Красота по-венециански: дворец дожей

Оружейная Палата

Посещение Оружейной Палаты (Armeria di palazzo) доставит истинное удовольствие любителям военной истории Венеции. Она начала работу еще во времена Совета Десяти, как хранилище для оружия немалой дворцовой стражи и вспомогательных сил с судостроительного завода Арсенал (Arsenale di Venezia).


В залах представлены доспехи 15-го и 16-го веков, мечи, алебарды и арбалеты. Чтобы не ошибиться в том, кого они должны были защищать, многие из них подписаны буквами «СХ», что означает «для Совета Десяти». 

Здесь представлены выдающиеся образцы огнестрельного оружия 16-го и 17-го веков, пыточные машины, доспехи для лошадей и вооружение, используемое на турнирах, а также арбалеты, мечи и турецкие артефакты, взятые в битве при Лепанто в 1571 году. 

Некоторые из экспонатов довольно необычны, среди них «сундук дьявола», который при открытии стрелял из четырех спрятанных пистолетов (в случае, если один промахнулся), отравленная стрела, и 20-ствольный аркебуз – предшественник пулемета.

Картины во дворце Дожей

В залах музея собраны картины и статуи известных итальянских мастеров. В «Зале большого совета», который посетители видят первым, находятся картина «Рай» авторства живописца Якопа Тинторетто и его сына Доменико и полотно «Триумф Венеции», написанное Паоло Веронезе.

В следующем зале — «Зале выборов» — расположены 3 овальные картины, 2 квадрата и 12 треугольников, в которых находятся сюжеты, написанные художником Алессандро Варотари (или Падованино).

В «Зале Компаса» потолок составлен из трех больших овалов и 12 четырехугольников. Потолок был расписан Паоло Веронезе: на первом овале изображена богиня в облаках, окруженная фигурами Славы, Силы, Богатства — она олицетворяет собой Венецию (картина называется «Триумф Венеции»).

«Зал совета десяти» также украшен произведениями Веронезе. Однако сейчас в зале остались только «Старик, сидящий у ног женщины» и несколько других. Лучшие полотна были увезены в Лувр.

Наиболее грандиозно отделан «Посольский зал». В нем находятся 4 картины Якопа Тинторетто: «Дож Андрей Гритри, преклоненный перед Святой Девой, ангелами и святыми», «Обручение Святой Екатерины», «Святая Дева в вечной славе» и «Дож Мочениго перед явившимся ему Спасителем». А на главной стене зала находится полотно «Дож Велье, Венеция, Святая Жиуста и аллегория Веры, преклоненные, взирают на явление Спасителя в его славе, окруженного сонмом святых, ангелов и архангелов».

Константин

Экскурсии: сколько стоит и когда посмотреть

Время работы дворца зависит от туристического сезона. Во время высокого сезона (апрель – октябрь) Палаццо открывается в 8.30 и заканчивает работу в 21.00 (с воскресенья по четверг), с 8.30 до 23.00 (в пятницу и субботу). А в зимний период время работы дворца уменьшается на 2 часа – соответственно до 19.00.

Прогулку по Дворцу лучше всего запланировать на послеобеденное время, когда схлынет основной поток туристов (организованные экскурсии приходятся по большей части на утреннее время).

Билет во дворец стоит 25 евро. Студентам и пенсионерам предоставляется скидка – для них цена билета будет 13 (для получения скидки нужно предъявить пенсионное удостоверение или студенческий билет). Дети до 6 лет могут посещать Дворец бесплатно, а с 6 до 14 лет – за 13 евро.

Аудиогида на русском языке нет, но экскурсию может проводить и русскоязычный гид. В основном экскурсии на английском и итальянском языках.

Есть отдельная экскурсия для любителей всего таинственного. Она называется «Секретные маршруты», и проводит всех желающих по секретным помещениям дворца – подземным потайным ходам, казематам. Правда, эта экскурсия идет только на итальянском, английском и французском языках. Русской аудиоверсии нет.

Экстерьер

Центральный балкон Дворца дожей

Как будто в насмешку над всеми законами архитектуры верхняя массивная часть Дворца дожей покоится на лёгких ажурных арках. На первый взгляд кажется, что здание перевёрнуто фундаментом кверху и крышей книзу, настолько нелогична сама система его фасада: две ленты слабых опор внизу и высокая сплошная стена наверху. В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания и Антонио де Понти, творец моста Риальто, восстановил первоначальный облик сооружения.

Сначала кажется, что все архитектурные элементы фасада связаны между собой как-то нелогично, неожиданно и как будто случайно. А в то же время всё тут привлекательно, свежо и ярко, полно жизни и радости, всё художественно насыщено, и, в конце концов, разумно. Открытая аркадная галерея первого этажа — это не художественный каприз, а чудесное укрытие от южного солнца. Это место, где любому прохожему приятно отдохнуть и полюбоваться отсюда видом одного из наипрекраснейших в мире архитектурно-природных пейзажей.

Галерея второго этажа — это воздушный балкон, который затемняет с юга и запада сравнительно небольшие официальные помещения. Комбинация ажурных галерей и гладкой стены во Дворце дожей насыщает весь фасад невероятным богатством композиционных контрастов и как бы оголяет всю внешность фасада, открытую навстречу ансамблю Пьяцетте и простору венецианской лагуны.

Отделка дворцовых фасадов велась в основном в середине и второй половине XV века, когда прежний восторг готической традицией сменился у венецианцев стремлением к более гармоничным формам Ренессанса. Отказавшись от готической филигранности, они стали приверженцами мягкой округлости архитектурных форм, которые блестят разнообразными сортами мрамора. Однако светлый фасад Дворца дожей, выходящий на Пьяцетту, имеет одну мрачную деталь. Во втором ярусе 9-я и 10-я колонны сделаны из мрамора более густого, красноватого оттенка: между ними оглашались смертные приговоры.

В центре восточного фасада находится балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 году. Над балконом — стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1865 году было провозглашено объединение Венеции с Итальянским королевством.

Порта делла Карта

«Бумажная дверь»

Слева от фасада, выходящего на площадь Святого Марка, открывает доступ во двор Дворца дожей «Порта делла Карта» — «Бумажная дверь», созданная Джованни и Бартоломео Бон; в форме стрельчатой арки, украшенной в верхней её части декоративными элементами в готическом стиле; на портале — дож Франческо Фоскари перед крылатым львом (символом Венецианской республики), а наверху — статуя Правосудия. Происхождение названия двери учёные трактуют двояко. Возможно, оно связано с архивом документов, находившимся неподалёку, или, согласно другой версии, в связи с тем, что когда-то тут сидели писари и помогали составлять горожанам документы, жалобы и прошения.

Внутренний двор Дворца дожей

Через «Бумажную дверь» можно пройти к арочной галерее Фоскари, а потом во двор Дворца дожей, окружённый двухъярусными мраморными аркадами и украшенный восемью древнегреческими скульптурами

Особое внимание привлекает к себе статуя генерала М. делла Ровере, герцога Урбинского (работа скульптора Д.Бандини)

Посередине двора до сих пор стоят два пышных бронзовых колодца-водоёма, которые поставляли лучшую во всей Венеции воду. Множество торговок водой каждый день заполняли внутренний двор дворца и разносили оттуда своё холодное и вкусное питьё даже в самые отдалённые кварталы Венеции.

Основной фасад с восточной стороны входа — работы Антонио Риццо (конец XV столетия), роскошно украшенный Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и восточной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке.

Наверху северного фасада с Арочной галереей Фоскари установлен циферблат часов; у этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола. Справа на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год).

Секретные помещения Дворца Дожей в Венеции

Дворец дожей имеет три этажа, не считая этажа лоджий, с множеством залов и небольших помещений, предназначавшихся для работы бессчетных канцелярий Республики и проведения заседаний. С 1923 г. в них экспонируются картины, оружие, доспехи.

Однако не все из помещений дворца сохранили свой первоначальный вид. Французы, захватившие Венецию в 1797 г., увезли в Лувр немало картин знаменитых художников. В том числе и потолочное панно Веронезе «Зевс поражает молнией пороки» (сейчас на его месте копия) из зала Совета Десяти, где заседал Трибунал, выносящий приговоры томящимся неподалеку преступникам. Неподалеку – то есть этажом выше, где под самой крышей находилась одна из старых тюрем – Пьомби.


Ящик для доносов во Дворце Дожей

Крыша была покрыта свинцовыми пластинами, и в жару накалялась до невообразимых температур, а в холод – в буквальном смысле слова леденила душу, замораживая тело.

Кроме Пьомбо, Дворец дожей располагал и тюрьмой Поцци («колодцы»), в полуподвальных помещениях, на уровне воды в каналах.

Преступники под крышей и под землей содержались в нечеловеческих условиях. В свое время узниками Пьомби были Джордано Бруно и Казанова, который все же сбежал из тюрьмы, что ранее не удавалось никому.

Мост Вздохов связывал Дворец Дожей с новой тюрьмой

Кстати, несмотря на то, что камер в обеих тюрьмах было не так уж и мало, в XVI в. было построено отдельное здание, предназначавшееся для содержания преступников.

От Дворца Дожей новую тюрьму Карчери отделяет лишь узкий канал, через который перекинут знаменитый Мост Вздохов, названный так потому, что через его зарешеченные оконца ведомые в камеру или на казнь могли бросить прощальный взгляд на город и вздохнуть, горюя о своей участи.

В число секретных помещений дворца входят, помимо тюрем и зала Совета Десяти, зал Совета Трех (инквизиции), зал пыток и зал исполнения приговоров (эшафот).

Главные экспонаты дворца Дожей

Зайдя внутрь вы окажетесь в просторном дворе, где расположены пара колодцев, а также лестница Гигантов.

Знаменитое окошко, называемое львиной глоткой, для доносов, пользовалось большой популярностью у граждан Серениссимы.

5.

6.

Далее следуем к золотой лестнице украшенной двумя статуями, слева Геркулес, убивающий Лернейскую гидру, а справа Атлант, поддерживающий небесный свод.

7.

А свое название — золотая, лестница получила из-за богатой отделки позолоченной лепниной. Просто посмотрите на этот потолок.

Поднявшись на третий этаж открывается красивый вид на Собор Святого Марка. Залов в музее Дожей огромное количество, про все не расскажешь. Первый зал — зал географических карт. Они тут везде на стенах и глобусах.

Картин со львом держащим книгу очень много, что не удивительно. Ведь Святой Марк считается покровителем Венеции, и именно он изображен на эмблеме города в виде льва (символ Марка Евангелиста) и держит он книгу со словами «PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS» (Мир тебе, Марк, мой Евангелист).

11.

А об этой фреске хочется сказать отдельно. Если вы ее найдете, то оцените все прелести осмотра музей с аудио гидом, потому что ее просто так не найдешь. Кажется что это неприметная дверь в зале философов, с лестницей ведущей на верхний этаж, но если подняться на несколько ступеней и обернуться то на противоположной стене, над дверным проходом, вы увидите фреску Тициана.

12.


13.

Невозможно описать или передать всю красоту убранства музея, это надо видеть. Огромные залы усыпанные картинами и позолоченной лепниной. Периодически можно встретить вид на крыши Венеции. И снова картины и безумно красивые потолки.

14.

Знаменитая потайная дверь (Буссола), замаскированная под деревянный шкаф и ведущая в комнаты трех глав «Совета десяти» и инквизиторов.

Дальше будет оружейная палата, с множеством интересных экспонатов. Как например это ружье пулемет. Огромное количество шпаг, рапир и доспехов. Охранять было что, ведь Венецианская республика была самой богатой в те далекие времена. Из оружейной палаты открывается шикарный вид на каналы Венеции.

16.

Кто-то жил в шикарных комнатах, а кто-то гнил в тюрьмах, которые расположены рядом с Дворцом Дожей и соединены мостиком, называемым «Мост вздохов», потому что заключенный могли бросить последний взгляд на Венецию проходя по этому мосту. Ведь жили они вот в таких апартаментах.

Но был и дворик, не знаю могли ли они там гулять или нет. Мост вздохов красиво украшен лепниной, чтобы не портить общего шика и блеска дворца дожей.

Забыл сказать, что в дворец Дожей лучше идти к открытию, чтобы избежать толпы туристов. Страшно представить что творится в Венеции летом, если в сентябре в полдень, пройти в центре не возможно. Выручает речной трамвай вапоретто, но это уже другая история. Всем удачи и пока!5

Зал Совета Десяти

Зал Четырех Дверей соединен другими комнатами, которые показывают другую сторону внутренних процессов Венецианской республики.

Совет Десяти, заседавший в Зале Совета Десяти (Sala del Consiglio dei Dieci), был тайным государственным судом, отвечающим за работу тайной полицией и контролирующим все аспекты общественной и частной жизни. 

Решения этого Совета не могли быть обжалованы. Зал выглядит очень элегантно – с деревянными панелями, позолотой и картинами, такими как полотна Веронезе «Юпитер, изгоняющий пороки» и «Юнона, осыпающая дарами Венецию».

Рядом с дверью в Зал Компаса (Sala della Bussola), где ожидали допроса те, кого вызвали на Совет Десяти, находится ящик – «Львиная Пасть» (Bocca di Leone). У этого ящика имеется специальное отверстие, куда можно было кидать тайные доносы.

Инквизиторы, которые встречали осужденных в Зале Инквизиторов (Sale dei Inquisitori), были следственными судьями. В их задачу входило допрашивать правонарушителей, при необходимости с помощью «определенных стимулов», побуждающих к признаниям. Посередине потолка находится картина – «Возвращение блудного сына» работы Тинторетто.

Внутренняя планировка Дворца Дожей

По лестнице Гигантов можно попасть в лоджию, а из нее по Золотой лестнице перебраться во внутренние апартаменты. Но по ней, то есть позолоченной лестнице (таковой она была на самом деле) во Дворец Дожей могли проходить только лица, значащиеся в «Золотой книге» — реестре записей дат рождения, смерти, бракосочетаний членов семей, принадлежащих аристократическому обществу.

Внутри дворцовое здание разбито на множество помещений:

  • апартаменты дожа;
  • книгохранилище;
  • оружейная палата;
  • судебные ведомства;
  • залы суда;
  • тюремные камеры.

Вид на мост Вздохов

Самым большим и значимым помещением дворца признан Зал Большого Совета, занявший отдельное крыло полностью. Его размеры составляют 54 х 25 х 15 м (длина х ширина х высота). Над украшением и отделкой трудились лучшие мастера. Например, огромная роспись, украшающая потолок по центру, является работой Якопо Тинторетто и группы его помощников, изобразивших Венецию в окружении морских божеств. Эти же мастера потрудились и над созданием гигантской картины «Рай», для написания которой понадобился холст внушительных размеров – 7 х 22 м.

По выходу из Зала Большого Совета через коридор можно попасть в Зал выборов, обустроенный для баллотирования в органы государственной власти. И это помещение, несмотря на серьезность своего предназначения, поражает великолепием убранства. Его потолок и стены богаты композициями со сценами победоносных сражений. Верхушка одной из стен окаймлена фризом, составленным из портретов дожей. И как только избирался новый вождь, фриз тут же пополнялся новым портретом. Но настоящим украшением зала служит внушительная триумфальная арка, возведенная в честь Франческо Морозини в конце XVII столетия по решению Сената.

Интересен своим убранством и Зал Коллегии, предназначенный для утреннего сбора всех представителей правительства, на котором либо решались повседневные задачи, связанные с управлением Венецианской республикой, либо принимались послы, прибывшие из других стран. Резной позолоченный потолок Зала Коллегии – творение Франческо Белло, обрамляет множество аллегорических полотен, созданных художником Паоло Веронезе. Над трибуной висит роскошное полотно под названием «Венеция на троне».

Вид на лестницу Гигантов из портиак Фоскари

Множество живописных композиций украшают и Зал Совета Десяти. Их главной задачей является не только украсить строгое помещение, но и выразить всю мощь Венецианской республики, и показать через свои изображения силу высшего судебного органа. В свое время на потолке этого зала находилось расписное изображение Юпитера, побеждающего человеческие пороки. Но в конце XVIII века его вывезли французы, и теперь красотой этой картины можно полюбоваться в Лувре. А место настоящей картины заняла ее копия, воссозданная Якопо ди Андреа.

Зал Большого Совета


Зал Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio), построенный между 1340 и 1355 годами, был резиденцией Венецианского парламента. Масштабы зала впечатляют – 54 метра на 25 метров.  Но его пропорции настолько гармоничны, что не позволяют ему выглядеть огромным. 

Размер зала был вопросом практичности: когда проводились заседания Совета, здесь должно было разместиться до 1800 человек, имеющих право голоса. В Зале Большого Совета обсуждались все решения, которые сделали Венецианскую республику мировой державой.

Величайшие художники своего времени – Пизанелло, Джованни Беллини, Карпаччо и Тициан – принимали участие в росписи зала, но пожар в 1577 году уничтожил большую часть их работ. 

Для нового зала картины рисовали Тинторетто и Веронезе вместе с Пальма младшим и Франческо Бассано. Полотно «Рай» Тинторетто занимает всю стену позади трона дожа и кресел высших чиновников. Размеры полотна (22 метра на 7 метров) делают его, как самой большой в мире картиной, написанной маслом. 

Еще один шедевр Зала Большого Совета – потолок с картиной Веронезе «Триумф Венеции», где в облике прекрасной женщины изображена торжествующая Венеция, окруженная богами, а ангел возлагает на её голову венец как символ победы. 

Также на потолке можно увидеть картину Якопо Тинторетто «Дож Николо да Понте принимает лавровый венок из рук Венеции» и полотно «Венеции приветствуя покоренные народы вокруг ее трона» Пальма младшего. 

В Зале Большого Совета размещены портреты всех дожей, правивших Венецией. Но только портрет дожа Марино Фальеро закрашен черным цветом – ему на Лестнице Гигантов за измену отрубили голову.

Отели около Дворца Дожей

Мы рекомендуем эти проверенные отели рядом с Дворцом дожей:

Hotel Moresco (ссылка): отель 4*, роскошные номера с уникальным декором, частный сад, богатая библиотека, завтрак включен в стоимость проживания.

Locanda Orseolo (ссылка): бутик-отель 3*, отреставрированный бывший венецианский дом, элегантный декор, частный двор, вкусный завтрак.

Hotel Antiche Figure (ссылка): средняя цена, в историческом здании палаццо 15-го века, внимательный персонал, традиционная венецианская обстановка.

Hotel Dalla Mora (ссылка): бюджетный отель, расположенный в центре города, сторомодный декор, вежливый персонал.

Краткое описание

Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию, передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.

Вид на южный фасад здания

Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали. Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.

Целью возведения такого солидного здания было получение резиденции дожей, или вождей – республиканских некоронованных правителей. Вместо короны у дожа был рожок, и то, только в том случае, если он действительно хорошо справлялся со своими обязанностями. В противном случае рожок с него снимали. Однако в венецианском дворце работал не только дож – здесь несли государственную службу и сотрудники тайной полиции, и представители Сената и Верховного суда, и заседали члены Большого совета. Кроме того, на первом этаже здания размещалось морское ведомство со своими многочисленными службами юристов, канцлеров, цензоров.

Вид на Дворец с кампанилы собора Святого Марка

История

Название дворца происходит от резиденции дожа, главы Венецианской республики. Как и собор Святого Марка, дворец дожей строился и украшался много веков. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окружённой водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа П.Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.

В XII веке венецианские мастера соорудили новый дворец, притом уже не было необходимости строить его как крепость. На то время в Венеции уже не было привычных для средневековой Европы крепких замков и крепостных стен: здесь море служило защитой, а вместо фортов у республики был прекрасный флот. Поэтому крепостные стены и башни строить не стали, а сохранившийся ров засыпали.

Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.

Нынешнее здание дворца в основном было построено между и 1424 годами. Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио, а также Пьетро Базейо и мастер Энрико. В -1404 годах был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, что выходит на площадь Святого Марка. Для окончания строительства были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, однако большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами — специалистами по обработке мрамора.

Дворец был существенно повреждён во время пожара 20 декабря 1577 года. В ходе последовавшей реставрации было решено оставить здание в прежнем готическом стиле, вместо того, чтобы изменить его на более современный.

Кроме того, чтобы выполнять функции резиденции дожей, во дворце так же размещались политические инстанции республики вплоть до оккупации города войсками Наполеона в 1797 году.

В настоящее время здание является музеем.

Апартаменты во Дворце Дожей

Эти комнаты на втором этаже восточного крыла удивительно маленькие. Каждый дож сам обставлял свои апартаменты. В свое время, когда Наполеон бежал из Венеции, он прихватил с собой все, что было в этих комнатах, но даже скудно обставленные, апартаменты интересны своими произведениями искусства и декором. 

Самый вычурный – Зал Скарлатти (Sala degli Scarlatti) с резным потолком, с камином 1501 года архитекторов Антонио и Туллио Ломбардо и двумя фресками, одна из которых работы художника Тициана. 

В Зале Голосований (Sala dello Scrutinio) вы увидите картину «Завоевание Зары» Тинторетто, а в Зале Эриццо (Sala Erizzo), названного в честь дожа Франческо Эриццо, – потолок 16-го века и мраморный камин с лепниной.

В небольшой картинной галерее в задней части апартаментов находятся работы Джованни Беллини, Боккаччо Боккаччино, Тьеполо и Тинторетто.


С этим читают