страховки — Cherehapa
  • Банковская карта для путешествий — ALL Airlines
  • Сим-карта с интернетом для путешествий — Drimsim

Музей авиации

Преимущество – близость к международному аэропорту. Доехать можно всего за 20 минут на пригородной электричке. А осматривать экспозицию, расположенную под открытым небом, можно в течение 3-4 часов. Любители авиации получат массу положительных эмоций. На площадке под открытым небом выставлены все варианты того, что состояло на вооружении Турции в различные годы.

Посетители увидят самолеты, построенные турецких КБ, закупленные в Италии, Южной Африке. Для уставших туристов на территории имеется уютное кафе, где можно перекусить и передохнуть. Осмотр экспозиции – прекрасное занятие для транзитных пассажиров, располагающими несколькими часами свободного времени.

Современное описание дворца

Сейчас дворец – одно из самых известных не только в Турции, но и во всем мире. Он находится напротив здания Голубой мечети на площади Султанахмет и открыт для посещений туристов. Здание сохранило архитектурный образ 16 века. Фасад дворца – очень торжественный и пышный, с огромными окнами, изящными карнизами и выступами. Крыша – в несколько уровней. Сохранился и балкончик, с которого визирь и Сулейман любили наблюдать за бурлящей жизнью подданных.

Вокруг дворца – 4 дворика, внутренний – с разноярусными галереями. Интерьер сохранен такой же, как был во времена султана. Во дворце много залов в восточном стиле. Они очень пышно оформлены, украшены коврами, старинной мебелью и посудой. Во время реставрации здания Синан частично сохранил часть экспонатов ипподрома, которым более 18 веков и теперь они находятся в отдельном зале.

Во дворце Ибрагима-паши собраны уникальные экземпляры – старинные рукописи, самоцветы, драгоценности, множество предметов, которые принадлежали султанам, их рабыням и женам. В Музее находятся образцы резьбы и каллиграфии, посуда прежних веков, накопившиеся за столетия шедевры. Экспозиции настолько ценные, что были высоко оценены Советом Европы, и дворец с 1985 года оказался под защитой ЮНЕСКО.


В Музее множество очень редких экспонатов, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок, а также во время восстановления библиотек и храмов. Дворец разделен на 7 секций, в которых представлены предметы:

  • из металла;
  • ковровые;
  • деревянные;
  • керамические и стеклянные;
  • каменные;
  • этнографические;
  • образцы каллиграфии.

В Музее находятся десятки тысяч редких шедевров, предметов ремесленничества и творчества простых людей. Еще одна «изюминка» дворца – выставки. Там есть личные вещи правителей, драгоценные украшения, одежда их рабынь и жен, фирманы, различные монограммы. Гордость Музея – великолепная коллекция ковров, которая собиралась веками в разных восточных государствах. «Возраст» некоторых изделий – свыше 400 лет.

Не менее привлекателен этнографический отдел на 1-м этаже здания. Там можно полюбоваться на одежду, утварь, бывшую в обиходе ранее, настоящие юрты кочевников, шатры из разных шкур, старинное оружие. Любителям древних рукописей будет интересно посмотреть на Коран 15-го в. и его более поздние издания. Среди уникальных экспонатов – деревянные надгробия с затейливой резьбой, ажурные кованые светильники, изразцовая плитка.

Немного истории

История поместья неразрывно связана с личностью ее первого обладателя – Паргалы Дамат Ибрагима-паши, который был мужем Хатидже – сестры султана Сулеймана I Великолепного. Именно об этом человеке и пойдет речь в данной истории. О самом же дворце мало что известно, кроме того, что его построили на территории бывшего римского Ипподрома, а в 1521 году в нем провели масштабный ремонт.

Из раба в Великие визири

Ибрагим родился в середине XV века в греческом городе Парга, в семье обычного рыбака. Когда он был мальчиком, его похитили пираты и продали в рабство османам. Поскольку его родной город принадлежал Венецианской республике, османы прозвали будущего визиря – френк (европеец).

Ибрагим проявлял большое рвение и услужливость, что позволило ему очень быстро расти по службе. Сначала его сделали Главным Постельничьим (камердинер), а затем в 1523 году и Великим визирем.

Свою главную должность, самую высшую, которой только мог добиться человек в Империи (если не считать Султанского чина) он получил не за заискивание, а честно: проявив прекрасные дипломатические способности, отвагу в военных кампаниях и смекалку в государственных делах. Он помог решить множество государственных дел, а после возвышения стал одним из самых талантливых деятелей в Османской империи.

Предательство султана

Через год после восхождения на пост визиря, Сулейман женил Ибрагима на своей сестре и подарил супругам в приданое целый дворец, тот самый о котором идет речь в статье.

Султан настолько любил своего визиря, что принес ему священную клятву, которая гласила, что Ибрагим-паша ни при каких обстоятельствах не может быть казнен, пока Сулейман I жив. Но свою клятву он не сдержал, поскольку другие придворные недовольные возвышением Великого визиря, плели вокруг него интриги. На Ибрагима клеветали и внушали Султану, что он представляет опасность для его правления. В итоге Сулейман решил казнить своего любимого друга и ближайшего соратника.

История гласит, что для отречения от клятвы Сулейман обратился к кадию (судья шариата) который постановил ему построить мечеть в отместку за нарушение священного слова.


В 1536 году Султан отправился к другу на ужин в честь Рамадана, после чего уехал к себе во дворец. В ту же ночь Великого визиря умертвили. Его тело нашли наутро в личных покоях, со следами борьбы и ужасных пыток. В тот же день его тайно захоронили на территории дервишского монастыря в поселке Галат, не оставив даже надгробия. Все имущество и богатства Ибрагима паши были конфискованы.

Впоследствии дворец принадлежал еще нескольким визирям, но из-за дурной славы в нем никто не желал задерживаться надолго. Поэтому его превратили в солдатские казармы, потом в тюрьму для высокопоставленных узников, а потом и в швейные мастерские. В конце концов, на его территории создали Музей исламского и турецкого искусства.

Румелихисар

Крепость играла важнейшую роль при осаде Константинополя турками. Ее построили напротив уже имеющейся крепости Анадолу Хисар, сделав Босфор закрытым для прохода военных кораблей из Черного моря. Крепость возвели в уникально короткие сроки: за 4 месяца и 16 дней. При этом строительство лично контролировал султан Мехмед Завоеватель. Гарнизон состоял из 400 янычар, вооруженных пушками.

В настоящее время туристам предлагается осмотреть внутренний двор, где выставлены пушки, которые стояли на вооружении гарнизона во время взятия Константинополя. Можно подняться на смотровую площадку или просто побродить по стенам, наслаждаясь видами на Босфор.

Radisson Blu Bosphorus Hotel Стамбул К услугам гостей роскошные номера и люксы 7,9 «Хорошо» 1519 отзывов Забронировано сегодня 19 раз Забронировать

Ciragan Palace Kempinski Istanbul Стамбул Пейзажный бассейн с видом на Босфор, оздоровительный спа-центр 9,1 «Хорошо» 758 отзывов Забронировано сегодня 13 раз Забронировать

Sumahan — on the Water Стамбул Прямо на берегу пролива Босфор 8,9 «Хорошо» 366 отзывов Забронировано сегодня 14 раз Забронировать

Невинности

Идея возникла у турецкого писателя Орхана Памука в то время, когда он работал над собственным романом «Музей невинности». По сюжету книги, Кемаль после гибели главной героини выкупает дом, и где жила Фюсун, и превращает его в дом ее памяти. Этот дом и стал музеем невинности.

Дом, где сегодня он располагается, был приобретен Орханом Памуком в полуразрушенном состоянии. Но от этого атмосферность выставки только выиграла. Попав сюда, вы словно переноситесь в другую эпоху, где нет Интернета и новейших цифровых технологий – в мир старого уютного Стамбула. Здесь можно увидеть не только личные вещи Фюсун – ее туфельки, украшения, любимые книги, но и предметы быта стамбульцев конца 70-х годов прошлого века.

Сама книга в 2006 году была удостоена «Нобелевской премии», а музей в 2013 году был признан «Лучшим в Европы».

Адрес: Cukurcuma Caddesi, Dalgc Cikmaz, 2, 34425, Beyoglu, Istanbul. Время работы: ежедневно (кроме понедельника) с 10 до 18 часов. Понедельник – выходной день. Стоимость: 25 турецких лир (10 евро).

В дом можно попасть и бесплатно – если вы предъявите на входе книгу Орхана Памука «Музей невинности» — на задней обложке книги есть пригласительный билет.

Индустриальный музей Рахми М. Коча

Экспозицию основал на собственные средства турецкий миллиардер Рахми Коч. Он, по профессии инженер, решил выставить все те творения человеческой мысли, которые поражают человечество. Для начала Коч выкупил неработающие литейные цеха, находящиеся в бухте Золотой Рог. Помещения нуждались в масштабной реставрации. Уже в 1991 году выставку посетили первые туристы. Через несколько лет Коч выкупил заброшенные корабельные верфи, располагающиеся вблизи уже приобретенного здания.

Снова потребовалась масштабная реставрация, но она оправдала себя: появилось место для новых экспонатов. Рахми Коч не остановился на достигнутом: он приобрел открытую площадку, где разместил паромы, паровозы, машины. Теперь он может похвастаться тем, что собрал все диковинные экспонаты, которые могут двигаться, летать или просто вращаться.

Коллекция музея

В основу обширнейшей экспозиции, посвященной исламским древностям, были положены собрания из мечети Сулеймание. Во дворец Ибрагима Паши эта коллекция попала совершенно случайно, в свое время создатель турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк повелел изъять и перенести священные реликвии и исламские артефакты из мечети, дабы лишить религиозных фанатиков воодушевления на проповеди, направленные против светского государства. В экспозиции исламских древностей можно увидеть множество реликвий, которые собирались в старинных гробницах во время археологических раскопок, образцы старинной каллиграфии, собранные в древних мечетях и библиотеках.

Музейный экспонат

Музей турецкого и исламского искусства в Стамбуле структурно подразделяется на семь отделов, каждый из которых посвящен соответственно: художественным изделиям из дерева; художественным изделиям из камня; художественным изделиям из керамики и стекла; художественным изделиям из металла; отдел этнографии; отдел чистописания и каллиграфии; отдел ковров.

Зал музея

Экспозиция ковров, выставленная в тронном зале, по праву считается самой обширной и богатой в мире. Здесь представлены разнообразные по стилю ковры, отличающиеся орнаментами и манерой исполнения, редчайшие образцы которых датируются 15-17 столетиями. Наряду с турецкими коврами выставлены и образцы коврового творчества тюркских народов, например, традиционные иранские и кавказские ковры, а также экспонаты со всего мира.

Экспозиция ковров

Отдел художественных изделий из дерева знакомит посетителей музея с предметами 9 и 10 столетия, изготовленными во времена сельджукской и османской эпох. А в отделе этнографии можно увидеть масштабную коллекцию предметов, которая кропотливо собиралась в течение длительного периода во всех уголках Турции. Здесь можно ознакомиться с одеждой, орудиями труда, домашней утварью, ковроткацкими станками и еще с различными вещами, использовавшимися в быту исламских стран в прежние эпохи. Копии кочевнических юрт, а также предметы, представляющие различные виды народных промыслов, дают очень яркое представление о повседневном быте народов тюркских групп и кочевников Центральной и Восточной Анатолии.

Отдел художественных изделий из дерева

Помимо экспонатов музея немалый интерес для посетителей представляют интерьеры дворца, в некоторых комнатах воссоздано убранство в староосманском стиле. Здесь можно частично прикоснуться к трагической истории жизни бывшего владельца дворца. Ибрагим Паша был очень дружен с султаном Сулейманом, познакомились они еще в детстве в дворцовой школе и с тех пор не расставались. Взошедший на трон Сулейман сделал Ибрагима сначала главным сокольничим, а вскоре и главным постельничим. В этой должности и совершил для себя роковую ошибку Ибрагим Паша – приобрел для султана на невольничьем рынке красавицу украинку Настю Лисовскую, более известную во всем мире как Роксолана. Изначально ничего не предвещало беды, султан назначил Ибрагима Великим Визирем и даже подарил ему в 1524 году дворец – огромное здание с четырьмя внутренними дворами, которое своими размерами могло посоперничать с любым из строений Топкапы – резиденции османских султанов. Через год Ибрагим Паша женился на сестре Сулеймана – Хадидже, чем еще больше приблизился к султану. Зачастую он даже оставался ночевать во дворце Топкапы в спальне, которая располагалась рядом со спальней Сулеймана. Влияние Ибрагима Паши на Сулеймана было очень велико, что не могло не волновать Роксолану, успевшую к тому времени стать любимой женой и родить Сулейману наследника. Поэтому, когда Ибрагим Паша в качестве преемника трона стал открыто поддерживать принца Мустафу, а не ее сына – Селима, отчаявшаяся женщина решилась на жестокие меры. Хитросплетенные интриги привели к тому, что Ибрагим Паша стал утрачивать доверие султана. В 1536 году, оставшегося на ночь в Топкапы , Ибрагима Пашу предательски задушили, а все его имущество, включая подаренный дворец султан конфисковал в пользу государства. За прошедшие годы дворец повидал множество хозяев и несколько раз менял свое предназначение, служа в разные годы апартаментами для визирей, воинскими казармами, швейными мастерскими и даже тюрьмой. Пришедшее в упадок здание было капитально отремонтировано и отреставрировано в период с 1966 по 1983 годы, после чего дворец Ибрагима Паши предстал перед посетителями как Музей турецкого и исламского искусства.

История дворца

Точная дата постройки дворца Ибрагима-паши неизвестна, ориентировочно – начало XVI века. Возведенный на развалинах старинного ипподрома, он так и назывался – дворец Ипподрома. Великому визирю требовалось достойное жилье, Сулейман сделал роскошный подарок.

Здание стало называться дворцом Ибрагима-паши и перешло в его полное владение. Необычная форма в виде крепости и прочные каменные стены пришлись весьма кстати – у главного визиря Османской империи было много врагов и недоброжелателей.


После женитьбы Ибрагима-паши на сестре падишаха Хатидже-султан в доме появилась хозяйка. Сам Сулейман Великолепный любил здесь бывать, наблюдал с балкона за активной жизнью площади Султанахмет, в знак особого уважения устраивал приемы в честь важных событий.

С казнью опального визиря и конфискацией его имущества, для дворца Ибрагима-паши наступили сложные времена. Некогда гостеприимный и надежный дом переходил из рук в руки, менялись владельцы и обитатели. В свое время здесь располагались:

  • апартаменты визирей различного ранга;
  • военные казармы;      
  • тюремные камеры;
  • швейные мастерские.

Былое великолепие приходило в упадок, здание ждал бесславный конец. Хорошие перемены произошли в период с 1966 по 1983 годы. В результате реставрации бывший дворец Ибрагима-паши стал действующим музеем, одним из самых интересных в Турции.

История дворца

Точная дата, когда был построен дворец, историки определить не смогли. Здание появилось в начале 16 века, на месте, где ранее располагался ипподром. Однако история дворца тесно связана с периодом, когда правил Сулейман Великолепный (иначе его называли Справедливым). Ибрагим, который стал владельцем здания, с рождения был сыном рыбака в Праге. В те времена она входила в Венецианскую республику.

Ибрагим не принадлежал к Османской империи и его иногда звали Френком, «европейцем». Еще очень маленьким он был украден пиратами, а потом продан и стал рабом. Ибрагиму-паше повезло, он попал в услужение османским принцам, которые учились в Манисе. Этот период стал началом великой, но трагической дружбы с будущим великим султаном, который в то время был еще только принцем, однако, всецело доверял другу-европейцу.

Со временем, когда Сулейман возглавил Османскую империю, он сделал бывшего раба своим сокольничим. Ибрагим всегда отличался живым умом, мастерски владел дипломатией, был очень отважным и благодаря этим качествам стал незаменимым при дворе. В качестве признания его заслуг султан сделал друга главным постельным, а потом и вовсе Великим визирем. Это была самая высокая должность после главы империи.

Через некоторое время Ибрагим-паша женился на Хатидже – родной сестре султана. Сулейман сделал на свадьбу молодоженам подарок – дворец в Стамбуле. Перед этим здание подверглось капитальной реставрации с помощью архитектора Синану. Дворец получился строгим, величественным, из камня, с 4 двориками.

Султан оказывал огромную честь Ибрагиму-паше, несколько раз проводя в его гостеприимном доме важные и памятные события – обрезание сыновей, свадьбу дочери. Сулейман был привязан к своему любимому визирю и обещал, что никогда его не казнит. Однако судьба решила иначе.

Из-за интриг любимой супруги Хюррем султан был вынужден казнить друга. Для этого Сулейману пришлось заручиться разрешением священников. Взамен он отстроил храм в честь визиря.

Смерть его настигла после дружеского ужина с Сулейманом. Затем все имущество визиря было конфисковано, в том числе и его дворец. Потом он не раз менял своих владельцев. Там жили другие визири, были солдатские казармы, потом посольство. После – тюрьма и швейные мастерские. Полная реставрация проводилась с 1966 до 1984 гг. После этого здание стало знаменитым Музеем Турции.

Музей турецкого и исламского искусства

Современная экспозиция располагается в особняке, подаренном Сулейманом Великолепным Ибрагиму Паше. Это здание – памятник архитектуры, его ценность соизмерима с дворцом Топкапы. Только посетив комплекс, можно понять вкусы и предпочтения турецкого народа. Выставка огромна: она состоит из 40 000 предметов, принадлежащих знати. Самые ранние артефакты датируются 16 веком. До 1914 года выставка была очень скромной: она занимала столовую мечети Сулеймание. Расцвет комплекса пришелся на 1938 год: в это время провозгласили Турецкую республику. В 1985 году музей включен в каталог ЮНЕСКО.

Посетителям предлагается осмотреть:

  • ковры (некоторым по 5 сотен лет)
  • рукописи (особенно ценны подлинные копии Корана)
  • шамаиль (художественная каллиграфия, изображающая суры из Корана)
  • изделия из дерева
  • керамика
  • стеклянные артефакты
  • кованые изделия
  • предметы быта (расчески, кувшины, тазики)

Оканчивается экспозиция в зале этнографии. Здесь выставлены юрты, костюмы времен Османов, части интерьера.


С этим читают